ТОП 10:

Вторая группа — поднимание, раскачка, подкидывание.



Упражнения второй группы расширяют понятия ребенка об объемности мира, дают ему взглянуть на мир с различных точек.

Упражнение 6

Вы ложитесь на спину на что-нибудь большое и мягкое, например, на тахту. (В дальнейшем, когда вы достигните определенной ловкости и навыков, будет достаточно толстого одеяла на полу.) Но тахта должна быть достаточно широкой и не стеснять свободы движений. Для начала просто поднимаете и опускаете малыша, как на качелях.

Упражнение 7

Подняв малыша вверх, как и в предыдущем уп­ражнении, вы крутите его на вытянутых руках, пово­рачиваете так и этак, давая ему возможность видеть вас и окружающий мир под самыми разными углами. Опускаете ребенка вниз, даете ему чуть передохнуть и вновь повторяете упражнение.

Упражнение 8

К нему мы приступаем только тогда, когда вы оба уже достаточно освоились с высотой и не боитесь ее, а мамины руки обрели уверенность. Поднимаете малыша и чуть подбрасываете его вверх.И так до тех пор, пока ему не надоест. Дети любят, когда их подбрасывают, для них это захватывающая игра, чувство полета им нравится, но ваша задача — не увлечься и не напугать ребенка. Подбрасывания можно чередовать с поворотами в верхней точке в раз­ные стороны и даже с кувырками в маминых (или па­пиных) руках. Кувырки проводятся, разумеется, не во время подбрасывания, это еще рановато, просто вы переворачиваете малыша в воздухе, аккуратно пере­хватывая руками.

Так надо держать малыша, когда вы поднимаете и раскачиваете его

 

Отличный вестибулярный аппарат вашему малы­шу гарантирован!

В конце второй — начале третьей недели жизни ма­лыша можно начинать работать с его позвоночником.

Упражнения, которые мы опишем дальше, лучше все­го проводить сразу после массажа, перед висами и подбрасываниями .

Упражнение 1

Малыш лежит на животике. Вы берете его рукой за стопы и медленно поднимаете его ножки вверх и назад до первого затруднения в движении, которое вы ощутите другой вашей рукой, которая лежит на позвоночнике ребенка (разумеется, вдоль, а не по­перек). На несколько минут зафиксируйте положение и медленно опускайте ножки малыша в исходную по­зицию. Это упражнение похоже на одно из класси­ческих упражнений взрослой йоги, которое называет­ся Рыбка.

Упражнение 2

Малыш лежит на спине. Вы берете его за ножки так же, как в предыдущем упражнении, и медленно поднимаете их вверх до первого затруднения в движении. Другая рука — под головой малыша. На несколько секунд фиксируете положение и плавно опус­каете ножки вниз.

Упражнение 3

Ребеночек лежит на спинке. Вы берете его под заты­лок одной рукой и начинаете плавно сгибать вперед, как бы готовя к кувырку. Другая ваша рука прижима­ет стопы малыша, не давая им подняться.

ВНИМАНИЕ! Во время проведения упражнений с малышом постарайтесь представить себе мысленно его позвоночник, каждый позвонок, увидеть, как позвонки меняют свое положение и красиво складываются в ров­ную дугу.

Эти упражнения нужно проводить очень медленно и плавно, рывки в них недопустимы. При первом сопротивлении, которое ощутят ваши руки, прекращай­те движение.

Упражнение 4

Малыш лежит на спине лицом к вам. Вы берете его за ручки и ножки, приподнимаете и так держите какое-то время.Через несколько дней, когда он привыкнет к такой позиции, начните, приподняв малыша, слегка раскачивать его вперед и назад. Пока он еще не умеет сам держать головку, она будет откидываться назад, в этом нет ничего страшного.

Когда малыш уже будет держать головку, ампли­туду покачиваний можно увеличить и раскачивать его уже по широкой дуге.

