Теория социального факта Э. Дюркгейма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория социального факта Э. Дюркгейма



Несмотря на разнообразие теорий, концепций и подходов в различных школах в XIX веке, они все были едины в одном — объектом и предметом социологии является общество, вся общественная жизнь.

Начало XX века внесло существенные поправки в эти представления. Первым, кто усомнился в такой постановке вопроса, был выдающийся французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858-1917) — один из основателей современной социологии. Он полагал, что социология, имея объектом своего изучения общество, не должна претендовать на «всезнайство» о нем. Социология - наука о социальных фактах, образующих социальную реальность. Существование социологии как самостоятельной науки вытекает из специфики социальной реальности, воплощенной в социальных фактах. Социальная реальность включена в природный мир и развивается по определенным законам, то есть общество – это реальность особого рода. Общество автономно по отношению к природе и по отношению к индивидам. Человек - двойственная реальность, в котором есть две сущности: социальная и индивидуальная (социальная имеет приоритет над индивидуальной).

Социальные факты – это политические, правовые, моральные, религиозные другие идеи, нормы и ценности, выработанные коллективным сознанием людей. Социальные факты объективны, то есть не зависят от индивида и заставляют отдельных индивидов действовать в соответствии с этими идеями, нормами и ценностями не зависимо от его желания.

Исходя из этого, он трактовал реальность (законы, обычаи, правила поведения, религиозные верования, денежную систему и т. д.) как объективную, то есть не зависящую от человека.

Основные признаки социальных фактов: их объективное существование по отношению к отдельным индивидам и их принудительное воздействие на людей. Социальные факты (идеи и духовные ценности) – источник всякой социальной эволюции. Социальные факты воздействуют через социальные институты. Если же индивид не желает следовать этим нормам, то возникает аномия, что характерно для всех обществ, переживающих резкие изменения в своей структуре. Только благодаря коллективному сознанию в обществе возникает единение, то есть социальная интеграция, социальная солидарность, возможность преодоления девиантного поведения и аномии. Социальная солидарность – совокупность условий и факторов, способствующих интегрированию индивидов в социальные общности через создание системы прав и обязанностей, связывающих людей друг с другом. Он рассматривает два вида социальной солидарности: механическая (основана на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций – архаические общества) и органическая (характерна для современного общества и основана на разделении труда).

Его основные труды: «О разделении общественного труда», «Правила социологического метода», «Самоубийство», «Элементарные формы религиозной жизни».

 

10) Понимающая социология М. Вебера

Выдающийся немецкий социолог и социальный философ Маркс Вебер (1864-1920) — создатель «понимающей» социологии и теории социального действия, один из основателей современной социологии. В центре внимания социологии Вебера находились личность и ее поведение (отличие от взглядов Дюркгейма, исследовавшего общественные структуры). Он считал, что через изучение личности необходимо исследовать как общество в целом, так и его структуры, в частности государство и религию. Социология должна изучать не всякое поведение и социальную деятельность, а только осмысленные с точки зрения целей и средств их достижения и ориентированные на других людей с ожиданием ответной реакции. Вебер выделяет 4 типа социального действия: а) целерациональное действие – человек ясно представляет цель действия и средства ее достижения, учитывает возможную, ответную на них реакцию других индивидов, стремится к успеху; б) ценностно-рациональное действие совершается на основе осознаваемых ценностей (религиозных, духовных, этических и т.д.). Признавал огромную роль ценностей, считая их мощной силой, влияющей на социальные процессы.; в) традиционное действие основано на привычках, обычаях, традициях; г) аффективное действие происходят на основе аффектов, т.е. на несознаваемых, бессознательных психологических импульсах и чувствах (гнев, состояние депрессии, психологической травмы…). В то же время он не отвергает многообразия действий. В реальном поведении людей присутствуют все типы действий, каждый имеет свою мотивацию. Особое значение он придавал исследованию мотивов деятельности людей, ее рациональности. Степень осознанности растет от аффективного, традиционного до ценностно-рациональных и целерациональных. В теорию социального действия вводит понятие «идеальный тип – некая теоретическая идеальная модель человека. Действия которого совершаются на основе правил, норм, ценностей, свойственных данной эпохе…», учение об идеальных типах до сих пор актуально. Основой его «понимающей социологии» являются такие понятия, как «понимание», «идеальный тип», феномен «бюрократии», «религия». Большой вклад внес Вебер в разработку проблем методологии социологической науки, социологии власти, права, религии, организации, стратификации и др. Он посвятил немало работ проблемам государства, власти, типам господства (традиционное, легальное, харизматическое). Его основные труды: «Протестантсткая этика и дух капитализма», «О некоторых категориях понимающей социологии», «Хозяйственная этика мировых религий» и др.

