Глава 1.1Теоретические основы развития выносливости у детей старшего дошкольного возраста. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1.1Теоретические основы развития выносливости у детей старшего дошкольного возраста.



Новгородский Государственный Университет им.Ярослава Мудрого

Институт непрерывного педагогического образования

Факультет педагогического образования, искусств и технологий

Кафедра теории и методики физического воспитания

_____________________________________________________________

 

Курсовая работа

Развитие выносливости на занятиях физической культурой у детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.

 

 

Выполнила:

Студентка 3 курса

Заочного обучения, группа №3211

Иванова Анастасия Валерьевна

Подпись___________________

Проверил:

Максимов Андрей Николаевич

Оценка____________________

Дата______________________

Подпись__________________

 

Великий Новгород

 


 

Содержание

 

Введение-----------------------------------------------------------------------------------------3

 

Глава 1. Теоретические предпосылки развития выносливости у детей старшего дошкольного возраста.------------------------------------------------------------------------5

1.1 Понятие выносливости-------------------------------------------------------------------5

1.2 Виды выносливости и факторы,влияющие на проявление выносливости--6

Вывод по главе---------------------------------------------------------------------------------9

Глава 2. Экспериментальное обоснование эффективности методики развития выносливости у детей старшего дошкольного возраста на занятиях физической культурой.-------------------------------------------------------------------------------------10

2.1. Диагностика уровня развития выносливости старших дошкольников на констатирующем этапе исследования---------------------------------------------------10

2.1.1. Описание применяемого диагностического инструментария--------------12

2.2 Реализация методики развития выносливости старших дошкольников----21

2.3. Диагностика уровня развития выносливости старших дошкольников на контрольном этапе исследования---------------------------------------------------------29

Заключение------------------------------------------------------------------------------------35

Список литературы--------------------------------------------------------------------------38

 


Введение

Выносливость – важнейшее физическое качество, проявляющееся в профессиональной, спортивной деятельности и в повседневной жизни людей. Она отражает общий уровень работоспособности человека. В теории и методике физической культуры выносливость определяют как способность поддерживать заданную, необходимую для обеспечения профессиональной деятельности, мощность нагрузки и противостоять утомлению, возникающему в процессе выполнения работы.

Применительно к детям дошкольного возраста выносливость рассматривается как способность организма выполнять мышечную работу небольшой (50% от максимальной) и средней (60%) интенсивности в течение продолжительного времени в соответствии с уровнем физической подготовленности в данный момент. Целесообразно говорить лишь о развитии общей выносливости, так как именно аэробное энергообеспечение в большей степени соответствует их возможностям и способствует всестороннему физическому развитию и воспитанию.

Актуальность развития выносливости с дошкольного возраста обусловлена рядом причин, основными из которых являются следующие:

· выносливость как способность к длительной мышечной работе небольшой интенсивности позволяет укрепить организм ребенка и в первую очередь сердечно-сосудистую, дыхательную, костно-мышечную системы, что оказывает благоприятное воздействие на физическое и психическое здоровье ребёнка, в целом способствуя его всестороннему гармоническому развитию;

· целенаправленная работа по воспитанию выносливости у дошкольников улучшает функционирование организма, повышает их работоспособность (как физической, так и умственной), что особенно важно в плане подготовки детей к школе;

· целенаправленные движения, особенно циклического типа, помогают раскрыть и развить природные задатки у детей дошкольного возраста: только в этот период возможно повысить уровень максимального потребления кислорода, который является важнейшим показателем физической работоспособности человека, показателем его аэробных возможностей;

· развитие выносливости оказывает влияние на формирование волевых качеств личности, черт характера человека: целеустремленности, настойчивости, упорства, смелости и решительности, уверенности в своих силах;

· развитие выносливости помогают детям научиться преодолевать возникающие трудности, мобилизовывать себя, доводя начатое дело до конца: умение управлять собой положительно отражается на успехах ребенка в школе.

Предметом исследования является: развитие выносливости у детей дошкольного возраста на занятиях физической культурой.

Объект исследования: изучение выносливости как одного из компонентов развития двигательных способностей у детей дошкольного возраста.

