Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Духовная культура чеченцев (XVI-XVIII вв.)
В XVI-XVIII вв. чеченцы, особенно равнинные, уже имели письменность. Они пользовались арабской графикой и писали на литературном языке, так называемом «книжном тюрки», распространенном на Северном Кавказе и являвшемся языком межнационального общения. К концу XVIII в. в эпистолярном жанре расширяется использование собственно арабского языка. Надо отметить, что письма чеченских князей и обществ, направленные российским властям, порой достигают литературных высот, там встречается накал страстей, живая речь, сравнения, образные обороты, юмор. В XVIII в. появились и первые карты Северного Кавказа, составленные русскими географами, на которые были нанесены и нахские аулы. Нарторстхойские эпические сказания чеченцев содержали темы набегов, столкновений и состязаний, благодати, богоборчества и гибели нартов. Чеченская нартиада представляет собой самобытную версию общекавказского нартского эпоса и имеет напластования различных эпох.Особого внимания заслуживают героико-эпические или (песни) чеченцев, сложившиеся как жанр именно в XVI-XVIII вв. - в период роста и утверждения национального самосознания чеченского народа. В или чеченцы провозглашали свои эстетические и этические принципы, основанные на опыте истории, на традиционных моральных ценностях. Отдельным жанром можно выделить лирические песни («йиш») огромной эмоциональной и художественной силы. Из музыкальных инструментов чеченцы знали двухструнную скрипку («1ад хьокх пондур»), горскую трехструнную балалайку («дечиг пондар»), свирель, зурну и барабан. Музыкальные произведения чеченцев имели свою национальную специфику, хотя развивались в общекавказском русле. Наибольшую близость фольклор чеченцев имел, конечно, с устным творчеством ингушей. В нахский фольклор также проникали произведения соседних народов, а с утверждением ислама в XVI-XVIII вв. широко развился религиозный пласт: духовный мир чеченцев, в целом, обогащается сказками, преданиями и притчами восточного мира.
Утверждение ислама в Чечне Ислам в Чечне, по признанию многих исследователей, имеет многовековую историю.На Северо-Восточном Кавказе (Дагестане, Чечне и Ингушетии) ислам распространялся в форме суфизма, представленного через тарикаты накшбандийа, кадирийа и шазалийа».Термин «тарика» означает «путь». А тарикат – это «система духовно-мистической подготовки верующего, избравшего путь, ведущий к Истине (Богу)В Чечне действуют два основных суфийскихтариката – накшбандийа и кадирийа.
НакшбандийаЭтот тарикат – одно из широко распространенных на Кавказе суфийских братств. Название восходит к имени известного мусульманского деятеля исламского мира Бахаудина Накшбанди (1318-1389 гг.).Первым из суфийских шейхов, который определяется, как последователь накшбандийа, был, чеченец из села АлдыУшурма, более известный как шейх Мансур. Роль шейхов этого тариката «сводилась к укреплению и сплочению людей на фоне физического и духовного давления со стороны российской империи». «В конце XVIII и первой половине XIX вв. все лидеры антиколониальной войны как в Чечне, так и в Дагестане были представителями данного тариката».Основная практика – «тихийзикр, совершаемый скрыто от непосвященных». Главная формула – бессчетное повторение про себя имени Бога. Считается, что верующий не должен выставлять напоказ свою набожность. Поэтому зикр – таинство, скрытое от посторонних глаз. «Коллективный зикр осуществляется раз в неделю… Громко произнесенная молитва, согласно накшбандийцам, теряет свою религиозную значимость». Кадирийа- Это – суфийское братство, у истоков которого стоял известный исламский теолог Абд аль Кадир аль Джилани (1077-1166 гг.). Кадирийцев узнают по громкому зикру. Он совершается по кругу и может сопровождаться различными действиями головы, рук. Некоторые вирдовые братства, совершая громкий зикр, используют также различные музыкальные инструменты: чиммирзоевцы – жирг1у (бубен), висхаджинцы – 1ад хьокхупондар (разновидность скрипки). Наиболее известен вирд шейха Киши-хьажи (Кунта-хьажи), который считается и одним из крупных. Кишихаджинцы носят «мюридское одеяние», узнаваемое, прежде всего, по длинной рубахе со стоячим воротником и застежками вместо пуговиц, а также по головному убору – тюбетейке. Узнаваем и круговой зикр, который члены братства совершают. В зикре участвуют только мужчины.
