Католицизм как западная ветвь христианства. Догматические нововведения и специфика культовой деятельности римо-каталицизма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Католицизм как западная ветвь христианства. Догматические нововведения и специфика культовой деятельности римо-каталицизма



Создание теократического государства. Монашеские ордена. Католицизм в современном мире

Теократическое Государство - греч. tueos- бог, kratos - власть

Теократическое Государство - особая форма организации государственной власти, при которой она полностью или большей частью принадлежит церковной иерархии. Истории известно немало примеров Теократическое Государство: в древности это Иудея, в период средневековья - халифаты Омейядов и Аббасидов, в Новое время - государство иезуитов в Парагвае (XVII в.), государство имама Шамиля в Чечне и прилегающих к ней районах в период Кавказской войны (XIX в.). Теократическое Государство до объединения Италии в 1870 г. была Папская область: до присоединения Тибета к КНР в 1951 г. Далай-лама (глава ламаистского духовенства) возглавлял и светскую власть в Тибете. В настоящее время примером Теократическое Государство является государство-город Ватикан, представляющий собой абсолютную теократическую монархию. Законодательная. исполнительная и судебная власть в Ватикане принадлежат папе, пожизненно избираемому коллегией кардиналов. Хотя в целом ныне теократия является анахронизмом, в Новейшей истории есть примеры создания новых Теократическое Государство В результате "исламской" революции 1979 г. республиканское Теократическое Государство было создано в Иране. Вся фактическая власть в государстве перешла к руководителям шиитского духовенства во главе с аятоллой Р. Хомейни, что нашло отражение в Конституции 1979 г.Теократические тенденции сопровождаются усилением религиозной регламентации всех сторон общественной и личной жизни граждан, запретом любых оппозиционных организаций.От Теократическое Государство следует отличать так называемое клерикальное государство.

Католици́зм, или католи́чество (лат. catholicismus от греч. καθολικός — «всеобщий», буквально «по-всему» или «согласно всему»; впервые по отношению к церкви термин «ἡ Καθολικὴ Εκκλησία» применён около 110 года в письме святого Игнатия к жителям Смирны и закреплён в Никейском Символе веры) — крупнейшая по численности приверженцев (около 1 миллиарда 196 миллионов человек по состоянию на 2012 г.[1]) ветвь христианства, сформировалась в I тысячелетии н. э. на территории Западной Римской империи. В историографии Раскол с восточной христианской церковью, за которой закрепилось название православной, относят к 1054 году. Однако, разрывы евхаристического общения Константинопольской и Римской кафедр происходили неоднократно начиная с середины I тыс. н. э., но все они были преодолены. Видимым главой Католической церкви является Папа Римский, возглавляющий Святой Престол и государство-город Ватикан в Риме.

Монашеский орден — в католичестве, а с определенного времени и у некоторых протестантов — сообщество монашествующих, члены которого соблюдают общий устав монастыря и приносят торжественные обеты (в отличие от монашеской конгрегации, в которой приносятся лишь простые обеты). В зависимости от специфики различаются:

Ордены бенедиктинского устава

Нищенствующие ордены

Ордены регулярных каноников

Ордены регулярных клириков

В Восточных католических церквах также существуют монашеские ордены, называемые по-славянски чинами (василиане — Чин святого Василия Великого, и т. п.).

Глубокие изменения претерпевала вся европейская культура. Во 2-й пол. 15 в. получило развитие книгопечатание, X.Колумбом был открыт Новый свет (1492). Выступления М.Лютера против Рима по времени совпали с первым кругосветным плаванием экспедиции Ф.Магеллана (1519–22), а в 1543 Н.Коперник опубликовал свой труд «Об обращениях небесных сфер». Новые события в социальной и культурной жизни способствовали успеху реформаторов, усилия которых были направлены к тому, чтобы подорвать безраздельную до той поры власть Рима.

