Государственная служба в органах прокуратуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственная служба в органах прокуратуры



 

Государственная служба в органах прокуратуры регулируется Законом о прокуратуре, Положением о прохождении службы в органах прокуратуры, законодательством о государственной службе, а также законодательством о труде.

На должность прокурорских работников могут назначаться граждане Республики Беларусь, владеющие государственными языками, имеющие высшее юридическое образование (за некоторым исключением) и обладающие необходимыми личными, деловыми и моральными качествами. Лица, не имеющие опыта практической работы по специальности, проходят в органах прокуратуры стажировку в течение шести месяцев. На должности прокурорских работников не могут быть назначены лица, ранее совершившие преступления.

С гражданами, поступающими на службу в органы прокуратуры, заключается контракт сроком от 1 до 5 лет.

На должность прокурора района, района в городе, города и приравненного к нему транспортного прокурора назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж службы в качестве прокурорского работника не менее трех лет. На должность прокурора области, города Минска – лица, имеющие стаж службы в качестве прокурорского работника нe менее пяти лет.

Генеральный прокурор назначается на должность Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики. Прокуроры нижестоящих прокуратур (руководители соответствующей прокуратуры) назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором.

Генеральный прокурор также назначает и освобождает от должности всех работников Генеральной прокуратуры, а также первого заместителя и заместителей прокуроров областей, г. Минска, начальников структурных подразделений этих прокуратур, руководителей и заместителей руководителей государственных организаций, созданных в системе органов прокуратуры по решению Президента Республики Беларусь, заместителей прокуроров районов, районов в городах, городов, межрайонных и приравненных к ним транспортных прокуроров. Остальных прокурорских работников назначают и освобождают от должности соответствующие прокуроры областей, г. Минска.

Согласно ст. 51 Законаопрокуратуре и Положения о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь, прокурорским работникам присваиваются следующие классные чины, соответствующие определенным воинским званиям:

государственный советник юстиции 1-го класса – генерал-полковник;

государственный советник юстиции 2-го класса – генерал-лейтенант;

государственный советник юстиции 3-го класса генерал-майор;

старший советник юстиции – полковник;

советник юстиции – подполковник;

младший советник юстиции – майор;

юрист 1-го класса – капитан;

юрист 2-го класса – старший лейтенант;

юрист 3-го класса – лейтенант.

Классные чины Государственного советника юстиции первого, второго и третьего классов и соответствующие им воинские звания присваиваются Президентом Республики Беларусь. Иные классные чины присваиваются Генеральным прокурором.

К прокурорским работникам могут быть применены меры поощрения и дисциплинарной ответственности (ст. 54–55 Закона о прокуратуре, Положение о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь).

За особые заслуги перед государством и с учетом личного вклада в обеспечение законности и правопорядка к прокурорскому работнику могут быть применены следующие меры поощрения:

объявление благодарности;

единовременное денежное вознаграждение;

награждение ценным подарком;

награждение Почетной грамотой Генерального прокурора;

занесение на Доску почета Генеральной прокуратуры;

досрочное присвоение классного чина;

присвоение очередного классного чина на одну ступень выше положенного по занимаемой должности;

присвоение классного чина на ступень выше очередного;

награждение нагрудным знаком органов прокуратуры;

присвоение в установленном порядке почетных званий «Заслуженный работник органов прокуратуры Республики Беларусь», «Заслуженный юрист Республики Беларусь» и награждение другими государственными наградами Республики Беларусь;

досрочное снятие дисциплинарного взыскания;

иные меры поощрения, предусмотренные законодательством о государственной службе и о труде.

Применять меры поощрения вправе в рамках своей компетенции все прокуроры (руководители соответствующих прокуратур).

За неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине прокурорского работника возложенных на него служебных обязанностей, превышение должностных полномочий, нарушение служебной дисциплины, а равно за несоблюдение установленных Законом опрокуратуре и другими законодательными актами ограничений, связанных с государственной службой, прокурорский работник несет дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательными актами.

На прокурорского работника могут быть наложены следующие дисциплинарные взыскания:

замечание;

выговор;

предупреждение о неполном служебном соответствии;

понижение в классном чине на срок до шести месяцев;

понижение в должности на срок до шести месяцев;

лишение нагрудного знака органов прокуратуры;

освобождение от занимаемой должности (увольнение);

оcвобождение от занимаемой должности (увольнение) с лишением классного чина.

