Соотношение звука и буквы в русском языке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соотношение звука и буквы в русском языке



Таким образом, гласных звуков в русском языке – 6, согласных – 36, всего единиц в звуковой системе – 42[24]. Гласных букв в русском языке, как известно, 10, согласных – 21, всего (включая Ъ и Ь) в русском алфавите 33 буквы. Соотношения между буквами и звуками определяются рядом различных факторов и правил, из которых наиболее сложные – орфоэпические – приведены выше. В качестве своеобразного закрепления этой информации в настоящем разделе приводятся соотношения «звук – буква» на материале русских гласных (именно здесь наиболее часто обнаруживаются ошибки в фонетическом анализе слова)[25] (см. табл. 5, 6).

Таблица 5

Ударные гласные

Звук Буква Примеры
[а@] А рак
Я ряд, яр
[э@] Э мэр
Е семь, ель
[о@] О ров
Ё рёв, ёж
[и@] И си@ний
[ы@] Ы сыр
И жир
[у@] У лук
Ю люк

 

Таблица 6

Безударные гласные

Звук Буква Примеры Примечания
[а] А сама@  
О дома@  
[и] И лиса@  
Е леса@  
А часы@  
Я ряды@  
Э эле@ктрик Вариативно; в этой позиции возможно [ы]
[ы] Ы дыра@  
И живу@  
Е желте@ть, дека@н  
Э эта@ж Вариативно; в этой позиции возможно [и]
[у] У рука@  
Ю люби@ть  

Ударение

В отношении ударения можно отметить только две трудности, о которых следует помнить при выполнении фонетического анализа:

1) возможность колебания ударения в слове – и@наче и ина@че, тво@рог и творо@г, одновре@менно и одновре@менно; в этом случае следует либо дать два варианта разбора, либо хотя бы указать на существование второго способа соотнесения буквенного и звукового представления слова;

2) возможность появления второго (дополнительного, побочного) ударения в слове – се$нокоси@лка, ме$лкопоме@стный, гоÝрнообогати@тельный и т. п.; такое ударение появляется обычно в многокорневых словах; особенно оно заметно в тех случаях, когда в позиции потенциального побочного ударения оказываются гласные [о] и [э], нормально не способные в русском языке выступать в безударном положении; его также необходимо учитывать при установлении соотношения букв и звуков в данном слове, т.е. при выполнении фонетического анализа.

Слогоделение

Деление слова на слоги в ходе фонетического анализа также в ряде случаев может представлять трудность. Это не касается количества слогов в слове, но связано с проведением слоговой границы: па-лка или пал-ка, смо-треть или смот-реть, по-строить, пос-троить или пост-роить? Не вдаваясь в тонкости различных теорий слогоделения и экспериментального поиска ответа на все эти вопросы, предлагаем во всех случаях (в соответствии с наиболее современной и экспериментально подтвержденной теорией) проводить слоговую границу после гласного: па-лка, смо-треть, по-стро-ить. Единственным согласным, который может «закрывать» слог в русском языке, является [й]: пой-мет, ра-зой-ди-тесь.

Образцы разбора

С учетом всей вышеизложенной информации план фонетического анализа слова можно представить в следующем виде:

1) определить количество слогов в слове и место ударения; для этого достаточно переписать слово с разбивкой по слогам и поставить в нем ударение;

2) установить соотношения между буквами и звуками;

3) дать характеристику гласных (ударный-безударный) и согласных (твердый-мягкий, звонкий-глухой; с указанием их парности-непарности в обоих случаях);

 

NB!

1) парность-непарность признака необходимо у каждого согласного отмечать дважды – применительно к признаку как твердости-мягкости, так и звонкости-глухости;

2) не стоит в случае парности признака указывать соответствующий парный согласный; эта информация является, безусловно, полезной, но излишней в ситуации временно@го дефицита;

3) не забывайте отмечать в транскрипции ударность гласного в соответствующей позиции.

 

4) подсчитать количество букв и звуков в слове.

 

Образцы разбора.

 

1. ВПЯТЕРОМ: впя-те-ро@м – 3 слога

в – [ф] – согл., тв. (парн.[26]), гл. (парн.)

п – [п’] – согл., мягк. (парн.), гл. (парн.)