 

11) Общество как социальная система

Понятие «общество» — основополагающая категория теоретической социологии и социальной философии.

Это понятие многозначно, существует множество различных его трактовок и множество теорий о нем.

Российская социологическая энциклопедия: обще-ство – это исторически развивающаяся совокуп-ность отношений между людьми, складывающая-ся на основе постоянного изменения форм и ус-ловий их деятельности в процессе взаимодейст-вия с органической и неорганической природой.

Общество — не простая сумма отдельных людей, а сгусток свя-зей и взаимодействий, сложивших-ся между людьми.

Общество и
современная социология

Современная социология, изучая об-щество, социальные явления и процессы применяет системный метод и принцип историзма:

  • 1) все явления и процессы рассматриваются как системы, обладающие определенной внутренней структурой;
  • 2) изучается процесс их функционирования и развития;
  • 3) выявляются специфические изменения и закономерности перехода их из одного каче-ственного состояния в другое.

Существенные черты любой системы

  • 1. целостность, то есть существование как целого;
  • 2. наличие определенной внутренней структуры и взаимосвязанность всех структурных элементов;
  • 3. обладание новыми качествами, которые отличаются от качеств составляющих его элементов.
  • Общество — это наиболее сложная социальная система, а ее элементами являются люди, социальная деятельность которых обусловливается определенным социальным статусом и в соответствии с ним выполняемыми функциями на основе принятых в этой системе правил, норм и ценностей, а также на основе индивидуальных качеств.
  • Общество обладает сложной многокомпонентной структурой.

 

Основные подсистемы общества:

  • 1) экономическая подсистема обеспечивает производство товаров, необходимых для удовлетворения жизненно-необходимых потребностей индивидов;
  • 2) социальная - регламентирует потребление и распределение всех благ;
  • 3) политическая осуществляет общее руководство и управление обществом;
  • 4) идеологическая (духовно-культурная) позволяет человеку реализовать свои духовные потребности и способствует нормативному регулированию общества в целом.

 

Другие подсистемы общества:

  • Классы;
  • Группы:

- этнические,

- профессиональные,

- демографические,

- территориальные,

- политические,

- семейные,

- по интересам,

 

Характерные признаки общества:

  • 1) территория, где складываются, развиваются отношения и взаимодействия между индивидами;
  • 2) его способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность внутренних взаимосвязей;
  • 3) автономность и высокий уровень саморегуляции;
  • 4) большая интегрирующая сила.

Общество — это универсальный самодостаточный, саморегулирую-щийся и самовоспроизводящийся способ организации социальных связей и социального взаимодействия, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребностей людей

12) Типология обществ

В современной социологии выделяются различные типы (образец, модель, формирующаяся на основе целостной совокупности принципов) обществ. 1) Если в качестве главного признака выбрать письменность, то общества делятся на дописьменные и письменные;

2) Все общества делятся на простые и сложные. Простые: нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных (первобытные племена). Простые общества возникли 40 тысяч лет назад.

Сложные: несколько уровней управления, несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов. Возникновение сложного социального института – государства (6 тысяч лет назад) привело к появлению сложных обществ.

3) В основании третьей типологии лежит способ добывания средств существования, т. е. способ производства. Самый древний – охота и собирательство Далее общества скотоводов; огородников; земледельцев.

4) В середине XIX века К. Маркс предложил свою типологию: основанием которой служат два критерия – способ производства и форма собственности. Общества, различающиеся языком, культурой, обычаями, политическим строем, образом и уровнем жизни людей, но объединенные этими признаками, составляют общественно-экономическую формацию. По Марксу, человечество последовательно проходит различные стадии в своем развитии: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую.

