Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности этики частных специальных систем.

Поиск

СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ.

 

Этические аспекты функционирования государственной службы как социального института

(Материалы к курсу лекций «Этика и культура управления»)

Санкт-Петербург

Учебно-методическое пособие подготовили: доцент кафедры философии СЗАГС Абрамова Л.П., старший преподаватель кафедры философии СЗАГС Варбенкова Т.М., под общей редакцией профессора, доктора философских наук Филиппова Г.Г.

Авторы выражают благодарность за техническую помощь выпускнику СЗАГС Цепляеву А.Ю.


План

Введение………………………………………………………………………………………………….. 4

1. особенности этики частных специальных систем……………………………..7

1.1. Этапы становления и развития профессиональной морали..............................……………….7

1.2. Служебная этика……………………………………………………………………………………....16

1.3. Этика управления……………………………………………………………………………………..17

1.4. Этика замкнутых идеологизированных систем………………………………………………….22

П. Этика в традиционной организационной структуре государственной службы…………………………………………………………………………………………………….29

2.1. Основные этические принципы и нормы в традиционной государственной службе………………………………………………………………………………………………………… 29

2.2. Негативные следствия в этике государственной службы, порождаемые традиционной организацией госслужбы…………………………………………………………………………………………………….. 37

Ш. Эволюция этики государственной службы в обществе развитых демократий……………………………………………………………………………………………….44

3.1. Основные тенденции изменения традиционной организационной структуры государственной службы.в трансформирующемся постиндустриальном обществе……………… 44

3.2. Особенности изменений в традиционной этике государственной службы в условиях реформ………………………………………………………………………………………………………….. 56

IV. Особенности этики госдарственной службы в Российском трансформирующемся обществе……………………………………………………………..63

4.1. Особенности трансформации организационной структуры государственной службы России…………………………………………………………………………………………………………. 63

4.2. Становление новой этики государственной службы России……………………………………. 76

V. Этические нормы государтсвенной службы в писаных и неписаных правилах……………………………………………………………………………………………………86

5.1. Этический кодекс государственного служащего…………………………………………………. 86

5.2. Рыночный характер нового государственного служащего……………………………………... 94

5.3. Национальные традиции в деловом этикете чиновника…………………………………………. 98

Заключение………………………………………………………………………………………………101

Список литературы…………………………………………………………………………………..105

Приложение 1……………………………………………………………………………………………114

Материалы для тестовой системы…………………………………………………………..125

 

· Введение.

Мы живем в эпоху трансформирующихся обществ, что в широком смысле означает ускорение всех жизненных процессов. В таких условиях, с одной стороны, традиционная государственная служба переживает кризис, как и многие традиционные институты, с другой стороны, сохранение инвариантной социальной роли чиновничества как опоры политического режима привело к тому, что государственные служащие стали категорией граждан, более защищенной, чем все остальные. Эти явления, ставшие очевидными в наиболее развитых странах к концу 70-х гг. ХХ века, негативно сказались на государственной службе и поэтому вынудили искать новые подходы. В России эти процессы в девяностых годах ХХ века наложились на коренную «ломку» прежних общественных отношений, смену системы ценностей.

За рубежом эта проблематика начала осознаваться в 80-х – начале 90-х гг., когда она вышла за пределы университетских аудиторий и ворвалась в правительственные учреждения, штаб-квартиры профессиональных организаций и групп интересов. Тогда были приняты многие законы об этической ответственности чиновников, профессиональные кодексы государственных служащих, когда стали создаваться различные институты (комиссии, советы, министерства), занимающиеся борьбой с коррупцией и обеспечением этичного поведения. Соответственно, в это время появилась и литература, начали проводиться конференции, семинары, посвященные данной проблеме и т.д.[1]

В России же проблемы этики государственной службы еще недостаточно исследованы. В научных журналах печатаются единичные статьи, в учебных пособиях по государственной службе упоминаются эти проблемы, делаются доклады на эту тему на различных конференциях. Однако нет глубокого, комплексного исследования.[2]

Проблема формирования эффективного кадрового потенциала государственной службы остается в настоящее время одной из наиболее актуальных проблем государственного управления России. Это следует, прежде всего, из анализа кадрового корпуса органов исполнительной власти всех уровней, приведенного в ежегодном Послании Президента РФ Федеральному собранию (2003 г.), и поставленных в нем задач.

