В чем заключается антропологическая концепция Гегеля? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В чем заключается антропологическая концепция Гегеля?



Гегель меняет Кантовские представления об антропологии. Предметом его антропологи является человек в себе. Или природа человека. Нечто непосредственное. Например, душа. Предметом феноменологии является человек для себя. Или дух человека. Нечто опосредованное. Например, самосознание. В строгом смысле слова Кант, по словам Гегеля, занимался не антропологией, а феноменологией. И психологией человека,

Антропология рассматривает бессубъектные состояния человека. Феноменолога интересует то, что человек сам делает из себя. Антрополог исключает из рассмотрения сферу всеобщего, например, воспитание и образование. Ему остается изучать природные определения души.

25) Что такое человек?

26) Что такое индивид?

27) Дать понятие личности.

28) Какими же основными чертами характеризуется личность?

29) Как происходит формирование индивида?

30) Перечислите основные проблемы личности.

31) В чем заключается смысл и цель жизни человека?

32) Какие взгляды на познание Вам известны?

33) Каков главный вопрос теории познания?

34) Охарактеризуйте чувственную ступень познания.

5.2.1. Основные проблемы теории познания

Уже было сказано, что основным содержанием сознания является знание. Знание — результат познавательной деятельности. Проблема познания — одна из главных философских проблем.

Познание есть деятельность, направленная на получение нового знания. Познание исследует раздел философии, именуемый гносеологией (от гносис — знание, логос — учение) или теорией познания. Основной проблемой теории познания является проблема истины: способен ли человек достичь истины, то есть способен ли он в своих понятиях, суждениях, теориях правильно отразить окружающий мир. В зависимости от решения этого вопроса в философии выделяются позиции гносеологического оптимизма, скептицизма и агностицизма.

Гносеологический оптимизм — позиция, наиболее распространенная в философии. Большинство философов считают, что мир познаваем и что человек способен достичь истины. Скептики не отрицают принципиальной познаваемости мира, но выражают сомнение в достоверности знания. Агностики отрицают познаваемость мира. Как известно, представителем агностицизма был И. Кант. Основная проблема, которая приводит к агностицизму, заключается в следующем: предмет в процессе его познания неизбежно преломляется сквозь призму наших органов чувств и мышления. Мы не можем знать, каков предмет сам по себе, мы знаем предмет в том виде, какой он приобрел в результате такого преломления. Каковы же предметы на самом деле, мы не знаем и знать не можем. Получается, что мы замкнуты миром наших чувств и мышления и не в состоянии сказать нечто достоверное о мире, как он существует сам по себе. Одним из истоков агностицизма является релятивизм — абсолютизация изменчивости, текучести явлений, событий бытия и познания. Сторонники релятивизма исходят из скептического принципа: все в мире скоротечно, истина —- и на житейском, и даже на научном уровне — выражает наши знания о явлениях мира лишь в данный момент, и то, что вчера считалось истиной, сегодня признается заблуждением. Все наше знание относительно, условно, конвенционально и тем самым субъективно. Агностицизм противоречит самой практике познания, тому, что, например, ученым удается построить более или менее успешные теории, подтверждающиеся на опыте. На основе этих теорий инженеры строят механизмы, машины, действительно достигающие поставленные в проекте цели. Если какая-то теория со временем отвергается, то она не отвергается целиком, некоторые важные моменты прежнего знания неизбежно переносятся в новую теорию. Более того, теории, нередко развиваемые совершенно независимо в разных областях, вдруг обнаруживают параллелизм, родство и даже глубокую связь. Как говорил А. Эйнштейн, «самое непостижимое в этом мире то, что он постижим». Процесс познания есть процесс движения от знания неполного, неточного к знанию все более полному и более точному. В нем бывают периоды относительно плавного развития, когда происходит накопление знаний и периоды резких изменений, революционных преобразований. О революциях-в науке мы говорили в предыдущей главе. Вплоть до середины XIX века в теории познания господствовал взгляд, согласно которому познание есть результат воздействия внешнего мира на органы чувств человека и последующей переработки этих воздействий в его сознании. Основные недостатки такого представления о процессе познания: 1) процесс познания рассматривался абстрактно, он вырван из контекста реальной жизни, практики, не рассматривался как составная часть деятельности по изменению окружающего мира; 2) познающий субъект (человек) также рассматривался абстрактно, как существо, от природы наделенное органами чувств и способностью мыслить, вне общественно-исторического контекста. Впервые связь между общественно-преобразовательной деятельностью и познанием была проанализирована марксизмом. Маркс рассмотрел познание в общественно-историческом контексте. Познает мир не абстрактный индивид, наделенный разумом и чувствами, а человек, все деятельностные и познавательные способности которого сформированы в конкретном обществе. С раннего детства человек усваивает определенную систему представлений, сложившихся в обществе, усваивает язык. У него формируется определенное мировоззрение, картина мира, представление о том, каков мир, как он устроен. Эти сложившиеся в обществе представления являются той основой, которая определяет познавательную деятельность отдельного индивида. Можно сказать, что культура (в широком смысле этого слова) формирует субъекта познания (человека, познающего окружающий мир), определяет объект познания (направляет внимание ученого на решение определенных проблем), задает средства и методы познания. Рассмотрим вначале процесс познания в общественноисторическом контексте.