Цель исследования: изучение методов и средств развития выносливости на занятиях физической культурой.

Задачи:

1) Изучить понятия выносливости и ее видов;

2) рассмотреть задачи, решаемые в процессе воспитания выносливости;

3) определить средства и методы воспитания выносливости;

Методы исследования: изучение и анализ литературы, логический анализ, обобщение.

 

 

Понятие выносливости.

Выносливость - важнейшее физическое качество, проявляющееся в профессиональной, спортивной деятельности и в повседневной жизни людей. Она отражает общий уровень работоспособности человека. Выносливость – это способность совершать работу заданного характера в течение возможно более длительного времени (Яковлев Н.Н., Коробков А.В., Янанис С.В.).

Являясь многофункциональным свойством человеческого организма, выносливость интегрирует в себе большое число процессов, происходящих на различных уровнях: от клеточного и до целостного организма. Однако в преобладающем большинстве случаев ведущая роль в проявлениях выносливости принадлежит факторам энергетического обмена и вегетативным системам его обеспечения - сердечнососудистой и дыхательной, а также центральной нервной системе.

Выносливость - это способность человека к длительному выполнению какой-либо работы без заметного снижения работоспособности. Уровень выносливости обычно определяется временем, в течение которого человек может выполнять заданное физическое упражнение. Чем продолжительнее время работы, тем больше выносливость. Это качество необходимо при длительном беге, ходьбе на лыжах и при выполнении более кратковременных упражнений скоростного и силового характера [9; c.144].

В одних видах физических упражнений выносливость непосредственно определяет спортивный результат (ходьба, бег на средние и длинные дистанции, велогонки, бег на коньках на длинные дистанции, лыжные гонки), в других - позволяет лучшим образом выполнить определенные тактические действия (бокс, борьба, спортивные игры и т.п.); в третьих - помогает переносить многократные кратковременные высокие нагрузки и обеспечивает быстрое восстановление после работы (спринтерский бег, метания, прыжки, тяжелая атлетика, фехтование и пр.)

Вывод по главе

В общей системе образовательной работы физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.

В первой главе нашего исследования мы теоретически обосновали проблемы развития выносливости дошкольников в процессе физической подготовленности. Для этого мы охарактеризовали сущность развития выносливости, двигательные навыки и возрастные анатомо-физиологические особенности развития детей дошкольного возраста, физическое развитие и физическую подготовленность в системе физического воспитания.

Таким образом, рекомендованные Министерством образования России программы по физическому воспитанию для дошкольного образовательного учреждения ориентируют учителя на учет индивидуальных особенностей дошкольников, связанных с их темпами биологического созревания, уровнями физического развития и двигательной подготовленности. Однако конкретные методические подходы, указания и разработки в данном направлении практически отсутствуют. Поэтому для достижения поставленной цели нашего исследования необходимо перейти к практическому изучению данной проблемы.

Следующая глава раскрывает практическое исследование эффективности методики развития выносливости дошкольников, где показаны результаты диагностики экспериментальной работы.

Внешние признаки утомления

Наблюдаемые признаки и состояние ребенка Степень выраженности утомления
  Небольшая Средняя
Окраска кожи лица, шеи Небольшое покраснение лица, выражение спокойное Значительное покраснение лица, выражение напряженное
Потливость Незначительная Выраженная потливость лица
Дыхание Несколько учащенное Резко учащенное
Движения Бодрые, задания выполняются четко Неуверенные, нечеткие, появляются дополнительные движения. У некоторых детей моторное возбуждение, у других - заторможенность
Самочувствие Хорошее, жалоб нет Жалобы на усталость, отказ от дальнейшего выполнения заданий

При выраженном, недопустимом утомлении все признаки проявляются сильно. В таком случае воспитатель должен внести изменения в план занятия: ограничить нагрузку для детей, имеющих средние и выраженные признаки утомления, уменьшить число повторений упражнений, исключить более трудные для них, удлинить отдых и т.д. Если выраженные признаки утомления отмечаются у большинства детей, значит, содержание занятия не соответствует уровню физической подготовленности детей и необходимо его перестроить.

