Правовой статус народных заседателей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовой статус народных заседателей



 

Народные заседатели – временные, непрофессиональные судьи. Они пользуются в судебном процессе всеми правами судьи, т. е. совместно с судьями-профессионалами, образуя единую коллегию, решают фактические и юридические вопросы дела.

Народными заседателями могут быть граждане Республики Беларусь, достигшие возраста 25 лет, владеющие белорусским и русскими языками. Народными заседателями не могут быть: лица, в отношении которых имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор; лица, признанные ограниченно дееспособными или недееспособными решением суда, вступившим в законную силу; лица, состоящие на учете в наркологических и психоневрологических диспансерах; депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания, руководящие работники государственных органов и иных организаций, должности которых включены в Кадровый реестр Главы государства, судьи, прокурорские работники, работники судов, учреждений юстиции, сотрудники органов внутренних дел, финансовых расследований и государственной безопасности, нотариусы, адвокаты, а также лица, занимающие выборные должности в органах местного управления и самоуправления; священнослужители.

Количество народных заседателей устанавливается в следующем соотношении: для районных (городских) судов – 35 народных заседателей на одного судью; для областных (Минского городского) судов – 25 народных заседателей на одного судью; для Верховного Суда – 10 народных заседателей на одного судью.

Подбор кандидатов и составление списков народных заседателей осуществляются соответствующими районными (городскими), областными, (Минским городским) исполнительными комитетами сроком на пять лет на основании списков граждан Республики Беларусь, имеющих право участвовать в выборах, референдуме, голосовании об отзыве депутата. Включение граждан в названные списки производится с их согласия.

Списки народных заседателей утверждаются: районных (городских), областных (Минского городского) судов – соответствующими областными (Минским городским) Советами депутатов; Верховного Суда – Президентом Республики Беларусь. Народные заседатели вправе осуществлять правосудие только после принятия присяги (ст. 135 Кодекса о судоустройстве).

Привлечение народных заседателей для рассмотрения конкретного уголовного дела в суде производится судьей, рассматривающим это дело, согласно очередности из числа народных заседателей соответствующего суда. Народный заседатель привлекается к исполнению своих обязанностей на срок не более 21 дня в год, а в случае, если время рассмотрения конкретного дела превышает указанный срок, – на срок рассмотрения этого дела.

Судья может освободить народного заседателя от исполнения обязанностей по конкретному делу на основании письменного заявления, если он: достиг 70-летнего возраста; находится в социальном отпуске; в соответствии со своими убеждениями или вероисповеданием считает для себя невозможным участие в осуществлении правосудия; имеет иные уважительные причины.

Народным заседателям гарантируются выплаты за исполнение ими обязанностей в суде (ст. 138).

 

Вопросы для самоконтроля

1. Понятие и значение статуса судьи.

2. Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи суда общей юрисдикции.

3. Кто может быть судьей судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда?

4. Требования, предъявляемые к судье Конституционного Суда.

5. Квалификационный экзамен на должность судьи. Специальная подготовка на должность судьи.

6. Права и обязанности судей и народных заседателей.

7. Единство судейского корпуса как принцип статуса судьи.

8. Несменяемость судьи как принцип статуса судьи.

9. Неприкосновенность судьи и народных заседателей как принцип статуса судьи.

10. Государственная защита судей и народных заседателей.

11. Надлежащее материальное и социальное обеспечение судьи.

12. Аттестация судей судов общей юрисдикции.

13. Квалификационные классы судей.

14. Дисциплинарная ответственность судей.

15. Кто вправе возбуждать дисциплинарное производство в отношении судей?

16. Случаи прекращения дисциплинарного производства в отношении судьи.

17. Приостановление и возобновление полномочий судей.

18. Прекращение полномочий судей.

19. Отставка судьи.

20. Народные заседатели. Их правовой статус.

Темы рефератов

1. Правовой статус судьи, суда общей юрисдикции.

2. Правовой статус народных заседателей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 472; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.204.117.57 (0.006 с.)