Кадровые полномочия президента. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кадровые полномочия президента.



 

Это полномочия по назначению кадровых лиц на должности и их освобождение от должности. Президент Беларуси наделен большими кадровыми полномочиями.

1)Президент Беларуси назначает:

-всех высших должностных лиц государства, кроме председателей палат парламента.

Высшее должностное лицо (вдл)- это руководитель республиканского государственного органа, который не подчинен и не подотчетен никому либо только президенту. К высшим должностным лицам законодательством отнесены:

-Премьер-министр - назначается президентом с согласия палаты представителей.

-председатель совета республики - избирается самим советом республики(верхней палатой парламента);

-председатель палаты представителей - избирается самой палатой представителей;

-председатель конституционного суда назначается президентом с согласия совета республики;

-председатель верховного суда - назначается президентом с согласия совета республики;

-председатель высшего..суда - назначается советом республики с согласия президента;

-глава администрацией президента - назначается президентом;

-Государственный секретарь Совета Безопасности - назначается президентом.

-председатель комитета гос контроля - назначается президентом;

-ген прокурор - назначается президентом с согласия совета республики;

-председатель правления национального банка - назначается президентом с согласия совета республики;

-управляющий делами президента - назначается президентом.

Мы видим, что часть вдл он назначает сам, а часть - согласия парламента.

Существует закономерность в пор яд назначения вдл(как и других должностных лиц). Как правило, если должностное лицо подчинено президенту(или максимально зависит от него), то такого руководителя президент назначает самостоятельно. Если же гос орган обладает определенной автономией(независим или только подотчетен президенту), то для назначения его руководителя президенту требуется согласие палаты парламента.

Ген прокурор и председатель комитета гос контроля. Есть отличия:

комитет гос контроля подчиняется президентом, поэтому его председателя комитет назначает сам; ген прокурор же лишь подотчетен президенту, поэтому назначается им с согласия палаты парламента.

Министры не относятся к вдл. Министр возглавляет министерство, министр ниже ранг.

 

2)Вторая...

Полностью или частично состав государственных органов:

-8 членов совета республики;

-всех членов правительства;

-лишь для назначения премьер-министра президенту требуется согласие палаты представителей;

-6 судей конституционного суда;

-всех судий верховных и хозяйственных судов с согласия совета республики;

-6 членов ЦИКа;

-всех членов правления нац банка с согласия совета республики.

3)Руководителей всех органов гос управления:

-министров;

-председателей госкомитетов - то есть руководителей республиканских органов гос управления, подчиненных правительству; а также президент назначает руководителей республиканских органов гос управления, подчиненных президенту. Например председателя национального статистического комитета;

-председателей областных и минского городского исполкомов, с утверждением в должности назначенных лиц соответственно областными и минским городским советами депутатов. Если советы депутатов не утвердят в должности назначенных президентом лиц, то указы президента об этих назначениях не вступят в силу.

4)руководителей других государственных органов, организаций, а также иных должностных лиц(не обязательно руководителей):

-например он назначает заместителей министров, заместителей председателей комитета силового блока(заместителей министра обороны, заместителей министра внутренних дел);

-директора национального центра законодательства..;

-председателя президиума НАН;

-ректора БГУ;

-заместителей главы администрации президента, многих других должностных лиц.

Зачастую президент не сам назначает должностных лиц, а дает согласие на их назначение. Например, председателей районных и городских(городов областного подчинения), исполнительных комитетов, назначаются председателями облисполкомов " по согласованию с президентом". ПоСогласию означает, что без согласия назначить нельзя, а по согласованию можно(надо выяснить мнение, попытаться найти кандидатуру, которая бы устроила президента, то есть фактически это значит то же самое, что и "с согласия" президента).

5)Кадровые полномочия президента включают и возможности по освобождению лиц от должности. Фактически, полномочия освобождать от должности дает еще большую власть нежели полномочия по назначению.

