Синтаксический анализ текста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Синтаксический анализ текста



Синтаксический анализ текста включает в себя три основных части:

- разбор словосочетания;

- разбор простого предложения;

- разбор сложного предложения.

Рассмотрим их последовательно.

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

Схема разбора

I. Тип словосочетания.

II. Тип связи.

Комментарии

1. Прежде всего следует помнить, что словосочетанием является только такое сочетание двух (редко – более) слов, которое построено на основе подчинительной связи, т. е. когда одно из двух слов является главным, а второе – зависимым. Главное слово тем или иным способом подчиняет себе зависимое (можно задать вопрос от главного слова к зависимому):

игра~ть (во что?) в карты;

высокий чело~век (какой?);

беж~ать (как?) быстро.

Сочетание города и люди, построенное на основе сочинительной связи, словосочетанием не является. Сочетание стол стоит, построенное на основе предикативной связи, словосочетанием также не является.

 

2. Не являются словосочетаниями и аналитические формы многих частей речи:

буду говорить – сложное будущее время;

более тихо – компаратив (форма сравнительной степени) имени прилагательного ср.р., наречия или категории состояния;

наиболее тихо – суперлятив (форма превосходной степени) прилагательного ср.р., наречия или категории состояния;

самый умный – суперлятив прилагательного;

умнее всех (всего) – суперлятив наречия или прилагательного.

 

3. Не являются словосочетаниями составные слова (Иван Петров) и устойчивые сочетания слов (благим матом, железная дорога, сломя голову).

 

4. Выделение словосочетаний в тексте бывает сопряжено со значительными трудностями, поскольку далеко не всегда связанные между собой подчинительной связью слова стоят рядом:

Я к розам хочу, в тот единственный сад, / Где лучшая в мире стоит из оград (Ахм.).

Словосочетания без разрыва: хо~чу (куда? к чему?) к розам; единственный са~д (какой?);

Словосочетания с определенной дистанцией между компонентами: хо~чу (куда? во что?) в сад; тот са~д (какой?); сто~ит (где?) где; луч~шая (из чего) из оград; лучш~ая (где?) в мире.

5. Трудно бывает выделить словосочетание и в том случае, когда оно состоит более чем из двух слов:

чело~век (какой?) с большим носом – одно словосочетание, т.к. его невозможно разделить на два полноценных более простых: может быть словосочетание большим носом, но семантически не может быть человек с носом.

Типы словосочетания

6. Тип словосочетания определяется через морфологическую характеристику обоих его компонентов (сначала – характеристика главного слова, затем – зависимого):

до~м отца (чей?) – субстантивно-субстантивное;

большой до~м (какой?) – субстантивно-адъективное;

первый до~м (какой? который по счету?) – субстантивно-нумеральное;

пер~вый (из кого?) из них – нумерально-местоименное;

кт~о-то (какой?) новый – местоименно-адъективное;

очень крас~ивый (в какой степени? насколько?) – адъективно-наречное;

очень быс~тро (насколько? в какой степени?) – наречно-наречное;

быстро бег~ать (как?) – глагольно-наречное;

хо~чу (что делать?) спать – глагольно-глагольное;

войт~и (куда? во что?) в дом – глагольно-субстантивное;

люби~ть (кого?) друг друга – глагольно-местоименное; и т. п.

 

Sic! NB!

Школьных определений типа словосочетания - «именное», «глагольное» и т. п. - явно недостаточно, поскольку в русском языке существует, как минимум, 4 именных слова, да и глагольные словосочетания могут быть очень различными (см. примеры выше).

 

7. В случае, когда один из компонентов словосочетания представляет собой самостоятельное словосочетание, его морфологическая природа определяется по стержневому слову:

чело~век (какой?) с большим носом – субстантивно-субстантивное;

чело~век (какой?) без царя в голове – субстантивно-субстантивное;

гово~рить (как?) с полным ртом – глагольно-субстантивное; и т п.

 

8. Морфологическая природа причастий и деепричастий в составе словосочетания должна быть определена двойственно, с учетом тех признаков этих форм (глагольных или адъективных), которые актуализированы в данном словосочетании. Актуализация может быть проверена с помощью вопроса:

читающий мал~ьчик (какой?) – субстантивно-адъективное (причастие);

чита~ющий (что?) книгу – глагольно (причастие) – субстантивное;

улыбаясь, войт~и (что делая?) – глагольно-глагольное (деепричастие);

улыба~ясь (как? во что?) в усы – глагольно (деепричастие) – субстантивное.

 

9. Одним из компонентов словосочетания может быть целый оборот (причастный, деепричастный, счетный, количественный) – во всех этих случаях определяется морфологическая природа главного слова в составе этого оборота:

прочи~тать (что?) несколько книг – глагольно-местоименное;

свети~ться (чем? как?) тремя окнами – глагольно-субстантивное;

приехавший в гости бра~т (какой?) – субстантивно-адъективное (причастие);

вош~ел (как?), улыбаясь в усы – глагольно-глагольное (деепричастие).

