Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
В последующем возрастном периоде, от полутора до шести лет, идет интенсивное накопление словаря и овладение грамматически оформленной речью в процессе общения.
Содержание книги
- Учебник по разделу логопедии “заикание” заканчивается практически материалом, который отражает разнообразные аспекты практической работы с заикающимися.
- В эффекте резонанса принимает особое участие мягкое небо и те мышцы, которые перекрывают пространство между носоглоткой и ротоглоткой.
- Нервная система, обеспечивающая работу речевого аппарата, состоит из центральной и периферической частей. Периферические нервы иннервируют мышцы речевого аппарата.
- Именно на уровне таламуса происходит Формирование вегетативных и некоторых психических компонентов эмооций. По данным некоторых авторов, таламус принимает участие в контроле за спонтанной речью.
- Преимущественная роль отдельного полушария проявляется лишь в определенной фазе формирования или реализации речи.
- Отдельные характеристики просодии объединяются и координируются между собой темпо-ритмической организацией речевого потока.
- Все акустические характеристики устной речи постепенно оформляются в процессе речевого онтогенеза и становятся достаточно стабильными и индивидуальными у взрослого человека.
- Всякая функциональная система обладает регуляторными свойствами, присущими ей как целому и отсутствующими у ее частей.
- Принятие решения. На этой стадии происходит выбор ведущей для данного момента “линии поведения”.
- Количество этапов выполнения действия зависит от широты задачи и от характера действия. В простейших случаях этапная афферентация может стать и “санкционирующей”, т.е. конечной.
- В последующем возрастном периоде, от полутора до шести лет, идет интенсивное накопление словаря и овладение грамматически оформленной речью в процессе общения.
- Интонационное обогащение крика свидетельствует о том, что у ребенка начала формироваться функция общения.
- Наблюдаются некоторые различия в темпах развития речи у мальчиков и девочек. Есть указания на то, что у девочек слова появляются на 8-9 месяце жизни, у мальчиков — на 11-12 месяце.
- Хорошее здоровье ребенка и благоприятная речевая среда способствует формированию высокоразвитой речи.
- Знание закономерностей речевого онтогенеза в дошкольном возрасте и особенностей протекания гиперсензитивных периодов позволяет глубже понять причину появления заикания в дошкольном возрасте.
- Судороги голосового аппарата
- Составляют вторую группу судорог артикуляционного аппарата и наблюдаются, как правило, при произнесении звуков, в артикуляции которых принимает участие язык. Различают несколько видов судорог языка.
- Лингвистические факторы, способствующие появлению судорожных запинок
- Заикание, возникающее у детей дошкольного возраста, может наблюдаться в течение нескольких часов либо нескольких месяцев, а затем пройти либо спонтанно, либо в результате коррекционного воздействия.
- Состояние центральной нервной системы
- Неврозы в клинике пограничных психических состояний рассматриваются как психогенно-реактивные функциональные заболевания, возникающие под влиянием стрессовых факторов различной силы и длительности.
- Заикание возникает чаще всего остро на фоне развитой фразовой речи после перенесенной психической травмы.
- В дошкольном возрасте Наличие заикания, как правило, не оказывает заметного влияния на социальное поведение детей. Их контакты с ровесниками и взрослыми лицами остаются практически обычными.
- Курс интенсивного медико-педагогического воздействия, проведенный в стационаре в течение 45 дней, имел отчетливый, но непродолжительный эффект.
- Со слов родителей, мальчик страдает заиканием, нарушением звукопроизношения, раздражительностью, упрямством, неусидчивостью.
- До 10-ти лет отмечался ночной энурез, до 10-14 — снохождения. С 10-ти лет возросла “внутренняя взрывчатость”, раздражительность.
- Физическое или психическое утомление, соматическая ослабленность ухудшают качество речи.
- Как при невротической форме, так и при неврозоподобной форме заикания дети не замечают и не корректируют свои ошибки, что свидетельствует о снижении контроля за смысловой стороной высказывания.
- Некоторые патогенетические мезанизмы заикания
- Таким образом, патогенетические механизмы, способствующие появлению невротической формы заикания, сложны и не сводятся к пережитой ребенком психической травме.
- Различные виды психотерапии, период молчания, адекватно применяемый у детей в начале коррекционного воздействия, позволяют снизить силу детерминанты в эмоциогенных структурах мозга.
- В отличие от “преходящих” судорожных запинок при “выходе” из алалии, афазии, дизартрии, при возникновении эволюционного заикания быстро формируется патологическая функциональная система речи.
- Чем более разветвлена и сильна патологическая система речи, тем больше нарушена интегративная функция мозга и дезорганизована ее деятельность в целом.
- Выработка устойчивой плавной речи представляет собой основную цель реабилитационной работы с заикающимися.
- Фамилия, имя, отчество обследуемого.
