Положение четвертое: «состояние машины», Эго и я 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Положение четвертое: «состояние машины», Эго и я



«Состояние машины» возникает в том случае, когда по­ведение человека начинает определяться некой заданностью, обусловленной негативной установкой, которая в свою очередь становится директивой, основополагаю­щим предписанием для субъекта.

Сама же «машина» представляет собой механическую часть нашего существования. И именно эта часть чрезвы­чайно восприимчива к разнообразным отрицательным влияниям и воздействиям.

Функция машины двойственная. С одной стороны она является необходимым условием для нашего существования, осуществляя, например, всю рефлекторную деятельность. Тем самым она позволяет экономить ог­ромное количество энергии и сил. Многие действия в жизни выполняются автоматически — такие, скажем, как утренний туалет, ходьба, еда и т. д. И здесь излишняя концентрация внимания может, наоборот, привести к не­желательному результату. В этом смысле мы знаем, чем ученик, севший за руль, отличается от опытного водите­ля. Первый старательно вспоминает и думает, в какой последовательности ему следует выполнять свои дей­ствия, в то время как у второго происходит все спонтан­но, автоматически. Но если мастер начнет фиксировать­ся на своих движениях, то неизбежно возникнет напря­жение, которое не замедлит сказаться на процессе езды. Если я задумаюсь о том, как я хожу, то моя походка поте­ряет уверенность и станет неестественной.

Так что, с одной стороны, «машина» — это благо, рав­но как и необходимость. Злом же она становится, когда начинает доминировать, берет контроль и власть над че­ловеком. Тогда последний и впадает в «состояние маши­ны», сам становится машиной, биороботом.

Внешне «состояние машины» может проявляться в уже описанном нами феномене вынужденного воспроизведе­ния. На повседневном же уровне «машинный человек» представляет собой личность, приверженную своим кон­цепциям, установкам, верованиям и принимающую их за нечто единственно верное и ценное. Такая мировоззрен­ческая ригидность и косность, к тому же подпитываемая чувством собственной правоты, являет собой весьма вы­разительный пример «состояния машины».

Убежденность в собственной правоте почти всегда представляет собою проявление «состояния машины». Можно сказать, что робот «всегда прав»!

Кроме указанных выше, «машина» проявляет себя и в иных формах активности, к которым можно отнести синдром одержимого поведения.

Под одержимостью здесь понимается любое фиксиро­ванное, «замороженное» состояние субъекта, когда пове­дение становится стереотипным и легко прогнозируе­мым. Любая навязчивость может быть определена как проявление одержимости — навязчивые стремления к спорам, однообразные поведенческие маневры, навязчи­вые мысли, страхи, действия.

Одержимое поведение также проявляется в неконтро­лируемых эмоциях, влечениях, страстях, неспособности управлять аффектами и в то же время в эмоциональной скудости. Вообще, всякое однообразие, стереотипность есть признак одержимости.

Одержимость же сама по себе — неестественное, вне­дренное, «сделанное» состояние. Оно возможно, когда машина берет власть и контроль над человеком.

Центральным и главным звеном машины предстает Эго. Эго есть образование, которое формируется за счет исключительно чужих влияний. Здесь мы снова подхо­дим к необходимости провести тонкое диалектическое различение. Понятно, что без чужих влияний невозмож­но развитие и совершенствование «своего». Проблема возникает там, где «чужое» воспринимается без прора­ботки и осмысления и в непереваренном виде поглоща­ется субъектом. В этом случае можно говорить не об усваивании, а о присваивании. По сути, в душевную ткань вводится инородное психоинформационное тело.

В сущности, Эго — это состояние, когда человек отож­дествляет себя с машиной.

Я — напротив, представляет собой спонтанную, есте­ственную силу, обладающую созидательными, творче­скими возможностями. Это то, что субъекта делает чело­веком. Состояние пребывания в Я характеризуется ощу­щением силы и способностью эту силу применить для получения позитивного результата.

Я, в отличие от Эго, обладает свободой выбора. Такая свобода — есть свойство творца.

Резюме

1. Субъект становится автоматом, зомби, когда он отож­дествляется с машиной, то есть набором стереотипных реакций, заданных извне.

2. Эго является основным механизмом машины.

3. Существование состояния Эго лишает субъекта сво­боды выбора и окончательно делает его зависимым автоматом.

4. Я — сила надличностная, можно сказать, часть уни­версальной энергии, проходящей через особь.

5. Пребывание в Я делает субъекта человеком и сообща­ет ему качества творца.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.203.172 (0.005 с.)