Президент освобождает о должности:

-тех должностных лиц, которых он назначает самостоятельно;

-тех должностных лиц, для назначения которых президенту требовалось согласие палаты парламента(либо утверждение местным советом депутатов(пример президент назначает..с согласия совета республики, а освобождает сам);

-даже тех должностных лиц, которые избранны на должности...(судьи конституционного суда,..).

Безусловно, две последние разновидности кадровых полномочий президента дают ему необоснованные преимущества, дело в том, что порядок освобождения лиц от должности как правило должен быть таким же, как порядок их назначения. Необходимо обратить внимание на пункт 11 статьи 84 конституции, в нем указаны должностные лица, которые освобождаются президентом, по основанию, предусмотренным законом, с уведомлением совета республики. Отсылка в данном случае к закону несколько ограничивает усмотрение президента. Однако все равно данной гарантии недостаточно. Уведомление совета республики не равнозначно получению его согласия на освобождение от должности.

 

Управленческие полномочия

Это полномочия президента в области исполнительной власти. В данной сфере президент располагает наибольшим числом полномочий. Выделим лишь некоторые из них:

1)определяет структуру правительства. Структуру правительства необходимо отличать от его кадрового состава. В данном случае не идет речь о назначении конкретных лиц. Структура - определение должностей.

2)может участвовать в заседаниях правительства: вести заседания, выслушивать членов правительства, высылать повестку на заседание правительства.

3)отменяет..правительства в любых основаниях(то есть в любых актах, даже если они соответствуют законодательству).

4)..и упраздняет республиканские органы государственного управления.

5)дает поручения правительству, республиканским органам гос управления, местным исполнительным и распорядительным органам, но исходя из конституции, такие поручения могут иметь лишь общий, а не текущий характер.

 

Полномочия в области обороны и национальной безопасности в целом.

Традиционно, главы государств наделаются значительными полномочиями в указанной сфере.

Президент Беларуси:

1)вводит чрезвычайное и военное положение - особые правовые режимы, которые вводятся только в случаях, установленных статьей 84 конституции, выражаются в расширении полномочий государственных органов, ограничении прав человека в целях устранения существующих угроз. Чрезвычайное положение вводится в случаях стихийного бедствия(катастрофы), массовых беспорядках, создающих угрозу государства. Основанием введения военного положения выступает угроза нападения на Беларусь со стороны другого государства, либо состоявшееся нападение другого государства. Чрезвычайное военной положение вводится указами президента, поскольку данные режимы влекут серьезные последствия, то указы президента оо введении чрезвычайного военного положения должны быть представлены на утверждение совета республики. Совет республики в праве утвердить указы либо отклонить их. В последнем случае указы утрачивают силу(на практике президент таким положением не пользовался).

2)является главнокомандующим вооруженными силами. Вооруженные силы представляют собой одну из военных организаций, существующих в государстве. Это основная военная организация. Другими военными организациями являются например внутренние войска министерства внутренних дел, органы пограничной службы. Службы безопасности президента и некоторые другие. Президент выполняет роль главнокомандующего военными силами и в мирное и в военно время. Он может давать указания любому военнослужащему, руководиться учениями, издавать указы о призыве на срочную военную службу. Президент назначает высшее командование вооруженных сил: начальника генерального штаба вооруженных сил и его заместителей; командующего сухопутными войсками и его заместителей; командующего военно-воздушными силами и войсками противовоздушной обороны и его заместителей; и других лиц. Необходимо иметь в виду, что вооруженные силы - это не государственный орган, в отличие от министерства обороны, а государственная организация, соответственно должности в вооруженных силах не идентичны должностям в том же министерстве обороны или других государственных органах.

Кроме того, президент присваивает воинские звания. В частности, президент присваивает не все, а только высшие воинские звания.

1991 год, декабрь, Горбачев выступил по телевидению и сказал, что сам слагает с себя полномочия, но так получилось, что некоторые должностные лица не покинул должности. Маршал Шапошников.

