Первобытное общество на территории Чечни. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первобытное общество на территории Чечни.



Первобытное общество на территории Чечни.

Кавказ является одним из очагов жизни на Земле. Он был заселен с древнейших времен. Этому способствовали благоприятные естественно-географические условия. На Кавказе смыкаются Европа и Азия. Одна из этимологий термина «Кавказ» - ворота в Азию. «Много разных племен обитает на Кавказе»- писал Геродот. «горой языков» назвал Кавказ географ Страбон. Самые ранние предметы из камня в эпоху Мустье найдены в кезеной. Археологи обнаружили в ущелье Хой, Ведено, Кезеной остатки материальной культуры эпох Верхнего палеолита, 40-12 тыс.лет назад. В этих местах люди жили как в стоянках открытого типа, так и в горных пещерах. Основным занятием древних было собирательство. Из древнего периода очень важно отметить, среднекаменный век (период 10-5 вв до н.э). его главное достижение – изобретение лука и стрел. Находки этого периода сделаны как в горах, так и подравнинах. Например, станица Вознесенская, Сержен-Юрт, Шалажи и т.д. это дает нам говорить о заселенности края уже в период палеолита.

Археологическая культура на территории Чечни.

Археологические памятники в селах Ведено, Хасав-юрт, Курен-Беной, Мескеты, Шерой и в других местах показывают, что наши предки хоронили умерших в степях и предгорьях, а в горах – в грунтовых могилах каменных склепах. В могилах найдены глиняные сосуды с красивым орнаментом, из металла – бронзовые ножи, булавки для скрепления одежды, украшения, каменные булавы, боевые топоры. Эти памятники датируются в 1700-1400 г до н.э. Эпоха поздней бронзы и раннего железного века охватывает КАспийско-карачаевскую культуру. Это период с 1300-900 г до н.э. название эта культура получила от названия сел Каскент – Дагестан и Харачой. В этот период в быту наших предков появляются первые железные предметы. Ранние памятники этой культуры 1300-1100 г.до н.э. найдены у сел Курчалой, Гуни, Белгатой. На территории Чечни с 11-4 в до н.э. существовала Кобанская культура – эта культура охватывает территорию нынешних Кабардино-Балкарии, Ставрополья, Чечни и Ингушетии. В 1 в. до н.э. Скипские орды из преозовских и управленческих степей устремляются в Закавказье. Скипы доминировали на Сев. Кавказе до 4 в н.э. скипы делились на сарматы, совроматы, аорцы, сираки, исадники. В свою очередь они на царских скифов и скифов покарей. Названия скифских племен аорсов близко к названию чеч.тайпаорсой, название исадики близко к садой. С 4-го века по 7-й их заполняют гунны и аланы. Со 2-го по 12 вв.существовало мощное аланское государство. одна из столиц, Магас находилась по данным археологов на месте нынешних Алхан-кала и Кулары. Наши предки в этот период упоминаются под этнонимами гар-гаш, соды, исадики, аорсы, турдзуки.

 

Общественный строй чеченцев (16-18 вв.)

Общественный строй Чечни характеризуется переплетением феодальных и патриархальных отношений. По данным фольклора у чеченцев в горной Чечне существовал институт эли-правители Чаберлои алданг1ейза, Усурдешни. Эта переслойка затем была уничтоженна чеченцами, но для управления обществом и защиты от нападений калмыков и нагайцев чеченцы стали приглашать князей из аварцев, кумыков, кабардинцев, черкесов. Таким образом в Чечне до середины 18в. существовал «институт приглашенных князей». Основной массой населения Чечни являлся Оьзда-нах-свободные общинники. Были и зависимые прослойки Лай (холопы, пленники), т.е. люди захваченные в плен в боях, набегах. Основной формой социальной организации чечнцев был тайп. Обычно в литературе чеченский тайп определяют как «род». На наш взгляд тайп это братство (вашалла), ассоциация родственных и не родственных (социальных) групп объединенных политическими, экономическими интересами и мифологическим родством.

 

Традиционная пища чеченцев.

Чеченская народная кухня – одна из самых древнейших и не сложных в приготовлении.

Из мяса – характерно использование баранины, говядины и птицы, свинина – исключена. Сушеное мясо, которое очень долго сохраняется в состоянии готовности к употреблению, с давних пор употребляется в любом виде, часто с лепешкой из кукурузной муки. Мясо подается с галушками из пшеничной или кукурузной муки и обязательно с чесночной приправой. Чеченский народ в изобилии готовит мясные бульоны, блюда из сыра, тыквы, творога, кукурузы. Известен чеченский творог со сметаной - Т1о-берам.К нему традиционно подается лепешка – хьокхам, которую макают в творог и запивают чаем.