Налагать дисциплинарные взыскания имеют право руководители всех звеньев прокуратуры в пределах своей компетенции. Дисциплинарное взыскание прокурорскому работнику объявляется приказом. Дисциплинарное взыскание снимается с прокурорского работника по истечении года со дня его наложения. Возможно также досрочное снятие дисциплинарного взыскания.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Понятие задач, функций и направлений деятельности прокуратуры. Отрасли прокурорского надзора.

2. Принципы деятельности прокуратуры.

3. Система и структура прокурорских органов.

4. Срок полномочий Генерального прокурора и всех нижестоящих прокуроров.

5. Порядок аттестации прокурорских работников в органах прокуратуры.

6. Порядок присвоения классных чинов прокурорским работникам.

7. Порядок понижения в классном чине.

8. Порядок наложения и снятия дисциплинарного взыскания.

9. Материальное и социальное обеспечение в органах прокуратуры.

10. Государственная защита прокурорских работников.

Темы рефератов

1. Понятие и сущность прокурорского надзора в Республике Беларусь.

2. Функции, направление деятельности и отрасли прокурорского надзора в Республике Беларусь.

3. Специализированные органы прокуратуры в Республике Беларусь.

ТЕМА 11. Органы предварительного следствия
и дознания

11.1 Понятие органов предварительного следствия и дознания, их задачи.

11.2. Органы предварительного следствия, их система, организация и компетенция.

11.3 Органы дознания, их система, организация и компетенция.

11.1 Понятие органов предварительного следствия
и дознания, их задачи

Предварительное расследование– вторая стадия уголовного процесса, которая представляет собой деятельность органов дознания и следователя по собиранию, проверке и оценке доказательств, на основе которых устанавливаются обстоятельства, входящие в предмет доказывания по уголовным делам.

Предварительное расследование – это урегулированная законом совокупность процессуальных действий уполномоченных должностных лиц по расследованию преступлений, изобличению виновных, привлечению их в качестве обвиняемых, по установлению всех обстоятельств уголовного дела и решения других задач уголовного процесса.

Расследование именуется предварительным, так как предшествует производству в суде, где проводится судебное следствие. Выводы органов уголовного преследования являются предварительными, так как окончательную оценку собранные доказательства получают в суде.

Основной формой досудебного производства является предварительное расследование, которое в свою очередь осуществляется в двух формах: предварительного следствия и дознания. Вместе с тем дознание нельзя в полной мере отнести к самостоятельной форме предварительного расследования, поскольку должностное лицо, производящее дознание, не осуществляет расследование в полном объеме. Его деятельность ограничена обязанностью провести неотложные следственные и другие процессуальные действия для установления и закрепления следов преступления, после чего (не позднее десяти суток со дня возбуждения уголовного дела) передать дело следователю.

Органыпредварительного расследования – специальные государственные органы и должностные лица, содержанием деятельности которых является выявление, раскрытие и расследование преступлений, их предупреждение и пресечение. К указанным органам относятся органы предварительного следствия и дознания.

От уровня и качества работы органов предварительного расследования зависит эффективность деятельности суда. В системе органов, ведущих борьбу с преступностью, органы расследования занимают важное место. По подавляющему большинству уголовных дел ввиду их сложности без предварительного производства было бы невозможно качественное судебное разбирательство, отправление правосудия на должном уровне. Хотя суд проводит самостоятельное исследование доказательств в судебном заседании, однако он не всегда в состоянии исправить ошибки, допущенные следователем или органом дознания.

Поэтому от всесторонности, полноты и объективности расследования зависят качество работы суда первой инстанции, законность и обоснованность итогов судебного разбирательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 180 УПК предварительное следствие по уголовным делам производится следователями Следственного комитета и органов государственной безопасности.

Органы предварительного следствия осуществляют сложную, регулируемую законом деятельность по собиранию, проверке и оценке доказательств, исследованию фактических обстоятельств дела, привлечению к уголовной ответственности виновных лиц в целях последующего предания их суду либо оправдания невиновных, расследованию общественно опасных деяний невменяемых. Предварительное расследование уголовных дел в форме дознания в соответствии с ч. 1 ст. 37 УПК вправе осуществлять десять органов и должностных лиц.

Органы дознания – компетентные государственные органы и должностные лица, уполномоченные законом осуществлять дознание, задача которых – раскрытие преступлений, выявление и розыск виновных лиц, предупреждение и пресечение преступлений.

Органы дознания осуществляют вспомогательное по отношению к предварительному следствию расследование.

