Паровоз – хорошо, а олени лучше. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Паровоз – хорошо, а олени лучше.



Чукотский афоризм из песни

 

Вчера я выехал из дома, и у подъезда увидел, как из машины выгружается мой сосед, – спинальник Виктор Зимовец. Рядом с баулами и коробками суетилась его мама. Нетрудно было догадаться, что они вернулись из Донбасса, где на своей родине у родителей Виктор обычно отъедается и отлеживается летом.

– На чем добирались? – спросил я.

– На поезде, на чем же еще, – был безвариантный ответ. Это сейчас для Виктора стало все так просто. А я помню другой наш разговор несколько лет назад, когда Виктор затосковал и впервые за последние годы собрался навестить отчий дом, но пригорюнился еще больше, узнав об очередном повышении цен на авиатранспорт.

– Так поезжай поездом, – подсказал я.

Он немало тогда удивился, так как ни разу в "новой жизни" не ездил по железной дороге. Но, как мы видим, времена и цены меняются, а с ними, хочешь-не хочешь, приходится и людям менять свои привычки, из которых складывается образ жизни. Конечно, если есть лишние тысячи рублей или если самолет инвалиду труда оплатит предприятие, вопросов нет. А при напряженке с деньгами выбор предстоит только между автомобилем и поездом. Кстати, расходы на машину даже при летошних 1999 г. ценах на горючее в России и бензиновом буме на Украине и на приобретение одного железнодорожного билета до Симферополя были очень близкими. А если в машине ехать вдвоем и втроем, то получается большая экономия. Но машина, которая довезет до благословенных берегов Тавриды, есть не у всех. Остается поезд.

Как-то четверо колясочников без сопровождения в одном купе отправились из Москвы в С.-Петербург на соревнования по лыже-санному спорту. Спинальники по праву расположились на нижних полках, а более подвижным и легким ампутантам достались верхние. Переночевали мы, как короли, а вот когда выяснилось, что на перроне нас никто не встречает, и в опустевшем вагоне мы остались одни, не считая проводницы, которая запугивала отходом на запасные пути, то пришлось посуетиться. На коляске через второй, более широкий (без бойлера) проход одному из нас удалось выкатиться на перрон, чтобы организовать эвакуацию остальных.

Воодушевленные этим опытом, мы, саночники, предпринимали и более длительные переезды, в частности, в Екатеринбург, а Саша Бочкарев, наверное, вообще поставил рекорд дальности путешествия по железной дороге из Братска через Мурманскую область и Москву в Крым в течение пяти суток. Регулярно ездит на соревнования из Оренбургской области по всей России Валерий Рыжков, а по всей Украине – Александр Сухан.

Коляска стандартной ширины в тамбур не вписывается, и инвалидов обычно заносят в купе на закорках, так как двоим носильщикам тесно в проходе из-за того же выступа бойлера. Проводники не всегда идут на то, чтобы открыть противоположную дверь, но попытаться уговорить их стоит. Конечно, очень непросто загружаться с низкой платформы, а даже на крупных железнодорожных станциях высокие перроны сооружаются только на первом пути, где останавливаются самые престижные поезда. Покупая билет, надо иметь это в виду, и, к тому же, проситься в средние вагоны и ближнее к выходу купе. В купированном вагоне ехать удобнее: я просто прошу попутчиков выйти на несколько минут, и они, как правило, оказываются людьми догадливыми. Валентина Перминова, спортсменка из Кривого Рога, неоднократно путешествовала в обычном плацкартном вагоне. Она брала с собой большую простыню и использовала ее как занавеску, отгораживаясь от соседей. О сверхнеобычных железнодорожных поездках Алексея Головатого я расскажу позже в главе "Очарованные странники".

Повсюду на Западе существуют специальные вагоны, снабженные подъемниками. Я сам однажды добирался с нашими волейболистами из города Мальме в Швеции в Стокгольм в таком вагоне с сидячими местами. Министерство путей сообщения России решило идти в ногу со временем и заказало в Германии несколько десятков вагонов с двухместным купе для инвалида-колясочника и его сопровождающего. Рядом с купе расположен индивидуальный туалет, куда также свободно проходит коляска. Полки имеют защитные ограничения. Есть также кнопка вызова проводника. Сейчас эти вагоны в качестве штабных (с начальником поезда и радиорубкой) в составе поездов курсируют по внутрироссийским дорогам в восьми направлениях: из Москвы до Нижнего Новгорода (поезд № 2), до Ижевска (поезд № 26), до Мурманска (поезд № 16), до Санкт-Петербурга (поезда № 26 и 38), до Новгорода-Северского (поезд № 217), до Ужгорода (поезд Москва-Чоп № 9) и до Бреста (поезд Москва-Варшава).*

