Основные категории социологии. Понятие «социальное». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные категории социологии. Понятие «социальное».



Каждая наука имеет свои собственные категории и понятия. Важнейшей задачей любой науки является как развитие уже имеющихся, так и выработка новых категорий, т.е. обогащение категори­ального аппарата.

В структуре социологии категории и понятия, явля­ясь рабочим инструментом, образуют понятийный каркас познаваемой реальности.

Термин «социальное» произошел от латинского слова socialis – совместный, товарищеский, общностный, об­щественный. Первоначально этот термин возник для обозначения тех принципиально новых явлений, которые были присущи только человеку и возникали в объедине­ниях людей.

В науке понятие «социальное» употреб­ляется в двух смыслах: в широком – как синоним обще­ственного, в отличие от природного; в узком – как части общественного, определенных сторон общественной жизни наряду с экономической, политической, юриди­ческой и т.д.

Крупнейший французский социолог Э. Дюркгейм был одним из первых, кто поставил вопрос о выделении фено­мена «социального» как специфического предмета социо­логии.

Социальные явления и процессы возникают, когда на поведение индивида (даже одного) оказывает влияние другой индивид или целая группа, при этом не важно, присутствуют ли физически воздействующий индивид и группа или нет. В ходе взаимодействия людей (взаимные действия) возникает социальное.

В «Советском энциклопедическом словаре» (М., 1988) даны следующие определения: «Категории (от греч. kategoria – высказывание; признак) (филос.) – наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие сущест­венные, всеобщие свойства и отношения явлений дейст­вительности и познания»; «Понятие (филос.) – форма мышления, отражающая существенные свойст­ва, связи и отношения предметов и явлений. Основная логическая функция понятия — выделение общего, кото­рое достигается посредством отвлечения от всех особен­ностей отдельных предметов данного класса»

Основные категории социологии: социальное взаимодействие, социальные связи, социальные отношения, социальные общности, социальные группы, социальные институты, социальные организации.

Социальные общности – ключевая, основополагающая категория социологии.

Социальные законы – это существенные повторяющиеся необходимые отношения и взаимосвязи между социальными субъектами, явлениями, процессами, определяющие возникновение, функционирование и развитие социальных систем.

Типология обществ

В современной социологии выделяются различные типы (образец, модель, формирующаяся на основе целостной совокупности принципов) обществ. 1) Если в качестве главного признака выбрать письменность, то общества делятся на дописьменные и письменные;

2) Все общества делятся на простые и сложные. Простые: нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных (первобытные племена). Простые общества возникли 40 тысяч лет назад.

Сложные: несколько уровней управления, несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов. Возникновение сложного социального института – государства (6 тысяч лет назад) привело к появлению сложных обществ.

3) В основании третьей типологии лежит способ добывания средств существования, т. е. способ производства. Самый древний – охота и собирательство Далее общества скотоводов; огородников; земледельцев.

4) В середине XIX века К. Маркс предложил свою типологию: основанием которой служат два критерия – способ производства и форма собственности. Общества, различающиеся языком, культурой, обычаями, политическим строем, образом и уровнем жизни людей, но объединенные этими признаками, составляют общественно-экономическую формацию. По Марксу, человечество последовательно проходит различные стадии в своем развитии: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую.

5) По Даниелю Беллу (американский социолог) развитие человеческого общества последовательно проходит три стадии, соответствующие трем главным типам общества: доиндустриальную, индустриальную, постиндустриальную.

6) На рубеже XIX-XX вв. трудами О.Конта, Г.Спенсера, Э.Дюркгейма, А.Тойнби утверждается идея о двух этапах общества: традиционном (военном) и индустриальном (промышленном).

7) В конце XX века западные социологи Р.Арон, Ж.Фурастье, Дж. Гэлбрейт выделяют типы обществ: аграрно-ремесленное, индустриальное и постиндустриальное.

