Общественный и семейный быт чеченцев во 2 пол. 19-нач. 20 века. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественный и семейный быт чеченцев во 2 пол. 19-нач. 20 века.



В 19 веке сам ход Кавказской войны оказал влияние на хозяйственную деятельность, семейный и общественный быт чеченцев. Лозунг «все мусульмане - братья» способствовал переселению в Чечню представителей дагестанских и других соседних народностей. Таким образом, в дальнейшем этногенезе современных чеченцев участвовали аварцы, даргинцы, андийцы, кумыки, черкесы, татары, курды и др. Чеченцы принимали в свою среду представителей других народов приветливо, оказывали им помощь, обеспечивали безопасность. Переселившимся выделялись земельные участки для строительства, им разрешалось пользоваться сенокосами, общественными выпасами. Период имамата Шамиля (20-50-е годы 19 века) внес ряд специфических черт в уклад жизни чеченцев. Жизнь стала строго регулироваться сводом мусульманских религиозных законов – «шариатом». Мероприятия, проводимые для усиления обороноспособности, вносили в экономику, семейный и общественный быт чеченцев жесткий режим, соблюдение которого было обязательным. К нарушителям применялась система наказаний, вплоть до смертной казни. В войне должны были участвовать все мужчины. На похороны запрещалось приглашать плакальщиц. После молитвы и выражения соболезнования присутствующие расходились. Малейшее нарушение шариатского запрета на алкогольные напитки и курение каралось очень строго. Ни одна совершеннолетняя девушка не имела права быть незамужней. Ни один мужчина, достигший зрелого возраста, не имел права оставаться холостым. Чтобы увеличить число браков, был уменьшен калым. Но в связи с частыми траурами и трудностями военного времени на свадьбе редко устраивали танцы, и само торжество было максимально упрощено. Шариатский режим имамата не коснулся или затронул в слабой степени лишь некоторые высокогорные чеченские общины. Там и сохранились народные верования, традиции, обычаи.

 

 

47. Школа и народное образование во второй половине 19 – начале 20 вв.

Первые школы для чеченцев открылись сразу же по завершении Кавказской войны. В 1862 году генерал-майор П. Услар открыл школу, где занятия велись на чеченском языке. П. Услар сам изучил чеченский язык с помощью муллы Янгулбая Хасанова и прапорщика КедиДосова, составившего первый чеченский букварь.

В конце 1862 года в Тифлисе был выпущен чеченский букварь под авторством КедиДосова. Чеченский алфавит был составлен на базе русской графики. Открытие первых школ, безусловно, способствовало просвещению народа. В Терской области было открыто пять школ: в Нальчике, Грозном, Назрани, Сухуми и Майкопе. УмалатЛаудаев, чеченский этнограф и просветитель, первым из числа чеченцев в 1872 году написал исследование о собственном народе - книгу «Чеченское племя». В своей работе он впервые делает попытку дать общее представление о прошлом края, его истории, культуре. Он внес немалый вклад в дело изучения истории чеченского народа. С его именем связано развитие просветительской мысли в дореволюционной Чечне

В конце 80-х начале 90-х гг. XIX в. начинается педагогическая и просветительская деятельность Т. Эльдарханова. В 1863 году открылась Грозненская окружная горская школа, в которой были один приготовительный и три основных учебных класса. Преподавание велось на русском языке. Кроме изучения обязательных мусульманских и христианских законов, внимание уделялось чистописанию, русскому языку, арифметике, географии и истории. Учащихся также обучали столярному и токарному делу, огородничеству и садоводству. Получив образование, выпускники школы занимали руководящие посты в сельских, окружных и областных органах аппарата административного управления. На январь 1869 года в школе насчитывалось 78 учеников. До 80-х годов XIX века беднякам доступ к знаниям был закрыт.. Горская школа просуществовала вплоть до 1917 года. Выпускники ее продолжали образование в средних и высших учебных заведениях Петербурга, Москвы, Тифлиса, Ставрополя и других городов страны. В 1914 году в Грозном насчитывалось 6 учебных заведений (Реальное училище, Женская гимназия, Ремесленная школа, Горская школа, Женское четырехклассное училище).

 

48. февральская революция и Чечня.

В феврале 1917 г в России произошла буржуазно-демократическая революция. Одновременно в городах создаваться демократические органы власти. 5 марта 1917 был избран Грозненский совет рабочих депутатов. В марте – апреле 1917 г был создан Чеченский Исполком, затем и Чеченский национальный совет. Его председателем был избран Ахметхан Мутушев. 1 мая 1917 был создан Союз Объединенных горцев Кавказа, во главе с Ганнатом Черноевым.15 января 1918 г в селах Шали и Урус-Мартан прошли съезды Чеченского народа, которые утвердили органы власти на местах.В апреле 1918 происходит раскол в чеченском национальном совете. Из него выходят сторонники советской власти во главе с Таштамиром Эльдерхановым и Асланбеком Шериповым.5 апреля 1918 г создается Гойтенский народный совет,который объединил сторонников Советской власти. Ахметхан Мутушев уходит с поста председателя Чеч.нац.совета, на его место был избран Ибрагим Гуриков. Резиденция этого совета была перенесена в Алды, и он получает название «Алдынский», ранее он назывался Атагинский.Чеченцы начали создавать отряды самообороны. Первый крупный отряд, численностью 800 бойцов был создан в Гойтах. Алхан-юртовский полк имел 500 бойцов, Ачхой-мартановский полк – 485 человек. Асланбеком Шериповым из разрозненных отрядов самообороны была создана Чеченская Красная армия, численностью 2 212 человек.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 730; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.155 (0.006 с.)