Раздел 2. «вторя волна» Русской эмиграции, ее след в отечественной словесности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 2. «вторя волна» Русской эмиграции, ее след в отечественной словесности.



ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ

 

 

Программа дисциплины

 

Екатеринбург

Издательство Уральского федерального университета

им. первого Президента России Б.Н. Ельцина

 

 

 

Программа курса «Литература Русского зарубежья» составлена в соответствии с требованиями регионального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по специальности 031001 «Филология», бакалавра, магистра по направлению 031000 «Филология» по циклу «Общепрофессиональные дисциплины» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

 

Семестр – 7-й.

Общая трудоемкость дисциплины (ч) – 125.

В том числе:

лекций – 54;

самостоятельных работ – 71.

Контрольные мероприятия:

коллоквиумы – 3.

 

 

Разработчик Ю. В. Матвеева, доктор филологических наук, доцент кафедры русской литературы ХХ и ХХI веков УрФУ.

 

 

Рекомендовано к изданию учебно-методической комиссией филологического факультета. Протокол заседания №

 

 

ПРОГРАММА КУРСА

 

I ВВЕДЕНИЕ

 

Цель дисциплины - познакомить студентов с феноменом Русского зарубежья, важнейшими тенденциями развития русской литературы за рубежом, основными чертами литературного процесса трех «волн» эмиграции, дать представление о творчестве наиболее значительных писателей-эмигрантов.

Задачи изучения дисциплины:

- раскрыть идейную, эстетическую, философскую специфику русской эмигрантской литературы ХХ века;

- наметить типологические параллели между литературой зарубежья и литературой метрополии; между русской эмигрантской литературой и литературой европейской;

- ознакомить студентов с биографией и творчеством крупнейших представителей трех «волн» эмиграции: первой (рубеж 1910-х – 1920-х годов), второй (1940-е годы) и третьей (1970-х – начало 1980-х годов);

- сформировать представления о периодических изданиях, основных центрах и художественных тенденциях русской литературы за рубежом.

- выработать особый навык понимания сложного культурно-эстетического и политического контекста, столь необходимый для адекватного прочтения многих произведений Русского зарубежья.

Место дисциплины в системе высшего профессионального образования. Курс «Литература Русского зарубежья» входит в единую систему курсов по истории русской литературы, существенно дополняет и обогащает курс истории русской литературы ХХ века. Материал дисциплины заставляет активно обращаться к истории зарубежной литературы, к таким гуманитарным наукам, как философия, эстетика, история.

 

Требования к уровню освоения содержания курса.

В результате обучения студенты должны знать:

- основные периоды развития русской литературы зарубежья, характерологические признаки литературы первой, второй и третьей «волн» русской эмиграции;

- вехи творческой биографии и особенности художественного мышления крупнейших писателей Русского зарубежья;

- содержание художественных, публицистических, мемуарных, критических источников.

Студенты должны уметь:

- квалифицированно анализировать конкретные литературно-художественные тексты;

- давать развернутую оценку различным литературно-эстетическим явлениям, возникшим в пространстве русской эмигрантской культуры;

- использовать исторический, философский и общекультурный контекст при характеристике творчества русских эмигрантских писателей;

- апеллировать к научно-критическим источникам, сопоставлять разные точки зрения и разные концептуальные подходы.

Методическая новизна курса. Курс «Литература Русского зарубежья» предусматривает в качестве основной – форму традиционных лекций с монологической формой подачи материала. С целью наглядности и улучшения качества восприятия используются средства мультимедиа. Для проверки уровня подготовки студентов предусматривается проведение коллоквиумов, а также заключительная конференция, включающая выступления и доклады студентов на выбранную ими тему.

 

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

РАЗДЕЛЫ КУРСА, ТЕМЫ,

ИХ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

 

Тема 1. Введение. Феномен Русского зарубежья в ХХ веке. Расслоение русской литературы в послеоктябрьский период. Возникновение русской эмигрантской литературы, ее взаимоотношения с литературой метрополии. Периодизация литературы Русского зарубежья. Специфические черты трех «волн» эмиграции.

Динамика изучения эмигрантской литературы в России и за рубежом. Возникшая в конце ХХ века проблема воссоздания утраченного единства эмигрантской литературы и литературы, созданной в метрополии.

 

Раздел 1. Литература, созданная первой русской эмиграцией

 

Тема 2. Пути и судьбы русской литературной эмиграции первой трети ХХ века. Хронология и география русского «рассеяния» 1920-х годов. Социо-культурная уникальность этого явления. Основные периоды становления и развития эмигрантской литературы «первой волны», ключевые и символические вехи.

