Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие о хозяйствующем субъекте и производственно-коммерческой системе.
Переход к смешанной экономике основывается на многообразии форм собственности и видов хозяйствующих субъектов. К хозяйствующим субъектам рыночной экономики относятся физические и юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью и осуществляющие производство либо приобретение товаров с целью их реализации, а также оказывающие востребованные на рынке услуги. Следовательно, хозяйствующим субъектом может выступать как индивидуум (физическое лицо, гражданин), так и их группа (трудовой коллектив). В первом случае хозяйствующий субъект проявляет себя через индивидуальную трудовую деятельность (индивидуальное предпринимательство); во втором — через совместную деятельность, организационно-правовую предпринимательскую структуру (коммерческую организацию). Многие отечественные экономисты отмечают, что хозяйствующему субъекту присущи экономические и социальные интересы, прежде всего польза и выгода. Если в качестве основной цели деятельности хозяйствующий субъект преследует извлечение прибыли, он называется коммерческой организацией. Коммерческие организации, в свою очередь, могут создавать объединения в форме ассоциаций, союзов и других интеграционных формирований. Однако следует отметить, что структурными элементами рыночной экономики перманентно являются не столько хозяйствующие субъекты в форме предприятий, организаций и т.д., а различные собственники. Субъекты хозяйствования (как индивидуального, так и коллективного предпринимательства) в рыночной экономике наделены согласно законодательству соответствующими правами и полномочиями, необходимыми для осуществления хозяйственной деятельности. Сущность этих полномочий сводится к исключительному праву гражданина или юридического лица быть собственником имущества, иметь право владения, пользования и распоряжения (по своему усмотрению) созданным экономическим продуктом. Для субъектов хозяйствования характерно наличие следующих признаков: во-первых, Регистрация в качестве субъекта хозяйствования; во-вторых наличие соответствующей хозяйственной компетенции; в-третьих наличие обособленного имущества; в-четвёртых, самостоятельная имущественная ответственность.
Поскольку система — это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих единое целое, то в качестве производственно-коммерческой системы в АПК выступает совокупность хозяйствующих субъектов, связанных между собой функциональными связями, включая производство сельскохозяйственной продукции, переработку, агросервисное обслуживание, реализацию продукции потребителям. Производственно-коммерческая система объединяет в единое целое объекты производства, множество производственных процессов, коллективы работников, различные ресурсы, производственные отношения, готовую продукцию, сбыт и т.д. Признаки системы — целостность и сложность соответствующего объекта, возможность деления его на составные части (подсистемы, элементы), вхождение составной частью в системы более высокого порядка. Отдельному элементу системы присуще одно или несколько свойств, которые являются непременным условием для вхождения в систему и используются в ней. Элементы системы функционируют и развиваются в ее рамках, а их свойства (качества параметров элемента) подчинены системе в целом. Следует отметить, что функционирование любой системы считается нормальным лишь в случае гармоничного взаимодействия, сочетания всех ее составных частей (элементов), действующих во времени как единое целое и работающих ради единой цели. В качестве главной цели производственно-коммерческой системы в АПК выступает своевременное и экономически эффективное (минимальные трансакционные издержки, максимальные объёмы прибыли) удовлетворение покупательского спроса. В этой связи, можно сделать вывод, что функционирование производственно-коммерческой системы АПК считается нормальным, если сформированы функциональные связи и созданы условия, обеспечивающие эффективное и взаимовыгодное взаимодействие между хозяйствующими субъектами всех сфер АПК, а также позволяющие получить максимальную экономическую выгоду на основе минимизации трансакционных издержек и удовлетворения покупательского спроса.
2. Формы собственности предприятий АПК. В большом экономическом словаре и в словаре Ожегова, а также в других литературных источниках можно встретить определение собственности как экономической, юридической категорий, а также правового института и др.
1. Собственность как экономическая категория — это исторически развивающиеся общественные отношения по поводу распределения (присвоения), описывающие принадлежность субъекту, у которого имеется исключительное право на распоряжение, владение и пользование объектом собственности. Совокупность вещей, принадлежащих данному субъекту (собственнику), составляет имущество соответствующего лица, поэтому отношения собственности называются также имущественными отношениями. 2. Собственность как юридическая категория — это наиболее полный комплекс юридических прав, которым может обладать субъект права в отношении своего имущества. 3. Собственность как гражданско-правовой институт — совокупность юридических норм, направленных на регулирование экономических отношений собственности методами гражданского права. Собственность характеризует принадлежность имущества (объектов, предметов, вещей) определенным людям или группам людей и их права по поводу владения, использования и распоряжения. Следовательно, в отношении собственности всегда присутствуют две стороны: субъект (собственник — человек или группа людей), представляющий активную сторону правоотношений и объект собственности (движимое и недвижимое имущество, продукт или результат труда) - пассивная сторона этих отношений. Экономические отношения собственности — это прежде всего отношения, складывающиеся между субъектами экономической деятельности по поводу неких благ. При этом принимаются во внимание, прежде всего, фактические отношения — кто контролирует объект собственности, обладает полной информацией о нём, принимает решения о порядке его использования, отчуждения и распределении прибыли. Необходимым и минимальным условием возникновения экономических отношений собственности является наличие как минимум двух хозяйствующих субъектов. Собственник, прежде всего это физическое или юридическое лицо, которое обладает правом владения, пользования и распоряжения имуществом и результатами труда. Владение — это фактическое обладание имуществом, создающее для его обладателя возможность непосредственного воздействия на него. При этом владельцем может быть не только собственник, но и арендатор, залогодатель, комиссионер и др. Пользование — это возможность эксплуатации, хозяйственного использования имущества для извлечения из него пользы. Оно связано с правом владения. Пользование, как и владение, может принадлежать и не собственнику в соответствии с законом и договором с собственником. Распоряжение — основное право собственника. Оно заключается в возможности собственника определять юридическую судьбу имущества - отчуждение, продажу, сдачу в аренду или залог, дарение, завещание и т.п. Таким образом, в основе возможности осуществления коммерческих сделок и реализации коммерческих интересов лежат права владения, пользования, распоряжения. В отношении собственности всегда присутствуют две стороны: субъект (собственник — человек или группа людей), представляющий активную сторону правоотношений и объект собственности (движимое и недвижимое имущество, продукт или результат труда) - пассивная сторона этих отношений.
