Практическое занятие 1-2. Теоретические аспекты преподавания основ здорового образа жизни 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическое занятие 1-2. Теоретические аспекты преподавания основ здорового образа жизни



1. Почему в курс школьного образования следует вводить учебного предмета «Основы здорового образа жизни»?

2. Методология валеологического образования.

3. Формирование мотивации и навыков здорового образа жизни.

4. Образовательные программы по «ОЗОЖ».

5. Личностно-ориентрованное взаимодействие в педагогическом процессе.

6. Содержание занятий по ОЗОЖ.

7. Организация оздоровительных минуток.

8. Цели и задачи по подготовке учащихся к ведению ОЗОЖ в 1 классе.

 

Практическое занятие 3-7. Методические подходы к проведению уроков по «ОЗОЖ» в начальной школе

1. Методы, средства, применяемые на уроке в 1 классе.

2. Формы работы, применяемые на уроке в 1 классе.

3. Цели и задачи по подготовке учащихся к ведению ОЗОЖ во 2 классе.

4. Методы, средства, применяемые на уроке во 2 классе.

5. Формы работы, применяемые на уроке во 2 классе.

6. Цели и задачи по подготовке учащихся к ведению ОЗОЖ в 3 классе.

7. Методы, средства, применяемые на уроке в 3 классе.

8. Формы работы, применяемые на уроке в 3 классе.

9. Цели и задачи по подготовке учащихся к ведению ОЗОЖ в 4 классе.

10. Методы, средства, применяемые на уроке в 4 классе.

11. Формы работы, применяемые на уроке в 4 классе.

12. Построение валеологического образования подростков с учетом доминирующих потребностей.

Практическое занятие 8-12. Методические подходы к проведению уроков по «ОЗОЖ» в средней школе

1. Пропедевтика курса ОЗОЖ в средней школе.

2. Особенности планирования занятий по ОЗОЖ в средних классах.

3. Цели и задачи по подготовке учащихся к ведению ОЗОЖ в 5 классе.

4. Методы, средства, применяемые на уроке в 5 классе.

5. Формы работы, применяемые на уроке в 5 классе.

6. Цели и задачи по подготовке учащихся к ведению ОЗОЖ в 6 классе.

7. Методы, средства, применяемые на уроке в 6 классе.

8. Формы работы, применяемые на уроке в 6 классе.

9. Цели и задачи по подготовке учащихся к ведению ОЗОЖ в 7 классе.

10. Методы, средства, применяемые на уроке в 7 классе.

11. Формы работы, применяемые на уроке в 7 классе.

12. Цели и задачи по подготовке учащихся к ведению ОЗОЖ в 8 классе.

13. Методы, средства, применяемые на уроке в 8 классе.

14. Формы работы, применяемые на уроке в 8 классе.

15. Цели и задачи по подготовке учащихся к ведению ОЗОЖ в 9 классе.

16. Методы, средства, применяемые на уроке в 9 классе.

17. Формы работы, применяемые на уроке в 9 классе.

18. Построение валеологического образования юношей и девушек с учетом доминирующих потребностей.

 

Практическое занятие 13-15. Методические подходы к проведению уроков по «ОЗОЖ» в старшей школе

1. Пропедевтик курса ОЗОЖ в старшей школе.

2. Особенности планирования занятий по ОЗОЖ в старших классах.

3. Цели и задачи по подготовке учащихся к ведению ОЗОЖ в 10 классе.

4. Методы, средства, применяемые на уроке в 10 классе.

5. Формы работы, применяемые на уроке в 10 классе.

6. Цели и задачи по подготовке учащихся к ведению ОЗОЖ в 11 классе.

7. Методы, средства, применяемые на уроке в 11 классе.

8. Формы работы, применяемые на уроке в 11 классе.

 

Практическое занятие 16.

1. Оценка организации урока с позиций здоровьесбережения.

2. Приоритеты работы по организации и проведению занятий по ОЗОЖ.

3. Основные направления воспитательной и просветительской работы.

4. Принципы организации работы.

5. Содержание работы с родителями по вопросам ОЗОЖ.

