Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные категории социологии. Понятие «социальное». ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Каждая наука имеет свои собственные категории и понятия. Важнейшей задачей любой науки является как развитие уже имеющихся, так и выработка новых категорий, т.е. обогащение категориального аппарата. В структуре социологии категории и понятия, являясь рабочим инструментом, образуют понятийный каркас познаваемой реальности. Термин «социальное» произошел от латинского слова socialis – совместный, товарищеский, общностный, общественный. Первоначально этот термин возник для обозначения тех принципиально новых явлений, которые были присущи только человеку и возникали в объединениях людей. В науке понятие «социальное» употребляется в двух смыслах: в широком – как синоним общественного, в отличие от природного; в узком – как части общественного, определенных сторон общественной жизни наряду с экономической, политической, юридической и т.д. Крупнейший французский социолог Э. Дюркгейм был одним из первых, кто поставил вопрос о выделении феномена «социального» как специфического предмета социологии. Социальные явления и процессы возникают, когда на поведение индивида (даже одного) оказывает влияние другой индивид или целая группа, при этом не важно, присутствуют ли физически воздействующий индивид и группа или нет. В ходе взаимодействия людей (взаимные действия) возникает социальное. В «Советском энциклопедическом словаре» (М., 1988) даны следующие определения: «Категории (от греч. kategoria – высказывание; признак) (филос.) – наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания»; «Понятие (филос.) – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Основная логическая функция понятия — выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса» Основные категории социологии: социальное взаимодействие, социальные связи, социальные отношения, социальные общности, социальные группы, социальные институты, социальные организации. Социальные общности – ключевая, основополагающая категория социологии. Социальные законы – это существенные повторяющиеся необходимые отношения и взаимосвязи между социальными субъектами, явлениями, процессами, определяющие возникновение, функционирование и развитие социальных систем.
Типология обществ В современной социологии выделяются различные типы (образец, модель, формирующаяся на основе целостной совокупности принципов) обществ. 1) Если в качестве главного признака выбрать письменность, то общества делятся на дописьменные и письменные; 2) Все общества делятся на простые и сложные. Простые: нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных (первобытные племена). Простые общества возникли 40 тысяч лет назад. Сложные: несколько уровней управления, несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов. Возникновение сложного социального института – государства (6 тысяч лет назад) привело к появлению сложных обществ. 3) В основании третьей типологии лежит способ добывания средств существования, т. е. способ производства. Самый древний – охота и собирательство Далее общества скотоводов; огородников; земледельцев. 4) В середине XIX века К. Маркс предложил свою типологию: основанием которой служат два критерия – способ производства и форма собственности. Общества, различающиеся языком, культурой, обычаями, политическим строем, образом и уровнем жизни людей, но объединенные этими признаками, составляют общественно-экономическую формацию. По Марксу, человечество последовательно проходит различные стадии в своем развитии: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. 5) По Даниелю Беллу (американский социолог) развитие человеческого общества последовательно проходит три стадии, соответствующие трем главным типам общества: доиндустриальную, индустриальную, постиндустриальную. 6) На рубеже XIX-XX вв. трудами О.Конта, Г.Спенсера, Э.Дюркгейма, А.Тойнби утверждается идея о двух этапах общества: традиционном (военном) и индустриальном (промышленном). 7) В конце XX века западные социологи Р.Арон, Ж.Фурастье, Дж. Гэлбрейт выделяют типы обществ: аграрно-ремесленное, индустриальное и постиндустриальное. В переходный период от одного типа общества к другому изменяются технологии, способ производства, форма собственности, социальные институты, политический режим, культура, образ жизни, численность населения, социальная структура самого общества.
Каждая конкретная форма общества связана с определенной территорией и политической властью. Люди, включенные в данную территориально-политическую государственную систему, содержание, формы и направленность их социальных действий не только самодетерминируются, но и детерминируются этой системой. В свою очередь, данная форма организации общества создается людьми или, вернее, властными структурами, неважно, каким путем (демократическим или антидемократическим) они пришли к власти. Отсюда следует вывод: каково общество (тоталитарное, автократическое, демократическое и т. д.), таковы соответственно и люди, и их социальные действия, какова властная структура, таково и общество. Рассмотрев различные этапы и типы развития общества можно сделать вывод о том, что в развитии общества наблюдаются определенные тенденции и закономерности: 1) закон ускорения социального развития; 2) закон неравномерности экономического, социального, политического и духовного развития; 3) наличие в развитии общества социального прогресса.
25) ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
25) ВИДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ. ПОНЯТИЕ ВЫБОРКИ Социологическое исследование (СИ) — это вид социальных исследований, который рассматривает общество как целостную социокультурную систему и опирается на специальные методы сбора, обработки и анализа первичной социологической информации. СИ являются основой для социальных исследований в (политологии, культурологии, этнологии и др.). В отличие от других общественных наук, где изучаются отдельные сферы социальной жизни, в СИ применяется системный подход к изучению социальной реальности, общество рассматривается как социальное целое. Виды исследований. Существуют разные основания для классификации СИ. Вид СИ определяет его цель, от которой зависит вся логика его проведения. - По характеру получаемых знаний СИ делятся на теоретические исследования (теоретический анализ явлений, проблемы, обобщение накопленного фактического материала в области социальной жизни) и эмпирические (конкретные). Однако эти типы нельзя противопоставлять, это разные стороны целостного исследования социальных явлений, постоянно дополняющие и взаимообогащающие друг друга. - По целям и задачам СИ бывают фундаментальные и практические (прикладные). Первые направлены на построение и совершенствование теории и методологии, обогащение основ самой социологической науки. Вторые — на выработку рекомендаций по изменению ситуации, решению социальных проблем. - В зависимости от того, сколько раз они проводятся, СИ делятся на разовые и повторные.(динамика). панельное, - По познавательным целям и задачам, по широте, глубине получаемых знаний исследования делятся на разведовательные (пилотажные, зондажные), описательные и аналитические. Первые упрощенные исследования, предшествуют более глубоким исследованиям, предварительная инф об объекте, проверить и откорректировать инструментарий. Описательные СИ проводящийся по полной программе и апробированной методике, позволяющий получить целостное, представление об объекте. Аналитические СИ не только описать структуру объекта, но и проанализировать причины, определяющие его количественные и качественные характеристики.
- По условиям проведения СИ бывают полевые (проводятся в естественных для данного социального объекта условиях) и лабораторные (в искусственных условиях, лабораторных). - По масштабам СИ подразделяются на: локальные, региональные, отраслевые, общегосударственные и между народные. - По степени охвата генеральной совокупности исследования делятся на сплошные, выборочные и монографические.
Генеральная совокупность — это все множество объектов исследования. При сплошном исследовании изучается вся совокупность единиц обследования. Монографическое исследование предполагает рассмотрение типичных отдельных объектов. Из множества объектов выбирается типичный и детально изучается. При выборочном исследовании отбирается часть единиц из числа генеральной совокупности. Выборочная совокупность (выборка) — это совокупность единиц, отобранных для исследования, по которой можно судить обо всем объекте. Выборка выступает в качестве микромодели всего объекта исследования. Структура выборки по основным параметрам (критериям) должна соответствовать структуре генеральной совокупности. Ошибка репрезентативности — различие между характеристиками генеральной и выборочной совокупностями. Социологическое исследование состоит из пяти этапов. I. Подготовка исследования. заключается в том, что составляется программа, или проект исследования; устанавливается выборка; определяются методы сбора информации. Разрабатывается инструментарий (анкеты, бланки интервью, наблюдательный лист и т. п.). Для проверки инструментария проводить пилотажное (пробное) исследование. Затем приступают к полевому исследованию, т. е. к исследованию на всей выборке. II. Сбор первичной социологической информации. Первичная информация — это необобщенные сведения, подлежащие обработке. III. Подготовка собранной информации к обработке и ее обработка. Подготовка заключается в выбраковке и шифровке анкет и ответов. Отбрасываются анкеты, заполненные меньше, чем на 2/3; анкеты с лживыми ответами на вопросы-«ловушки»; анкеты, заполненные недобросовестно, кое-как. Если нужно, анкеты кодируются, ответы шифруются для обработки на ЭВМ.