30. Народное восстание чеченцев под предводительством шейха Мансура. 1785-1791гг. Шейх Мансур, Ушурма (1765 — 13 апреля 1794) — военный, религиозный и политический лидер кавказских горцев в конце XVIII века. Один из видных деятелей Кавказской войны 1785—1791 годов. Чеченец, происходил из тейпа Элистанжхой. Отец Мансура Шаабаз был родом из села Элистанжи. Некоторое время семья жила в селе Хаттуни, затем обосновалась в селе Алды (Бухlан-Юрт), где и родился Мансур. В детстве изучал Коран под началом дагестанского муллы. В конце XVIII века начал проповедовать своё религиозное учение среди чеченцев и возмутил их против России. Посланный для захвата Мансура и его единомышленников отряд численностью в 2000 человек с 2 орудиями под начальством полковника Де Пиери 6 июля 1785 года потерпел при селении Алды сокрушительное поражение. Сам Пиери погиб. В числе пленных оказался адъютант Багратион, впоследствии герой Отечественной войны 1812 года.[источник не указан 113 дней] Успех в этой битве побудил Мансура предпринять ряд наступательных действий против российских укреплений и станиц Кавказской линии. Гарнизоны, занимавшие укрепления от Моздока до Владикавказа, не были в состоянии предохранить дорогу в Грузию от нападений со стороны чеченцев. Вследствие этого в 1786 году только что возведённые укрепления (Потемкина, Григориполь — ныне станица ГригориполискаяНовоалександровского района Ставропольского края, Владикавказ) были вынужденно оставлены и гарнизоны выведены на линию. Основными своими целями Мансур ставил борьбу с рабством, феодалами, кровной местью, и в целом, замену горских адатов на мусульманские законы шариата. Движение Мансура, распространившись среди адыгов и дагестанцев быстро охватило весь Северный Кавказ. Борьба с Мансуром и явившимися к нему на помощь турками во время Второй турецкой войны 1787—1791 гг. потребовала больших усилий и стоила России многих жертв. Усиление колониальных мероприятий царизма и обострение внутренних классовых противоречий в горских обществах в конце XVIII века обусловили тот глубокий социальный протест, который вылился в мощное восстание в Чечне и на Северном Кавказе в 1785-1791 гг. под предводительством Ушурмы (шейха Мансура). После нескольких удачных походов, а главное — после победы 30 сентября 1790 года генерала Германа над турко-горским отрядом турецкого паши Батал-бея на берегу Кубани, силы Мансура были истощены и он с последними отрядами укрылся в построенной турками крепости Анапа. 22 июня 1791 года, во время штурма и взятия российскими войсками Анапы, Мансур был ранен и попал в плен. Умер в ссылке в Шлиссельбургской крепости (по другим данным — в Соловецком монастыре) 13 апреля 1794 года. Шейх Мансур был готов принять все, что ему предначертал Аллах. На суде Мансуру предлагали в обмен на свободу признать свою борьбу “злодейством по принуждению”, но Мансур категорически отвечал, что если он сможет вырваться на свободу, то примется за борьбу с ещё большей силой. Из Петербурга 15 октября 1791 года Шейха отвезли в Шлиссербургскую крепость, где он и умер (по другим данным — в Соловецком монастыре) 13 апреля 1794 года. После смерти Екатерины II и Павла I в пору правления Александра 1, делегация горцев прибыла в Санкт-Петербург добиваться аудиенции у царя. Объяснив цель своего визита, горцы попросили царя помиловать Шейха Мансура. Александр I захотел узнать подробнее об этой личности. Горцы стали рассказывать о легендарном Шейхе. Царь встал и дослушал рассказ до конца стоя. Когда же один из приближенных спросил, почему он встал, говорят, царь ответил: “Я не мог сидя слушать о таком человеке”. Но императору не чем было обрадовать горцев. Он сообщил им, что Шейх Мансур умер 13 апреля 1794 года. Горцам показали надгробную плиту на кладбище узников Шлиссельбургской крепости.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1534; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.142.248 (0.018 с.) |