Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Первобытное общество на территории Чечни.Стр 1 из 9Следующая ⇒
Первобытное общество на территории Чечни. Кавказ является одним из очагов жизни на Земле. Он был заселен с древнейших времен. Этому способствовали благоприятные естественно-географические условия. На Кавказе смыкаются Европа и Азия. Одна из этимологий термина «Кавказ» - ворота в Азию. «Много разных племен обитает на Кавказе»- писал Геродот. «горой языков» назвал Кавказ географ Страбон. Самые ранние предметы из камня в эпоху Мустье найдены в кезеной. Археологи обнаружили в ущелье Хой, Ведено, Кезеной остатки материальной культуры эпох Верхнего палеолита, 40-12 тыс.лет назад. В этих местах люди жили как в стоянках открытого типа, так и в горных пещерах. Основным занятием древних было собирательство. Из древнего периода очень важно отметить, среднекаменный век (период 10-5 вв до н.э). его главное достижение – изобретение лука и стрел. Находки этого периода сделаны как в горах, так и подравнинах. Например, станица Вознесенская, Сержен-Юрт, Шалажи и т.д. это дает нам говорить о заселенности края уже в период палеолита. Археологическая культура на территории Чечни. Археологические памятники в селах Ведено, Хасав-юрт, Курен-Беной, Мескеты, Шерой и в других местах показывают, что наши предки хоронили умерших в степях и предгорьях, а в горах – в грунтовых могилах каменных склепах. В могилах найдены глиняные сосуды с красивым орнаментом, из металла – бронзовые ножи, булавки для скрепления одежды, украшения, каменные булавы, боевые топоры. Эти памятники датируются в 1700-1400 г до н.э. Эпоха поздней бронзы и раннего железного века охватывает КАспийско-карачаевскую культуру. Это период с 1300-900 г до н.э. название эта культура получила от названия сел Каскент – Дагестан и Харачой. В этот период в быту наших предков появляются первые железные предметы. Ранние памятники этой культуры 1300-1100 г.до н.э. найдены у сел Курчалой, Гуни, Белгатой. На территории Чечни с 11-4 в до н.э. существовала Кобанская культура – эта культура охватывает территорию нынешних Кабардино-Балкарии, Ставрополья, Чечни и Ингушетии. В 1 в. до н.э. Скипские орды из преозовских и управленческих степей устремляются в Закавказье. Скипы доминировали на Сев. Кавказе до 4 в н.э. скипы делились на сарматы, совроматы, аорцы, сираки, исадники. В свою очередь они на царских скифов и скифов покарей. Названия скифских племен аорсов близко к названию чеч.тайпаорсой, название исадики близко к садой. С 4-го века по 7-й их заполняют гунны и аланы. Со 2-го по 12 вв.существовало мощное аланское государство. одна из столиц, Магас находилась по данным археологов на месте нынешних Алхан-кала и Кулары. Наши предки в этот период упоминаются под этнонимами гар-гаш, соды, исадики, аорсы, турдзуки.
Общественный строй чеченцев (16-18 вв.) Общественный строй Чечни характеризуется переплетением феодальных и патриархальных отношений. По данным фольклора у чеченцев в горной Чечне существовал институт эли-правители Чаберлои алданг1ейза, Усурдешни. Эта переслойка затем была уничтоженна чеченцами, но для управления обществом и защиты от нападений калмыков и нагайцев чеченцы стали приглашать князей из аварцев, кумыков, кабардинцев, черкесов. Таким образом в Чечне до середины 18в. существовал «институт приглашенных князей». Основной массой населения Чечни являлся Оьзда-нах-свободные общинники. Были и зависимые прослойки Лай (холопы, пленники), т.е. люди захваченные в плен в боях, набегах. Основной формой социальной организации чечнцев был тайп. Обычно в литературе чеченский тайп определяют как «род». На наш взгляд тайп это братство (вашалла), ассоциация родственных и не родственных (социальных) групп объединенных политическими, экономическими интересами и мифологическим родством.
Традиционная пища чеченцев. Чеченская народная кухня – одна из самых древнейших и не сложных в приготовлении. Из мяса – характерно использование баранины, говядины и птицы, свинина – исключена. Сушеное мясо, которое очень долго сохраняется в состоянии готовности к употреблению, с давних пор употребляется в любом виде, часто с лепешкой из кукурузной муки. Мясо подается с галушками из пшеничной или кукурузной муки и обязательно с чесночной приправой. Чеченский народ в изобилии готовит мясные бульоны, блюда из сыра, тыквы, творога, кукурузы. Известен чеченский творог со сметаной - Т1о-берам.К нему традиционно подается лепешка – хьокхам, которую макают в творог и запивают чаем.
