Периоды развития: Патристика, схоластика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Периоды развития: Патристика, схоластика.



Патристика (от греч. patér, лат. pater — отец), термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей 2—8 вв. (так называемых тцов церкви). Патристика возникла в условиях глубокого кризиса позднеантичного рабовладельческого общества и формировалась в борьбе против гностицизма и др., а также против традиционного языческого мировоззрения, вступая в сложное взаимодействие с платоническим и неоплатоническим идеализмом. Первый период патристики (2—3 вв.) представлен деятельностью так называемых апологетов; среди них выделяется, впервые пытавшийся построить на основе предпосылок христианской религии целостную философскую систему. Хотя система эта не была принята церковью, сама постановка задачи определила следующий период патристики (4—5 вв.), когда полемически фрагментарное философствование апологетов сменяется работой над систематизацией церковной доктрины с опорой на идеалистическое умозрение. Высшей точки патристики достигает в деятельности кружка «каппадокийцев» (,,) на греческом Востоке и на латинском Западе. Во 2-й половине 5 в. появляются >Ареопагитики — попытка истолковать мир как систему символов, очень важная для средневековой эстетики. Заключительный период П., характеризующийся стабилизацией догмы, угасанием идеалистической диалектики и кодифицированием наук под эгидой теологии [Леонтий (конец 5 в.— 1-я половина 6 в.) на Востоке, Боэций на Западе], заканчивается с появлением итоговых трудов Иоанна Дамаскина, закладывающих основы <схоластики. В дальнейшем основные проблемы западной (латинской) и восточной (греческой) патристика наследуются западноевропейской и византийской схоластикой.

Схоластика — господствующий тип средневековой теологической философии, отличительными чертами которого являлись оторванность от реальной действительности, замкнутость, консерватизм, крайний догматизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям, схематичность, назидательность, учительство. Название "схоластика" произошло от латинского слова schola (школа), поскольку данный тип философии несколько столетий преподавался в школах и университетах Европы. Таким образом, схоластика представляла собой не столько науку, занимающуюся творческим поиском, сколько застывшую школьно-университетскую дисциплину, имевшую цель философски обосновать религиозное учение и догматы Церкви (за что получила прозвище "Философия — служанка богословия"). Для схоластики характерно восприятие Библии как жесткого нормативного текста, абсолютной истины. Схоласты подразделяли знание на два вида:

• сверхъестественное, даваемое в откровении (то есть то, что имел в виду Бог, закладывая ту или иную мысль в Библии);

• естественное, отыскиваемое человеческим разумом (то есть то, что сумел человек "расшифровать" из текста Библии, как он понял идеи Бога). В этой связи схоласты вели многочисленные споры, написали сотни философских томов, в которых пытались правильно понять идеи Бога, спрятанные за строчками Библии. Причем предметом данных споров и изысканий становилась не суть идей Бога, а правильность и четкость понятий, определений, формулировок, иначе говоря, внешняя, формально-логическая сторона религиозного учения. В средневековой теологической философии (схоластике) выделяются два противоположных направления - номинализм и реализм. Реализм - направление теологической философии, сторонники которого считали подлинно существующими (т. е. подлинным бытием) не сами вещи, а их общее понятие — универсалии (по смыслу реализм близок к учению Платона о "чистых идеях", воплощением которых являются реальные веши). Видными представителями реализма были Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо. Номинализм (от лат. потеп — имена) — направление теологической философии, сторонники которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия (универсалии) воспринимали как имена вещей. (По смыслу номинализм близок учению Аристотеля, отвергавшего "чистые идеи" и считавшего реально существующими "индивидуумы" — определяемые материальные вещи.) Согласно номиналистам универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом. К числу номиналистов принадлежали Росцелин, Пьер Абеляр, Дунс Скот.

8) Проблема "универсалий": номинализм, реализм.

Многие характерные особенности средневековой философии проявились в происходившей на протяжении нескольких веков борьбе реализма и номинализма. Реализм в его средневековом понимании не имеет ничего общего с современным значением этого термина. Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире. Согласно средневековым реалистам (Ансельм Кентерберийский (1033—1109), универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как всеобщее понятие. Ясно, что для реалистов, например для Ансельма Кентерберийского, познание возможно лишь с помощью разума, ибо лишь разум способен постигать общее.