Организация литературной жизни: литературные центры (Берлин, Париж, Белград, Прага, София, Шанхай, Харбин); основные издания («Современные записки», «Воля России», «Последние новости», «Возрождение», «Числа»); литературные кружки и объединения («Зеленая лампа», «Перекресток», «Круг», «Скит поэтов», «Кочевье»).

Идейно-философские и эстетические тенденции, получившие развитие в литературной практике писателей-эмигрантов.

Тема 3. Прозаики старшего поколения: Д. Мережковский (1865-1941), З. Гиппиус (1869–1945), А.Куприн (1870-1938), А. Ремизов (1877-1957). Общественно-культурная деятельность в эмиграции. Отношение к революции и Советской России. Литературное творчество и его эволюция за рубежом.

Историко-философские и религиозные идеи Д. С. Мережковского, их литературное воплощение в трилогии о путях спасения человечества: «Тайна трех: Египет и Вавилон», «Тайна Запада: Атлантида-Европа», «Иисус Неизвестный». Жанровое и стилевое своеобразие «позднего» Мережковского.

Литературная деятельность З.Н. Гиппиус: лирика («Сияния»), мемуары («Живые лица»), публицистика («Черная книжка», «Дело эмиграции – дело России», «Борьба за Россию»).

Художественное завещание А.И. Куприна – роман «Юнкера»: автобиографическое начало, идеализация русского прошлого в романе.

Творчество А.М. Ремизова: самобытность образов, языка, сюжетов. Книга «Взвихренная Русь» как «новая форма повести». Значение и влияние Ремизова в литературной эмигрантской среде.

Тема 4. Судьба и творчество И. Бунина в период эмиграции: 1920 – 1953 годы. Публицистика начала 1920-х годов. Книга «Окаянные дни» как итог восприятия революции и Гражданской войны. Вручение в 1933г. Нобелевской премии, идеологический и культурный резонанс этого события в эмиграции. Годы Второй мировой войны в жизни И.А. Бунина.

Этапы творческой эволюции писателя в их идейно-содержательном и эстетическом аспектах: рассказы начала 1920-х годов – «Митина любовь» – «Жизнь Арсеньева» – «Освобождение Толстого» – «Темные аллеи» – «О Чехове». Соотношение реализма и «модерности», художественной пластики и философичности. Становление феноменологической поэтики. Постоянные для Бунина темы (смерти, забвения, бренности, памяти, воскрешения, радости бытия, смысла жизни, любви) и их преломление в текстах с разными идейно-художественными установками.

Бунин и его литературные современники: взаимные оценки, влияния и отталкивания. Место и значение Бунина для развития русской литературы.

Тема 5. Историческая проза Русского зарубежья: М. Алданов (1886-1957), Ант. Ладинский (1895-1961). Специфика историософского мышления Русского зарубежья, его кардинальное отличие от марксистского понимания и осмысления истории.

Место М.А. Алданова в русской исторической романистике ХХ века. Становление исторического и художественного мышления писателя в повести «Святая Елена, маленький остров». Тетралогия «Мыслитель» как начало грандиозного замысла – охватить и осмыслить двести лет русской истории.

Динамика творческого развития писателя от повести «Святая Елена, маленький остров» к роману «Самоубийство». Эпоха русской революции 1917 года в трилогии «Ключ» - «Бегство» - «Пещера».

Философская концепция исторического развития европейской цивилизации (исторический пессимизм, мысль о фаталистической предрешенности бытия, роль случая в истории) и ее художественное воплощение (поэтика повторов, психологизм и типизация при создании исторических и вымышленных персонажей, ирония). Преломление традиции Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского, влияние западного интеллектуального мышления (Декарт, Монтень, Вольтер, А. Франс). Жанр портретного очерка в творчестве М. Алданова.

Своеобразие исторической прозы А. Ладинского: «ХV легион» («В дни Каракаллы»), «Голубь над Понтом» («Когда пал Херсонес»), «Анна Ярославна и ее мир» («Анна Ярославна – королева Франции»), «Последний путь Владимира Мономаха». Ладинский-поэт и Ладинский-прозаик – две ипостаси одного творца.

Тема 6. Религиозное начало в литературе Русского зарубежья. Проза И. Шмелева (1873-1950). Личность и творчество Е. Ю. Кузьминой-Караваевой (1891-1945). Роль православной церкви и религии в русской эмигрантской культуре. Духовно-религиозный подъем, свойственный философии и литературе Русского зарубежья.

Соотношение дореволюционного и эмигрантского периодов в творчестве И.С. Шмелева. «Прощальная» повесть «Неупиваемая чаша»: взгляд в русское прошлое; представление о жизни творца и смысле творчества; идея соединения любви земной и небесной; светского и христианского начала.