Итак, освоив сухопутные упражнения, мы, как во­дится, переходим к упражнениям в воде. Их можно начинать уже со 2-й недели жизни малыша.

 

Так выполняется упражнение 4.

 

И тут вам очень важно понять и решить для себя следующий вопрос: чего вы ждете от этих упражнений. Если малыш родился здоровым и нет показаний специалистов для его жесткого «наныривания» («Наныривание» — многократное погружение ребенка в воду че­рез определенные промежутки времени в процессе одного упражнения), на­пример, для лечения водой от определенных заболеваний, и если вы не поставили цель вырастить из ребенка чемпиона мира по плаванию, то заниматься с ним акватренингом нужно допервого каприза. После чего малыша нужно успокоить и позаниматься с ним еще самую капельку — только для того, чтобы он по­нял, что купание — это все-таки работа, тренинг, а не только удовольствие и развлечение. Наша цель - вза­имная любовь ребенка и водной среды.Если у вас есть другие цели, вам лучше заниматься строго с инструкто­ром — нашим или тем, который работает в поликлинике. Система, которую вам покажут в поликлинике, кстати, по-своему хороша. Она просто — другая.

Еще один совет: заведите для водных занятий две-три игрушки, скажем, две плавающих и одну, которая тонет, чтобы за ней можно было нырять. Эти игрушки давайте малышу только в воде, тогда они ему не надо­едят и будут вызывать дополнительный интерес во время водных занятий.

Вода в ванной должна быть 27—31 градус. Зани­маться с малышом в более горячей воде просто нет смысла — он будет вялым и пассивным. Маме, по край­ней мере сначала, лучше находиться в воде вместе с ребенком.

Первый комплекс упражнений, которому мы будем учиться, —ныряние. Без навыков легкого ныряния общения с водой у малыша не получится.

Бояться воды не надо, это относится к вам, мама и папа, так как у малыша в таком возрасте контакт с водой еще не утерян, до третьего месяца у него сущест­вует безусловный рефлекс затаивания дыхания при погружении под воду. Чтобы тот рефлекс закрепить и развить, мы и будем нырять в свое удовольствие.

Итак, упражнение 1

Малыш находится в ванной вместе с мамой. Мама, сидя в воде, кормит его грудью, время от времени (не слишком часто) набирая в горсть воды и брызгая на личико ребенка. Когда он чуть-чуть привыкнет к этой процедуре, наберите воду в пригоршню и полейте ма­лышу на макушку так, чтобы стекала по лбу на личико.

Через несколько дней это упражнение можно ус­ложнить. Во время кормления вы прислоняете малы­ша поплотнее к груди — так, чтобы носик был закрыт (пусть он уткнется им в вашу грудь), и вместе с ним на секунду (затем время будем увеличивать) погружаетесь под воду. Вынырнув, освобождаете носик малыша и продолжаете кормление.

Упражнение 2

Малыш купается без мамы (не совсем без, разуме­ется, — мама находится рядом, но на суше).

Делаем с ребенком проводки вдоль ванны, туда и обратно. Для удобства движение можно проводить «вось­меркой» — тогда разворачиваться вам будет легче.

Упражнение 3

Плаваем как в предыдущем упражнении, но время от времени набираем пригоршню воды и плещем ма­лышу на личико. Хорошо при этом говорить ему какое-то слово-команду, которое потом будет вызывать у него автоматические задержки дыхания, например: «Ныря­ем!», или «Внимание!», или просто «Хоп!» Это слово нужно произносить негромко и мягко, а желательно еще и весело, чтобы малыш понимал, что это — такая игра.

 

 

 

Держать малыша в воде надо вот так

 

Упражнение 4

Включаете душ (он должен быть немного холод­нее, чем вода, в которой вы плаваете) и, проводя ма­лыша по ванной, периодически проводите его и под душем. Уже наученный брызгами и вашим словом-командой затаивать дыхание, он будет это делать и попадая под душ.