- Психологический климат в семье, особенности взаимоотношений
- Реакция на замечания и одобрение; факторы, способствующие изменению эмоционального состояния.
- Отмечается: ведущая рука — точное и четкое выполнение; недостаточно четкое; плохая координация, неловкость.
- Факторы, усиливающие Заикание: волнение; утомление; беседы с незнакомыми; шум; самоконтроль и пр. (для взрослых — алкоголизация).
- Организация специального охранительного режима для заикающихся
- В этот же период начинается работа по овладению навыками мышечной релаксации и формированию речевого дыхания.
- Релаксационные упражнения для мышц рук, ног и корпуса
- Плотно сомкнуть веки на 5-10 сек, концентрируя внимание на ощущении напряжения в них.
- Навыки релаксации и плавной речи, реализуемой в процессе аутогенной тренировки, закрепляются специальными функциональными тренингами в реальной ситуации (подробнее см. 3.3.).
- Упражнения, регулирующие мышечный тонус
- Размер стиха подбирается в следующей последовательности: хорей — ямб — дактиль.
- Устная речь с нередуцированным произнесением безударных гласных называется полным стилем произнесения.
- В дальнейшем для тренировки диафрагмального дыхания, его силы и длительности используют различные игровые приемы. При этом должны быть учтены следующие методические указания.
- Выдох под мысленный счет (вдох на счет 1-2-3; выдох: 4-5-6-7-8 до 15).
- Формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения
Овладение языком предполагает точную дифференциацию всех элементов слышимой, произносимой или читаемой речи (фонем, артикулом, графем), и этот анализ неизбежно связан с речедвигательным произнесением слов вслух, шепотом или про себя. Правомерно считать, что именно в дошкольном возрасте у детей, благодаря постоянной кинестезической и слуховой оценке (обратная афферентация) результата действия перебираются все степени свободы и оставляются только те, которые содействуют получению данного результата (П.К. Анохин, 1968), т.е. фонетическому эталону родного языка.
У здоровых детей в 6 лет, несмотря на хорошее развитие экспрессивной речи, сформированы лишь основные параметры речеобразовательных механизмов: речедвигательные программы действия остаются непрочными, легко нарушаются при усложнении задачи, координаторные взаимоотношения моторно-дыхательных компонентов речи неустойчивы, то есть речевой моторный акт является недостаточно автоматизированным. К 10-ти годам моторно-дыхательные компоненты речевой функциональной системы становятся более координированными, избирательными и экономичными.
Функциональная система речевой деятельности является наиболее сложной и важной в системе поведенческой деятельности человека.
Представление о функциональной системе речи, знание о том, как формируется программа речевых движении, какое значение имеют специфические и неспецифические афферентации, позволяют более глубоко рассмотреть патогенез речевых нарушений и, в частности, заикания.
Рассмотрение патогенетических механизмов заикания через призму представлений о функциональной системе также дает возможность проанализировать нарушение программы действия на стадии афферентного синтеза и выделить то его звено, которое ведет к патологическому результату действия.
Знание о том, как на стадии афферентного синтеза с введением новых афферентаций можно изменить программу действия, а следовательно, и качество устной речи, как результата действия, позволяет по-новому проанализировать механизм коррекционных воздействий при заикании.
Для того чтобы наиболее полно представить себе функциональную систему речи и ее нарушение при заикании, необходимо обратиться к речевому онтогенезу.
Речевой онтогенез
Анатомические и функциональные особенности ЦНС и периферического речевого аппарата не являются зрелыми с рождения ребенка и достигают зрелого уровня только в процессе общесоматического, полового и нервно-психического развития.
Первый год жизни, несмотря на то. что ребенок еще не говорит, является очень важным для развития тех систем мозга и психической деятельности, которые связаны сформированием речи.
Устная речь предполагает наличие голоса, и крик ребенка в первые недели и месяцы жизни уже характеризует состояние тех врожденных нервных механизмов, которые будут использованы при становлении речи. Крик здорового ребенка характеризуется звонким и продолжительным голосом, коротким вдохом и удлиненным выдохом.
Уже вскоре после рождения крик приобретает различную обертональную окраску в зависимости от состояния ребенка. Так, крик “голода” отличатся от крика, связанного с охлаждением ребенка, или другими состояниями ощущения дискомфорта (протопатическими, т.е. врожденными чувствами). Крик является первой интонацией, значимой по своему коммуникативному содержанию, которая в дальнейшем оформляется как сигнал недовольства.
Ко 2-3-му месяцу жизни крик ребенка значительно обогащается интонационно. При крике отмечается усиление некоординированных движений рук и ног. С этого возраста ребенок начинает реагировать криком на прекращение общения с ним, удаление ярких предметов из ноля зрения и т.п. Нередко дети реагируют криком на перевозбуждение, особенно перед засыпанием.
|