я – [и] – гл. (б/уд.)

т – [т’] – согл., мягк. (парн.), гл. (парн.)

е – [и] – гл. (б/уд.)

р – [р] – согл., тв. (парн.), зв. (непарн.) (сонант)

о – [о@] – гл. (уд.)

м – [м] – согл., тв. (парн.), зв. (непарн.) (сонант)

8 б., 8 зв.

 

2. СВЕЖЕСТЬ: све@-жесть – 2 слога

с – [с] – согл., тв. (парн.), гл. (парн.)

в – [в’] – согл., мягк. (парн.), зв. (парн).

е – [э@] – гл. (уд.)

ж – [ж] – согл., тв. (непарн.), зв. (парн.)

е – [ы] – гл. (б/уд.)

с – [с’] – согл., мягк. (парн.), гл. (парн.)

т – [т’] – согл., мягк. (парн.), гл. (парн.)

ь – [-]

8 б., 7 зв.

 

3. ПОКАЯНИЕ: по-ка-я@-ни-е – 5 слогов

п – [п] – согл., тв. (парн.), гл. (парн.)

о – [а] – гл. (б/уд.)

к – [к] – согл., тв. (парн.), гл. (парн.)

а – [а] – гл. (б/уд.)

я - [й] – согл., мягк. (непарн.), зв. (непарн.) (сонант)

[а@] – гл. (уд.)

н – [н’] – согл., мягк. (парн.), зв. (непарн.) (сонант)

и – [и] – гл. (б/уд.)

е - [и] – гл. (б/уд.)

8 б., 9 зв.


МОРФЕМНЫЙ АНАЛИЗ СЛОВА

Морфемный анализ слова (разбор его по составу), так же, как и фонетический анализ, требует от учащихся знания определенных, основополагающих, теоретических положений морфемики и инвентаря единиц морфемного уровня языка. Однако в рамках настоящего пособия нет возможности подробно излагать все эти научные основы, поэтому исходим из предположения, что абитуриенты владеют необходимым объемом знаний и умений и ограничимся только некоторыми комментариями и указанием основных трудностей, которые могут встретиться в этом виде анализа слова. Для удобства дадим их в виде определенного списка.

 

1. Выполнение морфемного анализа слова предполагает графическое выделение в нем основы и окончания (флексии [27]), а в рамках основы – всех составляющих ее морфем: корня и различных аффиксов [28], под которыми понимаются приставки (префиксы [29]) и суффиксы, включая интерфиксы [30] и постфиксы [31]. Обозначения частей слова и типов морфем при этом вполне традиционны:

_____ - основа

ÿ - флексия,

ƒ - корень,

| - префикс,

^ - суффикс.

 

2. Выделение в слове той или иной морфемы осуществляется на основе противопоставления: красив-ый, т.к. есть красив-ая, красив-ое; крƒас-иßв-ый, т.к. крƒас-а; и т. п.

 

3. Интерфиксом прежде всего называют (1) соединительные гласные – о - и – е - в сложных (многокорневых) словах: лед- о -ход, гряз- е -лечебница. Его при разборе слова можно обозначить как суффикс: дƒел- о ß -про-из-вƒод-ст^в. К интерфиксам относят и еще некоторые морфемы:

2) конечная гласная связанных интернациональных компонентов, не употребляющихся вне сложений одинаковой структуры: микр -о- процессор, ге- о -лог, не- о - нацизм, архе- о -логия;

3) конечная гласная основ несклоняемых слов (ради -рубка, метр- о -мост, кин -механик, коф- е -варка) и усеченных основ (тел- е -передача, мот -бол, стере- о -видение); 4) - а - и – я - в некоторых словах: сем- я -доля, врем -препровождение, ави- а -носец, мег- а- тонна;

5) - после компонентов дв(а) и пол-: дв- у -член, пол -круг;

6) - и - в некоторых образованиях: доз- и -метр, калор -метр, Узбек- и -стан, пол- и -мер, мин- и -баскетбол, милл- и -грамм, траг- и -комедия;

7) - в словах с первым корнем себ-: себ- я -любие;

8) - и - и - ÿ -, совпадающие с окончаниями повелительного наклонения 2 л. ед.ч., после некоторых глагольных основ: сорв -голова, верт- и -хвостка, перекат- и -поле, гуляй- ÿ -город;