6. Виды и формы сотрудничества с родителями.

7. Порядок и критерии оценки эффективности занятий по ОЗОЖ.

 

Методические рекомендации. С целью контроля и подготовки студентов к изучению новой темы вначале каждой практического занятия преподавателем проводится индивидуальный или фронтальный устный опрос по выполненным заданиям предыдущей темы.

Критерии оценки устных ответов студентов

Оценка «отлично» ставится, если студент: 1) полно и аргументировано отвечает по содержанию задания; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно.

Оценка «хорошо» ставится, если студент дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент обнаруживает знание и понимание основных положений данного задания, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент обнаруживает незнание ответа на соответствующее задание, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке студента, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Реферат

1. Физиологические основы здорового образа жизни.

2. Составляющие здорового образа жизни человека.

3. Здоровый образ жизни как основа полноценной жизни.

4. Здоровый образ жизни и его ценность.

5. Работа с родителями по вопросам ОЗОЖ.

6. Воспитание здорового образа жизни у учащихся.

7. Положительный образ Я.

8. Правила дружбы.

9. Признаки здоровья и болезни.

10. Методика и организация занятий по теме «Почему мы болеем?»

11. Методика и организация занятий по теме «Что нужно знать о лекарствах?»

12. Методика и организация занятий по теме «Сегодняшние заботы медицины»

13. Методика и организация занятий по теме «Как выбрать друзей»

14. Методика и организация занятий по теме «Как помочь родителям»

15. Методика и организация занятий по теме «Как нужно одеваться»

16. Методика и организация занятий по теме «Помоги себе сам»

17. Методика и организация занятий по теме «Мы одна семья»

18. Методика и организация занятий по теме «Что зависит от моего решения?»

19. Методика и организация занятий по теме «Как помочь сохранить себе здоровье?».

20. Методика и организация занятий по теме «Человек и его здоровье».

Методические рекомендации по выполнению

Реферат, как форма самостоятельной научной работы студентов, - это краткий обзор максимального количества доступных публикаций по заданной теме, с элементами сопоставительного анализа данных материалов и с последующими выводами. При проведении обзора должна проводиться и исследовательская работа, но объем ее ограничен, так как анализируются уже сделанные предыдущими исследователями выводы и в связи с небольшим объемом данной формы работы. Преподаватель может рекомендовать литературу, которая может быть использована для написания реферата.

Написание реферативной работы следует начать с изложения плана темы, который обычно включает 3-4 пункта. План должен быть логично изложен, разделы плана в тексте обязательно выделяется. План обязательно должен включать в себя введение и заключение.

Во введении формулируются актуальность, цель и задачи реферата; в основной части рассматриваются теоретические проблемы темы и практика реализации в современных политических, экономических и социальных условиях; в заключении подводятся основные итоги, высказываются выводы и предложения.

Реферат завершается списком использованной литературы.

Задачи студента при написании реферата заключаются в следующем:

1. логично и по существу изложить вопросы плана;

2. четко сформировать мысли, последовательно и ясно изложить материал, правильно использовать термины и понятия;

3. показать умение применять теоретические знания на практике;

4. показать знание материала, рекомендованного по теме;

5. использовать для экономического обоснования необходимый статистический материал.

Реферат оценивается преподавателем кафедры безопасности жизнедеятельности, который оформляет допуск к сдаче экзамена по изучаемому курсу.

Работа, в которой дословно переписаны текст учебника, пособия или аналогичная работа, защищенная ранее другим студентом, не оценивается, а тема заменяется на новую.

Необходимо соблюдать сроки и правила оформления реферата. План работы составляется на основе программы курса. Работа должна быть подписана и датирована, страницы пронумерованы; в конце работы дается список используемой литературы.

Объем реферата должен быть не менее 12-18 стр. формата А 4 (Шрифт -Time New Roman, размер шрифта 14, полуторный интервал), включая титульный лист.

Реферат должен быть проверен в системе антиплагиат и иметь оригинальность не менее 50%. Отчет распечатывается и прикладывается к работе.

