Система электроснабжения самолета ИЛ-76Т 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система электроснабжения самолета ИЛ-76Т



Система электроснабжения самолета ИЛ-76Т

Самолет Ил-76Т оснащен следующими системами электроснабжения:

˗ системой переменного трехфазного тока напряжением 208/115 В частотой 400 Гц;

˗ системой переменного трехфазного тока напряжением 36 В часто­той 400 Гц;

˗ системой постоянного тока напряжением 27 В.

Основной и первичной является система переменного трехфазного тока с выведенной силовой нейтралью напряжением 200/115 В частотой 400 Гц. От этой системы питается большинство самолетных потребите­лей электроэнергии, а также все остальные системы электроснабжения, которыми оснащен самолет.

Основными источниками электроэнергии в системе являются четыре генератора ГТ60ПЧ6А (по одному на каждом двигателе). Резервным источником служит генератор вспомогательной силовой установки (ВСУ) ГТ40ПЧ6, обеспечивающий питание бортсети на земле при отсут­ствии аэродромного источника переменного тока и в полете при отказе четырех генераторов. На земле бортсеть может получать питание от аэрод­ромного источника переменного тока через штепсельный разъем ШРАП- 400-ЗФ.

В трехфазных системах различают два способа соединения источ­ников и потребителей - звездой и треугольником. На самолете Ил-76Т применено соединение звездой с выведенной силовой нейтралью. В ка­честве силовой нейтрали используют корпус самолета.

Однофазное напряжение 115 В используется в основном для пита­ния радиооборудования, части приборного оборудования, части осве­щения и пр.

В нормальном полете при наличии питания в системе 200 В в пот­ребители напряжения 115 В поступает ток от распределительных уст­ройств системы 200 В. Потребители напряжения подключены одним проводом к одной из шин (фаз) системы 200 В, а вторым - к силовой нейтрали (к корпусу самолета).

Аварийным источником напряжения 115 В является преобразова­тель П0- 750А, который обеспечивает питанием группу наиболее важных потребителей. При включенном П0-750А от него через понижающий трансформатор ТС 1-0,25 поступает ток в группу потребителей однофаз­ного напряжения 36 В.

Система переменного трехфазного тока напряжением 36 В исполь­зуется для питания гироскопических приборов и датчиков. Эта система питается от системы 200 В через два трехфазных понижающих транс­форматора ТС320С04А.

Дополнительно установлен преобразователь ПТ-125Ц, работающий в полете постоянно и предназначенный для питания только резервного авиагоризонта АГБ-ЗК командира корабля и резервного выключателя коррекции ВК-90. К распредели­тельным устройствам переменного трехфазного тока напряжением 36 В подсоединены также и потребители переменного однофазного тока напряжением 36 В.

Система постоянного тока напряжением 27 В. Основными источниками в системе являются четыре выпрямительные установки ВУ-6А, преобразующие переменное трехфазное напряжение 200 В в постоянное 27 В. В качест­ве резервного источника постоянного тока используют генератор ВСУ СГ-12ТО. Генератор обеспечивает питание системы постоянного тока на земле при отсутствии аэродромного источника, а в полете - при отказе системы 200 В или при отказе всех ВУ-6А. Аварийным источником яв­ляются четыре аккумуляторные батареи 20НКБН-25-УЗ, рис.1.

Рисунок 1 ‒ Схема СЭС самолета ИЛ-76Т

Система электроснабжения вертолета МИ-24

 

Работа СЭС переменного тока

В нормальном режиме питание всех бортовых потребителей электроэ­нергии обеспечивают два генератора ГТ40П46, работающие параллельно. В сеть каждого генератора включены по два трансформатора: трансформатор ТС/1-2, мощностью 2 кВ·А, для питания потребителей 115 В и трансформатор ТС330С04Б, мощностью 0,75 кВ·А, для питания потребителей 36 В. Трансформаторы, включенные в сеть левого генератора, считаются основ­ными, а в сеть правого генератора - резервными. Включение генераторов в бортсеть переменного тока осуществляется выключателями "Ген. лев.", и "Ген. прав."