9) –и-, -ух-, -ех-, -о-, –а-, -е- после основ числительных: пят-и-борец, сорок-а-тысячник, сорок-о-ножка, одн-о-дум, ст-о-летие, дв-ух-летие, тр-ех-летие, тр-е-ножник;

10) – о - - ÿ - в собственных именах с опорными компонентами – город, -озеро, -град: Нов- ÿ -город, Бел- о -озеро, Калинин- ÿ- град;

11) - ÿ - во многих других сложных словах: премьер- ÿ -министр, меч- ÿ -рыба, ампер- ÿ -метр, марш- ÿ -парад, яхт- ÿ -клуб и т. п..

 

4. Постфикс – это суффикс, расположенный после всех морфем, включая флексию, и входящий в основу. К ним относятся:

1) возвратные суффиксы (частицы) – ся и – сь: за-интƒерес-ов^а -л^-а- с^ь;

2) неопределенные суффиксы (частицы) – то, -либо, -нибудь: кƒƒ -ому- ли^бо;

3) другие частицы, пишущиеся через дефис - - таки, -ка, -с: с-каƒж-иß-кßа, по-жаƒл-уßй-те-сß.

 

NB!

5. Формообразующие[32] суффиксы инфинитива (неопределенной формы глагола) (- ть, - ти, - чь, а также выделяемые иногда как самостоятельные ‑ сть, ‑ сти) и прошедшего времени (- л -) не входят в основу глагола, поскольку образуют не новые слова, как все другие суффиксы, а только новые формы того же слова: дƒел-а^- т^ь, дƒел-а^ -л^-а.

 

6. По той же причине не входят в основу глагола и формообразующие суффиксы причастий и деепричастий. Последние, однако, являются в русском языке настолько самостоятельными словоформами, что во многих случаях имеют свои, независимые от глагола, схемы разбора (ср. словообразовательный и морфологический виды их анализа). Так и в данном случае в формах причастий и деепричастий следует выделять две основы: основу собственно этой формы (включая все формообразующие суффиксы) и основу исходного глагола, в которую они не входят: интƒерес-у^ [й] -ю^щ -ий- с^я, чиƒт-а^- [й]- ю -ий, про-чƒит-а^ - в ^.

 

Sic!

7. В школьной традиции принято называть суффиксы инфинитива глагольными окончаниями и обозначать при разборе слова по составу соответствующим образом. Видимо, это можно объяснить как раз тем обстоятельством, что данные морфемы не входят в основу глагола и тем самым сближаются с окончаниями. Однако простой довод, что окончание по определению – это изменяемая часть слова, в то время как суффиксы инфинитива обнаруживаются в неизменяемой (неопределенной) форме глагола, вынуждает не согласиться с этой традицией и настаивать все же на том, что ‑ ть, ‑ ти и ‑ чь (а также – сть и – сти) – это суффиксы, а не окончания[33]. На экзамене, однако, трудно требовать от всех поступающих знания этого различия школьного и научного подходов, поэтому данная информация является только желательной, но не обязательной.

 

8. Следует также помнить о возможности существования «нулевых» морфем, в первую очередь окончаний: чиƒт-а^ -л^-ÿ. Особенно это важно в случае, когда такое «нулевое» окончание стоит не в конце, а в середине слова: раз-беƒж-а^ -л^-ÿ- с^я. «Нулевое» окончание обнаруживается только в ряду других, «ненулевых», материально выраженных окончаний того же слова: стƒен -а, стƒен -ы, стƒен -ÿ; бƒы -л^-а, бƒы -л^-и, бƒы -л^-ÿ; гƒор-я^ч -а, гƒор - я^ч -и, гƒор-я^ч -ÿ; и т. д. Полное отсутствие окончания в слове «нулевым» не является, так устроены все неизменяемые слова или формы слов: неизменяемые существительные (палƒьто, пюƒре, деƒнди, евƒро)и прилагательные(хаƒки, беƒж, боƒрдо),наречия(быƒстр-о^, по-тƒих-он^ьк-у^, вдƒруг), слова категории состояния (жаƒль, не-льƒзя (неƒльзя), поƒра), деепричастия (раз-дƒел-а^-вш^и-с^ь, пр(и)-иƒд-я^, дƒел-а^- [ й ]- я ^), междометия (спаƒсибо, прƒочь, аƒх!), формы сравнительной степени (уƒм-н^-е^е, луƒчш-е^, по-меƒнь-ш^е), служебные части речи – предлоги (для, перед), союзы (что, хотя), частицы (только, лишь).