* В июне 2000 г. пущен скоростной поезд Москва-Сочи

 

Все бы ничего, беда лишь в том, что эти купе редко используются по назначению, так как в пределах России регулярные переезды колясочников ограничены Самарой и Пятигорском, где расположены специализированные спинальные санатории, а Крым находится за границей и обслуживается украинскими "залiзниками". Но в билетной кассе все же поинтересуйтесь, нет ли в вашем направлении поезда с таким волшебным купе, и сколько стоит билет.

В моей пенсионной книжке на последней странице проставлен штамп с текстом: "Имеет право на получение 50% скидки на проезд по железным дорогам, в автобусах междугороднего сообщения и на судах каботажного плавания ММФ в период с 1 октября до 15 мая". Поставьте такой штамп и вы, иначе льготных билетов вам не видать. Это правило распространяется на поездки с любой целью, а при получении санаторной путевки органами соцзащиты инвалидам и их сопровождающим оплачивается проезд туда и обратно в любое время года.

Самый приятный вид транспорта (кроме оленей, – см. эпиграф) – водный. Быть может, я ошибусь, но первым, кто на коляске отважился на круиз, была ленинградская спинальница Алла Зельдович, которая с мужем пропутешествовала по традиционному туристическому маршруту из Москвы в Астрахань и обратно. Она описывала эту поездку с восторгом. Конечно, у них была отдельная каюта с выходом на палубу, конечно, они не считали каждую копейку, конечно, супруг – не случайный помощник, и все же для женщины это был поступок. Ведь Алла не сидела все время в каюте и на палубе, дыша свежим волжским ветерком, – в каждом городе на пути они брали такси и отправлялись на экскурсию, после которой делились впечатлениями с другими туристами.

По Волге-матушке от Москвы до Нижнего Новгорода прогулялись десятки колясочников – участников Второго фестиваля творчества инвалидов. Я в этом круизе был в составе съемочной группы телепередачи "Шаг из круга". Мы побывали в Угличе, Ярославле, Костроме и Нижнем, где давались концерты и устраивались встречи, экскурсии и выставки. На теплоходе с нами плыли гости, – артисты из белорусского ансамбля "Сябры", Олег Стриженов с женой Лионеллой Пырьевой, Илона Броневицкая и другие. Я не стану упоминать речные трамвайчики и воскресные водные прогулки, которые не в диковинку для многих колясочников-членов общественных организаций.

Другое дело – дальние круизы на морских лайнерах. В 1975 г. я спрямил путь из Одессы до Ялты по морю. Для Черноморского пароходства это был, пожалуй, первый случай, когда они имели дело с инвалидом на коляске, поэтому пассажирский помощник капитана был очень предупредителен и предложил перебраться с нижней палубы с общими креслами, куда по неосведомленности был взят билет, в отдельную двухместную каюту и даже отказался взять разницу. Вечером мы с племянником сидели в баре, а мой "Москвич" отдыхал в трюме, дожидаясь новой встречи с крымскими горными дорогами.

Несколькими годами позже на черноморских лайнерах также ходили из Ялты в Сочи и Батуми Дмитрий Сенюков и Николай Корзенев. В 1989 г. команда московского автоклуба МАКИ на пяти машинах была приглашена болгарскими друзьями на ралли в город Варну, и мы своим ходом добирались до Одессы, а оттуда на пароме "Герои Шипки" в Болгарию. Из десяти человек команды трое были на колясках. Годом позже Сергей Иванов и Николай Саватеев купили путевки на круиз по Средиземному морю. Они погрузили с собой и машины, но формальности в портовых городах оказались такими сложными, что им так и не удалось осквернить выхлопными газами девственную экологию Мальты, Испании и Греции. Наталья Кухаренко из города украинской славы Севастополя ездила на коммерческом морском рейсе до Стамбула. Дорога туда и обратно заняла три дня плюс столько же она пробыла на месте. По базарам она разъезжала на такси (от бухты Золотой Рог до центра, где стоит знаменитая мечеть Ай-Софи, пассажиры вчетвером платят всего 4 доллара. Турция для Наташи, считай, рядом, а Италия – подальше, но она смоталась и туда.