В послании подчеркивается, что достигнутые в настоящее время успехи в социально-экономическом развитии России обусловлены в основном благоприятными внешними факторами, однако, по-прежнему, острой остается проблема недостаточной эффективности государственной власти в РФ. Президент отмечает, что «несмотря на огромное число чиновников, в стране тяжелейший кадровый голод. Голод на всех уровнях и во всех структурах власти, голод на современных управленцев, эффективных людей».

Целью данной работы является рассмотрение главных подходов к вопросам роли и значения этических аспектов государственной службы в трансформирующихся обществах. Для этого, рассмотрим основные современные организационные изменения на государственной службе, влияние этих изменений на этику государственной службы, и, наконец, особенности этики государственной службы в России.

В соответствии с выдвинутыми задачами структура работы имеет четыре главы. В них предлагается рассмотреть:

- Во-первых, формирование этических профессиональных норм в традиционных обществах, а также факторы определяющие функционирование морали в замкнутых (закрытых) идеологизированных системах.

– Во-вторых, этические профессиональные нормы в традиционной организационной структуре госслужбы, а также факторы, влияющие на возникновение негативных тенденций в морали чиновников.

– В-третьих, основные тенденции изменения этических норм государственной службы в последней трети ХХ века, и факторов, их обуславливающих.

– В четвертых: особенности протекания процессов трансформации этических норм государственной службы в России в условиях осуществляемых экономических, правовых и административных реформ.

– В пятых: этические нормы, содержащиеся в писаных и неписаных правилах поведения госслужащих и представляющие складывающуюся инвариантную интернациональную систему профессиональных моральных регуляций.

 

Служебная этика.

Служебная этика – самое широкое понятие в сфере профессиональной морали. Под служебной этикой понимают совокупность наиболее общих норм, правил и принципов поведения человека в сфере его профессиональной, производственной и служебной деятельности. Эти нормы должен соблюдать каждый человек, начавший работать. Количество этих норм невелико. Подавляющая часть их формулируется в предельно общем виде, с тем, чтобы быть детализированными применительно к конкретным видам деятельности.

Требования служебной этики:

1. Дисциплинированность. Конкретизация этого понятия происходит в зависимости от специфики и содержания труда. Например, в животноводстве понятие дисциплинированности будет определяться жизненными циклами тех животных, за которыми ухаживают.

2. Сбережение материальных ресурсов, предоставляемых работнику для осуществления производственной деятельности. Эти ресурсы могут быть самыми разными. Необходимость восполнять утраченные ресурсы тяжким грузом ложится на прибыль и себестоимость продукции, отсюда требование сводить потери к минимуму. В эту норму входит сбережение тепла, зданий, техники, материалов и т.д.

3. Корректность межличностных отношений. Человек в сфере своей трудовой деятельности должен вести себя таким образом, чтобы как можно меньше возникало межличностных конфликтов, и чтобы другим людям было комфортно работать рядом с ним при прямом и косвенном межличностном контакте.

Требования последней группы делятся на две подгруппы:

1. Одна из них включает в себя требования к межличностным контактам по вертикали (подчинённый – руководитель). Одним из главных выступает требование к подчинённому – признание самого права и обязанности руководителя отдавать распоряжения, что включает функциональные обязанности, принятые на себя человеком по трудовому договору.

Подчинённый должен, исходя из этих обязанностей, соответствующим образом строить своё поведение, и не использовать различные формы уклонения от исполнения распоряжений. Уклонение может быть гласным, публичным, с выставлением определённых условий руководителю. Может быть скрытым, принимать характер тайного (с помощью мимики, жестов, отдельных слов) провоцирования руководителя на открытые действия против подчиненного. В этих ситуациях подчинённый для окружения часто может представляться страдающей стороной, а реакция на него руководителя – неадекватной. Одной из причин подобного поведения подчинённых может быть стремление нажить определённый социальный капитал, выглядеть гонимым, приобрести статус неформального лидера, добиться каких либо льгот для себя и т.д.