Объединенные общностью задач, регламентируемые единым процессуальным законодательством и уравненные по юридической значимости добываемых ими доказательств, дознание и предварительное следствие отличаются друг от друга по ряду признаков.

Задачи уголовного процесса являются общими для органов дознания, предварительного следствия и суда. Но эти общие задачи решаются каждым органом специфическими средствами и методами в форме, установленной уголовно-процессуальным законодательством.

Дознание и предварительное следствие объединяет единство цели – установление всех обстоятельств по расследуемым делам и единство процессуальных условий их производства. Вместе с тем между дознанием и предварительным следствием существуют и важные отличия. Прежде всего, они касаются возложенных на них функций.

Для органов предварительного следствия первой и основной их функцией является расследование преступлений. Вся остальная деятельность следователя вытекает из нее.Для органов дознания расследование преступлений не является ни основной, ни единственной функцией. Для всякого органа дознанияпроизводство дознания – только одна из его функций, вытекающая из другой, основной функции данного органа.

Перед органами предварительного следствия стоят следующие задачи :

– быстрое и полное расследование преступлений и общественно опасных деяний невменяемых;

– установление лица, совершившего преступление, и привлечение его в качестве обвиняемого;

– установление с помощью доказательств всех обстоятельств, входящих в предмет доказывания по уголовным делам (ст. 89 УПК);

– выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений.

Значение деятельности органов предварительного следствия и дознания заключается в том, что следователь и лицо, производящее дознание, принимают меры к выявлению и расследованию преступления, сбору доказательств, достаточных для привлечения виновных к ответственности. В некоторых случаях на стадии предварительного расследования принимается окончательное решение (ст. 250 УПК). Данная стадия облегчает последующее судебное следствие и освобождает суд от рассмотрения дел, по которым невозможно постановить обвинительный приговор (отсутствие общественно опасного деяния, отсутствие состава преступления).


11.2 Органы предварительного следствия, их система,
организация и компетенция

В соответствии с п. 21 ст. 6 УПК органами предварительного следствия являются – Следственный комитет и следственные подразделения органов государственной безопасности.

Следователь – это должностное лицо Следственного комитета Республики Беларусь и органов государственной безопасности, осуществляющее в пределах своей компетенции предварительное следствие (ч. 1 ст. 36 УПК).

Независимо от ведомственной принадлежности следователи выполняют единую процессуальную функцию – расследование преступлений с соблюдением требований всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, выявления обстоятельств как уличающих, так и оправдывающих обвиняемого, а также смягчающих и отягчающих его ответственность (ст. 18 УПК).

Следователь обязан осуществлять уголовное преследование лица, в отношении которого собраны достаточные доказательства, указывающие на совершение им преступления, путем привлечения его, в качестве подозреваемого, обвиняемого, предъявления обвинения, применения в отношении его в соответствии с УПК меры пресечения, передачи дела прокурору для направления в суд. Кроме этого, следователь обязан принимать меры по обеспечению безопасности участников уголовного процесса и иных лиц.

Следователь при производстве предварительного следствия процессуально самостоятелен. Все решения о производстве следственных и других процессуальных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкций прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное исполнение (ст. 36 УПК).

Производство предварительного следствия осуществляется в соответствии с правилами о подследственности, которые закреплены в ст. 182 УПК. Согласно положениям упомянутой нормы, предварительное следствие по уголовным делам, предусмотренным статьями Особенной части УК (за исключением уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 124-126, 228, 229, 289-290¹, 356-361, 371 и 373-375 УК), а также по уголовным делам о безвестном исчезновении лиц производится следователями Следственного комитета.

Следственный комитет был образован в целях совершенствования деятельности органов предварительного следствия, усиления защиты прав и законных интересов граждан в досудебном уголовном производстве путем выделения следственного аппарата из системы органов прокуратуры, подразделений предварительного расследования из системы органов внутренних дел и системы органов финансовых расследований Комитета государственного контроля. Юридической базой создания Следственного комитета стал Указ Президента Республики Беларусь № 409 от 12 сентября 2011 г., вступивший в силу с 01 января 2012 г.

Следственный комитет Республики Беларусь – государственный централизованный, военизированный правоохранительный орган и орган предварительного следствия, подчиненный Президенту Республики Беларусь и осуществляющий в соответствии с законодательными актами полномочия в сфере досудебного уголовного производства.

