Камеральное и полевое трассирование линейных сооружений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Камеральное и полевое трассирование линейных сооружений



Состав работ при камеральном трассировании следующий:

1. 1. Проложение трассы по карте.

2. 2. Измерение углов поворота и подбор радиусов кривых.

3. Вычисление основных элементов кривых.

4. Вычисление пикетажных значений главных точек кривых и разбивка пикетажа.

5. Составление ведомости углов поворота, прямых и кривых.

6. Составление плана и профилей трассы (продольного и поперечного).

Камеральное трассирование линейных сооружений можно выполнить способом попыток или способом построения линии заданного уклона.

Способ попыток применяется только в равнинной местности и заключается в следующем. Между фиксированными точками намечают по карте кратчайшую трассу и составляют по ней продольный профиль местности. Затем по продольному профилю выявляют участки, в которых целесообразно сдвинуть трассу влево или вправо, чтобы отметки местности ближе подходили к проектным отметкам. Измененные участки вновь трассируют и составляют новый улучшенный профиль.

Способ построения линии заданного уклона предполагает построение на топографической карте линии нулевых работ. Линия строится следующим образом: из начальной точки трассы, придерживаясь заданного направления, раствором циркуля, равным заложению, засекают ближайшую горизонталь. Из полученной точки засекают соседнюю горизонталь тем же раствором, и так далее. При пересечении оврагов или рек вниз к тальвегу не спускаются, а переходят на другую сторону, стараются пересекать препятствия приблизительно перпендикулярно направлению реки или оврагу.

В местах, где расстояние между горизонталями больше принятого заложения, точки выбирают произвольно.

Заложение равно .

Для карты масштаба 1:25000 с высотой сечения рельефа и заданного проектного уклона трассы , получим следующие значения заложений:

– на местности ,

– на карте .

Заложение необходимо для построения линии равных уклонов. Данная линия представляет собой ломаную, и называют ее линией «нулевых работ», так как именно по этой линии для соблюдения проектного уклона не надо будет делать ни выемок, ни насыпей.

На карте в заданном направлении можно построить несколько вариантов линии «нулевых работ». Она очень извилистая, и поэтому производят ее спрямление. После спрямления на углах поворота разбивают круговые, переходные вертикальные кривые, а также пикетаж по трассе.

На топографической карте можно запроектировать несколько вариантов трасс (рис. 22), из которых затем выбирают окончательный вариант.

Полевое трассирование производится на окончательной стадии проектирования линейных сооружений и включает в себя следующие виды работ:

1. Вынесение проекта трассы в натуру. Вешение линий.

2. Определение углов поворота.

3. Линейные измерения и разбивка пикетажа с ведением пикетажного журнала.

4. Разбивка кривых (круговых, переходных, вертикальных).

5. Нивелирование трассы.

6. Закрепление трассы.

7. Привязка трассы к пунктам геодезической основы.

8. Съемочные работы.

9. Обработка полевого материала. Составление плана трассы, продольного и поперечных профилей.

Вынесение проекта трассы в натуру. Вешение линий. Проекттрассы, разработанный в камеральных условиях, выносится на местность, по данным привязки углов поворота к пунктам геодезической основы или к ближайшим четким контурам местности.

На данном этапе работу начинают с тщательной рекогносцировки местности и выявления вблизи трассы геодезических пунктов или точек четких контуров.

Сначала определяется местоположение соседних углов поворота по данным их привязки, а затем в створе этого направления устанавливается ряд вех и обследуется намеченное направление.

В зависимости от того, как трасса пересекает водотоки, овраги, существующие магистрали и другие препятствия иногда приходится смещать провешенную линию или передвигать углы поворота. Так поступают для того, чтобы более удобно разместить элементы плана и профиля трассы и обеспечить минимальный объем земляных работ. Окончательное положение углов поворота закрепляют.

Могут возникнуть случаи, когда между углами поворота нет видимости, тогда направление трассы определяется одним из способов:

а) если вблизи трассы имеется исходный геодезический пункт, то трассу задают от направления с вершины угла поворота на этот пункт;

б) в вершине угла поворота определяют азимут направления на хорошо видимый земной предмет (астрономическим способом или гиротеодолитом) и от этого направления задают трассу по ее дирекционному углу.

в) направление трассы может задаваться по магнитному азимуту.

Определение углов поворота. При трассировании измеряют правые по ходу углы одним приемом с точностью 0,5΄, то есть теодолитом типа Т30.

Рис. 23. Углы поворота Угол поворота образуется продолжением предыдущего и нового направлений трассы. В зависимости от положения угла относительно продолжения предыдущего направления трассы различают угол поворота вправо Уг. п. п. (рис. 23, а) и угол поворота влево Уг. п. п. (рис. 23, б). Для контроля угловых измерений одновременно определяют по буссоли магнитные азимуты сторон трассы

Формулы для определения углов поворота

,

. (89)

Если расстояние между соседними вершинами гораздо больше 500 м, то устанавливаются створные точки, которые разбиваются при вешении линии через 100 метров.

