Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Речь как средство общения.
1. Обмен информацией между живыми существами — первоначальная функция речи. 2. Общение животных (человекообразных обезьян) между собой. 3. Отличие речи человека от речи животных. 4. Проблема врожденности или приобретенности способности человека к усвоению и пользованию речью. 5. Опыт обучения животных человеческой речи. Тема 3. Речь как инструмент мышления.
1. Неразрывная связь мысли и слова. 2. Участие голосового аппарата в мышлении человека. 2. Экспериментальное доказательство существования и роли внутренней речи в мышлении. 3. 4. Начальный период развития мышления у ребенка. Тема 4. Соотношение мышления и речи.
1. Значение слова как единицы мышления и речи. 2. Внутренняя речь и ее особенности. 3. Эгоцентрическая речь. Дискуссия Л. С. Выготского и Ж. Пиаже. 4. Раздельное и общее в развитии мышления и речи. Темы для рефератов
1. Виды и функции речи. 2. Коммуникативная речь у животных. 3. Понятие внутренней речи. 4. Феномен эгоцентрической речи. Темы для самостоятельной исследовательской работы
1. Теория развития языка и речи. 2. Отличие речи человека как средства общения от речи животных. 3. Соотношение речи и мышления. 4. Развитие речи и мышления.
ЛИТЕРАТУРА I Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т.— Т. 3.— М., 1983. (Развитие устной речи. Предыстория письменной речи: 164—200. Развитие речи и мышления: 254—273.) Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т.—Т. 2.—М., 1982. (Мышление и речь: 5—361.) Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т.— Т. 6.— М., 1984. (Речь и практическое мышление: 6—37.) Жинкин Н. И. Речь как проводник информации.— М., 1982. (Фонема в языке и речи: 20—28, 33—43. Сенсорика и язык: 117—154.) Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т.— Т. 1.—М., 1983. (Психологическое исследование речи: 65—75.) Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. Введение в психологию.— М., 1974. (Язык: 420—441.) Лурия А. Р. Язык и сознание.—М., 1979. (Проблема языка и сознания: 11—30. Слово и его семантическое строение: 31—50. Развитие значения слов в онтогенезе: 51—66. Развитие понятий и методы их исследования: 67—114. Роль речи в протекании психических процессов. Регулирующая функция речи и ее развитие:115—134. Внутренняя речь и ее мозговая организация: 135—147. Сложные формы речевого высказывания. Парадигматические компоненты в синтагматических структурах: 165—186. Развернутое речевое сообщение и его порождение: 187—202. Основные формы речевого высказывания. Устная (диалогическая и монологическая) и письменная речь: 203—216. Понимание компонентов речевого высказывания. Слово и предложение: 217—234. Понимание смысла сложного сообщения. Текст и подтекст: 235—250.)
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т.—Т. 1.—М., 1989. (Речь: 442—460.) Ушакова Т. Н. и др. Речь человека в общении.— М., 1989. (Речь как объект психологического исследования: 10—60.) II Брунер Д. С. Психология познания. За пределами непосредственной информации.—М., 1977. (Язык и развитие: 336—355.) Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т.—Т. 3.—М., 1983. (К вопросу о многоязычии в детском возрасте: 329—337.) Исенина Е. И. Дословесный период развития речи у детей.— Саратов, 1986. (Теория невербальной, дословесной коммуникации: 5—44. Механизмы и движущие силы развития протоязыка: 112—125. Переход дословесной коммуникации в словесную: 125—138.) Линден Ю. Обезьяны, человек и язык.—М., 1981. (Краткий эволюционный взгляд на язык жестов: 72—78.) Общение и речь. Развитие речи у детей в общении со взрослыми.— М., 1985. (Три функции речи: 7—13. Довербальное развитие общения: 13— 19. Этап возникновения речи и развитие общения (дошкольники): 19—31.) Психолингвистика. Сборник статей.— М., 1984. (Онтогенез речевых актов (Дж. С. Брунер): 21—49. Развитие речи (М. П. Бутон): 307—324. Генетический аспект языка и мышления (Ж. Пиаже): 325—335.) Развитие личности ребенка.— М., 1987. (Язык и общение детей: 74—98.) Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика.—М., 1976. (Теория овладения языком: 107—115. Язык, речь, мышление: 165—173. Язык и память: 178—182. Язык и когнитивное развитие: 182—197. Психолингвистика и психология: 217—332.) Социально-исторический подход в психологии обучения.— М., 1989. (Чтение — сложный вид деятельности: 35—58.) ХОМСКИЙ Н. Язык И мышление.—М., 1972. (Вклад лингвистики в изучение мышления. Прошлое, настоящее и будущее: 12—121.) III Ахутина Т. В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса.— М., 1989. Богин Г. И. Уровни и компоненты речевой способности человека:
Учебное пособие.— Калинин, 1975. (Речь как способность. Уровни развития речевой способности.) Веккер Л. М. Психические процессы: В 3 т.—Т. 3.—Л., 1981. (Психика, речь, сознание: 285—325.) Величковский Б. М. Современная когнитивная психология.— М., 1982. (Психосемантика и мышление: 184—248.) Видинеев Н. В. Природа интеллектуальных способностей человека.— М., 1989. (Филогенез языка и речи: 113—152.) Восприятие. Механизмы и модели.—М., 1974. (Внимание и восприятие речи: 37—46.) Исследование речевого мышления в психолингвистике.— М., 1985. (Проблема речевого мышления: 12—31. Становление символической функции в онтогенезе: 32—50. Переход от мысли к слову: 85—99. Природное и социальное в речевой способности человека: 171—184.) Клике Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта.—М., 1983. (Мотивы и этапы возникновения письменности: 190-210.) Коул М., Скибнер С. Культура и мышление. Психологический очерк.— М., 1977. (Культура и язык: 54—80.) Кучинский Г. М. Психология внутреннего диалога.—Минск, 1988. (Психология речи. Внутренний диалог—обязательный компонент продуктивного мышления: 106—141.) Миллер Д., Галантер Е., Прибрам К. Планы и структура поведения.— М., 1964. (Планы речи: 149—172.) Пинден Ю. Обезьяны, человек и язык.—М., 1981. (Проблема развития языка у детей: 40—53.) Найссер У. Познание и реальность.—М., 1981. (Язык и его использование: 166—186.) Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. Проблемы палеопсихологии.— М., 1974. (Генезис речи—мышления: 380—485.) Психолингвистика. Сборник статей.— М., 1984. (Интенции, конвенции и символы: 50--102. Когнитивные предпосылки развития грамматики: 143—-207.) Развитие творческой активности школьников.—М., 1991. (Развитие речи в форме вопросов и ответов: 14—34.) Становление речи и усвоение языка ребенком.— М., 1985. (Психолингвистический анализ некоторых этапов доречевого периода: 6—20.) Тихомиров О. К. Психология мышления.—М., 1984. (Мышление и обобщение: 146—180.) Ушакова Т. Н. Функциональные структуры второй сигнальной системы.—М„ 1979. Ушакова Т. Н. и др. Речь человека в общении.— М., 1989. (Психологические исследования семантики речи: 99—171.) Чистякова М. И. Психогимнастика.— М., 1990. (Мимика, жесты, пантомимика: 9—11.)
Раздел 3 Психология личности
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.119.148 (0.012 с.) |