Понятие и предмет Конституционного права Российской Федерации как отрасли права. Место Конституционного права в системе российского права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и предмет Конституционного права Российской Федерации как отрасли права. Место Конституционного права в системе российского права.



Понятие и предмет Конституционного права Российской Федерации как отрасли права. Место Конституционного права в системе российского права.

Конституционное право РФ есть отрасль отечественного права, регулирующая наиболее фундаментальные общественные отношения в сфере (см. предмет). Ее предметом являются наиболее фундаментальные общественные отношения, которыми характеризуются: основы конституционного строя российского государства, сущность и формы власти народа, основы правового положения личности, государственное устройство России, система, порядок формирования, принципы организации и механизм деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Конституционное право закрепляет и регулирует эти общественные отношения. Эта отрасль права связана с ключевыми общественными отношениями. На фундаменте КП действуют государство, политические партии, граждане, должностные лица и т.д.

Общественные отношения, регулируемые КП, можно назвать политическими, как относящиеся к общественному и государственному управлению.

Не стоит путать предмет и объект КП. Предмет КП включает в себя такие объекты, как существование и жизнедеятельность общества, государство, его характер, сущность и устройство государства, исходные начала статуса личности, ПСЧГ, процесс осуществления народовластия.

Цель КП – быть основой регулирования всех политических отношений, закрепить природы государства и его устройство, оформить статус, закрепить ПС и обязанности ЧГ в обществе и государства, быть основой отношений власти.

КП занимает ведущее место в системе права РФ. Нормы КП являются исходными в оформлении конституционного строя России, роли государства, закреплении статуса ЧГ, осуществления народовластия. В нормах КП заложены основы экономической и социальной систем России./, основы судебной системы. Таким образом, именно в КП заложены исходные начала всех отраслей права.

Конституционно-правовые отношения: понятия, особенности, виды.

Политические общественные отношения, которые охватываются предметом конституционного права и закрепляются его нормами, называются КП-отношениями. КП-отношения входят в предмет КП.

Стоит отметить, что КП-отношения имеют свои особенности. Во-первых, они являются базовыми для всех остальных правоотношений. Во-вторых, они, как правило, являются отношениями по поводу власти.

В-третьих, по природе данные правоотношения являются политическими. В-четветрых, стоит упомянуть о субъектах правоотношений – тех, кто вступает в правоотношения и наделяется субъективными правами и юридическими обязанностями. В КП существуют особые субъекты – народ, государство, нация. Также субъектами могут быть стандартные индивидуальные субъекты (граждане, иностранцы, а- и бипатриды) и коллективные (государство, ОГВ, ОМСУ, общественные и религиозные организации, политические партии, юридические лица и т.д.)

КП-отношения можно классифицировать:

по видам – связанные с основами конституционного строя, основами правового положения личности, государственным устройством, системой и порядком формирования органов государственной власти и местного самоуправления в РФ.

по степени обобщенности – общие (правовые состояния) и конкретные.

по времени – статические и динамические.

Принципы, сущность и функции Конституции РФ. – смотрим выше и радуемся.

Толкование Конституции РФ

В соответствии с ч. 5 ст. 125 Конституции по запросам Президента, СФ, ГД, Правительства, легислатур субъектов КС дает толкование Конституции РФ

Толкование – официальное разъяснение Конституционным Судом смысла и содержания нормы КРФ, обусловливающее дальнейшее применение этой нормы только с учетом акта толкования.

Толкование может выглядеть как вывод КС об определенном содержании нормы КРФ, если это содержание прямо из нормы не видно, о предпочтении одного варианта из нескольких возможных (большинство при голосовании совместно палатами ФС), о том, что определенное правило самостоятельно (законы о поправке к РФ)

Решения, в которых есть толкование, имеют нормативное значение и являются источниками права. Решения являются обязательными для всех лиц. (105, 106 ст. ФКЗ о КС РФ)

Референдум в Российской Федерации как демократический и конституционно-правовой институт. История проведения референдумов в России. Понятие и виды референдумов. Правовое регулирование референдума в Российской Федерации.

Референдум в РФ применяется в случае изменения действующей или принятия новой Конституции, в случае решения серьезных проблем страны. Исходные начала проведения референдумов закреплены в КРФ – высшим и непосредственным выражением воли народа являются референдум и свободные выборы (3.3), право участия в референдуме как возможность в управлении делами государства непосредственно или через своих представителей (32.2), местное самоуправление также осуществляется гражданами путем референдума (130.2), референдум может стать часть процедуры пересмотра Конституции (135)

Специальные источники – ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 2002 г., ФКЗ «О референдуме РФ» 2004.