Эпопея «Солнце мертвых» как опыт художественной концептуализации русской революции. Нравственно-публицистический пафос книги и ее художественное своеобразие.

Становление и развитие религиозного сознания И. Шмелева, роль духовно-религиозного начала в его художественной прозе. Воссоздание образа патриархальной России и родной Москвы в книгах: «Лето Господне», «Богомолье» (композиция, образ рассказчика, стиль, художественная концепция). Попытка совместить личный духовный и жизненный опыт с беллетристической фабулой в романе «Пути небесные». «Национальная почвенность» (И.А. Ильин) как смысловая и эстетическая основа шмелевского творчества.

Жизненный путь Е.Ю. Кузьминой-Караваевой. Подвижническая социально-религиозная и просветительская деятельность матери Марии среди русских эмигрантов во Франции. Общественно-политическая деятельность в годы Второй мировой войны, мученическая смерть, канонизация.

Литературное творчество Кузьминой-Караваевой как способ выражения христианской этики (жанровое многообразие, основная проблематика художественного и публицистического наследия). Книга «Стихи»: исповедальный пафос, своеобразие композиции, сквозные образы. Мистерия «Анна» и ее значение для понимания религиозно-этических и художественных устремлений Кузьминой-Караваевой.

Тема 7. Жизненный и творческий путь Б. Зайцева (1881-1972). Влияние революционных преобразований на идейно-художественное развитие писателя. Пореволюционное творчество («Голубая звезда», «Улица Св. Николая») как итог первой половины творчества и начало его нового этапа.

Отечественная история и культура в осмыслении Б. Зайцева. Обращение к образам и идеям православия в поиске духовных оснований национального и человеческого бытия («Преподобный Сергий Радонежский», «Афон», «Валаам»).

Жанр жития как одна из форм литературного мышления писателя. Концепция жизни человеческой, проблема духовного становления художника в беллетризованных биографиях Тургенева, Жуковского, Чехова, в автобиографической тетралогии «Путешествие Глеба».

Импрессионизм как форма мировосприятия и важнейшая стилевая доминанта «христианского реализма» Б. Зайцева.

Тема 8. Творческая судьба М. Осоргина (1878-1942). Общественная, культурная и литературная деятельность в эмиграции. Концепция революции и русской истории в романе «Сивцев Вражек». Художественное своеобразие романа, соединение русской классической формы со стилистикой модернизма.

Темы, проблемы, идеи других произведений писателя («Повесть о сестре», «Свидетель истории», рассказы из циклов и сборников: «Записки старого книгоеда», «Старинные рассказы», «Происшествия зеленого мира»).

Экспрессионизм как основа художественного мышления в романе «Вольный каменщик». Нравственно-философский пафос романа, изображение русского масонства за рубежом, образ главного героя – Егора Егоровича Тетехина.

Автобиография «Времена» – художественная исповедь писателя. Тема детства и юности, авторская философия времени.

Тема 9. В. Ропшин как литературный двойник Б. Савинкова (1879-1925). Легендарная жизнь Б.В. Савинкова в контексте эпохи. Литературное творчество В. Ропшина как форма духовной рефлексии Б. Савинкова.

Основные мотивы лирического наследия, образ лирического героя. Тема террора и ее развитие в повестях: «Конь бледный», «То, чего не было», «Конь вороной». Концепция Гражданской войны, спектр нравственно-философских проблем в повести «Конь вороной». Своеобразие поэтики. Место и значение повести в ряду других произведений о революции и Гражданской войне (советских и эмигрантских).

Тема 10. Сатира и юмор в эмиграции. Юмористика Русского зарубежья в сравнении с советской сатирой 1920-х годов: сатирическая направленность, авторский пафос, художественная специфика. Место сатиры и юмора в литературном и общекультурном контексте Зарубежья. Сатирические и юмористические издания, возрождение в 1931 году в Париже журнала «Сатирикон».

Творчество А.Т. Аверченко конца 1910-х – 1920-х годов: от злободневной политической сатиры («Нечистая сила», «Дюжина ножей в спину революции», «Кипящий котел», «Двенадцать портретов знаменитых людей в России»), к элегическому юмору («Шутка мецената»).

Зарубежный период творчества Саши Черного: детская тема («Дневник фокса Микки»), тема эмигрантского быта («Кому в эмиграции жить хорошо»).

Рассказы Н.А. Тэффи: общеэмигрантское, общерусское и общечеловеческое в их проблематике. Единство анекдота и трагедии, сатиры и лирики, составляющее художественную уникальность Н.Тэффи.