Нужно учитывать, что у детей дошкольного возраста функциональные сдвиги определяются не только объемом и интенсивностью мышечной деятельности, но и формой проведения физических упражнений, а также эмоциональной настроенностью детей. Положительные эмоции снижают утомление, при интенсивной деятельности внимание не рассеивается, появляется увлеченность. Однако следует помнить, что для дошкольника характерна повышенная возбудимость, поэтому даже положительные эмоции не должны быть чрезмерными: надо чередовать упражнения, повышающие эмоциональный тонус, и упражнения, требующие внимания.

Осуществляя контроль, нужно следить за тем, чтобы при выполнении упражнений педагог обращал внимание на воспитание правильной осанки и формирование свода стопы.

Такие движения, как ходьба, бег, лазание и т.д., если они выполняются правильно, способствуют формированию правильной осанки. Ряд упражнений специально используется для этой цели: упражнения для мышц плечевого пояса, спины и живота. Развитие и укрепление этих групп мышц, в основном разгибателей, способствуют созданию так называемого "мышечного корсета", воспитанию правильной осанки. В каждом занятии предлагаются упражнения для развития и укрепления свода стопы (ходьба на носках, пятках, лазание по лестнице, ходьба по уменьшенной площади опоры, бег и т.д.), но все эти упражнения должны выполняться методически правильно.

При выполнении физических упражнений следует приучать детей правильно дышать, особенно это важно во время занятий на открытом воздухе. Углубленное дыхание, естественно, появляется в процессе выполнения различных физических упражнений. В покое у дошкольников дыхание более поверхностное (это объясняется анатомо физиологическими особенностями органов дыхания), поэтому и доставка кислорода органам и тканям меньше. При систематической тренировке вырабатывается стереотип, обеспечивающий правильное, ритмичное сочетание глубокого дыхания с движениями. Во время занятий на воздухе надо приучать детей к дыханию через нос, рот и сочетанию дыхания с движением.

В холодное время года (особенно зимой) больше внимания следует уделять носовому дыханию, особенно в группах детей, предварительно не закаленных. Но в то же время не надо бояться, когда при беге, ходьбе или выполнении других упражнений при произвольном дыхании дети дышат ртом. Как правило, дыхание через рот чередуется с носовым дыханием (если нос у ребенка очищен от слизи), и поток холодного воздуха сменяется теплым, согретым и очищенным при прохождении через носовые ходы воздухом. Это является хорошим закаливающим средством. Постепенно в процессе тренировки у детей вырабатывается ритмичное и глубокое дыхание; они дышат не только ртом, но и носом, и эффективность носового дыхания увеличивается.

Для оценки влияния физической нагрузки на организм ребенка, ее величины и интенсивности определяют ответную реакцию основных энергообеспечивающих систем (сердечнососудистой и дыхательной). Частота сердечных сокращений является информативным показателем реакции организма на физическую нагрузку и характеризует расход энергии. По изменению частоты пульса в процессе физической нагрузки и в восстановительном периоде можно оценить правильность выбора и соответствие мышечной нагрузки функциональным возможностям детского организма.

Специфические тесты

а) Для измерения выносливости – упражнения выполняются с максимальной, индивидуально возможной интенсивностью в течении 1 мин.;

Подсчитывается коэффициент

К = ЧСС0 / ЧСС2 х Куд,

где ЧСС0 – пульс до нагрузки;

ЧСС2 – пульс в конце минутного отдыха после работы;

Куд – количество выполненных упражнений;

б) для измерения скоростной выносливости – количество упражнений за 15-20 секунд;

в) для измерения количества быстроты – количество упражнений за 3-5 секунд.

Педагогический эксперимент

Педагогический эксперимент – это специально организуемое исследование, проводимое с целью выяснения эффективности применения тех или иных методов, средств, форм, видов, приемов иного содержания, обучения и физической подготовки. В отличие от изучения сложившегося опыта с применением методов, регистрирующих лишь то, что уже существует в практике, эксперимент всегда предполагает создание нового опыта, в котором активную роль должно играть проверяемое нововведение.