Этика управления.

Этика управления – второе по объему понятие после служебной этики. Это совокупность норм, правил, принципов, идеалов, определяющих поведение людей в сфере осуществления властных, распорядительных полномочий, т.е. в сфере управления.

Все нормы этики управления можно условно разделить на две группы: нормы, связанные с процессом принятия решения и нормы, регулирующие процесс общения с подчинёнными и другими руководителями (по горизонтали и вертикали). (См. примечание)[6]

Нормы, регулирующие процесс принятия решения условно можно разбить на три подгруппы:

· Нормы, регулирующие процесс выдвижения проблемы и подготовку решения.

Все решения руководителя должна пронизывать ответственность, при этом едва ли не главным должно быть наличие гражданской смелости нести ответственность за принимаемые под его руководством решения. Требования этики управления распространяются на все уровни управления, от низового до самых высоких, и варьируются в зависимости от уровня управления. Объём этических требований изменяется в зависимости от уровня управления, на верхних уровнях он выше. На низовых уровнях требования не очень существенно различаются в различных видах деятельности, а на верхних – специфика вида деятельности накладывает существенные различия на нравственные требования. Управленец не всегда отдаёт себе отчёт в сложности тех механизмов, которые мешают принятию решения.

На первом этапе подготовки управленческих решений часто возникает противоречие между знанием о необходимости конкретных изменений и незнанием конкретных путей, методов и средств этих изменений, незнание механизма функционирования объекта, которым надо управлять. Необходимо чёткое осознание того факта, что любая возникающая управленческая проблема имеет как минимум два, а чаще – множество возможных решений. Решения различаются: продолжительностью достижения желаемого результата;

материальными затратами; количеством привлекаемых средств и структур;

особенностью удовлетворения палитры интересов различных людей, социальных групп, организаций, политических сил, заинтересованных в данном решении.

Следующее необходимое качество руководителя – умение предвидеть последствия принимаемых решений и прогнозировать получаемые результаты. Наличие воображения помогает в принятии решения. Особенностью предвидения и прогнозирования является необходимость просчитывать нравственные следствия принимаемых решений. Решений, которые бы не имели нравственных последствий, нет вообще, только следствия эти могут быть более или менее глубокими. Особенность нравственных последствий и в том, что они могут менять значение с положительного первоначального результата на отрицательный впоследствии и наоборот.

Общество становится всё более раздробленным. Это касается и конкретной организации, в которой отражаются процессы, происходящие в обществе. Из-за наличия большого числа различных групп появляется раздробленность интересов, что меняет само понятие профессионализма. Под профессионализмом управленца (в особенности в сфере государственной службы) всё чаще понимается умение в процессе подготовки и принятия решения общаться с представителями различных групп интересов, и в процессе этого общения стремиться осознать природу интересов, специфику их возможного учёта в управленческих решениях, возможность достижения согласия интересов в различных вариантах решения. Чем больше разрастается общество, тем сложнее становится процесс принятия решения (нужно стремится удовлетворить как можно больше групп населения, а вместе с тем возрастает количество вариантов в принятии решения).

· Нормы, регулирующие процесс обсуждения и принятия решения.

На этапе обсуждения и принятия решения руководитель должен стремиться, чтобы в обсуждении принимали участие, по возможности, представители всех групп, слоёв населения, все те, чьи интересы могут быть затронуты принимаемым решением. Необходимо, чтобы на обсуждение были представлены возможно более полные данные экспертизы и статистические данные по возможным вариантам решения.

При подготовке экспертиз и обзоров каждого из вариантов решения, необходимо, чтобы были представлены аргументированные позиции «за» и «против» каждого варианта решения во всём, что касается материальных затрат, необходимых ресурсов, вовлечённости различных структур и специфики возможных позитивных и негативных следствий.