Критерии оценивания

Оценка «отлично» выставляется, если работа студента написана грамотным научным языком, имеет чёткую структуру и логику изложения, точка зрения студента обоснованна, в работе присутствуют ссылки на нормативно-правовые акты, примеры из судебной практики, мнения известных учёных в данной области. Студент работе выдвигает новые идеи и трактовки, демонстрирует способность анализировать материал.

Оценка «хорошо» выставляется, если работа студента написана грамотным научным языком, имеет чёткую структуру и логику изложения, точка зрения студента обоснованна, в работе присутствуют ссылки на нормативно-правовые акты, примеры из судебной практики, мнения известных учёных в данной области.

Оценка «удовлетворительно» выставляется, если студент выполнил задание, однако не продемонстрировал способность к научному анализу, не высказывал в работе своего мнения, допустил ошибки в логическом обосновании своего ответа.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если студент не выполнил задание, или выполнил его формально, ответил на заданный вопрос, при этом не ссылался на мнения учёных, не трактовал нормативно-правовые акты, не высказывал своего мнения, не проявил способность к анализу, то есть в целом цель реферата не достигнута.

 

6.1.3. Тест по материалам дисциплины

Демоверсия теста.

Выполнить тестовые задания: на каждый вопрос найти правильный ответ и выписать его.

1. Программы по ОЗОЖ не ориентированы:

а) на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья;

б) на создание целостной картины мировоззрения;

в) на формирование у ребенка чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья;

г) на расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

 

2. В России официальным признается гражданский брак, который:

а) зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния;

б) официально не зарегистрирован, но личные и имущественные отношения между мужчиной и женщиной продолжались не менее трех лет;

в) зарегистрирован в территориальных органах внутренних дел по месту жительства жениха или невесты.

 

3. Гигиена – это:

а) наука о чистоте тела и жилища;

б) наука о здоровье и гигиенических требованиях, предъявляемых к здоровью человека;

в) наук, изучающая влияние внешней среды на здоровье отдельного человека и всего населения, разрабатывающая гигиенические нормы и правила сохранения здоровья, высокой трудоспособности и продления активного долголетия.

 

4. Какие продукты питания способствуют здоровью зубов?

а) кондитерские, макаронные и мясные изделия;

б) жирная пища;

в) овощи, богатые клетчаткой и кальцием.

 

5. Одним из лучших для изготовления одежды являются:

а) хлопчатобумажные ткани;

б) искусственные материалы;

в) полимерные ткани;

г) прорезиненные ткани.

Методические рекомендации по подготовке

На выполнение теста отводится ограниченное время. Оно может варьироваться в зависимости от уровня тестируемых, сложности и объема теста. Как правило, время выполнения тестового задания определяется из расчета 30-45 секунд на один вопрос.

Критерии оценки выполненных студентами тестов определяются преподавателем самостоятельно. Рекомендуются следующие критерии оценки:

85% – 100% правильных ответов – «отлично»;

66% – 84% правильных ответов – «хорошо»;

50% – 65% правильных ответов – «удовлетворительно»;

менее 50% правильных ответов – «неудовлетворительно».

При подведении итогов по выполненной работе рекомендуется проанализировать допущенные ошибки, прокомментировать имеющиеся в тестах неправильные ответы.

 

Темы конспектов урока

Подготовьте конспекты урока в соответствии с программой «Основы здорового образа жизни» рекомендованной Министерством образования и Министерством здравоохранения Саратовской области.

Класс

Этический блок

Мы здесь живем: окружающий мир и человек. Понятия «живая» и «неживая природа», «рукотворный мир». Жизнь на земле. Цель жизни человека. Значимость жизни человека.Культура общения с окружающими людьми (взрослыми и сверстниками). Воспитанность. Вежливость. Тактичность.

Психологический блок

Развитие познавательной сферы. Игры и упражнения на развитие внимания, памяти, мышления, произвольности, восприятия. Развитие эмоциональной сферы. Я и мои эмоции. Мои эмоции: интерес, радость, удивление, отвращение, гнев, презрение, страх, стыд и чувство вины. Особенности использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции.