 

Основными задачами Следственного комитета являются:

* всестороннее, полное, объективное и оперативное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством;

* защита прав и законных интересов граждан, соблюдение законности при проверке, рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного следствия;

* определение основных направлений совершенствования следственной работы и их реализация, внедрение в практику достижений науки и техники, положительного опыта, прогрессивных форм и методов организации предварительного следствия;

* руководство подчиненными органами предварительного следствия, осуществление процессуального контроля за их деятельностью;

* выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению и др.

Структуру Следственного комитета Республики Беларусь составляют:

1) центральный аппарат Следственного комитета;

2) управления Следственного комитета по областям и г. Минску;

3) районные (межрайонные), городские, районные в городах отделы Следственного комитета.

Кроме того, в подчинении Следственного комитета могут находиться организации, необходимые для обеспечения его деятельности, которые создаются, реорганизуются и ликвидируются по решению Президента Республики Беларусь.

Центральный аппарат СК представлен следующими должностными лицами:

председатель СК;

первый заместитель председателя СК (курирует Главное управление организации и обеспечения расследования преступлений и Главное управление по расследованию преступлений в сфере организованной преступности и коррупции);

заместитель председателя СК (курирует Главное следственное управление);

заместитель председателя СК (курирует Главное управление процессуального контроля);

заместитель председателя СК (курирует Главное управление финансового и тылового обеспечения).

Кроме того, в структуре центрального аппарата СК имеются:

– управление кадров и идеологической работы;

– управление собственной безопасности;

– контрольно-ревизионный отдел;

– отдел информации и связи с общественностью;

– управление режимно-секретной деятельности и делопроизводства.

Следственный комитет возглавляет Председатель Следственного комитета, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь и несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Следственный комитет.

Правовую основу его деятельности составляют Конституция Республики Беларусь, Указ Президента Республики Беларусь от 10.11.2011 г. № 518, которым утверждено Положение о Следственном комитете, Положение о порядке прохождения службы в нем, а также Закон о Следственном комитете от 13 июля 2012 г.

Председатель Следственного комитета непосредственно подчиняется Президенту Республики Беларусь. Председатель Следственного комитета имеет четырех заместителей, в том числе одного первого. Заместители Председателя Следственного комитета, а также начальники управлений Следственного комитета по областям и г. Минску назначаются на должности и освобождаются от должностей Президентом Республики Беларусь.

Следственный комитет (центральный аппарат), управления Следственного комитета по областям и г. Минску, районные (межрайонные), городские, районные в городах отделы Следственного комитета являются юридическими лицами, имеют печати и бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием.

Для рассмотрения основных вопросов следственной работы в Следственном комитете создается коллегия в составе Председателя Следственного комитета (председатель коллегии), заместителя Государственного секретаря Совета Безопасности Республики Беларусь, заместителей Председателя Следственного комитета, иных должностных лиц Следственного комитета. Численность и персональный состав коллегии утверждаются Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Следственного комитета.

На заседания коллегии могут приглашаться должностные лица других государственных органов и иных организаций.

Начальник следственного подразделения начальник предварительного расследования, начальник следственного управления, начальник следственного отдела или отделения и их заместители, в ведении которых находятся вопросы предварительного следствия (п. 15 ст. 6 упк).

Начальник следственного подразделения обязан осуществлять контроль за своевременностью действий следователей по расследованию преступлений, принимать меры по наиболее полному, всестороннему и объективному исследованию обстоятельств уголовного дела (ч. 1 ст. 35 УПК).

Начальник следственного подразделения вправе:

– поручить производство предварительного следствия следователю;

– проверять уголовные дела;

– давать письменные указания следователю о производстве предварительного следствия, привлечения в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения, направлении дела, производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий, применении мер по обеспечению безопасности;

– передавать уголовное дело от одного следователя другому;

– поручать производство предварительного следствия по уголовному делу нескольким следователям, а также участвовать в производстве предварительного следствия по уголовному делу, находящемуся в производстве следователя, и лично производить предварительное следствие, пользуясь при этом полномочиями следователя;

– поручать помощнику начальника следственного подразделения проверять уголовные дела и давать по ним указания;

– входить с представлением к прокурору об отмене незаконных и необоснованных постановлений следователей.

Указания помощника начальника следственного подразделения обжалуются начальнику, давшему поручение о проверке уголовного дела.

В центральном аппарате Комитета государственной безопасности имеется следственное управление. Штатные должности следователей имеются в управлениях КГБ по областям, г. Минску, управлении КГБ на транспорте, а также в межрайонных отделах. Следователи и начальники следственных подразделений КГБ состоят на действительной военной службе, входят в штатную численность КГБ и на них распространяются все военные уставы и положения.

