В чем заключается концепция Т.Гоббса о человеке? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В чем заключается концепция Т.Гоббса о человеке?



Томас Гоббс (1588-1679) был англичанином и современником Английской революции. В возрасте 88 лет перевел на английский язык Гомера. Наиболее известна его работа «Левиафан» («Левиафан, или материя, форма, власть государства церковного и гражданского), опубликованная в 1651г. Помимо других работ Гоббс также написал «О гражданине» (1642), «О теле» (1655), «О человеке» (1658). Важные даты английской истории. 1642—1650 — Английская революция — восстание Кромвеля против Карла I. 16501658 — Военная диктатура Кромвеля. 1660 — восстановление монархии. 1689 — Конституционная монархия за сто лет до Французской революции. Общество. Гоббс жил в политически нестабильное время, в период открытой гражданской войны между сторонниками короля и сторонниками парламента. Все его политические работы преследовали одну цель: создание сильного правления, которое может обеспечить мир и порядок. По мнению Гоббса, общество и политика должны быть поняты рационально, научно. Подобно тому как механика открыла законы, движения материальных тел, наука об обществе должна открыть законы, определяющие поведение человека. Гоббс считает, что природа состоит из материальных частиц, которые обладают механическим движением. В силу этого его философия есть не что иное, как учение о движении, что однозначно указывает на параллель с механикой. Исходным для Гоббса является понятие движения. Движение выступает в качестве объяснения всего остального и понимается количественно. То, что движется, является материальными частицами, которые изменяют свое пространственное положение в результате взаимных столкновений. Это понимание полностью противоположно точке зрения Аристотеля, для которого основным является изменение, предполагающее реализацию возможностей и рассматриваемое как движение к цели. Гоббс объясняет все изменения физическим движением и вводит только одну действующую причину. Если все понимается с помощью законов движения частиц, то не остается места для целевой причины. Все происходящее должно объясняться с помощью одной и той же механической причинности, которая в идеальном виде реализуется в столкновениях полностью круглых и движущихся частиц. Все происходящее случается по необходимости. Даже человеческие действия являются детерминированными. Человек является той основой, исходя из которой должно быть объяснено общество. Как Гоббс это делает? Он комментирует собственный метод в работе «О гражданине», где использует сравнение общества с часами. Когда мы хотим понять, как работают часы, мы их разбираем и изучаем отдельные детали и их свойства. Затем мы собираем часы вновь. Стремясь правильно расположить детали таким образом, чтобы часы заработали вновь, мы узнаем, как детали связаны друг с другом и как функционирует часовой механизм. После этого мы приходим к пониманию того, что такое часы. Аналогично этому, Гоббс разделяет общество на части, изучает их, а затем снова собирает друг с другом так, чтобы можно было увидеть их взаимные связи и функционирование. Таким путем становится понятно, что такое общество. Конечно, этого нельзя сделать действительно расчленяя общество, можно только это представить. На этом примере видны некоторые важные черты «разборочно-сборочного» метода Гоббса. Метод состоит в разделении феномена, с тем чтобы в дальнейшем воссоздать его из частей. Метод заключается в анализе и синтезе. Следовательно, общество объясняется на основе изучения его частей. Целое может быть понято, исходя из его частей и их свойств, а также их функционального единства. Вернувшись к примеру с часами, скажем, что Гоббс стремится к функциональному объяснению. Чтобы понять, что такое часы, необходимо понять, как они работают. Интересными для нас свойствами деталей часов являются именно те, которые важны для функционирования часов. Для определения времени или в качестве украшения или символа положения. Однако в случае гоббсовского примера с часами для нас нет нужды знать, кто, почему и с какой целью изготовил часы. Понять часы означает понять детали часов в их совместном функциональном взаимодействии. Это есть понимание того, как часы работают, функционируют. Как Гоббс выделяет части в обществе и как он их понимает? Он проводит своего рода мысленный эксперимент. Предположим, что государство не существует. Какой в таком случае была бы человеческая жизнь? Чтобы понять, что означает жить в государстве, мы должны понять, что означает жить без государства. Гоббс использует свое учение о естественном (природном) состоянии для объяснения того, какой была бы жизнь в отсутствие государства. Гоббс показывает, что при отсутствии государства люди не чувствовали бы себя в безопасности. Без государства каждый мог бы рассчитывать только на самого себя. Но поскольку человек для выживания нуждается в материальных благах, которых не хватает, а все люди по природе стремятся выжить, постольку между ними шла бы борьба за эти блага. Никто бы не чувствовал себя в безопасности в этой индивидуальной борьбе за выживание, так как никто не был бы неуязвим, а физическая сила и ум распределены между людьми более или менее равномерно. Следовательно, между людьми шла бы непрерывная борьба. В так называемом естественном состоянии идет война всех против всех. Гоббс принимает в расчет три источника конфликтов: страх, соперничество и стремление к славе. Наиболее важным является страх. Именно страх приводит человека в политически организованное общество, в котором запрещается борьба всех против всех за сохранение собственной жизни, но остаются экономическое соперничество и борьба за славу. Итак, частями общества являются люди, индивиды. Их базисным свойством является стремление к самосохранению. Таков результат анализа, исходя из которого, Гоббс стремится объяснить общественные явления. Как возникает государство? Чтобы прекратить состояние «войны всех против всех», индивиды заключают общественный договор. Для Гоббса именно общественный договор конституирует общество. Государство образуется благодаря этому договору, который основывается на том, что каждый отказывается от своей свободы в пользу государственного организма. Гоббс рассматривает государство как сосредоточение физической силы в одном организме. Без физической силы договор может быть нарушен. Только она предотвращает людей от нарушения договора, который был заключен для защиты жизни и здоровья каждого.

Для Гоббса очевидно, что власть должна быть единой. Второстепенным является сосредоточение этого единства в короле или парламенте. Важно лишь то, чтобы существовал орган, обладающий физической властью, которая могла бы реализовать верховенство государства. Согласно Гоббсу, демократия и разделение властей являются разрушением единства (сосредоточения власти в одном органе), которое делает возможным государство. Гоббс не думает, что договор, который привел к созданию государства, это договор между королем, с одной стороны, и народом, с другой. Это договор между индивидами. Гоббс считал, что правитель не должен вмешиваться в право индивидов свободно покупать, продавать и заключать друг с другом соглашения. Правитель не может приказать индивиду убить себя или причинить себе вред (это противоречило бы сущности индивида — самосохранению). Предложенная Гоббсом модель объяснения, в которой эгоистические и рациональные индивиды выступают в качестве основного условия существования общества, выступает как предшественница будущих моделей объяснения в политической и экономической теории возникающего позже либерализма. Политическая теория Гоббса является не только очень последовательным учением, она также может служить упрощенным изображением общества эпохи раннего капитализма. Буржуазное общество — это скопление человеческих атомов, которые ведут повседневную борьбу за выживание в мире, где существует нехватка материальных благ. Связями, которые скрепляют эти человече-ские атомы вместе, являются просвещенные личные интересы. Человеческие атомы нуждаются в государстве с абсолютистским правлением как форме защиты заключенных ими торговых соглашений. Другими словами, государство существует для индивидов. Само по себе оно не представляет ценности. Все эти положения понимаются в качестве вечной истины, как выражение вневременной природы и человека, и государства.

20) Какова суть новоевропейского антропологического рационализма?

21) Привести основные черты индивидуалистической концепции человека.

22) В чем заключается механистический взгляд на человека?

23) Привести основные черты новоевропейского антропологического рационализма.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 992; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.211.66 (0.005 с.)