Целостность личности (едо integrity) против отчаяния 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Целостность личности (едо integrity) против отчаяния



Только в человеке, который каким-то образом проявлял заботу в отношении вещей и людей и приспособился к триумфам и разочарованиям, неотъемлемым от существования, в родителе детей и создателе вещей и идей — только в нем постепенно созревает плод всех семи вышерассмотренных стадий. У меня нет слова лучше для обозначения этой итоговой стадии, чем целостность личности. Не имея ясного определения, я все же укажу на несколько составляющих такого состояния души. Это все возрастающая личностная уверенность в своей склонности к порядку и осмысленности. Это постнарциссическая любовь человеческой личности — а не особи — как переживание, выражающее какой-то мировой порядок и духовный смысл, независимо от того, какой ценой они достаются. Это приятие своего единственного жизненного пути как единственно должного и не нуждающегося в замене. Это означает также новую, отличную от прежней, любовь к своим родителям. Это товарищеское отношение к принципам отдаленных времен и различным занятиям в том виде, как они выражались в словах и результатах этих занятии. Обладатель такой личностной целостности хотя и понимает относительность всех возможных жизненных путей, придающих смысл человеческим усилиям, тем не менее готов защищать достоинство своего собственного пути от всех физических и экономических угроз. Ведь он знает, что жизнь отдельного человека есть лишь случайное совпадение только одного жизненного цикла с только одним отрезком истории и что для него вся человеческая целостность воплощается или не воплощается только в одном ее типе — в том именно, который он и реализует. Поэтому для человека тип целостности (style of integrity), развитый его культурой или цивилизацией, становится «духовным наследием отцов», печатью морального происхождения, поставленной на нем («...рего еl hоnог / Еs раtrimоnio dе1 аlmа»: Кальдерон). Перед лицом такой итоговой консолидации смерть теряет свою силу.

Утрата или отсутствие этой приобретенной личностью интеграции означает страх смерти. Здесь реально пройденный человеком жизненный путь не принимается им как предел жизни. Отчаяние выражает чувство, что времени уже осталось мало, слишком мало для попытки начать жизнь сначала и по-новому, чтобы попытаться достичь личностной целостности иным путем. Отчаяние маскируется отвращением. Но достаточно часто «мильон терзаний» не складывается в одно большое раскаяние: «mille petits du iuts de soi, dont le total ne fait pas un remords, mais un gene odscur» (Ростан).

Каждый индивид для того, чтобы стать зрелым взрослым, должен в достаточной степени развить все вышеупомянутые качества личности, так что мудрый индеец, истинный джентльмен и крестьянин в полной силе разделяют это итоговое состояние личностной целостности и узнают его друг у друга. Но каждая существующая культура для того, чтобы развить свой особенный стиль личностной целостности, предполагаемый ее историческим местом, использует свое особенное сочетание инфантильных конфликтов наряду со специфическими побуждениями и запретами инфантильной сексуальности. Инфантильные конфликты только тогда становятся продуктивными, когда они получают сильную поддержку со стороны культурных институтов и правящих классов. Для того чтобы достичь и пережить состояние личностной целостности, индивид должен представлять себе, как стать последователем людей — идолов, олицетворяющих в себе религию и политику, экономический порядок и технологию. Личностная индивидуальность поэтому предполагает эмоциональную интеграцию, позволяющую соучастие в деятельности посредством следования «идолам» — так же как и принятие ответственности лидерства.

Словарь Вебстера достаточно добр, чтобы помочь нам дополнить этот набросок и придать ему круговую форму. Вера и надежда (первая из наших личностных ценностей) определяется в нем как «безоговорочная уверенность в честности другого», что является последней из нашего перечня ценностей. Я подозреваю, что Вебстер имел здесь в виду скорее бизнес, чем детей, кредит скорее, чем веру и надежду. Но формула остается в силе. И, как кажется, можно и далее продолжать парафраз отношения взрослого чувства целостности и детской основополагающей веры, сказав, что здоровые дети не будут бояться жизни, если их старшие обладают достаточной личностной целостностью, чтобы не бояться смерти.

Эпигенетическая схема

В этой книге акцент поставлен на детских стадиях. Однако вышеупомянутая концепция жизненного круга еще ждет систематического обсуждения. Чтобы подготовить его, я завершу эту главу схемой <...>. Схема представляет нормативную последовательность психологических достижений, приобретаемых благодаря тому, что на каждой стадии еще один новый ядерный конфликт приносит еще одно новое качество личности, новый критерий все возрастающей человеческой силы. Ниже диагонали располагается пространство для предшественников каждого из этих конфликтных разрешений, причем все из них начинают как бы с начала; выше диагонали — пространство для указания производных от этих психологических достижений и их трансформаций в созревающей или уже зрелой личности.

