Близость (intivacy) против одиночества (isolation) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Близость (intivacy) против одиночества (isolation)



Сила, достигнутая на любой стадии, проверяется необходимостью иметь такой ее избыток, чтобы индивид на следующей стадии мог рискнуть тем, что было наиболее ценным и поэтому особенно уязвимым на предыдущей.

Поэтому молодой взрослый человек, личность которого появляется из поисков и утверждения собственной личностной индивидуальности, с готовностью и желанием смешивает эту свою индивидуальность с другими. Он готов к близости, т. е. к способности отдать себя сотрудничеству с другими в конкретных социальных группах, и имеет достаточную этическую силу, позволяющую ему твердо придерживаться такой групповой принадлежности, даже если это требует значительных жертв и компромиссов.

Теперь тело и личность (ego) для того, чтобы быть способными преодолеть страх утраты своего Я в ситуациях, требующих самоотрицания, должны быть полными хозяевами эрогенных зон (organ modes) это — ситуации полной групповой солидарности или интимной близости, тесного товарищества или прямого физического единоборства, переживания воодушевления, вызванные наставниками, или интуиции от самоуглубления в свое Я. Избегание таких переживаний из-за боязни утраты собственного Я может привести к чувству глубокого одиночества и последующему состоянию полной самопогруженности.

Противочленом близости является дистанцирование: готовность изолировать и, если необходимо, уничтожить те силы или людей, существование которых выглядит опасным для своего Я и чья «территория», как кажется, захватывает область его собственных интимных отношений. Развивающаяся таким образом предвзятость (а она используется и в политике, и в войнах) есть просто более зрелый отпрыск слепого неприятия, которое во время борьбы за собственную индивидуальность отделяло резко и грубо родных от чужих. Опасность этой стадии состоит в том, что такие отношения близости, соперничества и борьбы переживаются в связи с личностно себе подобными людьми. Но как только устанавливаются пределы взрослого чувства долга и как только конкурентные стычки и сексуальные объятия начинают различаться друг от друга, они становятся в конечном счете предметом того этического чувства, которое и отличает взрослого.

Строго говоря, только сейчас и может развиться истинная гениталъностъ, поскольку большая часть сексуальных эпизодов, предшествовавших этой готовности к близости с другими, несмотря на риск утраты собственной индивидуальности, была лишь проявлением поисков своего Я или же результатом фаллических или вагинальных стремлений к победе в соперничестве, что превращало сексуальную жизнь в генитальную битву. С другой стороны, все еще очень часто генитальность описывается как перманентное состояние взаимного сексуального блаженства. Поэтому именно здесь будет уместно завершить наше обсуждение генитальности.

Для того чтобы получить общую ориентировку в этой области, я просто процитирую то, что для меня является самым кратким высказыванием Фрейда. Очень часто заявляют, и привычка к злословию поддерживает такое утверждение, что психоанализ как способ лечения состоит в попытке убедить пациента, что перед богом и человеком у него есть только одно обязательство: получать полное сексуальное удовлетворение, причем регулярно и с адекватным «объектом». Конечно, это неправда. Однажды Фрейд высказался о том, что, по его мнению, нормальный человек должен уметь делать хорошо. Задавший ему этот вопрос, вероятно, ожидал пространного ответа. Но Фрейд, бывший уже на склоне своей жизни, как говорят, ответил лишь: «Lieben und arbeiten» («Любить и трудиться»). Эта его простая формула заслуживает глубокого осмысления. Чем больше обдумываешь ее, тем глубже она становится. Дело в том, что когда Фрейд говорит «любовь», он подразумевает гениталъную любовь и генитальную любовь; когда он говорит «любовь и труд», он имеет в виду общую способность производить нечто путем труда, которая перестает захватывать человека, как только он потеряет право или способность к генитальной любви.

Опасностью этой стадии является одиночество, избегание контактов, требующих полной близости. В психопатологии такое нарушение может вести к острым «проблемам характера». С другой стороны, существуют такие формы партнерства, которые доходят до одиночества двоих (а dеux), что оберегает обоих партнеров от необходимости столкнуться со следующим критическим моментом развития — формированием производительности (способности порождать. - С. Б.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.62 (0.006 с.)