Звания, которые присваивает президент: генерал-полковник, генерал-лейтенант, генерал-майор, полковник.

3)формирует и..совет безопасности(коллегиальный..орган, призванный..и координировать работу других государственных органов в этой сфере. Национальная безопасность предполагает не только военную, но и другие виды безопасности(энергетическую, промышленную, продовольственную безопасность).

Полномочия президента формировать совет безопасности можно..двух аспектах:

-определение структуры совбеза(то есть перечня должностей).

-назначение конкретных лиц в состав совбеза. Исходя из конституции руководителем, а также председателем совбеза является сам президент. Кроме него конституция требует включения в совбез гос секретаря совета безопасности. На сегодня в совбезе 20 членов. В том числе: президент, гос секретарь совбеза, председатели обеих палат парламента, ген прокурор, министр обороны, председатель кгб, председатель следственного комета и другие. Основное назначение совета безопасности состоит не в принятии обязательных решений(это может сделать и сам президент(у него достаточно полномочий), а в выработке предложений..по вопросам..нац безопасности. Поэтому совет безопасности не принимает нормативных правовых актов, а лишь индивидуально-правовые акты.

Решение совета безопасности от 2008 года по развитию ядерной энергетики.

Выводы о полномочиях президента:

Рассмотренные полномочия президента образуют его исключительную компетенцию, это значит, что президент не может передать(делегировать) данные полномочия каким-либо другим государственным органам, должностным лицам.

Полномочия президента, закрепленные в конституции не носят исчерпывающего характера. Очень важное значение имеет пункт 30 статьи 84 конституции(в сравнении с концом статьи 97 и 98). Согласно пункту 30-му статьи 84, президент может осуществлять не только конституционные полномочия, но и полномочия, предоставленные ему законами. Этим статус президента принципиально заключается от статуса палат парламента, поскольку конституционный перечень парламентских полномочий является исчерпывающим и не подлежит расширением путем принятия законов.

 

Общая характеристика правовых актов президента. Указы и распоряжения президента.

 

Рассмотренные нами полномочия президента осуществляются в различных формах:

1)путем фактических или документально оформленных действий. Ведение международных переговоров, обращение с посланием к народу и парламенту, внесение законопроектов в парламент, дача устных или письменных поручений подчиненным и подотчетным президенту государственным органам(суть в том, что здесь не издается правовой акт).

2)издание правовых ктов - основная форма реализации президентских полномочий. Провой акт президента представляет собой официальный документ строго установленной формы, подготовка и тупление вц силу которого подчинены определенным правилам, издаваемы для реализации полномочий президента. Согласно статье 85 конституции, президент может издавать три вида првоых актов: указы распоряжения и декреты. В большинстве своем правовые акты президента имеют не нормативный, а индивидуально-правовой характер. Все дело в том, что основным нормотворцем в государсте, как следует из конституции, призван быть парламент. Правовые акты - самая сложная часть 2-го курса

Указы президента:

Указ президента - индивидуально правовой либо нормативно-правовой акт президента, издаваемый для реализации его полномочий. Исходя из конситуции можно выделить два вида указов президента:

1)подконституционные указы. Посредством издания данных актов, президент осуществляет полномочия, непосредственно закрепленные в конституции, поскольку речь идет именно о конституционных полномочиях, а не полномочиях, предоставленных президенту законом, то соответствующие указы и называются подконституционными. Такие указы не уступают по юридической силе закону. Если возникает коализия(противоречие) между подконституционным указом президента и законом парламента, то приоритет необходимо отдать или указу или закону в зависимости от того, в чью компетенцию(президента или парламента) вводит решение соответствующего вопроса. Например, если существует противоречие между указом президента, о государственных праздниках и законом также регулирующим данный вопрос, то преимуществом будет преобладать указ президента(потому что у президента есть полномочия указывать праздничные дни). Если вопрос будет стоять о проведении массовых мероприятий, то приоритетным будет решение парламента.

