Национальные традиции в деловом этикете чиновника. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Национальные традиции в деловом этикете чиновника.



Чиновное высокомерие и неуважение к человеку, сознание своего всесилия и вседозволенности – явление не новое. Еще в «Дневнике писате

ля» Ф. Достоевский писал: «Всякий знает, что такое чиновник русский, из тех особенно, которые ежедневно имеют дело с публикою: это нечто сердитое и раздраженное, и если не высказывается иной раз раздражения видимо, то затаенное угадывается по физиономии. Это нечто высокомерное и гордое, как Юпитер. Особенно это наблюдается в самой мелкой букашке, вот из тех, которые сидят и дают публике справки, принимают от вас деньги и выдают билеты и проч. Посмотрите на него, вот он занят делом, «при деле»: публика толпится, составился хвост… И вот он на вас не обращает никакого внимания… вы говорите – он вас не слушает, он обернул голову и разговаривает с сзади сидящим чиновником, он взял бумагу и с чем-то справляется… Грубость, невнимательность, пренебрежение, враждебность к публике, потому только, что она публика, и главное – мелочное юпитерство. Ему непременно нужно выказать вам, что вы от него зависите… Ему нужно кому-то отомстить за какую-то обиду, отомстить вам за свое ничтожество». [84]

Не преодолен этот порок и сегодня. Только 4,7% опрошенных в ходе аналитических исследований, проведенных учеными РАГС при Президенте РФ, отметили, что к их просьбам в государственных учреждениях отнеслись доброжелательно и реально пытались помочь.

Необходимо дифференцированно подходить к местной специфике в области служебного этикета; с одной стороны, надлежит блокировать и всемерно пресекать попытки моделирования служебной субординации по меркам сословно – кланового корпоратизма, «знатности, влияния, богатства рода» и т.п. С другой, – необходимо учитывать те регионально – местные традиции управленческого поведения, которые способны служить делу гражданского согласия, а тем самым – устойчивости и эффективности всей системы государственной службы.

У каждого народа есть свои, веками складывающиеся, обычаи и традиции. Уважение к этим традициям и следование им – еще один принцип современного делового этикета. Сегодня в связи с активным расширением международных связей на всех уровнях этот принцип приобретает особую актуальность, становится гарантом взаимопонимания с другими культурами. Следование этому принципу избавляет служащего от неприятных минут неловкости, вызванной незнанием особенностей национального этикета страны, с представителем которой вам пришлось вступить в деловое общение. Даже самые лучшие побуждения и самые галантные манеры не защитят вас от осуждения, если вы, например, в Китае захотите поцеловать руку девушке, при встрече с японским коллегой примете от него визитную карточку левой рукой, попытаетесь преподнести подарок – от чистого сердца – американскому государственному служащему, или, беседуя с коллегой из мусульманского региона, будете упорно смотреть ему в глаза.

Решение обоих задач связано с поддержанием конструктивного баланса между общегосударственными официально – формализованными нормативами управленческого поведения и его местно – региональными вариантами.

Современный подход к определению доминанты такого соотношения базируется на ряде положений Конституции Российской Федерации. В числе таковых – принцип гражданского равноправия независимо от национальной принадлежности, отношения к религии, пола, образования, имущественного и социального положения, рода занятий; принцип равного доступа к государственной службе и обязательного для всех граждан страны соблюдения законов, иных действующих юридических актов. Эти установления исключают из этикета служебных отношений на государственной службе любые проявления дискриминации, поддерживают настроенность на взаимное уважение, взаимообогащение культурными ценностями различных народов многонациональной России.

Применительно к деловому этикету особое значение имеет учет языковой ситуации (общегосударственной и местной), а также различий в правилах вежливости, ведения деловых встреч, переговоров, в нормативах управленческого поведения, которые обусловлены местными традициями и обычаями, передающимися из поколения в поколение, закрепляясь в неписаных кодексах поведения.[85]

Задачи государственных служащих в силу специфики их деятельности, предусматривающей широкое общение с людьми разных национальностей, с коллегами из различных национально-административных и территориально-административных образований Российской Федерации, состоят в том, чтобы знать этнокультурные особенности делового этикета отдельных регионов, уметь пользоваться этим знанием. Наличие познаний в тех национальных традициях, которые преломляются в этикете служебного поведения и общения, является одним из важных показателей управленческой культуры в многонациональной России.