Возможно и выделение «нулевого» формообразующего суффикса прошедшего времени: рƒос - ^-ÿ - на фоне таких форм, как рƒос -л^-а, рƒос -л^-и и под. В любом случае «нулевая» морфема может быть только членом какого-то парадигматического[34] ряда.

 

NB!

«Нулевой» морфемой признается только значимое отсутствие.

 

9. С учетом всего вышесказанного «нулевое» окончание должно быть выделено в притяжательных прилагательных типа лƒис-и^й -ÿ, поскольку во всех других формах таких слов изменяемой является именно эта часть: лиƒсь -[й] - я, лиƒсь -[й] - их, лиƒсь -[й] - ему и под. В притяжательном суффиксе – иßй - при этом наблюдается фонетическое чередование [и] с «нулем звука»: [и//#]. Таким образом, прилагательные синий и лисий, внешне очень похожие, имеют не только различную лексико-грамматическую характеристику (первое – качественное, второе – притяжательное), но и различную морфемную структуру: лƒис-и^й -ÿ и сƒин -ий. Отчасти именно эта особенность (наличие специфических суффиксов, не свойственных другим разрядам этого класса слов; к указанному можно добавить также суффиксы ‑ иßн в пƒап-и^н -ÿ или – оßв в оƒтц-о^в -ÿ) послужила одной из причин выделения притяжательных прилагательных в особую группу, тогда как по значению (‘признак через отношение принадлежности’) они явно тяготеют к относительным (‘признак через различные отношения’).

Такой же морфемной структурой обладает и порядковое числительное трƒет-и^й -ÿ (ср.: трƒеть -[й] - я, трƒеть -[й] - е, трƒеть -[й] - его, трƒеть -[й] - ему и под.).

 

NB!

10. В ряде русских слов можно наблюдать своеобразное наложение морфем – полное или частичное: колƒон(н)-н^ -ый, Одƒес(с)-с^к -ий, Миƒн(ск)-с^к -ий, рас-(с)сƒор-и^ -т^ь, таƒкс(и)-ис^т -ÿ, влƒа(ст)-ст^в-ов^а -ть, палƒьт(о)-о^в -ый и т. п. Наложение может происходить на разных морфемных стыках (префикс–корень или корень-суффикс), вплоть до полного «поглощения» одной морфемы – другой, ср. вы-(ƒн)-н^у -т^ь [35]. При морфемном разборе такого слова графические обозначения также накладываются друг на друга, что не должно «пугать» абитуриента. Знание такой особенности русского словообразования позволит избежать лишних ошибок в этом виде разбора слова.

 

11. Некоторую трудность при морфемном анализе могут представить те случаи, когда оказываются возможными сразу два (редко – более) варианта морфемного членения слова. Так случается, например, если слово с течением времени изменило свою морфемную структуру – в ней произошли такие процессы, как опрощение [36], переразложение [37] морфем и т. п. Иными словами, когда наблюдается явное различие морфемного строения слова при взгляде на него с современной или исторической точек зрения. Скажем, современные словари рассматривают слова человек и медведь как непроизводные: челоƒвек -ÿ, медведь -ÿ. В то время как даже незначительный «экскурс» в историю выявляет в этих словах по два корня: чƒел-о^-вƒек - ÿ, меƒд-веƒдь -ÿ. Так же непроизводным предстает в словарях слово обƒлак, тогда как исторически здесь выделяется корень – блак‑, имеющий множество вариантов: о-блƒач-н^ -ый, влƒач-и^ -т^ь, воƒлок-о^м, о-боƒлоч-к^ -а, на-воƒлоч-к^ и т. п. Таких случаев в языке довольно много - достаточно сравнить рекомендации различных словообразовательных словарей.

