Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Явление и определение внимания.
1. Феномен внимания, его признаки. 2. Определение внимания. 3. Основные свойства внимания. Тема 2. Функции и виды внимания.
1. Функции внимания. 2. Виды внимания. Тема 3. Психологические теории внимания.
1. Эмоционально-моторная теория внимания Т. Рибо. 2. Внимание и установка (концепция Д. И. Узнадзе). 3. Внимание как сторона ориентировочно-исследовательской деятельности (П. Я. Гальперин). Тема 4. Развитие внимания.
1. Низшие и высшие формы внимания. 2. Этапы развития внимания у детей. Темы для рефератов 1. Внимание и его психологические свойства. 2. Физиологические основы внимания. Темы для самостоятельной исследовательской работы
1. Психологические теории внимания. 2. Развитие внимания.
ЛИТЕРАТУРА I Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т.— Т. 3.— М., 1983. (Овладение вниманием: 205—239.) Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания.— М., 1974. (История и современное состояние психологии внимания: 5—16. Развитие внимания: 17—32, 39—87.) Ермолаев О. Ю., Марютина Т. М.,Мешкова Т. А. Внимание школьника.— М., 1987. (Виды внимания: 30—37, 69—80.) Лурия А. Р. Внимание и память.—М., 1975. (Внимание: 4—41.) Хрестоматия по вниманию.—М., 1976. (Сознание и внимание (В. Вундт):3—25. Внимание (Э. Б. Титченер): 26—46. Внимание (У. Джеме): 50—65. Психология внимания (Т. Рибо): 66—102. Внимание (Н. Н. Ланге): 107—144. О теории и воспитании внимания (Н. Ф. Добрынин): 243—259. Установка у человека (Д. Н. Узнадзе): 260—270.) II Бассин Ф. В. Проблема бессознательного (О неосознаваемых формах высшей нервной деятельности).—М., 1968. (Теория установки Д. Н. Узнадзе: 224—239.) Величковский Б. М. Современная когнитивная психология.— М., 1982. (Внимание и сознательный контроль: 151—183.) Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания.— М., 1974. (Внимание как самостоятельная деятельность: 33—39, 87—94.) Гоноболин Ф. Н. Внимание и его воспитание.—М., 1972. (Понятие о внимании: 5—11. Виды внимания: 16—27. Свойства внимания: 27—43. Возрастные особенности внимания: 44—77. Развитие внимания: 78—108, 148—159.) Добрынин Н. Ф. О селективности и динамике внимания // Вопросы психологии.— 1975.— № 2. Левитина С. С. Можно ли управлять вниманием школьника? — М., 1980. (Проблема управления вниманием: 7—19. Индивидуальное и коллективное внимание: 26—41. Индивидуальные особенности внимания: 53—65.)
Познавательные процессы и способности в обучении.—М., 1990. (Внимание: 5—30.) Развитие творческой активности школьников.—М., 1991. (Развитие внимания: 79—104.) III Веккер Л. М. Психические процессы: В 3 т.—Т. 3.—Л., 1981. (Внимание и психологическое время: 271—285.) Восприятие. Механизмы и модели.—М., 1974. (Внимание и восприятие речи: 37—46.) Громова Е. А. Эмоциональная память и ее механизмы.—М., 1980. (Внимание и его роль в механизмах памяти: 60—69.) Исследования мышления в советской психологии.— М., 1966. (Теория установки Д. Н. Узнадзе: 278—286.) Нейрофизиологические механизмы внимания.—М., 1979. (Внимание, сознание, сон, бодрствование: 15—50. Интеллектуальное и эмоциональное внимание: 157—186.) Немчин Т. А. Состояния нервно-психического напряжения.— Л., 1983. (Изменение внимания при нервно-психическом напряжении: 48—55.) Суворов Н. Ф., Таиров О. П. Психофизиологические механизмы избирательного внимания.—Л., 1985. (Общие принципы функционирования систем избирательного внимания: 249—261.) Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология.— Вып. III.— М., 1970. (Уровни бодрствования и внимание: 97—146.) Чистякова М. И. Психогимнастика.—М., 1990. (Методические рекомендации для развития памяти, внимания, эмоциональной экспрессии и моторики у детей 4—7 лет: 45—51.) Глава 9. ПАМЯТЬ Краткое содержание Общее представление о памяти. Понятие о памяти. Значение памяти в жизни и деятельности человека, в обучении, воспитании, общении с людьми. Определение памяти. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание. Виды памяти и их особенности. Основания для классификации видов памяти. Деление памяти по времени хранения информации на мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную, генетическую. Классификация видов памяти по органам чувств и использованию мнемических средств: образная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная, произвольная и непроизвольная, механическая и логическая, непосредственная и опосредствованная. Особенности кратковременной памяти, ее объем, механизмы, связь с сознанием. Явление замещения — замены информации в переполненной по объему кратковременной памяти. Трудности механического запоминания имен, фамилий и явление замещения. Акустическое перекодирование информации в кратковременной памяти. Связь кратковременной памяти с долговременной, их относительная независимость. Подсознательный характер долговременной памяти человека. Связь долговременной памяти с речью и мышлением, в частности с внутренней речью. Смысловая организация материала в долговременной памяти.
Индивидуальные различия памяти у людей. Индивидуальные особенности памяти, их качественные и количественные характеристики. Различия в объеме кратковременной памяти. Зрительная и эйдетическая память (пример из работы А. Р. Лурия—память Ш.). Связь эйдетической памяти с воображением, ее значение для художественно-творческой деятельности. Слуховая память и сфера ее профессионального использования. Логическая память. Нарушения памяти при различных заболеваниях. Связь этих нарушений с общими изменениями личности больного. Эффект Зейгарник и его психологическое объяснение. Теории и законы памяти. Основные науки, занимающиеся памятью. Теории памяти в психологии. Ассоциативная теория памяти. Понятие ассоциации и ее основные виды: по смыслу, смежности, сходству и контрасту. Гештальттеория памяти. Смысловая концепция памяти. Психоаналитическая теория памяти. Механизмы забывания по 3. Фрейду. Деятельностная теория памяти: концепция Выготского — Леонтьева. Информационно-кибернетическая теория памяти. Основные факты из области психологических исследований памяти человека. Законы памяти. Явление реминисценции. Формирование и развитие памяти. Основные изменения, которые в процессе развития происходят с памятью человека. Две линии развития: филогенетическая и онтогенетическая. Концепция развития памяти П. П. Блонского. Теория культурно-исторического развития памяти Л. С. Выготского. Развитие непосредственного и опосредствованного запоминания у детей по А. Н. Леонтьеву. Роль речи в управлении развитием мнемических процессов. Структурная организация запоминаемого материала. Подбор и использование эффективных стимулов-средств для запоминания и припоминания. Другие приемы улучшения памяти. Воображение и память. Мысленные- ассоциации и запоминание. Отрицательная роль интерференции при воспроизведении материала.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.46 (0.01 с.) |