 

Заключение.

Прежде всего, в заключении следует подчеркнуть, что профессия «государственный служащий», государственная служба как особый вид профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов должны иметь свою профессиональную этику (как ее имеют врачи, учителя, юристы и другие профессиональные группы).

Это необходимо, во-первых, потому что авторитет власти напрямую зависит от нравственных качеств чиновников, их порядочности, честности, самоотверженности в служении государственным интересам. Во-вторых, серьезные аморальные проступки госслужащих являются сильнейшим фактором, дестабилизирующим общество, становятся предметом пристального внимания населения. В-третьих, сама специфика профессии – быть проводником государственной воли, всегда в центре общественного внимания, работа с населением, определенное ограничение своих гражданских прав и многое другое – диктует необходимость разработки специфических нравственных норм поведения.

Неплохой основой для окончательного определения понятия профессиональной этики государственных служащих (административной этики) может стать формула, выведенная им применительно к управляющей этике вообще: административная этика – это адаптированные к практическим нуждам государственной службы сведения об основных этических понятиях, закономерностях и тенденциях формирования служебных отношений, о нравственных ценностях, одухотворяющее воздействующих на служащих и их окружение, о моральных требованиях к формам, методам и стилю служебной деятельности в сфере государственного управления.[86]

Как любая другая профессиональная этика, административная этика не содержит ни одной моральной категории, которой бы не было в общечеловеческой морали. Не может быть какой-либо специфической моральной нормы, свойственной только определенной профессии, этического качества, которое не было бы позитивным для людей разных профессий.

Этика государственной службы вместе с тем имеет и свои специфические признаки, приоритеты, моральный идеал. Определяются они по соответствующим критериям:

Во первых, она должна вобрать в себя те нравственные нормы и принципы, которые абсолютно необходимы для человека, занимающегося государственным управлением на любом его уровне.

Во-вторых, именно в этике госслужащих должен быть определен рейтинг важности этих норм и принципов.

Обобщая, можем отметить, что по структуре нравственность государственного служащего включает в себя:

Нравственные ценности;

Перечень личностных добродетелей служащих, их нравственные чувства и привычки;

Оценочные понятия;

Основополагающие принципы и нормы поведения на службе и в обществе – высококачественное выполнение служебного долга, лояльность к власти, патриотизм.

Они являются своеобразным компасом поведения служащего, кредо, которыми он руководствуется, исполняя обязанности по должности.

Упомянутые ранее процессы в трансформирующихся обществах проявились, в частности, в объективных процессах все большего взаимодействия политики, бизнеса и государственной службы, процессах децентрализации. Они (эти процессы) несут в себе большой положительный заряд, помогают решить многие современные проблемы. И естественным продолжением этих процессов является сращивание этических кодексов перечисленных групп. Неверно говорить, плохо это или хорошо, это есть. Но это совсем не означает, что следует пустить эти явления на самотек. Необходимо изучить их и направить в нужное русло, т.е. искать формы регулирования этих процессов, таким образом, чтобы положительный эффект от них был больше, чем отрицательные последствия. При этом надо учитывать, что этические проблемы и способы решения в одной стране могут разительно отличаться от таковых в другой стране.

На Западе эти явления уже осмыслены не только научной средой, не только самими государственными служащими, но и всем обществом, и решать эти проблемы они будут на основе этого осмысления, на основе уже имеющегося опыта решения этих проблем. В России же эти процессы пока еще не осмыслены ни обществом, ни большинством государственных служащих и только начинают появляться на научном уровне. Об этом свидетельствует отсутствие достаточного количества научной литературы, научных и общественных дискуссий по этим вопросам, государственных и общественных структур, занимающихся проблемами этики государственной службы, практическое отсутствие этического законодательства, практическое отсутствие кодекса государственного служащего.