Литературная деятельность Дон-Аминадо (А.П. Шполянского). Предмет и специфика смеха. Жанровое многообразие творчества: фельетоны, рассказы, афоризмы. Лиро-сатиры Дон-Аминадо как «самосуд эмиграции над самой собой» (М. Цветаева).

Тема 11. Поэзия Русского зарубежья. Судьбы поэтов серебряного века в эмиграции. Творчество В. Ходасевича (1886-1939). Завершение интенций поэзии начала века в творчестве Вяч. Иванова, К. Бальмонта, И. Северянина, З. Гиппиус. «Превращение» и эволюция акмеизма: Г. Иванов, Г. Адамович, Н. Оцуп, И. Одоевцева. Поэзия первой русской эмиграции как особое качество русской поэзии ХХ столетия: продолжение классических традиций, альтернатива «советской» поэтике.

Творческий путь В.Ходасевича: лирика 1920-х годов («Путем зерна» (1920), «Тяжелая лира» (1922), «Европейская ночь» (1927)). Трагизм мироощущения поэта. Интеллектуальное начало в форме и содержании стихов. Литературно-критическое наследие В. Ходасевича. Книга мемуаров «Некрополь» – последняя дань символизму и «людям символизма».

Тема 12. Эмигрантский период творчества М. Цветаевой (1892-1941). Жизнь Цветаевой за рубежом (1922-й – 1939-й годы). Пражский и парижский периоды ее творчества. Преломление хронотопа личной жизни в хронотоп художественный: пражские и чешские мотивы в стихах и циклах разных лет; «Поэма Горы», «Поэма Конца»; посвящения «равносущим» («Провода», «Новогоднее», «Маяковскому» и др.); «Стихи к сыну»; «Надгробие»; «Стихи сироте».

Романтическое двоемирие, заявленное в форме смысловых оппозиций: бытие – быт, дух – плоть, вечное – временное, поэт – толпа. Формально-смысловая эволюция лирики М. Цветаевой: усложнение ритмико-мелодического строя и поэтического синтаксиса.

Автобиографическая, мемуарная и литературно-критическая эссеистика М. Цветаевой.

Цветаева в контексте литературной жизни эмиграции: человеческое и творческое одиночество. Возвращение в советскую Россию.

Тема 13. Поэзия, эссеистика, литературная критика Г. Адамовича (1892-1972). Эстетика «парижской ноты». Литературно-критическая деятельность Г. Адамовича в газетах «Звено», «Последние новости». Создание пятого Цеха поэтов. Полемика с В. Ходасевичем о сущности и природе творчества. Возникновение «парижской ноты» - «парижской школы русской поэзии».

Поэтическое наследие Г. Адамовича, книги стихов: «На Западе» (1939г.), «Единство» (1967г.): образ лирического героя, основные мотивы, особенности поэтики.

Мемуарно-очерковая природа книги «Одиночество и свобода». «Комментарии» как своеобразная квинтэссенция взглядов и суждений Г. Адамовича о литературе. Жанрово-стилевое своеобразие «Комментариев».

Тема 14. Творчество Г. Иванова (1894-1958). Жизненный и творческий путь Г. Иванова - футуриста, акмеиста, «проклятого» русского поэта ХХ века. Эволюция его поэзии от сб. «Отплытие на о. Цитеру» (1912 г.) к «Розам» (1931 г.), книге «1943 - 1958. Стихи» (1958 г.).

Становление экзистенциального мироощущения и его апофеоз в «Посмертном дневнике». Основной мотивно-тематический спектр поэзии Иванова, специфика поэтического мышления, цитатность как наиважнейший смысло- и формообразующий прием его лирики.

Проза Г. Иванова. Беллетризованные мемуары: «Петербургские зимы», «Китайские тени» – соотношение вымысла и реальности, органичная целостность созданного образа петербургской богемно-поэтической жизни. «Поэма в прозе» (В. Ходасевич) «Распад атома»: идейно-эстетическое своеобразие.

Г. Иванов в оценках и воспоминаниях современников.

Тема 15. «Молодые» поэты Русского зарубежья. Пути и судьбы представителей младшего поколения первой русской эмиграции. Поэтические объединения и кружки, их идейно-эстетические платформы: «Скит поэтов» (Прага), «Палата поэтов», «Кочевье», «Перекресток», «парижская нота» (Париж). Влияние А.Л. Бема, М.Л. Слонима, В.Ф. Ходасевича, Г.В. Адамовича, Н. Оцупа на формирование взглядов и вкусов поэтической молодежи. Творчество Д. Кнута, А. Гингера, А. Штейгера, В. Смоленского, Б. Божнева.