5.2.2. Познание и практика

Рассматривая проблему сознания мы установили, что сознание — составная часть деятельности, ее идеальный план. Деятельность невозможна без отражения внешнего мира и самого себя. Это отражение может быть разного «качества». Животное тоже отражает мир, но выделяет в нем то, что соответствует его физиологическим потребностям. Животное приспосабливается к миру, человек создает новое. Его сознание — более сложная форма отражения, которая предполагает знание о мире. Но что значит знать? Разберем следующие высказывания: 1) я знаю, как выращивать пшеницу; 2) я знаю, как управлять автомобилем; 3) я знаю, как исправить телевизор; 4) я знаю, как решать квадратные уравнения; 5) я знаю устройство автомобиля; 6) я знаю законы механики Ньютона. Очевидно, что в этих высказываниях речь идет о разных видах знания. Английский философ Г. Райл (1900-1976) предложил разделить знания на две группы: знания «как сделать» и знания «что это». Деление это достаточно условно, тем не менее, оно позволит нам понять некоторые важные стороны процесса познания. В приведенных высказываниях 1 и 2 можно отнести к знанию практическому (как сделать), 5 и 6 к теоретическому (что это), 3 и 4 предполагают единство практического и теоретического знания, поскольку исправить телевизор можно только в том случае, если знаешь его устройство. В общем виде знания — это составная часть нашей деятельности, то, что позволяет нам поставить цель, наметить способы ее достижения и достичь желаемого результата. То есть по своей сути знание — это «как сделать», как достичь определенной цели, определенного результата. Знание практично, оно рождается в практике и живет в ней. Вначале это просто усвоенная последовательность определенных действий, которые надо проделать, чтобы получить требуемый результат, например, вырастить урожай пшеницы. Знание второго вида, которое Г. Райл назвал знанием «что это», предполагает знание объекта, с которым имеют дело. В данном примере — это знание зерна, его «устройства» и знание почвы, ее состава. Второй вид знания возникает значительно позднее, в результате изменения практик и возникновения познания как особого вида деятельности. Вначале знание и деятельность — почти одно и то же. В первых двух примерах знания — это навыки-умения, последовательность определенных действий с теми или иными объектами. Здесь даже нет необходимости объяснять, почему надо делать именно эти действия, чтобы получить результат. Многие сотни и тысячи лет человек жил без всякой науки, опираясь на сформированные его предшественниками навыки и умения: как добыть зверя, как пахать, сеять, убирать урожай, строить, изготавливать домашнюю утварь и орудия труда, как воевать, как относиться к родственникам, соседям, друзьям, врагам. Все это различные практики, которые осваиваются в процессе жизни..Одновременно это — знания, самые необходимые для жизни. Ситуация изменяется, когда ставится под сомнение традиционное действие, его правомерность и целесообразность. Приходит осознание, что желаемая цель может быть достигнута разными способами. Такая ситуация складывается в процессе столкновения различных культур. В деятельности выделяются цель и способ ее достижения. Исследуются сами действия и объект действия, то есть выделяется субъект и объект деятельности. Объект предстает как нечто самостоятельное, становится предметом исследования. Но это означает, что рядом с человеком-практиком, или с человеком-действующим становится человек-теоретик, человек познающий. Он не производит предметы потребления. Он производит новое знание, а значит — новые схемы деятельности, более рациональные способы достижения результата. Человек познающий появляется прежде всего там, где не срабатывают традиционные практики, то есть возникают проблемы, не решаемые традиционным способом. Вначале эти проблемы возникают в сфере межличностных отношений при переходе от родовой общности к более сложным обществам. В Греции это был переход к городу-государству, полису. Индивид обрел свободу, он не подчиняется обычаю, что порождает множество проблем. Философия, которая рождается в полисе, пытается понять человека и его действия понять главные цели, к чему в жизни надо стремиться, что для человека является самым важным (благом) и как его достичь. Объектом познания еще не стала производственная деятельность. Земледелие и ремесло все еще опираются