Все приведенные факты и мнения специалистов доказывают, что анализ, выявление и изучение нравственных норм этики системы государственной службы жизненно необходимы. Данные нормы являются содержательной основой в работе по воспитанию необходимых духовно-нравственных качеств государственных служащих. Они выступают в качестве критерия оценки профессиональной пригодности человека к деятельности в государственных органах, учреждениях, возможностей служебного роста чиновника. Для самого же служащего они выступают как «справочник», ориентир в решении нравственных коллизий. Анализируя путь, пройденный российскими специалистами в этом отношении, можно сказать, что мы движемся в сторону морализаторства: стремимся привить моральные нормы только с помощью нравственного воспитания, принятия кодексов чести, привлечения к моральной ответственности и т.д. Особо хочется отметить, что наиболее эффективно разумное сочетание воспитательно-нравственного воздействия и правового.

Кроме того, необходима моральная диагностика служащего – изучение работника с целью выявления уровня его моральной воспитанности, нравственной культуры. Моральная диагностика крайне важна в кадровой практике. Ведь не секрет, что, принимая на работу человека или обеспечивая его карьерное продвижение, смотрят на него, прежде всего как на специалиста. Каковы же его моральные установки и духовно-нравственные ориентиры, каков уровень моральной устойчивости – интересуются редко.

Пока в нашей системе государственной службы нормы административной этики внедряются медленно, с большим трудом. Многие из них подвергаются деформации или попросту попираются. Вековые традиции, привычки и стереотипы очень устойчивы, старые моральные нормы и оценки сохраняются даже тогда, когда жизнь давно изменилась. Поэтому сегодня, как никогда, необходимы целенаправленные и последовательные усилия по очищению морально-психологической атмосферы аппарата и оздоровлению образа жизни чиновников, ибо общество всегда будет требовательно относится к государственным служащим, предъявляя к ним высокие нравственные требования, т.к. для гражданина чиновник – символ государства и власти.

Отсюда первая для России задача в деле решения этических проблем государственной службы – привлечение всеобщего внимания к данной теме. При этом особенно важным представляется усиление внимания к проблемам этики государственной службы в соответствующих учебных заведениях. Это сыграло бы большую роль в решении данной проблемы.

Список литературы.

 

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Российская газета. - N 237. - 25.12.1993.

2. Федеральный Закон от 31 июля 1995 года № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации». Информационно-правовая система: Гарант.

3. Федеральный Закон от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации». Информационно-правовая система: Гарант.

4. Федеральный Закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе». Информационно-правовая система: Гарант.

5. Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих». Информационно-правовая система: Гарант.

6. Указ Президента Российской Федерации от 19 ноября 2002 года №1336 «О Федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 –2005 годы)» // Российская газета. 23.11.2002.

7. Указ Президента Российской Федерации от 12 декабря 2005 года № 1437 «О продлении срока реализации Федеральной программы «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)» на 2006-2007 годы». Информационно-правовая система: Гарант.

8. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года № 1574 «О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы». Информационно-правовая система: Гарант.

9. Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих». Информационно-правовая система: Гарант.

10. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2003 г. // Российская газета. - № 93, 17.05.2003.

11. Абрамова Л.П. Международные аспекты этики государственной службы и органов местного самоуправления // Итоговая научно-методическая конференция СЗАГС (сборник тезисов докладов) – СПб: Изд-во СЗАГС, 1999.

12. Аверина О.Р. О перспективе этики государственного управления в России. // Власть и управление на Востоке России. – 2003, №1(22).

13. Аверьянов В. Б. Аппарат государственного управления: содержание деятельности и организационные структуры. Киев, 1996.

14. Административная этика. Учебное пособие. Под общ. Ред. Романова В.Л./М.:Изд-во РАГС. 1999.

15. Александров В.Б. О понятии профессионализма и профессионализме государственного служащего. // Северо-западная академия государственной службы. Ежегодник 2002. – С-Пб.: Изд-во РАГС; Изд-во «Образование-культура», 2003.