Я перечисляю эти примеры с одной целью, – чтобы ребята, которым приходится жить в колясках, знали: для них не должно быть, и на самом деле не существует, ничего принципиально недоступного. Всем, чем пользуются остальные, могут воспользоваться и они. Нет больших препятствий и для переезда из города в город на автобусе и электричке. Я сам, когда на Украине было худо с бензином, ездил в Симферополь на поезде, а по Крыму разъезжал на междугородных троллейбусах и пригородных электропоездах.

Не в обиду москвичам должен заявить, что они избалованы личными автомашинами и не мыслят себе иного способа передвижения по городу. Разве еще на специальном такси, которое работает много лет благодаря усилиям городского общества инвалидов и правительства Москвы. "Волги-универсалы" с опытными и услужливыми водителями подаются по телефонным заявкам, причем километраж от парка до дома не оплачивается. Водитель может подняться в квартиру и помочь вынести багаж, а также – погрузит коляску. В оговоренное время он подаст машину для обратной поездки. Расчет производится талонами, которые продаются в обществе инвалидов и обходятся значительно дешевле обычного такси. Этим транспортом регулярно пользуются студенты и работающие инвалиды. Для властей города этот вариант гораздо более приемлем и дешев по сравнению с переоборудованием общественного транспорта и остановок для посадки и перевозки тяжелых инвалидов. Общества инвалидов крупных городов вполне могут перенять этот опыт у столицы. Еще одно удобство, – несколько ПАЗиков с подъемниками брянского завода обслуживают коллективные экскурсии по Москве и окрестностям. В последние годы такие автобусы появились и в других городах России.

А как обстоит дело с метрополитеном? Сам я спускаюсь в подземку очень редко (последний раз месяц назад), когда некому из друзей отвезти на вокзал или когда приглашают на дружескую встречу с застольем. Осваивать метро начали не москвичи, а "гости столицы". Одним из первых был энергичный шейник Юрий Баусов, который приехал на учебу в МГУ. В любую погоду он раскатывал по всей Москве без помощников. Ирина и Петр Талеренок живут в окраинном доме инвалидов и тоже свободно на своих ставровских рычажках постоянно пользуются метро. Наталья Бахматова (у нее высокая ампутация обеих ног) каждый день, пока не родила первого ребенка, ездила на работу в другой конец Москвы тоже на метро, причем на эскалаторе и вверх и вниз управлялась одна. Спортсмены-колясочники, по-одиночке приезжая на сборы и соревнования, обходятся метрополитеном да еще волокут при этом за собой спортивные коляски с багажом.

Конечно, без посторонней помощи у них возникли бы большие трудности, ведь, кроме эскалаторов, в Московском метрополитене полно малых и больших лестниц, но найти помощников в толпе не проблема, – из внешне здоровых мужчин отказываются лишь те, кому нельзя напрягаться и поднимать тяжелое. На эскалаторе при подъеме надо страховать коляску от опрокидывания сзади, а при спуске комнатная коляска либо ставится "на дыбы" с поддержкой сзади, либо заезжает, как и рычажка, задом наперед.

Так или иначе, но метро становится все более доступным для колясочников не благодаря реконструкции, которая в наши дни нереальна, а вследствие постоянного разрушения психологических барьеров. Мне даже пришло в голову составить путеводитель по Москве для инвалидов-опорников, собрав в нем сведения о длине эскалаторов, лестниц и переходов на каждой станции, что облегчило бы выбор оптимального маршрута. В Москве для этого нужно создать целую программу, а в других городах, где пока работают одна-две линии, опубликовать в местной прессе такую схему было бы куда проще. Это подтолкнуло бы колясочников к использованию подземки. А можно бы начать с другого, – с ночной экскурсии по своему метрополитену, пригласив "группу поддержки" из воинской части. Уверен, что такая акция не просто расширит возможности передвижения по родному городу, но для многих станет настоящим открытием его с новой стороны.

С городским троллейбусом дело обстоит сложнее. Во-первых, высоки ступени, во-вторых, мешает стойка посередине входа, в-третьих, мал выбор помощников и тесновато в пути. Но на конечных остановках, когда нет спешки и давки, все же можно перебраться с посторонней помощью на сидение, а потом погрузить сложенную коляску. В Москве – пару раз, а в Симферополе часто я ездил на троллейбусе, причем сидя в рычажке, что требовало помощи четырех молодцев.