Католическая церковь оказалась не в состоянии осуществить назревшие к этому времени реформы, которые могли бы укрепить ее пошатнувшееся влияние и требование которых исходило бы прежде всего из недр самой церкви. В 14–15 вв. слово «реформа» все настойчивее повторяется применительно ко всем областям жизни общества. Уже ранние реформационные движения (Дж.Уиклиф, Я. Гус) показали, что требуется не просто устранение злоупотреблений духовенства, но пересмотр фундаментальных догматов католицизма. Католическая теология, в которой господствующие позиции в 15 в. сохранял томизм, оказалась неспособной противостоять номинализму, выражавшему и усугублявшему кризис средневекового миропонимания, и гуманизму, не только подвергшему критике религиозный догматизм и фанатизм (Эразм, по словам В.Дильтея, – это «Вольтер 16-го века»), но и поставившему, опираясь на неоплатонизм, под удар учение о спасении и таинствах (Дж.Пико делла Мирандола).

Реформация, затронувшая все стороны церковной жизни, включая вероучение и организацию, развивалась в нескольких направлениях. Творцом немецкой реформации был Лютер. Он провозгласил, что «Бог не может и не хочет позволять господствовать над душой никому, разве лишь самому себе», и призвал к борьбе против папства и духовенства. Принципу церковной иерархии он противопоставил учение о «всеобщем священстве», о единоспасающей личной вере (sola fide). Библия была провозглашена единственным источником вероучения. Протестантская этика основывалась на признании священной всей повседневной деятельности человека, стимулируемой верой в спасение; «мирское призвание» она усматривала в добросовестном выполнении профессиональных обязанностей и долга в отношении ближнего. Человек в лютеранстве становится ответственной за себя христианской личностью: он сам может видеть и спросить свою совесть («божий глас» в своей душе), во что ему верить и что делать. В антисхоластических тезисах к Гейдельбергскому диспуту (1518) Лютер изложил свою философскую позицию: он признает естественное знание о Боге и моральные принципы, основанные на разуме, но настаивает, что разум может только подготавливать веру, но не заменить и тем более не превзойти ее. Лютер признавал поэтому пользу формального обучения мышлению с помощью логики, и притом не на латыни, а на родном немецком языке. Лютер не только церковный реформатор, но и реформатор образования, языка, музыки, стиля жизни. Это подчеркивает надконфессиональное, мирское, общекультурное значение Реформации.

Другие направления Реформации связаны с деятельностью на севере Швейцарии, в немецкоязычных кантонах, У.Цвингли, которого интересовали в первую очередь не теологические, а этические аспекты христианства, а на юге Швейцарии, где говорили на французском, – Ж.Кальвина. Столицей кальвинизма стала Женева, где Кальвин воплотил в жизнь свое учение. Кальвинизм, по словам Ф.Энгельса, выдвинул на первый план буржуазный характер Реформации, придав церкви республиканский, демократический вид. Это простая и дешевая церковь, формирующаяся снизу вверх как союз независимых самоуправляющихся общин, избирающих своих пасторов и пресвитеров-мирян. Кальвин разработал программу религиозно-нравственного воспитания, основанную на принципах мирского аскетизма и учении об абсолютном предопределении. Лютеранство получило преобладающее влияние в Германии и затем в Скандинавии и Прибалтике, кальвинизм – в Шотландии и Голландии, он распространился во Франции и Англии (пресвитерианство), а позже – в США. Еще одна разновидность Реформации – англиканство.

Реформация провозгласила свободу совести и способствовала высвобождению духовных сил и творческой активности не только в религиозной сфере, но также в политической и хозяйственной деятельности. Влияние ее на науку сказалось гл. о. через сферу образования, развитие педагогики, утверждение идеала всеобщего начального обучения. Реформация способствовала развитию светской философии Нового времени, прежде всего немецкой философии: «без Лютера не было бы Канта» (Ф.Паульсен). Несомненно влияние протестантизма (прежде всего лютеранства) на развитие искусства реформационной и послереформационной поры – музыку, живопись, литературу (самые наглядные примеры – И.Бах и А.Дюрер). В то же время религиозная свобода оказалась ограниченной и не исключала преследований инакомыслящих (и не только католиков и атеистов, но и, напр., антитринитариев). Как исторический период Реформации заканчивается неизбежным разочарованием, наблюдаемым расхождением между замыслом и результатами (тем, что М.Вебер называл рутинизацией харизмы). Однако непреходящее значение Реформации в становлении общества современного типа, в развитии мировой культуры несомненно.