Противоположное направление было связано с подчеркиванием приоритета воли над разумом и носило название номинализма. Расцвет номинализма приходится на XIII и особенно XIV век; его главные представители — Уильям Оккам (ок. 1285 — 1349), Жан Буридан (ок. 1300 — ок. 1358), Николай из Отрекура (ок. 1300 — после 1350) и другие. В номинализме определяющее значение получает идея божественного всемогущества, а творение рассматривается как акт божественной воли. Здесь номиналисты опираются на учение Иоанна Дунса Скота (ок. 1266—1308), который обосновал зависимость разума от воли и считал божественную волю причиной всякого бытия. Однако номиналисты пошли дальше Дунса Скота: если тот считал, что в воле Бога был выбор сущностей, которые Он хотел сотворить, то Уильям Оккам упразднил само понятие сущности, лишив его того основания, которое оно имело в ранней и средней схоластике, а именно тезиса о существовании идей (общих понятий) в божественном уме. Идеи, согласно Оккаму, не существуют в божественном уме в качестве прообразов вещей: сначала Бог творит вещи своей волей, а идеи возникают в его уме уже после вещей, как представления вещей.

Термин «номинализм» происходит от латинского слова «nomen», что значит «имя». Согласно номиналистам, общие понятия — только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием вне и помимо единичных вещей и образуются нашим умом путем абстрагирования признаков, общих для целого ряда эмпирических вещей и явлений. Так, например, мы получаем понятие «человек», когда отвлекаемся от индивидуальных особенностей отдельных людей и оставляем только то, что является общим для них всех. А поскольку все люди суть живые и одушевленные существа, обладающие разумом, то, стало быть, в понятие человека входят именно эти признаки: человек есть живое существо, наделенное разумом. Таким образом, согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до, а после вещей.

Если в человеческой жизни только единичное действительно, то и в природе только оно имеет значение; но раз только единичное реально, понятия уже не являются действительными, они – только продукты субъективного духа, имена, под которыми объединяются множество вещей. Спор номиналистов и реалистов возник в связи с проблемой единичного и общего. Согласно Уильяму Оккаму, реально существует лишь единичное; любая вещь вне души единична, и только в познающей душе возникают общие понятия. С этой точки зрения сущность (субстанция) утрачивает свое значение самостоятельно сущего. Бог, согласно номиналистам, может создать любое, не нуждаясь для этого в субстанции. В результате умопостигаемое бытие вещи (сущность) и ее простое эмпирически данное бытие (явление) оказываются тождественными. Ориентация на опыт — характерная черта номинализма. Номинализм формирует новое представление о познании и природе познающего ума. Поскольку познание направлено не на сущность вещи, а на вещь в ее единичности, то оно есть интуитивное познание (созерцание отдельных свойств вещи), и знание трактуется как установление связи между явлениями. Теоретическая способность в номинализме утрачивает свой онтологический характер, умы больше не рассматриваются как высшие в иерархии сотворенных сущих. Ум есть не бытие, а представление о бытии, направленность на бытие. Так в номинализме формируется представление о субъекте, противостоящем объекту, как особого рода реальности, и о познании как субъект-объектном отношении. Возникает субъективистское истолкование ума, человеческого духа, рождается убеждение, что явления психического ряда достовернее физических, поскольку даны нам непосредственно, тогда как физические — опосредованно. В теологии при этом подчеркивается приоритет веры над знанием, воли — над разумом, практически-нравственного начала — над теоретическим. Оккам считал вообще недоступным для человеческого понимания все содержание веры. Быть в вере мистиком, в науке эмпириком и, где необходимо скептиком – таков лозунг схоластического номинализма.

 

 

9) Философия Нового времени.

Философия Нового времени находилась под непосредственным влиянием нового научного знания. Она решает две основные задачи: 1) вместе с наукой создает новую механистическую картину мира; 2) исследует те методы познания, которые позволили формирующемуся естествознанию достичь столь важных результатов в исследовании природы.

10) Возникновение марксизма.