Суть референдума в том, что он является высшим непосредственным выражения воли народа. При этом избиратель отдает предпочтение одному из вариантов решения, или же голосует за/против решения. Воля народа в результате референдума имеет обязательное значение. Референдум может быть императивным и консультативным (опрос народа). ФЗ допускает лишь императивные референдумы, не запрещая консультативные. Выделяют также в теории плебисциты – референдумы по внешнеполитическим вопросам, официально данный термин не используется.

В истории России было четыре референдума, которые регламентировались законом СССР «О всенародном голосовании (референдуме) СССР»

17 марта 1991 года прошел референдум о сохранении СССР, в котором приняло участие 147 млн. человек, 76% высказались «ЗА». в РСФСР прошел референдум о введении поста Президента РСФСР, на котором за ответили 70% из 75% явившихся.

25 апреля 1993 – вопросы о доверии Ельцину Б.Н., о доверии его социально-экономической политике, о досрочных выборах Президента РФ, и о досрочных выборах Верховного Совета РФ (да-да-нет-нет)

Референдум 12 декабря 1993 – принятие КРФ, 54% от 58% явившихся.

На референдум РФ выносятся важнейшие вопросы государственной и общественной жизни, за исключением тех, по которым нельзя проводить референдум. Ст. 6 ФКЗ «О референдуме в РФ», часть 5 устанавливает эти вопросы – об изменении статуса субъектов, о досрочном прекращении, избрании, назначении на должность, приостановлении, прекращении деятельности, персональном составе федеральных ОГВ, в т.ч. по международному договоры, о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения, те вопросы, которые отнесены к компетенции федеральных органов государственной власти.

Вопрос не должен противоречить КРФ. Согласно ст. 12, на референдум субъекта могут выноситься вопросы, относящиеся к его или совместному ведению с РФ, на местный – вопросы местного значения.

Не могут быть вынесены вопросы, аналогичные федеральным (о составе ОГВ, о принятии мер по обеспечению здоровья и безопасности населения)

Референдум может быть проведен по инициативе граждан (2.000.000 подписей, до этого - инициативная группа из 100 человек в поддержку референдума в каждом субъекте, но не менее половины субъектов, в течение трех месяцев – сбор подписей, регистрация вопросов в ЦИК) или Конституционного Собрания. ЦИК проверяет подписи и направляет Президенту, или же направляется решение КС. Конституционный Суд проверяет инициативу референдума на соответствие Конституции, позднее Президент в случае положительной реакции назначает референдум. Референдумы нижних уровней назначаются законодательными (представительными) органами в соответствии с нормативными актами этого уровня.

Референдум не проводится в случае военного или чрезвычайного положения, в течение трех месяцев после отмены этого положения, также в последние 12 месяцев полномочий Президента и ГосДумы, запрещается вынесение вопроса на повторный референдум в течение 2 лет со дня официальных результатов.

В ходе референдума могут создаваться инициативные агитационные группы. Голосование должно быть альтернативным, проводится в воскресенье. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины граждан при явившихся более половины.

Статус субъектов РФ.

Субъекты РФ также наделены определенными чертами.

Субъекты РФ равноправны в отношениях между собой и с РФ. Статус субъекта РФ определяется совместно РФ и субъектом. Статус субъекта РФ может быть изменен по согласию РФ и субъекта в соответствии с ФКЗ. Субъект РФ не может в одностороннем порядке определять свой статус.

У субъекта РФ есть свой основной закон – Конституция у республики, Устав у всех остальных. Каждый субъект имеет право на свое законодательство. По вопросам своего ведения субъект самостоятелен в правотворчестве.

У каждого субъекта есть своя территория. В пределах территории субъект самостоятелен. Он имеет свои ОГВ, которые входят в систему государственной власти. Каждый субъект РФ посылает двух представителей в СФ ФС РФ. Субъекты могут обращаться в КС с оценкой конституционности отдельных актов, с законодательной инициативой – легислатура субъекта в ГД ФС, высказывать мнение о кандидате на должность генпрокурора.

Субъекты имеют право на сотрудничество друг с другом.

Субъект имеет право на государственную собственность, которая подлежит разграничению между РФ и субъектом РФ.

На территории РФ – единый статус личности, единая система правоохранительных органов, единый правопорядок.

Субъекты РФ не имеют право на свои вооруженные формирования.

Они имеют лишь право участия во внешних отношениях.

Они имеют право на свои герб, флаг, гимн, административный центр или столицу.

54. Предметы ведения РФ: предмет, виды, содержание.

В данную группу входят предметы ведения, в которых решения может принимать лишь РФ.

В области государственного строительства – принятие и изменение КРФ и ФЗ, контроль за их соблюдение, федеративное устройство РФ, регулирование и защита ПСЧГ, гражданство, регулирование и защита прав национальных меньшинств, установление системы федеральных органов власти, порядка их организации и деятельности, формирования этих органов, государственные награды и почетные звания РФ, федеральная государственная служба РФ, установление основ и федеральные программы в области государственного строительства и национального развития.

