Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Разбор по членам предложения. ПодлежащееСодержание книги
Поиск на нашем сайте
9. Разбор по членам предложения предполагает знание всех разновидностей главных и второстепенных членов, умение найти их в тексте, определить тип и графически выделить. Подлежащее, пожалуй, единственный член предложения, для которого не выделяется никаких специальных типов. Однако трудности здесь могут быть связаны с тем, что в русском языке существует множество способов его выражения. Приведем примеры основных: Упала молния в ручей (Случ.) – имя существительное (здесь и почти везде далее - в И.п.); И я прощу, и ты прости (Случ.) – личное местоимение; Значит – кто-то называет эти плевочки жемчужиной? (Маяк.) – не личное местоименное существительное; И все живет какой-то жизнью ложной… (П. Сол.) – местоименное прилагательное;
NB! Существует трудность выявления подлежащего в комбинации все это. Теоретически оба местоименных прилагательных могут в равной степени быть и определяемым, и определением. Здесь, как и в случае со словосочетанием (см. выше), можно предложить дать два варианта разбора: Всеэто было слегка нелепо и Всеэто было слегка нелепо.
Не сами ль мы своим воображеньем / Жизнь создаем, к бессмертию идя… (Фоф.)– устойчивый местоименный оборот (с частицами); Ты вся – воплощенный испуг, ты вся – вековая истома (Н.) – неразложимое сочетание местоимений, из которых одно выступает практически в роли частицы; И замертво спят сотни тысяч шагов - / Врагов и друзей, друзей и врагов (Ахм.) – количественный борот; Опять, как в годы золотые, / Три стертых треплются шлеи … (Б.) – счетный оборот; Пришло около ста челове к – счетный оборот с предлогом (приблизительное количество); Прошло с минуту – субстантивированная предложно-падежная форма (также приблизительное колмчество); И невозможное возможно … (Б.) – субстантивированное прилагательное; Со мной случилось самое худшее – субстантивированный суперлятив прилагательного; Жизнь: ножи, на которых пляшет / Любящая / – Заждалась ножа (Цв.) – субстантивированное причастие; Тринадцатая оказалась первой (Набок.) – субстантивированное порядковое числительное; Семеро одного не ждут – собирательное числительное; Сорок делится на четыре – количественное целое числительное; Солнцу светить ведь не лень, / Ветру свистеть – не задача (Бурл.) – инфинитив (в том числе с частицей);
Ваше благородие, госпожа разлука, / Мы с тобой друзья давно, вот какая штука (Окудж.) – сочетание слов; В десять часов Гаенко и Рябов уже шагали к переезду, и каждый из них сжимал в кармане заполненный бланк увольнительной (Довл.) – словосочетание; Язык разговорный и язык литературный должны быть из одного материала – устойчивые (терминологические) словосочетания; Кому понравится такой сизифов труд? – крылатые слова; Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика … П.) – сочетание неопределенного местоимения с именем прилагательным (см. о таких случаях ниже); Настало и роковое «послезавтра» (М.-С.) – субстантивированная форма (в данном случае – наречие, но может быть и любая другая); Северный Ледовитый океан омывает Россию с севера – составное географическое наименование; Ставилось «На всякого мудреца довольно простоты» - распространенное имя собственное – наименование; Ничего мне не мило (Остр.) – отрицательное местоимение в Р.п.
10. Зачастую в предложении существует некоторый конфликт между формой и семантикой (значением). Так в предложении Но писать завещание было, так сказать, играть с огнем формально выделяется подлежащее писать, однако, по смыслу предложения, опасно (играть с огнем) не просто писать, а именно писать завещание. Но данное словосочетание отнюдь не является устойчивым, единственная причина рассматривать его как один член предложения – общая семантика текста. На экзамене можно предложить оба варианта разбора, однако с семантическим подходом к синтаксическому анализу следует быть осторожным – он может далеко увести. Ср.: Написать его биографию было уже делом его друзей. Делом друзей было не просто написать, и даже не написать биографию, а написать его биографию. При таком семантическом подходе все распространенное предложение распадается практически на два члена – подлежащее и сказуемое. Думается, основным вариантом разбора должен быть анализ, основанный на форме (грамматике в чистом виде), а семантический вариант можно дать как дополнительный или просто упомянуть о его существовании.