2)подзаконные указы - они издаются не на основе конституции, а на основе закона, в частности для реализации полномочий президента, предоставленных ему законом. Речь не идет при этом о специальном законе, принятом именно для наделением президента тем или иным полномочием. Имеются в виду обычные закону, которые при регулировании определенных общественных отношений попутно закрепляют за президентом некоторые полномочия.

В законе о государственной службе регулируется много чего, и попутно в некоторых стаях закона имеются ссылки на полномочия президента. Например в нем закреплены основы аттестации гос служащих сказано, что порядок проведения аттестации определяется президентом. На основе такой нормы, президент издает указ, который и будет подзаконным.

Подзаконные указы имеют меньшую юридическую силу, чем законы и должны им соответствовать. Подзаконные указы президента регулируют менее значимые отношения нежели закон.

Указы президента на практике являются самым массовым видом президентских актов. С 1994 года по настоящее время президентом издано около 12000 указов. Ежегодно президент издает около 700 указов.

Директивы.

Несколько лет назад в нашей стране появились акты под названием директивы. К настоящему времени президентом издано 4 директивы. Принятие таких документов породило вопросы о их юридической природе. Поскольку директивы не упоминаются в конституции. Согласно статье 85 президент издает указы распоряжения и декреты. Правовые акты президента необходимо отличать от его полномочий, поэтому расширить конституционный перечень президентских актов нельзя(как это допускается в отношении полномочий президента). Таким образом, издание президентом директив не соответствовало конституции. Эта проблема была лишь частично смягчена путем внесения в 2008 году поправки в закон о нормативных правовых актах республики Беларусь. В частности, статью 2 закона включено следующее дополнение: "директива президента - указ программного характера, издаваемый главой государства, в целях системного решения вопросов, имеющих приоритетное экономическое социальное и политическое значение. Следовательно, по смыслу закона, директива президента является не отдельным президентским актом, а разновидностью указов президента. Однако, как представляется, выделять в законах, какие либо разновидности президентских актов, не упоминаемые в конституции не допускается, тем более, что в самих директивах президента не содержится положений о том, что они являются узами. Кроме того, система и содержание директив отличают данные документы от указов и других предусмотренных конституцией, актов президента. Необходимо помнить и о выделении в конституции программных законов. Согласно конституции, существует два программных закона:

-закон об утверждении основных направлений внутренней и внешней политике;

-закон о военной доктрине.

Директива - попытка соединить в одном документе юридическое и политическое. Фактически, изданные президентом директивы содержат в себе и нормы права и индивидуально-правоввые положения, а кроме того, в них имеются части, вообще не являющиеся правовыми предписаниями.

Распоряжения президента.

Это как правило индивидуально-правовой акт, издаваемый президентом для реализации своих менее значимых полномочий(менее существенных, чем те, которые осуществляются указом). На практике издано более 2000 распоряжений президента. Лишь около 10% из них являются нормативными правовыми актами. Путем издания распоряжений президент решает например:

-применяет к конкретным лицам меры поощрения, не являющиеся государственными наградами. А решения о награждении государственными наградами реализуются указами президента.

-отказ конкретному лицу в приеме в гражданство Беларуси. Если же президент удовлетворяет ходатайство лица о приеме его в гражданство, то издает не распоряжение, а указ.

-распоряжение президента обладает меньшей юридической силой по сравнению с указами декретами президента, законами.

Декреты президента.

Это специфический вид президентских актов, не характерный для глав большинства государств. Наделение президента Беларуси возможностью издания декретов стало одним из принципиальных нововведений действующих редакций конституции, принятой на референдуме 1996 года. Существенное отличие декретов от указов и распоряжений президента состоит в том, что посредством декретов, президент осуществляет законодательные полномочия парламента, а указы и распоряжения предназначены для реализации собственных полномочий президента. Таким образом, декреты президента являют собой разрешенную конституцией форму вторжения президента в полномочия парламента.

