Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности основных форм классического протестантизма: лютеранство, кальвинизм, англиканствоСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Протестанти́зм (от лат. protestatio, onis f [protestor] — торжественное заявление, провозглашение, заверение; в отд. случаях — возражение, несогласие) — одно из трёх, наряду с православием и католицизмом, главных направлений христианства, представляющее собой совокупность независимых церквей, церковных союзов и деноминаций, связанных своим происхождением с Реформацией — широким антикатолическим движением XVI века в Европе. В настоящее время существуют как консервативная форма протестантизма, так и его либеральная форма. Присутствуют и иные различия во взглядах и практиках от церкви к церкви и от деноминации к деноминации. Теология протестантизма прошла в своём развитии ряд этапов. Это ортодоксальная теология XVI в. (Мартин Лютер, Ж. Кальвин, Цвингли, Ф. Меланхтон), непротестантская, или либеральная теология XVIII—XIX вв. (Ф. Шлейермахер, Э. Трёльч, А. Гарнак), «теология кризиса», или диалектическая теология, появившаяся после Первой мировой войны (К. Барт, П. Тиллих, Р. Бультман), радикальная, или «новая» теология, распространившаяся после Второй мировой войны (Д. Бонхеффер). Характерной чертой классического протестантского богословия является весьма строгое отношение к тому, что считается существенным — вере, таинствам, спасению, учению о церкви, и менее строгое отношение к внешней, обрядовой стороне церковной жизни (адиафора), что часто порождает большое разнообразие форм при соблюдении строгости учения. Специфика позднего протестантизма: пятидесятничество, баптизм, адвентизм, иеговизм, Новоапостольская церковь, мормоны, квакеры, методизм, меннониты, Армия спасения. Возникновение различных течений в протестантизме, известных под общим названием «поздний протестантизм» (методисты, квакеры, баптисты, адвентисты, свидетели Иеговы, мормоны и др.)? было обусловлено социальной неоднородностью буржуазного общества, развитием религиозной идеологии в конкретных условиях. Большинство движений позднего протестантизма проходило под знаком «религиозного возрождения», возврата к первоначальному христианству и идеалам Реформации. Некоторые из них (мормоны, свидетели Иеговы) порвали не только с крупными конфессиями, но и с важными традициями христианства вообще. Возникновение новых групп п сект в протестантизме имеет место и в настоящее время. Мениониты — конфессия, в которую эволюционировал анабаптизм после разгрома «Мюнстерской коммуны» 1534 г. в Германии. Название это движение получило по имени голландского проповедника Симонса Менно, который доказывал необходимость крещения взрослых, требовал отказа от военной службы, присяги, суда. Учение меннонитов провозглашает религиозное равенство всех членов общин, отказ от иерархии. Из Голландии и Германии, где меннонитов преследовали даже в XVIII в., они расселились по многим странам, включая Россию. В настоящее время количество меннонитов сравнительно невелико. Они проживают в США, Канаде, Голландии, ФРГ и других странах. Существует Всемирная конференция меннонитов. Общины меннонитов существуют и в СССР. Методизм возник как попытка преодолеть религиозный индифферентизм и формализацию практики религиозной жизни, распространившиеся в англиканстве XVIII в. Это движение получило свое название за стремление к методическому соблюдению предписаний религии. В эпоху п р о мы ш л е н н о й революции, интенсификации эксплуатации трудящихся, которая принимала нередко бесчеловечные формы, методисты преднамеренно выдвинули в центр религиозного сознания этические проблемы, оставив в тени догматические и космологические, скомпрометированные развитием естественных наук. Отпочковавшись в 1791 г. от англиканской церкви, методисты не ввели существенных изменений в догматику и культ, но упростили установления англиканства. Так, 39 статей англиканского «Символа веры» они свели к 25-ти. В 1881 г. создан Всемирный методистский совет, созывающий один раз в 10 лет Всемирные методистские конференции. В настоящее время методизм представлен строго централизованными 12 так называемыми епископальными методистскими церквами и шестью самостоятельными. В США методизм является третьей по численности поело католицизма и баптизма религиозной организацией. Баптизм возник как радикальное протестантское течение в среде английских эмигрантов-конгрегационалистов, которые установили обряд крещения взрослых, провозгласили требование полного осуществления принципа всеобщего священства и допуска к проповеди не только проповедников, но и всех членов общины. В этом они видели возвращение «дара пророчества» и «учительства» первых времен христианства. Первые баптистские общины появились в Англии в 1611 — 1612 гг. и в Северной Америке — в 1639 г. Но широкое распространение баптизма началось с конца XVIII в., когда английскими баптистами было создано миссионерское общество. В XIX в. баптистские общины появляются во многих