Выразительность речи - сравнительный анализ выразительности речи у детей при передачи разных эмоциональных состояний.) Развитие навыков общения. Секрет волшебных слов. Правила хорошего тона и поведения в общественных местах.

Правовой блок

Школа – дом знаний, здоровья, дружбы и добра! Понятия «школа», «учитель», «ученик», «класс», «одноклассник», «урок», «перемена», «расписание уроков», «рабочее место школьника», «режим дня». Новый социальный статус ребенка 6,5-7 лет. Права и обязанности ученика. Правила организации учебного труда в школе и дома.

Семьеведческий блок

Семья. Члены моей семьи. Происхождение имен и фамилий. Мама, папа, я – спортивная семья! Мама, папа, я – дружная семья! Тепло родного дома. Семейные традиции.

Медико-гигиенический блок

Здоровье – дороже богатства. Что такое здоровье? Что я знаю о своем здоровье?

Мой организм – целая планета. Путешествие по этой планете и знакомство с ее жителями, устройством и функционированием. Здоровый человек – счастливый человек! Я хозяин своего здоровья. Правила безопасного поведения в повседневной жизни. Правила здорового образа жизни: гигиена тела, правильное питание, режим труда и отдыха, физкультура и спорт. Доказательство необходимости соблюдения режима дня школьника.

Здоровье и осторожность: профилактика детского травматизма, меры предупреждения простудных заболеваний.

Родительский лекторий

Адаптация к школе. Трудности обучения первоклассников. Гармония общения – залог психического здоровья ребенка. Состояние здоровья учащихся начальных классов. Как помочь ребенку решать школьные проблемы.

Класс

Этический блок

Природа и человек. Красота мира. Красота жизни. Красота – внешняя и внутренняя. Красота природы. Красота, созданная руками человека. Красота души. Красота человеческих отношений. Как сберечь красоту. Бережное отношение к окружающему миру. Вандализм. Созидание и разрушение. Я – часть природы. Взаимосвязь всего живого.

Психологический блок

Влияние эмоций на поведение человека. Словесный язык чувств. Как я могу владеть своим телом. Игры на развитие пантомимики. Знакомство с навыками саморегуляции. Развитие навыков общения. Давай поговорим: как слушать собеседника и вести себя во время разговора. Напиши мне письмо: знакомство с письменным общением. Играем вместе – обучение совместной деятельности мальчиков и девочек. Дружба мальчиков и девочек: культура общения полов.

Правовой блок

Культура поведения. Этика. Этикет. Уважение к старшим. Забота о младших. Правила поведения и красота. Правила поведения и здоровье. Здоровый образ жизни. Санитарно-гигиенические нормы. Аккуратность и опрятность. Вредные привычки. Правила поведения в общественных местах (в школе, в театре, на улице, в транспорте).

Семьеведческий блок

Дом, где ты живешь. Чистота – залог здоровья! Гигиена тела и жилища. «Мужские» и «женские» обязанности.

Медико-гигиенический блок

Из чего мы сделаны. В здоровом теле – здоровый дух. Как легче болеть и быстро выздоравливать? Режим дня. Закаливание. Дыхание, осанка и движение – ритмы суть жизни. Спорт – залог здоровья! Советы наоборот: «Что нужно сделать, для того, чтобы заболеть? Профилактика детского травматизма. Первая помощь при несчастных случаях. Как мы познаем окружающий мир. Роль органов чувств в познании окружающего мира. Питание и здоровье. Что такое здоровая пища и как ее приготовить. Как усваивается пища, т.е. придает нам силу. Значение витаминов и минеральных веществ в питании человека. Творчество и здоровье. Значение развития творческого воображения.

Класс

Этический блок

Человек на планете Земля. В дружбе с природой. Спор и ссора. Умение вести дискуссию. Забота и ответственность. Проявление заботы в окружающем мире. Проявление заботы в моем городе, в моей школе.