Другой причиной подобного положения дел может стать различие тех исходных теоретических установок, с которых производится членение слова по составу. Так, в словах одеть, надеть, раздеть можно выделить корень – де‑ - на том формальном основании, что существуют бесприставочные (хотя и несколько устаревшие) образования деть, деться, деваться, а корень к тому же способен сочетаться с целым рядом различных приставок (к указанным выше можно добавить еще слова воздеть, продеть, поддеть, подеваться и ряд др.). Но словообразовательный словарь русского языка (Например, А. Н. Тихонова, в том числе его версия для школы) такого корня не выделяет, учитывая изменение значения слова, вносимое всеми этими приставками (т. е. на семантическом основании).

Трудно требовать от рядового школьника знания всех этих премудростей – как истории образования того или иного слова, так и многообразия научных трактовок. Здесь абитуриенту можно посоветовать только постараться увидеть и отметить возможность второго варианта членения слова. Не увидели – не страшно, на оценку это не повлияет; увидели и отметили – замечательно, вам удалось приподняться над средним (школьным) уровнем. В настоящем пособии все случаи такого двойного (вариативного) членения слова отмечаются в скобках (см. выше слово нельзя).

 

NB!

Второй вариант разбора (не только в этом виде анализа, но и во всех других) имеет смысл приводить только тогда, когда вы уверены, что не ошибаетесь. В противном случае – воздержитесь, чтобы не наделать лишних ошибок.

Не уверен – не обгоняй!

 

12. Наиболее «опасным» при морфемном разборе слова является так называемый «скрытый» [й]: та ситуация, когда он не обозначен в слове отдельной буквой, а «спрятан» в «йотированной» гласной (см. о них выше). Иногда такой [й] выступает в слове как самостоятельная морфема: дƒел-а^- [й] -ет [38], дƒел-а^- [й]- ю -ий, дƒел-а^- [й] -я^ (обычно – в глагольных формах), а иногда как часть морфемы: чƒт-ен^и ] -е, по-нƒя-ти^ [й] (поƒня-ти^ [й] ), зƒна-ни^ [й] - е (обычно – в суффиксах отвлеченных существительных). Наличие такого «скрытого» [й] можно, как правило, проверить какой-нибудь другой формой этого слова, где [й] обозначен соответствующей буквой Й, ср.: дƒел-а^-й^- ÿ, чƒт-ен^ий -ÿ, по-нƒя-ти^й -ÿ (поƒня-ти^й -ÿ), знƒа-ни^й -ÿ, или родственным словом с той же особенностью: по - н ƒя-ти^й-н^ -ый (поƒня-ти^й-н^ -ый) (аппарат), жƒи-ти^й-н^ -ая (литература).

 

NB!

Если на стыке морфем в слове стоят две гласные буквы и вторая из них «йотированная» - ищите «скрытый» [й]! Ср.: чит-А-Ет, чит-А-Я, чит-А-Ющ-ий, чт-енИ-Е.

 

NB!

«Скрытый» [й], столь необходимый в морфемной структуре слова, может, тем не менее, не произноситься, т. е. отсутствовать в фонетическом представлении (транскрипции) данного слова (см. об этом выше).

Образцы разбора

Выше, по ходу изложения материала, уже приводилось достаточно большое количество иллюстраций, поэтому здесь ограничимся еще всего лишь несколькими, уже без всяких комментариев:

про-с(ƒн)-н^у -л^-ÿ- с^я;

пред-стƒавл-ен^и [й] - е;

раз-бƒег-а^ -[й]- юßщ -ие- с^я;

чƒел-о^-вƒеч-и^й -ÿ (челƒовеч-и^й -ÿ);

в-скƒачь;

дƒƒв -а;

трƒет-и^й -ÿ;

на-пере-кƒос-я^к;

жƒен-с^к -ий;

магƒазин -ÿ;

цеƒль;

во-пеƒрв-ы^х.

Не стоит на вступительном экзамене добавлять к записи слова с разбивкой его на морфемы еще какую бы то ни было дополнительную информацию, какие бы то ни было аргументы в пользу предложенного решения – например, перечень однокоренных слов или слов с теми же префиксами или суффиксами, указание на наличие в рамках морфемы чередований (в том числе исторических, т. е. обозначенных на письме) или комментарии по поводу того или иного варианта членения слова. Это могло бы быть безусловно полезным упражнением в ситуации обучения, но на это точно не хватит времени при подготовке к ответу на экзамене. Вполне достаточно лаконично и правильно оформить морфемный анализ слова по предложенным выше образцам, что не исключает, однако, необходимости быть готовым к ответу на любой вопрос экзаменатора, касающийся морфемного членения или тех или иных компонентов слова.


СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СЛОВА

Словообразовательный анализ слова является естественным продолжением морфемного: установив морфемную структуру слова, логично задаться вопросом о том, как именно это слово было в языке образовано. Часто учащиеся даже объединяют оба эти вида разбора: выписав из текста слово с разбивкой на морфемы и обозначив графически все его части (морфемный анализ), тут же ставят стрелку, показывающую направление словообразовательного процесса, и отмечают ход создания этого слова (словообразовательный анализ):

 

учительницауƒч-и^-те^ль-ни^ц -а учитель + - ни^ц -.

 

Такая запись действительно существенно экономит время и часто полностью себя оправдывает. Однако в ней таится и большая опасность сделать ошибку, в том случае если выписанное слово окажется не в своей начальной, а в какой-то иной текстовой форме. Но лучше рассмотрим все трудности и «опасности» словообразовательного анализа по порядку, представив их снова в виде некоторого перечня.

 

NB!

1. Не путайте словообразование и формообразование (см. выше)! Начинайте словообразовательный анализ с начальной формы слова.

 

Формообразовательный анализ слова (установление процедуры образования конкретной словоформы от некоторой исходной) – вполне возможная и самостоятельная задача, однако выполнение такого вида анализа не входит в программу вступительного экзамена по русскому языку. Речь идет именно о словообразовательном разборе, т. е. о развертывании цепочки шагов, которые привели к образованию данного (производного) слова от некоторого исходного (производящего), с помощью тех или иных словообразовательных аффиксов (формантов) или других способов. Следовательно, во всех случаях (о единственном исключении из этого правила см. ниже) начинать выполнение словообразовательного анализа следует с начальной (исходной) формы слова. Все другие виды анализа слова (фонетический, морфемный, морфологический) можно, а иногда и нужно выполнять на материале именно текстовой словоформы. В этом некоторая специфика словообразовательного разбора.

 

2. Единственное исключение из вышеприведенного правила связано с формами причастий и деепричастий (уже не в первый раз эти формы требуют какого-то специального внимания!): в этом случае мы имеем дело именно с формообразовательным процессом, показывающим переход от формы причастия или деепричастия к исходной форме глагола[39]:

 

перечитывающийпере-чиƒт-ыв^а -[й]- ю -ий [40] Ф перечитывать + -[й]- + - ю^щ-;

испытавис-пыƒт-а^-в^ Ф испытать + - в^.

 

Во всех таких случаях формообразовательную сущность процесса необходимо как-то обозначить – например, буквой Ф над стрелкой. В идеале следовало бы обозначать и собственно способы словообразования (см. ниже), однако в ситуации временно@го дефицита можно ограничиться лишь графическим обозначением словообразовательного форманта (аффикса). И только в случае, когда образование слова не связано с использованием тех или иных морфем, необходимо указать (над стрелкой или в скобках) конкретный способ словообразования.

 

3. Способы словообразования, которые необходимо знать абитуриенту, традиционны и по большей части не требуют особых комментариев, т. к. не вызывают трудностей на экзамене:

  • префиксация: прочитатьпро- + читать;
  • суффиксация: столикстол + - и^к -;
  • суффиксально-префиксальный способ (здесь важно, что префикс и суффикс одновременно присоединяются к производящей основе, присоединение лишь одного из них нового слова не образует): разбежатьсяраз - + бежать + - с^я; вздремнуть вз - + дремать + - н^у - ‑ - а ^-;
  • словосложение (сложение основ): генерал-майор генерал + майор; светло-голубой светлый + - о^ - + голубой; паровозпар + - о^ - + возить ‑ -и^-;
  • аббревиация: СПбГУ Санкт-Петербургский государственный университет; горздравотдел городской отдел здравоохранения; завкафедройзаведующий кафедрой;
  • усечение основы: раньранний ‑ - н^-; смотр смотреть ‑ - е ^-; взрыв взрывать - -аß-; дояр доярка - -кß-;
  • нулевая суффиксация (бессуффиксальный способ; новое слово образуется без всяких новых аффиксов, при этом основа остается без усечения): зеленьзеленый; пятый пять; гниль гнилой;
  • транспозиция [41] частей речи (неморфологический способ): столовая (сущ.) столовая (прил.); зимой (нар.) зимой (Т.п. сущ.).