«Дальневосточная» русская поэзия: А. Несмелов, В. Перелешин: мотивы и образы, художественное своеобразие. Драматические судьбы поэтов-«дальневосточников».

Феномен А. Вертинского: синтез поэзии, музыки, театральности. Парижский и шанхайский периоды творчества, возвращение на родину.

Тема 16. Судьба и творчество Б. Поплавского (1903-1935). Жизненный путь Б. Поплавского – реальный и мифологизированный. Личность Б. Поплавского в восприятии современников: влияние его идей, его человеческого обаяния на литературную ауру русского Парижа второй половины 1920-х – первой половины 1930-х годов. Взгляды Поплавского на литературу и литературное творчество (статьи и рецензии в «Числах», дневники).

Поэзия Б. Поплавского: главенствующие образы и мотивы, культурный генезис, характерные элементы поэтики. Сборники стихов («Флаги», «Снежный час», «В венке из воска», «Дирижабль неизвестного направления»), история их создания и публикаций.

Прозаическое наследие Б. Поплавского. Романы «Аполлон Безобразов» и «Домой с небес» как особый фокус излюбленных образов и мотивов поэта. Васенька и Аполлон Безобразов – двуединое художественное претворение мыслей Поплавского о человеке, о герое своего времени и своего поколения. Художественная специфика лирической прозы Б. Поплавского.

Тема 17. Прозаики молодого поколения. Формирование в среде молодых эмигрантских писателей особых духовно-ценностных ориентиров, особой концепции литературного творчества и понимания жизни творца. Попытка создать в литературе типичный облик «человека 30-х годов» (Ю. Терапиано) – лишнего человека послевоенной эпохи.

Жизненные и творческие судьбы В. Варшавского, В. Андреева, Ант. Ладинского, Н. Берберовой, В. Яновского.

Созданный В. Варшавским образ «незамеченного поколения» и полемический резонанс этого определения в современных литературоведческих интерпретациях.

Тема 18. Проза Г. Газданова (1903-1971). Судьба и творческое становление писателя. Роман «Вечер у Клэр»: образ героя, оригинальность сюжетно-композиционного построения, приметы стиля. Дальнейшая эволюция прозаика: «История одного путешествия», «Ночные дороги», «Призрак Александра Вольфа». Жанр рассказа в творчестве Газданова.

Романы-притчи: «Пробуждение», «Пилигримы» – экзистенциальная проблематика, жанровое своеобразие, идейно-политический и культурный контекст.

Противопоставление Г. Газданова и В. Сирина в оценках эмигрантской литературной критики. Возвращение газдановского художественного наследия в Россию.

Тема 19. Творчество В. Набокова (1899-1977). Хронология жизни и творчества. История изучения Набокова в России и за рубежом. Восприятие и оценки современников. Творчество писателя в первый европейский период его жизни с 1919-го по 1940-й годы.

Роман «Машенька» как своеобразная «художественная матрица» (Н. Анастасьев) многих произведений Набокова: тема потерянного рая, утраченной России; тема одинокого творца и непроницаемо пошлой реальности. Соотношение этического и эстетического в набоковской концепции мира. Поэтика, конденсирующая метафизические смыслы.

Роман «Защита Лужина» как пример интеллектуально-игровой модели текста.

Идея противостояния человеческой индивидуальности массовой стандартизации общества в романе «Приглашение на казнь».

Русскоязычный и англоязычный Набоков: образно-тематические, идейные и структурные переклички.

Поэтическое и литературно-критическое наследие писателя.

Тема 20. Автодокументальная проза первой русской эмиграции. Автобиографии, дневники, мемуары как особая форма самосознания эмиграции и эмигрантской культуры. Мемуары и мемуаристы Русского Зарубежья, создавшие в своих текстах мифологизированный образ своего времени, себя, литературного и культурного эмигрантского сообщества 1920-х - 1930-х годов: Г. Адамович («Одиночество и свобода»), Н. Берберова («Курсив мой: Автобиография»), В. Варшавский («Незамеченное поколение»), Р. Гуль («Я унес Россию: Апология русской эмиграции»), В. Набоков («Другие берега»), И. Одоевцева («На берегах Сены»), Ю. Терапиано («Встречи»), В. Яновский («Поля Елисейские»).

 

Раздел 3. Литература «третьей волны» эмиграции.