Психологический блок

Этот странный взрослый мир. Как я помню то, что помню: что мы помним друг о друге и близких. Язык жестов и движений: позы, жесты, дистанция и манера одеваться. Застенчивость, агрессивность, пассивность и гиперактивность. Кто «Я» такой.

Правовой блок

Правила в жизни человека. Проявление милосердия, терпимости. Ответственность за жестокое поведение. Правила поведения в школе и на улице. Опасные ситуации. Стихийные бедствия. Правила поведения в чрезвычайных ситуациях.

Семьеведческий блок

Что такое труд. Трудом славен человек! Труд в моей семье. Что я больше всего люблю делать.

Медико-гигиенический блок

Секреты сохранения здоровья. Здоровье и благополучие. Полезные и вредные привычки. Вред применения наркотиков, алкоголя, никотина, токсических веществ.

 

Класс

Этический блок

Развитие жизни на Земле. Представление о смысле жизни. Уникальность и неповторимость всех форм жизни. Самоценность личности.

Психологический блок

Манипуляции в общении. Умей сказать нет. Что такое хорошо и что такое плохо: мои поступки. Дурные привычки и мое отношение к ним. Как мы видим друг друга (формирование потребности в общение со сверстниками). Дружба - что значит настоящий друг. Агрессия – формы проявления. Как справиться со своим гневом. Игры и упражнения на расслабление мышц, на выражение удовольствия и радости.

Правовой блок

Гражданин и государство. Права и обязанности граждан России.

Что значит быть и жить в настоящем времени. Совет наоборот: «Я умею обижаться». Что значит победить другого человека.

Семьеведческий блок

История создания праздников. Общенародные и государственные праздники. Семейные праздники в традициях народов. Традиции в моей семье. Этика проведения праздников.

Медико-гигиенический блок

Окружающая среда и здоровье человека. Как оценить количество и качество своего здоровья (мониторинг физического здоровья).Значение зрения для человека. Профилактика возникновения нарушений зрения.

Класс

Медико-гигиенический блок

Организм и здоровье. Рост и развитие организма. Перестройка деятельности различных органов и систем организма в подростковом возрасте. Гигиена тела и полости рта. Гигиена рабочего места школьника. Рациональное, сбалансированное питание. Гигиена питания. Профилактика нарушений зрения. Вредные привычки: алкоголь, курение, наркомания, токсикомания и их пагубное влияние на здоровье.

Психологический блок

Познавательная раскрепощенность. Эмоциональные и личностно-коммуникативные барьеры, связанные с осуществлением познавательных процессов. Сплоченность группы, условия для самораскрытия каждого. Предъявление и выражение себя. Выразительные формы самопредъявления.

Интеллектуальная и поведенческая креативность. Многозначность восприятия. Умение логически мыслить, излагать свое мнение, проявлять чувство юмора, обратиться к другому с просьбой, механизмы понимания другого. Взаимодействие в группе. Внимание, образная память, лексический запас, воображение. Наблюдательность, интеллектуальная гибкость.

Адекватный словарь для анализа межличностных отношений между людьми. Множественность социальных ролей: мужчина – женщина, ребенок – подросток – взрослый, дочь – мать, сын – отец, брат – сестра.

Правовой блок

Ребенок, как субъект права. Права и обязанности детей. Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Семейный кодекс Российской Федерации.

Реализация прав в повседневной жизни. Социальные службы для детей. Социальная инфраструктура для детей. Государственная политика в интересах детей. Общественные организации в интересах детей.

Семьеведческий блок

Семья и задачи семьи. Семья как малая социальная группа, выполняющая определенные функции. Семья, как ячейка общества. Влияние общественного строя на проявление семейных отношений. Черты современной семьи: биархатный характер; двупоколенность; усиление нравственно-эстетических и психологических сфер семейной жизни; демократизация отношений между супругами, повышение уровня притязаний к семье и брачному партнеру; свобода и самостоятельность в выборе брачного партнера; создание и развитие семьи. Семья как любовный, духовный, родительский и хозяйственно-бытовой союз.

