Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культурная ситуация «рубежа веков» в зарубежной литературе. Основные художественные течения в зарубежной литературе начала XX века.↑ Стр 1 из 19Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Новое в драматургии XX века, «драма идей» и творчество Бернарда Шоу («Пигмалион», «Дом, где разбиваются сердца»). Рубеж XX столетий в истории западноевропейской литературы отмечен мощным подъемом драматического искусства. Драматургию этого периода современники назвали «новой драмой», подчеркивая радикальный характер свершившихся в ней перемен, «Новая драма» возникла в атмосфере культа науки, вызванного необычайно бурным развитием естествознания» философии и психологии, и, открывай для себя новые сферы жизни, впитала в себя дух всемогущего и всепроникающего научного анализа. Она восприняла множество разнообразных художественных явлений, испытала влияние различных идейно-стилевых течений и литературных школ, от натурализма до символизма. Это социально-психологическая драматургия, в момент своего возникновения ориентировавшаяся на натурализм в прозе, на обсуждение в театре граждански значимых «злободневных» проблем. Становление ее проходило под знаком натурализма, поскольку именно эта школа позволяла драматургам наиболее выигрышно раскрыть взаимоотношения человека с окружающей его обстановкой. Но главное, «новая драма» подошла к современности с самыми серьезными этическими и идеологическими требованиями, намереваясь описать ее наличное состояние и от своего лица сформулировать задачи, стоящие перед обществом. В пьесах Ибсена и Шоу, Гауптмана и Стриндберга острой критике подверглись как конкретные социальные институты, так и общепринятая мораль. От «новой драмы» ждали строгого, едва ли не «объективного» исследования современной действительности, способного ответить на вопрос о причинах несовершенства мира и человека. Шоу о «новой драме» В историко-литературной перспективе «новая драма», послужившая коренной перестройке драматургии XIX в., ознаме-новала собой начало драматургии века XX. В истории западноевропейской «новой драмы» роль новатора и первопроходца принадлежит норвежскому писателю Хенрику Ибсену (1828--1906). Первой драмой, в которой наиболее полно отобразились новые принципы, стал «Кукольный дом». 1879 г., когда он был написан, можно считать годом рождения «драмы идей», то есть реалистической социально-психологической драмы с напряженными идейными столкновениями. В «Кукольном доме» проблема прав женщины перерастает в проблему социального неравенства в общем, так как трагедия Норы оказывается, определенной мерой, повторенной на жизненной дороге и Крогстада, и Кристини. Действие, которое началось с воспроизведения жизни-игры главной героини-куклы в кукольном доме, неожиданно проектируется в прошлое, ретроспективная композиция создает возможность для проникновения в скрытую от постороннего глаза настоящую сущность социальных и моральных взаимоотношений, когда женщина боится сознаться в том, что она способна на самостоятельные благородные поступки — спасение больного мужа и ограждение умирающего отца от волнений,— а государственные законы и официальная мораль квалифицируют эти действия лишь как преступление. Утвердившийся в обществе «культ ложных идеалов» Шоу называет «идеализмом», а его приверженцев -- «идеалистами». Именно на них направлено острие сатиры Ибсена, отстаивавшего право человеческой личности поступать иначе, чем предписывают «нравственные идеалы» общества. Ибсен, по словам Шоу, «настаивает на том, чтобы высшая цель была вдохновенной, вечной, непрерывно развивающейся, а не внешней, неизменной, фальшивой... не буквой, но духом... не абстрактным законом, а живым побуждением». Задача современного драматурга в том и состоит, чтобы вскрыть таящиеся в обществе противоречия и найти путь «к более совершенным формам общественной и частной жизни». Сюрреализм Начало сюрреализму (от фр. surrealite - cверхреальность) было положено изданием книги «Магнитные поля» (1919) Андре Бретона и Филиппа Супо. Вместо изображения объективной реальности целью искусства Бретон провозгласил сверхчувственную надреальность и мир