Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Деструктивные религиозные секты и организации, их специфические особенностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Секты классифицируются по типам религиозного руководства. При классификации такого рода можно будет выделить: 1) харизматические секты, возникновение и деятельность которых связаны с появлением тех или иных провидцев, пророков и т. п.; к таким религиозным организациям относятся, например, некоторые секты духовных христиан; 2) авторитарные секты, руководство которых опирается на многолетние традиции, обычаи, связанные с происхождением, генеалогией «вождей»; к этим сектам относятся духоборы, молокане и др.; 3) иерархические секты, или секты церковного типа; члены этих организаций подчиняются руководству не в силу личных заслуг руководителей, а в результате убеждения в том, что те получили свои посты на основании устава секты (меннониты, баптисты, евангелисты и др.); 4) теократические секты, которые стремятся к созданию религиозно-теократической организации; к этому типу сект можно отнести свидетелей Иеговы и др. Для большинства сект характерна строгая структурно-организационная и должностная иерархия. Организационные и, естественно, должностные звенья секты обычно строго субординированы: указание вышестоящего лица или органа для нижестоящего является законом, выполнение которого строго обязательно. Рядовым верующим стремятся внушить мысль о том, что пресвитеры «поставлены на служение самим Богом, выполняют его волю». В разработанном, например, И. Е. Воропаевым наставлении «О служителях в Церкви Христовой» говорится, что пресвитер «должен охранять Церковь Христову от разных лжеучений и ересей... не допускать в нее лжепророков, которые приходят в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные, быть врачом и хирургом: он для спасения целого тела Церкви не должен стесняться, хотя и с болью души, отнимать от тела отдельные члены, радуясь за спасение целого тела... Лучше без глаза или ноги быть в царстве Божием, нежели сохранить все члены для геенны огненной. Он, как врач, должен врачевать больных членов и исцелять словом Божиим». Признаки тоталитарной секты (деструктивной новой религиозной организации) Российские исследователи отмечают важность разработки признаков социальной деструктивности отдельных новых религиозных движений как факторов угрозы безопасности России. Вопрос о том, по каким критериям можно распознать признаки деструктивности в доктринах, обрядовой и ритуальной практике НРД имеет принципиальное значение для соответствующих государственных органов, занимающихся обеспечением духовной безопасности и выработкой приемлемой модели государственно-церковных отношений[80]. Объективным критерием деструктивности служит нарушение адептами нового религиозного движения в силу доктринальных установок норм общественной жизни и совершение конкретных преступлений, предусмотренных уголовным кодексом[80]. Среди исследователей отмечаются разногласия относительно того, в какой степени критерием деструктивности являются практика (деятельность) и доктринальные установки (вероучительные основания). Одна точка зрения состоит в том, что наряду с формами и методами деятельности именно вероучительные основания являются причиной деструктивности сект[81]. Согласно другой точке зрения, деструктивность нового религиозного движения несут в себе не столько доктринальные установки, декларируемые в уставах религиозных объединений, сколько конкретная асоциальная практика, наносящая вред духовному здоровью личности и общества, разрушающая традиционный уклад духовно-культурных ценностей личности, семьи, общества[80], и включающая особые способы привлечения и удержания новых членов[82]. Наконец, третья точка зрения состоит в том, что деструктивность группы определяется не спецификой ее жизнедеятельности или неортодоксальностью верований, а главным результатом ее практики — разрушением личности[83]. Согласно классической для американской психологической науки модели деструктивного воздействия тоталитарных групп Р. Дж. Лифтона выделяется 8 элементов, ведущих к отрицательным изменениям сознания адептов[90]: Средовый контроль — жесткое структурирование окружения, в котором общение регулируется, а допуск к информации строго контролируется. Мистическое манипулирование — использование запланированной или подстроенной «спонтанной», «непосредственной» ситуации для придания ей смысла, выгодного манипуляторам. Например, физиологические и психологические изменения при переходе на вегетарианское питание объясняются «нисхождением святого духа». Требование чистоты — резкое деление мира на «чистый» и «нечистый», «хороший» и «плохой». Тоталитарная секта — «хорошая» и «чистая», все остальное — «плохое» и грязное". Культ исповеди — требование непрерывной исповеди и интимных признаний для уничтожения границ личности и поддержания чувства вины. «Святая наука» — объявление своей догмы абсолютной, полной и вечной истиной. Любая информация, которая