Функции семьи. Психологическая функция как реализация в семье потребностей в нежности, понимании, заботе, моральной поддержке. Воспитательная функция: дети как фактор, укрепляющий семью. Значение семейного воспитания. Неоднозначная роль матери и отца в воспитании ребенка. Хозяйственная функция. Быт, как важнейшая сфера семейного уклада, в которой формируется и воспитывается человек. Распределение домашних обязанностей в семье. Проблемы ведения домашнего хозяйства и их влияние на социально-психологический климат семьи.

Этический блок

Непрерывность и цикличность жизни. Космос. Вселенная. Земля. Жизнь. Происхождение жизни на Земле. Разнообразие видов живых существ. Человек, как вершина эволюции живой природы. Цикличность жизни человека. Прошлое, настоящее и будущее. Поколение. Преемственность поколений. Смена поколений. Младенец, ребёнок, взрослый, зрелый человек.

Класс

Медико-гигиенический блок

Таинство появления человеческой жизни. Рождения ребенка. Уход за новорожденным. Личная гигиена мальчиков и девочек. Средства личной гигиены.

Здоровье и состояние окружающей среды. Значение физического воспитания и спорта для здоровья. Профилактика нарушений осанки и искривлений позвоночника. Закаливание и его методы. Достижение эмоционального благополучия.

Психологический блок

Способность к самопознанию и уверенность в себе. Уверенное, неуверенное и грубое поведение. Отношение к себе, отношение к другим. Вербальное проявление уверенности, неуверенности, грубости. Наблюдательность в отношении уверенности, неуверенности, желания нагрубить у себя и у других.

Чувство собственного достоинства, ценность взаимодействия между людьми. Зависимость нашей уверенности и неуверенности от других людей. Трудности в принятии и выражении критики и похвалы.

Разнообразие в восприятии и понимании людьми одного и того же. Особенность и неповторимость каждого. Уважение к себе. Вербальные и невербальные формы выражения наличия и отсутствия собственного достоинства. Понятие об обратной связи, обида оскорбление, ирония. Трудности понимания друг друга. Уважение к чувствам другого человека.

Права человека, несправедливость. Эмоциональная поддержка, Собственное мнение, убеждение. Умение высказать просьбу, согласие или отказ. Умение принять отказ.

Правовой блок

Знакомство со статьями из Уголовного кодекса Российской Федерации.

Понятие принуждения, т.е. действия, к которым могут принудить человека. Способы принуждения: угроза, шантаж, вымогательство, обман, психологическое или физическое давление и т.д. Ответственность за принуждение.

Склонение к преступлению. Отягчающие вину обстоятельства.

Способы противостояния принуждению. Повышение личностной самоценности и развитие навыков уверенного поведения.

Семьеведческий блок

Семейные реликвии. Праздники: понятие, определение. Виды праздников. Понятие и значение семейных праздников. Семейные традиции, как передающиеся из поколения в поколение способы действия, ритуалы, уклад жизни. Понятие семейных реликвий и их воспитательное значение. Родословная. Принципы формирования родословной. Генеалогия своей семьи. Генеалогическое дерево.

Этический блок

Мир. Я – подросток. Я и мир. Все связано со всем. Взаимосвязь компонентов природы. Индивидуальный образ мира. Потребительский подход к окружающему миру. Экологический подход к миру. Последствия отношения к миру. Самоценность жизни. Осознанность человеческой жизни. Свободоспособность. Понятие свободы выбора. Мы выбираем свою жизнь.

Класс

Медико-гигиенический блок

Здоровье - нравственная категория. Болезни, как безответственность и невежество. Воздействие стресса на организм. Создание установки на благополучие. Обзор различных систем «Здорового образа жизни». Возрастные особенности режима дня, труда и отдыха, питания подростка. Профилактика утомления у школьников. Переутомление. Гигиена сна. Гигиена одежды и обуви. Детская косметика. Уход за кожей. Гигиенические аспекты работы на компьютере.

Психологический блок

Способности человека. Задатки, способности, одаренность, талант, творчество. Развитие собственных способностей в рамках самовоспитания.