Если в процессе обсуждения становится очевидно, что предпочитаемый руководителем вариант решения менее удовлетворяет интересам различных групп, чем какой – либо другой, руководитель, ведущий обсуждение, должен иметь мужество отказаться от своего мнения в пользу большинства, а не настаивать на неправильном варианте решения, который выбрал именно он. В широком смысле руководителю необходимы такие качества как профессионализм, компетентность, уверенность в своей компетентности, воля, организаторские способности и общий набор качеств лидера: уверенность в себе, умение увлечь людей, умение «зажечь» интерес к делу и т.д. Но любое из этих качеств, представленное в избытке, способно превратится в свою противоположность. Так воля к достижению цели превращается в навязывание своих желаний, уверенность в своей компетентности – в веру в свою непогрешимость.

Вера в непогрешимость, соединённая с избыточной волей, порождает специфический тип руководителя, который ощущает себя всегда правым и стремится при любых условиях и, не взирая на возможные последствия, настоять на своём во что бы то ни стало.

Противоположный тип людей среди управленцев получает характеристику «обучаемых», «внушаемых» и т.д.

· Исполнение и контроль за исполнением решения.

Существует точка зрения, что исполнение решения – чисто административный процесс, в который входят оформление решения, определение исполнителей, доведение до их сведения поставленных задач, составление плана выполнения решения и т.д. На самом деле главное в исполнении решения то, что в момент своего исполнения решение, принятое в отношении какой либо организации (системы) может ввести эту систему в состояние нестабильности. Главная обязанность управленца в процессе контроля за исполнением решения – контролировать состояние системы для обнаружения признаков нестабильности. В случае появления таких признаков необходимо либо прекращать процесс исполнения решения, либо проводить какие-либо корректирующие действия.

 

Заключение.

Прежде всего, в заключении следует подчеркнуть, что профессия «государственный служащий», государственная служба как особый вид профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов должны иметь свою профессиональную этику (как ее имеют врачи, учителя, юристы и другие профессиональные группы).

Это необходимо, во-первых, потому что авторитет власти напрямую зависит от нравственных качеств чиновников, их порядочности, честности, самоотверженности в служении государственным интересам. Во-вторых, серьезные аморальные проступки госслужащих являются сильнейшим фактором, дестабилизирующим общество, становятся предметом пристального внимания населения. В-третьих, сама специфика профессии – быть проводником государственной воли, всегда в центре общественного внимания, работа с населением, определенное ограничение своих гражданских прав и многое другое – диктует необходимость разработки специфических нравственных норм поведения.

Неплохой основой для окончательного определения понятия профессиональной этики государственных служащих (административной этики) может стать формула, выведенная им применительно к управляющей этике вообще: административная этика – это адаптированные к практическим нуждам государственной службы сведения об основных этических понятиях, закономерностях и тенденциях формирования служебных отношений, о нравственных ценностях, одухотворяющее воздействующих на служащих и их окружение, о моральных требованиях к формам, методам и стилю служебной деятельности в сфере государственного управления.[86]

Как любая другая профессиональная этика, административная этика не содержит ни одной моральной категории, которой бы не было в общечеловеческой морали. Не может быть какой-либо специфической моральной нормы, свойственной только определенной профессии, этического качества, которое не было бы позитивным для людей разных профессий.

Этика государственной службы вместе с тем имеет и свои специфические признаки, приоритеты, моральный идеал. Определяются они по соответствующим критериям:

Во первых, она должна вобрать в себя те нравственные нормы и принципы, которые абсолютно необходимы для человека, занимающегося государственным управлением на любом его уровне.

Во-вторых, именно в этике госслужащих должен быть определен рейтинг важности этих норм и принципов.

Обобщая, можем отметить, что по структуре нравственность государственного служащего включает в себя:

Нравственные ценности;

Перечень личностных добродетелей служащих, их нравственные чувства и привычки;

Оценочные понятия;

Основополагающие принципы и нормы поведения на службе и в обществе – высококачественное выполнение служебного долга, лояльность к власти, патриотизм.

Они являются своеобразным компасом поведения служащего, кредо, которыми он руководствуется, исполняя обязанности по должности.