 

Теперь с грешной земли давайте поднимемся в небеса. Конечно, у самолета для инвалида на коляске много преимуществ, главное из которых – быстрота. Сейчас беспосадочный перелет из Москвы в Петропавловск-на-Камчатке отнимет всего девять часов (но, правда, и пенсию за год). Мои друзья постоянно летают в одиночку из Ташкента, Бишкека, Красноярска и Магадана, и ничего, не жалуются. Иным удается разжалобить свою национальную авиакомпанию на льготный или бесплатный билет до курорта. Что касается международных рейсов, то заслуживают упоминания поездки наших и украинских гонщиков-колясочников, – в их числе Александр Силкин и Светлана Трифонова, – в австралийский город Сидней для участия в марафонах. Десять лет назад делегация российских инвалидов, в том числе троих колясочников, совершила перелет Москва-Лондон-Чикаго-Денвер, не в силах отказаться от приглашения американских горнолыжников поучиться у них этому виду спорта. Фирма "Филантроп" при ЦП ВОИ почти ежегодно устраивает туры инвалидов в разные страны. Многие колясочники побывали в Греции, Чехии и даже в Париже, куда летали на самолетах. Летом 1999 г. пять спинальников провели сказочную неделю на пляжах турецкой Анталии, добирались они на берега Средиземноморья тоже по воздуху.

Но вот билет на рейс у вас в кармане. Вы летите в первый раз и безумно волнуетесь. Еще больше нервничают родные, которых вы решили не брать, правильно – лишние траты ни к чему. Накануне очистите кишечник и примите утром и вечером по таблетке мочегонного (например, фуросемида). Оно изрядно подсушит ткани, а почки, поработав с двойной нагрузкой, захотят назавтра взять отгул и будут лениво вырабатывать не более 10-20 г мочи в час. Так как диурез от волнения увеличивается, утром примите таблетку успокоительного, а лучше выпить валерьянки или пустырника. Позавтракайте двумя-тремя ломтиками селедки, – соль еще больше притормозит мочеотделение.

 

На фото: Служба по предоставлению услуг инвалидам создана в международном аэропорту Домодедово. Подробнее...

В аэропорту надо обратиться в медпункт. Там вас зарегистрируют, вызовут сотрудника для досмотра багажа и пригласят на посадку в машину. В крупных аэровокзалах погрузку инвалидов выполняют носильщики, которым ничего не надо платить. По трапу они поднимают или на руках или в специальной узкой коляске, которая проходит по салону. Поскольку обычно инвалидов грузят первыми, у вас будет возможность привести себя в порядок. Догадливые стюардессы усадят вас поближе к выходу и, стало быть, к туалету.

Экипаж без напоминания вызывает в аэропорту прибытия санитарную машину, но не всегда догадывается пригласить носильщиков. Из-за этого мне иногда приходилось подолгу сидеть в опустевшем салоне, коротая время с уборщицами, пока водитель не разыщет неуловимых силачей.

Не смущайтесь, когда, несмотря на все предосторожности, необходимость в туалете все же не отпала. Стюардесса по вашей просьбе найдет двух дюжих мужчин, которые волоком доставят вас в туалет. Насколько раскованны в этом отношении иностранцы, я убедился во время возвращения с Камчатки после международных соревнований по лыжам в апреле 1992 г. Американскому горнолыжнику-спинальнику Кирку Пархурсту внезапно, что называется, приспичило. (Надо отметить, что, как и европейцы, жители Нового Света не сдерживают себя ни в диете, ни в питье, и, как ни в чем ни бывало, сосут пиво прямо перед полетом). У Кирка поражение поясничного отдела, с коляски он не встает, но ноги в бедрах чуть-чуть шевелятся. Он очень подвижный, самостоятельный, немного суховатый в общении парень, которому тогда было лет тридцать. Он не стал никого звать на помощь, хотя рядом сидели наши русские "шерпы" (помощники, на жаргоне горнолыжников), а запросто спустился в проход между креслами и на заднице шустро доскакал до туалета, подтягивая ноги руками. На меня это произвело сильное впечатление, тем более, что я не был уверен, что такой способ передвижения в самолетах в Америке является общепринятым. Скорее всего, это была чистой воды импровизация, потому что в каждом большом "Боинге" существуют специальные туалеты для инвалидов и кресла-волокуши.

 

И вот вы добрались до места назначения. Если это произошло ночью, когда транспорт уже не ходит, переночуйте в медпункте, где есть и вода, и туалет, а наутро попробуйте заказать машину из службы медицинских перевозок, которая доставит вас в клинику, если у вас есть направление на лечение. На спинальных курортах такая служба еще действует, хотя эвакоприемники в аэропорту и на вокзале Симферополя уже отменены из-за финансовых трудностей у сакских санаториев.