Способность комбинирования, Способность выделять характерное и существенное в предмете. Способность выделять индивидуальные особенности других людей и учитывать их при построении собственных действий.

Ассоциативный фундамент воображения. Способность создавать образные обобщения. Способность видеть в одном предмете признаки других. Навыки коллективного творчества.

Способность создания образов принципиально новых предметов. Способность смотреть на мир непредвзято, воспринимать предметы во всем потенциальном богатстве их признаков и функций.

Самосознание, самопринятие, конструктивное реагирование на ситуацию обиды. Преднамеренное и непреднамеренное нанесение обиды, переживание обиды, выражение обиды и досада.

Правовой блок

Преступления против морали. Возраст наступления уголовной ответственности (14 лет). Понятие преступления (противоправное общественно опасное деяние предусмотренное УК РФ). Преступления против семьи и несовершеннолетних. Воровство, бродяжничество, распространение наркотиков, проституция.

Умение сказать «нет» в критической ситуации.

Семьеведческий блок

Женские и мужские особенности: мужественность и женственность. Различия мужчин и женщин: физиологические, психологические, социальные. Понятие мужественности в различные исторические эпохи. Современные отношения мужчин и женщин. Процессы феминизации мужчин и мускулизации женщин.

Знакомство. Виды и формы знакомств. Особенности современных форм знакомств. Проявление мужской и женской инициативы при знакомстве. Взаимоотношения юношей и девушек.

Этический блок

Нравственные законы развития общества. Нравственность. Мораль. Ценностный базис общества. Культура межличностных отношений. Этика. Этикет. Нравственные категории. Понятие чести, совести, порядочности. Понятие добра и зла. Моральные нормы и критерии поведения. Последствия наших поступков для жизни общества.

 

Класс

Медико-гигиенический блок

Гигиена физического развития подростков. Проблема акселерации. Биология пола и половое поведение. Школа и здоровье. Профилактика «школьных» болезней. Утомление и переутомление. Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления. Лечение музыкой, камнем, цветом.

Психологический блок

Мотивы межличностных отношений, Свобода выражения чувств. Способы расслабления. Умение слушать собеседника. Представление об идеалах. Проблемы в отношениях с людьми. Эмоции человека. Симпатия, дружба, влюбленность, любовь.

Правовой блок

Правила поведения в опасных для жизни ситуациях (драка, разбойное нападение, изнасилование и т.д.). Способы защиты. Приемы самообороны. Службы срочной помощи: милиция, скорая помощь, служба спасения.

Болезнь, как опасная для жизни ситуация. Ответственное и безответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Инфекционные заболевания. Ответственность за заражение заболеваниями.

Семьеведческий блок

Понятие конфликта, особенности семейных конфликтов. Объективные и субъективные предпосылки конфликтов в семье: изменение общественных процессов и их влияние на характер семейно-брачных отношений; проблемы соотношения домашнего и общественного труда; изменение положения женщин в обществе; жилищные и материальные трудности; уровень притязаний супругов и их реализация в браке. Причины возникновения конфликтных ситуаций: недостаток культуры общения, эмоциональная отчужденность, интимная дисгармония, вредные привычки, различие установок супругов на разделение домашних обязанностей; бытовые неурядицы; различие взглядов и убеждений супругов; борьба за лидерство.

Пути разрешения конфликтов: взаимопонимание; компромисс; сопереживание; обоюдная забота; единство целей и средств в воспитании детей; эмоциональное переключение, тактичность, принципиальность, уступчивость.

Помощь семье: факультеты семейно-бытовой культуры, консультации «Брак и семья», телефоны доверия, центры планирования семьи.

Этический блок

Понятие любви. Любовь, как этическое понятие. Религиозные учения о сущности любви. Христианство, как основа русской культуры. Христианское понимание любви.

 

Класс

Медико-гигиенический блок

Анатомия и физиология пола. Заболевания иммунной системы. СПИД. Профилактика инфекционных и неинфекционных заболеваний. Венерические заболевания, их симптомы, особенности заражения, лечение и профилактика. Аборт и контрацепция. Интимность, как нравственное понятие. Режим дня и его особенности во время экзаменов. Физическая культура – помошник здоровью.Профилактика переутомления при подготовке и сдаче экзаменов.