Упомянутые ранее процессы в трансформирующихся обществах проявились, в частности, в объективных процессах все большего взаимодействия политики, бизнеса и государственной службы, процессах децентрализации. Они (эти процессы) несут в себе большой положительный заряд, помогают решить многие современные проблемы. И естественным продолжением этих процессов является сращивание этических кодексов перечисленных групп. Неверно говорить, плохо это или хорошо, это есть. Но это совсем не означает, что следует пустить эти явления на самотек. Необходимо изучить их и направить в нужное русло, т.е. искать формы регулирования этих процессов, таким образом, чтобы положительный эффект от них был больше, чем отрицательные последствия. При этом надо учитывать, что этические проблемы и способы решения в одной стране могут разительно отличаться от таковых в другой стране.

На Западе эти явления уже осмыслены не только научной средой, не только самими государственными служащими, но и всем обществом, и решать эти проблемы они будут на основе этого осмысления, на основе уже имеющегося опыта решения этих проблем. В России же эти процессы пока еще не осмыслены ни обществом, ни большинством государственных служащих и только начинают появляться на научном уровне. Об этом свидетельствует отсутствие достаточного количества научной литературы, научных и общественных дискуссий по этим вопросам, государственных и общественных структур, занимающихся проблемами этики государственной службы, практическое отсутствие этического законодательства, практическое отсутствие кодекса государственного служащего.

Все приведенные факты и мнения специалистов доказывают, что анализ, выявление и изучение нравственных норм этики системы государственной службы жизненно необходимы. Данные нормы являются содержательной основой в работе по воспитанию необходимых духовно-нравственных качеств государственных служащих. Они выступают в качестве критерия оценки профессиональной пригодности человека к деятельности в государственных органах, учреждениях, возможностей служебного роста чиновника. Для самого же служащего они выступают как «справочник», ориентир в решении нравственных коллизий. Анализируя путь, пройденный российскими специалистами в этом отношении, можно сказать, что мы движемся в сторону морализаторства: стремимся привить моральные нормы только с помощью нравственного воспитания, принятия кодексов чести, привлечения к моральной ответственности и т.д. Особо хочется отметить, что наиболее эффективно разумное сочетание воспитательно-нравственного воздействия и правового.

Кроме того, необходима моральная диагностика служащего – изучение работника с целью выявления уровня его моральной воспитанности, нравственной культуры. Моральная диагностика крайне важна в кадровой практике. Ведь не секрет, что, принимая на работу человека или обеспечивая его карьерное продвижение, смотрят на него, прежде всего как на специалиста. Каковы же его моральные установки и духовно-нравственные ориентиры, каков уровень моральной устойчивости – интересуются редко.

Пока в нашей системе государственной службы нормы административной этики внедряются медленно, с большим трудом. Многие из них подвергаются деформации или попросту попираются. Вековые традиции, привычки и стереотипы очень устойчивы, старые моральные нормы и оценки сохраняются даже тогда, когда жизнь давно изменилась. Поэтому сегодня, как никогда, необходимы целенаправленные и последовательные усилия по очищению морально-психологической атмосферы аппарата и оздоровлению образа жизни чиновников, ибо общество всегда будет требовательно относится к государственным служащим, предъявляя к ним высокие нравственные требования, т.к. для гражданина чиновник – символ государства и власти.

Отсюда первая для России задача в деле решения этических проблем государственной службы – привлечение всеобщего внимания к данной теме. При этом особенно важным представляется усиление внимания к проблемам этики государственной службы в соответствующих учебных заведениях. Это сыграло бы большую роль в решении данной проблемы.

Список литературы.

 

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Российская газета. - N 237. - 25.12.1993.

2. Федеральный Закон от 31 июля 1995 года № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации». Информационно-правовая система: Гарант.

3. Федеральный Закон от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации». Информационно-правовая система: Гарант.

4. Федеральный Закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе». Информационно-правовая система: Гарант.

5. Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих». Информационно-правовая система: Гарант.

6. Указ Президента Российской Федерации от 19 ноября 2002 года №1336 «О Федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 –2005 годы)» // Российская газета. 23.11.2002.

7. Указ Президента Российской Федерации от 12 декабря 2005 года № 1437 «О продлении срока реализации Федеральной программы «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)» на 2006-2007 годы». Информационно-правовая система: Гарант.

8. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года № 1574 «О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы». Информационно-правовая система: Гарант.

9. Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих». Информационно-правовая система: Гарант.

10. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2003 г. // Российская газета. - № 93, 17.05.2003.

11. Абрамова Л.П. Международные аспекты этики государственной службы и органов местного самоуправления // Итоговая научно-методическая конференция СЗАГС (сборник тезисов докладов) – СПб: Изд-во СЗАГС, 1999.

12. Аверина О.Р. О перспективе этики государственного управления в России. // Власть и управление на Востоке России. – 2003, №1(22).

13. Аверьянов В. Б. Аппарат государственного управления: содержание деятельности и организационные структуры. Киев, 1996.

14. Административная этика. Учебное пособие. Под общ. Ред. Романова В.Л./М.:Изд-во РАГС. 1999.

15. Александров В.Б. О понятии профессионализма и профессионализме государственного служащего. // Северо-западная академия государственной службы. Ежегодник 2002. – С-Пб.: Изд-во РАГС; Изд-во «Образование-культура», 2003.

16. Алехина Ия. Морально-этические аспекты управления. – М., Дело, 2007.

17. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. М., 1997.

18. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. - М.: Изд-во РАГС, 2004.

19. Бакштановский В. И., Согомонов Ю. В. Профессиональная этика: социологические ракурсы. // СОЦИОС. 2005. №8.

20. Баумэн Дж. Уильямс Р. Этика в правительственном аппарате (по результатам опроса государственных служащих США)// Государственная служба. Проблемы профессиональной этики. Зарубежный опыт. №2(22),98. –М.: Изд-во РАГС, С.48-55.

21. Белолипецкий В. К. Профессионализм и профессиональная культура в системе государственной службы. // Политико-административная элита и государственная служба в системе властных отношений. Вып. 2 Ростов-на-Дону, 1996.

22. Бойков В.Э. Коллективное сознание чиновников.// Государственная служба – 1999-№1.

23. Бойков В.Э. Профессиональная культура государственной службы.//Сицис.-1999. -№2.

24. Бойков В.Э. Человек и реформы. // Человек и реформы. Инф. Бюл. Центра соц. Исследований. №1 – М.: РАГС, 1995.

25. Ботавина Р. Н. Этика менеджмента. М., 2002.

26. Боявари З. Приватизация в городском коммунальном хозяйстве. // Государственная служба. Управление городом. Зарубежный опыт. №3 (20), 1997 – М.: Изд-во РАГС, 1997.

27. Васильев Д.В. Дробышев П.Ю. Административная этика как средство противодействия коррупции. – М.: Изд-во Московского центра Карнеги, 2003.

28. Васильев С. Этический кодекс чиновника. Комментарий к проекту // Управленческое консультирование.-2002, №1.

29. Виханский О. С. Наумов А. И. Организационная культура. / Менеджмент. М., 1998.

30. Вульфович Р.М. Проблемы административной реформы в РФ.№// Система государственной власти и управления в России: история, традиции и современность. –С-Пб.: Изд-во СЗАГС, 2003.

31. Гвишиани Д. М. Организация и управление. М., 1998.

32. Гесль А. Конфликты между управлением и гражданами. // Государственная служба. Социо–психологические аспекты. Зарубежный опыт. Информационно-аналитический бюллетень. №2 (19) 97. – М.; РАГС, 1997.

33. Государственная и гражданская служба в Российской Федерации. Учебное пособие. / Масленникова Е.В., Пресняков М.В., Татаринова Л.Н., Чанов С.Е. – М.: «Ось-89», 2006.

34. Государственная служба. Словарь. М., 2000.

35. Государственная служба: культура поведения и деловой этикет. -М: РАГС, 1999.

36. Государственная служба: организация, кадры, управление. – М. Изд-во РАГС, 1997.

37. Государственная служба: теория и организация. Курс лекций. – Ростов-на-Дону. «Феникс», 1998.

38. Государственная служба: Учебное пособие. / Отв. Ред. А. В. Оболонский. – М.: Дело, 1999.

39. Граждан В.Д. Научное обеспечение государственной службы. // Государственная служба. – 1999-№2.