А в общем – не тушуйтесь, – дорогу осилит идущий, а также едущий, плывущий и летящий.

Глава 14. Автомобиль – не роскошь, а...?

Оригинальная конструкция, – сказал Остап, –
заря автомобилизма. Видите, Балаганов, что
можно сделать из простой швейной машины?
Небольшое приспособление – и получилась
прелестная колхозная сноповязалка.

И. Ильф и Е. Петров "Золотой теленок"

 

Начну с того, что автор написал и подготовил к печати книгу "Инвалид и автомобиль", в которой будут опубликованы более свежие статистические данные, в частности, о выпуске и выдаче машин с ручным управлением. В новую книгу войдет и часть материала этой главы. Все же, не дожидаясь ее публикации, я счел возможным оставить данную главу в версии для интернета почти без изменений в расчете на то, что она кому-то может пригодиться сейчас, а не позже.

По данным, взятым из государственного доклада "О положении инвалидов в РФ", в 1993 г. через органы соцзащиты было реализовано почти 42 тысячи машин с ручным управлением, в 1994 г. – 16 тысяч, а в 1995 г. – только 10,5 тысяч. За 9 месяцев 1999 года было выпущено меньше 2,5 тысяч машин "Ока" с ручным управлением, тогда как очередь на льготные машины возросла с 45 до 78 тысяч, и рост этот продолжается. Наверное, уже не новость, что несколько лет назад полностью прекратился выпуск бесплатной мотоколяски, печально знаменитой "Серпуховки", к чему в одной из телепередач "Шаг из круга" приложил руку и автор, который теперь не уверен, не рано ли. Последние 3 тысячи их было произведено в 1995 году, но до сих пор в расчетах органов соцзащиты продолжает существовать "виртуальная" мотоколяска, стоимость которой оплачивается государством, а разницу между ней и любой машиной, закупленной инвалидом, им самим.

Еще лет десять-пятнадцать тому назад все было как нельзя просто, – советских инвалидов-автомобилистов, подобно диснеевским братьям-поросятам, можно было разбить на три категории сообразно их достатку: ниф-нифы громыхали на мотоколясках-серпуховках, наф-нафы, склоня головы, ковырялись в двигателях "Запорожцев", тогда как гордые нуф-нуфы мчались по дорогам, развалясь на сидениях "Москвичей" или "Жигулей".

Сейчас, на этапе развитого криминального капитализма, спектр бедности–богатства стал куда шире: на одном его конце безлошадная голытьба, на другом владельцы новых или чуть подержанных БМВ, "Вольво" и "разных прочих шведов". Никого уже не удивляет наличие нескольких машин в семье инвалидов. Мой сосед-спинальник зимой на дачу ездит на джипе "Форд", а летом на "Оке", в другой семье– на выбор "Ока", "пятерка" и "Хонда".

Наверное, читателям будет интересно узнать, на чем ездят члены Московского автомобильного клуба инвалидов МАКИ. Из 59 личных машин 42% составляют различные модели ВАЗ, на втором месте с 24% – ЗАЗ (поровну старые "Запорожцы" и "Таврии"), третье место занимают разнообразные иномарки, в том числе и новые "Шкоды" – 17%, "Оки" составляют 12% и совсем мало "Москвичей" и "Волг" (2+1). Парк машин изменился кардинально не только в России: на стоянке в санатории им. Бурденко в Саках, где преобладают машины с Украины, "Запорожцев" не было замечено, а вот разнообразных иномарок– хоть отбавляй.

Пассажиры в купе вагона: – Будем знакомы: Владимир – москвич. А я Иван – с Оки. Петро – запорожец. Гиви – Мерседес.

 

На нынешний день в России на двух заводах в Серпухове и Набережных Челнах выпускается микролитражка "Ока" с двухцилиндровой половинкой жигулевского двигателя. Серпуховская модель СеАЗ-11113-01 оснащается очень удобным и вполне надежным автоматизированным устройством электровакуумного привода сцепления (ЭПС), которое дублируется на всякий случай привычным рычагом, а также приводом газа на рулевом колесе и рычагом тормоза. На второй интересующей нас модели СеАЗ-1111-02 установлен только ЭПС, и она годна только для людей с одной здоровой ногой. Одно из достижений завода – цех окраски с автоматической линией антикоррозионного покрытия кузова. Расход бензина на 100 км пробега по трассе и в городе от 4,5 до 5,8 л.