В области экономической, социальной и культурной политики – федеральная государственная собственность и управление ей, установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического, экологического, социального и культурного развития, установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, федеральные экономические службы, федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь, космическая деятельность, метеорология, стандарты, эталоны. исчисление времени и расстояний, геодезия и картография, официальный статистический и бухучет.

В области внешних сношений, обороны и безопасности – внешняя политика и международные отношения и договоры, вопросы войны и мира, внешнеэкономические отношения, оборона и безопасность, оборонное производство, торговля оружием, производство ядов и наркотиков, определение статуса и защита территории РФ

В области охраны порядка и ПСЧГ – судоустройство, прокуратуру, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное, гражданское, гражданско-процессуальное, арбитражное законодательство, амнистия и помилование, регулирование интеллектуальной деятельности.

Федеральное Собрание – Парламент РФ: порядок формирования, структура, компетенция.

Федеральному Собранию посвящена глава 5 КРФ. Согласно ст. 94 КРФ, Федеральное Собрание – Парламент РФ – является представительным и законодательным органом РФ. ФС РФ осуществляет законодательную власть.

Современное положение парламента основано на принципе разделения властей. Ранее представительные органы осуществляли всю власть и назначали исполнительные, которым делегировалась часть полномочий. Теперь представительные органы верховенства не имеют, у них ограничена компетенция, на них могут воздействовать другие органы, которые, в свою очередь, также подвергаются механизму законодательных сдержек и противовесов.

Парламент действует постоянно, представляет нижней палатой граждан РФ, верхней палатой субъекты РФ.

Депутаты осуществляют свою деятельность на постоянной освобожденной основе, путем работы в комитетах, фракциях и на пленарных заседаниях. Соответственно, при наличии данных условий можно говорить о наличии парламентаризма.

Парламент РФ должен представлять интересы народа, осуществлять законодательную функцию, принимать участие в верховном руководстве делами государства, формировать либо участвовать в формировании ряда государственных органов РФ, осуществлять парламентский контроль, содействовать нижестоящим представительным органам.

Парламент РФ является двухпалатным. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта – по одному из представительных и исполнительных органов власти (итого 166). Членом СФ может стать гражданин не моложе 30 лет. Член СФ от представительного органа избирается на срок полномочий данного органа решением данного органа.

От исполнительной власти представитель в СФ назначается высшим должностным лицом субъекта на срок его полномочий путем Указа.

Решения о назначении в пятидневный срок направляются в СФ. Полномочия сенатора могут быть досрочно прекращены избравшим органом.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых по пропорциональной системе по спискам политических партий на пять лет с VI созыва. Депутатом ГД может быть избран гражданин не моложе 21 года, не ограниченный в избирательном праве.

Палаты парламента работают совместно лишь в случае парламентского контроля или же в специально установленных законом случаях (послание Федеральному Собранию)

Государственная Дума Федерального Собрания РФ: порядок формирования, структура и компетенция.

Государственная Дума ФС РФ состоит из 450 депутатов, избираемых по пропорциональной системе (партийным спискам) на 4 (с шестого созыва – пять лет, в первом созыве – два года) года. Депутатом Государственной Думы может стать гражданин, достигший возраста 21 года и не имеющий ограничений избирательного права.

Государственную Думу возглавляет Председатель ГД, для избрания он должен получить больше половины голосов. Выборы могут проходить в два тура.

Существуют должности заместителей. – девять человек, один из них первый заместитель. На эти должности также проходят выборы путем тайного голосования.

Председатель ГД обладает примерно такими же направлениями деятельности, как и СФ – координация работы Думы, организация внутреннего распорядка, законодательного процесса, представительские функции, подпись Постановлений Думы, руководство деятельностью аппарата Думы, распределяет обязанности между заместителями в пределах своих обязанностей.

Совет Думы – внутренний организационный орган. В него входят, помимо уже упомянутых лиц, председатели комитетов (при этом они обладают лишь правом совещательного голоса). Заседание Совета ведет председатель, на нем могут присутствовать представители субъектов права закинициативы, полпреды Президента и Правительства.

Совет формирует проект программы законодаельной работы, принимает решение о включении законопроекта на рассмотрение, каленларь рассмотрения, созывает внеочередные заседания, направляет законопроект Президенту, в Првительство, депутатам, назначает профильный комитет, назначает парламентские слушания и т.п.

В Думе существуют депутатские объединения – фракции, которые образуют депутаты от политических партий. Ранее в Думах первого-третьего созыва существовали депутатские группы из независимых депутатов, не вошедших во фракции. Фракции имеют свой аппарат, представители фракций имеют право выражать мнение при обсуждении вопросов Думы.