В переходный период от одного типа общества к другому изменяются технологии, способ производства, форма собственности, социальные институты, политический режим, культура, образ жизни, численность населения, социальная структура самого общества.

Каждая конкретная форма общества связана с определенной территорией и политической властью. Люди, включенные в данную территориально-политическую государственную систему, содержание, формы и направленность их социальных действий не только самодетерминируются, но и детерминируются этой системой. В свою очередь, данная форма организации общества создается людьми или, вернее, властными структурами, неважно, каким путем (демократическим или антидемократическим) они пришли к власти. Отсюда следует вывод: каково общество (тоталитарное, автократическое, демократическое и т. д.), таковы соответственно и люди, и их социальные действия, какова властная структура, таково и общество.

Рассмотрев различные этапы и типы развития общества можно сделать вывод о том, что в развитии общества наблюдаются определенные тенденции и закономерности: 1) закон ускорения социального развития; 2) закон неравномерности экономического, социального, политического и духовного развития; 3) наличие в развитии общества социального прогресса.

 

25) ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 

25) ВИДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

ПОНЯТИЕ ВЫБОРКИ

Социологическое исследование (СИ) — это вид социальных исследований, который рассматривает общество как целостную социокультурную систему и опирается на специальные методы сбора, обработки и анализа первичной социологической информации.

СИ являются основой для социальных исследований в (политологии, культурологии, этнологии и др.). В отличие от других общественных наук, где изучаются отдельные сферы социальной жизни, в СИ применяется системный подход к изучению социальной реальности, общество рассматривается как социальное целое.

Виды исследований. Существуют разные основания для классификации СИ. Вид СИ определяет его цель, от которой зависит вся логика его проведения.

- По характеру получаемых знаний СИ делятся на теоретические исследования (теоретический анализ явлений, проблемы, обобщение накопленного фактического материала в области социальной жизни) и эмпирические (конкретные). Однако эти типы нельзя противопоставлять, это разные стороны целостного исследования социальных явлений, постоянно дополняющие и взаимообогащающие друг друга.

- По целям и задачам СИ бывают фундаментальные и практические (прикладные). Первые направлены на построение и совершенствование теории и методологии, обогащение основ самой социологической науки. Вторые — на выработку рекомендаций по изменению ситуации, решению социальных проблем.

- В зависимости от того, сколько раз они проводятся, СИ делятся на разовые и повторные.(динамика). панельное,

- По познавательным целям и задачам, по широте, глубине получаемых знаний исследования делятся на разведовательные (пилотажные, зондажные), описательные и аналитические. Первые упрощенные исследования, предшествуют более глубоким исследованиям, предварительная инф об объекте, проверить и откорректировать инструментарий. Описательные СИ проводящийся по полной программе и апробированной методике, позволяющий получить целостное, представление об объекте. Аналитические СИ не только описать структуру объекта, но и проанализировать причины, определяющие его количественные и качественные характеристики.

- По условиям проведения СИ бывают полевые (проводятся в естественных для данного социального объекта условиях) и лабораторные (в искусственных условиях, лабораторных).

- По масштабам СИ подразделяются на: локальные, региональные, отраслевые, общегосударственные и между народные.

- По степени охвата генеральной совокупности исследования делятся на сплошные, выборочные и монографические.

 

Генеральная совокупность — это все множество объектов исследования. При сплошном исследовании изучается вся совокупность единиц обследования. Монографическое исследование предполагает рассмотрение типичных отдельных объектов. Из множества объектов выбирается типичный и детально изучается. При выборочном исследовании отбирается часть единиц из числа генеральной совокупности.

Выборочная совокупность (выборка) — это совокупность единиц, отобранных для исследования, по которой можно судить обо всем объекте. Выборка выступает в качестве микромодели всего объекта исследования. Структура выборки по основным параметрам (критериям) должна соответствовать структуре генеральной совокупности. Ошибка репрезентативности — различие между характеристиками генеральной и выборочной совокупностями.

Социологическое исследование состоит из пяти этапов.