Декрет президента - это нормативно-правовой акт(1), имеющий силу закона(2), регулирующий те же отношения, что и закон(3) и издаваемый президентом только в случаях, специально предусмотренных конституцией(4).

Исходя из конституции, можно выделить две разновидности декретов:

1)делегированные декреты - такие декреты издаются на основании специального закона парламента. То есть это должен быть закон именно о делегировании(предоставлении) президенту законодательных полномочий. Декреты имеют ту же силу, что и закон, регулирует те же отношения, поэтому делегируемые в данном случае президенту полномочия и называются законодательными.

Проект, рассматриваемого закона может быть внесен в палату представителей только самим президентом. Парламент волен согласиться и принять данный закон либо отклонить его. В законе о делегировании президенту законодательные законы должны быть закреплены:

-предмет делегируемых полномочий, то есть по каким вопросам, для регулирования каких отношений президенту предоставляются законодательные полномочия;

-срок, на который президенту предоставляются законодательные полномочия(например год);

В рамках указанного срока президент может издать любое количество декретов. Данные декреты регулируют те же отношения, которые способны входить в предмет закона. Однако в статье 101 конституции, а именно в части 2-ой статьи определен перечень отношений, законодательные полномочия по регулированию которых нельзя делегировать президенту.

-Вц делегированных декретах допускается устанавливать иные правила нежели содержащиеся в законах. При возникновении противоречия между делегированным декретом и законами приоритет принадлежит декретам, однако делегированные декреты должны соответствовать закону, которым президенту и предоставлены законодательные полномочия.

Ситуация меняется с истечением срока, на который президенту делегированы законодательные полномочия. Сам по себе факт окончания срока не ведет к утрате изданными декретами юридической силы. Они продолжают действовать, но с истечением срока парламент приобретает возможность регулировать своими законами те же отношения, которые определены декретами, может устанавливать в законах иные правила, чем установленные в декретах, может вносить в эти декреты поправки или признавать их утратившими силу.

 

Констит

 

Второй вид декрета - в ременные декреты. Они отличаются от делегированных декретов основанием издания. Временные декреты издаются непосредственно на основе конституции по инициативе самого президента(либо по предложению правительства. Однако, условием издания временных декретов конституция называет особую необходимость. То есть временные декреты допускается издавать лишь в ситуации особой необходимости. Надо полагать, что особая необходимость - внезапно возникшая острая проблемная ситуация, для разрешения которой требуется срочно издать законодательный акт(в среднем издается 20 декретов в год). На практике, конституционные условия о наличии особой необходимости нарушаются. Большинство изданных президентом временных декретов ничем не отличаются по причинам принятия от других видов президентских актов. Таким образом, фактически, временные декреты являют собой продукт обычного нормотворчества президента.

Согласно статье 101 конституции временный декрет, в течение 3-ех дней после его подписания должен быть представлен на рассмотрение нижней палаты парламента. Сначала..рассматривается палатой представителей, а затем - советом республики. Важно отметить, что временные декреты вступают в силу после их подписания и опубликования в порядке, опубликованном в статье 104 конституции. То есть рассмотрение временного декрета палатами парламента не влияет на вступление декрета в силу. Парламент может вообще не рассмотреть временный декрет, а он все равно будет продолжать действовать. Мы видим, что временные декреты не нуждаются ни в утверждении, ни в каком-либо одобрении со стороны парламента. Этим они отличаются от указов президента о введении чрезвычайного, военного положения, объявлении мобилизации, которые должны быть утверждены парламентом(а именно советом республики). Если упомянутые указы не утверждены, то есть если парламент не проголосовал "за", то они утрачивают свою силу. Смысл представления в парламент временных декретов заключается в наличии у парламента полномочия по их отмене. Следовательно, на судьбу временных декретов влияет лишь одно решение парламента - "отменить". Для отмены временного декрета требуется принятие данного решения не менее чем 2/3 голосов от полного состав а каждой палаты парламента. Полный состав палаты представителей - 110 депутатов, а совета республики - 64 члена.