на традиционные практики. Только в строительство проникают математические методы, поскольку эта деятельность значительно усложняется, строятся достаточно крупные и сложные сооружения. Здесь появляется профессия инженера и архитектора, которые владеют специальными знаниями. В позднее средневековье, эпоху Возрождения и Новое время изменятся характер производства и изменяется форма знания. Во-первых, ремесленник заменяется механическим устройством. В ремесле главную роль играли навыки и умения мастера, его мастерство. Мастерство необходимо долго осваивать. Это результат длительной тренировки органов чувств и тела. Поэтому процесс ремесленного производства был «темным», для разума непроницаемым. Ситуация меняется, когда место ремесленника занимает механическое устройство. В Новое время главным предметом исследования становится механизм, а главной наукой — механика. Наука Нового времени исследует, «машину» мира, пытается понять устройство этой «машины». Античная философия была направлена на познание человека, смысла человеческого существования, места человека в мире. Наука Нового времени ориентируется на практику, усовершенствование процесса производства. В Новое время человек познающий разделяется на ученогоестествоиспытателя, исследующего природный процесс, и философа, исследующего человека, его познавательную и практическую деятельность. Реально это означает, что из философии, которая раньше была единым знанием, ориентированным на познание человека, выделяются конкретные науки, направленные на познание мира. Возникает объективное научное знание. Оно пытается максимально преодолеть все субъективные наслоения, искажающие реальную картину мира. Наука Нового времени пытается создать картину мира самого по себе, убрать из мира все привнесенное человеческими чувствами и эмоциями. Наука пытается понять, каков мир сам по себе, как бы без человека. Наука пытается преодолеть человеческий субъективизм, убрать различного рода предрассудки, «идолы», как их называл Ф. Бэкон. В науке Нового времени материальный мир впервые становится важнейшим объектом исследования. В Новое время человек впервые получил возможность исследовать устройство мира. Оказалось, что созерцанием и умозрением познать мир нельзя. Причинно-следственные связи нельзя увидеть, просто наблюдая природу. В ней все связи переплетены и запутаны. Эти связи необходимо выделить в чистом виде, воспроизвести искусственно, в различных приборах и механизмах. Тогда их можно рассчитать, измерить, то есть понять. Так удалось понять процесс движения — рассчитать соотношение между силой, массой и скоростью. Развитие естествознания было неотделимо от изобретения все новых приборов, с помощью которых ставились эксперименты. Но прибор и есть воспроизведенная в механизме природная причинно-следственная связь. Этот новый способ познания природы, применяемый естествоиспытателями Нового времени — Галилеем, Гюйгенсом, Гуком, Бойлем, Ньютоном др. — не сразу был осмыслен и понят. Философия начинает активно исследовать саму науку, процесс научного познания. В ней главное место занимает проблема метода. В Новое время возникают два направления в теории познания: эмпиризм и рационализм. Об этом уже шла речь в историко-философском обзоре. Философия, исследуя процесс познания, пришла к следующим главным выводам: 1) знание не является результатом пассивного отражения воздействия объекта на органы чувств человека (субъекта познания); познание — результат активного практического преобразования объекта человеком (субъектом); 2) практика — основа познания, цель познания и критерий истинности полученного знания; 3) проблемы, возникающие в практической деятельности, в процессе производства, были и остаются важнейшим фактором, определяющим направление научного поиска; 4) в историческом процессе формируются определенные «картины мира», парадигмы, стиль мышления, которые определяют направление научного поиска и способы решения познавательных проблем. В настоящее время основным видом познавательной деятельности является наука — один из важнейших социальных институтов со своими организационными формами, целями и результатами деятельности. Науку как социальный институт и ее значение в современном обществе мы рассмотрим в следующей главе. Сейчас рассмотрим познавательные способности человека, как совершается процесс познания на уровне отдельного индивида.