Упражнение 5

Когда малыш усвоит предыдущие четыре упражне­ния и научится хорошо затаивать дыхание, вы можете go время проводок по ванной, сказав ему «Ныряем!» (или что мы там говорим), на секунду-две опустить его личико под воду, тут же поднять его в исходное положение и продолжать плавание.

По мере того как ребенок становится все более опыт­ным ныряльщиком, его заплывы под водой удлиняются, пока он не научится плыть в одну сторону над водой, а в другую — под ней.

Только не старайтесь форсировать события; на вто­рой или даже на десятый день тренировок такого у вас не получится. Будьте терпеливы и внимательно наблю­дайте за состоянием ребенка. Вы должны точно чувствовать, сколько времени он может безболезненно про­вести под водой.

Между упражнениями необходимо делать переры­вы. В процессе ныряния малыш может (и чаще всего, так оно и случается) наглотаться немного воды или воздуха, когда он затаивал дыхание. Проверить это легко. Положите руку ему на животик, и если вы по­чувствуете, что он у малыша раздулся как барабан, согните его ножки в коленях и спокойно подождите, когда ребенок выплюнет воду и лишний воздух.

Кроме того, если тренировки идут трудновато, ма­лыш капризничает и устает, надо почаще между ныряниями делать легкие упражнения. Есть упражнения, которые нравятся буквально всем детям. Ну вот, на­пример, такое.

Упражнение 6

Держим ребенка все так же. Подводим его к узко­му бортику ванны, упираем в борт его ножки и сгиба­ем их. Ждем. Через несколько секунд ребенок инстинктивно распрямит ножки и оттолкнется от бортиков, а мы дополним его движение вперед своей силой. Хоро­шо, если это получится с брызгами, плюханьем и сме­хом — усталость и капризы тут же пройдут.

Упражнение 7

Очень простое. Берем малыша под мышки, ставим его на дно ванной и ходим с ним туда и обратно. Можно поплясать под какую-нибудь любимую песенку.

Упражнение 8

Если вы хорошо и с удовольствием делаете упраж­нение 6, его уже пора усложнить. Сажаете малыша на бортик ванной и, весело воскликнув: «Прыгаем!», дей­ствительно прыгаете в воду. Секрет лишь в том, что вы в этот момент пока еще держите его под мышки. Вот тут уж брызг и плюханья будет вдоволь.

Когда вы будете полностью уверены в способнос­тях и талантах своего ребенка, вы можете во время упражнений на ныряние несколько секунд отпускать его из рук под водой, а потом, подхватив, вытаскивать на поверхность. Но начинать такое упражнение можно будет только тогда, когда у вас самих оно не будет вызывать страха. Любой страх ребенок почувствует, и ничего хорошего у вас с ним не получится.

После занятий необходимо дать малышу отдохнуть в воде, сделав ее погорячее (36—38 градусов). Маме лучше снова забраться в ванну к малышу, взять его на руки, предложить ему поесть. Скорее всего, он чуть-чуть перекусит и тут же, в воде, уснет. Это здорово. Дайте ему поспать, обычно ребенок спит 10—20 ми­нут, может и дольше.

Перед тем как вы вылезете из ванной, пусть папа возьмет ведро (да-да, не чашку, не кувшин, не ведер­це — ведро!) холодной воды и обольет вас обоих.Если папы нет дома, это придется сделать вам, и холодный душ достанется малышу весь. Ничего страшного! Лить нужно на голову — так, чтобы вода текла по лицу широкой струёй, ровно.

Когда вы окажетесь на суше, покормите малыша уже как следует и предложите ему отдохнуть, ведь он не просто играл — он работал.

Вы, наверное, тоже устали с непривычки? Лиха беда — начало.

Если это начало пришлось вам по душе и вы реши­ли пойти дальше, ищите бассейн. Это может быть бассейн в детской поликлинике (занятия с малышом в нем можно проводить с третьего месяца жизни) или спортивный (с шести месяцев).

