Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схема управления по отклонению как иллюстрация основных системных понятий, классификация входных потоков.

Поиск

Иерархический подход к исследованию организационных систем.

Иерархия- принцип структурной орг-ии сложных многоуровневых систем, состоящий в упорядочении взаимодействий между уровнями в порядке от высшего к низшему.Сущ-ет несколько видов иерархий: - простая(доминантная); - простая с обратной связью-холлархия; - модулярная(вложенная, «китайский ящик» или «матрешка»); - неогенетичекася (временная, возрастная).В общем виде целостность систем представляется многоуровневой иерархической структурой, предполагающей последов-ое вертикальное расположение подсистемы с приоритетом действий подсистем верхнего уровня и зависимостью действий подсистем верхнего уровня от исполнения подсистемами нижних уровней своих функций. Основные виды уровней: 1.уровни описания или абстрагирования-страты. Понимание системы возрастает при переходе от одной страты к другой: чем ниже по иерархии, тем детальнее раскрыта система; чес выше, тем яснее смысл и назначение всей системы.2.уровни сложности принимаемого решения-слои. Сложная проблема принятия решения разбивается на семейство последов-но расположенных более простых проблем так, что решение всех подпроблем позволяет решить и исходную проблему.3.уровни организации-эшелоны. Два вида сигналов связывают вышестоящие и нижестоящие элементы: сигнал сверху вниз конкретизирует задачу, подлежащую решению на уровне нижетоящих элементов, сигнал снизу вверх несет вышестоящему элементу информ-ию о состянии нижестоящего. Отношения, связывающие нижестоящие и вышестоящие элементы, наз-ся субординацией. Посредством координации достигается интеграция- согласованное взаимодействие одноуровневых элементов. Сочетание субординации и координации и порождает иерархическую систему. Каждое понятие уровня имеет свою область применения: страты-для моделирования системы, слои-для вертикальной декомпозиции проблемы на подпроблемы, эшелоны-для взаимной связи между образующими систему элементами принятия решений.

 

 

Этапы перепроектирования (совершенствования) больших систем.

Опыт проведения исследований позволил определить следующие основные направления совершенствования и развития систем:1) дальнейшее совершенствование всех элементов системы;2) расширение круга задач по управлению и создание на основе системного управления многоцелевых СУ производством, основанных на принципах рыночной экономики.Совершенствование и развитие системы безусловно требует соответствующей переработки, изменения и улучшения проекта СУ. По своему содержанию и форме улучшение проекта может быть различным -- в зависимости от причин, его вызвавших, и объемов возможных при этом работ.При совершенствовании проекта целесообразно увязывать выполняемые работы с работами по реализации взаимоотношений и взаимосвязей с системами других уровней.Системное развитие и совершенствование проекта СУ предполагает следующие стадии:

- подготовка к совершенствованию системы;- совершенствование проекта системы;- внедрение усовершенствованного проекта.Очевидно, что прикладные исследования СУ требуют определенных затрат. Однако мировая практика показывает, что все ресурсные вложения в СУ следует рассматривать не как затраты, а как инвестиции.

Методическим инструментом, которым можно конструктивно воспользоваться для решения данной задачи, является известное в условиях рыночной экономики так называемое бизнес-планирование.

Общее руководство всеми работами, связанными с исследованиями и созданием СУ, целесообразно осуществлять менеджерам высшего звена.

В разработке СУ следует предусмотреть участие подавляющего большинства подразделений и служб предприятия.

 

Схема управления по отклонению как иллюстрация основных системных понятий, классификация входных потоков.

Система управления(CУ)-это совок-ть объекта управ-ия (ОУ) и устройства управ-ия(УУ), действие котрой направлена на поддержание и улучшение объекта управл-ия. Под устройством упр-ия в кибернетике поним-ся совок-ть средств передачи, сбора и обработки информации для формир-ия управ-их решений, причем если происходит с участием человека, то такая система наз-ся автоматизированной(или АСУ). Если без участия человека-наз-ся автоматической.

 

Разомкнутая система упр-ия-не работает.

Замкнутая система упр-ия-работоспособная система.

Случай, на который рассчитана эта система упр-ия:

- это возмущающие силы.

