Государственное регулирование экономики: цели, задачи, инструменты. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственное регулирование экономики: цели, задачи, инструменты.



Государственное регулирование представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, направленных на достижение намеченных целей, осуществляемых органами государственного управления.

В зависимости от характера и целей государственное регулирование направлено на решение как макроэкономических задач, так и задач на микроуровне экономических субъектов рынка и рыночных отношений.

Макроэкономическое регулирование ставит цели стабилизации экономики, обеспечения устойчивого роста, решения социально-экономических и внешне-экономических задач, обеспечения безопасности и обороноспособности страны.

Государственное регулирование реализуется через органы государственного управления, поэтому наряду с понятием "государственное регулирование" существует понятие "государственное административное управление". Если сравнивать эти два понятия, то под государственным регулированием понимаются формы, методы и средства воздействия государства на экономические процессы, проходящие в рыночных условиях хозяйствования, тогда как государственное административное управление - это только организационные формы такого воздействия.

Все это означает, что понятие "государственное регулирование" шире и включает в качестве составной части не только меры и средства, но и функции органов или аппарата государственного регулирования.

Под государством в широком смысле слова подразумевается набор институтов, располагающих средствами законной власти, которые используются на определенной территории и в отношении ее населения, обозначаемого термином "общество".

На своей территории государство осуществляет нормотворческую деятельность посредством формируемого им правительства.

Факторы, обусловившие необходимость государственного регулирования экономики, довольно многообразны, но их можно сгруппировать на основании определенного критерия, связанного с разрешением тех или иных экономических проблем.

Государство в рыночной экономике выполняет следующие функции:

1. Стабилизационная функция, которая состоит в поддержании высокого уровня занятости и ценовой стабильности. Государство содействует своей деятельностью стабилизации и стимулированию экономического роста, посредством воздействия на агрегатные экономические показатели – общий уровень цен, занятости, темпы экономического роста.

2. Распределительная функция связана с достижением более справедливого распределения доходов в обществе, перераспределением дохода и богатства.

3. Аллокационная функция, связана с эффективным размещением экономических ресурсов. Рынок в ряде случаев обнаруживает свою недостаточность для достижения максимальной эффективности. Имеются случаи, когда конкурентный рынок не обеспечивает эффективного размещения ресурсов. В таких случаях государство может сыграть положительную роль, улучшить распределение и использование экономических ресурсов.

4. Функция перераспределения доходов. Любое перераспределение, за исключением ситуации с общественными товарами и внешними эффектами, снижает уровень доходов, извлекаемых владельцами факторов производства, а значит, ослабляет мотивы к труду.

5. Функция поддержки и облегчение функционирования рыночной системы, осуществляемая посредством обеспечения правовой базы и общественной атмосферы.

Государственный бюджет

Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Доходы формируются за счет

-налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти;

-неналоговых доходов, складывающихся из доходов от внешнеэкономической деятельности, а также доходов от имущества, находящегося в государственной собственности;

-доходов целевых бюджетных фондов.

Все расходы можно подразделить на следующие группы:

-военные;

-экономические;

-на социальные нужды;

-на внешнеполитическую деятельность;

-на содержание аппарата управления.

Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, то это называется бюджетный профици́т (или профицит бюджета). Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефицит (или дефицит бюджета)

Денежно- кредитная система



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.121.160 (0.006 с.)