11. Похожая ситуация наблюдается и в сочетаниях неопределенного местоименного существительного с прилагательным:
И тогда началось что-то сумасшедшее, несуразное. С формальной точки зрения подлежащее – что-то, с учетом семантики можно говорить о более крупном подлежащем - что-то сумасшедшее, несуразное (см. выше). Думается, однако, что во всех таких случаях формальный подход должен быть на первом месте. Типы сказуемого 12. Разнообразие выражения сказуемого в русском языке укладывается в многочленную, но достаточно стройную классификацию его типов:
1) простое глагольное (ПГС) – выражается личной формой глагола (в том числе аналитической), инфинитивом или глагольным междометием: Полнеба обхватила тень … (Тют.); Пускай скудеет в жилах кровь … (Тют.); Писать о феврале навзрыд … (Паст.); Слово – выдох, слово – вдох, / А потом тихонько – О-ох! 2) простое глагольное осложненное (ПГСО): Зимы ждала, ждала природа (П.) – повтор глагольной формы; Ждем не дождемся весны – дополнительная однокоренная глагольная форма; Он сам работать не работает, да и другим мешает – дополнительный однокоренной инфинитив; Пойду погуляю в саду; Сяду-ка я поработаю; Ляг поспи – две одинаковые глагольные формы, из которых одна обозначает действие, а другая – его цель; Он только и делает, что читает – устойчивый оборот; Вот уж действительно сказал так сказал – повтор сказуемого с частицей так; А он взял и помер - лишняя глагольная форма в роли частицы; Говорили же вам! А он знай себе посмеивается; Он собрался было в театр - частица в составе сказуемого; Дядюшка его приказал долго жить - идиома;
3) составное глагольное (СГС) – включает два обязательных компонента: а) вспомогательный глагол: - фазовый - Он начал (продолжает, закончил) учиться - или - модальный - Он решился (решил, захотел, отважился, смог и т. п.) войти; б) субъектный инфинитив (субъект его действия должен совпадать с субъектом действия вспомогательного глагола): Он стал работать.
NB! Очень важно, чтобы были выполнены оба этих условия: вспомогательный глагол был бы только фазовым или модальным, а инфинитив – только субъектным. В противном случае нельзя говорить о составном глагольном сказуемом: Он вышел (зачем? с какой целью?) позвонить – простое глагольное сказуемое и целевое обстоятельство; Он велел (что сделать?) позвать отца – простое глагольное сказуемое и инфинитивное дополнение.
4) составное глагольное осложненное (СГСО): Он решил и действительно начал работать – «однородные» вспомогательные глаголы; Он решил учиться и работать – «однородные» инфинитивы; Он начал-таки учиться – частица в составе сказуемого; Он взял и решил уйти – лишняя глагольная форма в роли частицы; Ему пришло в голову уйти – идиома в первом компоненте; Он решил пораскинуть мозгами – идиома во втором компоненте; Ему пришло в голову пораскинуть мозгами – идиомы в обоих компонентах; Он решил научиться плавать – зависимый инфинитив. Могут быть, разумеется, и комбинации осложнений: Ему пришло-таки в голову засучить рукава и научиться водить машину. 5) составное именное (СИС) – состоит из двух обязательных компонентов: а) связка: - незнаменательная – Я был (являлся, буду) студентом (в настоящем времени она опускается: Я - студент); - полузнаменательная – Он стал (становится, кажется) добрым; - знаменательная – Он пришел (сидит, лежит) усталый (больной);
б) именная часть – любое имя или именное сочетание, обычно в И.п. или Т.п., иногда - наречие: Только вечер затеплится синий … (Буд.) – знаменательная связка и полное прилагательное в И.п.; Изменникам измены не позорны (Гипп.) – нулевая (незнаменательная) связка и краткое прилагательное: Санкт-Петербург – гранитный город (Агн.) – нулевая связка и существительное в И.п.; Не потому, что от Нее – светло, / А потому, что с Ней не надо света (Анн.) – в обоих случаях нулевая связка и категория состояния; И знаем, что в оценке поздней / Оправдан будет каждый час (Ахм.) – незнаменательная связка и краткое причастие; И сделалось тело прозрачною солью (Ахм.) – полузнаменательная связка и существительное в Т.п.; Небо выглядит лучше без них (Брод.) – полузнаменательная связка и компаратив прилагательного; Яйцо было всмятку – незнаменательная связка и наречие; Таким я на мгновение увидел себя в зеркале – знаменательная связка и указательное местоимение в Т.п.; По счастью, знакомая мне комнатка оказалась свободной – полузнаменательная связка и полное прилагательное в Т.п.; и т. п.