Мениониты — конфессия, в которую эволюционировал анабаптизм после разгрома «Мюнстерской коммуны» 1534 г. в Германии. Название это движение получило по имени голландского проповедника Симонса Менно, который доказывал необходимость крещения взрослых, требовал отказа от военной службы, присяги, суда.

Учение меннонитов провозглашает религиозное равенство всех членов общин, отказ от иерархии. Из Голландии и Германии, где меннонитов преследовали даже в XVIII в., они расселились по многим странам, включая Россию.

В настоящее время количество меннонитов сравнительно невелико. Они проживают в США, Канаде, Голландии, ФРГ и других странах. Существует Всемирная конференция меннонитов. Общины меннонитов существуют и в СССР.

Методизм возник как попытка преодолеть религиозный индифферентизм и формализацию практики религиозной жизни, распространившиеся в англиканстве XVIII в. Это движение получило свое название за стремление к методическому соблюдению предписаний религии. В эпоху п р о мы ш л е н н о й революции, интенсификации эксплуатации трудящихся, которая принимала нередко бесчеловечные формы, методисты преднамеренно выдвинули в центр религиозного сознания этические проблемы, оставив в тени догматические и космологические, скомпрометированные развитием естественных наук. Отпочковавшись в 1791 г. от англиканской церкви, методисты не ввели существенных изменений в догматику и культ, но упростили установления англиканства. Так, 39 статей англиканского «Символа веры» они свели к 25-ти. В 1881 г. создан Всемирный методистский совет, созывающий один раз в 10 лет Всемирные методистские конференции. В настоящее время методизм представлен строго централизованными 12 так называемыми епископальными методистскими церквами и шестью самостоятельными. В США методизм является третьей по численности поело католицизма и баптизма религиозной организацией.

Баптизм возник как радикальное протестантское течение в среде английских эмигрантов-конгрегационалистов, которые установили обряд крещения взрослых, провозгласили требование полного осуществления принципа всеобщего священства и допуска к проповеди не только проповедников, но и всех членов общины. В этом они видели возвращение «дара пророчества» и «учительства» первых времен христианства.

Первые баптистские общины появились в Англии в 1611 — 1612 гг. и в Северной Америке — в 1639 г. Но широкое распространение баптизма началось с конца XVIII в., когда английскими баптистами было создано миссионерское общество. В XIX в. баптистские общины появляются во многих странах Европы, в том числе и в России. В 1905 г. возник Всемирный союз баптистов. Международный центр баптизма находится в Вашингтоне.

Вероучение баптизма обнаруживает основные признаки протестантизма в его кальвинистской интерпретации. Учение о предопределении смягчается, акцентируется идея «оправдания личной верой». Особое значение в баптизме придается учению об обращении, возрождении и крещении по вере. Спасение с точки зрения баптизма получают люди, которые раскаялись в грехах и обратились к богу. Обряд крещения рассматривается как акт сознательного обращения в веру, поэтому к нему допускаются только взрослые.

Пропагандируется учение об «избранности», «рождении свыше», «освящении». Особое значение придается филантропии, подчеркнутому гуманизму, «братской любви» и моральному ригоризму.