5.2.3. Познавательные способности и уровни познания

Познавательные способности — это индивидуальные качества человека: ощущения, восприятия, представления, разум, воля, интеллект, талант, интуиция, память, воображение. Познавательные способности часто называют источниками познания. Ощущения — результат взаимодействия внешнего мира и органов чувств человека. Существует достаточно много видов ощущений, из которых в качестве основных можно выделить зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые. Существуют также ощущения смешанного характера: вибрационные, температурные, болевые, вестибулярные (ощущение равновесия или его потери), мышечные.7 Многие свойства предметов внешнего мира воспринимаются в результате взаимодействия нескольких органов чувств (например, форма). Результат ощущения — это образ определенного предмета. Между актом воздействия предмета на органы чувств и возникновением образа практически не существует временного промежутка или он таков, что им можно пренебречь. Восприятие — целостный образ предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств. Этот образ возникает как результат синтеза всех конкретных актов ощущения отдельных свойств воспринимаемого объекта. Характер восприятия определяется как устройством самого объекта, так и возможностями органов чувств, способностью мозга к синтезу и практическим опытом человека. Часто объекты быстро идентифицируются сознанием, для более редких случаев нужно более продолжительное время для узнавания. Новые объекты требуют создания в психике новых образов, и их восприятие в качестве новых объектов увеличивает эмпириче-ский опыт. Представление — чувственный образ ранее воспринимавшегося предмета или образ, вновь созданный творческой, активной деятельностью мышления. Для получения таких образов необходимы память и воображение. Поэтому представления уже относятся к опосредствованному мышлению и связаны с образованием понятий. Память — свойство нервной системы, связанное со способность хранения и воспроизведения информации о прошлом. Качество памяти определяется длительностью хранения информации и адекватностью ее воспроизведения. Основными видами памяти являются: чувственно-образная и вербально-рациональная. Существуют также моторный, эмоциональный и аффективный виды памяти. Воображение — способность к созданию образов, ранее не воспринимавшихся. Воображение связано с отрывом от реальности, фантазированием, предсказанием, «забеганием вперед» и является необходимым элементом человеческой жизнедеятельности. Научные открытия, выдвижение гипотез и рискованных предположений невозможны без воображения, очень тесно связанного с интуицией. Особыми видами воображения являются мечтания и сновидения. Логическое мышление — способность к абстрактному, обобщенному и опосредованному мышлению в форме понятий, суждений, умозаключений и теорий. Эта способность очень тесно связана с языком, так как любая мысль, чтобы быть понятой, должна быть выражена в языке. Любое значащее слово языка обобщает и выделяет предметы того класса, о котором идет речь. Слова — заместители предметов мысли в языке. Разум иногда выделяется как высшая познавательная способность, превосходящая по своим возможностям обычную рассудочную деятельность и направленная на постижение сущности предметов познания. Интуиция — непосредственное постижение истины при помощи прямого усмотрения. Это то, что дается ясно и отчетливо, ее результаты очевидны и не требуют доказательства. Однако для убеждения других необходимо обращение к рациональному (дискурсивному) мышлению — это свидетельствует о связи интуиции и рационального познания и определяет место и значение первой в познании. Интуиция бывает двух типов: рациональная (интеллектуальная) и эмпирическая (чувственная). Воля — способность к выбору цели и ее достижению. В конкретной познавательной деятельности воля имеет большое значение, носит ценностно-целевой характер. Постоянная постановка проблем и стремление к их решению — движущая сила человеческого познания. Наличие противоречий между целями, методами и средствами остро ставит проблему выбора. А это, в свою очередь, поднимает проблему соответствия поведения принятым моральным принципам и правовым нормам, соотношения его с совестью и долгом, ответственности ученого перед обществом. Все это требует включения в процесс познания обязательной ориентации на общечеловеческие ценности, гуманистические факторы, без учета которых результаты процесса познания могут привести к губительным последствиям. Талант — данная от