В 2002 году президент издал декрет о некотором взимании подоходного налога с физических лиц: отменили льготу людям, которые тратят деньги на лечение. Палата представителей набрали 2/3 против этого декрета, но совет республики не поддержал этого и декрет продолжил свое действие.

Сгласно статье 101 конституции, инициатором временных декретов может быть не только президент, но и правителсьво, в последнем случае декреты подписываются и правителсьтвом и президентом. На практике, правительство иногда инициирует временные декреты, но в формальном смысле такие декреты считаюстя изданными президентом, поскольку лишь он подисывает их. То есть не было случая, чтобы изданный временные декрет подписывался и президентом и премьер-министром.

В статье 101 конституции не регулируется вопрос ограничен ли предмет временных декретов, подобно тому, как это сделано в отношении делегированных декретов. Конституционное молчание по поводу ограничений в предмете временных декретов порождает неясность. Неужели, например, допускается временными декретами вносить изменения и дополнения в конституцию. Вновь обратимся к ч2, статьи 101. Существующая неясность выгодна, конечно, президенту. Однако такая ситуация не отвечает провозглашенному конституцией принципу верховенства права, из которого вытекает требование правовой определенности, то есть четкости и ясности юридических предписаний. В законе "о президенте РБ" имеется следующее положение: временные декреты нельзя издавать по тем же вопросам, что и делегированные декреты, но из данного правила законом предусмотрены и некоторые исключения.

При рассмотрении предмета временных декретов надо помнить принципиальную позицию: временные декреты регулируют те же отношения, что и законы.

По временным декретам допускается устанавливать другие правила, нежели содержащиеся в законах. В случае коализии, приоритет отдается временному декрету.

К настоящему времени издано 330 временных декретов. Действующими являются около половины из них. Сколько же они действуют? В конституции данные акты называются "временными" декретами. Такое терминологическое значение настраивает на то, что эти декреты должны действовать лишь в течение определенного промежутка времени. Оптимальной была бы ситуация, если бы срок действия устанавливался в самих временных декретах, но на практике такого обычно не происходит, поэтому многие декреты действуют в течение значительных промежутков времени(несколько лет).

Рассмотрев делегированные и временные декреты президента, необходимо сделать общие выводы о их соотношении с законом по юридической силе. В принципе, декреты президента(и делегированные, и временные) имеют равную с законом силу. Об этом прямо сказано в самой конституции: "...декреты, имеющие силу закона...".

В случае же противоречия между данными актами, чаще верховенство принадлежит декретам, однако приоритет может отдаваться и закону. Закон обладает приоритетом в следующих ситуациях:

а)в отношении делегированных декретов:

-закон "о делегировании президенту законодательных полномочий" обладает верховенством применительно к делегированным декретам;

-по окончании срока, на корый президенту делегированы законодательные полномочия, вновь принятые законы имеют верховенство над делегированными декретами.

б)в отношении временных декретов:

-если проект закона внесен в парламент президентом или с его согласия, то такой закон может признать утратившими силу временные декреты либо внести в них поправки. Эта норма содержится в законе о президенте республики Беларусь.

 

Таким образом, правовые акты президента имеют меньшую юридическую силу нежели конституция, решения республиканских референдумов, ратифицированные международные договоры. С другой стороны, у правовых актов президента более высокая юридическая сила по сравнению с постановлениями правительства, актами национального банка, республиканских органов государственного управления. Органов местного управления и самоуправления. Правовые акты президента не уступают по силе закону(декреты, подконституционные указы) или же обладает меньшей силой(подзаконные указы и распоряжения).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.204 (0.043 с.)