Следователи КГБ расследуют преступления против государства, порядка управления и др. (ч. 2 ст. 182 УПК).

11.3 Органы дознания, их система,
организация и компетенция

В действующем УПК Республики Беларусь порядок деятельности органов дознания по уголовным делам изложен в ст. 186 УПК.

Деятельность органов дознания по уголовным делам – это начальный этап предварительного расследования, который предшествует предварительному следствию. Он носит подчиненный предварительному следствию характер, однако и возникает не по каждому уголовному делу. При наличии признаков преступления орган дознания либо передает заявление или сообщение с собранными материалами проверки в подразделение предварительного следствия, либо возбуждает уголовное дело и осуществляет дознание, т. е. начинает производство предварительного расследования. Обязанность органа дознания возбудить уголовное дело и начать предварительное расследование в форме дознания обусловлена неотложностью принятия данного решения. Так, в определенных ситуациях следователь не имеет возможности по тем или иным причинам выехать на место происшествия. Задержка же с возбуждением уголовного дела может повлечь утрату доказательств, обнаружение и изъятие которых связано с безотлагательной процессуальной деятельностью по «горячим следам». В других случаях неотложность обусловлена тем, что единственным средством получения доказательств является производство ряда следственных действий (например, обыска, выемки, допроса свидетелей и т. п.), выполнение которых допустимо только после возбуждения уголовного дела. Об обнаруженном преступлении и возбуждении уголовного дела орган дознания немедленно уведомляет прокурора.

В соответствии с ч. 1 ст. 186 УПК по возбужденному уголовному делу лицо, производящее дознание, вправе произвести следующие неотложные следственные и другие процессуальные действия для установления и закрепления следов преступления: осмотр, обыск, выемку, наложение ареста на имущество, наложение ареста на почтово-телеграфные и иные отправления, прослушивание и запись переговоров, предъявление для опознания, освидетельствование, задержание, применение меры пресечения, допрос подозреваемых, потерпевших и свидетелей, получение образцов для сравнительного исследования, назначение экспертиз.

Указанный перечень является исчерпывающим. По выполнении неотложных следственных и других процессуальных действий, но не позднее десяти суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания обязан передать дело следователю. После передачи уголовного дела следователю органы, уполномоченные законом осуществлять дознание, оперативно-розыскную деятельность, могут производить по нему следственные и другие процессуальные действия, проводить оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае передачи следователю дела, по которому не представилось возможным установить лицо, совершившее преступление, органы уполномоченные законом осуществлять дознание, оперативно-розыскную деятельность, обязаны проводить оперативно-розыскные мероприятия для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя о полученных результатах.

Начальником органа дознания является руководитель органа дознания, а также каждое из должностных лиц, перечисленных в ч. 1 ст. 37 УПК. Заместители начальника органа дознания обладают правами и обязанностями, предусмотренными ст. 38 УПК.

Начальник органа дознания обязан:

а) организовать принятие необходимых оперативно-розыскных и уголовно-процессуальных мер в целях обнаружения преступлений и выявления лиц, их совершивших, предупреждения и пресечения преступлений;

б) обеспечить полное и качественное производство неотложных следственных действий и других процессуальных действий по уголовным делам и материалам до передачи их следователю, а также выполнение поручений следователя, суда, указаний прокурора;

в) осуществлять контроль за законностью и своевременностью действий лиц, производящих дознание.

Указания прокурора, поручения следователя по уголовным делам, данные в порядке, установленном УПК, обязательны к исполнению начальником органа дознания. Обжалование этих указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения.

По поступившим в орган дознания заявлениям и сообщениям о преступлении начальник органа дознания поручает проведение проверки, а по возбужденным им уголовным делам поручает производство дознания; проверяет находящиеся в производстве у лиц, производящих дознание, материалы проверок и уголовные дела, дает им указания о проведении необходимых оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий; передает материалы проверок и дела от одного уполномоченного им лица, производящего дознание, другому; поручает производство дознания нескольким лицам; вправе лично проводить дознание, в том числе приняв дело к своему производству; направляет в органы предварительного следствия заявления или сообщения о преступлениях вместе с материалами их проверки при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 174 УПК, а также уголовные дела.

Согласно ч. 8 ст. 38 УПК указания начальника органа дознания лицу, производящему дознание, по расследуемому им уголовному делу даются в письменной форме и обязательны для исполнения. Обжалование полученных указаний прокурору не приостанавливает их исполнения.