I. Подготовка исследования. заключается в том, что составляется программа, или про­ект исследования; устанавливается выборка; определяются методы сбора информации. Разрабатывается инструментарий (анкеты, бланки интервью, наблюдатель­ный лист и т. п.). Для проверки инструментария про­водить пилотажное (пробное) исследование. Затем присту­пают к полевому исследованию, т. е. к исследованию на всей выборке.

II. Сбор первичной социологической информации. Пер­вичная информация — это необобщенные сведения, подле­жащие обработке.

III. Подготовка собранной информации к обработке и ее обработка. Подготовка заключается в выбраковке и шиф­ровке анкет и ответов. Отбрасываются анкеты, заполненные меньше, чем на 2/3; анкеты с лживыми ответами на вопросы-«ловушки»; анкеты, заполненные недобросовестно, кое-как. Если нужно, анкеты кодируются, ответы шифруются для обработки на ЭВМ.

IV. Анализ обработанной информации.

Обычно анализ данных сводится к следующему:

• группировка и классификация;

• выявление корреляционных зависимостей. Элементарные процедуры анализа — классификация и группировка.

Простая группировка — классификация или упорядо­чение данных по одному признаку: возрасту, полу, роду занятий, высказанным суждениям и т. д. Все операции по­следующего анализа основаны на изучении сгруппирован­ных данных.

Корреляционная зависимость — это взаимосвязь между двумя признаками, состоящая в том, что в зависимо­сти от изменения одного признака меняется средняя вели­чина значений других признаков. Корреляционная зависимость может быть обратной и прямой. Обратная корреляция (знак минус) — при увеличе­нии одного признака другой уменьшается. Прямая (знак плюс) при увеличении одного признака (переменной) уве­личивается и другая, зависимая переменная.

V. Подготовка отчета по результатам исследования. За­канчивается исследование написанием отчета, где излагают­ся выводы и даются рекомендации по разрешению проблем­ной ситуации.

ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Социологическое исследование начинается с разработки программы и плана анализа обследуемого объекта. В идеальном варианте программа содержит следующие разделы.

• Постановка проблемы.

• Цели и задачи исследования.

• Объект и предмет исследования.

• Интерпретация основных понятий.

• Предварительный системный анализ объекта исследо­вания.

• Гипотезы,

• Операционализация понятий.

• Методы исследования.

• План исследования.

Постановка проблемы. В данном разделе обосновывает­ся актуальность данной темы, описывается проблемная си­туация.

Цель ориентирует на конечный результат. Цели могут быть теоретические и прикладные. Теоретическая — дать описание или объяснение социальной проблеме Реализация теоретических целей ведет к приращению научного знания. Прикладные цели направлены на разработку практических рекомендаций для разрешения противоречия.

Задачи — отдельные частные шаги исследования, которые способствуют достижению целей..

Задачи могут быть основные и частные.

Объектом является носитель противоречия, то, что по­рождает проблемную ситуацию.

Предмет — наиболее существенные характеристики и качества объекта, которые содержат это социальное проти­воречие и подлежат непосредственному изучению.

Предварительный системный анализ объекта иссле­дования — это «моделирование» исследуемой проблемы, расчленение ее на элементы, детализация проблемной си­туации. Это позволяет более четко и определенно представ­лять предмет исследования.

Гипотеза — это вероятностное предположение о причи­нах явлений, взаимосвязях между изучаемыми социальны­ми явлениями, структуре изучаемой проблемы, возможных подходах к решению социальных проблем. Исследование должно под­твердить, опровергнуть или откорректировать гипотезу.

 

26) Методы социологического исследования

 

В социологическом исследо­вании применяются следующие основные методы: анализ документов, наблюдение, социальный экспери­мент, опрос (анкетирование, интервью, метод фокус-групп, метод экспертной оценки).

 

Анализ документов

 

В социологии документом называется специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации.

По способу фиксирования информации различают рукописные и печатные документы, записи на кино-, фотопленке, магнитной ленте и электронных носителях.