подсознательного, а в качестве главного способа творения - «автоматическое письмо». Философской основой сюрреализма служит интуитивизм, разработанный французским идеалистом А. Бергсоном. Этот философ утверждал, что разум бессилен познать действительность, и на его место выдвигал интуицию - «непосредственное» восприятие без участия сознания. В 1924 году бывший дадаист, врач-психиатр А. Бретон, опубликовал первый манифест сюрреалистов. Самое интересное для Бретона в человеке - изучение подсознательного мира смутных инстинктов, неопределенных порывов, спящих ассоциаций - всего, что отходит от нормы и приближается к патологии. Разум должен отойти в сторону, дать дорогу потоку подсознания, он будет не осмысливать, а бездумно впитывать в себя хаос жизненных впечатлений. Также сюрреалисты опирались на учение Фрейда о господстве подсознательного в психике человека. Сюрреализм стремился раскрепостить сущность человека, подавленного цивилизацией, и осуществить коммуникацию, воздействуя на подсознательные импульсы. Сюрреалисты обращаются к надреальности, в тайники человеческой души, в мир темных глухих инстинктов, болезненных снов. Период увлечения дадаизмом и сюрреализмом прошли Элюар и Арагон. Представители в поэзии Ф. Супо, Ж. Кокто. Школа сюрреализма самораспутилась. Однако сюрреализм оказал влияние на искусство ХХ века: поэзию Элюара, Арагона, Незвала, Лорки. Большое влияние на все развитие французской поэзии ХХ века оказал яркий представитель сюрреализма Гийом Аполлинер (А. Костровицкий, 1880-1918), поэт, впервые употребивший слово «сюрреализм» в предисловии к своей драме «Груди Тирезия», где автор просил прощения за придуманный им неологизм.Сюрреалисты провозгласили Аполлинера своим духовным вождем. Эстетическая программа сюрреалистов в первом манифесте сводилась к следующему: ничего нет на свете более противоречивого, чем мечта и действительность. Первое прекрасно, второе отвратительно. Они бесконечно далеко друг от друга. Но, оказывается, соединить их (чтоб уловить суть вещей) все же можно - в некоей абсолютной реальности, сюрреальности (надреальности - термин Аполлинера), как бы приподнятой над землей. Для этого нужно только отрешиться о привычки ползать по земле и воспарить на крыльях чудесного. Нужно избавиться от контроля разума и сознания, которые только мешают этому парению, и отдаться ему всецело, безраздельно, автоматически. Стиль экспрессионистской поэзии отмечен патетикой, гиперболами, символикой, фантастическим. На первом этапе экспрессионизм проявил себя в поэзии (Франц Верфель, Георг Тракль, Георг Гейм, Эрнст Толлер). Экспрессионизм широко проник в драматургию, способствуя возникновению таких жанровых разновидностей, как "я-драма" и "драма-крик". Самый знаменитый среди экспрессионистов-драматургов - Георг КАЙЗЕР (1878-1945), чьи пьесы "Граждане из Кале" (1914) и "С утра до полуночи" (1916) пользовались широкой популярностью. Творчество художников-экспрессионистов оказалось в фашистской Германии под запретом как болезненное, упадочническое, неспособное служить политике нацизма. Между тем опыт экспрессионизма продуктивен для многих художников, не говоря уже о тех, кто испытал непосредственное влияние его программы (Ф. Кафка, И. Бехер, Б. Келлерман, Л. Франк, Г. Гессе). В творчестве последних отразилась существенная особенность экспрессионизма - мыслить философскими категориями. Одна из важнейших тем искусства XX века - отчуждение как итог буржуазной цивилизации, подавившей человека в государстве, тема философская и центральная для мироощущения Кафки, получила у экспрессионистов детальную разработку. Рассмотрев несколько модернистских школ и творчество крупнейших писателей, близких к авангардизму, можно утверждать, что для модернизма как художественного течений характерны субъективизм и в целом пессимистическое воззрение на прогресс и историю, внесоциальное отношение к человеку, нарушение целостной концепции личности, гармонии внешней и внутренней жизни, социального и биологического в ней. В плане мировоззренческом модернизм спорил с апологетической картиной мира, был настроен антибуржуазно; в то же время его настораживала негуманность революционной практической