К. Маркс (1818—1883) родился в городе Трире в семье адвоката. Окончил гимназию, поступил в университет в Бонне. Заканчивал обучение в Берлинском университете. Изучал юридические науки, историю и философию. Окончил обучение в 1841 году с защитой диссертации по философии Эпикура. В этот период был последователем философии Гегеля, примыкал к кружку «левых гегельянцев». С 1842 года становится главным редактором «Рейнской газеты» в Кельне. В начале 1843 года газету закрыли. В этот период выходят главные философские работы Людвига Фейербаха, где дается критика гегелевского идеализма и развиваются идеи матерализма. Левые гегельянцы, Маркс в том числе, становятся фейербахианцами. Работа в газете показала, что Маркс недостаточно знаком с политэкономией, и он начинает ее изучать. В сентябре 1844 г. в Париже знакомится с Ф. Энгельсом. В 1845 г. Маркс как опасный революционер был выслан из Парижа и переехал в Брюссель. В 1847 г. Маркс и Энгельс примкнули к тайному обществу Союз коммунистов, по поручению которого пишут «Манифест коммунистической партии». Ленин писал, что в этом произведении с гениальной ясностью и яркостью обрисованы новое миросозерцание, последовательный материализм, охватывающий и область социальной жизни, диалектика как наиболее всестороннее и глубокое учение о развитии, теория классовой борьбы и всемирно-исторической революционной роли пролетариата. В 1848 г. выслан из Бельгии, переехал в Париж, а оттуда в Германию, где около года был редактором «Новой Рейнской газеты». В 1849 г. выслан из Германии, переехал в Париж, был выслан и оттуда, уехал в Лондон, где и жил с 1849 г. до самой смерти (1883 г.). Здесь разрабатывал свою материалистическую теорию, написал «К критике политической экономии» (1859 г.), «Капитал» (1867 г. — I том) и другие произведения. Марксизм — идеология рабочего класса, пролетариата. Это учение о необходимости перехода от капитализма к социализму и коммунизму.о пролетарской революции. Он состоит из трех частей: философии (диалектического материализма), экономического учения и научного коммунизма. Марксизм формируется в 40-х годах XIX столетия. Социально-экономические предпосылки марксизма: 1. Капиталистическая экономика развивалась по восходящей линии, ощутимый экономический прогресс все чаще принимал уродливые антагонистические формы, давала о себе знать анархия производства, кризисы перепроизводства, перешагнувшие региональные рамки. 2. Для социальной сферы стала характерной значительная пролетаризация населения, исчезновение промежуточных социальных групп, резкое обострение классовых противоречий между пролетариатом и буржуазией. Пролетариат, окончательно сформировавшийся как класс, нуждался в выработке основополагающих мировоззренческих ориентиров. 3. В политической сфере четко обозначилось выделение пролетарского движения как самостоятельного отряда трудящихся, отстаивающих свои права. Завершилось формирование ряда авторитетных политических и профессиональных организаций пролетариата. Классовая борьба пролетариев стала принимать все более развитые формы. В этих условиях проявилась объективная необходимость создания научной идеологии рабочего класса, выработки принципиально новых философских воззрений. Эта задача была решена Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. Создание ими диалектико-материалистической философии опиралось и на предпосылки философского, социологического и естественнонаучного характера. Теоретические источники марксизма: 1. Немецкая классическая философия и, прежде всего, идеалистическая диалектика Гегеля и антропологический материализм Фейербаха. Эти учения были переосмыслены и переработаны Марксом и Энгельсом на новом фактическом материале.

