Семинар 13. Сравнительное гражданское право 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар 13. Сравнительное гражданское право



 

1. Понятие сравнительного гражданского права и его место в системе курса сравнительного правоведения.

2. Источники гражданского права. Место и роль гражданского кодекса в системе гражданского законодательства. Судебный прецедент и "справедливость" как важнейшие источники американского гражданского права.

3. Понятие и признаки юридического лица в правовых системах мира. Классификация юридических лиц.

4. Договорное право в российском, континентально-европейском и американском праве.

 

Семинар 14. Сравнительный гражданский процесс

 

1. Системы гражданского процессуального права. Гражданский процесс в российском, континентально-европейском и американском праве.

2. Гражданский процесс в романо-германском праве: совмещение состязательного и инквизиционного характера процесса, институт судебного поручения, субъективный стандарт доказывания, апелляционное и кассационное производство.

3. Гражданский процесс в англо-американском праве: принцип состязательности в досудебной, судебной и постсудебной стадиях процесса, отказ от института доказывания, объективный стандарт доказывания, апелляционное судопроизводство.

 

Семинар 15. Сравнительное уголовное право

 

1. Понятие сравнительного уголовного права. Авторитарная и либеральная модели уголовной юстиции.

2. Соотношение сравнительного уголовного права со смежными отраслевыми науками.

3. Уголовное право в российском, континентально-европейском и американском праве. Дуализм уголовного права США.

Семинар 16. Система юридического образования и подготовка юристов как системообразующий элемент формирования правовой системы

1. Система профессионального юридического образования в российской, континентально-европейской и американской правовых системах. Юридическое образования в Болонской системе образования.

2. Вступительные экзамены на юридический факультет. Программа юридического образования (обязательные и факультативные предметы). Методика преподавания.

3. Постдипломная подготовка юристов (отраслевая стажировка, аспирантура, докторантура). Ученые степени и звания.

 

6. Организация самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины

6.1. Темы, выносимые для самостоятельного изучения

 

6.1. Темы, выносимые для самостоятельного изучения

Тема   Форма контроля (коллоквиум, реферат, контрольная работа и т.д.)
Тема 1. Понятие сравнительного правоведения, его становление как самостоятельной правовой науки Коллоквиум, реферат, проведение тематических дискуссий, деловых игр, анализ конкретных ситуаций  
Тема 3. Источники трудового права     Коллоквиум, реферат, проведение тематических дискуссий, деловых игр, анализ конкретных ситуаций  
Тема 3. Сравнительное правоведение и международное право Коллоквиум, реферат, проведение тематических дискуссий, деловых игр, анализ конкретных ситуаций  
Тема 5. Романо-германская правовая система Реферат, проведение тематических дискуссий, анализ конкретных ситуаций
Тема 8. Проблемы социалистической правовой семьи Реферат, проведение тематических дискуссий,
Тема 10. Российская правовая система Реферат, проведение тематических дискуссий
Тема 15. Система юридического образования и подготовка юристов Реферат, проведение тематических дискуссий,

Примеры тестовых заданий по курсу «Сравнительное правоведение»

 

1. Сравнительное правоведение является:

а) отраслью российского права;

б) отраслью правовой науки;

в) элементом системы международного права;

г) институтом конституционного права Российской Федерации;

д) учебной дисциплиной.

 

2. «Бинарное сравнение» это:

а) сравнение в ходе которого сравнению подвергается много (более трех) правовых систем;

б) сравнение в ходе которого сравнению подвергаются две развивающиеся системы;

в) сравнение в ходе которого сравниваются два-три института из одной правой системе на основании источников права;

г) сравнение во времени.

 

3. К чертам романо-германской правовой семьи нельзя отнести следующие:

а) сложилась на основе изучения римского права;

б) окончательное оформление получила в кодексе Наполеона и Германском гражданском уложении;

в) отсутствует деление права на частное и публичное;

г) высокий уровень абстрактности правовых норм;

д) отсутствие актов кодификации.

 

4. В зависимости от объекта исследования выделяют следующие виды сравнения:

а) микросравнение;

б) диахронное сравнение;

в) функциональное сравнение;

г) макросравнение.

 

5. Сравнение которое носит исторический характер называют:

а) диахронное сравнение;

б) бинарное сравнение;

в) синхронное сравнение;

г) нормативное.