Y0- плановое задание.

       
 
 
   

 

 


Вектор X ={Xi(t)}; i=1,6.

Согласно классификации Джея Форестера, в которой о изложил свои труды, входной поток представляет собой совокупность из 6 потоков:

X1(t)-сырье,материалы; X2(t)-удовой поток; X3 (t)-поток оборудования; X4(t)-энергетический поток; X5 (t)-поток инвестиций(денежный поток); X6(t)-поток информации.

 

16.Ключевые гипотезы и аксиомы управления. Гипотеза – выдвигаемое для объяснения какого-либо явления или процесса; научно-обоснованное предложение которое после проверки может оказаться истинным или ложным; первоначальная формулировка принципа или открываемого закона; промежуточное звено между теоретической частью и эмпирическими действиями. Гипотеза представляется в виде обобщающих и утверждающих суждений, которые вводятся и объясняют общие понятия, при этом выстраивается связь категорий: проблема – цель – гипотеза. Аксиома. Объяснение действительности осуществляется на предположении, которое называют ключевыми гипотезами или аксиомами – утверждениями не требующим доказательства. Пример – Ансофф сформулировал след. аксиомы управления: Аксиома случайности – единого рецепта оптимального управления компанией не существует; Аксиома зависимости от внешней среды – проблемы, которые ставит перед компанией внешняя среда, определяют оптимальную модель поведения компании; Аксиома соответствия – для достижения успеха уровень агрессивности стратегии компании должен соответствовать уровню турбулентности среды; Аксиома стратегии, способности и деятельности – деятельность компании оптимальна, когда ее стратегическое поведение соответствует уровню турбулентности среды, а деловые способности - стратегическому поведению; Аксиома сбалансированности – для каждого уровня турбулентности среды можно подобрать комбинацию элементов, оптимизирующих успех компании.

 

12. 17.Методологические аспекты описания и исследования систем управления. Методология исследования систем управления осно­вывается на разумной организации деятельности руково­дителей и менеджеров предприятия по рационализации системы управления. Она предполагает определение це­лей, предмета исследований, границ исследования, вы­бор средств и методов исследований, средств (ресурсов) и этапов проведения исследовательских работ.Методология и организация исследования систем управления требует учета ряда системных характери­стик, к которым относятся: потребность в исследовани­ях; объект и предмет исследования; ресурсы для проведе­ния исследований; эффективность исследований; резуль­таты исследований.

Раскроем эти характеристики.

1. Потребность в исследовании предопределяет мас­штаб и глубину исследования системных характеристик, реализация которых в наибольшей степени влияет на Достижение поставленных целей.2. Объектом исследований является система управле­ния конкретной организации. Для ее изучения необхо­димо знать утвержденные схемы управления, должност­ные инструкции, Положение о подразделениях. Предметом исследования являются взаимоотношения между сотрудниками аппарата управления, а также между подразделениями, расположенными на разных уровнях систе­мы управления. При этом предметом исследования яв­ляется конкретная проблема (или комплекс проблем), решение которой требует проведения исследований. Среди этих проблем могут быть следующие:• развитие структуры управления;• мотивация персонала;

• мотивация техники и информационных систем управления;

• разработка управленческих решений;

• подготовка персонала и др.

Выбор основной проблемы организации, сдержи­вающей ее развитие, ее всестороннее исследование и анализ — это интуиция и мастерство, профессионализм менеджера и руководителя организации.

3. Ресурсы — это комплекс средств, обеспечивающих успешное проведение исследований. Это, прежде всего, материальные ресурсы, трудовые ресурсы, финансовые ресурсы, информационные ресурсы, технические средст­ва, необходимые для обработки результатов, а также пра­вовые документы, характеризующие объект исследования.

4. Эффективность исследований требует соизмерения затрат на проведение исследований и полученных ре­зультатов.

5. Результаты исследований могут быть представлены в различных формах. Это может быть новая модель сис­темы управления, новые регламентирующие документы. скорректированные расчетные формулы, новая корпора­тивная культура.

С практической точки зрения методика проведения исследований, как правило, включает три основных раз­дела: теоретический, методический, организационный.В теоретическом разделе определяются основные пе­ли, задачи, предмет и объект исследования.