16. Алехина Ия. Морально-этические аспекты управления. – М., Дело, 2007.

17. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. М., 1997.

18. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. - М.: Изд-во РАГС, 2004.

19. Бакштановский В. И., Согомонов Ю. В. Профессиональная этика: социологические ракурсы. // СОЦИОС. 2005. №8.

20. Баумэн Дж. Уильямс Р. Этика в правительственном аппарате (по результатам опроса государственных служащих США)// Государственная служба. Проблемы профессиональной этики. Зарубежный опыт. №2(22),98. –М.: Изд-во РАГС, С.48-55.

21. Белолипецкий В. К. Профессионализм и профессиональная культура в системе государственной службы. // Политико-административная элита и государственная служба в системе властных отношений. Вып. 2 Ростов-на-Дону, 1996.

22. Бойков В.Э. Коллективное сознание чиновников.// Государственная служба – 1999-№1.

23. Бойков В.Э. Профессиональная культура государственной службы.//Сицис.-1999. -№2.

24. Бойков В.Э. Человек и реформы. // Человек и реформы. Инф. Бюл. Центра соц. Исследований. №1 – М.: РАГС, 1995.

25. Ботавина Р. Н. Этика менеджмента. М., 2002.

26. Боявари З. Приватизация в городском коммунальном хозяйстве. // Государственная служба. Управление городом. Зарубежный опыт. №3 (20), 1997 – М.: Изд-во РАГС, 1997.

27. Васильев Д.В. Дробышев П.Ю. Административная этика как средство противодействия коррупции. – М.: Изд-во Московского центра Карнеги, 2003.

28. Васильев С. Этический кодекс чиновника. Комментарий к проекту // Управленческое консультирование.-2002, №1.

29. Виханский О. С. Наумов А. И. Организационная культура. / Менеджмент. М., 1998.

30. Вульфович Р.М. Проблемы административной реформы в РФ.№// Система государственной власти и управления в России: история, традиции и современность. –С-Пб.: Изд-во СЗАГС, 2003.

31. Гвишиани Д. М. Организация и управление. М., 1998.

32. Гесль А. Конфликты между управлением и гражданами. // Государственная служба. Социо–психологические аспекты. Зарубежный опыт. Информационно-аналитический бюллетень. №2 (19) 97. – М.; РАГС, 1997.

33. Государственная и гражданская служба в Российской Федерации. Учебное пособие. / Масленникова Е.В., Пресняков М.В., Татаринова Л.Н., Чанов С.Е. – М.: «Ось-89», 2006.

34. Государственная служба. Словарь. М., 2000.

35. Государственная служба: культура поведения и деловой этикет. -М: РАГС, 1999.

36. Государственная служба: организация, кадры, управление. – М. Изд-во РАГС, 1997.

37. Государственная служба: теория и организация. Курс лекций. – Ростов-на-Дону. «Феникс», 1998.

38. Государственная служба: Учебное пособие. / Отв. Ред. А. В. Оболонский. – М.: Дело, 1999.

39. Граждан В.Д. Научное обеспечение государственной службы. // Государственная служба. – 1999-№2.

40. Гришковец А.А. Правовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации: Учебный курс. - М.: Изд-во "Дело и Сервис", 2003.

41. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. – М.: Искусство, 1989.

42. Гусев А.В. Российская государственная гражданская служба: проблемы правового регулирования. - Екатеринбург: 2005.

43. Достоевский Ф.М. Дневник писателя. –М.: Художественная литература, 1989.

44. Дубко Е. Л. Политическая этика: Учебник для вузов. М.: Академический Проект; Трикста 2005.

45. Ивантьева Г.А. Реформирование государственной службы. Кадровый аспект. - М.: 2005.

46. Ионова А. И. Этика и культура государственного управления. М., 2003.

47. Кадровые аспекты государственной службы в странах ЕС // Государственная служба. Вопросы совершенствования работы с кадрами. Зарубежный опыт. Вып. 7. – М.: Изд-во РАГС, 1995.

