Уровня: 1) теоретический- сист знаний об объектах соц реальности, их сист характеристиках и кач-вах получ в ходе умств деят при исп теор средств логич понятий типолизации, анализа, синтеза и Т. Д. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уровня: 1) теоретический- сист знаний об объектах соц реальности, их сист характеристиках и кач-вах получ в ходе умств деят при исп теор средств логич понятий типолизации, анализа, синтеза и Т. Д.



Эмперический – сист знания о соц жизни, получ при помощи эмпирич методов исследования: анализ, наблюд, опроса и т.д.

Выдел. Соц инженерия- практич внедрение научных знаний (соц инжененрия- практич. Внедрение знаний) формир на стыке прикладн соц, соц псих и соц управления

Уровни соц знания

Общесоциалогич теории- общ-во в целом

Спец теории – опред соц общности и взаимод

Отраслевые теории- стык соц и др наук, в различных сферах

Соц исслед

1)фундаментальная- и зуч осн тенденцций развития общ-ва

Прикладные – ориент на изуч и регулир опред соц процессов в четко очередн областях общ жизни

Макро и микро соц исслед.

Социо логия как наука в настоящее время имеет весьма сложную структуру. Эта структура включает в себя общую социологическую теорию, которая изучает наиболее общие вопросы функционирования и развития общества, места в нем человеческой личности. Именно в рамках общей социологической теории происходит теоретическое осмысление и обобщение множества эмпирических фактов, накапливаемых и осмысляемых в частных социологических теориях, систематизация их по тем или иным признакам, разработка социологического категориального аппарата, установление закономерностей и формулировка законов

Фундаментальные социологические теории возникли из социальной философии и психологии; они основывались на наблюдениях, умозаключениях и обобщениях различных сторон общественной жизни, которые давали сведения о единых для всех социальных структур законах поведения людей.

Другой уровень социологических исследований - эмпирическая социология (от греч. empeiria - опыт) - комплекс социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ социальных данных с использованием методов, методик, техники социологического исследования, цель которых заключается в сборе и систематизации сведений о состоянии общественной жизни. Это достаточно самостоятельная научная дисциплина, которая имеет и другие названия. Соответствующая ей учебная дисциплина называется «Методика и техника конкретных социологических исследований». Эмпирическую социологию также называют социографией, что подчеркивает описательный характер этой дисциплины. Это направление социологии считается более близким к жизни, чем «высокие» теории.

И, наконец, уровень частных (отраслевых) социологических теорий. Эти теории, как правило, именуют теориями среднего уровня. Этот термин ввел в научный оборот знаменитый американский социолог Роберт Мертон. Каждая из «теорий среднего уровня» ставит и решает социологические проблемы применительно к определенному элементу структуры общества, отдельному, относительно самостоятельному общественному явлению. К числу теорий среднего уровня относятся:

социологические концепции, которые разрабатываются на стыке наук, - социология права, медицинская социология, экономическая социология, социология менеджмента и т.п.;

социологические теории, связанные с изучением отдельных сфер общественной жизнедеятельности: аграрная социология, урбанистическая социология, социология чтения и т.п.

различные отрасли институциональной социологии - особого направления, связанного с исследованием устойчивых форм организации и регулирования общественной жизни: социология религии, социология образования, социология брака и семьи.

Любое научное познание, в том числе и социологичес­кое, выступает как единство двух взаимосвязанных уров­ней знания - теории и эмпирии, двух видов исследования - теоретических и эмпирических.

 

3) Методы социологии

Метод – система приемов и правил теоретической и практической деятельности для исследования социальных объектов. Социологическая методология – система всех применяемых в социологии методов. В социологии выделяются методы:

а) всеобщие:

1. анализ – расчленение целостного объекта на составные части (стороны, признаки, свойства, отношения) с целью всестороннего изучения;

2. синтез – соединение ранее выделенных частей объекта в единое целое;

3. индукция – метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод делается на основе частных;

4. дедукция – способ рассуждения, когда из общего вывода делаются заключения частного характера;

5. аналогия – прием познания, при котором сравниваются похожие признаки объектов, и делается вывод об их сходстве;

6. абстрагирование – выделение и изучение интересующих свойств и отношений объекта, не беря во внимание остальные;

7. обобщение – установление общих свойств и признаков объектов;

8. классификация – разделение всех изучаемых объектов на отдельные группы в соответствии с общим признаком;

9. статистические методы, позволяющие определять средние значения;

б) общенаучные:

1. системный принцип, то есть любое явление, процесс рассматриваются как единое целое (система), обладающее определенной внутренней структурой, взаимодействие структурных элементов;

2. принцип объективности означает изучение объективных закономерностей в социальном развитии общества. Любое явление рассматривается как многогранное и противоречивое, то есть со всех сторон;

3. принцип историзма предполагает изучение социальных явлений с момента возникновения, их становление, развитие, понимание общих тенденций развития, выявление взаимосвязей с другими явлениями;

в) специальные социологические методы. В социологии выделяются:

- методы общей социологии:

1. структурно-функциональный анализ – исследование социальной структуры, механизма взаимодействия структурных элементов, выполняющих определенные функции;

2. кросскультурный анализ – сравнительное исследование, объект и предмет его культура;

3. сравнительно-корреляционный анализ – исследование статистической связи между различными социальными параметрами и выявление корреляционной зависимости;

- методы прикладной социологии:

1. анализ документов;

2. наблюдение;

3. опрос;

4. социальный эксперимент.

Познавательный, идеологический, мировоззренческий, прогностический, управленческая, концентрально описательная, оценочная, образовательная

 

Функции социологии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 425; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.32.213 (0.005 с.)