Чем хорош бассейн? Ну, прежде всего, тем, что значительно расширяет мир, окружающий малыша. Что он видит? Квартиру, ванную, улицу — из коляски и не слишком много. А бассейн — это буквально новый мир, особенно, если это настоящий большой спортив­ный бассейн. Но именно потому, что для малыша бассейн — принципиально новое и неизведанное простран­ство, приучать его к этому новому лучше постепенно.

В первый день потратьте время на то, чтобы позна­комить ребенка с бассейном. Он должен осознать, какой бассейн большой, увидеть, где суша, где вода, где тень, где свет. Он должен услышать и понять, как вода пле­щется, как говорят вокруг люди, что шумит за закры­тыми дверьми (это тем более важно, что характер зву­ков в бассейне совсем другой, чем в доме в ванне). Он должен почувствовать это новое пространство, влить­ся в него, принять, привыкнуть.

Хорошо, если вы сможете выбрать группу, где есть дети постарше, которые уже плавают, для которых бассейн — источник удовольствия, которые не боятся воды. Еще лучше, если это будет не спортивная, а игровая группа, в которой нет заданий и тренировок, механического обучения плаванию. В этом случае малыш очень быстро получит от других детей положи­тельную невербальную информацию и легко включится в игру под названием «купание в бассейне». На пер­вом плане у него будет интерес к тому, что делают окружающие его дети, и желание заниматься вместе с ними, ведь малыши очень компанейский народ.

Но возможен и другой вариант: ваш ребенок не захочет идти в воду в бассейне ни в первый день, ни во второй, ни даже в третий. Это будет означать только одно: он еще не понял чего-то очень важного для себя. Что-то беспокоит его, тревожит или пугает. Постарай­тесь понять, что именно его смущает. Несколько раз (столько, сколько нужно) обойдите с ним все помеще­ние, покажите ему все, что его окружает, расскажите обо всем подробно. Посидите с ним на бортике, пусть он посмотрит, как плавают другие. Не заставляйте его идти в воду; когда он будет готов, он сам позовет вас плавать. Единственное, что вы можете сделать без его согласия, — это, взяв его на руки, зайти вместе с ним в воду там, где мелко, и разок окунуться. Если он начнет плакать, немедленно выходите на сушу. Любое насилие может очень надолго отвратить малыша от купаний, негативная информация впечатывается в дет­ское подсознание мгновенно и надолго.

Когда малыш пообвыкнется, можно приступать к занятиям. Чем эти занятия будут отличаться от того, что вы с ним делали дома? Прежде всего тем, что бассейн — огромное пространство для вашего совместного творчества. На таком пространстве вы вольны вместе фантазировать, пробовать, плавать, нырять, барахтаться, наслаждаться — вы вырвались на про­стор.

Вот упражнения, которые мы предлагаем как обязательную программу.

Упражнение 1

Оно очень полезно и практически безопасно. Мы берем малыша за ножки и поднимаем одной рукой над водой, а другой рукой страхуем его.

Ничего сложного в этом упражнении нет: вы yвидите, что малыш сам рефлекторно выпрямится над водой. Ребенку, который уже умеет нырять, из этого положения совсем не страшно и упасть снова в воду. Эта стойка отлично тренирует мышцы спины, брюшной пресс.

 

 

Сперва берем малыша так… А потом, когда он привыкнет, вот так.

 

Упражнение 2

Полезно для мышц спины и брюшного пресса, оно позволит малышу раньше начать сидеть, вставать, ходить, избегая излишних нагрузок на позвоночник, ко­торых так боятся все детские врачи.

 

Захват ручек и ножек

 

Упражнение приятно делать с надувной игрушкой: она будет уплывать от малыша, он потянется за ней, и длительность упражнения увеличится. Выполняется это так: вы берете малыша за бедра (он находится к вам спиной) и, задавая движение вверх и чуть на себя, принуждаете его подняться над водой и выпрямиться.