До недавнего времени Россия закупала для своих инвалидов украинскую малолитражку ЗАЗ-11028 "Таврия", но сейчас эти поставки прекратились. На "Таврии-Новой" с ручным управлением также установлен ЭПС Мелитопольского завода, "лопушки" газа на рулевом колесе a la "Запорожец" и рычаг тормоза под правой рукой, проходящий сквозь отверстие в торпеде.

Девушка на приеме у гинеколога. – Сядьте в кресло. – А как?
– Ну..., как вы занимаетесь обычно любовью. Она садится.
– Господи, да где же вы принимаете такую позу???
Она (смущенно): – В "Запорожце".

Дело прошлое, но на старой "Таврии" я наездил за 5 лет около 50 тысяч километров, а на разных чужих "Оках" 5-6 тысяч, что тоже немало для сравнения. В 1997 г. с Евгением Бобковым мы проехали на его "Оке" до Северной Чехии и обратно, откатали там несколько соревнований, и ни разу Женя не залез под капот. Пусть на меня не обидятся украинские читатели, но в нашем разговоре не до дипломатии. "Таврия" вообще-то машина тоже неплохая, особенно для любителей заниматься автосексом. Нет, не в машине, – для этого она тесновата, – а с ней самой.

За эти пять лет чего я только ни испытал, – описывать не хватит всей книжки. Особенно запомнились эпизоды с внезапным и полным опорожнением масляного коллектора, повторенные с интервалом в несколько месяцев. Представьте ситуацию, когда вы уже перебрались на сидение, загрузили коляску, завели двигатель и собрались трогаться. Хорошо, что срабатывает индикаторная лампочка уровня масла. Еще лучше, что у вас хватает сил снова выгрузить коляску и пересесть в нее, чтобы обнаружить под днищем на асфальте громадную черную лужу.

Дело в том, что технологическая заглушка коллектора, расположенная за маховиком, придуманная в форме выпуклого гриба-боровика, загнанного в отверстие блока цилиндров, не подлежит раскерниванию и легко вываливается под давлением густого масла при запуске. Будь эта копеечная деталь в форме тоже гриба, но груздя, этого не происходило бы. Деталь-то копеечная, а вот для ее замены необходима операция под названием "снять-поставить двигатель". В Москве на станции ТО "Таврия" каждый раз это обходилось в 115 долларов. После второго раза замечательный механик Борис Агафонов выточил нужную деталь сам. Как пушкинский не в шутку занемогший дядя дворовой девке, он этот набалдашник "так заправил, что дворник вытащить не мог". (Простите за шоферской юморок). Во всяком случае я теперь езжу без опасения, что у меня где-нибудь "в степи под Херсоном" заклинит движок.

Но и это было бы еще полбеды, – можно было потерять машину, но не жизнь (какая-ни какая: а все же жалко). "Коронка" была в другом: Ручной привод ножной педали тормоза устроен в "Таврии" так, что свободно давит на пятку, приваренную к втулке на оси педали. Так вот, эта втулка была в моей машине приварена не по всей окружности, как положено, а в двух точках, и со временем, естественно, отвалилась и стала вихлять вдоль оси. Ручной рычаг при нажатии проскакивал мимо пятки и проваливался. Если бы я случайно не обнаружил это при прокачке тормозной жидкости, не миновать беды. Впоследствии обнаружилось, что эта милая недоработка характерна и для других машин, владельцев которых я старался предупредить.

О таких невинных мелочах, как текущие шланги, выпадающие контакты, слабые хомуты, я и не говорю. А между прочим, ослабление клеммы аккумулятора на ходу грозит выходом из строя дорогостоящего коммутатора. Четыре раза я ездил на "Таврии" в Крым, и в трех поездках приходилось голосовать на дороге и просить отбуксировать меня на ближайшую станцию, – то стартер рассыпался, то заклинило выжимной подшипник сцепления, то замок зажигания отказал, то задняя скорость не врубается. И еще: Несмотря на свои небольшие габариты, "Таврия" отличается плохой маневренностью из-за громадного радиуса разворота.

Владельцы новой модели "Таврии" уверяют, что многие недочеты в ней устранены. Хочется в это верить.