Тема 23. Общая характеристика «третьей волны» эмиграции и созданной ею литературы. Диссидентство 1970-х годов как исход эпохи «оттепели». Возникновение «тамиздата» и его значение в жизни советской интеллигенции 1960-х – 70-х годов. Дело А. Синявского (Абрам Терц) и Ю. Даниэля (Николай Аржак) (1965г.), открывшее наличие «другой» литературы, другого миропонимания. История альманаха «Метрополь» (1979г.). Категория свободы как безусловная и сплачивающая публицистическое и художественное творчество писателей «третьей волны».

Периодические литературные издания, созданные за рубежом: «Континент», «Синтаксис», «Время и мы», «Эхо», «Стрелец».

Судьбы писателей-диссидентов: советское прошлое, конфликт с властью, причины отъезда за границу, общественно-политические и эстетические взгляды, зарубежный период творчества – темы, идеи, произведения (В. Максимов, А. Синявский, В. Некрасов, А. Галич, Г. Владимов, В. Войнович, С. Довлатов, Ф. Горенштейн, Саша Соколов, Э. Лимонов, В. Аксенов, А. Гладилин, А. Зиновьев).

24. Советская история и мир советского человека глазами писателей-эмигрантов «третьей волны». Переоценка советской истории в романе В. Максимова (Л.А. Самсонова) «Семь дней творения». Национально-патриотическая позиция писателя, противопоставление коммунистической идеологии и христианских ценностей. Реконструкция истории Гражданской войны и образа адмирала Колчака в романе «Заглянуть в бездну».

Фантастическая «поправка» истории в романе В. Аксенова «Остров Крым». Ироническое переосмысление славянофильской идеи мессианской роли России и русского интеллигентского идеализма, сатирическое изображение советского уклада жизни и сознания.

Тема Великой отечественной войны в романе Г. Владимова «Генерал и его армия». Своеобразие сюжетно-композиционного построения, образ главного героя, претворение толстовской традиции большого эпического повествования. Попытка создать объемный, многомерный, неоднозначный образ войны.

Возвращение, оценка и концептуализация личного прошлого на фоне советской истории в автобиографической прозе В. Максимова («Прощание из ниоткуда»), Э. Лимонова («У нас была великая эпоха»), А. Зиновьева («Русская судьба, исповедь отщепенца»), Е. Эткинда («Записки незаговорщика»).

Абсурды советской реальности в творчестве С. Довлатова: «Зона», «Заповедник», «Компромисс», «Иностранка», «Чемодан».

Тема 25. Разнообразие художественных стратегий и эстетических практик, представленных в литературе «третьей волны» эмиграции. Творческое поведение А. Синявского как форма вызова и эпатажа стереотипной эстетики. Образ Абрама Терца и его словесно-стилевое воплощение. Филологические эссе А. Синявского («Прогулки с Пушкиным», «В тени Гоголя», ««Опавшие листья» В.В. Розанова»): соотношение интеллектуально-аналитического и игрового начала; ассоциативность, метафоричность, неожиданность и субъективность как особый инструментарий вольной интерпретации.

«Странная» поэтика Саши Соколова: «Школя для дураков», «Между собакой и волком», «Палисандрия». Своеобразие композиции и стиля «Школы для дураков», образ повествователя.

Феномен Сергея Довлатова. Значение личности и творчества Довлатова в культурном пространстве «третьей волны». Воспоминания современников, книга А. Гениса «Довлатов и окрестности». Автобиографическая основа довлатовской прозы. Своеобразие юмора. Образ героя-повествователя. Жанрово-стилевая уникальность рассказов Довлатова.

Сатирическое изображение советского общества в творчестве В. Войновича («Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина»). Сатирический эффект «социологического реализма» А. Зиновьева («Зияющие высоты»). Приемы и средства политической «антисоветской» сатиры. Восприятие этих произведений сегодня.

Особая форма филологической и культурологической эссеистики: творчество А. Гениса, П. Вайля, Е. Эткинда, М Эпштейна, Б. Парамонова.

Тема 26. Феномен А.И. Солженицына (1918-2008). Противостояние Солженицына и власти в середине 1960-х годов (обращение к IVсъезду Союза советских писателей, завещание «На случай ареста», открытые письма, работа над «Архипелагом …», присуждение Нобелевской премии, публикация «Архипелага ГУЛАГ» за границей), закончившееся в феврале 1972 года арестом и высылкой из страны.

Эмигрантский период творчества: 1972 – 1994 гг. Публицистические выступления («Вождям Советского Союза», «Жить не по лжи», Нобелевская лекция) – их место и значение в общественно-политической и литературной жизни России. Мемуарно-очерковая книга «Бодался теленок с дубом» как живая картина времени. Мировоззрение автора, своеобразие его публицистической риторики.