6) составное именное осложненное (СИСО) – варианты осложнений во многом такие же, как и в предыдущих типах сказуемых: Он не только казался, но и был умным – «однородные» связки; Он был умным и добрым – «однородные» именные части; Он был все-таки умным – частица в составе сказуемого; Он казался исчадием ада – идиома в именной части; Он представлял собой идеал – идиома в роли связки; Он представлял собой исчадие ада – идиома в обеих частях сказуемого; Он был как пугало; Дома города точно груды грязного снега (М. Г.) – сравнительный оборот в именной части; Вам вредно курить – зависимый инфинитив; Хороший дом – это крепость – препозитивная частица это. Могут быть, разумеется, и различные комбинации осложнений: Нужно было положить этому конец; Засесть писать завещание было бы столь же нелепым, как принять в такую минуту средство от выпадения волос; и т. п.
Sic! 7) трехчлен (Т) – состоит из трех обязательных компонентов (своего рода комбинация составного глагольного и составного именного типов сказуемого): а) вспомогательный глагол (также фазовый или модальный); б) субъектный инфинитив = связка; в) именная часть: Я хочу быть студентом. 8) осложненный трехчлен (ТО) – осложнения такие же, как и во всех предыдущих случаях: Он взял и решил- таки стать исчадием ада.
9) сложное (СС) – фактически состоит из четырех обязательных компонентов (своего рода комбинация двух составных именных сказуемых):
а) связка; б) именная часть; в) зависимый субъектный инфинитив = связка; г) именная часть: Он должен был стать студентом.
10) осложненное сложное (ССО) – возможны все указанные выше варианты осложнений: Он все же должен и даже обязан был стать и оставаться всю жизнь моим мужем.
NB! Часто конструкции типа должен учиться рассматриваются как вариант составного глагольного сказуемого – на сновании модального значения слов должен, обязан, готов и под. Однако простой перевод этого сказуемого в прошедшее время выявляет незнаменательную связку (должен был учиться), которой, по определению, не может быть в составном глагольном сказуемом (там перевод в прошедшее в время меняет только форму вспомогательного глагола: хочу учиться – хотел учиться). Думается, что логичнее считать такие сказуемые составными именными. В крайнем случае (в связи с большим количеством пособий, предлагающих другую точку зрения), можно дать на экзамене два варианта разбора данного предложения.
13. Затруднения при определении сказуемого могут возникнуть в том случае, когда оба главных члена выражены формами И.п., а связка отсутствует: Я студент; Кто ты? Хороший способ разобраться в ситуации – перевести предложение в план прошедшего времени, чтобы выявить связку. Обычно при этом одна из форм И.п. легко заменяется формой Т.п. (творительного предикативного) – Я являюсь студентом; Кем был ты? (Другие варианты – Мной был студент или Кто был тобой? – очень маловероятны). В прошедшем времени проблем с установлением сказуемого обычно не бывает.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.63.214 (0.013 с.) |