IV. Анализ обработанной информации. Обычно анализ данных сводится к следующему: • группировка и классификация; • выявление корреляционных зависимостей. Элементарные процедуры анализа — классификация и группировка. Простая группировка — классификация или упорядочение данных по одному признаку: возрасту, полу, роду занятий, высказанным суждениям и т. д. Все операции последующего анализа основаны на изучении сгруппированных данных. Корреляционная зависимость — это взаимосвязь между двумя признаками, состоящая в том, что в зависимости от изменения одного признака меняется средняя величина значений других признаков. Корреляционная зависимость может быть обратной и прямой. Обратная корреляция (знак минус) — при увеличении одного признака другой уменьшается. Прямая (знак плюс) при увеличении одного признака (переменной) увеличивается и другая, зависимая переменная. V. Подготовка отчета по результатам исследования. Заканчивается исследование написанием отчета, где излагаются выводы и даются рекомендации по разрешению проблемной ситуации. ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Социологическое исследование начинается с разработки программы и плана анализа обследуемого объекта. В идеальном варианте программа содержит следующие разделы. • Постановка проблемы. • Цели и задачи исследования. • Объект и предмет исследования. • Интерпретация основных понятий. • Предварительный системный анализ объекта исследования. • Гипотезы, • Операционализация понятий. • Методы исследования. • План исследования. Постановка проблемы. В данном разделе обосновывается актуальность данной темы, описывается проблемная ситуация. Цель ориентирует на конечный результат. Цели могут быть теоретические и прикладные. Теоретическая — дать описание или объяснение социальной проблеме Реализация теоретических целей ведет к приращению научного знания. Прикладные цели направлены на разработку практических рекомендаций для разрешения противоречия. Задачи — отдельные частные шаги исследования, которые способствуют достижению целей.. Задачи могут быть основные и частные. Объектом является носитель противоречия, то, что порождает проблемную ситуацию. Предмет — наиболее существенные характеристики и качества объекта, которые содержат это социальное противоречие и подлежат непосредственному изучению. Предварительный системный анализ объекта исследования — это «моделирование» исследуемой проблемы, расчленение ее на элементы, детализация проблемной ситуации. Это позволяет более четко и определенно представлять предмет исследования. Гипотеза — это вероятностное предположение о причинах явлений, взаимосвязях между изучаемыми социальными явлениями, структуре изучаемой проблемы, возможных подходах к решению социальных проблем. Исследование должно подтвердить, опровергнуть или откорректировать гипотезу.
26) Методы социологического исследования
В социологическом исследовании применяются следующие основные методы: анализ документов, наблюдение, социальный эксперимент, опрос (анкетирование, интервью, метод фокус-групп, метод экспертной оценки).
Анализ документов
В социологии документом называется специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации. По способу фиксирования информации различают рукописные и печатные документы, записи на кино-, фотопленке, магнитной ленте и электронных носителях. Документы разделяют на целевые, личные и безличные, официальные и неофициальные, первичные (составляются на базе прямого наблюдении или опроса на основе непосредственной регистрации совершающихся событий) и вторичные (представляют обработку, обобщение или описание, сделанное на основе данных первичных источников). Можно классифицировать документы по их прямому содержанию: литературные данные, исторические и научные архивы, архивы социологических исследований. Существуют две группы методов анализа документов: традиционные и формализованные. Под традиционным анализом понимается все многообразие умственных операций, направленных на интерпретацию сведений, содержащихся в документе, с определенной, интересующей исследователя точкой зрения. Главный недостаток метода — возможная тенденциозность, субъективизм. Суть формализованного метода состоит в переводе текстовой информации в количественные показатели,. Такой формализованный метод называется контент-анализ данных — это способ анализа текста, позволяющий выявлять наиболее актуальные и значимые темы путем количественного и качественного сравнения объемов и содержания, отводимых различным проблемам. Достоинство метода анализа документов — иногда это единственный способ получения информации, дающий возможность оценки уже имеющегося объема знаний. Недостатками метода являются недостоверность информации, возможность ложной интерпретации, возможное отсутствие репрезентативности.
Наблюдение
Наблюдение — один из важнейших источников социальной информации, непосредственно воспринимающей и прямо регистрирующей все сведения об объекте. Характерные черты научного наблюдения — систематичность, планомерность и целенаправленность. Особенностями наблюдения являются следующие: а) связь наблюдателя с объектом наблюдения. Социолог наблюдает общество, социальные процессы и ситуации, выступая одновременно частицей общества. б) эмоциональность восприятия — наблюдаемые социальные явления вызывают эмоции у социолога. Такое восприятие может стать источником возможного искажения данных наблюдения, что необходимо учитывать; в) сложность повторного наблюдения — социальные явления подвергаются воздействию огромного числа различных и не всегда идентичных факторов.. В социологии выделяются следующие типы наблюдений: а) включенные и невключенные (в зависимости от положения наблюдателя); б) открытые и инкогнито; в) неконтролируемые и контролируемые; г) полевые (в естественных условиях) и лабораторные (в экспериментальных условиях). Достоинство метода наблюдения — иногда это единственно возможный метод, который на этапе составления программы наблюдения может дать предварительные данные об объекте. Недостатками метода являются субъективизм толкования событий; осознание объектом самого факта наблюдения может изменить его поведение; недоступность получения информации об оценках, суждениях и мнениях людей.
Социальный эксперимент
Социальный эксперимент — способ получения информации о деятельности и поведении социального объекта в специально созданных и контролируемых условиях. Проведение социального эксперимента весьма сложно и специфично. Объект конкретного социологического исследования — люди, осуществляющие различного рода социальную деятельность, ельности. Различаются следующие виды экспериментов: а) по характеру объектов — экономические, педагогические, правовые, эстетические, социологические, социально-психологические. Каждый из экспериментов отличается друг от друга спецификой б) по специфике задач — научно-исследовательские и практические. В ходе научно-исследовательского эксперимента проверяется гипотеза, содержащая научные сведения, еще не нашедшие достаточного подтверждения или вовсе еще не доказанные; в) естественные (полевые) и лабораторные эксперименты. Достоинство метода социального эксперимента — выявление причинно-следственных связей. Недостатками метода являются сложность и дороговизна организации.
