Речь экспрессивная и эмпрессивная. Афазия, ее виды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Речь экспрессивная и эмпрессивная. Афазия, ее виды.



Импрессивная речь (от лат. «impressio» – впечатление) одна из форм речи, понимание устной или письменной речи. При отклонениях в деятельности анализаторов нервной системы человека импрессивная форма речи меняется. Например, устная импрессивная речь людей с пониженным слухом может базироваться на визуальном восприятии, когда произносимые собеседником слова распознаются по артикуляционным движениям губ, а письменная импрессивная речь слабослышащих организована на тактильном восприятии особых выпуклых знаков подушечками пальцев. В психологическую структуру импрессивной речи включают три этапа.

I этап – это этап первичного восприятия речевого сообщения.

II этап – это этап, на котором происходит декодирование сообщения.

III этап – это этап, на котором сообщение соотносится с конкретными семантическими категориями прошлого или же частного понимания устного либо письменного сообщения.

Экспрессивная речь (от лат. «expressio» – выражение) – процесс формирования высказывания в виде активной устной речи или самостоятельного письма.

Экспрессивная речь начинается с определения мотива и основной идеи высказывания, затем следует проговаривание высказывания «про себя» (стадия внутренней речи), и завершается процесс более или менее развернутым устным высказыванием. афазия - расстройство или утрата речевой функции - нарушение активной (экспрессивной) речи или ее понимания (либо ее невербальных эквивалентов) в результате поражения речевых центров в коре головного мозга. У большинства людей, в том числе у левшей, речевые зоны локализуются преимущественно в левом полушарии, точнее в верхне-задней части его височной доли, а также в прилегающей области теменной доли, в нижне-латеральной части лобной доли и в глубине полушарий, где проходят связывающие их пути. При повреждении какого-либо участка этой почти треугольной области (например, при инфаркте мозга, опухолях, травме, дегенеративных изменениях) возникают расстройства речи того или иного характера.

Существует много классификаций афазий, однако в них всегда учитывается то, что повреждение речевых зон в задне-верхней части височной доли и прилегающей области теменной доли приводит к нарушениям в понимании слов, в распознавании их слуховых, зрительных или тактильных элементов и в извлечении их смысла из памяти. Это так называемая сенсорная афазия.

Выделяют несколько ее подтипов: при афазии Вернике больной произносит слова бегло и правильно, но без какого-либо понимания и учета их значения, что приводит к "словесной окрошке", а при алексии нарушено понимание только письменной речи. При повреждении нижнелобной области непосредственно кпереди от двигательной зоны, управляющей мускулатурой лица и языка (зона Брока), возникает экспрессивна (или моторная) афазия, при которой понимание речи и способность к формированию ее замысла относительно сохранны, но нарушается способность речеобразования и выражения мыслей. Обычно расстройства речи (дисфазии) сопровождаются также расстройствами письма (аграфия, дисграфия).

Аномия (амнестическая афазия) - неспособность называть объекты - может быть рецептивной, т.е. связанной с нарушением восприятия, или экспрессивной. (Дизартрия - нарушение артикуляции звуков речи - двигательное расстройство, отличное от афазии.)

Просодия - свойство речи, характеризующее ее ритмическую структуру, распределение смысловых ударений; эту функцию выполняют либо оба полушария, либо только недоминантное полушарие.

 

Очаги поражения, достаточно большие, чтобы вызвать расстройство речи, редко приводят к изолированным (селективным) дефектам - чисто сенсорной или чисто моторной афазии. Обширные лобно-височные очаги вызывают тотальную афазию с грубыми дефектами как понимания, так и активной речи.

Сведения об эффективности лечения афазий противоречивы. Судя по имеющимся данным, у больных, которые систематически лечатся у квалифицированных специалистов, восстановление происходит в большей степени, чем у нелеченых больных с тем же дефектом. Как правило, лечение, начатое вскоре после начала заболевания, имеет больше шансов на успех.

Память и ее расстройства.

Расстройства памяти

Память — одна из самых уязвимых способностей человека, поэтому весьма распространены ее нарушения разного рода. Ларошфуко отмечал: «Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой разум». Типичные ее расстройства наглядно демонстрируют зависимость памяти от всего комплекса личностных особенностей человека, а их анализ позволяет лучше понять ее как психологический феномен.

