VIII. Знакомство с новым материалом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

VIII. Знакомство с новым материалом



Для усиления нарядности и содержательности рисунков в де­коративном рисовании большое внимание уделяют линии.

Линия - одно из средств художественной выразительности рисования. Она используется как в набросках, черновых эски­зах, так и в живописи, в декоративном рисовании. Линия слу­жит границей, определяющей изображаемую форму. Это одно из самых древних средств выразительности, позднее к линии стали прибавлять тон, цвет. Художник использует линию для обозначения контура предметов, показа его объема и простран­ства вокруг. Линия имеет свои художественно-выразительные особенности.

— Какой может быть линия? (Плавной, спокойной, вертикаль­ной и горизонтальной, сплошной и прерывистой, прямой и вол­нистой, пересекающейся и параллельной, легкой и тяжелой.)

Вот как много определений у линии! Используя разные виды линий, вы можете придумать свой рисунок, а линия поможет вам передать его особенности.

— Как в линии может проявиться контраст? (Сочетание широ­ких линий при изображении цветка и тонких линий для показа его лепестков, прожилок листиков.)

Умело используя контраст, вы сможете решить нужные зада­чи. Вот еще несколько правил использования линий.

1. Толстые, жирные линии утяжеляют форму, создают впечат­ление массивности.

2. Вертикальные линии создают ощущение устойчивости.

3. Горизонтальные линии передают ощущение покоя.

4. Диагональные линии создают ощущение динамики.

5. Кривые линии передают ощущение замкнутости или пе­вучести.

(Педагог сопровождает каждый тезис иллюстрациями.) Внимательно рассмотрите свой эскиз и усовершенствуйте его. Может быть, в каких-то местах вы сделаете более разнообразными линии, которыми он нарисован. Попробуйте создать уравнове­шенную по цвету и линиям композицию из нескольких крупных элементов, чтобы развить свое умение с помощью пиний создавать нужный декор.

IX. Самостоятельная работа

Ваши эскизы готовы, можно переносить их основу на лист бумаги, приготовленный для рисунка акварельными красками. Не надо стараться воспроизводить эскиз очень точно, скрупулёзно. Возможно, что-то получится мельче, что-то - наоборот, крупнее, какие-то детали изменятся.

Для рисования узора платка можно использовать две кисточ­ки - большую и маленькую. Начинайте рисовать крупной кистью, позволяющей быстро положить основной цветовой фон. Лучше сначала изобразить все то, что требует использования большой кисти, а затем, когда фон несколько подсохнет, заменить ее маленькой для проработки деталей. Не набирайте на кисточку мно­го воды, так рисунок будет дольше сохнуть. Закрашивайте фон не спеша, легкими движениями, выполняя движения кисточкой по рядам. Начните с верхнего ряда и постепенно спускайтесь все ниже, до самого края.

Не выбирайте для фона густой темный тон. Сделайте его светлым, легким. На таком фоне потом удобнее будет рисовать узор. Кроме того, надо, чтобы он успел подсохнуть.

(Школьники выполняют работу.)

X. Физкультминутка

Я вижу, уже многие успели сделать фон для будущего нанесе­ния на него узора. Теперь он должен немного подсохнуть, чтобы второй слой красок не растекался по нему. Поэтому давайте про­ведем физкультминутку.

(Педагог читает текст с одновременным выполнением метро­ритмических движений, которые за ним повторяют школьники.)

Попрошу всех ровно встать,

Что скажу — всем выполнять. (Поднимаются из-за парт и выпрямляются.)

Руки кверху поднимите, (Поднимают вверх руки.)

Все вдохните — выдохните, (Делают вдох и выдох, руки на поясе.)

Наклонитесь — разогнитесь, (Наклоняются вперед и откидываются назад.)

Выпрямитесь — улыбнитесь, (Выпрямляются и улыбаются.)

На «раз-два» — быстро присядьте, (Делают полуприседание,)

«Три-четыре» — снова встаньте. (Выпрямляются.)

Влево-вправо наклонитесь (Делают наклоны вправо-влево.)

И еще раз потянитесь. (Поднимают руки вверх и потягиваются.)

А теперь за парты сядьте (Усаживаются на столы.)

И узор к платку приладьте. (Завершают работу.)

XI. Завершение самостоятельной работы

Вам осталось изобразить на подсохшем фоне нужный ри­сунок. Для рисования мелких фрагментов, например, деталей цветочных узоров, удобнее будет работать маленькой кисточкой. Имейте в виду еще одну особенность акварельных красок: при высыхании они становятся светлее, бледнеют.

Чтобы краски не растекались, набирайте на самый кончик кисти небольшое их количество. Используйте в узоре не больше 3—4 цветов.