В Думе пятого созыва существует 32 комитета и пять комиссий. Комитеты вносят предложения по формированию законопроектной работы, осуществляют подготовку законопрокектов по своему профилю, организуют парламентские слушания, готовят заключения по законопроектам, прояводят анализ практики применения законодательства и т.д.

Каждый депутат обязан состоять в одном из комитетов Думы. Комитет может созадвать подкомитеты по основным направлениям сооей деяетльности. Комитеты также проводят, помимо заседаний, иные формы работы – конференции, совещания, семинары и т.д.

Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Кворум для заседаний – 50%+1, первое заседание открывает дуайен – старейший депутат. На первом заседании избирается счетная комиссия, временная комиссия и секретариат. Заседания проводятся открыто, гнласно и освещаются в СМИ, Палата может проводить закрытое заседание. ГосДума собирается на сессии – весеннюю с 12.01 по 20.06, осеннюю – с 1.09 по 25.12. Депутаты работают на пленарных заседаниях, в комитетах, комиссиях, фракциях, а также непосредственно с избирателями.

Депутаты могут отправить запрос как индивидуально (в порядке обращения), так и от имени Думы, в случае, если она этот запрос поддерживает.

В Думе приоритетному рассмотрению подлежат срочные законопроекты, послания и обращения Президента, проекты ФЗ о бюджете, ФКЗ, возвращенные ФЗ, нормативные акты Собрания Союзного государства Беларуси и России, проекты постановлений Думы, Регламента, ФЗ о ратификации договоров.

Акты Думы – Постановления, заявления, парламентские запросы.

К ведению ГосДумы относятся вопросы, предусмотренные ст. 103 КРФ

- дача согласия Президенту о назначении Председателя Правительства

- решение вопроса о доверии Правительству

- заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах деяетльности (введн в 2008 году поправкой к КРФ)

- назначение на должность и освобождение от должности Председателей ЦБ, Счетной палаты, половины аудиторов, Уполномоченного по правам человека

- объеявление амнистии

- выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Процедура роспуска ГосДумы

В КРФ предусмотрены случаи возможного роспуска ГосДумы:

- если ГД выразила недоверие Правительству, президент может согласиться с ней и отправить правительство в отставку или же не согласиться с решением Думы. если она в течение трех месяцев повторно выразит свое недоверие Правительству, тогда Президент объявляет об отставке Правительства или распускает Думу

- если Председатель Правительства поставил перед ГосДумой вопрос о доверии, и она в доверии отказыавет, Президент решает вопрос об отставке правительства или о роспуске ГД в течение семи дней.

- если ГосДума трехкратно отклонила кандидатуры Председателя Правительства, представленные Президентом, он назначает Председателя Правительства и назначает новые выборы

Эти нормы содержатся в ч.3 и 4 ст. 117, ч. 4 ст. 111 КРФ

Дума не может быть распущена Президентом в течение года после ее избрания, с момента выдвижения обвинения против Президента и до решения Совета Федерации, в период действия военного или чрезвычайного положения, в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента.

КРФ не предусматривает роспуска СФ

Понятие и предмет Конституционного права Российской Федерации как отрасли права. Место Конституционного права в системе российского права.

Конституционное право РФ есть отрасль отечественного права, регулирующая наиболее фундаментальные общественные отношения в сфере (см. предмет). Ее предметом являются наиболее фундаментальные общественные отношения, которыми характеризуются: основы конституционного строя российского государства, сущность и формы власти народа, основы правового положения личности, государственное устройство России, система, порядок формирования, принципы организации и механизм деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Конституционное право закрепляет и регулирует эти общественные отношения. Эта отрасль права связана с ключевыми общественными отношениями. На фундаменте КП действуют государство, политические партии, граждане, должностные лица и т.д.

Общественные отношения, регулируемые КП, можно назвать политическими, как относящиеся к общественному и государственному управлению.

Не стоит путать предмет и объект КП. Предмет КП включает в себя такие объекты, как существование и жизнедеятельность общества, государство, его характер, сущность и устройство государства, исходные начала статуса личности, ПСЧГ, процесс осуществления народовластия.

Цель КП – быть основой регулирования всех политических отношений, закрепить природы государства и его устройство, оформить статус, закрепить ПС и обязанности ЧГ в обществе и государства, быть основой отношений власти.

КП занимает ведущее место в системе права РФ. Нормы КП являются исходными в оформлении конституционного строя России, роли государства, закреплении статуса ЧГ, осуществления народовластия. В нормах КП заложены основы экономической и социальной систем России./, основы судебной системы. Таким образом, именно в КП заложены исходные начала всех отраслей права.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.212 (0.04 с.)