5) По Даниелю Беллу (американский социолог) развитие человеческого общества последовательно проходит три стадии, соответствующие трем главным типам общества: доиндустриальную, индустриальную, постиндустриальную.

6) На рубеже XIX-XX вв. трудами О.Конта, Г.Спенсера, Э.Дюркгейма, А.Тойнби утверждается идея о двух этапах общества: традиционном (военном) и индустриальном (промышленном).

7) В конце XX века западные социологи Р.Арон, Ж.Фурастье, Дж. Гэлбрейт выделяют типы обществ: аграрно-ремесленное, индустриальное и постиндустриальное.

В переходный период от одного типа общества к другому изменяются технологии, способ производства, форма собственности, социальные институты, политический режим, культура, образ жизни, численность населения, социальная структура самого общества.

Каждая конкретная форма общества связана с определенной территорией и политической властью. Люди, включенные в данную территориально-политическую государственную систему, содержание, формы и направленность их социальных действий не только самодетерминируются, но и детерминируются этой системой. В свою очередь, данная форма организации общества создается людьми или, вернее, властными структурами, неважно, каким путем (демократическим или антидемократическим) они пришли к власти. Отсюда следует вывод: каково общество (тоталитарное, автократическое, демократическое и т. д.), таковы соответственно и люди, и их социальные действия, какова властная структура, таково и общество.

Рассмотрев различные этапы и типы развития общества можно сделать вывод о том, что в развитии общества наблюдаются определенные тенденции и закономерности: 1) закон ускорения социального развития; 2) закон неравномерности экономического, социального, политического и духовного развития; 3) наличие в развитии общества социального прогресса.

 

13) соц группы и общности. Виды общностей

 

(классы, нации, проф, демогр, террит, политич группы)

Соц общность- оптносит устойчивая совок людей, отлич более или менее одинак: условиями, обр жизни, массов. Сознан, а также общностью соц норм, ценностных систем и интересов.

В отличии от соц. Инт и организаций общности не создаются сознательно людьми, а складываются в ходе развития общ-ва

1) в процессе обществ призв-ва (профессиональные)

2) на этнич осонове

3) территориальные

4) демографические

5) политические

6) расовые

7) классовые

8) семейные

9) религиозные

10) группы по интересам

Соц общность та, где люди могут осознать одинаковость условий, одинаковые условия порождают соц. Нормы

Соц общность- множество людей с каким-либо общим признаком и наличием между ними соц связей

Функционир на основе соц связей и взаимод ее элементов- индивидов

Соц круг- контакты, общение людей, (соседи, в поезде, круг знакомых, коллег)

Соц группа – совок людей имеющ общ соц признак и выполн обществ- необх функцию в общей структуре обществ разделение труда и деятельности

Типы соц групп: малые\большие

Формал\неформал

Целевые (для реш цели)

14) малые группы и коллективы, сходства, различия

Малая группа- связ звено в системе личность-общ-во (семья, секта, друзья 2-неск десятков чел)

Коллектив- высш уровень развит соц групп (сплоченность, ценностно- нормат ориентация)

(произв бригада,;научн, воинские; спортивная команда)

Сходства:

-общий признак, образ и усл жизни

- наличие соц связей

-псих отношение

-опозн принадлежности

Различия:

-налич обществ знач цели

-совместн деят

-выс сплоченность

- иерархия стат раздел обязанностей

Единство ценностно-нормат ориент

-ответств за результат

Коллективы классификация

1) по характ внутр связей –форм\не форм

2) по сост гомогенные\ гетерогенные (пол возраст, профессия, статус)

3) по комплектованию постоянные\временные

4) по выполн задачам группы руководства \ функц-произв\ комитеты

 

15) Социальные институты

Термин «социальный институт» был впервые предложен английским социологом Спенсером (1820-1903), им описано шесть типов (учреждения: домашние, обрядовые, политические, церковные, профессиональные, промышленные). В настоящее время этот термин употребляют в самых разнообразные значениях (как вуз, НИИ, институт: государства, семьи, церкви, образования).