Обратите внимание на линии, о которых мы говорили. Чем сильнее вы будете нажимать на кисть, тем толще получится линия.

(Школьники продолжают самостоятельную работу.)

Не нужно торопиться выполнить всю работу полностью, вы можете доделать ее дома.

XII. Рефлексия

Сегодня вы учились выбирать определенную цветовую гамму, передавать в рисунке ритм цветовых фрагментов и разнообразных линий.

(Педагог проверяет выполнение заданий и выставляет оценки.)

— С каким видом изобразительной деятельности вы сегодня познакомились?

— В каких случаях надо использовать холодные тона в рисо­вании?

— В каких случаях надо использовать теплые тона в рисовании?

— Как вы использовали ритм в узоре платка?

— Какие виды линий вы использовали?

— В чем заключались задачи братьев-Мастеров при создании такой работы?

— Каковы особенности акварельных рисунков? А теперь сочиним синквейн на тему «Платок».

XIII. Уборка рабочего места, задание на следующий урок.

Аккуратно слейте воду для красок в общее ведро, которое де­журные потом выльют. Отложите рисунок в сторону, поскольку он еще влажный, и принимайтесь за приведение вашего рабочего места в порядок.

На следующий урок принесите бумагу, ножницы и принадлежности для рисования (карандаши или краски, по вашему же­ланию).

Урок 5. Твои книжки

Цели: познакомить школьников с разнообразием книг; на­учить приемам создания собственной книги; рассмотреть виды художественного оформления книг; выбрать проект конструк­ции книги и ее составные части — обложку, шрифт, эскизы иллюстраций; познакомить с понятиями «искусство книги», «переплет», «суперобложка», «титульный лист», «шмуцтитул», «концовка».

Вид деятельности: бумажное конструирование, рисование.

Планируемые результаты: школьники приобретут знания о технике создания книг; усовершенствуют навыки мелкой руч­ной моторики и иллюстративных умений.

Оборудование: книжная выставка, образцы книг разных ви­дов и назначений и иллюстрации к ним, карандаши, линейка, ножницы.

Ключевые слова и понятия: искусство книги, герои, иллюст­рации.

Ход урока

I. Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)

II. Вводная часть

Все вы хорошо знаете, что такое книга. Книга - источник знаний, без книг люди не смогут развиваться, остановится мировой прогресс. Поэтому в каждом доме есть разные кни­ги - детские и взрослые, учебные и развлекательные, веселые и грустные.

— У вас есть любимые книги? (Ответы школьников.) И конечно, большинство книг имеет иллюстрации, запоми­нающиеся обложки, по которым их можно различить. Над этим работает художник-иллюстратор. Сегодня каждому из вас пред­стоит побывать в роли создателя собственной книги и ее иллю­стратора.

III. Беседа по теме урока

Конечно, оформление книги зависит от ее содержания. Ху­дожник, создавая ее общее оформление и иллюстрации, сначала внимательно читает ее, представляет ее героев.

Книга начинается с обложки. Художник думает, будет ли на ее переплете орнамент, портреты героев. Посмотрите на обложки книг, которые выставлены перед вами.

(Рассматривание книжной выставки и анализ оформления книг.)

Когда не было изобретено книгопечатание, книги создавали вручную и каждая являлась настоящей драгоценностью. Перепле­ты тогда делали из кожи и расписывали золотом.

Теперь в магазинах продается огромное количество книг — в мягких обложках, в твердых переплетах. Страницы у них из раз­ной бумаги — простой, глянцевой и даже из картона. Картонные книжки можно ставить перед собой на стол, их создают специаль­но для самых маленьких читателей, которые еще не умеют читать, поэтому в них почти нет текста, а наибольшее место занимает ри­сунок.

Есть книги, у которых верхняя часть вырезана фигурно, в ре­зультате получают контуры ее героев — котиков, матрешек и т. д. В книгах, которые рассказывают о городах, бывают объемные иллюстрации. Откроешь страницу, а на ней встают искусно сде­ланный замок, памятник, часть знаменитой улицы или площади.

IV. Работа в тетради

Запишите в тетрадях тему урока: «Твои книжки». Во время ра­боты над книгой художник сталкивается с целым рядом проблем. Чтобы вам было легче трудиться, запишите в тетради новые слова и пояснения к ним.

Искусство книги — комплекс видов деятельности, в результате которого в печати появляется книга.

Переплет — твердая книжная обложка.

Суперобложка — мягкая цветная обложка, которой обертывают переплет.

Титульный лист — первый лист книги.

Шмуцтитул — лист, которым открывается каждый раздел книги.

Концовка — финальный рисунок на последней странице.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.187 (0.011 с.)