странах Европы, в том числе и в России. В 1905 г. возник Всемирный союз баптистов. Международный центр баптизма находится в Вашингтоне. Вероучение баптизма обнаруживает основные признаки протестантизма в его кальвинистской интерпретации. Учение о предопределении смягчается, акцентируется идея «оправдания личной верой». Особое значение в баптизме придается учению об обращении, возрождении и крещении по вере. Спасение с точки зрения баптизма получают люди, которые раскаялись в грехах и обратились к богу. Обряд крещения рассматривается как акт сознательного обращения в веру, поэтому к нему допускаются только взрослые. Пропагандируется учение об «избранности», «рождении свыше», «освящении». Особое значение придается филантропии, подчеркнутому гуманизму, «братской любви» и моральному ригоризму. В начале 30-х годов XIX в. в США от баптизма отпочковалась религиозная организация — адвентизм (от да-тин. adventus — пришествие). Возникновение адвентизма связано с усилением эсхатологических настроений в средо американской мелкой буржуазии, особенно фермеров, разорявшихся под натиском крупного капитала. Безысходность собственной социальной позиции они переживали как общечеловеческую катастрофу. Этому в немалой степени способствовали неурожаи вследствие стихийных бедствий, охвативших ряд штатов. В такой обстановке впечатляюгцим оказалось выступление баптистского проповедника Уильяма Миллера, который выпустил в 1833 г. книгу «Свидетельство из писания и истории о втором пришествии Христа около 1843 г. и его личном царствовании в течение 1000 лет». Миллер несколько раз назначал сроки «второго пришествия», указывая на социальные и стихийные бедствия как на неоспоримые признаки близящейся эсхатологической катастрофы. Его преемники, учитывая компрометирующий опыт провала этих пророчеств, больше, как правило, не называли никаких дат. Тем не менее напряженность эсхатологических ожиданий остается идейным стержнем адвентизма, вокруг которого организуются все остальные элементы системы его вероучения, воспринятого в своих основных принципах от баптизма. Адвентистская доктрина имеет существенное расхождение с догматикой других конфессий христианства в центральном вопросе о посмертных судьбах душ. Адвентисты не считают душу бессмертной и учат, что она умирает и воскресает вместе с телом. Бессмертие объявляется делом одних «праведников». Во время «страшного суда», согласно их учению, все мертвые будут воскрешены, но лишь для того, чтобы получить по приговору бога либо «жизнь вечную», либо окончательное уничтожение. Из различных направлений адвентизма наиболее распространены «адвентисты седьмого дня». Их идейная и организационная структура сложилась под воздействием Елены Уайт, провозгласившей «откровение» о праздновании не воскресенья, а субботы как седьмого дня недели, выдвинувшей некоторые пищевые запреты — на потребление кофе, чая, спиртных напитков, перца, свинины — и запреты на использование ряда медикаментов. Общины этого направления, объединяющиеся в «поля», «унионы» и «дивизионы», организованы в международном масштабе. Культ адвентистов сохраняет основные элементы баптистского ритуала, дополняя их обрядом взаимного омовения ног, символизирующим христианское смирение и любовь к ближнему. Обязательной для каждого адвентиста является уплата десятины со всех своих доходов в пользу организации. В 1872 г. в США от адвентизма отделилось объединение «Исследователи Библии», во главе которого стоял мелкий торговец Чарльз Рассел (III. Русс ел). В связи с тем что предсказания адвентистов о светопреставлении по сбывались, Рассел выдвинул новую’ эсхатологическую идею о «втором пришествии Христа», которое уже совершилось, но незримо. С 1916 г., после смерти Рассела, руководителем этого движения стал американский судья Дж. Рэзерфорд. В 1931 г. он созвал конференцию в Бруклине, на которой объединение приняло новое название — «Свидетели бога Иеговы». Заимствуя эсхатологические элементы христианства из адвентизма, иеговисты отрицают единосущность троицы и трансформируют бога-отца в новый мифологический персонаж, называя его ветхозаветным именем Иеговы. Христа иеговисты превратили в подчиненный Иегове персонаж, по существу низшего порядка. Исторический процесс осмысливается иеговистами в плане войны Иеговы с восставшим против него Сатаной. Иеговисты предрекают близкую решающую битву Иеговы против сил Сатаны — «армагеддон», в результате которой все человечество, кроме них, погибнет. Иеговисты противопоставляют теократию светскому государству, которое объявляется ими частью земного тела Сатаны. Тем не менее они выдают США за «божье государство» и подчеркивают сатанинский характер социалистических государств. Такая ориентация «Свидетелей Иеговы», превратившая их движение в активный отряд мировой реакции, пришлась по вкусу империалистическим кругам. Хотя «Свидетели Иеговы» сравнительно немногочисленны, они пользуются значительной финансовой поддержкой капитала.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.76.168 (0.01 с.) |