Документы разделяют на целевые, личные и безличные, официальные и неофициальные, первичные (составляются на базе прямого наблюдении или опроса на основе непосредственной регистрации совершающихся событий) и вторичные (представляют обработку, обобщение или описание, сделанное на основе данных первичных источников). Можно классифицировать документы по их прямому содержанию: литературные данные, исторические и научные архивы, архивы социологических исследований.

Существуют две группы методов анализа документов: традиционные и формализованные. Под традиционным анализом понимается все многообразие умственных операций, направленных на интерпретацию сведений, содержащихся в документе, с определенной, интересующей исследователя точкой зрения. Главный недостаток метода — возможная тенденциозность, субъективизм. Суть формализованного метода состоит в переводе текстовой информации в количественные показатели,. Такой формализованный метод называется контент-анализ данных — это способ анализа текста, позволяющий выявлять наиболее актуальные и значимые темы путем количественного и качественного сравнения объемов и содержания, отводимых различным проблемам.

Достоинство метода анализа документов — иногда это единственный способ получения информации, дающий возможность оценки уже имеющегося объема знаний.

Недостатками метода являются недостоверность информации, возможность ложной интерпретации, возможное отсутствие репрезентативности.

 

Наблюдение

 

Наблюдение — один из важнейших источников социальной информации, непосредственно воспринимающей и прямо регистрирующей все сведения об объекте. Характерные черты научного наблюдения — систематичность, планомерность и целенаправленность.

Особенностями наблюдения являются следующие:

а) связь наблюдателя с объектом наблюдения. Социолог наблюдает общество, социальные процессы и ситуации, выступая одновременно частицей общества.

б) эмоциональность восприятия — наблюдаемые социальные явления вызывают эмоции у социолога. Такое восприятие может стать источником возможного искажения данных наблюдения, что необходимо учитывать;

в) сложность повторного наблюдения — социальные явления подвергаются воздействию огромного числа различных и не всегда идентичных факторов..

В социологии выделяются следующие типы наблюдений:

а) включенные и невключенные (в зависимости от положения наблюдателя);

б) открытые и инкогнито;

в) неконтролируемые и контролируемые;

г) полевые (в естественных условиях) и лабораторные (в экспериментальных условиях).

Достоинство метода наблюдения — иногда это единственно возможный метод, который на этапе составления программы наблюдения может дать предварительные данные об объекте.

Недостатками метода являются субъективизм толкования событий; осознание объектом самого факта наблюдения может изменить его поведение; недоступность получения информации об оценках, суждениях и мнениях людей.

 

Социальный эксперимент

 

Социальный эксперимент — способ получения информации о деятельности и поведении социального объекта в специально созданных и контролируемых условиях.

Проведение социального эксперимента весьма сложно и специфично. Объект конкретного социологического исследования — люди, осуществляющие различного рода социальную деятельность, ельности.

Различаются следующие виды экспериментов:

а) по характеру объектов — экономические, педагогические, правовые, эстетические, социологические, социально-психологические. Каждый из экспериментов отличается друг от друга спецификой

б) по специфике задач — научно-исследовательские и практические. В ходе научно-исследовательского эксперимента проверяется гипотеза, содержащая научные сведения, еще не нашедшие достаточного подтверждения или вовсе еще не доказанные;

в) естественные (полевые) и лабораторные эксперименты.

Достоинство метода социального эксперимента — выявление причинно-следственных связей.

Недостатками метода являются сложность и дороговизна организации.

 

Опрос

 

Опрос — исследование, проводимое с использованием структурированной анкеты, предлагаемой респондентам (опрашиваемым), попавшим в некоторую выборочную совокупность (выборку) из генеральной совокупности для получения определенной информации.