 

6. В какой стране в 1869 г. было созданное Общество сравнительного законодательства?

а) Россия;

б) Германия;

в) Польша;

г) Франция;

д) США.

 

7. В 1958 г. известным испанским компаративистом Ф. де Сола Канизаресом был создан:

а) Международный институт сравнительно правоведения;

б) Международный университет компаративистики;

в)Международный факультет сравнительного права;

г) Московский государственный университет.

 

8. Унификация права это:

а) создание единообразного права;

б) закрепление в национальном законодательстве верховенства норм международного права;

в) приоритет международного права в сфере регулирования прав и свобод человека.

 

9. Признаками советской правовой системы являются:

а) определяющее значение актов партийных органов власти;

б) закрепление принципа разделения властей;

в) выборы главы государства на основе прямого избирательного правы;

г) приоритет ведомственного правотворчества.

 

10. Характерными чертами общего права являются:

а) право развивалось юристами практиками;

б) огромную роль имеет судебный прецедент;

в) отсутствует деление права на частное и публичное;

г) высокий уровень абстрактности правовых норм;

д) приоритет материального права над процессуальным.

 

11. Кодификация получила распространение в странах:

а) системы общего права;

б) романо-германской правовой семьи;

в) мусульманской правовой семьи;

г) африканской правовой семьи.

 

12. Тихомиров Ю.А. в классификации правовых систем современности к правовым систем религиозно-нравственной ориентации относит:

а) африканские правовые семьи;

б) мусульманское право;

в) индийское право;

г) дальневосточную правовую семью.

 

13. В американском праве под кодексом понимают:

а) собирательное название всех федеральных законов или законов определенного штата;

б) единый нормативный правовой акт, в котором есть текстуальная ясность;

в) сводный законодательный акт, в котором объединяются и систематизируют правовые нормы, регулирующие сходные, однородные общественные отношения.

 

14. К какому понятию относится следующее определение: «Совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны»:

а) система права;

б) сравнительное правоведение;

в) правовая система;

г) система законодательства.

 

15. Подберите понятие к следующему определению: «Совокупность взаимосвязанных правовых систем, соответствующих определенной общественно-экономической формации, характеризующихся единством экономической основы и классовой сущности».

а) форма права;

б) правовая семья;

в) тип права;

г) правовая карта мира.

 

16. Какая категория служит для обозначения относительного единства правовых систем¸ имеющих сходные юридические признаки, и отражает те особенности названных систем, которые обусловлены сходством их конкретно-исторического развития: структуры, источников, ведущих институтов и отраслей, правовой культуры:

а) национальная правовая система;

б) группа правовых систем;

в) правовая семья.

 

17. Конфедерация представляет собой:

а) государство, в составе которого нет других государств либо государственных образований, а на его территории созданы административно-территориальные единицы;

б) сложное государство, состоящее из нескольких субъектов, объединившихся для решения общих задач по национальному и/или территориальному принципу;

в) союз государств, объединенных одним или несколькими общими органами при сохранении каждым государством своего суверенного существования.

 

18. Римское право являлось:

а) правом государства;

б) правом организаций;

в) правом частных лиц.

 

19. Деление на частное и публичное право свойственно:

а) романо-германской правовой семье;

- семьи общего права;

б) дальневосточную правовой семьи;

в) религиозно-традиционной правовой семье.

 

20. Назовите страну, право которой относится к континентальной (романо-германской) правовой системе:

а) Великобритания;

б) Франция;

в) США;

г) Япония.

 

21. Страна, не относящаяся к семье общего права:

а) Великобритания;

б) Австралия;

в) Голландия;

г) Япония.

 

22. Решение государственного органа, которое принимается за образец (правило) при последующем рассмотрение аналогичных дел и с помощью которого может быть подтвержден или объяснен какой-либо аналогичный факт или обстоятельство, это:

а) норма права;

б) правовой обычай;

в) правовой прецедент;

 

23. К какой правовой семье ближе российское право по характеру доминирующих источников:

а) к религиозно-традиционной;

б) к романо-германской (континентальной);

в) романо-германской правовой семье;

г) семья общего права;

д) дальневосточная правовая семья.