2. Достижения в изучении общества на базе политической экономии (особенно английской), позволившие выделить законы развития капиталистического способа производства. 3. Идеи социалистов — утопистов А. Сен-Симона и Ш. Фурье, сурово критиковавших пороки буржуазного общества и ратовавших за создание грядущего общества справедливости. Достижения в развитии естествознания первой половины XIX столетия также способствовали возникновению марксизма и развитию его основных положений. Создание клеточной теории строения растений и животных, открытие закона сохранения и превращения энергии, создание дарвиновского эволюционного учения явились убедительным свидетельством того, что природа развивается по законам диалектики. Переход естествознания и науки в целом от изучения отдельных фактов к изучению связей между вещами предоставил возможность для постижения материального единства и развития мира. В ходе формирования философии марксизма выделяют переходный период от идеалистических и революционно-демократических взглядов Маркса и Энгельса к их взглядам, основанным на позициях диалектического и исторического материализма. Рубежной датой в процессе этого перехода стал 1844 год, когда Маркс и Энгельс начали совместную разработку нового философского учения, выступив как единомышленники. Совместная работа Маркса и Энгельса «Манифест коммунистической партии» и произведение Маркса «Нищета философии», созданные в 1847 г., завершили процесс формирования марксизма. В них впервые последовательно изложены идеи диалектико-материалистического мировоззрения. Среди самых значительных произведений Энгельса — его работы: «Диалектика природы», «Анти-Дюринг», «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Идея материалистического понимания истории. К ней основоположники марксизма обращались на протяжении всего своего философского творчества, обогащая и дорабатывая ее. До Маркса господствовал идеалистический взгляд на развитие общества. Общество рассматривалось как результат «общественного договора» индивидов. По мнению английского философа XVII в. Томаса Гоббса, первоначальное «естественное состояние» человека — это состояние «войны всех против всех». Разум подсказывает человеку необходимость общественного договора. Так создается государство, которое обеспечивает безопасность индивида. Тем самым разум рассматривается как главный фактор становления и развития общества. С точки зрения идеализма, разум — главная движущая сила исторического развития. История общества предстает как процесс расцвета и гибели государств, арена деятельности выдающихся личностей: законодателей, полководцев, религиозных деятелей, философов. Согласно идеализму, отдельные исторические периоды различаются в соответствии с тем, какие идеи в них господствуют. Маркс считает, что та основа, которая связывает общество в единое целое и обеспечивает непрерывность исторического процесса есть экономика, материальное производство. Значение материального производства не ограничивается тем, что оно необходимое условие существования общества и человека. Важно понять, что весь строй жизни людей зависит в конечном счете от способа, каким люди в каждую историческую эпоху производят материальные блага. По Марксу, в производстве люди совершают не нечто частное, не значимое для их сущности, а как раз наоборот: наиболее важное и существенное — творят историю, изменяя окружающий мир и себя самих. Для изложения своей концепции Маркс использовал такие категории как «способ производства», «общественно-экономическая формация», «производительные силы», «производственные отношения», «базис», «надстройка», «общественное бытие», «общественное сознание» и другие. Взятые во взаимосвязи, эти категории позволяют интерпретировать различные аспекты материалистического понимания истории. Маркс представил развитие общества как объективный естественноисторический процесс, независимый от воли и сознания людей: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания». Излагая сущность материалистического понимания истории, Маркс писал: «Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». Маркс выделяет в процессе производства две стороны: производительные силы и производственные отношения. Производительные силы включают в себя вещественные элементы, важнейшие из которых — орудия труда, а также самого человека. Главный элемент производительных сил — человеческий труд. «Труд одним своим прикосновением воскрешает средства производства из мертвых, одушевляя эти средства производства, он превращает их в факторы процесса труда и соединяется с ними в продукты», — говорит Маркс. Средства труда в результате деятельности людей находятся в процессе постоянного развития, который приводит к коренным качественным изменениям, революционным переворотам в производительных силах. Вторая сторона способа производства — производственные отношения. Это те отношения, в которые вступают люди в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Маркс рассматривает производственные отношения как отношения материальные. Это означает первичность данных общественных отношений по сравнению с отношениями политическими, правовыми, религиозными и др. Материальность производственных отношений означает также их независимость от воли и сознания людей. Производственные отношения проявляются как отношения собственности на средства производства. Отношения собственности — важнейшая характеристика способа производства. Маркс выделяет в историческом процессе ряд способов производства: первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный и капиталистический, которые различаются характером производственных отношений, господствующей формой собственности. Эти отношения объективны, порождаются определенным, исторически достигнутым уровнем развития производительных сил. Рассмотрение материальных производственных отношений в качестве основных, базиса общества, позволило установить повторяемость в историческом процессе. А установить повторяемость — значит открыть закон. Маркс открывает закон соответствия производственных отношений уровню и характеру развития производительных сил. Периодически это соответствие нарушается. На определенной ступени своего развития производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями (формами собственности). Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономиче-ской основы более или менее быстро изменяется политическая и духовная надстройка. Тем самым Маркс выделяет источник развития общества — противоречие производительных сил и производственных отношений. Выделив экономическую основу общества — способ материального производства, Маркс формулирует понятие общественно-экономической формации как целостной общественной системы в единстве всех элементов. Способ производства определяет социальный, политический и духовный процессы жизни вообще, говорит Маркс. Сознание в историческом процессе рассматривается как элемент общественно-экономической формации, как ряд форм общественного сознания — политики, права, морали, религии и философии. Они отражают общественное бытие, производны от способа материального производства. Рассматривая развитие общества как последовательную смену общественно-экономических формаций, Маркс подчеркивал: «Ни одна общественная формация не погибнет раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появятся раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества».25 Выделив производство и производственные отношения в качестве основы общества, его базиса, Маркс рассматривает политические и духовные явления как надстройку над базисом. Характеризуя эти явления как надстройку, он подчеркивает их зависимость от способа производства. Важнейшим элементом надстройки является государство. Это понятие обозначает у Маркса политическую организацию, создаваемую господствующим классом для подавления сопротивления его классовых противников. По своей сущности всякое государство — это машина для поддержания господства одного класса над другим. Государство возникает с расколом общества на антагонистиче-ские классы и является продуктом и проявлением непримиримости классовых противоречий. Согласно марксизму, буржуазное государство даже в форме демократической республики с ее политическими свободами и всеобщим избирательным правом остается диктатурой буржуазии. Поэтому задача пролетариата — уничтожение буржуазной государственной машины в ходе социалистической революции. Если подвести итог, то можно сказать, что марксистская концепция взаимосвязи экономики, общества и государства исходит из идеи освобождения человека от господствующих над ним его же собственных сил и отношений. Согласно Марксу, экономика есть совокупность производительных сил и производственных отношений, созданных человеком, но выступающих в качестве чуждой и господствующей над ним силы. Человек не контролирует производственный процесс, наоборот, этот процесс подчиняет себе человека. Государство также выступает в качестве силы, закрепляющей господство определенного способа производства.