К этой схеме можно дать следующие пояснения: 1) в принципе, человеческая личность развивается соразмерно с этапами, предопределенными готовностью растущего индивида идти вперед, узнавать новое и взаимодействовать во все возрастающем социальном радиусе, 2) в принципе, общество имеет тенденцию к такого рода устройству, чтобы соответствовать и поощрять данную последовательность этих потенциальных готовностей к взаимодействию и чтобы охранять и стимулировать должную скорость и правильную последовательность их развертываний. В этом и состоит «каркас» человеческого мира.

Но схема — это только инструмент мышления, она не может домогаться чести быть предписанием для неукоснительного повсеместного исполнения в практике обучения и воспитания детей, в психотерапии или же в методологии изучения детства. Посредством представления психосоциальных стадий в форме эпигенетической схемы <...> мы определяем и разграничиваем методологические этапы нашего мышления о детстве. Единственной целью этой работы является облегчение сравнения стадий, впервые распознанных Фрейдом как сексуальные, с другими шкалами (физическими, когнитивными).

Но любая отдельная схема отграничивает одну только шкалу развития, и нашему наброску шкалы психосоциального развития не должно вменяться в вину, что в нем используются лишь непроясненные обобщения, касающиеся других аспектов развития и, конечно, самого существования. Например, хотя в нашей схеме перечисляется серия конфликтов или кризисов, мы тем не менее вовсе не представляем все развитие как серию кризисов; мы заявляем только, что психологическое развитие проходит через критические этапы, причем слово «критические» означает здесь характеристику поворотных пунктов, решающих моментов выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой.

Сейчас может быть полезным расшифровать методологический подтекст эпигенетической матрицы. Выделенные квадраты по диагонали означают как последовательность стадий, так и постепенное развитие их составляющих частей; другими словами, схема формализует временную прогрессию дифференциации частей (рис. 3.2).

Это означает, во-первых, что каждый обсужденный здесь критический пункт достижения психологической силы постоянно связан со всеми остальными и что все они зависят от правильного развития в должной последовательности каждого из них, и, во-вторых, что каждый критический пункт уже существует в какой-то форме до того, как наступит нормальное время для его проявления.

 

С     Инициатив-
локомоторно-генитальная стадия     ность против вины
В   автономность  
мышечно-анальная стадия   против стыда и сомнений  
А осново-    
Орально-сенсорная стадия Полагающая вера против безнадежности    

Рис. 3.2.

к тем путям развития, которые окажутся решающе благоприятными для его характера и психологического благополучия в условиях данной культуры.

Именно это столкновение ребенка со средой и происходящий отсюда кризис мы попробовали описать на каждой стадии. Что касается перехода из одной стадии в другую, то диагональ нашей схемы (рис. 3.3) указывает последовательность, которой необходимо придерживаться. Тем не менее она также оставляет пространство для вариаций в темпе и интенсивности. Индивид или же его культура могут чрезмерно затягивать первую стадию формирования основополагающей веры и переходить от стадии А1 к стадии В2 через А2. Но они могут и ускоренно переходить от А1 к В2 через В1. Однако каждое такое ускорение или относительная задержка, как мы предполагаем, будет оказывать видоизменяющее влияние на все позднейшие стадии. Таким образом, эпигенетическая диаграмма перечисляет систему стадий, зависящих друг от друга, и хотя индивидуальные стадии могут быть исследованы более или менее тщательно или же названы более или менее соответствующим образом, Наша диаграмма подсказывает исследователю, что их изучение Достигает намеченной цели только тогда, когда он будет при ом иметь в виду всю систему стадий в целом. Далее, диаграмма побуждает к осмыслению всех ее пустых квадратов: если мы достигаем основополагающей веры на стадии А1 и личностной целостности на стадии Н8, то остается все же открытым вопрос, какие формы веры и надежды могут складываться на стадии, доминирующей потребностью которой является формирование личностной целостности, точно так же, как мы оставляем без ответа и вопрос о том, как выглядит такая вера и как, собственно, ее назвать на стадии, где доминирует потребность в автономии (В1). Все, что мы намереваемся подчеркнуть, это то, что такая вера должна развиваться по своим собственным законам до того, как превратиться во что-то иное в критической схватке с социальной средой, из которой возникает уже автономность, и так далее, вверх по вертикали. Если бы мы кидали, что на последней стадии (Н1) основополагающая вера разовьется в свою наиболее зрелую форму зрелости, которой овладевает умудренный жизнью человек в своем социальном

лично-

стная

Н цело-

зре- стность

лость против

отчаян.

G произ-

Взрос- водит.