Математико-статистические методы

В большинстве случаев в исследованиях, решаются задачи выявления эффективности той или иной методики обучения и тренировки с применением определенных средств, приемов и способов организации занятий. Эти задачи обычно решаются путем проведения сравнительного педагогического эксперимента с выделением экспериментальных и контрольных групп, результатами которых в теории статистики принято называть независимыми. В подобных случаях исследованию прежде всего необходимо ответить на вопрос: оказалась ли эффективной применяемая экспериментальная методика? С этой целью рассчитывается достоверность различий между полученными в итоге проведения сравнительного педагогического эксперимента результатами экспериментальных и контрольных групп.

Полученные в ходе эксперимента данные были подвергнуты статистико-математической обработке. Вычисления производились на компьютере. В качестве программного обеспечения применялись программы Microsoft Office Excel 2007 и специальный пакет статистического анализа Statistica v. 6.0.

В своем педагогическом исследовании достоверность различий мы определяем по критерию t – Student.

Различия считаются достоверными при 5%-ном уровне значимости, то есть при утверждении того или иного положения допускается ошибка не более, чем в 5 случаях из 100.

Расчёты производились по следующим формулам:

Вычислим среднеарифметические Х для каждой группы.

Х – значение отдельного измерения;

n – общее число измерений в группе;

Хэ – сумма результатов

n

Хк – сумма результатов

n

В обеих группах вычислить стандартное отклонение (δ) по следующей формуле

δ= Xi max – Xi min

K

К – табличный коэффициент К=3.08

Вычислить стандартную ошибку среднеарифметического значения (m) по формуле:

m= δ___

√n-1 когда n<30

mэ= ≈ 0.86

mк= ≈ 0.63

Вычислить среднюю ошибку разности по формуле:

t=Xэ - Xк

√mэ2 + mк2

5). По специальной таблице (приложение) определить достоверность различий граничное значение (t0.05) = 2.10.

Контрольная группа

№ п\п Ф.И.О. Выпрыгивание вверх Сила Коэффициент выносливости
  Л.С.   10,3  
  М.А.   10,1  
  Ю.С.   10,1  
  С.С.   10,4  
  А.М.   10,2  
  А.В.   10,3  
  С.А.   10,3  
  Д.В.   10,2  
  В.А.   10,0  
  И.А.   10,2  

Таблица 5

Экспериментальная группа

Ф.И.О. Выпрыгивание вверх Сила Коэффициент выносливости
1 Женя Л   10,0  
2. Андрей О   10,2  
3. Ольга Д   10,3  
4 Витя И   10,4  
5. Юрий Д   10,2  
6. Юля Я   10,4  
7. Оксана Ф   10,1  
8. Костя Ч   10,0  
9. Аня В   10,3  
10. Максим Ю   10,3  

Наглядно результаты исследования в экспериментальной группе можно представить в виде диаграмм.

 

Заключение

В заключении нашего исследования, можно сделать вывод, что цель работы достигнута, а гипотеза подтверждена.

Проблема развития выносливости дошкольников как основа физической подготовленности решалась посредством следующих задач исследования:

Дана характеристика выносливости;

Рассмотрены двигательные навыки и возрастные анатомо – физиологические особенности развития детей дошкольного возраста;

Проведена диагностика экспериментальной работы по развитию выносливости дошкольников в процессе физической подготовленности;

Проанализированы и обработаны данные экспериментальной работы.

Изложенные понятия дают общее представление о выносливости, воспитании, его особенностях, социальных функциях и взаимосвязях с другими явлениями. Совокупность этих понятий в первую очередь характеризует физическое воспитание как общественно-педагогическое явление. Являясь неотъемлемым компонентом воспитания в широком смысле слова, физическое воспитание играет существенную роль в реализации как общепедагогических, так и специфических образовательно-воспитательных задач, продиктованных потребностями общества в целесообразном воздействии на развитие человека, необходимостью подготовки его к трудовой и другим общественно значимым видам деятельности. Специфическое содержание физического воспитания составляют физическое образование и воспитание физических качеств человека.