 

24. В чем состоит специфика российской правовой системы:

а) основным источником права является юридический прецедент;

б) опора не столько на технико-юридические, сколько на государственные и духовные начала. Самобытность государственности и условий экономического развития. Включает несколько национальных правовых систем;

в) по основным признакам тяготе к романо-германской правовой семье.

 

25. Нормативные акты в России, издаваемые только монархом и определяющие структуру, статус и направления деятельности отдельных государственных учреждений, носили название:

а) указы;

б) манифесты;

в) регламенты.

 

26. Нормы, сформулированные мусульманской правовой доктриной на основе «рациональных» источников и прежде всего – единогласного мнения наиболее авторитетных правоведов:

а) коран;

б) иджма;

в) сунна.

 

27. Не относящаяся к мусульманской научная школа называется:

а) суннитская школа;

б) школа пандектистов;

в) школа шиитская;

 

28. Комментарии священных текстов в мусульманском праве носят название:

а) иджма;

б) фикх;

в) кийас.

 

29. Похвальные деяния по мусульманскому праву, которые вознаграждаются в следующей жизни, но неисполнение которых не наказывается, называются:

а) махрух;

б) махзур;

в) мандуб.

 

30. Категория правонарушений, за которые шариат устанавливает точную санкцию, основанную на эквивалентном возмещении, называется:

а) кисас;

б) тазир;

в) хадд.

 

31. Обычное право у мусульманских народов, представляющее собой совокупность местных обычаев и народной юридической практики в сфере имущественных и семейных отношений, называется:

а) иджтихад;

б) адат;

в) шариат.

 

32. Знаток индусского традиционного права, состоявший при суде в качестве эксперта в конце XVIII – первой половине XX веков, это:

а) кади;

б) муджтахид;

в) пандит.

 

33. Одно из главных направлений древнекитайской мысли, ориентированное на примат закона над ритуалом:

а) конфуцианство;

б) рецепция римского права;

в) легизм.

 

34. Обычай, предписывающий заключение брака за пределами определенной общности, это:

а) корпоративность;

б) экзогамия;

в) унилинейность.

 

35. Получение защиты со стороны рода человеком, включенным в наследственные отношения, называется:

а) баен;

б) линидж;

в) раджи.

 

36. К источникам российского права не относятся:

-а) федеральный конституционный закон;

б) указы Президента Российской Федерации;

в) судебный прецедент;

г) обычай.

 

37. «Наследие» как источник права существует в:

а) в романо-германской правовой системе;

б) иудейском праве;

в) в индусском праве;

г) системе общего права.

 

 

38. В систему доказательств, используемых при рассмотрении споров в традиционном праве Африки, включаются:

а) обычные доказательства;

б) смешанные доказательства;

в) трансцендентные доказательства;

г) примирение.

 

39. К уголовным преступлениям получившим в традиционном праве Китая название «десять зол» не относились:

а) заговор, бунт;

б) кровосмешение;

в) выражение сыновней непочтительности, неуважение к родителям;

г) не участие в решении общественных дел.

 

40. Структура правовой системы состоит из следующих элементов:

а) правовая культура;

б) развитие правовой системы;

в) юридическая практика;

г) формы права;

д) правовые экспериментальные нормы.

 

Примерный перечень заданий по видам контроля

Итоговый контроль - зачет.

Вопросы к зачету

1. Сравнительное правоведение как правовая наука.

2. Сравнительное правоведение в системе юридических наук.

3. Сравнительное правоведение как учебный курс и учебная дисциплина.

4. Предмет, цели, задачи система курса сравнительного правоведения.

5. Значение курса «Сравнительное правоведение» для подготовки юриста.

6. Возникновение и основные этапы развития сравнительного правоведения.

7. Развитие сравнительного правоведения XIX -XX века.

8. Сравнительное правоведение в научных школах Германии, Франции, России, Великобритании и США.

9. Понятие и значение сравнения. Задачи и объекты сравнительно-правового метода.

10. Основные виды сравнительных исследований правовых систем:

11. Соотношение национального (внутригосударственного) и международного права. Основные теории.

12. Влияние международного права на развитие национальных правовых систем.

13. Взаимодействие сравнительного правоведения с международным частным и международным публичным правом.

14. Механизм сближения национальных правовых систем на основе международных договоров.

15. Международные стандарты в области прав человека. Основные универсальные и региональные договоры по правам человека.