Исторический роман «Красное колесо». Замысел и общая концепция произведения. Композиция и сюжет, философское и художественное значение «узлов». Историческая достоверность и элементы вымысла. Полемически неоднозначное отношение к книге.

Общественно-культурная и литературная деятельность Солженицына после возвращения на Родину. Трактат «Как нам обустроить Россию?» Значение личности Солженицына и его литературного наследия в современном мире.

Тема 27. Творчество И. Бродского (1940-1996). Личность и судьба И. Бродского. Воспоминания и отзывы о нем. Объективные и субъективные предпосылки его поэтической уникальности. Интонационно-эмоциональная узнаваемость стихов И. Бродского.

Творческая эволюция Бродского: советский и американский периоды. Важнейшие образы, темы и мотивы: культура, время, пространство, смерть, творчество, любовь, одиночество. Органическое претворение сложного философского мышления в поэтической структуре стихотворного текста.

Литературно-критическая и автобиографическая эссеистика И. Бродского («Об одном стихотворении», «Меньше единицы», «Полторы комнаты»). Нобелевская лекция как максимально полное выражение этико-философских и эстетических взглядов Бродского.

 

ТЕМЫ КОЛЛОКВИУМОВ

 

Литература

Спиридонова Л.А. Бессмертие смеха. Комическое в литературе русского зарубежья / Л.А. Спиридонова. М., 1999.

Николаев Д.Д. Аверченко / Д.Д. Николаев // Литература русского зарубежья: 1920-1940 / Отв. ред. О. Михайлов. Вып. 2. М., 1999. С. 117-157.

Адамович Г. Тэффи // Адамович Г. Одиночество и свобода / Сост. Авт предисл. и прим. В. Крейд. М., 1996. С. 85-88.

Трубилова Е.М. Тэффи / Е.М. Трубилова // Литература Русского Зарубежья: 1920-1940 / Сост и отв. ред. О. Михайлов. Вып. 1. М., 1993. С. 241-263.

 

 

Литература

Александров В.Е. Набоков и потусторонность: метафизика, этика, эстетика / В.Е. Александров. СПб., 1999.

Анастасьев Н. Феномен Набокова / Н. Анастасьев. М., 1992.

Бойд Б. Владимир Набоков: русские годы: Биография / Б. Бойд. М., СПб., 2001.

Долинин А. Три заметки о романе Владимира Набокова «Дар» / А. Долинин // В. В. Набоков: рro et contra. СПб., 1999. С. 697-740.

Долинин А. А. Истинная жизнь писателя Сирина / А.А. Долинин. СПб., 2004.

Зверев А.М. Набоков / А.М. Зверев. М., 2003.

Липовецкий М. Эпилог русского модернизма (художественная философия творчества в «Даре» Набокова / М. Липовецкий // В. В. Набоков: рro et contra. – СПб., 1999. С. 643-666.

Набоков В.В. Пушкин, или Правда и правдоподобие // Набоков В.В. Лекции по русской литературе. М., 1996. С. 411-423.

Паперно И. Как сделан «Дар» Набокова / И. Паперно // В. В. Набоков: рro et contra. СПб., 1999. С. 491-513.

Старк В. Пушкин в творчестве В.В. Набокова / В. Старк // Там же. С.772-782.

Швабрин С.А. Полемика Владимира Набокова и писателей «парижской ноты» / С.А. Швабрин // Набоковский вестник. СПб., 1999. Вып. 4. С. 34-41.

 

Литература

Нива Ж. Пути языковой ссылки писателя-эмигранта / Ж. Нива // Русские писатели в Париже: Взгляд на французскую литературу: 1920 – 1940. М., 2007. С. 250 – 262.

Рубинс М. Русско-французская проза Андрея Макина / М. Рубинс // Новое литературное обозрение. 2004. №66. С. 208 – 229.

Сидорова О.Г. Британский постколониальный роман последней трети ХХ века в контексте литературы Великобритании / О.Г. Сидорорва. Екатеринбург, 2005.

Толстая Т. Русский человек на рандеву // Толстая Т. День: Личное. М., 2003. С. 281-310.

Эпштейн М. Амероссия. Двукультурие и свобода // Звезда. 2001. №7. С. 220-227.

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ

 

1. Феномен Русского зарубежья. Пути и судьбы русской литературной эмиграции.

2. Литература первой русской эмиграции в зеркале самоанализа: Г. Адамович, В. Варшавский, В. Вейдле, З. Гиппиус, Г. Струве, Ю. Терапиано, В. Ходасевич (два автора по выбору) – об основных тенденциях развития русской литературы за рубежом.