Марксизм ставил задачу освобождения человека от господствующих над ним экономических и политических форм. Итогом этого процесса освобождения является формирование такого общества, в котором экономика находится под контролем ассоциированных производителей. Это предполагает переход от капитализма к социализму и коммунизму, от частной собственности на средства производства к общественной. Такой переход осуществляется в результате классовой борьбы пролетариата, закономерным итогом которой является социалистическая революция.

Социализм предполагает планомерное развитие экономики в интересах всего общества. Не человек для экономики, но экономика для человека. Развитие производительных сил дает свободное время, которое обеспечивает всестороннее развитие индивида, его задатков и способностей. Свободное время становится мерой общественного богатства. Маркс, видимо, считал, что исторический процесс может развиваться только в этом направлении — в направлении освобождения человека от стихийных природных и социальных сил. Гарантом этого является человеческий разум, способность человека познать законы исторического развития и подчинять это развитие своей воле. События последнего времени показывают, что время для этого еще не пришло. Возможно, оно не придет никогда. Тогда марксизм останется светлой мечтой о человеческой свободе. Диалектика — учение о развитии. Наиболее развитое учение о развитии было создано Гегелем. Гегелевская диалектика была идеалистической. Содержащееся в ней «рациональное зерно>> (прежде всего идея развития через противоречия) было воспринято основоположниками марксизма, ее идеалистические положения были ими переосмыслены с материалистических позиций. Маркс создал диалектический метод, который рассматривал как противоположный гегелевскому. Он подчеркивал: «Мой диалектический метод по своей основе не только отличен он гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург (творец) действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». В противовес гегелевской диалектике, в центре внимания которой — самодвижение понятий, основоположники марксизма стали рассматривать объективные процессы развития в природе и обществе, отражаемые развивающимся мышлением. Понятие развития занимает центральное место в марксистской материалистической диалектике. С точки зрения последней, развитие есть сторона, момент универсального движения, являющаяся атрибутом, то есть неотъемлемым, всеобщим свойством материального. Специфика развития выражается, как показали классики марксизма, в следующих общих и существенных чертах (характеристиках): 1. Развитие всегда есть внутренне присущий данному объекту процесс, то есть оно не может определяться внешними для этого объекта факторами, источник развития заключен в нем самом. 2. Для развития характерна необратимость, что означает невозможность полного, абсолютного возврата развивающейся материальной системы к прежним состояниям (например, невозможно превращение старика в молодого человека, высших видов животного мира в низшие).