16. Понятие типологии и классификации правовых систем современности. Юридический критерий правовой типологии и классификации.

17. Классификация правовых систем.

18. Основные семьи современных правовых систем

19. Учение о правовых семьях.

20. Судебный прецедент в англо-американском праве.

21. Система судебного мышления.

22. Система толкования норм права.

23. Социально-экономические, исторические и культурные предпосылки возникновения романо-германской правовой семьи.

24. Структура и источники права романо-германской правовой семьи.

25. Общее и особенное в правовых системах стран романо-германской правовой семьи

26. Правовые системы Скандинавских стран.

27. Правовые системы стран Латинской Америки.

28. Правовая система Японии.

29. Особенности формирования английского общего права и системы его источников. Значение и место общего права в правовой системе.

30. Источники и система права в странах англо-американской правовой семьи.

31. Роль статутного права в английском праве.

32. Правовая система Шотландии.

33. Формирование и особенности правовой системы США.

34. Особенности общего права США.

35. Источники американского права.

36. Кодификация и систематизация законодательства США.

37. Возникновение и историческое развитие русского права.

38. Основные этапы эволюции русского права.

39. Становление современной правовой системы Российской Федерации.

40. Основные источники социалистического и постсоциалистического права: понятие, виды.

41. Источники современного российского права. Конституция России 1993 г.

42. Тенденции развития современного российского законодательства.

43. Историческая эволюция мусульманского права.

44. Основные мазхабы.

45. Источники мусульманского права: понятие, виды.

46. Своеобразие основных институтов и отраслей мусульманского права.

47. Мусульманское право в правовых системах зарубежного Востока.

48. Исторические и религиозные корни индусского права. Классическое индусское право.

49. Сфера применения и взаимодействия индусского права с другими частями действующего права.

50. Влияние английского общего права на индусское право. Источники индусского права.

51. Особенности методов регулирования и роль государственного принуждения в индусском праве.

52. Правовая система Индии.

53. Понятие сравнительного гражданского права и его место в системе курса сравнительного правоведения.

54. Влияние сравнительного правоведения на институты гражданского права.

55. Место и роль гражданского кодекса в системе гражданского законодательства: проблемы кодификации.

56. Источники конституционного (государственного) права в российской, континентально-европейской и американской правовых системах.

57. Теория конституции. Конституционный контроль: понятие и модели.

58. Глава государства, правительство, парламент: понятие и правовой статус в англо-американском праве, Романо-германском праве.

59. Общее и особенное в структуре и полномочиях высших законодательных и исполнительных органов в США России, Германии.

60. Проблемы института президента в западных семьях права и в современной российской правовой системе.

61. Судебный прецедент и "справедливость" как важнейшие источники американского гражданского права.

62. Понятие и признаки юридического лица в правовых системах мира. Теории юридического лица: теории фикции, теория персонифицированной цели, органическая теория, реалистическая теория, концепция Иеринга. Общие требования, предъявляемые к юридическим лицам.

63. Обязательственное право в российском, континентально-европейском и американском праве.

64. Договорное право в российском, континентально-европейском и американском праве.

65. Системы гражданского процессуального права. Гражданский процесс в российском, континентально-европейском и американском праве.

66. Понятие сравнительного уголовного права. Авторитарная и либеральная модели уголовной юстиции.

67. Система профессионального юридического образования в российской, континентально-европейской и американской правовых системах.

68. Юридическое образование в Болонской системе образования.

 

Примерная тематика дипломных и реферативных работ по курсу «Сравнительное праоведение»

 

1. Предмет и система учебной дисциплины «Сравнительное правоведение».

2. Использование сравнительного метода в правовых науках.

3. Виды сравнительных исследований в правовых науках.

4. Основные этапы развития сравнительного правоведения в России.

5. Функции и задачи сравнительного правоведения в современной юридической науке.

6. Классификация основных правовых систем современности.

7. Взаимодействие сравнительного правоведения, международного и национального права.

8. Становление и развитие романо-германской правовой системы.

9. Признаки, особенности романо-германской правовой семьи.

10. Особенности правовых систем Скандинавских стран.

11. Особенности правовых систем стран Латинской Америки.

12. Особенности правовой системы Японии.

13. Социалистическая правовая семья: возникновение, развитие, кризис.