При соответствии напряжения и частоты заданным значениям генератор подключается к бортсети. Если в одной из фаз генераторов напряжение не соответствует нор­мальному значению, то включение генераторов на параллельную работу не­возможно.

При ненормальной совместной или одиночной работе генераторов они автоматически отключаются от бортсети своими блоками защиты и управле­ния типа БЗУ-4А, отключение генератора сигнализируется загоранием со­ответствующего табло "Лев. генер. отключен", "Прав, генер. отключен".

Отказ одного из генераторов не вызывает особых ограничений в сис­теме питания потребителей. Однако с выходом из строя левого генератора потребители 115 В и 36 В переключаются на питание от резервных транс­форматоров. Это переключение осуществляется автоматами переключения АПП-1А.

Резервные трансформаторы могут быть включены в работу вручную, при исправно действующих левом генераторе и основных трансформаторах с помощью переключателей "Тр-р 115 В резервный" и "Тр-р 36 В резервный".

При включении выключателя "Аэродр. ист.»" происходит срабатыва­ние блокировочного реле, которое обеспечивает:

- подключение аэродромного источника к бортсети и сигнализацию "Аэродр. ист.» включен;

- соединение обоих каналов;

- разрыв цепей возбуждения генераторов ГТ40ПЧ6 с целью исключения параллельной работы их с аэродромным источником после запуска двигателя.

 

Работа СЭС постоянного тока

Система электроснабжения постоянного тока вертолета является вто­ричной, первичной - система трехфазного переменного тока.

Система предназначена для питания бортовых приемников электроэ­нергией постоянного тока напряжением 27 В, полученной путем преобразо­вания трехфазного переменного тока 208 В, 400 Гц.

Схема вторичной СЭС постоянного тока обеспечивает:

‒ питание приемников электроэнергии постоянного тока как в нормальном, так и в аварийном режиме работы;

‒ питание приемников при отказе одного из ВУ;

‒ питание приемников первой категории при отказе двух ВУ либо двух генераторов переменного тока от аккумуляторных батарей;

‒ питание приемников при неработающих двигателях от аэродромного источника постоянного тока;

‒ контроль напряжений на распределительных шинах;

‒ сигнализацию отказов выпрямительных устройств.

Функциональная схема СЭС постоянного тока, построенной на принципе преобразования электроэнергии переменного тока, изображена на рисунке 2.

Питание всей бортсети постоянного тока от аэродромного источника возможно лишь при включении АЗС "Сеть на аккумуляторы", когда распредели­тельные шины выпрямительных устройств подключаются к главной шине ак­кумуляторов через дифференциально-минимальные реле ДМР-200Д.

О подаче напряжения правильной полярности на бортовой разъем ШРАП-500К сигнализирует лампа "Розетка пост.тока включена". При непра­вильной полярности аэродромного источника его включение в бортсеть исключается.

При наличии напряжения на штырях бортового разъема ШРАП-500К 27 В включение бортовых источников постоянного тока невозможно.

Бортовые аккумуляторные батареи 12-САМ-28 (совместно или раздель­но) могут быть включены как на собственную распределительную шину, так и на всю сеть постоянного тока.

При включенном АЗС "Сеть на аккумуляторы" аккумуляторные батареи будут обеспечивать питанием все распределительные шины энергоузла пос­тоянного тока. Включение выпрямительных устройств ВУ-6А в работу производится при наличии питания в бортсети постоянного тока, при работающих авиадвигателях и включенных генерато­рах переменного тока. В этом случае напряжение 208 В, 400 Гц трехфазного переменного тока от левого и правого генераторов пода­ется на соответствующие ВУ-6A, управление которыми осуществляют АЗС «Вкл. лев. ВУ» и «Вкл. прав. ВУ».

При отключении или выходе из строя одного из генерато­ров переменного тока выпрямительные устройства автомати­чески переключаются на сеть работающего генератора.