противоречит этой абсолютной истине, считается ложной. Передернутый (подтасованный) язык (англ. loading language) — создание специального клишированного словаря внутригруппового общения с целью устранения самой основы для самостоятельного и критического мышления. Доктрина выше личности — доктрина более реальна и истинна, чем личность и её индивидуальный опыт. Разделение существования — члены группы имеют право на жизнь и существование, остальные — нет, то есть «цель оправдывает любые средства». Система показателей возможных деструктивных последствий психологического воздействия в коллективном «богослужении» включает в себя внешние средства воздействия на анализаторы, направленные на формирование гипнозоподобных измененных состояний сознания (использование чёткой ритмичной музыки, совместные ритмичные движения, совместное пение зала и хора); частые коллективные «богослужения» (более десяти раз в неделю), в процессе которых используются средства внешнего психологического воздействия[91]. Исследователи описывают различные стадии (уровни) нарастающего вовлечения индивида в деструктивную секту. А. В. Кузьмин предлагает рассматривать 4 стадии[81]: Знакомство человека с сектой и ее вероучением вследствие миссионерской деятельности. Разрывается связь между информацией для внешних, не принадлежащих секте людей, и для тех, кто является последователем секты. Человек переживает разрушение своих представлений о мире. Вхождение индивида в религиозный опыт секты в качестве неофита. Выстраивается новое представление о мире, семье, себе самом, об общепринятых ценностях и нормах морали, что отражается на разрушении социальных связей индивида. Стадия выстраивания представлений неофита о группе. Происходит разрушение психики человека, его материального благополучия вследствие принятия мысли о необходимости полного подчинения секте, что используется лидерами для своего личного обогащения и для поддержки сектантских инициатив. Стадия выстраивания мировоззрения адепта секты. Последняя стадия тоталитарного контроля, приводящая к разрушению прежней личности как таковой. Секта получает человека совершенно нового типа (докультовое, подлинное «Я» практически полностью сменяется культовым «Я», в результате чего появляется «новая культовая личность»[23]), а прежнее социальное окружение для человека перестает играть какой-либо смысл в его жизни. Н. В. Бондарев предлагает предлагает рассматривать 3 уровня[92]: Начальный уровень включает интенсивное погружение адепта в жизнь культовой группы с резкой сменой привычного уклада жизни, сравнимой с социальным шоком. Уровень выраженных изменений проявляется в усилении воздействия дезадаптивных методов на личность, приобретение групповых стереотипов мышления с потерей самоидентификации и формированием зависимости от культа. При усилении воздействия дезадаптивных методов на личность отмечаетсяпсихотическая симптоматика во время проведения групповых занятий. Выявляются иллюзорные и галлюцинаторные нарушения восприятия, стереотипность мышления с доминированием в сознании пациентов идей культового вероучения. Уровень полной идентификации с культом характеризуется сформированностью стереотипов поведения, мышления и эмоционального реагирования на внесектантский мир только на основе «нормативности» культового вероучения. Происходит разрыв социальных связей, семейных отношений с перемещением интересов личности исключительно на деятельность «секты». Критическое осмысление происходящего в культе почти полностью отсутствует, что приводит адептов к идентификации с религиозной «сектой». Третий уровень выявляет наличие психотических состояний и вне массовых собраний членов культа. Отмечаются глоссолалии, ступорозные и экстатические состояния с падениями, судорогами, потерей контакта с окружающей действительностью. Потеря самоидентификации соответствует зависимому расстройству личности с полным выполнением предписаний культа во всех сферах жизнедеятельности[92]. Следствием воздействия деструктивных культов является разрушение личности человека, семейных и родственных отношений, подрыв физического и душевного здоровья, что, как правило, приводит к социальному отчуждению[80]. Дезадаптивные методы воздействия на личность, использующиеся религиозными «сектами» в отношении своих адептов, приводят к нарушению у них социальной адаптации, смене жизненных стереотипов и создают предпосылки для первичного развития или усугубления уже имеющихся психических и поведенческих расстройств[92]. Последствием пребывания в таких объединениях является целый комплекс негативных психоэмоциональных состояний, наличие значительных нарушений психофизиологических параметров (сна, аппетита, веса), а также состояние апатии, фрустрации, депрессии, тревожности, экзистенциального вакуума, которые служат причиной образования невроза навязчивых состояний и других патологий личности[59][86].
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 423; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.38 (0.007 с.) |