Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и система институтов прямой (непосредственной) демократии
В основе понятия «непосредственная демократия» - идея прямого правления народа. его руководства собственной жизнью, самоорганизации и самоуправления в общественных и государственных делах. Непосредственная демократия – совокупность конституционно-правовых институтов, посредством которых народ выражает свою волю, сам осуществляет государственную власть или власть местного самоуправления. В одних случаях это выражение воли народа может носить императивный характер, т.е. принятые народом решения не требуют чьего-либо утверждения. К таким формам относятся императивный референдум, выборы депутатов и должностных лиц, отзыв народом своих представителей. В других случаях воля народа носит консультативный характер. Официальное окончательное решение принимает компетентный орган государства или орган местного самоуправления. Вместе с тем стоит отметить, что данные органы не могут пренебрегать волей большинства, орган может лишь выбрать конкретную формулировку решения. К таким формам относятся опрос народа, всенародное обсуждение законопроектов, публичные слушания, коллективные обращения граждан, народные правотворческие инициативы, наказы избирателей. Могут быть и смешанные институты непосредственной демократии – сходы граждан по МЖ. Отдельные институты прямой демократии могут эволюционировать (наказы из императивных стали консультативными) К числу институтов прямой демократии также ранее относились отчеты депутатов. Референдум в Российской Федерации как демократический и конституционно-правовой институт. История проведения референдумов в России. Понятие и виды референдумов. Правовое регулирование референдума в Российской Федерации. Референдум в РФ применяется в случае изменения действующей или принятия новой Конституции, в случае решения серьезных проблем страны. Исходные начала проведения референдумов закреплены в КРФ – высшим и непосредственным выражением воли народа являются референдум и свободные выборы (3.3), право участия в референдуме как возможность в управлении делами государства непосредственно или через своих представителей (32.2), местное самоуправление также осуществляется гражданами путем референдума (130.2), референдум может стать часть процедуры пересмотра Конституции (135)
Специальные источники – ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 2002 г., ФКЗ «О референдуме РФ» 2004. Суть референдума в том, что он является высшим непосредственным выражения воли народа. При этом избиратель отдает предпочтение одному из вариантов решения, или же голосует за/против решения. Воля народа в результате референдума имеет обязательное значение. Референдум может быть императивным и консультативным (опрос народа). ФЗ допускает лишь императивные референдумы, не запрещая консультативные. Выделяют также в теории плебисциты – референдумы по внешнеполитическим вопросам, официально данный термин не используется. В истории России было четыре референдума, которые регламентировались законом СССР «О всенародном голосовании (референдуме) СССР» 17 марта 1991 года прошел референдум о сохранении СССР, в котором приняло участие 147 млн. человек, 76% высказались «ЗА». в РСФСР прошел референдум о введении поста Президента РСФСР, на котором за ответили 70% из 75% явившихся. 25 апреля 1993 – вопросы о доверии Ельцину Б.Н., о доверии его социально-экономической политике, о досрочных выборах Президента РФ, и о досрочных выборах Верховного Совета РФ (да-да-нет-нет) Референдум 12 декабря 1993 – принятие КРФ, 54% от 58% явившихся. На референдум РФ выносятся важнейшие вопросы государственной и общественной жизни, за исключением тех, по которым нельзя проводить референдум. Ст. 6 ФКЗ «О референдуме в РФ», часть 5 устанавливает эти вопросы – об изменении статуса субъектов, о досрочном прекращении, избрании, назначении на должность, приостановлении, прекращении деятельности, персональном составе федеральных ОГВ, в т.ч. по международному договоры, о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения, те вопросы, которые отнесены к компетенции федеральных органов государственной власти. Вопрос не должен противоречить КРФ. Согласно ст. 12, на референдум субъекта могут выноситься вопросы, относящиеся к его или совместному ведению с РФ, на местный – вопросы местного значения.
Не могут быть вынесены вопросы, аналогичные федеральным (о составе ОГВ, о принятии мер по обеспечению здоровья и безопасности населения) Референдум может быть проведен по инициативе граждан (2.000.000 подписей, до этого - инициативная группа из 100 человек в поддержку референдума в каждом субъекте, но не менее половины субъектов, в течение трех месяцев – сбор подписей, регистрация вопросов в ЦИК) или Конституционного Собрания. ЦИК проверяет подписи и направляет Президенту, или же направляется решение КС. Конституционный Суд проверяет инициативу референдума на соответствие Конституции, позднее Президент в случае положительной реакции назначает референдум. Референдумы нижних уровней назначаются законодательными (представительными) органами в соответствии с нормативными актами этого уровня. Референдум не проводится в случае военного или чрезвычайного положения, в течение трех месяцев после отмены этого положения, также в последние 12 месяцев полномочий Президента и ГосДумы, запрещается вынесение вопроса на повторный референдум в течение 2 лет со дня официальных результатов. В ходе референдума могут создаваться инициативные агитационные группы. Голосование должно быть альтернативным, проводится в воскресенье. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины граждан при явившихся более половины.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.142.146 (0.004 с.) |