природы способность к творческой деятельности в той или иной области. Природный талант можно развивать, а можно и постепенно утрачивать. В процессе познания обычно выделяют два уровня — чувственный и рациональный. К чувственному уровню относят ощущения, восприятия, представления (о которых уже было сказано выше), к рациональному — понятия, суждения, умозаключения. Рассмотрим более подробно рациональный уровень познания. Образование понятия — это сложный диалектический процесс, включающий: сравнение (мысленное сопоставление одного предмета с другим, выявление признаков сходства и различия между ними), обобщение (мысленное объединение однородных предметов на основе тех или иных общих, наиболее существенных признаков, и отвлечение от других, второстепенных, несущественных). Все эти логические приемы тесно связаны между собой в едином процессе образования понятия. Вырабатывая, например, понятие «стол», люди, с одной стороны, отвлекаются от таких частных, несущественных для образования этого понятия признаков (присущих множеству реальных столов), как форма (круглый, прямоугольный, овальный и т. п.), цвет, количество ножек, материал, из которого изготовляются конкретные столы, а с другой стороны, выделяют те общие признаки, которые определяют использование данного предмета (стола) в повседневной жизни. Понятия выражают не только предметы, но также их свойства и отношения между ними. Такие понятия, как твердое и мягкое, большое и маленькое, холодное и горячее выражают определенные свойства тел. Такие понятия, как движение и покой, скорость и сила выражают взаимодействие предметов и человека с другими телами и процессами природы. Особенно интенсивно возникновение новых понятий происходит в сфере науки в связи со стремительным углублением и развитием научного познания. Открытия в объектах новых сторон, свойств, связей, отношений сразу же влекут за собой появление новых научных понятий. Каждая наука имеет свои понятия, образующие более или менее стройную систему, именуемую ее понятийным аппаратом. Более сложной по сравнению с понятием формой мышления является суждение. Оно включает понятие, но не сводится к нему, а представляет собой качественно особую форму мышления. Суждение — это та форма мышления, посредством которой раскрывается наличие или отсутствие каких-либо связей и отношений между предметами (то есть указывается на наличие или отсутствие чего-либо у чего-то). Например, наукой установлено, что железо обладает электропроводностью. Наличие этой связи между железом и отдельным его свойством делает возможным суждение: «железо электропроводно». В то же время оно не обладает прозрачностью, то есть проницаемостью для лучей света. Отсутствие связи железа с этим свойством обусловливает суждение: «Железо не прозрачно». В виде суждений формируются, по существу, все научные положения. Еще более сложной формой мышления, чем суждение, является умозаключение. Оно содержит в своем составе суждения (а следовательно, и понятия), но не сводится к ним, а предполагает еще их определенную связь. Под умозаключением понимается форма мышления, посредством которой из известного знания выводится новое знание. Умозаключение широко используется в повседневном и научном познании. Так, выглянув утром в окно и заметив мокрые крыши домов, мы без труда умозаключаем о прошедшем ночью дожде. Значение умозаключений состоит в том, что они не только связывают наши знания в более или менее сложные, относительно законченные мысленные конструкции, но и обогащают, усиливают эти знания. Вместе с понятиями и суждениями умозаключения преодолевают ограниченность чувственного познания. Они оказываются незаменимыми там, где органы чувств бессильны в постижении причин и условий возникновения какого-либо объекта или явления, в понимании его сущности, форм существования, закономерностей его развития. Необходимо отметить, что чувственный и рациональный уровни познания связаны теснейшим образом. Наше чувственное восприятие определяется всем нашим жизненным опытом и имеющимися знаниями. Достаточно сказать, что глаз профессионального охотника выделит в лесу гораздо больше важной информации, чем глаз городского жителя; глаз архитектора выделяет в здании гораздо больше, чем глаз простого обывателя; музыкально развитый слух фиксирует гораздо больший диапазон звуков, чем слух неразвитый. Все это говорит о том, что как в обыденной жизни, так и в научной деятельности нельзя разделять чувства и разум, эмпирическое и теоретическое познание. Это различные стороны единого процесса познания.