Хингалаш - род пирожков с тыквенной начинкой.. Хингалаши имеют форму полукруга, перед подачей на стол их смачивают горячей водой и смазываю маслом. Жижиг-галнаш – галушки с мясом, считаются еще одной особенностью национальной кухни чеченского народа. Обычно это баранина с галушками. жижиг-барш – это внутренности, фаршированные мясом, рисом, и картофелем. Они подаются на стол с кукурузными галушками и приправой из чеснока, вместе в бульоном в пиалах. На сладкое за столом вам предложат халву к полной пиале чая, хозяин, по традиции очень внимателен к своему гостю. Алкоголь не в почете, даже вино пить за трапезой не принято. Также как и отказ от свинины, это следование канонам мусульманской религии.

Утверждение ислама в Чечне

Ислам в Чечне, по признанию многих исследователей, имеет многовековую историю.На Северо-Восточном Кавказе (Дагестане, Чечне и Ингушетии) ислам распространялся в форме суфизма, представленного через тарикаты накшбандийа, кадирийа и шазалийа».Термин «тарика» означает «путь». А тарикат – это «система духовно-мистической подготовки верующего, избравшего путь, ведущий к Истине (Богу)В Чечне действуют два основных суфийскихтариката – накшбандийа и кадирийа.

НакшбандийаЭтот тарикат – одно из широко распространенных на Кавказе суфийских братств. Название восходит к имени известного мусульманского деятеля исламского мира Бахаудина Накшбанди (1318-1389 гг.).Первым из суфийских шейхов, который определяется, как последователь накшбандийа, был, чеченец из села АлдыУшурма, более известный как шейх Мансур. Роль шейхов этого тариката «сводилась к укреплению и сплочению людей на фоне физического и духовного давления со стороны российской империи». «В конце XVIII и первой половине XIX вв. все лидеры антиколониальной войны как в Чечне, так и в Дагестане были представителями данного тариката».Основная практика – «тихийзикр, совершаемый скрыто от непосвященных». Главная формула – бессчетное повторение про себя имени Бога. Считается, что верующий не должен выставлять напоказ свою набожность. Поэтому зикр – таинство, скрытое от посторонних глаз. «Коллективный зикр осуществляется раз в неделю… Громко произнесенная молитва, согласно накшбандийцам, теряет свою религиозную значимость».

Кадирийа- Это – суфийское братство, у истоков которого стоял известный исламский теолог Абд аль Кадир аль Джилани (1077-1166 гг.). Кадирийцев узнают по громкому зикру. Он совершается по кругу и может сопровождаться различными действиями головы, рук. Некоторые вирдовые братства, совершая громкий зикр, используют также различные музыкальные инструменты: чиммирзоевцы – жирг1у (бубен), висхаджинцы – 1ад хьокхупондар (разновидность скрипки).

Наиболее известен вирд шейха Киши-хьажи (Кунта-хьажи), который считается и одним из крупных. Кишихаджинцы носят «мюридское одеяние», узнаваемое, прежде всего, по длинной рубахе со стоячим воротником и застежками вместо пуговиц, а также по головному убору – тюбетейке. Узнаваем и круговой зикр, который члены братства совершают. В зикре участвуют только мужчины.

30. Народное восстание чеченцев под предводительством шейха Мансура. 1785-1791гг.