 

10. Если одним из компонентов словосочетания является слово категории состояния, то при характеристике лучше назвать его природу наречной, чтобы не вводить никаких новых терминов:

(Мне) очень бол~ьно (как? насколько? в какой степени?) - наречно-наречное;

Нел~ьзя (что делать?) курить – наречно-глагольное.

 

11. В рамках составного именного сказуемого возможно выделение словосочетания с нулевым компонентом, который может быть определен как глагольный (= есть):

Он умен: словосочетание (# = ес~ть) (каков?) умен – глагольно-адъективное;

Ему грустно: (# = ес~ть) (как? каково?) грустно – глагольно-наречное;

Мой брат - студент: (# = ес~ть) (каков?) студент – глагольно-субстантивное.

Сложным, однако, является вопрос о типе связи в таком словосочетании.

 

12. Следует быть осторожными со сказуемым, именная часть которого выражена полным прилагательным или другими согласуемым словом – причастием, местоименным прилагательным, порядковым числительным: грамматика в данном случае полностью определяется порядком слов:

высокий до~м (какой?) – субстантивно-адъективное словосочетание;

дом (каков?) высокий – предикативное сочетание подлежащего и именного сказуемого, словосочетанием не является; словосочетание здесь – (#= ес~ть) высокий – глагольно-адъективное.

Видно, что данные конструкции различаются и вопросом, который задается от одного слова к другому. Вопрос каков? (какова? каково? каковы?) – это вопрос сказуемого, но не определения.

 

13. Трудно выделить в тексте и определить тип словосочетания, в составе которого – союзное слово:

Вот дом, который построил Джек (Марш.): словосочетание пост~роил (что?) который – глагольно-местоименное;

Дом, где разбиваются сердца (Шоу): словосочетание разбив~аются (где?) где – глагольно-наречное.

 

14. Трудно определить главное слово в словосочетании типа все это: оба местоименных прилагательных здесь могут быть как определяемым, так и определением – в~се (какое?) это и все эт~о (какое?). По-видимому, однозначного ответа на вопрос о характере такого словосочетания попросту не существует.

Типы связи

15. Типы связи между компонентами словосочетания могут быть следующими:

 

1) согласование – уподобление зависимого слова главному в грамматических характеристиках рода, числа и падежа; любое изменение формы главного слова влечет за собой изменение формы и зависимого: большой до~м – большого до~ма – больших дом~ов.

Выделяют две разновидности согласования:

а) полное согласование – уподобление зависимого слова главному по всем возможным признакам:

(с) усталым чело~веком - согласование в роде, числе и падеже;

(около) новой шко~лы - согласование в роде, числе и падеже;

большие воро~та – согласование в числе и падеже (согласование в роде невозможно объективно, т.к. мн.ч.);

б) неполное согласование – уподобление зависимого слова главному только по части признаков:

(на) озе~ре Байкал – согласование в числе, но в роде и падеже;

вр~ач Иванова – согласование в числе и падеже, но не в роде.

 

2) управление – падежное подчинение зависимого слова главным; при изменении формы главного слова форма зависимого не меняется: встр~етил друга – встр~ечу друга – встре~тила бы друга.

Выделяют несколько разновидностей управления:

а) сильное управление – форма зависимого слова определяется лексическим значением главного и потому предсказуема и обязательна:

чита~ть (что?) книгу;

смея~ться (над чем?) над глупостью;

оттол~кнуться (от чего?) от стены;

интере~соваться (чем?) историей;

наруш~ение (чего?) правил;

полн~ый (чего?) решимости;

Sic!

б) двойное сильное управление – лексическое значение главного слова требует заполнения сразу двух обязательных «валентностей» (даже если одна из них в тексте не реализована):

объяс~нять (что? кому?) ® задачу;

® ученику;

да~ть (что? кому?) ® книгу;

® другу;

бра~ться (чем? за что?) ® рукой;

® за крышку.

В некоторых случаях можно говорить и о тройном сильном управлении:

перев~одить (что? с чего? на что?) предложение;

с русского языка;

на английский язык.

 

в) слабое управление – форма зависимого слова непредсказуема и необязательна:

еха~ть (на чем?) на машине;

(с кем?) с другом;

(куда? во что?) в город;

(зачем? для чего?) для встречи;

(почему? из-за чего?) по необходимости;

(откуда? из чего?) из дома; и т. п.;

чит~ать (где? у чего?) у камина;

(как? с чем?) с удовольствием;

(с кем?) с ребенком; и т. п.;

ката~ние (какое? на чем?) на коньках;

скро~мный (где? в чем?) в быту;

 

3) примыкание – вид связи, при и котором зависимое слово формально никак не уподоблено главному, оно просто примыкает к нему (стоит рядом); такая зависимость выражается только лексически, порядком слов и интонацией. Выделяют несколько типов примыкания:

а) собственно примыкание – примыкает неизменяемое слово или форма:

чит~ать (как?) громко – примыкает наречие;

его до~м (чей?) – примыкает неизменяемое притяжательное местоимение;

хот~ел (что сделать?) сказать – примыкает инфинитив;

уме~ние (какое?) говорить - примыкает инфинитив;

пиш~ет (как?) чище – примыкает компаратив наречия;

ста~ло (как? каково?) веселее – примыкает компаратив категории состояния;

бы~л (каков?) умнее – примыкает компаратив имени прилагательного;

сто~ит (как?) не шевелясь – примыкает деепричастие;

пла~тье (какое?) беж – примыкает неизменяемое прилагательное;

б) падежное (именное) примыкание – примыкает падежная форма, которая отвечает на непадежный вопрос:

ид~ти (куда?) в кино;

чело~век (какой?) в очках;

измени~вшийся (насколько? как? в какой степени?) до неузнаваемости;

Sic!

в) двупадежное примыкание – примыкают сразу две падежные формы, которые нельзя разъединить (обычно это – устойчивые сочетания слов):

идт~и (как?) плечом к плечу;

нога в ногу;

рука об руку;

след в след;

гово~рить (как?) с глазу на глаз;

жи~ть (как?) душа в душу;

мст~ить (как?) око за око;

зуб за зуб;

кровь за кровь.

16. Очень зыбкой является граница между слабым управлением и падежным примыканием. Единственный критерий их разграничения (не по сути, а по форме) – сочетание вопроса и формы:

вопрос падежа + форма падежа Þ слабое управление;

вопрос непадежный + форма падежа Þ падежное примыкание.

Часто при этом формы оказываются синкретичными: жи~ть (где? в чем?) в доме (см. также примеры выше).

 

17. Специфическими словосочетаниями являются обороты – счетный (дв~а окна) и количественный (мн~ого окон, неско~лько окон): их характеристика меняется в зависимости от падежа, ср.:

дв~а (чего?) окна – нумерально-субстантивное словосочетание, тип связи – сильное управление;

двух око~н (каких?) – субстантивно-нумеральное словосочетание, тип связи – неполное согласование;

нескол~ько (чего?) картин – местоименно-субстантивное словосочетание, тип связи – сильное управление;

(с) несколькими карти~нами (какими?) – субстантивно-местоименное словосочетание, тип связи – неполное согласование.

Видно, что с изменением падежа, в котором выступает оборот, меняется и тип словосочетания, и тип связи его компонентов. Именно это во многом обеспечивает особую цельность и неделимость таких конструкций, которые, в частности, в тексте выступают как единый член предложения.

Образцы разбора

1. Я родился и вырос в балтийских болотах, подле / серых цинковых волн, всегда набегавших по две… (Брод.).

 

роди~лся (где? в чем?) в болотах (то же самое - выр~ос в болотах) – глагольно-субстантивное словосочетание; слабое управление или падежное примыкание;

роди~лся (где? подле чего?) подле волн (то же самое – выр~ос подле волн) – глагольно-субстантивное словосочетание; слабое управление или падежное примыкание;

(в) балтийских боло~тах (каких?) – субстантивно-адъективное словосочетание; неполное согласование;

(подле) серых во~лн (то же самое – (подле) цинковых во~лн) – субстантивно-адъективное словосочетание; неполное согласование;

всегда набегавших по две во~лн (каких?) – субстантивно-адъективное (причастие) словосочетание; неполное согласование.

 

2. И невозможное возможно, / Дорога долгая легка, / Когда блеснет в дали дорожной / Мгновенный взор из-под платка (Б.).

 

доро~га (какая?) долгая – субстантивно-адъективное; полное согласование;

блес~нет (где? в чем?) в дали – глагольно-субстантивное; слабое управление или падежное примыкание (синкретизм);

(в) да~ли (какой?) дорожной – субстантивно-адъективное; полное согласование;

мгновенный вз~ор (какой?) - субстантивно-адъективное; полное согласование;

блес~нет (откуда? из-под чего?) из-под платка - глагольно-субстантивное; слабое управление или падежное примыкание (синкретизм).

 


ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Схема разбора

I. Характеристика по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное);

II. Характеристика по интонации (восклицательное – невосклицательное);

III. Характеристика по структуре (простое – сложное)[72];

IV. Характеристика по полноте (полное – неполное);

V. Характеристика по наличию главных членов (двусоставное – односоставное);

VI. Тип односоставного (для односоставных);

VII. Характеристика по наличию второстепенных членов (распространенное – нераспространенное);

VIII. Осложненное – неосложненное;

IX. Разбор по членам предложения.

Комментарии

Из приведенной схемы видно, что именно надо знать о синтаксисе простого предложения для осуществления его разбора. В соответствии с этой схемой дадим всю основную информацию и рассмотрим главные трудности синтаксического анализа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 7020; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.82.44.149 (0.071 с.)