Возможны и различные комбинации всех этих способов, что видно из некоторых примеров. При этом видно также, что непременного словесного обозначения требуют только два последних способа словообразования, в которых не задействованы никакие формальные показатели. В остальных случаях можно ограничиться графическим обозначением компонентов слова, участвующих в словообразовании:

 

перестраховщик перестраховаться + - о^в - + - щ^ик - ‑ - ов^а - ‑ - с^я;

втихую в тихую (неморфол.).

 

4. При выполнении словообразовательного анализа не забывайте указывать сами форманты, «присоединяя» или «отсекая» их с помощью соответствующих знаков – (+) или (‑):

 

молочница молочный + - и^ц -;

бег бежать ‑ - а ^- + г/ж ([к//ж])[42].

 

5. Как видно из приведенных примеров, в образовании нового слова нередко участвуют чередования звуков. Они не представляют собой никакого самостоятельного способа словообразования, однако должны, тем не менее, обязательно отмечаться в словообразовательной цепочке.

 

6. Приведенные выше примеры иллюстрируют и еще одну трудность словообразовательного анализа, ожидающую плохо подготовленного абитуриента: производное (вторичное) слово не обязательно должно быть сложнее по структуре (длиннее), чем соответствующее производящее (первичное). В случае затруднения при выборе производящей основы можно руководствоваться таким достаточно простым соображением: первичным чаще оказывается то слово, которое обозначает нечто более конкретное (‘предмет’, ‘признак’, ‘действие’), вторичным – то, которое обладает более сложным значением: отглагольное существительное (‘действие + предметность’: ход ходить ‑ - и^ -; рассказ рассказывать ‑ - ыв^а - или рассказать ‑ - а^ -), существительное со значением качества (‘признак + предметность’: синь синий; даль дальний ‑ - н^ -), другое абстрактное существительное (радость радоваться ‑ - ов^а - ‑ - с^я + ос^ть; боль болеть ‑ - е^-) и т. п.

 

NB!

Не всегда производное слово устроено сложнее производящего. Первично обычно то, что проще (конкретнее) по значению.

 

7. Выполняя словообразовательный анализ слова, следует помнить и о «скрытом» [й]: зачастую он принимает участие в образовании нового слова наряду с другими словообразовательными формантами или входит в состав того или иного аффикса. В любом случае его необходимо отметить в записи:

 

поющий Ф петь + -[й]- + - ю^щ -[43] + о/е ([а//э]);

везениевезти + - ен^и [й]-.

 

8. При определении способа образования слова нужно учитывать возможность двойной мотивации, т. е. существования двух разных способов создания данного слова, из которых объективно невозможно выбрать какой-то один:

 

недалеко недалекий + - о^ -;

далеко + не -.

 

обрадоваться об - + радоваться;

обрадовать + - с^я.

 

NB!

Не пытайтесь найти один-единственный правильный ответ на тот или иной вопрос – часто их объективно существует в языке более одного. Важно увидеть эту неоднозначность, вариативность лингвистических решений.

 

Последнее замечание может быть отнесено не только к словообразовательному, но в равной мере и ко всем другим видам лингвистического анализа.

Образцы разбора

Как и в предыдущем разделе, много иллюстраций к выполнению словообразовательного анализа было дано уже по ходу изложения материала, поэтому здесь ограничимся лишь несколькими дополнительными примерами:

 

иностранец иной + - о^ - + страна + - е^ц -;

бессмертие бес - + смерть + - и ^[й]-;

пешеходный пешеход + - н ^-;

столпотворение с - + толпа + - о ^- + творить ‑ - и^ - + - ен^и [й]-;

тварь творить ‑ - и^ - + о/а [44];

бессердечный бес - + сердечный;

поспособствовать по - + способствовать;

утром утром (неморфол.).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1476; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.150.59 (0.134 с.)