Желание поставить ручное управление на любые другие автомобили натыкается на отсутствие централизованного производства таких комплектов. Рычаги либо гнут "на коленках" разрозненные умельцы, либо производят полукустарные мастерские. Наилучшим дизайном отличается р/у, изготавливаемое в Москве на стенде института НАМИ (тел.: (495) 456-30-41). Я воспользовался этими услугами после недавней покупки "восьмерки". Блок "газ-тормоз" представляет собой кольцо с направляющими на руле и поперечным рычагом под ним. При наличии ЭПС у заказчика мастера установят его вместе с рычагом-дублером. Здесь вам дадут официальную справку для ГИБДД.

Ручное управление также выпускается малым предприятием "Мастер" по адресу: 456787, Челябинская область, г. Озерск-7, а/я 2101, а устанавливается в Челябинске по ул. Российская, д. 51А на техстанции "Риола", тел.: (3512) 36-93-65 и в Екатеринбурге по телефону мастера Тарасова (3432) 42-64-68. Из Озерска вам могут выслать совмещенный рычаг "газ-тормоз" (около 60 долларов) и отдельно рычаг сцепления под любую руку (около 15 долларов). Пересылка комплекта стоит примерно треть стоимости р/у, а установка на месте всего 150 рублей. На предприятии имеются комплекты на любые модели ВАЗ, Оки, Москвичей 412, 2140 и 2141, Волги и др. (сведения получены из газеты "Надежда" N'4 за апрель 1999 г.).

Ручное управление на любые марки машин устанавливают даже с приездом на дом в частной подмосковной фирме Кочарминых. По желанию рычаг сцепления с фиксацией можно установить справа и слева от руля. Сектор газа – от себя, рычаг тормоза стандартный. Выдается сертификат соответствия для ГИБДД. Стоимость полного комплекта около 130-150 долларов. Телефоны мастерской в Москве (г. Королев): (495) 512-6388, 513-7337.

Удобное управление газом изобрел Борис Агафонов для своей жены Ольги Брусничкиной. Он установил его на "Оку" и на ВАЗ-2105. Суть его состоит в кольце на оси-штоке длиной около 250 мм из прутка диаметром 6 мм, который временно вставляется (когда машину ведет инвалид) в отверстие, просверленное в верхней части рулевой колонки со шлицами. Ниже в колонке фрезой выбирается сквозная щель. В нее вставляется штырь, закрепленный гайкой на коротком цилиндре, скользящем по рулевой колонке выше наплыва с блокирующим устройством. Механика этой модели управления газом такова: Кольцо со штоком вдавливается пальцами в рулевую колонку и давит на поперечный штырь. Усилие передается цилиндру, на котором закреплен трос боудена, связанный с рычагом дроссельной заслонки под капотом, и возвратная пружина. Преимущество этого довольно сложного устройства состоит в том, что на крутых поворотах можно продолжать удерживать газ на нужных оборотах, отпуская рулевое колесо и давая ему возвратиться. Неудобство в том, что кольцо и шток имеют малый диаметр (рассверливать рулевую колонку большим диаметром опасно) и при нажатии на одну сторону его клинит в отверстии.

Труднее изобрести управление для людей со слабыми руками. Сергей Беркесов с уровнем поражения шейного отдела позвоночника С5 (у него не работают разгибатели предплечья – трицепсы, кисти с силой работают только на разгибание, а движение в пальцах – нулевое) уверенно водил разные марки автомашин, включая ВАЗ-2104, по Москве и далеко за ее пределами. Достаточно сказать о его участии в коллективном пробеге членов автоклуба "МАКИ" через всю Европу в Великобританию общей протяженностью около 7 тысяч километров. Он также был призером и победителем многих ралли и завоевал звание кандидата в мастера автомобильного спорта. Сейчас он водит "Шкоду-Фелицию". Сергей знает немало случаев, когда шейники с неработающими пальцами, но неплохими кистями и предплечьями (с более низким уровнем поражения С6) справляются вполне с обычным ручным управлением, тем, которым пользуются и другие безногие инвалиды. Конечно, в этих случаях особенно полезен ЭПС.