лость против

застоя

бли-

F зость

Ранняя против

Юность одино-

чества

Е лич-

Пубер- ност.

Татный инди-

И под- вид

Рост- против

Ковый ролево-

Возраст го сме- 1

шения

D Трудо-

Стадия Любие

Латент- Против

Ности Непол-

Ноцен.

С ини-

Локомо- циа-

Торно- тив.

гени- про-

Тальная тив

Стадия вины

В Авто-

Мышеч- ном.

но- про

Аналь- тив

ная стыда

Стадия и сом-

нений

Осно-

вопо-

А лагаю-

Ораль- щая

но- вера

Сенсор- против

ная основе

Стадия полаг.

без-

надеж

Рис. 3.3.

и историческом контексте, то схема позволила бы нам рассмотреть не только то, кем человек на склоне своих дней может быть, но также и какие подготовительные стадии для этого он должен был пройти. Все вышеизложенное должно сделать ясным: схема эпигенеза предполагает глобальную форму мышления и размышления, которая оставляет детали методологии и фразеологии открытыми для дальнейшего изучения.

И все же, даже оставляя эти вопросы открытыми, необходимо сделать ряд пояснений, чтобы избежать возможные неверные истолкования всей этой концепции. Среди таких возможных ошибок может быть предположение, что чувство основополагающей веры (и все остальные постулированные нами «позитивные» чувства) есть достижение, обеспеченное на данной стадии однажды и навсегда. Бывает, что некоторые авторы настолько преисполнены решимостью сделать из наших восьми стадий шкалу достижений, что совершенно опускают все негативные» чувства (основополагающая безнадежность и т. д.), которые существуют и являются динамическими противочленами «позитивных» чувств на протяжении всей жизни индивида. Предположение, что достигаемое на каждой стадии приобретение совершенно неуязвимо для новых внутренних конфликтов и для меняющихся условий развития, является, как мне кажется, проекцией на детское развитие той идеологии успеха, которая может так опасно пропитывать все наши частные и общественные мечты, делать нас неспособными к более суровой борьбе за осмысленное существование в новую, индустриальную эру истории. Личность человека постоянно противостоит различным опасностям существования, точно так же как метаболизм его организма борется с распадом. Когда мы приходим к диагнозу состояния относительного благополучия или же симптомов его нарушения, мы просто более ясно сталкиваемся с парадоксами и трагическими потенциями обычной че-ловеческой жизни.

Очищение наших стадий от всего, кроме их «достижений», (имеет свою противоположность в попытках описывать или исследовать их просто как «черты» и «сильные качества личности», без предварительной попытки как-то систематически связать развиваемую в этой книге концепцию с излюбленными

понятиями других авторов. Если все вышесказанное выглядит как сетования, то я тем более не намерен замалчивать тот факт, что уже одним тем, что придал этим качествам или чертам их строгие определения, к которым в прошлом добавлялись бесчисленные смысловые оттенки, связанные с поверхностной добродетелью или аффектированной деликатностью, я уже открыл двери для возможных ошибочных толкований и применений. Тем не менее я верю, что между личностью и языком существуют органические внутренние отношения и что, несмотря на преходящие превратности, определенные базальные слова сохраняют свои основные значения.

Я однажды пытался сформулировать <.„> определения, заполняющие пробел в перечне основных сильных качеств человеческой личности, которые эволюция сформировала как в отшлифованном общем плане жизненных стадий, так и в соответствующих социальных институтах. Хотя я не могу здесь обсуждать связанные с этим методологические проблемы (усугубленные тем, что я использую термин «основополагающие добродетели»), я все же приведу перечень этих сильных качеств личности, поскольку они фактически являются постоянным результатом «благополучного соотношения» личностных качеств, отмеченных на каждой из наших восьми психологических стадий. Вот этот перечень.

Основополагающая вера против основополагающей безнадежности: энергичность (drive) и надежда. Автономность против стыда и сомнений: самоконтроль и сила воли.

Инициативность против вины: распорядительность и целеустремленность.

Трудолюбие против неполноценности: методичность и умение (компетентность). Личностная индивидуальность против ролевого смешения: привязанность и верность.

Близость против одиночества: групповое объединение и любовь.

Производительность против застоя: производство и забота.

Личностная целостность против отчаяния: самоотверженность и мудрость.

Выделенные слова называются обычно основополагающими добродетелями, потому что без них и без их передачи от поколения к поколению все остальные, более переменчивые системы человеческих ценностей теряют свой дух и свою уместность <...>. И вновь этот перечень представляет лишь общую систему понятий, внутри которой остается много места для дальнейшего обсуждения терминологии и методологии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.129.73 (0.045 с.)