В начале 30-х годов XIX в. в США от баптизма отпочковалась религиозная организация — адвентизм (от да-тин. adventus — пришествие). Возникновение адвентизма связано с усилением эсхатологических настроений в средо американской мелкой буржуазии, особенно фермеров, разорявшихся под натиском крупного капитала. Безысходность собственной социальной позиции они переживали как общечеловеческую катастрофу. Этому в немалой степени способствовали неурожаи вследствие стихийных бедствий, охвативших ряд штатов. В такой обстановке впечатляюгцим оказалось выступление баптистского проповедника Уильяма Миллера, который выпустил в 1833 г. книгу «Свидетельство из писания и истории о втором пришествии Христа около 1843 г. и его личном царствовании в течение 1000 лет». Миллер несколько раз назначал сроки «второго пришествия», указывая на социальные и стихийные бедствия как на неоспоримые признаки близящейся эсхатологической катастрофы. Его преемники, учитывая компрометирующий опыт провала этих пророчеств, больше, как правило, не называли никаких дат. Тем не менее напряженность эсхатологических ожиданий остается идейным стержнем адвентизма, вокруг которого организуются все остальные элементы системы его вероучения, воспринятого в своих основных принципах от баптизма.

Адвентистская доктрина имеет существенное расхождение с догматикой других конфессий христианства в центральном вопросе о посмертных судьбах душ. Адвентисты не считают душу бессмертной и учат, что она умирает и воскресает вместе с телом. Бессмертие объявляется делом одних «праведников». Во время «страшного суда», согласно их учению, все мертвые будут воскрешены, но лишь для того, чтобы получить по приговору бога либо «жизнь вечную», либо окончательное уничтожение.

Из различных направлений адвентизма наиболее распространены «адвентисты седьмого дня». Их идейная и организационная структура сложилась под воздействием Елены Уайт, провозгласившей «откровение» о праздновании не воскресенья, а субботы как седьмого дня недели, выдвинувшей некоторые пищевые запреты — на потребление кофе, чая, спиртных напитков, перца, свинины — и запреты на использование ряда медикаментов. Общины этого направления, объединяющиеся в «поля», «унионы» и «дивизионы», организованы в международном масштабе. Культ адвентистов сохраняет основные элементы баптистского ритуала, дополняя их обрядом взаимного омовения ног, символизирующим христианское смирение и любовь к ближнему. Обязательной для каждого адвентиста является уплата десятины со всех своих доходов в пользу организации.

В 1872 г. в США от адвентизма отделилось объединение «Исследователи Библии», во главе которого стоял мелкий торговец Чарльз Рассел (III. Русс ел). В связи с тем что предсказания адвентистов о светопреставлении по сбывались, Рассел выдвинул новую’ эсхатологическую идею о «втором пришествии Христа», которое уже совершилось, но незримо. С 1916 г., после смерти Рассела, руководителем этого движения стал американский судья Дж. Рэзерфорд. В 1931 г. он созвал конференцию в Бруклине, на которой объединение приняло новое название — «Свидетели бога Иеговы».

Заимствуя эсхатологические элементы христианства из адвентизма, иеговисты отрицают единосущность троицы и трансформируют бога-отца в новый мифологический персонаж, называя его ветхозаветным именем Иеговы. Христа иеговисты превратили в подчиненный Иегове персонаж, по существу низшего порядка. Исторический процесс осмысливается иеговистами в плане войны Иеговы с восставшим против него Сатаной. Иеговисты предрекают близкую решающую битву Иеговы против сил Сатаны — «армагеддон», в результате которой все человечество, кроме них, погибнет.

Иеговисты противопоставляют теократию светскому государству, которое объявляется ими частью земного тела Сатаны. Тем не менее они выдают США за «божье государство» и подчеркивают сатанинский характер социалистических государств. Такая ориентация «Свидетелей Иеговы», превратившая их движение в активный отряд мировой реакции, пришлась по вкусу империалистическим кругам. Хотя «Свидетели Иеговы» сравнительно немногочисленны, они пользуются значительной финансовой поддержкой капитала.

Смысл жизни и счастье

Смысл – это объективная наполненность, содержательный критерий жизни; осмысленность – это субъективное отношение к жизни, осознание ее смысла. Жизнь индивида может иметь смысл, независимо от ее осмысления.