Индивидуальные параметры памяти различны, поэтому понятие «нормальная память» расплывчато. Например, ваши воспоминания вдруг становятся живее и резче, детальнее обычного, в них воспроизводятся самые мелкие подробности, вы и не подозревали, что все это «помните». В этом случае говорят о гиперфункции памяти, которая связана обычно с сильным возбуждением, лихорадочным волнением, приемом некоторых наркотиков или гипнотическим воздействием.

Нарушение эмоционального равновесия, чувство неуверенности и тревожности задают тематическую направленность такой гиперфункции, которая принимает в этих случаях форму навязчивых воспоминаний. Мы непреодолимо вспоминаем (в самой яркой образной форме) свои крайне неприятные или позорные поступки. Изгнать подобные воспоминания практически невозможно: они возвращаются вновь и вновь, вызывая у нас чувство стыда и раскаяния («память совести»).

Гораздо чаще встречается ослабление функций памяти, частичная утрата способности сохранять или воспроизводить имеющуюся информацию. К самым ранним проявлениям этого относится ослабление избирательной репродукции, затруднения в воспроизведении необходимого в данный момент материала (дат, имен, названий, терминов и т. п.). Затем ослабление памяти может принять форму прогрессирующей амнезии. Ее причины: алкоголизм, травмы, склероз, возрастные и негативные личностные изменения, некоторые заболевания.

При амнезии вначале утрачиваются способности запоминать новую информацию, а затем последовательно сокращаются и информационные запасы памяти. В первую очередь забывается то, что было усвоено совсем недавно, т. е. новые данные и ассоциации, затем утрачиваются воспоминания о последних годах жизни. Зафиксированные в памяти события детства, юности сохраняются гораздо дольше.

 

Быстрее всего люди утрачивают память, связанную с правилами сложных мыслительных действий, комплексных оценок, устойчивее всего — манера держаться (походка и т. п.).

Нарушение непосредственной памяти, или «корсаковский синдром», проявляется в следующем: человек забывает о том, что он только что сделал, сказал, увидел, поэтому накопление нового опыта и знаний становится невозможным, хотя прежние знания могут сохраняться.

Достаточно часто случаются забывчивость, неточность усвоения информации, забывание намерений как следствие эмоциональной неустойчивости человека.

Если при полноценном функционировании памяти наблюдается «эффект Зейгарник», т. е. незавершенные действия запоминаются лучше, то при многих нарушениях памяти происходит сбой в ее мотивационных компонентах — незавершенные действия забываются.

Интересны факты обманов памяти, имеющих обычно форму крайне односторонней избирательности воспоминаний, ложных воспоминаний (конфибуляций) и искажений памяти. Обусловлены они сильными желаниями, неудовлетворенными потребностями и влечениями. Простейший случай: ребенку дают конфету, он ее быстро съедает, а затем «забывает» об этом и совершенно искренне доказывает, что он ничего не получал. Переубедить его (как и многих взрослых) в подобных случаях невозможно. Память легко становится рабой человеческих страстей, предубеждений и влечений. Именно поэтому непредвзятые, объективные воспоминания о прошлом — большая редкость.

Искажения памяти часто связаны с ослаблением способности различать свое и чужое, то, что человек переживал в действительности, и то, о чем он слышал или читал. При многократном повторении таких воспоминаний они полностью персонифицируются, т. е. человек совершенно естественно и органично считает своими чужие мысли, идеи, которые он иногда сам и отвергал, вспоминает о деталях событий, в которых никогда не участвовал. Это показывает, насколько память тесно связана с воображением, фантазией и с тем, что иногда называют психологической реальностью.

Люди могут переносить обширные повреждения мозга без явных нарушений памяти. Единственная обнаруженная закономерность имеет самый общий характер: чем обширнее такие повреждения, тем серьезнее его последствия для памяти. Это положение называется законом действия массы: память разрушается пропорционально весу разрушенной мозговой ткани. Даже удаление 20% мозга (при хирургических операциях) не приводит к утрате памяти. Поэтому возникли сомнения в существовании ее локализованного центра. Ряд психологов утверждают, что органом памяти следует считать весь мозг.

При прямом воздействии на некоторые участки мозга в сознании могут всплывать сложные цепи воспоминаний: человек вдруг вспоминает то, что давно забыл, и прекрасно помнит «забытое» после операции. Был найден если не центр памяти, то во всяком случае участок, регулирующий перевод данных из кратковременной памяти в долговременную, без чего запоминание вновь поступившей информации невозможно. Этот центр называется гиппокампом, и расположен он в височной доле мозга. После двустороннего удаления гиппокампа больные сохраняли память о том, что было до операции, но запоминания новых данных не наблюдалось.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.16.90 (0.009 с.)