Психологический блок

Возможности и пути проявления индивидуальности.

Связь биологического, психического и социального в человеке. Индивид, личность, индивидуальность. Темперамент, характер, тип высшей нервной деятельности. Акцентуации характера, темперамента. Общение и индивидуальные особенности способов общения. Дистанция в общении, мотивы общения. Осознание мотивов межличностных отношений.

Выражение чувств. Вербальные и невербальные способы выражения благодарности и их анализ. Выработка терпеливого отношения к людям. Перспективы развития.

Правовой блок

Права человека. Свобода и равенство в достоинстве и правах. Право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность. Правосубъектность. Равенство перед законом. Право на защиту моральных и материальных интересов. Права гражданина России. Нормативные документы, регламентирующие права и обязанности гражданина России.

Право на жизнь. «Международное общество защиты прав нерожденного ребенка». Уголовная ответственность за детоубийство и жестокое обращение с детьми.

Семьеведческий блок

Проблемы семьи и одиночества. Современное состояние российской семьи: статистика браков, разводов, рождаемости. Причины одиночества и пути решения проблем одиноких людей. Помощь в поиске спутника жизни и создании семьи; клубы общения, службы знакомств.

Личные интересы супругов и общие интересы семьи. Барьеры общения в семье. Причины трудностей в семейной жизни: совмещение супружеских обязанностей с учебой или трудовой деятельностью, отсутствие хозяйственных навыков, недостаток знаний в области педагогики, психологии, медицины. Значение этики семейного общения. Похвала, поддержка, одобрение, комплимент. Спор и ссора. Признаки ссоры. Критика. Понятие конструктивной и неконструктивной критики. Правила конструктивной критики.

Семейный бюджет. Его роль в жизни семьи. Основы ведения семейного бюджета. Режим экономии в семье. Распределение семейного бюджета. Участие всех членов семьи в составлении, ведении и контроле семейного бюджета.

Этический блок

Человек. Семья. Общество. Основные этапы становления современных представлений. Семья и государство. Государственная политика в области социальной защиты семьи. Современная демографическая ситуация в России. Я - семьянин. Я - гражданин. Карьера и семья.

Класс

Этический блок

Самотождественность. Свобода и ответственность. Возможности и границы самоактуализации. Что значит быть самим собой? Внешняя и внутренняя, субъективная и объективная свобода. Свобода мыслей и чувств. Свобода желаний. Собственное мнение как фактор внутренней свободы. Независимость и конформизм. Самостоятельность, уверенность в себе и принятие решений. Осознание личностной ответственности за свои жизненные выборы.

Я и Другой. Общение «субъект-объект» и «субъект-субъект». Мировоззрение и успешность в общении. Взаимозависимость и взаимообусловленность в мире. Уважение собственной индивидуальности и собственных прав. Уважение прав другого. Принцип ненанесения вреда. Понятие толерантной и интолерантной личности.

Тенденции сохранения и развития. Жизнь как самоисследование и самоизменение. Базовые потребности сохранения и развития. Два уровня адаптации: приспособление и изменение среды. Потребность развития как основа творчества и созидания. Страх развития своих способностей. Мотивация достижения и мотивация избегания неуспеха. Расширение и углубление жизненного пространства человека. Понятия саморазвития, эгоизма и альтруизма. Искусство ставить цели. Внутренние возможности изменения жизненных сценариев: самоисследование, самонаблюдение, истинность желаний, активная жизненная позиция.

Психологический блок

Что такое «личность»? Понятие «индивид», «личность», «индивидуальность». Как формируются наши потребности, интересы, склонности, способности. Темперамент и характер. Особенности моего характера. Методики «Самооценка черт характера», определение «точки наименьшего сопротивления» в характере.

Эмоциональный мир подростка. Самопознание и саморегуляция. Богатство эмоционального мира. Физиологическая основа эмоций. Внешнее выражение эмоций. Что такое а



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.213.209 (0.12 с.)