Упражнение 3

Становитесь лицом к малышу, берете его под мыш­ки и начинаете вместе с ним движение: вы идете по дну спиной вперед, а он плывет за вами.Через определенные промежутки времени вы говорите свое слово-команду на ныряние и дуете ему на личико. Он рефлекторно затаивает дыхание, а вы окунаете его лицо в воду.Так вы ходите-плаваете по периметру бассейна, пока оба не устанете.

 

Сначала делаем так … А потом так

 

Упражнение 4

Сажаете малыша на бортик бассейна, даете ему в ручки указательные пальцы своих рук и по команде «Прыгаем!» прыгаете в бассейн. (Вернее, прыгает он, так как вы в этот момент находитесь в воде напротив него.) В первое время можно подстраховать малыша от погружения в воду с головой — достаточно плюханья и брызг. Позже пусть прыгает по-настоящему.

Когда вы освоитесь в бассейне, можете, чуть под­толкнув малыша с бортика, дать ему возможность самому упасть в воду и поймать его уже под водой.

Занимайтесь и всеми нырятельными упражнения­ми, которые вы уже освоили и дома.

 

Полеты во сне и наяву с Игорем Чарковским.

 

А дальше придумывайте сами! Сколько детей на свете, столько на свете и любимых упражнений, игр, забав и хулиганств в воде.

И все-таки еще пару советов, наверное, нужно дать. Не стоит использовать надувные круги, нарукавники, другие средства, искусственно поддерживающие ребен­ка на воде, — ни в занятиях, ни в играх. Дело в том, что такие средства создают у малыша неестественное представление о положении его тела в воде, о свойст­вах воды вообще. И когда он их лишится, переучить его, заставить ощущать воду по-новому, оценивать ее и себя в ней реально будет во сто крат труднее, чем научить плавать с нуля. Исключение составляют те большие надувные игрушки, которые не крепятся к ребенку, — они могут плавать рядом с ним, он может за них подержаться, побарахтаться с ними, но, отпус­тив, тут же переоценивает свое состояние в воде.

Вернемся еще раз к основной, быть может, мысли этой главы. Вода — это радость, удовольствие, игра, но ни в коем случае не насилие. Если вы спокойно и четко отзанимаетесь в ваше общее удовольствие с малышом год-полтора, вы можете быть за него совер­шенно спокойным в дальнейшем, шансы когда-либо где-нибудь утонуть у него практически равны нулю.

Сейчас прозвучит сакраментальный вопрос: а когда же он (она) начнут у нас плавать самостоятельно? То есть — совсем плавать, как мы с вами, как взрослые?

Ну что ж, давайте разбираться с этим вопросом. В свое время Игорь Борисович Чарковский в своих лекци­ях часто говорил о том, что наши дети в три месяца сво­бодно ходят. И все просили: ну покажите нам того, гени­ального, который ходит-то в три месяца? На самом деле Чарковский под словом «ходит» подразумевал способ­ность ребенка самостоятельно и быстро передвигаться в нужном ему направлении на нужное расстояние. Проще говоря, трехмесячные дети действительно ходили. Они даже резво бегали. На четвереньках. И им это очень нра­вилось — многие ли сверстники имели возможность так быстро и много нахулиганить и познать нового, они ведь (в лучшем случае) еще только медленно ползали.

Да, маленькие дети плавают. Но до года, а то и до двух они плавают только под водой — на те расстояния, на которые могут задержать дыхание. Причина такого плавания очень проста — их пропорции: большая голова, не сложившееся туловище. Мышцам шеи и спины про­сто-напросто еще трудно поднять головку малыша над водой и держать ее во время его перемещения.

