Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стереотипизация пожилых; функции стереотипов пожилых.
Важной проблемой является динамика стереотипизации и предубеждений к старым людям. Многие авторы признают, что пожилые являются группой, которая подвергается стереотипным представлениям, приписываниям и ожиданиям.
В литературе под социальными стереотипами понимают упрощенные, схематизированные образы социальных объектов, характеризующихся высокой степенью согласованности индивидуальных представлений. Стереотипы обычно усваиваются в раннем детстве — часто из вторичных источников, а не из непосредственного опыта, — и используются детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они принадлежат.
Впервые термин «социальный стереотип» использовал американский журналист У.Липпман в 1922 г. в книге «Общественное мнение», когда анализировал влияние имеющегося знания о предмете на его восприятие и оценку при непосредственном контакте. Согласно Липпману, стереотипы — это упорядоченные, детерминированные культурой «картинки мира» в голове человека, которые, во-первых, экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и, во-вторых, защищают его ценности, позиции и права. Иными словами, стереотипы ориентируют человека в мире социальной информации и помогают сохранить высокую самооценку.
Исторически сложилось так, что подавляющее большинство исследований посвящено этническим стереотипам, т. е. упрощенным образам этнических групп. Первое эмпирическое исследование этнических стереотипов было проведено в 1933 г. в США. Первые исследования стереотипов пожилых людей начались только с 1950-х годов. В 1952 г. Дж.Такман и И.Лорг (Tuckman, Lorg) опубликовали «Шкалу стереотипов» и затем несколько лет проводили исследования, показывающие, что пожилые люди обычно воспринимаются негативно и что существует разделение между «молодыми» и «пожилыми». Позднее некоторые авторы поставили под сомнение правомерность методологических и концептуальных возможностей использования шкал, применявшихся Такманом и Лоргом, а также других критериев оценки стереотипов пожилых. Дальнейшие исследования, по другим методикам, не всегда показывали негативное отношение к пожилым. Однако не только эти исследования, но и обзоры литературы не всегда согласовывались между собой. Например, обзор Н. Латски (Lutsky) показал, что пожилые не рассматриваются более негативно, чем молодые. Другие авторы приходят к выводу, что пожилые действительно стереотипизированы более негативно, чем молодые. В попытке прояснить такие расхождения в оценках пожилых М.Кити и В.Джонсон (Kity,Jonson) провели количественный анализ 43 исследований, который показал, что в целом отношение к пожилым людям более негативно, чем к молодым. Другие исследователи считают, что выводы многих авторов о негативном стереотипизировании пожилых несостоятельны. Так, Т. Брубакер и Е. Пауэр (Brubaker, Power), проверив 47 исследований по изучению аттитюдов к пожилым людям, пришли к выводу, что только 12 из них посвящены заявленному предмету исследования. В свою очередь, из них только 4 исследования были методологически состоятельными.
В отношении содержания (компонентов) стереотипов пожилых М. Бреуэр с коллегами (Brewer, Dull, Lui), используя кластерный анализ фотографий и особенностей прилагательных, выделила характеристики трех стереотипных субтипов пожилых, распространенных в представлении американского общества:
бабушка— «старомодная», «традиционная», «оказывает помощь семье»;
пожилой государственный деятель — «авторитетный», «консервативный», «обладающий чувством собственного достоинства»;
старший гражданин — «одинокий», «слабый», «тревожный».
В другом исследовании оценки содержания стереотипов пожилых также использовался кластерный анализ, однако априорные субтипы не принимались во внимание. Именно это исследование показало, что стереотипы пожилых имеют сложную структуру: 8 компонентов были расценены как негативные (унылый/подавленный, умеренно ослабленный, ранимый/уязвимый, несколько ослабленный, сварливая женщина/грубиян, затворник, любопытный сосед, старая кошелка/бродяга) и только 4 — позитивные (консервативный, как Джон Уэйн*, патриарх, идеальный прародитель, мудрый). Несмотря на то, что негативных компонентов оказалось в два раза больше, чем позитивных, исследователи выделили комплексность и амбивалентность стереотипов пожилых. Таким образом, авторы считают, что «позитивные» субтипы пожилых содержат негативные характеристики, или компоненты, и, наоборот, «отрицательные» субтипы содержат позитивные компоненты.
В общем можно сказать, что стереотипы пожилых включают в себя обобщенный комплекс, или набор, негативных представлений в отношении трудностей, связанных с возрастом, когда происходит ухудшение здоровья, физических и умственных способностей, затрудняется повседневная деятельность, наконец, появляются физические признаки старости, такие как морщины, неуклюжесть, медлительность и пр. Поэтому, если разные субтипы, пожилых могут содержать в себе различные наборы как отрицательных, так и положительных характерных черт, то такая обычная, «ординарная» аморфная категория как «пожилые» — это та группа, негативные представления о которой весьма широко распространены. Например, М. Кермис суммировала стереотипы пожилых в современной западной культуре: Все пожилые люди одиноки 2. Старые люди бедные.
3. Все пожилые нездоровы.
4. Все пожилые подвержены депрессии.
5. Пожилые — обуза для других.
6. Пожилые не могут функционировать в обществе.
7. Все старые люди одиноки.
8. Все старые люди становятся слабоумными.
В то же время достаточно много исследований не подтвердили очевидности негативного стереотипизирования пожилых людей. Они оцениваются более негативно, чем молодые, только в том случае, если они физически неспособны или умственно отсталы.
Стереотипы пожилых, подобно любым другим стереотипам, — набор представлений и ожиданий представителей одной группы о типичных характеристиках другой группы. Как и все другие, стереотипы пожилых содержат элементы, которые обобщены и с готовностью воспринимаются членами других групп. Было обнаружено, что негативные характерные черты могут быть связаны с пожилыми ненамеренно, автоматически и неосознаваемо. Например, в одном исследовании респонденты в условиях ограниченного времени быстрее называли негативные особенности, сопровождающие «расцвет» старости, чем те, которые сопровождают расцвет молодости.
Стереотипы пожилых особенно интересны, по мнению многих авторов, потому, что «как группа, в отношении которой существуют стереотипы, пожилые отличаются от всех других аут-групп в одном очень важном аспекте: мы все обязательно станем членами этой аут-группы, допуская, что мы будем жить достаточно долго для того, чтобы состариться» [Snyder, Miene, 1994. — С. 65]. Поэтому процесс старения можно рассматривать как постепенный переход человека из ин-группы (молодой) в ту, которая была для него долгое время аут-группой («старый»). Эта длительная по времени трансформация происходит вне личностного контроля, она неизбежна для всех людей в нормальном ходе событий. То, как мы расцениваем пожилых и старых людей, — вполне реальный взгляд на наше собственное будущее.
В связи с этим необходимо рассмотреть функции, которые выполняют стереотипы. Р. Ашмор и Ф. Дель Бока (Ashmore, Del Воса) в 1981 г. выделили три основных подхода к изучению стереотипов: когнитивный, психодинамический, социокультурный. Они обеспечивают удобную точку отправления, так как каждый подход исходит из особой функции стереотипов.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.172.249 (0.01 с.) |