40. Гришковец А.А. Правовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации: Учебный курс. - М.: Изд-во "Дело и Сервис", 2003.

41. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. – М.: Искусство, 1989.

42. Гусев А.В. Российская государственная гражданская служба: проблемы правового регулирования. - Екатеринбург: 2005.

43. Достоевский Ф.М. Дневник писателя. –М.: Художественная литература, 1989.

44. Дубко Е. Л. Политическая этика: Учебник для вузов. М.: Академический Проект; Трикста 2005.

45. Ивантьева Г.А. Реформирование государственной службы. Кадровый аспект. - М.: 2005.

46. Ионова А. И. Этика и культура государственного управления. М., 2003.

47. Кадровые аспекты государственной службы в странах ЕС // Государственная служба. Вопросы совершенствования работы с кадрами. Зарубежный опыт. Вып. 7. – М.: Изд-во РАГС, 1995.

48. Комаровский В.С., Оболонский А.В. Проблемы реформирования государственной службы России в свете международного опыта и отечественных традиций. // Вестник Московского университета. Серия 12. -«Политические науки»., 1997, №4

49. Корпоративная этика: уч. пос. / Авт.-сост. И. Н. Кузнецов. М., 2003.

50. Кочкина Е.В. Женщины в российских органах власти. // Общественные науки и современность. 1999. -№1.

51. Крамер Самюэл. История начинается в Шумере. – М.: Наука, 1965.

52. Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности: Учебник. - М.: 2005.

53. Кузьмичева А. Проблемы морали или права? // Служба кадров, 2001 - №12; 2002 - №1.

54. Кэрол У. Льюис. Этический вызов на государственной службе (реферат книги)// Государственная служба. Вопросы этики. Зарубежный опыт: Вып. 5.–М.:Изд-во РАГС, 1995.

55. Лавриненко В. Н. Психология и этика делового общения. М., 2006.

56. Лаврова О. Синдром эмоционального выгорания и методы его предупреждения.// Социальная работа. №4 – 2006.

57. Лики морали: Введение в этику. Учебно-научное пособие. – СПб. ТОО «Ривьера». 1996.

58. Лытов Б. Честь и служба. // Служба кадров. – 2001. №2. –С.33-35.

59. Марченко И.С. Социальный портрет перспективного чиновника // Служба кадров и персонал. 2006. № 7.

60. Мени И. Коррупция в конце века. // Государственная служба. Проблемы профессиональной этики. Зарубежный опыт №2, 98 –М.; РАГС, 1998.

61. Налбандян Дж. Профессионалы в местных органах управления. // Профессионализм управленческих кадров. – М.: Изд-во РАГС, 1994.

62. Оболонский А. В. Мораль и право в политике и управлении. (Текст). / А. В. Оболонский; Гос. Ун-т – Высшая школа экономики. – М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2006.

63. Оболонский А.В. Бюрократия и государство. Очерки. –М.:ИГиПАН, 1996.

64. Оболонский А.В. Кадры решают не все, но многое. // Открытая политика, 1997 - №2 – С.64.

65. Оболонский А.В. Мораль и право в политике и управлении. – М.: Издательский дом ГУ Высшая школа экономики, 2006.

66. Оболонский А.В. Реформирование государственной службы: этико-нравственный аспект // Право и управление XXI век. 2006. № 1.

67. Овсянко Д.М. Государственная служба Российской федерации: Учебное пособие. - 3-е изд.; перераб. и доп. - М.: ЮристЪ, 2007.

68. Организационная культура государственной службы. М: Изд-во РАГС, 2001.

69. Организационная культура. / Проблемы теории и практики управления. 1997. №3.

70. Основные аспекты управления городами. // Государственная служба. Управление городом. Зарубежный опыт №3 (20), 97 –М.: РАГС, 1997.

71. Партийная этика. Документы и материалы дискуссии 20-х годов. – М.: Политиздат, 1989.

72. Пелих А.С. и др. Имидж делового человека. – М.: Приор, 1997. С.3.

73. Понеделков В. Н. Политическая элита: генезис и проблемы ее становления в России. – Ростов Н/Д.: Изд-во СКНЦ ВШ, 1995.