Существуют дети, которые проплывают достаточ­но большие расстояния. Мы уже рассказывали о Васе Разенкове, который в возрасте одного года легко про­плывал 40 километров. Это не байка — Васин рекорд занесен в Книгу рекордов Гиннесса в 1992 году, може­те проверить. Как он это делал? Как плавают стилем кроль, примерно. Он был обучен поднимать голову вверх и вбок для вдоха, затем вновь опускал ее в воду, потом вновь поднимал. Кстати сказать, именно так Вася и спал в воде по 8—10 часов в сутки. Еще он умел и есть в воде, практически не замедляя движения.

 

Ныряем!

 

Можно ли научить этому вашего ребенка? Безус­ловно. Но для этого потребуется жесткий тренинг, тренинг через насилие, многочасовой, многомесячный.

Лиля:

Честно говоря, мы долго спорили. Я предлагала нари­совать, как отработать тот самый поворот головы ребенка на вдох — пусть, дескать, родители сами решают, будут они этим заниматься или нет. В конце концов им виднее, как заниматься с малышом.

Юля:

Но когда какие-нибудь очень уж усердные мама с папой начнут по этому рисунку отрабатывать с малышом поворот головы, быть может, он и станет отличным пловцом. Но — и это тоже вполне вероятно — результаты могут появиться и совсем другие: травмы шейного отдела позвоночника, подъем внутричерепного давления, энцефалопатия... Я таких детей видела. Есть вещи, которыми можно занимать­ся только с инструктором. Я это знаю потому, что сама год отработала инструктором в поликлинике, потом несколько лет занималась частной аквапрактикой.

Я могу с полной ответственностью сказать, что дети, у которых были хорошие, гармоничные роды, у которых нет прямых показаний к жесткому «накупыванию», не нуждают­ся в сильных нагрузках. Таких детей лучше уж недокупать, чем перекупать; девиз их занятий: плавание по любви. По взаимной любви и терпению и с чувством строгой меры. Это когда-то было принято «наныривать» ребенка до тех пор, пока он, как говорится, не «выпадет в осадок», до полного изнеможения. Нопотом большинство наших ин­структоров поняли, что это уже —лечение. Для остальных , мера купания другая; эту меру знают только двое — ма­лыш и мама (или папа, в общем, тот, кто с ним занимается акватренингом). И в таких занятиях главное, что требуется от родителей, — терпение. Терпение выполнять упражне­ния регулярно, ежедневно, в меру. Если вы видите, что ре­бенок не хочет или не может сегодня заниматься, проведи­те с ним занятия по минимальной программе: 2—3 упраж­нения, просто для того, чтобы эти упражнения вошли в привычку. Потом сядьте с ним в воде и наиграйтесь вволю.

Для меня, например, водные занятия со вторым ребен­ком шли под лозунгом: «Надо!» Действительно было надо, роды были сложные. Но особой радости эти занятия нам не доставляли. И однажды я решила: все, буду купать каждый день, но совсем понемногу. И посмотрю: будут ли результаты от недолгих занятий. Так вот, мало того, что результаты были — в пять месяцев моя дочка уже сама охотно проявля­ла в воде инициативу и придумывала новые упражнения - но и исчезло напряжение. Нырять стало интересно — как интересно малышам все хватать, сидеть, когда они только что этому научились, или без конца хохотать, демонстри­руя новое умение — смеяться.

Так что вместо обещанного рисунка на тему пово­рота головы, освоив который, ваш ребенок сможет плавать почти как Вася Разенков, мы предлагаем вам сесть и еще раз внимательно подумать, к чему вы с вашим малышом стремитесь. Вы, безусловно, вправе начать с ним жесткие спортивные тренировки с самого раннего возраста. И будет все как в многочисленных фильмах о «водных» детях: и спать он у вас в воде будет, и есть, и проплывать по нескольку десятков километров. Но вы должны четко понимать: это уже «большой спорт». Это великолепно. Большой спорт был и будет всегда, и всегда будут люди, которые станут им заниматься. Это — их судьба, их путь. Но это и их жертва. Огромная жертва.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.188.251 (0.017 с.)