При включенных АБ 12-САМ-28 выпрямительные устройства работают на бортсеть постоянного тока параллельно с ними. Включение ВУ-6А на параллельную работу с АБ в этом случае происходит автоматически с помощью ДМР-200Д.

 

 

Назначение и работа БДТ16К

Блок датчиков тока БДТ16К работает совместно с привод-генератор ПГЛ-130 и блоком регулирования, защиты и управления БРЗУ 115ВО.

Блок БДТ16К предназначен для измерения тока в каналах генераторов переменного тока мощностью 16 кВА.

Основные технические характеристики

Номинальный первичный переменный ток частотой 400 Гц ± 5 %, 44,5 А

Число фаз………………………………………………………………. 3

Максимально допустимое время воздействия перегрузок:

током 67 А …………………………………………. не более 5 минут

током 89 А ………………………………………… не более 5секунд.

Работа

Блок используется как датчик тока, сигнал которого пропорционален току, протекающему по первичной обмотке каждого трансформатора. На самолете используется в системе дифференциальной защиты.

Система электроснабжения переменным током выполнена в виде двух независимых каналов, правого и левого. Основным источником электроэнергии в каждом канале является привод-генератор ПГЛ-130, работающий совместно с блоком регулирования, защиты и управления БРЗУ 115ВО 3с и блоком датчиков тока БДТ16К.

Каждый канал работает на свою нагрузку, которая распределена по шинам, расположенным в центральном распределительном устройстве ЦРУ 115В лев. или ЦРУ 115В прав.

Резервным источником электроэнергии переменного тока является трехфазный генератор ГТ30СЧ12, работающий от вспомогательной силовой установки.

Генератор ГТ30СЧ12 работает совместно с блоком регулирования, защиты и управления БРЗУ115ВО и блоком датчиков тока БДТ 30К.

При выходе из строя источника электроэнергии одного из каналов - ПГЛ-130 прав. или ПГЛ-130 лев. может быть подключен генератор вспомогательной силовой установки. При этом также сохраняются два независимых канала!!!

Функции защиты бортовой электросети от подключения аэродромного источника электроэнергии с неправильным чередованием фаз выполняет блок БЧФ-208.

Система обеспечивает приоритет генераторов ПГЛ-130, поэтому при их подключении к бортсети аэродромный источник и генератор ВСУ автоматически отключаются.

1. Режимы работы системы электроснабжения переменного тока

Система электроснабжения переменным током может работать в следующих режимах:

· при подключенном аэродромном источнике электроэнергии;

· нормальном (штатном) при работающих двигателях на земле и в полете;

· аварийном при выходе из строя одного из каналов генерирования;

· при работающей вспомогательной силовой установке.

Рассмотрим нормальный режим работы системы электроснабжения при работающих двигателях.

Функции управления работой системы и включения ее в работу выполняют блоки БРЗУ115ВО правый и левый. Сигнал запрета включения генератора выдается при оборотах правого двигателя < 52% от максимальных.

Система работает при наличии электропитания в сети постоянного тока на аварийных шинах левой и правой и работающих двигателях. При повышении частоты тока генератора выше 465…480 Гц блок БРЗУ лев. (прав.) выдает с сигналы напряжением + 27 В на индикацию и отключения УОКМ ПГЛ лев. (прав.) от нагрузки, при этом сигнал на отключения нагрузки не снимается до обесточивания блока БРЗУ лев. (прав.). Возврат в исходное состояние производится автоматически после останова двигателя и обесточивания самолета (блока БРЗУ).

В наземных условиях предусмотрена возможность проверки прохождения сигнала на срабатывание и срабатывания устройством ограничения крутящего момента (УОКМ) в ПГЛ-130.

2. Работа системы при отключении одного из каналов генерирования

Рассмотрим работу системы электроснабжения в аварийном режиме - при отключении одного канала генерирования.

Отключение канала генерирования происходит при:

− выключении выключателя ГЕНЕРАТОР ПРАВ.(ЛЕВ.);

− поступлении из системы СУ ОСО сигнала на выключение генератора при оборотах двигателя < 52 % от максимальных;

− при срабатывании защит в блоке БРЗУ лев. (прав.).