35) Расскажите об основных формах логического мышления.

36) Дать определение следующим понятиям: синтез, анализ, индукция, дедукция, истина, ложь, дезинформация, сенсуализм, рационализм, гипотеза, практика.

37) Какие определения истины Вам известны?

38) Перечислите основные характеристики сознания.

5.1. Сознание

В предыдущей главе мы рассмотрели развитие представлений об окружающем мире. Но есть еще одна реальность, которая всегда была в центре внимания философии и науки — это реальность духовная, то что называлось душой, сознанием. Сознание — самая загадочная вещь из всего, что известно человеку. Сознание дало возможность человеку познать окружающий мир, относиться к нему со знанием и тем самым подчинить себе могучие силы природы. Сознание позволяет нам восстанавливать прошлое, которое уже не существует, и предвидеть будущее. Но одновременно сознание — источник страхов, тревог, страданий. В отличие от животных человек знает о своей будущей смерти. Он ощущает свою слабость и бессилие, свою ничтожность в этом огромном мире. Так что же такое сознание? Попытаемся понять, как оно возникает и каковы его основные характеристики.

5.1.1. Возникновение сознания

Человек — результат процесса эволюции животного мира, существо, подчиняющееся биологическим закономерностям. Вместе с тем, он владеет речью, ему присуща сложная мыслительная и эмоциональная деятельность, которую называют сознанием. По поводу возникновения феномена сознания велись и ведутся по сей день философские и научные дискуссии. В философии сложились две основные концепции сознания — материалистическая и идеалистическая. Материализм рассматривает сознание как свойство материи, как функцию мозга, его способность формировать представление об окружающем мире на основе ощущений, поступающих от органов чувств. Идеализм рассматривает сознание как особую реальность, существующую независимо от материи и порождающую материалъный мир. У Платона это мир идей — высших божественных сущностей, у Гегеля — Абсолютная Идея. Сейчас можно сказать, что и та, и другая точка зрения может привести достаточно весомые аргументы в свою пользу. Материализм опирается на неоспоримый факт зависимости психики от мозга, повреждения которого влекут за собой различные ее расстройства. Но хорошо известны и факты обратной зависимости: словом можно излечить, а можно нанести тяжелую травму и даже убить. Существуют также феномены ясновидения и телепатии, которые невозможно объяснить на основе современной науки. В дальнейшем мы будем опираться на те представления о феномене сознания, которые сложились на основе деятельностного подхода. Возникновение человеческого сознания тесно связано с процессом антропогенеза, то есть формированием человека. В процессе антропогенеза (развития человека) создались определенные биологические предпосылки, способствовавшие формированию сознания. К таким предпосылкам относятся: переход к прямо хождению, развитие руки и формирование человеческого мозга. Эти биологические предпосылки, получившие наименование гоминидной триады, выделили наших обезьяноподобных предков из животного царства.

Переход к прямохождению далеких предков человека был связан со значительными изменениями в окружающей среде, потребовавшими серьезных перемен в их образе жизни. Прямохождение позволило лучше видеть на открытых пространствах саванн. Оно же (прямохождение) разделило функции нижних и верхних конечностей. Освобождение передних конечностей от функции передвижения создало возможности для выполнения ими многих других функций. Человеческая рука, освободившаяся от функции передвижения, приобретала все новые и новые сноровки, превращая «человека прямоходящего» в «человека умелого». Переход к прямохождению и развитие руки оказали влияние и на другие части и функции человеческого организма. Увеличилась подвижность головы, образовались новые структуры грудной клетки, претерпели изменения процессы дыхания и пищеварения и т. д. Но среди всех этих изменений особую роль в процессе антропогенеза сыграло формирование человеческого мозга. От верхнего плейстоцена и до настоящего времени, то есть на протяжении двух миллионов лет мозг гоминидов увеличился в три раза и средняя скорость этого прироста составила 50 кубических сантиметров мозгового вещества за 100 тысяч лет. Эволюцию мозга гоминидов следует считать весьма особым процессом, по крайней мере, по следующим двум причинам. Во-первых, в связи с темпами этого процесса, который был одним из наиболее быстрых, наиболее бурно протекавших процессов макроэволюции в истории позвоночных (а может быть и в истории животного мира вообще). Во-вторых, в связи с феноменальным последствием этого процесса, который привел к возникновению уникального в живой природе явления, каковым стало человеческое сознание. Связь сознания с мозгом человека представляется очевидной. Проблемы возникают, когда ученые пытаются раскрыть характер этой связи. По этому поводу еще в XIX веке шли дискуссии, высказывались различные точки зрения. Группа ученых в составе зоолога Карла Фогта (1817-1895), физиолога Якоба Молешотта (1820-1893) и медика Людвига Бюхнера (1822-1899), выступая против идеалистической разработки вопросов сознания, полагали, что мысль не менее материальна, чем материален сам физиологический процесс. В своих «Физиологических письмах» К. Фогт утверждал, что «мысль находится в таком же отношении к мозгу, как желчь к печени или моча к почкам».1 Такой подход, при котором сознание выступает как нечто материальное, получил наименование «вульгарного материализма». На самом же деле сознание — это мир идеальных явлений, существующих в субъективной психической сфере человека и принципиально отличающихся от своего материального носителя — мозга человека. Ведь в коре мозга хирург или физиолог не находит мыслей, образов, а находит лишь мозговое вещество. Вышеуказанные концепции противоречат доказанной наукой точке зрения, согласно которой сознание есть функция мозга. Современная наука установила, что мозг человека представляет собой очень сложно организованную и саморегулирующуюся систему. Мыслительные процессы протекают в коре головного мозга, которая состоит из миллиардов нервных клеток. Все они образуют невероятно сложную сеть с огромным множеством связей, уходящих по нервным волокнам к нервным окончаниям органов чувств. Каждый человек в течение дня получает через свои органы чувств множество различных ощущений. Однако сам акт пре