14. Социалистическая правовая семья на современном этапе существования: кризис или упадок?

15. Формирование английского общего права и системы его источников.

16. Становление и развитие правовой системы США.

17. Особенности правовой системы стран Британского Содружества.

18. Особенности религиозных и традиционных правовых систем.

19. Мусульманское право на современном этапе развития.

20. Индусское право и правовая система Индии: особенности развития и современное состояние.

21. Принципы иудейского права.

22. Основные этапы развития российской правовой системы.

23. Особенности формирования российской правовой системы.

24. Источники современного российского права.

25. Особенности российской правовой культуры.

26. Обычай и правовой обычай в системе общего права.

 

Примерный перечень вопросов к коллоквиуму

 

1. Механизм сближения национальных правовых систем на основе международных договоров.

2. Международные стандарты в области прав человека. Основные универсальные и региональные договоры по правам человека.

3. Понятие типологии и классификации правовых систем современности. Юридический критерий правовой типологии и классификации.

4. Классификация правовых систем.

5. Основные семьи современных правовых систем

6. Учение о правовых семьях.

 

Глоссарии

 

«Вакф», или «вакуфные имущества», - в мусульманском праве термины, означающие имущество, частично изъятое из гражданского оборота и предназначенное для достижения благотворительных, религиозных и определенных общественных целей. Отчуждение допускается лишь в случае прекращения существования того учреждения или юридического лица, в пользу которого вакф, или в случае, когда вакуфное имущество, при непродаже его, может потерпеть ущерб или стать бездоходным.

Адат (араб.) – обычное право у мусульманских народов, представляющее собой совокупность местных обычаев и народной юридической практики в сфере имущественных и семейных отношений.

Аналитическая юриспруденция (гр. analytikos - относящийся к анализу и лат. jurisprudentia - правоведение, совокупность научной и практической деятельности юристов) - система научного анализа действующего права с целью его всестороннего теоретического осмысления и эффективного практического использования. Современная аналитическая юриспруденция является модификацией новейшего позитивизма юридического.

Англо-американская правовая система - система права, действующая в Англии, а также (в более или менее чистом виде) в США, Австралии, Ирландии, Канаде и других бывших английских колониях. Для англо-американской правовой системы характерно наличие статутного права (statute law), источником которого являются парламентские акты, и общего права (common law), отсутствие деления права на публичное и частное, преимущественно казуистический (а не абстрактный) характер норм, большое значение судебного прецедента и правовой доктрины среди источников права. Нередко в российской литературе англо-американская правовая система именуется англо-саксонской, что не совсем верно, поскольку в точном смысле это понятие существовало в Англии лишь до норманнского завоевания XI в. В сравнительном правоведении синоним англо-американская правовая система - "система общего права".

Антропологическая школа уголовного права - одно из направлений в науке уголовного права; возникла в 1870-х гг. в Италии. Основоположник - итальянский врач-психиатр Чезаре Ломброзо (1835-1909 гг.). Главный тезис антропологической школы уголовного права заключается в том, что преступность - явление не социальное, а сугубо биологическое, в силу чего преступника необходимо изучать с антропологической точки зрения. По мнению сторонников антропологической школы уголовного права, преступник - это особый биологический тип с характерными чертами внешности; некоторые люди рождаются преступниками и не могут быть исправлены. Отрицая основные принципы классической школы уголовного права, антропологическая школа уголовного права предлагала заменить уголовные суды административно-медицинскими органами, призванными определять наличие у того или иного субъекта черт «преступного человек» и решать вопрос о мерах безопасности, которые должны быть к нему применены.

Аппарат государства - в науке конституционного права система органов, практически осуществляющих функции государства. В узком смысле - совокупность исполнительных (административных) органов власти, выполняющих повседневное управление государством.

Ассоциация международного права - международная неправительственная научная организация, созданная в Брюсселе в 1873 г. А.м.п. имеет консультативный статус при организациях системы ООН - ЭКОСОС, ЮНЕСКО, ИМО, ЮНКТАД. Согласно Уставу ассоциация международного права призвана способствовать прогрессивному развитию международного права, добросовестному его применению, унификации права и устранению коллизий законов.

Атторней (прокурор) – государственное должностное лицо в англоязычных странах, выполняющее функции обвинителя или защитника.