Шейх Мансур, Ушурма (1765 — 13 апреля 1794) — военный, религиозный и политический лидер кавказских горцев в конце XVIII века. Один из видных деятелей Кавказской войны 1785—1791 годов. Чеченец, происходил из тейпа Элистанжхой. Отец Мансура Шаабаз был родом из села Элистанжи. Некоторое время семья жила в селе Хаттуни, затем обосновалась в селе Алды (Бухlан-Юрт), где и родился Мансур. В детстве изучал Коран под началом дагестанского муллы. В конце XVIII века начал проповедовать своё религиозное учение среди чеченцев и возмутил их против России. Посланный для захвата Мансура и его единомышленников отряд численностью в 2000 человек с 2 орудиями под начальством полковника Де Пиери 6 июля 1785 года потерпел при селении Алды сокрушительное поражение. Сам Пиери погиб. В числе пленных оказался адъютант Багратион, впоследствии герой Отечественной войны 1812 года.[источник не указан 113 дней] Успех в этой битве побудил Мансура предпринять ряд наступательных действий против российских укреплений и станиц Кавказской линии. Гарнизоны, занимавшие укрепления от Моздока до Владикавказа, не были в состоянии предохранить дорогу в Грузию от нападений со стороны чеченцев. Вследствие этого в 1786 году только что возведённые укрепления (Потемкина, Григориполь — ныне станица ГригориполискаяНовоалександровского района Ставропольского края, Владикавказ) были вынужденно оставлены и гарнизоны выведены на линию. Основными своими целями Мансур ставил борьбу с рабством, феодалами, кровной местью, и в целом, замену горских адатов на мусульманские законы шариата. Движение Мансура, распространившись среди адыгов и дагестанцев быстро охватило весь Северный Кавказ. Борьба с Мансуром и явившимися к нему на помощь турками во время Второй турецкой войны 1787—1791 гг. потребовала больших усилий и стоила России многих жертв. Усиление колониальных мероприятий царизма и обострение внутренних классовых противоречий в горских обществах в конце XVIII века обусловили тот глубокий социальный протест, который вылился в мощное восстание в Чечне и на Северном Кавказе в 1785-1791 гг. под предводительством Ушурмы (шейха Мансура). После нескольких удачных походов, а главное — после победы 30 сентября 1790 года генерала Германа над турко-горским отрядом турецкого паши Батал-бея на берегу Кубани, силы Мансура были истощены и он с последними отрядами укрылся в построенной турками крепости Анапа. 22 июня 1791 года, во время штурма и взятия российскими войсками Анапы, Мансур был ранен и попал в плен. Умер в ссылке в Шлиссельбургской крепости (по другим данным — в Соловецком монастыре) 13 апреля 1794 года. Шейх Мансур был готов принять все, что ему предначертал Аллах. На суде Мансуру предлагали в обмен на свободу признать свою борьбу “злодейством по принуждению”, но Мансур категорически отвечал, что если он сможет вырваться на свободу, то примется за борьбу с ещё большей силой. Из Петербурга 15 октября 1791 года Шейха отвезли в Шлиссербургскую крепость, где он и умер (по другим данным — в Соловецком монастыре) 13 апреля 1794 года. После смерти Екатерины II и Павла I в пору правления Александра 1, делегация горцев прибыла в Санкт-Петербург добиваться аудиенции у царя. Объяснив цель своего визита, горцы попросили царя помиловать Шейха Мансура. Александр I захотел узнать подробнее об этой личности. Горцы стали рассказывать о легендарном Шейхе. Царь встал и дослушал рассказ до конца стоя. Когда же один из приближенных спросил, почему он встал, говорят, царь ответил: “Я не мог сидя слушать о таком человеке”. Но императору не чем было обрадовать горцев. Он сообщил им, что Шейх Мансур умер 13 апреля 1794 года. Горцам показали надгробную плиту на кладбище узников Шлиссельбургской крепости.

 

ЧИАССР в годы ВОВ

Великая Отечественная война коренным образом изменила условия жизни и труда населения Чечено-Ингушетии,как и всех народов СССР.Перед труженниками республики стояли задачи:резко увеличить добычу нефти,обеспечить широкий размах бурения.Все заводы и фабрики были переведены на обслуживание нужд фронта.Стояла задача обеспечить фронт горюче-смазочными материалами.На машиностроительных заводах было налажено производство оружия,боеприпасов.Предприятия легкой промышленности,сельское хозяйство поставляли для армии продовольствие и обмундирование.С первых же дней немало труженников республики вступило в Красную Армию.В рядах Красной армии героически сражались свыше 30 тысяч чеченцев и ингушей. Многие ушли на фронт добровольцами. Тем не менее, политическое недоверие режима к народу сохранялось. Вайнахам не позволили создать свои национальные формирования. Более того, в феврале 1942 года был прекращен призыв чеченцев и ингушей в армию. Начиная с 1943 года Сталин оставлял без последствий ходатайства командования фронтов о присвоении звания Героя Советского Союза воинам-чеченцам и ингушам. С первых дней войны началось движение по формированию народного ополчения.В сентябре 1942 г. на границе Чечено-Ингушетии развернулись бои.Грозненский полк народного ополчения принял активное участие в боях.

 

Первобытное общество на территории Чечни.

Кавказ является одним из очагов жизни на Земле. Он был заселен с древнейших времен. Этому способствовали благоприятные естественно-географические условия. На Кавказе смыкаются Европа и Азия. Одна из этимологий термина «Кавказ» - ворота в Азию. «Много разных племен обитает на Кавказе»- писал Геродот. «горой языков» назвал Кавказ географ Страбон. Самые ранние предметы из камня в эпоху Мустье найдены в кезеной. Археологи обнаружили в ущелье Хой, Ведено, Кезеной остатки материальной культуры эпох Верхнего палеолита, 40-12 тыс.лет назад. В этих местах люди жили как в стоянках открытого типа, так и в горных пещерах. Основным занятием древних было собирательство. Из древнего периода очень важно отметить, среднекаменный век (период 10-5 вв до н.э). его главное достижение – изобретение лука и стрел. Находки этого периода сделаны как в горах, так и подравнинах. Например, станица Вознесенская, Сержен-Юрт, Шалажи и т.д. это дает нам говорить о заселенности края уже в период палеолита.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1957; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.107 (0.013 с.)