деятельности. Модернизм выступал в защиту личности, провозгласил ее самоценность и суверенность, имманентную природу искусства. В поэтике он апробировал нетрадиционные, противопоставленные реализму приемы и формы, ориентированные на свободное волеизъявление творца, и тем самым оказал влияние на реалистическое искусство. Граница между модернизмом и реализмом в ряде конкретных примеров из творчества современных авторов достаточно проблематична, ибо, по наблюдению известного киевского литературоведа Д. Затонского, "модернизм... в химически чистом виде не встречается". Он является неотъемлемой частью художественной панорамы XX века. Литература «потерянного поколения». Хронологические рамки, предпосылки возникновения, основные представители, общее в тональности и в художественной форме. Литература «потерянного поколения» сложилась в европейских и американской литературах в течение десятилетия после окончания первой мировой войны. Зафиксировал ее появление 1929 год, когда были изданы три романа: "Смерть героя" англичанина Олдингтона, "На Западном фронте без перемен" немца Ремарка и "Прощай, оружие!" американца Хемингуэя. В литературе определилось потерянное поколение, названное так с легкой руки Хемингуэя, поставившего эпиграфом к своему первому роману "Фиеста. И восходит солнце" (1926) слова жившей в Париже американки Гертруды Стайн "Все вы - потерянное поколение". Сказанные в одном конкретном случае, безотносительно к искусству, эти слова оказались точным определением общего ощущения утраты и тоски, которые принесли с собой авторы названных книг, прошедшие через войну. В их романах и повестях было столько отчаяния и боли, что их определяли как скорбный плач по убитым на войне, даже если герои книг и спаслись от пуль. Это реквием, по целому поколению, не состоявшемуся из-за войны, на которой рассыпались, словно бутафорские замки, идеалы и ценности, которым учили с детства. Война обнажила ложь многих привычных догм и государственных институтов, таких, как семья и школа, вывернула наизнанку фальшивые моральные ценности и ввергла рано состарившихся юношей в бездну безверия и одиночества. Герои книг писателей "потерянного поколения", как правило, совсем юные, можно сказать, со школьной скамьи и принадлежат к интеллигенции. Для них путь Барбюса и его "ясность" представляются недостижимыми. Они - индивидуалисты и надеются, как герои Хемингуэя, лишь на себя, на свою волю, а если и способны на решительный общественный поступок, то сепаратно заключая "договор с войной" и дезертируя (лейтенант Генри). Герои Ремарка находят утешение в дружбе и любви, не отказываясь от кальвадоса. Это их своеобразная форма защиты от мира, принимающего войну как способ решения политических конфликтов и подчиняющего культу милитаристской пропаганды всю систему идеологического и нравственного воспитания молодежи. Героям литературы "потерянного поколения" недоступно единение с народом, государством, классом, как это наблюдалось у Барбюса. "Потерянное поколение" противопоставило обманувшему их миру горькую иронию, ярость, бескомпромиссную и всеохватную критику устоев фальшивой цивилизации, что и определило место этой литературы в реализме, несмотря на пессимизм, общий у нее с литературой модернизма. Общность направления, проявившаяся у различных авторов: Общность проявляется во всем, начиная с тематики и кончая формой их произведений. Главные темы писателей этого поколения — война, фронтовые будни ("Прощай оружие" (1929) Хемингуэя, "Три солдата"(1921) Дос Пассоса, сборник рассказов "Эти тринадцать" (1926) Фолкнера и др.) и послевоенная действительность — "век джаза" ("И восходит солнце" (1926) Хемингуэя, "Солдатская награда" (1926) и "Москиты" (1927) Фолкнера, романы "Прекрасные, но обреченные" (1922) и "Великий Гэтсби" (1925), новеллистические сборники "Рассказы джазового века" (1922) и "Все печальные молодые люди" (1926) Скотта Фитцджеральда). Проблематика, занимающая "потерянных", тяготеет к изначальным мифологическим оппозициям человеческого мышления: война и мир, жизнь и смерть, любовь и смерть. Симптоматично, что смерть (и война как ее синоним) непременно выступает одним из элементов этих