Социальный институт — относи­тельно устойчивая форма организации социальной жизни, обеспечивающая устойчивость связей и отношений в рамках общества.

Общество выступает как система социальных институтов, механизмы их регулирования постоянно обновляются.

Социальные институты обладают следующими признаками: 1) наличие цели своей деятельности;

2) наличие конкретных функций, обеспечивающих достижение цели;

3) четкое распределение социальных позиций (статусов) и ролей, функций, прав и обязанностей, типичных именно для данного института;

4) совокупность норм, стандартов поведения, правил, установок, предписаний в рамках данного института;

5) система санкций.

В повседневной жизни социальные связи, действия между людьми достигаются через социальные институты. Социальные институты действуют от имени общества и выполняют в нем функции социального управления и социального контроля, обеспечивая соблюдение правовых и моральных норм, обычаев, административных решений и т.д., нарушение которых наносит ущерб обществу и его подсистемам. Социальные институты руководят поведением людей через систему вознаграждений или санкций в отношении к нарушителю. Для выполнения своих функций социальному институту необходимы материальные средства, ресурсы и учреждения, в пределах которых организуется деятельность людей, осуществляется управление социальными действиями и связями, контролируется их деятельность и т. п. Социальный институт здравоохранения обладает такими учреждениями как больницы, поликлиники, профилактории, санатории, имеет свои органы управления. Для деятельности системы здравоохранения нужны ресурсы (помещения, медицинское оборудование, квалификация врачей, доверие со стороны клиентов и т. д.).

Значительная часть признаков социального института совпадает с признаками социальной организации, так как социальный институт представляет собой особый тип социальной организации.

Отличия социального института от организации:

1) наличие стандартов поведения конкретных лиц в типичных ситуациях и специфических социальных норм и предписаний, регулирую­щих соответствующие типы поведения в рамках данного института. Если индивид не желает повиноваться, то начинает действовать аппарат принуждения;

2) соц. институт – это относительно устойчивый и долговременно действующий тип взаимодействий людей, что отличает от многих организаций (церковь как соц. институт функционирует много веков, а тайные организации декабристов в России – 10-15 лет);

3) соц. институт – крупномасштабная общность людей с разветвленной иерархизированной структурой с несколькими уровнями управления (местный, региональный, государственный). Пример – государство или институт внутреннего порядка, и. образования;

4) наличие необходимых кадров, материальных ресурсов и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативных предписаний и осуще­ствление социального контроля.

5) интеграция соц. института в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуры общества, что позволяет узаконить формально-правовую основу деятель­ности того или иного института, осуществлять социальный контроль над институциональными типами дей­ствий.

Социальные институты различаются по типу потребностей и задач решаемых ими (институт: семьи и брака, образования, юстиции, здравоохранения, науки, финансы, армия, дипломатия и т. д.).

Разновидности социальных институтов: 1) экономические

2) политические.

3) институты культуры и социализации, занимаются укреплением, созданием и распространением культуры, выполняют функцию социализации молодого поколения, воспроизводства культурных ценностей общества (семья, образование, наука, художественные учреждения).

Существуют формальные и неформальные социальные институты. Формальные социальные институты имеют общий признак — взаимодействие между субъектами осуществляется на основе формально оговоренных правил, законов, регламентов, положений (армия – воинский устав, медицина – клятва Гиппократа). Формальные социальные институты играют важную роль в упрочении общества.

Неформальные социальные институты хотя и регулируются в своей деятельности определенными нормами, правилами, но они не оформлены законом. Возьмем институт дружбы. Ему присущи многие признаки социального института. Обида, ссора, прекращение дружеских связей — своеобразные формы социального контроля в институте дружбы. У дружбы есть ресурсы (доверие, симпатия, действие знакомства и т. п.), но нет учреждений. Неформальные социальные институты основаны на тесных личных связях, взаимных симпатиях, непосредственном общении, общности действия, стремлений, чувств, интересов. Социальный контроль здесь осуществляется при помощи неформальных санкций — моральных норм, обычаев, традиций...