Первое осуществляется путем обучения и связано преимущественно с формированием двигательных умений, навыков и специальных знаний; второе направлено на развитие жизненно важных свойств человеческого организма, относящихся к физическим качествам человека, которые лежат в основе его двигательных способностей (силовых, скоростных, выносливости, и т. д.) и определяют в комплексе общий уровень физический работоспособности.

В процессе смены поколений через физическое воспитание происходит передача накапливаемого человечеством рационального опыта использования двигательных возможностей, какими потенциально обладает человек, и обеспечивается в той или иной мере направленное физическое развитие людей.

Общим прикладным результатом физического воспитания, если рассматривать его относительно трудовой и других видов практической деятельности людей, является выносливость, воплощенная в повышенной работоспособности, двигательных умениях и навыках. В этом отношении физическое воспитание можно определить как процесс физической подготовки человека к полноценной жизнедеятельности.

Физическое воспитание дошкольников играет большую педагогическую роль. Оно воспитывает в дошкольнике здоровый дух, помогает ему в дальнейшем, добиться успехов, быть физически подготовленным к трудностям. Физически воспитанные дошкольники становятся здоровыми людьми и полноценными гражданами в обществе.

В процессе физического воспитания нельзя утратить прогрессивную, гуманистическую, личностную направленность физического воспитания. Проблемы физического воспитания должны занять подобающее место в Государственной программе по воспитанию молодежи. Должна произойти корректировка проблем физического воспитания и путей его реализации. Этот процесс должен быть перманентным, приводящим к действенным практическим шагам, способствующим повышению качества жизни и оздоровления детей.

В ходе изучения средств и методов развития выносливости путем анализа литературных источников, мы выделили для себя один из наиболее доступных и на наш взгляд предположительно наиболее эффективный метод развития физических качеств в процессе физической подготовленности. В данном методе можно использовать различные средства, такие как сюжетные упражнения, игры, беговые упражнения и т.д.

В экспериментальной методике основной упор делается на применение метода развития выносливости посредством физических упражнений для дошкольного возраста.

Контрольные тесты, а затем определение достоверности различий по t – критерию Стьюдента показали, что различия между полученными в эксперименте средними арифметическим значениями считаются достоверными, отсюда следует, что экспериментальная методика развития физических качеств является эффективнее общепринятой методики развития выносливости.

Список литературы

 

1. Вавилова Р.И.Сборник инструктивно-методических материалов по физической культуре. - М.: Просвещение, 2003.- 245 с.

2. Вильчковский Э. С. Физическое воспитание дошкольников в семье. - К.: Рад. шк., 2003. - 128 с.: ил.

3. Дегтярев И.П. Физическое развитие. Киев 2005 – С.23-48

4. Дергунов Н.И. Учебное издание. г.Новосибирск. 245С

5. Доман Г. Как сделать ребенка физически совершенным: Пер. с англ. - М.: АСТ, Аквариум, 2002. - 333 с.

6. Инновационные направления развития системы физического воспитания детей дошкольного возраста // Теория и практика физической культуры: Научно-теоретический журнал. - 2004. - № 3.

7. Клевенко В.М. Быстрота как развитие физических качеств. - Москва 2008. - 290 с.

8. Концепция физического воспитания детей и подростков // Физическая культура: Научно-методический журнал. – 2004. - № 1.

9. Кузнецов В.В. Проблемы скоростно-силовой подготовки. - 116 с.

10. Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 2002. - 160 с.: ил.

11. Лаптев А. Управление физическим развитием. – Москва, 2003.- 180с.

12. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. - Москва 2007.- 270с.

13. Мерзликина А. Каждому учителю - спортивно-педагогическую подготовку// Физическая культура в школе.- 2003. - №12.- С. 54

14. Минаев Б.Н., Шиян Б.М. Основы методики физического воспитания школьников.-М.:2002.- 455 с.

15. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста / Под ред. М. В. Антроповой, М. М. Кольцовой. — М.: Педагогика, 2003.

16. Никифоров Ю.Б. Эффективность физических упражнений. Москва - 2007. - 180с.

17. Оленчук П.Т. Здоровье дарит спорт. –Николаев: 2003. – 265 с.

18. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 5 - 6 лет: Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 2003. - 143 с.: ил.