Но с руками, как у Сергея, этого недостаточно. Проще всего, – говорит он, – приобрести у инвалида подержанную машину в одной из стран Западной Европы, где автомобили не противопоказаны инвалидам любой степени тяжести, лишь бы была в сохранности психика. Изобретательность немцев в части оборудования машин для инвалидов не знает пределов. Конечно, все машины для таких людей имеют коробку-автомат, и нашим шейникам нужно также мечтать прежде всего о таких моделях. На машине Беркесова все выполнено отечественными "левшами": На рулевом колесе под левую руку жестко закреплена рукоятка, вращающаяся вокруг своей оси и имеющая кожаную петлю, в которую просовывается кисть. Этого приспособления вполне достаточно, чтобы быстро поворачивать руль даже без усилителя на полный оборот и удерживать его на родных российских ухабах. Под правую руку выносится все остальное управление: газ, тормоз и все переключатели. Указатели поворотов и переключатель света фар мягкими тягами-прутками с помощью хомутов прикреплены к штатным рычагам на рулевой колонке. Рычаг тормоза с усилителем работает в направлении не сверху вниз, а от себя. Газ устроен не в форме самостоятельного сектора с рычагом на педаль акселератора, а в виде поворачивающейся ручки-петли на рычаге тормоза. Ручка вращается вокруг горизонтальной оси, направленной вдоль автомобиля (по аналогии с рулем рычажных колясок 407 и 406). На конце оси крепится шестеренка, которая сдвигает зубчатую рейку с закрепленным концом троса боудена. Он может быть прикреплен к педали газа, как у Сергея, или выведен непосредственно под капот на рычаг управления дроссельной заслонкой. В любом случае управление газом осуществляется при минимальном усилии, и рука всегда находится на тормозе.

 

Разные варианты ручного управления, установленного на автомобилях членов автоклуба "МАКИ", приведены на фото.

Но главное для шейников – даже не приобрести машину, не установить подходящее, удобное и безопасное ручное управление и даже не научиться водить, а получить водительское удостоверение, а точнее, медицинскую справку в шоферской комиссии, в которой невропатолог тестирует силу пальцев простым, но вовсе не дружеским рукопожатием. Так, москвичка Наташа Ульянова, которая в семилетнем возрасте неосторожно порезвилась на качелях и получила травму шейного отдела позвоночника на уровне С6-7, решила на свой страх и риск пройти такую комиссию. Врачи отнеслись к ней благосклонно, пока дело не дошло до динамометра. Решение: автомобиль водить не может. Ей выдали "Оку", но без ручного управления, на которой ее возит брат.

Есть несколько путей преодолеть это препятствие: Путь первый, официальный: записаться на курсы вождения для инвалидов, которые есть в вашем или соседнем городе, пройти их или продемонстрировать инструктору и представителю ГИБДД умение на своем оборудовании, после чего они могут дать рекомендацию для медкомиссии. Именно по этому пути в свое время пошел Сергей Беркесов, который до этого научился водить, сидя в качестве ученика рядом с мамой, у которой были права. Путь второй, нестандартный: уговорить председателя медкомиссии сесть в вашу машину и прокатить его с ветерком. Путь третий, незаконный и рискованный: Сделка с официальными лицами. Здесь, однако, надо иметь в виду, что в случае наезда или тяжелой аварии афера может раскрыться и, даже если на дороге вы окажетесь правым, по суду вам придется нести ответственность.

Хочу дать несколько общих советов по установке ручного управления: Не поддавайтесь на первое попавшееся предложение неизвестного "умельца", сначала изучите несколько вариантов у ребят из местного общества инвалидов. Не делайте детали кустарно и не устанавливайте их "на соплях", чтобы потом переделать, – привыкнете, и будете мучиться годами. (В свое время покойный Саша Таубер примотал ко всем трем педалям обычного "Запорожца" деревянные инвалидные клюшки и так ухитрялся ездить по Москве). Выясните в ГИБДД, что нужно для регистрации, и технический акт какой организации поблизости устроит инспекцию.

Официальное оформление установки ручного управления даст льготы на бензин, избавит от дорожного налога, может оказаться нелишним при гарантийном обслуживании, при получении страховки и места для гаража, ну и, само собой разумеется, в спорной ситуации при аварии. Обычно требуют фиксации рычага сцепления в выжатом положении педали и действия рычага тормоза в направлении "вперед от себя", а не сверху вниз. На последнее условие особенно напирают, если в машине нет гидроусилителя тормоза. В модели с гидроусилителем облегченный трубчатый рычаг просто можно укрепить хомутом на рычаге педали.

Газ может управляться трояко: давлением от себя сектора под рулем через рычаг на педаль, прижатием кольца над рулевым колесом к нему сверху и прижатием тяги тросика, ведущего к дроссельной заслонке, к рулевому колесу снизу. Каждый вариант имеет плюсы и минусы в зависимости от силы кистей и пальцев рук водителя и от того, где он больше использует машину – в городе или за городом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.044 с.)