Хингалаш - род пирожков с тыквенной начинкой.. Хингалаши имеют форму полукруга, перед подачей на стол их смачивают горячей водой и смазываю маслом. Жижиг-галнаш – галушки с мясом, считаются еще одной особенностью национальной кухни чеченского народа. Обычно это баранина с галушками. жижиг-барш – это внутренности, фаршированные мясом, рисом, и картофелем. Они подаются на стол с кукурузными галушками и приправой из чеснока, вместе в бульоном в пиалах. На сладкое за столом вам предложат халву к полной пиале чая, хозяин, по традиции очень внимателен к своему гостю. Алкоголь не в почете, даже вино пить за трапезой не принято. Также как и отказ от свинины, это следование канонам мусульманской религии. Утверждение ислама в Чечне Ислам в Чечне, по признанию многих исследователей, имеет многовековую историю.На Северо-Восточном Кавказе (Дагестане, Чечне и Ингушетии) ислам распространялся в форме суфизма, представленного через тарикаты накшбандийа, кадирийа и шазалийа».Термин «тарика» означает «путь». А тарикат – это «система духовно-мистической подготовки верующего, избравшего путь, ведущий к Истине (Богу)В Чечне действуют два основных суфийскихтариката – накшбандийа и кадирийа. НакшбандийаЭтот тарикат – одно из широко распространенных на Кавказе суфийских братств. Название восходит к имени известного мусульманского деятеля исламского мира Бахаудина Накшбанди (1318-1389 гг.).Первым из суфийских шейхов, который определяется, как последователь накшбандийа, был, чеченец из села АлдыУшурма, более известный как шейх Мансур. Роль шейхов этого тариката «сводилась к укреплению и сплочению людей на фоне физического и духовного давления со стороны российской империи». «В конце XVIII и первой половине XIX вв. все лидеры антиколониальной войны как в Чечне, так и в Дагестане были представителями данного тариката».Основная практика – «тихийзикр, совершаемый скрыто от непосвященных». Главная формула – бессчетное повторение про себя имени Бога. Считается, что верующий не должен выставлять напоказ свою набожность. Поэтому зикр – таинство, скрытое от посторонних глаз. «Коллективный зикр осуществляется раз в неделю… Громко произнесенная молитва, согласно накшбандийцам, теряет свою религиозную значимость». Кадирийа- Это – суфийское братство, у истоков которого стоял известный исламский теолог Абд аль Кадир аль Джилани (1077-1166 гг.). Кадирийцев узнают по громкому зикру. Он совершается по кругу и может сопровождаться различными действиями головы, рук. Некоторые вирдовые братства, совершая громкий зикр, используют также различные музыкальные инструменты: чиммирзоевцы – жирг1у (бубен), висхаджинцы – 1ад хьокхупондар (разновидность скрипки). Наиболее известен вирд шейха Киши-хьажи (Кунта-хьажи), который считается и одним из крупных. Кишихаджинцы носят «мюридское одеяние», узнаваемое, прежде всего, по длинной рубахе со стоячим воротником и застежками вместо пуговиц, а также по головному убору – тюбетейке. Узнаваем и круговой зикр, который члены братства совершают. В зикре участвуют только мужчины. 30. Народное восстание чеченцев под предводительством шейха Мансура. 1785-1791гг.
Шейх Мансур, Ушурма (1765 — 13 апреля 1794) — военный, религиозный и политический лидер кавказских горцев в конце XVIII века. Один из видных деятелей Кавказской войны 1785—1791 годов. Чеченец, происходил из тейпа Элистанжхой. Отец Мансура Шаабаз был родом из села Элистанжи. Некоторое время семья жила в селе Хаттуни, затем обосновалась в селе Алды (Бухlан-Юрт), где и родился Мансур. В детстве изучал Коран под началом дагестанского муллы. В конце XVIII века начал проповедовать своё религиозное учение среди чеченцев и возмутил их против России. Посланный для захвата Мансура и его единомышленников отряд численностью в 2000 человек с 2 орудиями под начальством полковника Де Пиери 6 июля 1785 года потерпел при селении Алды сокрушительное поражение. Сам Пиери погиб. В числе пленных оказался адъютант Багратион, впоследствии герой Отечественной войны 1812 года.