3. Развитие характеризуется преемственностью, которая выражает момент связи сменяющих друг друга качественных состояний, то есть сохранение, удержание того, что достигнуто на предшествующем этапе развития и что служит дальнейшему развитию. Благодаря преемственности достигается единство прошлого, настоящего и будущего в развивающихся материальных системах. 4. Важной чертой развития является направленность, которая означает, что развитие — это всегда поступательное восхождение от низшего к высшему, от простого к сложному (а не движение по кругу, не абсолютное повторение пройденных этапов, как полагали некоторые философы). 5. Развитие происходит по спирали. Последняя предполагает, что в процессе развития происходит неполная, частичная повторяемость на высших, новых его стадиях некоторых основных черт пройденных стадий, то есть имеет место как бы возврат к старому, но уже на ином, качественно новом уровне. Наряду с принципом развития, в марксистской материалистической диалектике фундаментальное значение имеет также принцип всеобщей взаимосвязи. С точки зрения основоположников марксизма, последний выражает атрибутивное свойство материи, заключающееся в том, что все предметы и явления находятся в бесконечно многообразных зависимостях, в различных отношениях друг к другу, во взаимообусловленности своего существования и развития. Открытые Гегелем основные законы диалектики (единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количественных изменений в качественные и отрицания отрицания) стали рассматриваться в марксизме, соответственно, как законы природы, общества и мышления. С точки зрения марксизма, материалистическую диалектику отличает то, что она представляет собой результат развития философии и естествознания, итог обобщения объективных законов, действующих в природе, в обществе и в мышлении.

11) Типы философствования.

Это объяснительный принцип (или установка), положенный в основание формулируемой человеком картины мира.

1.натурализм (природоцентризм)- Он исходит из того, что именно природные силы и факторы напрямую определяют деятельность и поведение людей. Наиболее ярко это принцип проявляется в географическом детерминизме (когда все особенности политической жизни народа объясняются, исходя из природных, географических условий). Смысл философствования здесь связан с поиском путей и средств полного удовлетворения потребностей человека на базе его гармоничных взаимоотношений с природой.

2.теоцентризм- Ключевая идея - идея Бога. Бог - могущественный творец всего сущего, который предписывает судьбу природным объектам и человеческому обществу. Смысл философствования - это поиск путей к Богу, воссоединение с Богом (пути как вне человека, так и в его душе).

3.социоцентризм- Он опирается на признание общества центром мироздания, более высокой, совершенной частью мироздания, чем природа. Интересы общности ставятся выше интересов отдельного индивида. Интеллект подчинён обществу.

Например: светская философия. Это поиск путей совершенствования общественных отношений на принципах свободы и справедливости, принцип социального равенства.

4.антропоцентризм- Основывается на идее человека как центра мироздания.

5.лингвацентиризм-

12) Философские взгляды П.Я. Чаадаева (1794–1856) и его роль
в становлении и развитии русской философии XIX века.

Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856) — сын богатого помещика, учился в Московском университете. Не окончив обучение, добровольно вступил в армию, принимал участие в войне с Наполеоном. Был блестящим офицером гусарского гвардейского полка. В 1820 г. произошел мятеж в Семеновском полку и Чаадаева посылают доложить об этом Александру I. Между Александром I и Чаадаевым состоялся разговор, после которого Чаадаев подал в отставку. С 1823 по 1826 гг. он жил за границей, и поэтому не принял участия в восстании декабристов. В конце 1829 г. Чаадаев начал работать над «Философическими письмами». Эта работа, состоящая из 8 писем, была закончена в 1831 году. Он восхваляет Западную Европу, где, по его мнению, «идеи долга, справедливости, права, порядка родились из самих событий», входят необходимым элементом в социальный уклад и составляют «больше, чем психологию, физиологию европейского человека».