Система социальных институтов определяет общественный строй общества и, соответственно, экономическое, политическое устройство общества, тип культуры, образования и т. п. Проще говоря, если мы хотим понять общество, то нужно изучить его социальные институты, механизмы их регулирования, и таким образом мы поймем характер социальных связей в этом обществе.

Во многом развитие общества идет через развитие социальных институтов. Многообразие социальных институтов и их развитость, способность надежно, устойчиво, профессионально удовлетворять разнообразные потребности индивидов и социальных общностей определяют зрелость общества.

Социальная организация

С с.и. тесно связаны социальные организации. Социальная организация означает в широком смысле любую организацию в обществе, то есть деятельность по упорядочению всех элементов определенного объекта во времени и пространстве (близко к понятию «организовывать»), в узком - социальную подсистему организации, то есть как объект, обладающий определенной внутренней структурой.

В социологии термин "организа­ция" используется как элемент социальной структуры общества, хотя этот термин применительно к социальным объектам может означать управление деятельностью какой-либо группы (напр., политической организации) или степень внутренней упорядоченности, согласованности функционирования структурных элементов (согласованная деятельность цехов одного завода);

В социологии принято организации делит на: формальные и неформальные.

Неформальные организации – система межличностных связей, возникшая на основе взаимного интереса индивидов друг к другу (товарищеская компания, компании по интересам: рыболовы, любители книг…).

Социальная организация как объект чаще всего возникает тогда, когда достижение каких-либо общих целей признается возможным только через достижение индивиду­альных целей; или же когда достижение инди­видуальных целей оказывается возможным толь­ко через выдвижение и достижение общих це­лей. В первом случае создаются трудовые орга­низации (предприятия и учреждения), во вто­ром — возникают так называемых обществ, (союзные) орга­низации. Таким образом, определяющим признаком социальная организации является цель. Социальная организация выступает как целевая общ­ность. Именно коллективное достижение цели вызывает необходимость вводить иерархию и управление.

Социологов больше интересуют формальные организации. Существенные признаки формальной организации: 1) наличие определенной цели и функций;

2) обладание определенной структурой;

3) иерархия социальных статусов (должностей) и выполнение соответствующих функциональных обязанностей;

4) совокупность формальных правил и норм, регулирующих отношения между членами этой организации (устав предприятия);

5) наличие отношений власти и подчинения.

Формальная организация рациональна, безличностна, предусматривает и регулирует только служебные отношения, ее деятельность полностью подчинена достижению определенных целей, наличие административного персонала. Основные проблемы здесь — равновесие, самоуправление, разделение труда, управляемость и т. д. Индивид в организации есть одновремен­но работник, личность и элемент системы. Орга­низационное подразделение есть функциональ­ная единица, малая группа и подсистема.

Таким образом, социальная организация – это такая общность людей, которая складывается в определенную систему отношений и взаимодействий индивидов для достижения определенных целей посредством распределения функциональных обязанностей, координации усилий и соблюдения определенных правил сотрудничества в процессе функционирования.

Выделим типы организаций: добровольные ассоциации, производственно-хозяйственные, кредитно-финансовые, научно-исследовательские, учреждения здравоохранения и социального обеспечения, учреждения культуры и досугового обслуживания населения, учреждения правоохранительных органов, организации вооруженных сил, административно- управленческие организации

Стратификация в России

До 1917 года в России существовала сословная система стратификации. Февральская революция 1917 года отменила сословное деление общества и ускорила процесс образования классового общества.

Октябрьская революция 1917 года уничтожила частную собственность, большевики провозгласили курс на построение бесклассового коммунистического общества.

В 1936 году И.В. Сталин заявил, что социалистическое общество состоит из рабочих; крестьян и трудовой интеллигенции. Это была официальная стратификация.

Реально же советское общество стратифицировалась следующим образом

1. Высший класс – верхушка партийно-государственной номенклатуры.

2. Социальная прослойка – многочисленные слои, обслуживающие номенклатуру. Например, средние руководители, секретари, журналисты, милиция, персонал спецполиклиник, водители персональных машин и т.д.