Проверку правильности положения створной точки осуществляют отложением угла 180 º при КЛ и КП теодолита.

Линейные измерения. При трассировании выполняется два вида линейных измерений:

1) измерение расстояний вместе с углами, по результатам измерений которых вычисляются координаты углов поворота.

Если углы наклона по трассе > 2 °, то необходимо измерять вертикальные углы и вводить поправки за наклон в измеренное расстояние (знак поправки «–»).

Расстояния измеряют с точностью 1 / 1000 – 1 / 2000 в зависимости от условий местности с помощью светодальномеров, мерными приборами (рулеткой и т. п.) или по дальномерным нитям теодолита.

2) измерение расстояний с целью разбивки пикетажа, элементов кривых, профилей, а также для промеров до точек ситуации, расположенных вблизи трассы.

Кроме целых пикетов, по трассе разбивают характерные или плюсовые точки.

К характерным точкам можно отнести рельефные точки – характерные перегибы рельефа (определяются с точностью до 1 м), и контурные точки – это точки пересечения трассой сооружений, водотоков, границ угодий (определяются с точностью до 1 см).

Начало трассы принимают за нулевой пикет (пк 0). В процессе разбивки пикетажа вводят поправки за наклон местности, но со знаком «+».

Разбивку пикетажа производят с помощью 50-ти метровой ленты или рулетки.

Вместо введения поправки за наклон при разбивке пикетажа можно применять ватерпасовку, которая выполняется следующим образом: измерительный прибор укладывается примерно горизонтально, а приподнятый конец мерного прибора проецируется на землю с помощью нитяного отвеса. Мерный прибор следует поддерживать в середине, чтобы избежать провисания.

Первоначально пикеты на трассу наносят камерально, и тогда, в случае необходимости для уточнения их местоположения, можно произвести разбивку пикетов от ближайших характерных точек.

Разбивка пикетажа производится дважды: первый раз – при выносе на местность кривых и разбивке пикетажа, и второй раз – в строительный период при восстановлении трассы.

Разбивка круговых кривых и пикетажа. Разбивка круговой кривой заключается в вынесении на местность главных точек кривой: начала, середины и конца кривой (НК, СК, КК) (рис. 24).

Основными элементами круговой кривой являются:

1) тангенс Т – это кусочек касательной от вершины угла до начала или до конца кривой;

2) кривая (длина кривой) К – расстояние по кривой от НК до КК через СК;

3) биссектриса Б – кусочек биссектрисы угла от вершины до середины кривой;

4) домер Д – это величина на которую кривая короче, чем два тангенса.

Для определения основных элементов кривых и разбивки кривых на местности можно использовать формулы или таблицы Митина.

Рис. 24. Круговая кривая

Начало круговой кривой (НК) определяют на местности отложением величины тангенса Т от вершины угла в сторону начала трассы, а при отложении тангенса по направлению трассы получим конец круговой кривой (КК).

При отложении по биссектрисе измеренного угла величины Б получим на местности середину круговой кривой (СК).

Вычисление пикетажных значений главных точек кривых начинают с вычисления пикетажа вершин углов поворота (ПК ВУ):

;

и т. д.

Затем вычисляют пикетажные значения начала, середины и конца кривой.

13. определение площадей по картам и планам

3.8 Определение площадей по картам и планам

При решении многих вопросов, связанных с использованием земельной территории, необходимо знать площади тех или иных участков. Площади участков могут быть определены или по результатам обмера участка в натуре или по планам и картам. Существует три основных способа определения площадей: г р а ф и ч е с к и й, когда площадь вычисляется по данным, взятым графически с плана или карты; а н а л и т и ч е с к и й, когда площадь вычисляют непосредственно по результатам полевых измерений или по их функциям – координатам вершин участка; м е х а н и ч е с к и й, когда площадь определяется по плану при помощи специальных приборов, называемых планиметрами.

Часто эти способы применяются комбинированно. Например, общая площадь участка определяется аналитическим способом, а площадь внутренних контуров – графическим или механическим. Рассмотрим каждый из вышеуказанных способов более подробно.

Графический способ определения площадей. Сущность этого способа состоит в том, что данный участок на плане разбивают прямыми линиями на ряд простейших геометрических фигур (обычно треугольники, реже – прямоугольники, квадраты или трапеции) и с помощью циркуля-измерителя и масштабной линейки определяют в каждой фигуре размеры тех элементов, которые необходимы для вычисления площади фигуры. Вычислив по известным формулам геометрии площади фигур и взяв их сумму, находят общую площадь участка. Ошибка определения площади графическим способом равна примерно 1:100 – 1:200 от величины вычисляемой площади. Для повышения точности определения площадей этим способом следует пользоваться планами наиболее крупного масштаба, а также использовать, где это возможно, данные измерений в натуре.