[источник не указан 113 дней] Успех в этой битве побудил Мансура предпринять ряд наступательных действий против российских укреплений и станиц Кавказской линии. Гарнизоны, занимавшие укрепления от Моздока до Владикавказа, не были в состоянии предохранить дорогу в Грузию от нападений со стороны чеченцев. Вследствие этого в 1786 году только что возведённые укрепления (Потемкина, Григориполь — ныне станица ГригориполискаяНовоалександровского района Ставропольского края, Владикавказ) были вынужденно оставлены и гарнизоны выведены на линию. Основными своими целями Мансур ставил борьбу с рабством, феодалами, кровной местью, и в целом, замену горских адатов на мусульманские законы шариата. Движение Мансура, распространившись среди адыгов и дагестанцев быстро охватило весь Северный Кавказ. Борьба с Мансуром и явившимися к нему на помощь турками во время Второй турецкой войны 1787—1791 гг. потребовала больших усилий и стоила России многих жертв. Усиление колониальных мероприятий царизма и обострение внутренних классовых противоречий в горских обществах в конце XVIII века обусловили тот глубокий социальный протест, который вылился в мощное восстание в Чечне и на Северном Кавказе в 1785-1791 гг. под предводительством Ушурмы (шейха Мансура). После нескольких удачных походов, а главное — после победы 30 сентября 1790 года генерала Германа над турко-горским отрядом турецкого паши Батал-бея на берегу Кубани, силы Мансура были истощены и он с последними отрядами укрылся в построенной турками крепости Анапа. 22 июня 1791 года, во время штурма и взятия российскими войсками Анапы, Мансур был ранен и попал в плен. Умер в ссылке в Шлиссельбургской крепости (по другим данным — в Соловецком монастыре) 13 апреля 1794 года. Шейх Мансур был готов принять все, что ему предначертал Аллах. На суде Мансуру предлагали в обмен на свободу признать свою борьбу “злодейством по принуждению”, но Мансур категорически отвечал, что если он сможет вырваться на свободу, то примется за борьбу с ещё большей силой. Из Петербурга 15 октября 1791 года Шейха отвезли в Шлиссербургскую крепость, где он и умер (по другим данным — в Соловецком монастыре) 13 апреля 1794 года. После смерти Екатерины II и Павла I в пору правления Александра 1, делегация горцев прибыла в Санкт-Петербург добиваться аудиенции у царя. Объяснив цель своего визита, горцы попросили царя помиловать Шейха Мансура. Александр I захотел узнать подробнее об этой личности. Горцы стали рассказывать о легендарном Шейхе. Царь встал и дослушал рассказ до конца стоя. Когда же один из приближенных спросил, почему он встал, говорят, царь ответил: “Я не мог сидя слушать о таком человеке”. Но императору не чем было обрадовать горцев. Он сообщил им, что Шейх Мансур умер 13 апреля 1794 года. Горцам показали надгробную плиту на кладбище узников Шлиссельбургской крепости.
ЧИАССР в годы ВОВ Великая Отечественная война коренным образом изменила условия жизни и труда населения Чечено-Ингушетии,как и всех народов СССР.Перед труженниками республики стояли задачи:резко увеличить добычу нефти,обеспечить широкий размах бурения.Все заводы и фабрики были переведены на обслуживание нужд фронта.Стояла задача обеспечить фронт горюче-смазочными материалами.На машиностроительных заводах было налажено производство оружия,боеприпасов.Предприятия легкой промышленности,сельское хозяйство поставляли для армии продовольствие и обмундирование.С первых же дней немало труженников республики вступило в Красную Армию.В рядах Красной армии героически сражались свыше 30 тысяч чеченцев и ингушей. Многие ушли на фронт добровольцами. Тем не менее, политическое недоверие режима к народу сохранялось. Вайнахам не позволили создать свои национальные формирования. Более того, в феврале 1942 года был прекращен призыв чеченцев и ингушей в армию. Начиная с 1943 года Сталин оставлял без последствий ходатайства командования фронтов о присвоении звания Героя Советского Союза воинам-чеченцам и ингушам. С первых дней войны началось движение по формированию народного ополчения.В сентябре 1942 г. на границе Чечено-Ингушетии развернулись бои.Грозненский полк народного ополчения принял активное участие в боях.
Первобытное общество на территории Чечни. Кавказ является одним из очагов жизни на Земле. Он был заселен с древнейших времен. Этому способствовали благоприятные естественно-географические условия. На Кавказе смыкаются Европа и Азия. Одна из этимологий термина «Кавказ» - ворота в Азию. «Много разных племен обитает на Кавказе»- писал Геродот. «горой языков» назвал Кавказ географ Страбон. Самые ранние предметы из камня в эпоху Мустье найдены в кезеной. Археологи обнаружили в ущелье Хой, Ведено, Кезеной остатки материальной культуры эпох Верхнего палеолита, 40-12 тыс.лет назад. В этих местах люди жили как в стоянках открытого типа, так и в горных пещерах. Основным занятием древних было собирательство. Из древнего периода очень важно отметить, среднекаменный век (период 10-5 вв до н.э). его главное достижение – изобретение лука и стрел. Находки этого периода сделаны как в горах, так и подравнинах. Например, станица Вознесенская, Сержен-Юрт, Шалажи и т.д. это дает нам говорить о заселенности края уже в период палеолита.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1957; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.107 (0.013 с.) |