3. Прозаики старшего поколения. Жанрово-стилевая и тематическая эволюция за рубежом. (На примере одного - двух авторов по выбору.)

4. Творчество и общественно-литературная деятельность Д. Мережковского в период эмиграции. Осмысление современности в свете духовно-нравственной истории человечества. («Тайна Запада: Атлантида – Европа», «Иисус Неизвестный», «Наполеон» - на примере одной книги по выбору.)

5. Исторические романы М. Алданова: жанрово-стилевое своеобразие, историко-философская концепция.

6. Преломление реалистической и модернистской традиции в творчестве М. Осоргина.

7. Идейно-тематическое своеобразие прозы М. Осоргина.

8. Творчество И. Бунина в период эмиграции.

9. Феноменологическая поэтика романа И. Бунина «Жизнь Арсеньева».

10.Книга «Освобождение Толстого» в контексте философии и эстетики И. Бунина.

11.Образ дореволюционной России в творчестве Б. Зайцева. («Голубая звезда», «Путешествие Глеба».)

12.Жанр жития в прозе Б. Зайцева.

13.Беллетризованные биографии Б. Зайцева. («Жизнь Тургенева», «Жуковский», «Чехов» - на примере одного произведения по выбору.)

14.Образ патриархальной России в книге И. Шмелева «Лето Господне».

15.Эпопея И. Шмелева «Солнце мертвых» как личный счет автора к революции.

16.Повесть Б. Савинкова «Конь вороной» в контексте литературы о революции и гражданской войне.

17.Судьба и творчество Е. Кузьминой-Караваевой.

18.Жанр мистерии в творчестве Е. Кузьминой-Караваевой. («Анна», «Солдаты».)

19.Эмигрантский быт и советский строй в изображении сатириков Русского зарубежья (А. Аверченко, Дон-Аминодо, С. Черный).

20.Творчество Н. Тэффи: жанрово-стилевое своеобразие, природа комического.

21.Поэзия В. Ходасевича: классическое и новаторское, генезис культурный и эпохальный.

22.В. Ходасевич о литературе и современниках (книга «Некрополь», «Державин», литературно-критические статьи).

23.Творческая эволюция М. Цветаевой в 1922 – 1939 гг.

24.Конфликт бытия и быта, тема творчества и судьбы поэта в лирике М. Цветаевой эмигрантского периода.

25.Литературная деятельность Г. Адамовича за рубежом. Г. Адамович как критик и эссеист.

26.Эстетика и художественная практика «парижской ноты». Поэзия Г. Адамовича, Д. Кнута, А. Штейгера, Л. Червинской.

27.Творчество Б. Поплавского: основные образы, мотивы, идеи.

28.Творческая эволюция Г. Иванова в период эмиграции.

29.Книга «Распад атома» как своеобразный манифест экзистенциального сознания Г. Иванова.

30.Идейно-тематическое и художественное своеобразие прозы Г. Газданова.

31.В. Набоков в оценках литературной критики.

32.Художественное мышление В. Набокова – каким оно представляется (на примере двух - трех произведений по выбору).

33.Роман В. Набокова «Дар»: сюжетно-композиционное своеобразие.

34.Романы-биографии Н. Берберовой.

35.Мемуары и мемуаристы Русского зарубежья.

36.Литература «второй волны» эмиграции: общая характеристика.

37.Поэзия И. Елагина: основные образы и мотивы, своеобразие литературного генезиса.

38.Романистика Н. Нарокова (Л. Ржевского): нравственно-философская проблематика, структурно-композиционные и стилистические особенности.

39.Литература «третьей волны» эмиграции: общая характеристика.

40.Русская история в интерпретации писателей-диссидентов: В. Максимов, В. Аксенов, Г. Владимов, Ф. Горенштейн (на примере творчества одного из авторов по выбору).

41.«Красное колесо» А. Солженицына: историософская концепция, сюжетно-композиционное своеобразие.

42.Публицистическое наследие А. Солженицына.

43.Творчество Абрама Терца: соотношение игрового и интеллектуального начала.

44.Творческие судьбы писателей-диссидентов. На примере творчества одного из авторов: В. Аксенов, Г. Владимов, Вл. Войнович, А. Галич, В. Максимов, В. Некрасов.

45.Жанрово-стилевое своеобразие прозы С. Довлатова.

46.Центральные мотивы поэзии И. Бродского.

47.И. Бродский о литературе.

48.«Русский мир» в интеграционном литературном процессе современности: эссеистика П. Вайля, А. Гениса, М. Эпштейна, Т. Толстой, творчество А. Макина.

 

ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 541; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.20.56 (0.151 с.)