48. Комаровский В.С., Оболонский А.В. Проблемы реформирования государственной службы России в свете международного опыта и отечественных традиций. // Вестник Московского университета. Серия 12. -«Политические науки»., 1997, №4

49. Корпоративная этика: уч. пос. / Авт.-сост. И. Н. Кузнецов. М., 2003.

50. Кочкина Е.В. Женщины в российских органах власти. // Общественные науки и современность. 1999. -№1.

51. Крамер Самюэл. История начинается в Шумере. – М.: Наука, 1965.

52. Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности: Учебник. - М.: 2005.

53. Кузьмичева А. Проблемы морали или права? // Служба кадров, 2001 - №12; 2002 - №1.

54. Кэрол У. Льюис. Этический вызов на государственной службе (реферат книги)// Государственная служба. Вопросы этики. Зарубежный опыт: Вып. 5.–М.:Изд-во РАГС, 1995.

55. Лавриненко В. Н. Психология и этика делового общения. М., 2006.

56. Лаврова О. Синдром эмоционального выгорания и методы его предупреждения.// Социальная работа. №4 – 2006.

57. Лики морали: Введение в этику. Учебно-научное пособие. – СПб. ТОО «Ривьера». 1996.

58. Лытов Б. Честь и служба. // Служба кадров. – 2001. №2. –С.33-35.

59. Марченко И.С. Социальный портрет перспективного чиновника // Служба кадров и персонал. 2006. № 7.

60. Мени И. Коррупция в конце века. // Государственная служба. Проблемы профессиональной этики. Зарубежный опыт №2, 98 –М.; РАГС, 1998.

61. Налбандян Дж. Профессионалы в местных органах управления. // Профессионализм управленческих кадров. – М.: Изд-во РАГС, 1994.

62. Оболонский А. В. Мораль и право в политике и управлении. (Текст). / А. В. Оболонский; Гос. Ун-т – Высшая школа экономики. – М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2006.

63. Оболонский А.В. Бюрократия и государство. Очерки. –М.:ИГиПАН, 1996.

64. Оболонский А.В. Кадры решают не все, но многое. // Открытая политика, 1997 - №2 – С.64.

65. Оболонский А.В. Мораль и право в политике и управлении. – М.: Издательский дом ГУ Высшая школа экономики, 2006.

66. Оболонский А.В. Реформирование государственной службы: этико-нравственный аспект // Право и управление XXI век. 2006. № 1.

67. Овсянко Д.М. Государственная служба Российской федерации: Учебное пособие. - 3-е изд.; перераб. и доп. - М.: ЮристЪ, 2007.

68. Организационная культура государственной службы. М: Изд-во РАГС, 2001.

69. Организационная культура. / Проблемы теории и практики управления. 1997. №3.

70. Основные аспекты управления городами. // Государственная служба. Управление городом. Зарубежный опыт №3 (20), 97 –М.: РАГС, 1997.

71. Партийная этика. Документы и материалы дискуссии 20-х годов. – М.: Политиздат, 1989.

72. Пелих А.С. и др. Имидж делового человека. – М.: Приор, 1997. С.3.

73. Понеделков В. Н. Политическая элита: генезис и проблемы ее становления в России. – Ростов Н/Д.: Изд-во СКНЦ ВШ, 1995.

74. Протанская Е. С. Профессиональная этика. – М., 2005.

75. Профессионализм в системе государственной службы. (Игнатов В. Г. Белолипецкий В.К. Понеделков А.В. и др.) – Ростов-на-Дону. Изд-во СКНЦ ВШ, 1997.

76. Прохоров А.П. Русская модель управления. – М., ЗАО «Журнал эксперт», 2002.

77. Психология и этика делового общения. Под. Ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.

78. Рейсмен В.М. Скрытая ложь. Взятки, «крестовые походы» и реформы: Пер с англ. / под общ. Ред. А.М. Яковлева. – М.: Прогресс, 1988.