Опрос — наиболее распространенный и популярный метод эмпирической социологии. Метод опроса, основанный на грамотно спланированной выборке, является весьма экономичным, позволяет по сравнительно небольшим совокупностям опрошенных судить о состоянии и тенденциях развития социальных процессов. Проведение опроса с привлечением достаточного числа квалифицированных анкетеров и интервьюеров позволяет в максимально короткие сроки опрашивать большие совокупности людей и получать информацию, необходимую для принятия оперативных управленческих решений.

Современные возможности стандартизации вопросов анкеты позволяют использовать для обработки и анализа оперативную и мощную вычислительную технику и методы математического анализа.

Достоинства опроса — экономичность, возможность широкого охвата различных сфер социальной деятельности и получение информации в максимально короткие сроки при охвате большого количества людей.

Опрос может быть устным (проводится в виде интервью) и письменным (анкетирование).

Интервью — беседа, проводимая по определенному плану с прямым контактом интервьюера (опрашивающий) с респондентом (опрашиваемый). Интервью может быть проведено различными способами в виде беседы, методом фокус-групп и методом экспертной оценки, при этом запись ответов ведется либо интервьюером, либо на пленку.

При формулировании вопросов и возможных ответов нужно следовать следующим правилам: во-первых, вопросы и ответы формулировать по возможности кратко, без искажения смысла; во-вторых, избегать многозначных слов; в-третьих, не объединять различные обстоятельства в одном вопросе; в-четвертых, предпочитать простые формы изложения.

Недостатками этого вида опроса являются сложность в обработке полученных результатов, кроме того, респонденты не всегда соглашаются на беседу при включенном магнитофоне.

Метод фокус-групп — неструктурированное интервью, которое ведет специально подготовленный ведущий в ходе непринужденной беседы в небольшой группе респондентов (8—12 человек) по заранее разработанному плану. Это наиболее важный метод в качественных исследованиях. Беседа продолжается в течение 1—3 часов и записывается на видео- и аудиопленку. Успех фокус-группы зависит главным образом от интервьюера, его коммуникабельности и наблюдательности.

Фокус-группы могут проводиться с одним или двумя ведущими, с ведущими-оппонентами, с ведущим-респондентом, с заказчиком в роли участника.

Основными задачами, решаемыми фокус-группой являются определение существенных факторов (критериев выбора); определение психологических и ценностных характеристик индивидов; определение мотивов их поведения; разработка подходов к решению проблемы; получение информации для анкеты и уточнение интерпретации полученных данных.

Используются как вербальные, так и визуальные формы вопросов (портреты, символы, картинки, цветовые гаммы и т.д.).

Метод экспертной оценки — интервью с особо компетентными по данной проблеме лицами (экспертами). Этот метод сложен по организации и требует высокой квалификации социолога. Метод экспертной оценки нацелен на уточнение гипотез, разработку прогноза и пополнение интерпретации определенных социальных явлений и процессов.

Анкетирование или анкетный опрос — один из видов социологического опроса, существенной особенностью которого является использование анкеты, заполняемой респондентом (в отличие от интервью он сам читает анкеты и сам фиксирует ответы).

Существуют различные виды анкетного опроса:

- очный и заочный;

- индивидуальный и групповой (опрос проводится в группе);

- раздаточный (анкета вручается респондентам лично);

- телефонный (опрос ведется по телефону);

- почтовый опрос (анкеты рассылаются по почте);

- прессовый (анкеты публикуются в СМИ);

- интерактивный опрос (через мобильные телефоны, электронную почту).

Достоинство анкетного опроса — минимум влияния анкетера на респондента (в заочных опросах это влияние сведено к нулю).

Недостатками метода являются отсутствие помощи со стороны интервьюера при заполнении анкетных опросов (для заочных и раздаточных опросов) и отсутствие контроля исследователя за возможным влиянием на ответы респондента ближайшего социального окружения (например, члены семьи подсказывают ответы).

Анкета и ее структура. Что такое анкета? Анкета — формализованный опросный лист, самостоятельно заполняемый респондентом по правилам.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 1977; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.94.171 (0.057 с.)