3. Низший класс - рядовые рабочие, крестьяне, интеллигенция.

На рубеже 1980 - 1990-х годов начался переход страны к рынку и демократии. Формируются различные модели социальной стратификации современной России (авторы Т.И. Заславская, Н.М. Римашевская), позволяющие выделить слои и группы, различающиеся как социальным статусом, так и местом в процессе его реформирования.

По мнению академика Т.И. Заславской, российское общество состоит из четырёх социальных слоёв:

- верхний - реально правящий слой, выступающий в роли основного субъекта реформ. К нему относятся элитные и субэлитные группы, занимающие наиболее важные позиции в системе государственного управления, в экономических и силовых структурах. Их объединяют факт нахождения у власти и возможность оказывать прямое влияние на процессы реформ.

- средний - большинство его представителей не обладают не обеспечивающим личную независимость капиталом, ни уровнем профессионализма, отвечающим требованиям постиндустриального общества, ни высоким социальным престижем. В настоящее время этот слой не слишком велик, чтобы служить гарантом социальной стабильности. Экономический кризис резко снизил процент "среднего слоя". Полноценный средний слой в России может сформироваться лишь на основе социальных групп, сегодня образующих соответствующий протослой. Это мелкие предприниматели, менеджмент средних и небольших предприятий, среднее звено бюрократии, старшие офицеры, наиболее квалифицированные и дееспособные специалисты и рабочие.

- базовый социальный слой очень массивен, охватывает более двух третей российского общества. Его представители обладают средним профессионально-квалифицированным потенциалом и относительно ограниченным трудовым потенциалом. К нему относится основная часть интеллигенции, специалистов, служащие из технического персонала, работники торговли и сервиса, большая часть крестьянства. Социальный статус, менталитет, интересы и поведение этих базовых групп различны, но их роль в переходном процессе сходна;

- нижний - структура и функции нижнего слоя, замыкающего основную, социализированную часть общества, представляется наименее ясными. Чертами его представителей являются неспособность адаптироваться к социально-экономическим условиям переходного периода. Нижний слой состоит из пожилых, малообразованных, не слишком здоровых и сильных людей, не заработавших достаточных пенсий, не имеющих профессий и постоянного занятия, безработных, беженцев и вынужденных мигрантов из районов межнациональных конфликтов. Иногда в эту группу попадают люди, имеющие ранее значительно более высокий социальный статус, например, специалисты в условиях экономического кризиса потерявшие работу и не приспособившиеся к новым условиям. Определить этот слой можно на основе таких признаков, как очень низкий личный и семейный доход, малое образование, занятие неквалифицированным трудом, отсутствие постоянной работы.

- десоциализированное «социальное дно» его главной характеристикой служит изолированность от институтов общества, компенсируемая включённостью в специфические криминальные и полукриминальные институты. Отсюда замкнутость социальных связей преимущественно рамками самого слоя, десоциализация, утрата навыков легитимной общественной жизни. Это преступники, наркоманы, бомжи и т.д.

 

Социология личности

Человек – биологическое существо.

Индивид – один из группы.

Индивидуальность – это особенность, которая отличает одного человека от другого (имеются ввиду биологические и индивидуальные качества).

Личность – совокупность социально-значимых черт сформированных обществом.

Структура личности.

В человеке слиты воедино биологические, психологические и социальные качества.

1. уровень – направленность личности.

- потребности: биогенные (еда, жилище, секс), безопасность, потребность в самоутверждении, потребность в саморазвитии (самореализации);

- мотивы поведения;

- цели человека;

- ценностные ориентации;

- иные установки человека;

- интересы личности;

- убеждения;

- идеалы.

Все это формируется воспитанием и социальным общением.

2. уровень - жизненный опыт личности.

- умения;

- навыки;

- привычки;

Социальное играет здесь главенствующую роль и формируется через обучение.

 

6. Существует приоритет ролей в каждом человеке.

7. Социальные роли в течении времени изменяются даже у одного и того же человека.

8. Роли могут приходить в конфликт друг с другом (может быть меж ролевой конфликт; внутри ролевой конфликт между разными людьми).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 1325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.54.103.76 (0.103 с.)