79. Сембор Э, Лининджер М. Нравственный кризис американской государственной службы и пути его преодоления.// Государственная служба. Проблемы профессиональной этики. Зарубежный опыт. №2(22),98. –М.: Изд-во РАГС.

80. Слепцов Н.С. Проблемы подготовки государственных служащих в РФ. // Материалы научно-практической конференции «наращивание потенциала в области государственного управления в республике Карелия». –Петрозаводск, 1997.

81. Служебная карьера (Гусева А., Иглин В.А. Лытов О.В. и др.); под общ. ред. Е. В. Охотского. – М., ОАО Изд-во «Экономика». 1998.

82. Современный словарь иностранных слов. –М.: 1993.

83. Соколов В. Моральный этический кодекс государственного служащего Российской Федерации. // Государственная служба, 2004, №2(28)

84. Соколов В. Нравственность времен социальной катастрофы. // Российская провинция. –1994, №5.

85. Соловьев А. Этика бюрократии: постсоветский синдром.//ОНС – 1995-№4.

86. Статьи М. Ханга, С. К. Джилмена, К. Льюиса, М. Ван Уарта, Ж. П. Дидьера, Дж. Баумэна и др. авторов в журнале «International Reviev of Administrative Sciences», международные конференции «Этика в правительственных учреждениях» (1996 г.), «Профессионализм и этическое поведение государственных служащих: задачи на XXI век» (1996 г.), появление морального кодекса Американского общества государственного управления (ASPA) и т.д.

87. Степанов П.П. Этические нормы государственных служащих. М.: Изд-во РАГС, 2000.

88. Тарлинский В. Призвание – Истинное? Мнимое? – М. 2004.

89. Теобальд Р. Этические принципы в государственных учреждениях // Государственная служба. Проблемы профессиональной этики. Зарубежный опыт. Реферативный сборник. №2 (22), 1998 – М. Изд-во РАГС, 1998,

90. Технологии политической власти: Зарубежный опыт. –Киев, Высшая школа, -1994.

91. Управление – это наука и искусство: А.Файоль, Г.Эмерсон, Ф.Тэйлор, Г.Форд. –М.: Республика, 1992.

92. Функционирование государственного аппарата управления. Учебно-методическое пособие. М., 1998.

93. Ханеш. В. Кризис и перспективы «Социального города». // Государственная служба. Управление городом. Зарубежный опыт. Реф. Бюл. №3 (20), 97 – М.: Изд-во РАГС, 1997

94. Худ К. Изменения в оплате труда государственных служащих Великобритании.// Государственная служба. Вопросы совершенствования работы с кадрами. Зарубежный опыт. Вып. 7 –М. Изд-во РАГС, 1995.

95. Час Пик, 23 ноября 2006. №46

96. Черноушек М. Психология жизненной среды. Пер с чеш. –М.: Мысль, 1989.

97. Шамахов В.А. Административная реформа в Российской Федерации: цели и задачи // Система государственной власти и управления в России: история, традиции и современность. -С-Пб.:Изд-во СЗАГС, 2003.

98. Шварц Г. Истоки современной модернизации государственной службы // Государственная служба. Проблемы реформирования. Зарубежный опыт. Вып.8.- М: РАГС, 1995

99. Шепель В.М. Управленческая этика. –М.: Экономика, 1989. – С.6.

100. Шпенглер О. Закат Европы, / Очерки морфологии мировой истории: Т.2. – 1998.

101. Шувалова Н. Н. Служебное поведение государственного служащего: моральные основы: Учебно-методическое пособие. – Ростов Н/Д.: Феникс, 2006.

102. Этика государственной службы // Государственная служба. Проблемы профессиональной этики. Зарубежный опыт. Реферативный бюллетень. №2(22), 1998. –М.: Изд-во РАГС, 1998.

103. Ягер Джен. Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса. / Пер. с англ. – М.: «Джон Уайли энд Санз», 1994.

104. Ведомости, 15 ноября 2006. №215

105. SmartMoney, 4 декабря 2006. №38

106. http://www.fom.ru

Приложение № 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.473 с.)