Берглэри (англ. Burglar) - специфический вид преступления, предусмотренный уголовным законодательством Великобритании, США и ряда других государств, главным образом бывших английских колоний и доминионов. По английскому общему праву берглэри определялось как взлом и проникновение ночью в чужое жилище с целью тяжкого уголовного преступления - фелонии. Берглэри признается крайне опасным деянием и подлежит самостоятельному наказанию независимо от того, удалось ли злоумышленнику совершить запланированное преступление. Определение берглэри в праве США обнаруживает тенденцию к более широкому толкованию: по законам некоторых штатов достаточно, чтобы виновный незаконно, даже не прибегая к взлому, вошел в любое помещение (в том числе и транспортное средство) или без разрешения оставался там с намерением совершить любое преступное деяние, а не только фелонию, как это предусматривалось прежде.

Билль (англ. bill) - в Великобритании, США, Канаде и других англоязычных странах - законопроект, выносимый на рассмотрение законодательных органов, а также название некоторых конституционных актов (напр., Билль о правах).

Билль о правах - 1) в Великобритании принятый в 1689 г. акт, узаконивший конституционную монархию. Ограничивал власть короля в законодательной и финансовой области и устанавливал некоторые гарантии прав личности против произвола королевской власти; 2) в США первые 10 поправок к Конституции 1787 г., принятые конгрессом США и ратифицированные штатами в 1789-1791 гг.

Вагнера закон (Национальный закон о трудовых отношениях) - в США закон о регулировании трудовых отношений, принятый в 1935 г. по инициативе сенатора Р. Вагнера (R. Wagner). Провозгласил право рабочих на организацию и заключение коллективных договоров, на забастовку и т.д. Принятый в 1947 г. антирабочий Тафта - Хартли закон по существу заменил Вагнера закон.

Варна – сословная организация традиционного индусского общества.

Великая хартия вольностей (лат. Magna Charta Libertatum, англ. The Great Charter) - грамота, подписанная в 1215 г. английским королем Иоанном Безземельным. Ограничивала (в основном в интересах аристократии) права короля и предоставляла некоторые привилегии рыцарству, верхушке свободного крестьянства, городам. Великая хартия вольностей сыграла известную роль в политической борьбе XIII- XIV вв., приведшей к складыванию английской сословной монархии. Забытая в конце XV и в XVI в., она была использована лидерами парламентской оппозиции накануне и в начале Английской буржуазной революции (XVII в.) для обоснования права парламента контролировать действия королевской власти. Входит в число действующих актов некодифицированной конституции Великобритании.

Глава государства - высшее должностное лицо (значительно реже - коллегиальный орган), считающееся верховным представителем государства и, как правило, носителем исполнительной власти. В монархических государствах (Великобритания, Швеция, Испания, Япония) главой государства является монарх (король, император), власть которого обычно передается по наследству от одного представителя царствующего дома к другому в установленном законом порядке. В странах с республиканской формой правления глава государства - президент, который избирается либо непосредственно населением (РФ, Мексика), либо в порядке косвенных (США, Аргентина) или многостепенных (Италия, ФРГ, Индия) выборов. В президентских республиках (США, Мексика) одновременно является главой исполнительной власти. Формально почти все конституции наделяют глава государства обширными полномочиями: он назначает главу правительства и министров, является верховным главнокомандующим вооруженными силами, имеет право помилования, право вето, награждает орденами и медалями, созывает сессии парламентов, обладает (кроме президентских республик) правом роспуска парламента (или его нижней палаты), пользуется правом законодательной инициативы (не везде) и т.д. Фактически же в парламентарных государствах все полномочия глава государства осуществляются от его имени правительством.

Глава исполнительной власти -высший руководитель органов государственного управления на общенациональном или региональном уровне либо органов местного управления. На общенациональном уровне глава исполнительной власти во всех видах монархии формально является монарх (в парламентарных монархиях фактически - глава правительства), в президентских республиках - президент, в парламентарных - формально президент, а фактически глава правительства, в полупрезидентских республиках - президент (иногда формально - глава правительства). В соответствии с Конституцией РФ глава исполнительной власти на федеральном уровне формально является Председатель Правительства РФ, фактически - Президент РФ.