19. Репников П.Н. О выносливости. Информационно методический бюллетень. - 2001. - № 3, С.10 – 12.

20. Рипа М.Д. Физическая культура и спорт в общеобразовательной школе.-М.: 2003. – 655 с.

21. Романенко М.И. Физкультура. – Киев, 2008г. - 260 с.

22. Русаков В.Я. Методы совершенствования физической подготовки. – Москва, 2007. – С. 21 – 24.

23. Стрельников В.А. Воспитание выносливости. - Улан – Удэ, 2001.- 410 с.

24. Татьян В.В. Экспериментальное обоснование рациональных вариантов сочетания средств скоростно – силовой подготовки начинающих спортсменов. - Москва, 2004. - 26 с.

25. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада / Сост. Ю. Ф. Луури. - М.: Просвещение, 2002. - 61 с.

26. Филимонов В.И. Общие основы силовой и функциональной физической подготовки. - Грозный 2001. - 139с.

27. Филин В.П. Скоростно-силовая подготовка юных спортсменов. Москва, 2006. - 160 с.

28. Филиппов С.С. Спортивная тренировка как объект информационного обеспечения. - 2005 - 112с.

29. Фомин Н.А., Фолин В.Е. Возрастные основы физического воспитания - М.: Физиология и спорт.-2008. – 421 с.

30. Хусаинов З.М. Методика скоростно-силовой физической подготовки. – 2001. - №3, С.15

31. Хухлаева Г. В. Занятия по физической культуре с детьми 2 - 4 лет в малокомплектном детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 2003. - 192 с.: ил.

32. Циргаладзе И.В. Олимпийские чемпионы сегодня. – Москва, 2004 - 120с.

33. Ширяев А.Г. Физкультура как она есть. – Москва, 2004 - 80с.

34. Шустин Б.М. Современная система физической подготовки. – Москва, 2005. – 193 с.

35. Щебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников. Практикум. – М.: Академия.- 1999.- 160 с.

36. http://fkvot.infosport.ru/1996N1/p5-10.htm

37. http://www.infosport.ru/press/tpfk/1999N3/p54-58.htm

 

Новгородский Государственный Университет им.Ярослава Мудрого

Институт непрерывного педагогического образования

Факультет педагогического образования, искусств и технологий

Кафедра теории и методики физического воспитания

_____________________________________________________________

 

Курсовая работа

Развитие выносливости на занятиях физической культурой у детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.

 

 

Выполнила:

Студентка 3 курса

Заочного обучения, группа №3211

Иванова Анастасия Валерьевна

Подпись___________________

Проверил:

Максимов Андрей Николаевич

Оценка____________________

Дата______________________

Подпись__________________

 

Великий Новгород

 


 

Содержание

 

Введение-----------------------------------------------------------------------------------------3

 

Глава 1. Теоретические предпосылки развития выносливости у детей старшего дошкольного возраста.------------------------------------------------------------------------5

1.1 Понятие выносливости-------------------------------------------------------------------5

1.2 Виды выносливости и факторы,влияющие на проявление выносливости--6

Вывод по главе---------------------------------------------------------------------------------9

Глава 2. Экспериментальное обоснование эффективности методики развития выносливости у детей старшего дошкольного возраста на занятиях физической культурой.-------------------------------------------------------------------------------------10

2.1. Диагностика уровня развития выносливости старших дошкольников на констатирующем этапе исследования---------------------------------------------------10

2.1.1. Описание применяемого диагностического инструментария--------------12

2.2 Реализация методики развития выносливости старших дошкольников----21

2.3. Диагностика уровня развития выносливости старших дошкольников на контрольном этапе исследования---------------------------------------------------------29

Заключение------------------------------------------------------------------------------------35

Список литературы--------------------------------------------------------------------------38

 


Введение

Выносливость – важнейшее физическое качество, проявляющееся в профессиональной, спортивной деятельности и в повседневной жизни людей. Она отражает общий уровень работоспособности человека. В теории и методике физической культуры выносливость определяют как способность поддерживать заданную, необходимую для обеспечения профессиональной деятельности, мощность нагрузки и противостоять утомлению, возникающему в процессе выполнения работы.