Площади криволинейных контуров удобно определять при помощи палеток. Палетка (рисунок 3.13) представляет собой сетку квадратов, нанесенную на восковке или прозрачной целлулоидной пластинке. Стороны квадратов могут быть от 2 до 10 мм. Пользование палеткой видно из рисунка 3.13. Для определения площади палетку накладывают на контур и считают число квадратов, поместившихся внутри контура. Доли неполных квадратов при этом оценивают на глаз. Зная в масштабе плана площадь одного квадрата, умножением на число квадратов находят общую площадь контура. Точность определения площадей палеткой несколько ниже, описанного выше графического способа. Главная ошибка при этом происходит от оценки частей неполных квадратов на глаз. Более высокую точность дают палетки с меньшей стороной квадрата.

Аналитический способ определения площадей. Исходными данными для вычисления площадей данным способом служат координаты вершин многоугольника.

Пусть требуется вычислить площадь полигона 1-2-3-4 (рисунок 3.14), координаты вершин которого известны: 1 (X1, Y1); 2 (Х2, Y2); 3 (Х3, Y3); 4 (Х4, Y4). Из рисунка 3.14 видно, что площадь Р данного четырехугольника представляет собой алгебраическую сумму и разность площадей трапеции:

Р = 0,5 [(Х1 + Х2) (Y2 – Y1) + (X2 + X3) (Y3 – Y2) –

– (X3 + X4) (Y3 – Y4) – (X4 + X1) (Y4 – Y1)]. (3.11)

Планиметр – специальный прибор, для для определения площадей достаточно больших участков на планах или картах. Различают линейные и полярные планиметры.

Полярный:

При механическом способе применяют планиметры различных конструкций, чаще всего - полярный планиметр. Он состоит из трех основных частей: двух рычагов – полюсного и обводного и каретки со счетным механизмом. Полюсный рычаг на одном конце имеет грузик с иглой. Иглу перед обводкой контура вкалывают в бумагу. Она является осью вращения планиметра и поэтому называется полюсом. На другом конце полюсного рычага жестко прикреплен стержень с шариком на конце. При помощи этого стержня и гнезда в каретке счетного механизма полюсный и обводной рычаги шарнирно соединяются перед работой. На конце обводного рычага расположен обводной шпиль или обводное стекло с точкой. При измерении площади шпиль (точку) перемещают по контуру участка.

1 – Полюс; 2 – Полюсный рычаг; 3 – Каретка основного счетного механизма;4 – Обводной рычаг; 5 – Каретка дополнительного счетного механизма;6 – Обводная ручка; 7 – Обводная линза; 8 – Обводная точка;

Точность определения площадей полярным планиметром зависит главным образом от

размеров обводимых фигур; чем меньше площадь, тем больше относительная погрешность ее

определения. Поэтому не рекомендуется измерять с помощью планиметра площади участков на

плане (карте) меньше 10—12 см2, так как в этом случае они точнее могут быть измерены

графическим способом. При благоприятных условиях измерений относительная погрешность

определения площадей с помощью полярного планиметра близка к 1:400.

Электронный:

1 – Роликовый механизм; 2 – Экран; 3 – Ручка трассера; 4 – Ролик;

5 – Функциональные клавиши; 6 – Линза трассера; 7 – Интегрирующее колесо; 8 – Корпус; 9 – NiCd аккумуляторные батареи;

Точность определения площади цифровым планиметром составляет 1/500.

Определение площади полярным планиметром

Перед измерением площади участка план или карта закрепляются

на гладкой горизонтальной плоскости.

2. Планиметр устанавливается так, чтобы его полюс располагался вне измеряемого участка, а полюсный и обводной рычаги образовывали примерно прямой угол.

3. Совместив обводную точку планиметра с исходной точкой контура, снимают по счетному механизму начальный отсчет n1 и обводят весь контур по ходу часовой стрелки.

4. Вернувшись в исходную точку, берут конечный отсчет n2.

5. Разность отсчетов (n2 – n1) выражает величину площади фигуры в делениях планиметра.

6. Итоговая площадь контура рассчитывается по формуле:

S = O· (n2 – n1),

где О – цена деления планиметра

Определение площади электронным планиметром

Объект, на котором определяют площадь контура, должен быть

расположен на горизонтальной поверхности;

• Установить планиметр необходимо так, чтобы роликовый механизм и рамка трассера располагались под прямым углом друг к другу, а линза трассера при этом находилась примерно на середине контура снимаемого объекта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 1073; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.210.236.0 (0.048 с.)