Смысл жизни – это личностная характеристика отношения к жизни, включающая в себя как непосредственное бытие индивида, так и его деятельное включение в социальную жизнь, соотнесенное с системой ценностей и детерминированное внутренней личностной мотивацией поступка.

Смысл жизни может пониматься: с рациональных позиций; с позиций иррациональных религиозных традиций; как сугубо нравственная проблема (И. Кант); проблема реализации содержания некоего мирового духа, абсолютной идеи (Гегель); как психологическое состояние индивида и как деятельное осуществление себя личностью; миром жизненных смыслов могут быть глубины человеческого Я, в том числе и бессознательного (К. Юнг); смысл жизни могут искать в монологах с самим собой (С. Кьеркегор). Смысл жизни неотделим от понимания жизни как ее личностной характеристики.

Религия о жизни и смерти.

Это вопрос является одним из главных в любой из существующих религий. Именно религия помогает преодолеть страх смерти, обещая бессмертие на том свете. Но надо прожить жизнь так, как того требует воля Божья, чтобы заслужить блаженство. Таким образом, жизнь приобретает смысл, предопределенный Богом. Безбожие это источник безнравственности. А вера в Бога – нравственная опора для постижения смысла жизни. Удерживая верующих от греха и наставляя их на “праведный путь”, связывая смысл жизни со стремлением к добру и борьбой против зла. Высший смысл жизни выносится за рамки: жизнь оказывается лишь средством для достижения потусторонней по отношению к ней цели, лишь временным этапом на пути к загробному миру.

Материалистическое понимание смысла жизни.

Не страшится признать трагизм смерти, он не утешает нас никакими надеждами на спасение души в потустороннем мире. Уход человека из жизни невосполнимая утрата. Нельзя устранить трагизм смерти, смириться с нею. Переживания, связанные со смертью – столь же необходимый элемент нашей жизни, как и многое другое. Но мы не должны доводить себя до отрицания ценностей жизни. Каждый должен самостоятельно искать смысл своей жизни и никому другому его поручить нельзя. Смысл нельзя дать, его нужно найти. Таким образом, к определению смысла жизни существуют различные подходы.

Гедонизм, жить значит наслаждаться; эвдемонизм, жизнь – стремление к счастью как подлинному назначению человека; аскетизм, жизнь – это отречение от мира, умерщвление плоти ради искупления грехов; этика долга, жизнь – это самопожертвование; альтруизм, служение идеалу; утилитаризм, жить значит извлекать пользу; прагматизм, цель жизни оправдывает любые средства ее достижения.

Смысл жизни:

• Индивидуален; субъективен. Он создается человеком благодаря его собственным усилиям. Жизнь должна иметь смысл в себе, а не за своими пределами. Индивидуальная жизнь получает смысл как частица совместной общей жизни людей.

• Человек живущий только для себя, теряет смысл жизни потому, что отрывает свою индивидуальную жизнь от общей жизни. Для него смерть представляется жестоким и бессмысленным концом всего, так как все, чем он живет и что делает служит не только его собственному благополучию, но и благополучию других людей, смерть неспособна уничтожить смысл его жизни. Этот смысл воплощается в том, что он сделал для сохранения и улучшения общей жизни людей.

• Чтобы найти смысл жизни, человек должен быть личностью, способной найти смысл жизни. Личность, умеющая наполнить свою жизнь смыслом, – это личность, несущая любовь к людям в своем сердце. Такая личность находит смысл жизни в деятельности, которая доставляет радость и ей самой, и другим.

Иными словами, смысл жизни человека – в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой ради других. Конечность человеческого бытия – естественный закон природы. Боязнь смерти приближает смерть. Эпикур призывал не бояться смерти: если человек живет, то смерти нет, если смерть наступила, то его уже нет. А Спиноза советовал лучше думать о жизни, чем о смерти.