74. Протанская Е. С. Профессиональная этика. – М., 2005.

75. Профессионализм в системе государственной службы. (Игнатов В. Г. Белолипецкий В.К. Понеделков А.В. и др.) – Ростов-на-Дону. Изд-во СКНЦ ВШ, 1997.

76. Прохоров А.П. Русская модель управления. – М., ЗАО «Журнал эксперт», 2002.

77. Психология и этика делового общения. Под. Ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.

78. Рейсмен В.М. Скрытая ложь. Взятки, «крестовые походы» и реформы: Пер с англ. / под общ. Ред. А.М. Яковлева. – М.: Прогресс, 1988.

79. Сембор Э, Лининджер М. Нравственный кризис американской государственной службы и пути его преодоления.// Государственная служба. Проблемы профессиональной этики. Зарубежный опыт. №2(22),98. –М.: Изд-во РАГС.

80. Слепцов Н.С. Проблемы подготовки государственных служащих в РФ. // Материалы научно-практической конференции «наращивание потенциала в области государственного управления в республике Карелия». –Петрозаводск, 1997.

81. Служебная карьера (Гусева А., Иглин В.А. Лытов О.В. и др.); под общ. ред. Е. В. Охотского. – М., ОАО Изд-во «Экономика». 1998.

82. Современный словарь иностранных слов. –М.: 1993.

83. Соколов В. Моральный этический кодекс государственного служащего Российской Федерации. // Государственная служба, 2004, №2(28)

84. Соколов В. Нравственность времен социальной катастрофы. // Российская провинция. –1994, №5.

85. Соловьев А. Этика бюрократии: постсоветский синдром.//ОНС – 1995-№4.

86. Статьи М. Ханга, С. К. Джилмена, К. Льюиса, М. Ван Уарта, Ж. П. Дидьера, Дж. Баумэна и др. авторов в журнале «International Reviev of Administrative Sciences», международные конференции «Этика в правительственных учреждениях» (1996 г.), «Профессионализм и этическое поведение государственных служащих: задачи на XXI век» (1996 г.), появление морального кодекса Американского общества государственного управления (ASPA) и т.д.

87. Степанов П.П. Этические нормы государственных служащих. М.: Изд-во РАГС, 2000.

88. Тарлинский В. Призвание – Истинное? Мнимое? – М. 2004.

89. Теобальд Р. Этические принципы в государственных учреждениях // Государственная служба. Проблемы профессиональной этики. Зарубежный опыт. Реферативный сборник. №2 (22), 1998 – М. Изд-во РАГС, 1998,

90. Технологии политической власти: Зарубежный опыт. –Киев, Высшая школа, -1994.

91. Управление – это наука и искусство: А.Файоль, Г.Эмерсон, Ф.Тэйлор, Г.Форд. –М.: Республика, 1992.

92. Функционирование государственного аппарата управления. Учебно-методическое пособие. М., 1998.

93. Ханеш. В. Кризис и перспективы «Социального города». // Государственная служба. Управление городом. Зарубежный опыт. Реф. Бюл. №3 (20), 97 – М.: Изд-во РАГС, 1997

94. Худ К. Изменения в оплате труда государственных служащих Великобритании.// Государственная служба. Вопросы совершенствования работы с кадрами. Зарубежный опыт. Вып. 7 –М. Изд-во РАГС, 1995.

95. Час Пик, 23 ноября 2006. №46

96. Черноушек М. Психология жизненной среды. Пер с чеш. –М.: Мысль, 1989.

97. Шамахов В.А. Административная реформа в Российской Федерации: цели и задачи // Система государственной власти и управления в России: история, традиции и современность. -С-Пб.:Изд-во СЗАГС, 2003.

98. Шварц Г. Истоки современной модернизации государственной службы // Государственная служба. Проблемы реформирования. Зарубежный опыт. Вып.8.- М: РАГС, 1995

99. Шепель В.М. Управленческая этика. –М.: Экономика, 1989. – С.6.

100. Шпенглер О. Закат Европы, / Очерки морфологии мировой истории: Т.2. – 1998.

101. Шувалова Н. Н. Служебное поведени



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.71.13 (0.012 с.)