При отключении правого (левого) канала генерирования:

· отключается от нагрузки правый (левый) привод-генератор;

· шины отключенного канала Ш 115В прав. (Ш 115В лев.) объединяются с шинами работающего канала.

3. Работа системы при работающей вспомогательной силовой установке.

При запуске вспомогательной силовой установки вступает в работу генератор переменного тока, который работает совместно с блоком регулирования защиты и управления.

Генератор вспомогательной силовой установки не включиться в работу, когда обороты ВСУ ≤ 52 % от максимальных.

 

Система электроснабжения самолета ИЛ-76Т

Самолет Ил-76Т оснащен следующими системами электроснабжения:

˗ системой переменного трехфазного тока напряжением 208/115 В частотой 400 Гц;

˗ системой переменного трехфазного тока напряжением 36 В часто­той 400 Гц;

˗ системой постоянного тока напряжением 27 В.

Основной и первичной является система переменного трехфазного тока с выведенной силовой нейтралью напряжением 200/115 В частотой 400 Гц. От этой системы питается большинство самолетных потребите­лей электроэнергии, а также все остальные системы электроснабжения, которыми оснащен самолет.

Основными источниками электроэнергии в системе являются четыре генератора ГТ60ПЧ6А (по одному на каждом двигателе). Резервным источником служит генератор вспомогательной силовой установки (ВСУ) ГТ40ПЧ6, обеспечивающий питание бортсети на земле при отсут­ствии аэродромного источника переменного тока и в полете при отказе четырех генераторов. На земле бортсеть может получать питание от аэрод­ромного источника переменного тока через штепсельный разъем ШРАП- 400-ЗФ.

В трехфазных системах различают два способа соединения источ­ников и потребителей - звездой и треугольником. На самолете Ил-76Т применено соединение звездой с выведенной силовой нейтралью. В ка­честве силовой нейтрали используют корпус самолета.

Однофазное напряжение 115 В используется в основном для пита­ния радиооборудования, части приборного оборудования, части осве­щения и пр.

В нормальном полете при наличии питания в системе 200 В в пот­ребители напряжения 115 В поступает ток от распределительных уст­ройств системы 200 В. Потребители напряжения подключены одним проводом к одной из шин (фаз) системы 200 В, а вторым - к силовой нейтрали (к корпусу самолета).

Аварийным источником напряжения 115 В является преобразова­тель П0- 750А, который обеспечивает питанием группу наиболее важных потребителей. При включенном П0-750А от него через понижающий трансформатор ТС 1-0,25 поступает ток в группу потребителей однофаз­ного напряжения 36 В.

Система переменного трехфазного тока напряжением 36 В исполь­зуется для питания гироскопических приборов и датчиков. Эта система питается от системы 200 В через два трехфазных понижающих транс­форматора ТС320С04А.

Дополнительно установлен преобразователь ПТ-125Ц, работающий в полете постоянно и предназначенный для питания только резервного авиагоризонта АГБ-ЗК командира корабля и резервного выключателя коррекции ВК-90. К распредели­тельным устройствам переменного трехфазного тока напряжением 36 В подсоединены также и потребители переменного однофазного тока напряжением 36 В.

Система постоянного тока напряжением 27 В. Основными источниками в системе являются четыре выпрямительные установки ВУ-6А, преобразующие переменное трехфазное напряжение 200 В в постоянное 27 В. В качест­ве резервного источника постоянного тока используют генератор ВСУ СГ-12ТО. Генератор обеспечивает питание системы постоянного тока на земле при отсутствии аэродромного источника, а в полете - при отказе системы 200 В или при отказе всех ВУ-6А. Аварийным источником яв­ляются четыре аккумуляторные батареи 20НКБН-25-УЗ, рис.1.

Рисунок 1 ‒ Схема СЭС самолета ИЛ-76Т



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 4872; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.044 с.)