Глава правительства - руководитель высшего коллегиального органа исполнительной власти в государстве или его самоуправляющейся части. В странах мира глава правительства может именоваться по-разному: премьер-министр, председатель совета министров, министр-председатель, государственный министр, федеральный канцлер и т.д. Глава правительства назначается на должность главой государства; в парламентарных государствах, а также в республиках смешанного типа глава правительства, как правило, становится либо лидер партии, одержавшей победу на парламентских выборах, либо один из лидеров партий, составляющих правительственную коалицию. В некоторых президентских республиках (напр., в Туркменистане, Узбекистане) глава правительства официально является президент.

Глоссаторы (позднелат. glossator, от гр. glossa, здесь - устаревшее или редкое слово, требующее пояснения) - в Средние века итальянские юристы, комментировавшие и толковавшие римское право путем составления заметок (глосс) на полях текстов римских кодексов. Основателем школы Глоссаторы был Ирнерий. Глоссаторы считали римское право «писанным разумом», абсолютной истиной и видели свою задачу в том, чтобы выявить точный смысл античных норм, ничего не меняя в их содержании. Деятельность глоссаторов имела большое значение для последующей рецепции римского права в Европе.

Гражданские права - 1) в конституционно-правовой терминологии США и некоторых других стран название политических прав и свобод граждан; 2) в лексиконе международного права аналог понятия "личные права", права личности; 3) в гражданском праве понятие, употребляемое для обозначения прав, составляющих (вместе с гражданскими обязанностями) содержание гражданского правоотношения. По своему содержанию гражданские права подразделяются на имущественные и личные неимущественные права.

Двухпалатная система (бикамерализм) - структура общенациональных парламентов, при которой они состоят из двух палат, как правило, формируемых по-разному и обладающих разной компетенцией. Нижняя палата всегда избирается непосредственно населением. Верхняя формируется различными способами - путем непрямых выборов (Франция, Австрия, ФРГ) или в порядке прямых выборов (США, Италия, Япония). В некоторых странах верхняя палата формируется по наследственному признаку (Великобритания) либо члены их назначаются главой государства (Канада). Иногда применяется смешанный порядок. К кандидатам в депутаты верхних палат предъявляются, как правило, более строгие требования (более высокий возрастной ценз и др.). В большинстве современных парламентов права верхних палат ограничены по сравнению с правами нижних (напр., во многих странах финансовые законопроекты могут быть внесены только в нижние палаты, а верхние не могут влиять на их принятие).

Делегированное законодательство - в некоторых государствах издание правительством (Франция, Италия, Испания, Польша и др.) или главой государства (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан) по уполномочию (делегации) парламента нормативных актов, фактически обладающих силой закона. Делегирование законодательных полномочий правительству (главе государства) может осуществляться путем принятия парламентом соответствующего закона о праве правительства (главы государства) издавать в порядке делегированного законодательства акты по определенным вопросам в течение конкретно установленного времени. Кроме того, делегирование законодательных полномочий может просто подразумеваться, когда парламент сознательно издает акты, составленные в общих выражениях ("закон-рамка", "скелетное законодательство"), делая применение их невозможным без соответствующего законодательства органов исполнительной власти.

Деликт (от лат. delictum - нарушение, вина) -то же, что проступок (гражданское, административное, дисциплинарное правонарушение); сам термин "деликт." в законодательстве РФ не применяется, но широко используется в научно-правовой литературе.

Деликт международный - совершаемое субъектом международного права действие (бездействие), представляющее нарушение норм, принципов или договорных обязательств, которое влечет международную ответственность. Нарушитель именуется делинквентом. Вопрос о том, всегда ли деликт международный - умышленное деяние, в теории международного права является спорным.

Договор - в гражданском праве соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей, разновидность сделки. Гражданское правоотношение, возникшее из договора, и документ, в котором изложено содержание договора, заключенного в письменной форме.

Дхарма - термин, которым в индуизме охватывается круг налагаемых на человека законами и обычаями его касты религиозных, нравственных, общественных, семейных обязанностей, выполнение которых обеспечивает счастливое переселение души. В более общем понимании этот термин обозначает одну из четырех ступеней нравственного развития личности на пути к духовной свободе: артха (польза), кама (удовольствие), дхарма (справедливость), мокша (духовная свобода).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 748; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.196.27 (0.169 с.)