Методический раздел содержит обоснование выбора метода проведения исследований, сбора и обработки данных, анализ полученных результатов, способы их оформления.

Организационный раздел представляет, прежде всего, план проведения исследований, формирование команды исполнителей, распределение трудовых и финансовых ре­сурсов. Здесь же определяется и организационная форма проведения исследований, т.е. индивидуальные или кол­лективные исследования, исследования, проводимые внутренними или внешними специалистами. Выделяются специальные отделы, службы управления изменениями, целевые проектные подразделения, которые будут задей­ствованы в проведении исследования систем управления.

 

18.Философский принцип системности. Три фундаментальных вопроса исследований. Философский принцип: система –это целое, которое состоит из частного. Принцип системности - философское универсальное утверждение, согласно которому все предметы и явления мира представляют собой системы той или иной степени целостности и сложности. По своему статусу принцип системности аналогичен другим философским универсальным принципам (, развития и т.п.) и очень часто в научном и философском познании используется в неявной, форме Принцип системности использовался в той или иной форме на протяжении всей истории развития человеческого познания прежде всего в системно-ориентированных научных и философских концепциях. В ХХ в. на его основе строились философские обоснования тектологии, обшей теории систем, кибернетики, системного подхода, системного анализа, синергетики и других системных теорий. В отечественной философии в 1960-80-х гг. В. П. Кузьминым (1926-89) был проведен целостный анализ содержания принципа системности и его роли в научном познании.Можно выделить след.подходы:1)атомизм-когда система рассматрив-ся как совок-ть малосвязанных или несвязанных элементов и которая использует инструменты редукционизма. 2)холизм –рассматривает систему как единое целое.В каждом подходе по-своему решаются три вопроса:1)дихотамии(целое, частное):2)об источниках движения и развития системы;3)о методах познания.

Три закона диалектики:1)закон перехода количества в качество;2)закон отрицания-отрицания;3)единство и борьба противоположностей. Методы познания –это единство методов познания и синтеза.

 

 

19.Организационные системы, их основные особенности. Организац-ой системой(ОС)-наз-ся множество иерархически взаимосвязанных элементов, наделенных правом принимать решения на своем уровне. Осн-ые св-ва ОС:1.наличие одной или нескол-х целей,как поставленных из вне, так и возникших в самой системе.2. способность к самоорган-ции, саморегулированию и репродукции, т.е. способ-ть к спонтанной структуризации, установлению информационно- управляющих связей и воспроизводству.3.Динамичность.объекты должны быть адаптивными, готовыми к изменению своего функционир-ия. 4. Уникальность. Каждый объект обладает такой структурой и функцион-ет так, что система упр-ия им должна строиться с учетом всех его качеств и к нему нельзя принимать ккую-либо типовую стандратную процедуру упр-ия. 5. Неоднозначность и неопредел-ть св-в, структуры и поведения системы. 6. Невозможность корректной формальной постановки задачи оптимизации. В организ-ых системах практически неосуществимы постановка и решение задач оптимизации. Поэтому производ-ся замена этих задач задачами рацион-го выбора.7. иерархичность. Иерархия- принцип структурной орг-ии сложных многоуровневых систем, состоящий в упорядочении взаимодействий между уровнями в порядке от высшего к низшему.

Сущ-ет несколько видов иерархий: - простая(доминантная); - простая с обратной связью-холлархия; - модулярная(вложенная, «китайский ящик» или «матрешка»); - неогенетичекася (временная, возрастная). 8. Наличие явного многошагового цикла упр-ия в форме процесса с обратной связью; 9. Ситуационный харак-р поведения и упр-ия.10. Рефлексивность - способность оценить (осознать) собственное состояние по отношению к поставленной цели. 11.Синергия взаимодействие элементов для достижения общей цели. 12. Влияние субъективных факторов: воля, ограничен-ые возможности деят-ти (знания, физич.возм-ти и т.д.). 13.наличие множества факторов, характер-ихся неопределенностью и противоинтуитивным поведением; 14. Открытость – способ-ть осущ-ть динамич-ое взаимодействие с внешней средой.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.12.41 (0.012 с.)