Применительно к детям дошкольного возраста выносливость рассматривается как способность организма выполнять мышечную работу небольшой (50% от максимальной) и средней (60%) интенсивности в течение продолжительного времени в соответствии с уровнем физической подготовленности в данный момент. Целесообразно говорить лишь о развитии общей выносливости, так как именно аэробное энергообеспечение в большей степени соответствует их возможностям и способствует всестороннему физическому развитию и воспитанию.

Актуальность развития выносливости с дошкольного возраста обусловлена рядом причин, основными из которых являются следующие:

· выносливость как способность к длительной мышечной работе небольшой интенсивности позволяет укрепить организм ребенка и в первую очередь сердечно-сосудистую, дыхательную, костно-мышечную системы, что оказывает благоприятное воздействие на физическое и психическое здоровье ребёнка, в целом способствуя его всестороннему гармоническому развитию;

· целенаправленная работа по воспитанию выносливости у дошкольников улучшает функционирование организма, повышает их работоспособность (как физической, так и умственной), что особенно важно в плане подготовки детей к школе;

· целенаправленные движения, особенно циклического типа, помогают раскрыть и развить природные задатки у детей дошкольного возраста: только в этот период возможно повысить уровень максимального потребления кислорода, который является важнейшим показателем физической работоспособности человека, показателем его аэробных возможностей;

· развитие выносливости оказывает влияние на формирование волевых качеств личности, черт характера человека: целеустремленности, настойчивости, упорства, смелости и решительности, уверенности в своих силах;

· развитие выносливости помогают детям научиться преодолевать возникающие трудности, мобилизовывать себя, доводя начатое дело до конца: умение управлять собой положительно отражается на успехах ребенка в школе.

Предметом исследования является: развитие выносливости у детей дошкольного возраста на занятиях физической культурой.

Объект исследования: изучение выносливости как одного из компонентов развития двигательных способностей у детей дошкольного возраста.

Цель исследования: изучение методов и средств развития выносливости на занятиях физической культурой.

Задачи:

1) Изучить понятия выносливости и ее видов;

2) рассмотреть задачи, решаемые в процессе воспитания выносливости;

3) определить средства и методы воспитания выносливости;

Методы исследования: изучение и анализ литературы, логический анализ, обобщение.

 

 

Глава 1.1Теоретические основы развития выносливости у детей старшего дошкольного возраста.

Понятие выносливости.

Выносливость - важнейшее физическое качество, проявляющееся в профессиональной, спортивной деятельности и в повседневной жизни людей. Она отражает общий уровень работоспособности человека. Выносливость – это способность совершать работу заданного характера в течение возможно более длительного времени (Яковлев Н.Н., Коробков А.В., Янанис С.В.).

Являясь многофункциональным свойством человеческого организма, выносливость интегрирует в себе большое число процессов, происходящих на различных уровнях: от клеточного и до целостного организма. Однако в преобладающем большинстве случаев ведущая роль в проявлениях выносливости принадлежит факторам энергетического обмена и вегетативным системам его обеспечения - сердечнососудистой и дыхательной, а также центральной нервной системе.

Выносливость - это способность человека к длительному выполнению какой-либо работы без заметного снижения работоспособности. Уровень выносливости обычно определяется временем, в течение которого человек может выполнять заданное физическое упражнение. Чем продолжительнее время работы, тем больше выносливость. Это качество необходимо при длительном беге, ходьбе на лыжах и при выполнении более кратковременных упражнений скоростного и силового характера [9; c.144].

В одних видах физических упражнений выносливость непосредственно определяет спортивный результат (ходьба, бег на средние и длинные дистанции, велогонки, бег на коньках на длинные дистанции, лыжные гонки), в других - позволяет лучшим образом выполнить определенные тактические действия (бокс, борьба, спортивные игры и т.п.); в третьих - помогает переносить многократные кратковременные высокие нагрузки и обеспечивает быстрое восстановление после работы (спринтерский бег, метания, прыжки, тяжелая атлетика, фехтование и пр.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 463; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.142 с.)