Источники конституционного права РФ как отрасли права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источники конституционного права РФ как отрасли права.



Источниками КП РФ как отрасли права являются нормативные юридические акты, регулирующие политические отношения и содержащие нормы конституционного права. Акт может быть источником полностью или в отдельной части.

Главным источником КП является КРФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Значение Конституции как ведущего источника в том, что в ней закреплены основные черты нашего общества и государства, статуса личности, системы ОГВ и МСУ

Конституция предопределяет содержание других источников КП, которые развивают ее нормы. Конституция есть основной закон государства, имеет высшую юридическую силу.

Декларации – особый источник права, присущий КП, их суть заключается не только в оформлении КП-отношений, но и в особой политической роли. Пример – 12.06.90, декларация о госсуверенитете России.

Декларации могут сопровождать основание нового государства, принятие новой Конституции, закрепление важнейших элементов статуса личности. Они содержат исходные нормы, нормы общего характера.

Источниками КП также являются акты Конституционного собрания РФ. Стоит отметить, что ФКЗ о нем не принят, практики работы Конституционного Собрания нет. Оно должно созываться в случае пересмотра Конституции (главы 1, 2, 9). В этом случае оно либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает новую Конституцию, которую либо само принимает, либо выносит на референдум.

Законы о поправках к Конституции – особый вид нормативных актов, ФКЗ (по срокам президентства и полномочий ГД ФС, по отчетам правительства перед ГД ФС). В 1998 году принят ФЗ о порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ

ФКЗ – нормативные акты, принимаемые по строго определенному кругу вопросов, обозначенных в КРФ – о референдуме, о Правительстве, о Конституционном Суде, о судебной системе, о военных судах, об арбитражных судах, о символах государства, о порядке принятия, образования и изменения статуса субъекта РФ. о Конституционном Собрании, о военном положении, о чрезвычайном положении, об Уполномоченном по правам человека в РФ. ФКЗ занимают в структуре права большой удельный вес, стоят на втором месте среди источников права. Согласно ч. 3 ст. 76 Конституции ФЗ не могут противоречить ФКЗ, которые. в свою очередь, также должны соответствовать Конституции.

ФЗ – следующий по юридической силе источник КП. Принимается в случаях, когда КРФ предусмотрено регулирование отношений с помощью ФЗ, в силу важности общественных отношений. «О гражданстве» 2002 г., «Об общественных объединениях» 1995, «О политических партиях» 2001 и т.д.

Источниками КП являются акты палат Федерального Собрания, как правило – регламенты, иные процессуальные акты.

Подзаконные акты – акты иных ОГВ, имеют меньшую юридическую силу, чем законы. К ним относятся:

Указы и распоряжения президента. Например, «Об администрации Президента РФ» 2004 г., «О государственном совете РФ» 200- г. Указами утверждаются положения об органах власти или о порядке разрешения соответствующих вопросов.

Нормативные акты Правительства РФ, министерств и ведомств. Они, как правило, детализируют общественные отношения. Например, постановление «О порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы» 1998 г. Ведомственные акты принимаются в том же ключе – например, Минюст принимает инструкции о порядке государственной регистрации

Второй уровень источников – источники КП субъектов РФ

Важнейшие источники – Конституции республик, уставы иных субъектов РФ, также законы, иные нормативные акты.

Возможен и третий уровень – нормативные акты местного самоуправления – уставы и т.д.

Также принимались договоры с нормативным содержанием, - между федерацией и субъектами, субъектами, МСУ и т.п. В 1992 г. был принят Федеративный договор.

Решения Конституционного суда РФ, Конституционных (уставных) судов также относятся к источникам права. Конституционный суд РФ толкует Конституцию, разрешает споры о компетенции между федеральными органами власти, между органами власти субъектов.

Ч. 4 ст. 15 КРФ устанавливает, что международно-правовые нормы и международные договоры являются частью правовой системы РФ и имеют приоритет перед нормами национального права.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.162.247 (0.004 с.)