По отношению к России Чаадаев был настроен крайне критически: «Мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, и у нас нет традиций ни того, ни другого». «Одинокие в мире, мы ничего не дали миру, ничему не научили его; мы не внесли ни одной идеи в массу идей человеческих...» «Если бы мы не раскинулись от Берингова пролива до Одера, нас и не заметили бы... И в общем мы жили и продолжаем жить лишь для того, чтобы послужить каким-то важным уроком для отдаленных поколений...». По словам Герцена, Чаадаев заявил, что «прошедшее России пусто, настоящее невыносимо, а будущего для нее вовсе нет».

Чаадаев считал, что многое в России зависит от ее географиче-ского положения, но не это является главной причиной изолированности русской цивилизации от общечеловеческого развития. Россия, находясь между Западом и Востоком, между Германией и Китаем, могла бы синтезировать положительные стороны двух миров. Но она осталась не принадлежащей ни Западу, ни Востоку. Она пребывает не только вне пространства, но и вне времени, и как бы выпала из исторического прогресса. В России сложились условия, при которых невозможна нормальная жизнь человека. Безрадостное, лишенное человеческого смысла существование, в котором нет места личности, Чаадаев выводит из печального прошлого русского народа, давно превращенного в нравственно оцепеневший организм. Все общества пережили бурные эпохи перехода от юности к зрелости, и только в России ничего не меняется. «Мы живем одним настоящим в самых тесных его пределах, без прошедшего и будущего, среди мертвого застоя... Мы растем, но не созреваем; движемся вперед, но по кривой линии, то есть по такой, которая не ведет к цели». И в прошлом Чаадаев не отрицает такого движения, однако оно происходило в одном измерении — в нарастании рабства. Сначала Россия находилась в состоянии дикого варварства, потом грубого невежества, затем унизительного чужеземного владычества, деспотический дух которого унаследовала и позднейшая власть. Освободившись от татарского ига, русские попали в новое рабство — крепостничество. Русская история «была заполнена тусклым и мрачным существованием, лишенным силы и энергии, которое ничто не оживляло, кроме злодеяний, ничто не смягчало, кроме рабства». Чаадаев не видит просвета в будущем, его выводы глубоко пессимистичны, потому что он не находит никаких внутренних стимулов развития и никаких условий для их формирования. Возник заколдованный круг, в нем все мы гибнем, бессильные выйти из него; «проклятая действительность» подавляет все усилия, все порывы, парализует умы, а без новых продуктивных идей ее нельзя изменить. Чтобы совершить какое-либо движение вперед, сначала» придется все себе создать... вплоть до воздуха для дыхания, вплоть до почвы под ногами», а главное — уничтожить в русском раба. Самодержавие и крепостничество — вот главные пороки русской жизни, ее темные, позорные пятна. По мнению Чаадаева, нельзя сказать, что русские не одарены природным умом; нельзя отрицать и общечеловеческую роль русского народа. Она велика, но чисто отрицательна и состоит в том, чтобы своим прошлым и настоящим преподать народам важный урок. Отвращение Чаадаева к николаевскому режиму вытеснило все другие чувства и привело к крайнему искажению русской истории. Это вызвало ярость казенных патриотов («квасных», по выражению Чаадаева). Но и те, кто разделял его протест против самодержавно-крепостнического строя (Герцен и Пушкин), не приняли национального нигилизма Чаадаева. Пушкин писал: «Что касается нашей исторической ничтожности, то я решительно не могу с вами согласиться». Он ссылался на многие факты славной деятельности наших предков. Кроме того, по мнению Пушкина,

«у нас было свое предназначение». Россия поглотила монгольское нашествие, избавив развитие Европы от всяких помех. Позднее Чаадаев признал справедливость пушкинской критики. В «Философических письмах» содержится определенная социологическая концепция, которая дала начало последующей полемике о судьбах России.

Социология Чаадаева является религиозно-идеалистической, даже мистической. Движущей силой исторического развития Чаадаев считал божественное провидение или даже неисповедимый рок.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 737; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.35.60 (0.024 с.)