Согласно ст. 39 УПК лицом, производящим дознание, является должностное лицо, уполномоченное органом дознания на осуществление досудебного производства. Лицо, производящее дознание, вправе самостоятельно производить неотложные следственные и другие процессуальные действия, выносить процессуальные решения, за исключением случаев, когда УПК предусмотрены утверждение их начальником органа дознания, или санкция прокурора, или письменное согласование решения органа уголовного преследования о задержании лица.

Лицо, производящее дознание, вправе обратиться к начальнику органа дознания с мотивированным ходатайством о даче им поручения соответствующим работникам органа дознания о производстве неотложных следственных и других процессуальных действий, проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Постановления лица, производящего дознание, вынесенные в соответствии с требованиями УПК, по находящимся в его производстве материалам и уголовным делам обязательны для исполнения всеми организациями, должностными лицами и гражданами.

Проведение дознания проводится административным органом, обусловливает фактическое участие в производстве по делу, как лица, производящего дознание, так и начальника органа дознания, представляющего в ряде случаев сам орган дознания и потому наделенного определенными правами и обязанностями. Наиболее важные процессуальные акты и действия лица, производящего дознание, утверждаются начальником органа дознания. Ответственность за деятельность лица, производящего дознание, несет начальник органа дознания, что, конечно, не освобождает от ответственности и лицо, производящее дознание.

Действующая система органов дознания и их компетенция

Виды органов дознания и пределы их компетенции перечислены в ст. 37 УПК. Государственными органами и должностными лицами, уполномоченными законом осуществлять дознание, являются:

1) Министерство внутренних дел, территориальные органы внутренних дел;

2) органы государственной безопасности – по уголовным делам, отнесенным законом к их ведению;

3) командиры воинских частей, соединений, начальники органов пограничной службы, военных учреждений и гарнизонов – по уголовным делам о преступлениях, совершенных лицами, на которых распространяется статус военнослужащих, о преступлениях, совершенных гражданским персоналом Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований в связи с исполнением ими служебных обязанностей в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона, органа пограничной службы или его подразделения;

4) начальники учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, следственных изоляторов – по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно по уголовным делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений;

5) Государственный пограничный комитет, территориальные органы пограничной службы, орган пограничной службы специального назначения – по уголовным делам о преступлениях, выявляемых при выполнении возложенных на органы пограничной службы задач;

6) таможенные органы – по уголовным делам о контрабанде, незаконном экспорте объектов экспортного контроля, невозвращении на территорию Республики Беларусь историко-культурных ценностей, об уклонении от уплаты таможенных платежей;

7) органы финансовых расследований Комитета государственного контроля – по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 224-227, 233-235, 237-245, 247 и 2611 УК;

8) органы государственного пожарного надзора – по уголовным делам о пожарах и нарушении противопожарных правил;

9) капитаны морских или речных судов, командиры воздушных судов, находящихся вне пределов Республики Беларусь, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных на судах;

10) главы дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь – по делам о преступлениях, совершенных в пределах территории дипломатических представительств и консульских учреждений.

УПК дает исчерпывающий перечень органов, уполномоченных на производство дознания.

Из перечня органов дознания видно, что дознание осуществляется различными административными органами, носит производный от выполняемых ими основных функций характер и определяется ими. Для одних органов производство дознания непосредственно вытекает из основных их функций (для органов внутренних дел – охраны общественного порядка, обеспечения безопасности дорожного движения), составляет постоянную для них обязанность. Для других же, хотя и связано с выполнением основных функций, но его никак нельзя называть делом профилирующим; скорее, наоборот, здесь оно носит эпизодический характер. Производство дознания для вышеуказанных органов является побочной функцией, осуществление которой в определенной мере способствует выполнению их основных задач. Компетенция начальника органа дознания и лица, производящего дознание, предопределяет характер и степень их участия в уголовно-процессуальной деятельности.

На органы дознания и должностных лиц в зависимости от характера преступления возлагаются:

1) прием, регистрация и рассмотрение заявлений и сообщений о любом совершенном, совершаемом и готовящемся преступлении;

2) проведение проверки по заявлению или сообщению о преступлении, принятие по ним решения в соответствии со ст. 174 УПК;

3) производство неотложных следственных и других процессуальных действий по уголовным делам;

4) проведение необходимых оперативно-розыскных мероприятий и принятие иных мер в целях обнаружения преступлений и выявления лиц, их совершивших, а также предупреждение и пресечение преступлений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.144.69 (0.097 с.)