10. Зак. 597 289

вращения их в феномен сознания во многом неясен и по сей день. Поэтому актуальным до сих пор остается высказывание известного естествоиспытателя XIX в. Томаса Гексли: «Что представляет собой сознание, мы не знаем, и каким образом в результате раздражения нервной ткани происходит такая удивительная вещь, как сознание, столь же непонятно, как и появление джинна из лампы Алладина».2 Однако в XX веке было сделано немало для раскрытия тайн человеческого мозга. Установлено, что мозг дифференцирован на различные области, обладающие функциональным своеобразием. Было установлено, что зрение, например, связано с затылочными долями полушарий мозга, слух — с височными, а интеллектуальная деятельность — с лобными долями. Выяснена и различная роль самих полушарий мозга в структуре человеческой психики. Левое полушарие связано с абстрактно-логическим мышлением. Оно «ведает» речью, логикой, счетом. Правое полушарие воспринимает мир на языке образов, ассоциаций, эмоций. Известно, что у каждого человека одно полушарие развито более, чем другое. Поэтому различают психотипы право- и левополушарников. «Правые» воспринимают мир сначала на эмоциональном уровне — в гармонии красок, звуков, запахов, — а уж потом осмысливают его. У «левых» же абстрактно-логическое мышление явно преобладает над чувственным. Развитие мозга в процессе эволюции человека создало возможности более сложного регулирования всей его жизнедеятельности, включая и общение посредством речи. Способность к усвоению языка и овладению вербальной речью (от латинского verealls — словесный) коренным образом отличает человека от животных. У человека сформировалась качественно новая рефлекторная система, которая и обеспечила функцию речи. Язык — это специфически человеческий способ бытия сознания. Он служит для фиксирования, воспроизведения, передачи и приема мыслей. Ни один объект не может быть понят, осознан, не будучи выраженным словами. Именно через язык наши мысли становятся доступными для других людей. Сознание, таким образом, существует в материальной оболочке языка. Язык мог возникнуть только в обществе, то есть он социально обусловлен. Он является важнейшим средством развития человеческой культуры. Язык как средство общения играет неоценимую роль в общественно-трудовой деятельности людей. Возникновение этой деятельности, согласно социально-практической (трудовой) теории

антропогенеза, стало решающим фактором в процессе формирования Homo sapiens (человека разумного). Именно трудовая деятельность способствовала изменению его природной, биологической организации, именно она повлекла за собой возникновение и новых, социальных качеств человека. Человек не вступает в контакт с природой в одиночку. Уже на заре человеческой истории объединение трудовых усилий наших далеких предков было необходимым условием их выживания. Трудовая деятельность с самого начала не могла быть индивидуальной еще и потому, что ей необходимо учиться. Надо овладевать приемами, нормами деятельности других людей, чтобы получить возможность действовать самому. Это требует контакта, общения людей друг с другом. Наконец, коллективность человеческой деятельности предполагает не только кооперацию усилий в рамках одного поколения, но и передачу трудового опыта во времени, то есть от одного поколения к другому. Все это обусловило возникновение человеческого общества. Из всего вышесказанного следует, что знание естественно физиологических основ сознания не является достаточным для объяснения его сущности. Вне общества сознание сформироваться не может. Науке известны случаи проживания детей раннего возраста в том или ином сообществе животных, то есть их «воспитания» вне социальной среды. Наблюдения за ними после их возвращения к людям показали, что речь, мышление, другие человеческие способности оказались недоступными человеку, выраставшему вне социальной среды.

Нельзя объяснить природу сознания, не вскрыв его общественно-исторической сущности. Сознание — продукт общества, результат социальной, материально-производственной, познавательной и другой деятельности общественного человека, всех предшествующих поколений людей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 580; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.157.35.140 (0.019 с.)