противопоставлений. Симптоматично и то, что эти вопросы решаются "потерянными" отнюдь не в мифопоэтическом и не в отвлеченно-философском плане, а предельно конкретно и в большей или меньшей степени социально определенно. Культурная ситуация «рубежа веков» в зарубежной литературе. Основные художественные течения в зарубежной литературе начала XX века. Эпоха на стыке веков - "конец века" - ощущение глобальной катастрофы Основые черты: 1) депрессия и пессимизм (начало 18 в. - сила технического прогресса, конец 19 в. - все изобретено. Счастье не наступило, ощущение полного провала; Ницше "Бог умер", скоро конец света) 2) негативное отрицание (в особенности Англия) 3) обращение к тайному, неизведанному, иррациональному, духовному ---> символизм, поиск новых духовных путей смысла жизни. Стремление полагаться только на творчество. Лозунг: крушение бывших рамок, канонов, произрастание нового "Творчество не ниже и не выше жизни. Творчество есть жизнь" Искусство синкретично - смешение различных видов искусств. Хронологические рамки эпохи: Франция: 2 половина 19 века (1860-1890) Бодлер, Мопассан Германия, Англия, Италия: конец 80-ых- начало 90-ых г. США, Испания – начало 20 в. 10-20-ые гг. Конец эпохи: 20-ые гг. в Европе – истощение субъективности в творчестве, возвращение к нормативности 1880-1890гг – конец первого 10летия 20 в. – Fin de Seiecle - одновременное существование на протяжении четверти столетия ряда самостоятельных направлений: декаданс, чистое искусство, символизм, натурализм, импрессионизм, эстетизм и другие Потом эти течения либо эволюционировали, либо исчезли. Новая эпоха: Авангард («то, что идет впереди») – к. 10ых – нач. 20ых гг. 20 в. Эксперименты с формами. 1) дадаизм à сюрреализм 2) экспрессионизм 3) футуризм Модернизм - новое мышление, этап человеческого развития. Пруст, Джойс, Кафка. 20-ые – 40ые гг. 20 века. 1) «поток сознания» (узкий смысл: модернизм) 2) «интеллектуальный роман». Гессе, Манн, Булгаков 3) «эпический театр» - неаристотилиевский 4) Экзистенциализм 50-ы гг. Модернизм и постмодернизм – затишье «новый роман» - эксперименты с формой «театр абсурда» - мысли экзистенциалистов Новый всплеск: 60-80ые гг. – Постмодернизм – глобальные, разрушительные перемены Конец 20 в. – возвращение к реалистическому роману во Франции. Литература обращается к человеку. Реализм всегда верит в человека. Реализм в течение 20 в. существовал. Всегда находились писатели, которые творили в этом стиле. Эпоха «потерянного поколения» - реализм более лиричен, интуитивен. Декаданс («упадок») – любой период упадка какой-либо структуры, направления. Литературный процесс конца 19 – нач 20 в., несущая печать кризиса, снижения эстетических, художественных критериев в творчестве. У художников: процесс увядания, смерти, разложения Большое значение придают ФОРМЕ. Культ форм, стремление к интенсивной чувственности, внешней аффектации Декаданс отрицал моральные нормы (эпатаж, аморализм) К литературе декаданса относят: Стефан Маларме «Весеннее обновление», О. Уайльд «Саламея», Метерлинк ранние произведения, философские работы Ницше Символизм (от греч. «символ», «знак») – художественное, неоромантическое направление, возникло во Франции в середине 80-ых гг. 19 в., и ярче всего проявилось в творчестве Рембо, Верлена, Маларме. Сонет Бодлера (эстетический родоначальник символизма) «Соответствие» Символизм: постижение иррационального, интуиция, ощущения. Символизм наследует романтический принцип двоемирия, но трансформирует его. Философия: Анри Берксон «Интуиция важнее разума» Мир вещей – иллюзия Изначален и истинен мир идей (для нас не постижим) Принцип соответствия. Символ не имеет однозначной трактовки. Субъестивность – художественный способ- отказ от прямого называния предметной реальности и поиск выражения е внутренней сущности путем внушения. (искусство намека). Импрессионизм – направление в искусстве 19 в., достижение расцвета в эпоху рубежа веков. Цель: остановить мгновение. Лозунг: все существует только здесь и сейчас. Внимание: детали, техника мазка. Модернизм – философско-эстетический принцип мышления, способ ориентации человека в современном ему мире от начала до середины 20 в. Модернизм - направление в искусстве, включавшее в себя ряд течений, развивающихся в 20-40 гг. 20 века и характеризовавшееся неверием в возможность искусства повлиять на жизнь, что заставляло писателей принимать «пассивную» роль. Писатели-модернисты называли свое искусство «камерным». Создавали свой замкнутый камерный мирок. Основной объект изображения: сознание (не изображает мир, а заново создает). Оппозиция неподлинности мира и подлинности художника. Игровой принцип искусства. Реальность: незавершенная, находящаяся в вечном поиске. Авангард – ломка старого, языковые эксперименты, эпатаж, главное –разрушить традиционное языковое оформление текста. Дадаизм – первоначальная форма существования сюрреализма (от фр. «дада» - детский лепет) – писатели интернационального происхождения. Бессмыслица – главный принцип существования – вызов общественному сознанию, стремление шокировать публику. Монтаж, коллаж. 1919 – дадаизм перестает существовать. Сюрреализм - искусство бунта, негативное отрицание классической культуры. Принципы: 1) принцип суггестивности 2) принцип соответствия 3) принцип ассоциативности (заменяет логику) 4) сочетание несочетаемого Поль Элюар, Жак Риго, А. Бритон, Арагон 1924 г. – манифест сюрреалистов – поиск высшей реальности, недостижимой простыми логическими методами. Глубины подсознания рождают образы и ассоциации в процессе поэтического творчества без контроля разума (бессонница, гипноз, алкоголь) Экспрессионизм – особняк среди модернистских направлений. Художник-экспрессионист занимает активную позицию. Художник сам легко участвует в переделке мира. Возник в Германии в конце 19 в. – начале 20 в. как философское направление, а затем эстетическое. Выдавливание, извлечение, суть à «экспрессионизм» Лев Копилев выделял потаенные скрытные сущности и свое отношение к действительности. Он изучал экспрессионистов. Художник должен побуждать. Группа «Мост» в Германии – упрощенная форма, новые ритмы, разные цвета (интенсивность цвета). Философия экспрессионизма – субъективна (ограниченная, узкая). К природе у экспрессионистов было враждебное отношение à превосходство над человеком. Футуризм – развитие в Италии, авангардийское течение, воспевает урбанизацию жизни. Футуризм – основа деспотической власти. Для футуристов характерно антифилософичность, антиэстетичность, антиморальность, агрессивность, отказ от культурных традиций, отказ от словесных форм выражения. Человек – винтик в механизме вещей. 2. Принцип детерминизма. Художественная реализация принципа детерминизма. (На примере произведений нескольких авторов). Детерминизм (причина -> следствие) - методологический принцип, согласно которому из факта, что в мире все взаимосвязано и причинно обусловлено, следует возможность познания и предсказания событий, имеющих как однозначно определенную, так и вероятностную природу. Методологический принцип детерминизма является одновременно и основополагающим принципом философского учения о бытии. Термин детерминизм происходит от латинского слова determine (“определяю”) и означает, что объяснить явление, значит, открыть факторы, которые его порождают и определяют, т. е. его причины (или детерминанты) или другими словами как обязательная определяемость всех вещей и явлений в мире другими вещами и явлениями. В соответствии с этим принципом любые события влекут за собой определенные следствия и в то же время представляют собой следствие из некоторых других событий, совершавшихся ранее. Идея детерминизма сильна тем, что предполагает определенную закономерность хода событий. Они возникают и сменяют друг друга не хаотически и произвольно, но только под действием факторов, которые доступны разумному объяснению и опытной проверке. Примеры произведений: 1. «Великий Гетсби» Фицджеральд 2. Драйзер «Американская трагедия»: американская мечта не осуществима, все идет по причинно-следственной связи, разочарование в жизни 3. Литература «потерянного поколения»: поколение, которое не может найти себя – «я потерян, потому что была война» 4. «Портрет Дориана Грея», Уайльд – хотел вечную красоту- получил – теперь дается во все тяжкие.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.233.69 (0.01 с.) |