Опрос
Опрос — исследование, проводимое с использованием структурированной анкеты, предлагаемой респондентам (опрашиваемым), попавшим в некоторую выборочную совокупность (выборку) из генеральной совокупности для получения определенной информации. Опрос — наиболее распространенный и популярный метод эмпирической социологии. Метод опроса, основанный на грамотно спланированной выборке, является весьма экономичным, позволяет по сравнительно небольшим совокупностям опрошенных судить о состоянии и тенденциях развития социальных процессов. Проведение опроса с привлечением достаточного числа квалифицированных анкетеров и интервьюеров позволяет в максимально короткие сроки опрашивать большие совокупности людей и получать информацию, необходимую для принятия оперативных управленческих решений. Современные возможности стандартизации вопросов анкеты позволяют использовать для обработки и анализа оперативную и мощную вычислительную технику и методы математического анализа. Достоинства опроса — экономичность, возможность широкого охвата различных сфер социальной деятельности и получение информации в максимально короткие сроки при охвате большого количества людей. Опрос может быть устным (проводится в виде интервью) и письменным (анкетирование). Интервью — беседа, проводимая по определенному плану с прямым контактом интервьюера (опрашивающий) с респондентом (опрашиваемый). Интервью может быть проведено различными способами в виде беседы, методом фокус-групп и методом экспертной оценки, при этом запись ответов ведется либо интервьюером, либо на пленку. При формулировании вопросов и возможных ответов нужно следовать следующим правилам: во-первых, вопросы и ответы формулировать по возможности кратко, без искажения смысла; во-вторых, избегать многозначных слов; в-третьих, не объединять различные обстоятельства в одном вопросе; в-четвертых, предпочитать простые формы изложения. Недостатками этого вида опроса являются сложность в обработке полученных результатов, кроме того, респонденты не всегда соглашаются на беседу при включенном магнитофоне. Метод фокус-групп — неструктурированное интервью, которое ведет специально подготовленный ведущий в ходе непринужденной беседы в небольшой группе респондентов (8—12 человек) по заранее разработанному плану. Это наиболее важный метод в качественных исследованиях. Беседа продолжается в течение 1—3 часов и записывается на видео- и аудиопленку. Успех фокус-группы зависит главным образом от интервьюера, его коммуникабельности и наблюдательности. Фокус-группы могут проводиться с одним или двумя ведущими, с ведущими-оппонентами, с ведущим-респондентом, с заказчиком в роли участника. Основными задачами, решаемыми фокус-группой являются определение существенных факторов (критериев выбора); определение психологических и ценностных характеристик индивидов; определение мотивов их поведения; разработка подходов к решению проблемы; получение информации для анкеты и уточнение интерпретации полученных данных. Используются как вербальные, так и визуальные формы вопросов (портреты, символы, картинки, цветовые гаммы и т.д.). Метод экспертной оценки — интервью с особо компетентными по данной проблеме лицами (экспертами). Этот метод сложен по организации и требует высокой квалификации социолога. Метод экспертной оценки нацелен на уточнение гипотез, разработку прогноза и пополнение интерпретации определенных социальных явлений и процессов. Анкетирование или анкетный опрос — один из видов социологического опроса, существенной особенностью которого является использование анкеты, заполняемой респондентом (в отличие от интервью он сам читает анкеты и сам фиксирует ответы). Существуют различные виды анкетного опроса: - очный и заочный; - индивидуальный и групповой (опрос проводится в группе); - раздаточный (анкета вручается респондентам лично); - телефонный (опрос ведется по телефону); - почтовый опрос (анкеты рассылаются по почте); - прессовый (анкеты публикуются в СМИ); - интерактивный опрос (через мобильные телефоны, электронную почту). Достоинство анкетного опроса — минимум влияния анкетера на респондента (в заочных опросах это влияние сведено к нулю). Недостатками метода являются отсутствие помощи со стороны интервьюера при заполнении анкетных опросов (для заочных и раздаточных опросов) и отсутствие контроля исследователя за возможным влиянием на ответы респондента ближайшего социального окружения (например, члены семьи подсказывают ответы). Анкета и ее структура. Что такое анкета? Анкета — формализованный опросный лист, самостоятельно заполняемый респондентом по правилам.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 1977; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.94.171 (0.057 с.) |