Католицизм как западная ветвь христианства. Догматические нововведения и специфика культовой деятельности римо-каталицизма

Католицизм - самое многочисленное направление в христианстве (от 580 до 800 млн.приверженцев). Особенно много католиков в Италии, Испании, Португалии, Франции, Австрии, Польше, Венгрии, странах Латинской Америки, в США. Истоки К. в небольшой римской христианской общине, первым епископом которой, по преданию, был апостол Петр. Процесс обособления К. начался в 3-5'веке, когда углублялись экономические, политические, культурные различия между западной и восточными частями Римской империи. Начало разделения было положено соперничеством между римскими папами и константинопольскими патриархами за главенство в христианском мире. Около 867 г. произошел разрыв между папой Николаем 1 и константинопольским патриархом Фотием. На 8 Вселенском соборе раскол принял необратимый характер после полемики между папой Львом 4 и константинопольским патриархом Михаилом Келуарием (1054 г.) и был завершен, когда крестоносцы захватили Константинополь.

Основой католического вероучения как и христианства в целом приняты Священное писание и Священное предание, однако католическая церковь считает Священным преданием постановления не только семи первых Вселенских соборов, но и всех последующих соборов, а кроме того папские послания и постановления. Организация католической церкви отличается строгой централизацией. Римский папа – глава. Выбирается пожизненно конклавом кардиналов. Он определяет доктрины по вопросам веры и морали. Его власть выше власти Вселенских соборов.

Католичество утверждает, что Святой Дух происходит как от Бога-Отца, так и от Бога-Сына. Основа спасения - вера и добрые дела. Церковь обладает сокровищницей «сверхдолжных» дел - «запасом» добрых дел, сотворенных Иисусом Христом. Богоматерью, святыми, благочестивыми христианами. Церковь имеет право распоряжаться этой сокровищницей, уделять из нее часть тому, кто в этом нуждается. То есть - отпустить грехи, даровать прощение кающимся (отсюда учение об индульгенциях - отпущении грехов за деньги или другие заслуги перед церковью). Папа имеет право сокращать срок пребывания души в чистилище.

Догмат о чистилище (место между раем и адом) есть только в католицизме. Души грешников горят там в очищающем огне, а потом получают доступ в рай.

Догмат о непогрешимости папы (принят на первом Ватиканском соборе в 1870 г.)(то есть устами папы говорит сам Бог), о непорочном зачатии Девы Марии (1854г)

Культовая часть католицизма также выражена в наличии обрядовой части. Католицизм также признает семь таинств, но несколько разнится понимание этих таинств: причащение производится пресным хлебом (у православных - квасным); при крещении окропляют водой, а не погружают в купель; миропомазание (конфирмация) производится в возрасте 7-8- лет, a не в младенчестве (при этом подросток получает себе еще одно имя и образ святого, поступкам которого он намерен следовать): в православии обет безбрачия принимает лишь черное духовенство (монашество), у католиков же безбрачие (целибат) обязательно для всего духовенства.

Большое внимание уделяется убранству священнослужителей (священник - черная сутана, епископ - фиолетовая, кардинал - пурпурная, папа - белая сутана Папа надевает митру и тиару как знак высшей земной власти, а также паллий - ленту с нашитыми на ней крестами из черного сукна).

Важными элементами культа являются католические праздники и посты. Рождественский пост - адвент. Рождество - наиболее торжественный праздник (три богослужения: в полночь, на заре и днем, что символизирует рождение Христа в лоне отца, во чреве Богоматери и в душе верующего). Богоявление - праздник трех царей - в память о явлении Иисуса язычникам и поклонении ему трех царей. Праздник Сердца Иисуса - символа надежды на спасение. Праздник Сердца Марии - символа особой любви к Иисусу и спасения, праздник Непорочного Зачатия Девы Марии (8 декабря). Один из главных праздников - Вознесение Богоматери (15 августа). Праздник Поминовения усопших (2 ноября). За пределы Европы католицизм распространился в виде миссий к нехристианам.

Резиденция Папы - Ватикан (площадь 44 га) имеет свой герб, флаг, гимн, гвардию, поддерживает дипломатические отношения с более чем 100 государствами мира.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.129.19 (0.026 с.)