Субъектов собственности объединяют в три группы: частные лица; группы лиц, коллективы; общество (государство). Следовательно, субъектами права собственности могут быть граждане (физические лица), коллективы граждан (юридические лица) и государственные органы. Объекты собственности (то, по поводу чего складываются отношения собственности) можно свести в следующие группы: средства производства и предметы труда, предметы потребления, ресурсы и результаты труда. В Гражданском кодексе Республики Беларусь закреплены две формы собственности: частная и государственная. Частная собственность — это право частных физических или негосударственных юридических лиц приобретать, владеть, контролировать, использовать, продавать и иным образом распоряжаться объектом собственности, т.е. такая форма собственности, когда исключительное право на владение, распоряжение и пользование объектом собственности и получение дохода имеет частное лицо. Она может быть трудовой и нетрудовой. Трудовая частная собственность развивается и приумножается от предпринимательской деятельности, ведения собственного дела, личного хозяйствования, в основе которых лежит труд физического лица. Нетрудовая частная собственность возникает вследствие получения имущества по наследству, дивидендов и доходов от средств, вложенных в кредитные учреждения, и других источников, не связанных с трудовой деятельностью. В рамках частной собственности выделяют индивидуальную и общую (коллективную) собственность. Индивидуальная собственность — любое имущество (за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может находиться в собственности граждан), на которое право собственности принадлежит гражданину, физическому лицу, индивиду. Имущество, находящееся в партнерской собственности двух или нескольких лиц, называют общей (коллективной) собственностью. Оно может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников или принадлежащих им акций (персонифицированная, корпоративная собственность), или без определения таких долей (коллективная, совместная собственность). Государственная собственность — достояние всех граждан Беларуси. Управление и распоряжение объектами государственной собственности от имени граждан осуществляют органы государственной власти республиканского и административно-территориального уровня. Поэтому она существует в двух разновидностях – республиканская и коммунальная.
Право собственности является определяющим моментом развития коммерческой деятельности. Только собственник может принимать самостоятельные экономические решения и быть инициатором осуществления коммерческих сделок.
3. Организационно-правовые формы субъектов коммерческой деятельности в АПК. Под организационно-правовой формой субъектов хозяйствования понимают совокупность имущественных и организационных отличий, способов формирования материально-технической базы, особенностей взаимодействия собственников имущества, учредителей (участников), их прав на управление хозяйственной деятельностью и ответственности между ними, кредиторами и государством. Отличия и способы формирования имущественной базы проявляются в зависимости от того, кто становится субъектом собственности (государство, частное лицо или сообщество). Коммерческая деятельность развивается на основе частной (индивидуальной или партнёрской) и государственной форм собственности (республиканской и коммунальной). Кроме того коммерческая деятельность может осуществляться на основе смешанной (корпоративной) собственности. Организационные отличия отражают особенности внутренней структуры управления субъекта коммерческой деятельности. Особенности взаимодействия собственника имущества и участников коммерческой организации проявляются в правах на управление и ответственности за результаты деятельности. В соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь осуществлять предпринимательскую деятельность могут юридические лица и субъекты хозяйствования без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели). Следует отметить, что в законодательстве могут быть установлены некоторые виды коммерческой деятельности при которых не требуется создания юридических лиц или регистрация физических лиц в качестве ИП (услуги по выращиванию сельскохозяйственной продукции, дроблению зерна, выпасу скота, репетиторству, чистке и уборке жилых помещений и д.р.) Таким образом, в круг участников коммерческих отношений входят физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя за исключением некоторых установленных законодательством случаев, не требующих регистрации, а также юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации). Следует отметить, что некоммерческие организации участвуют в товарном обращении ограниченно. Такие организации могут приобретать необходимые материальные ресурсы, вправе продавать производимые ими продукты. Однако они вправе продавать товары лишь в соответствии с уставными целями деятельности, а не вообще заниматься торговлей. Они не вправе заключать договоры поставки в качестве поставщиков, могут заключать при реализации товара лишь договоры купли-продажи. Существенные ограничения создаются для таких организаций также при лицензировании, выдаче экспортных разрешений, заключении внешнеторговых контрактов и в других аспектах. Среди некоммерческих организаций следует выделить особую группу организаций, называемых специальными субъектами товарного рынка. Цель их деятельности состоит не в совершении сделок, а в создании условий и возможностей для совершения торговых операций другими лицами. Таковы товарные биржи, оптовые ярмарки, оптовые рынки, выставки-продажи, райпо и т.д. Здесь вновь возникают терминологические несоответствия. Все эти организации – коммерческие по своей отнесенности к структуре рынка, по предназначенности для обслуживания товарного обращения. Но они некоммерческие, а точнее говоря, непредпринимательские по своей природе, так как целью их деятельности является не получение прибыли, а создание условий для реализации товара другими субъектами или удовлетворение потребностей членов организации.
Кроме того, в качестве самостоятельной группы субъектов коммерческой деятельности надо выделить государственные административные и муниципальные образования. Они участвуют в торговых отношениях через свои исполнительные органы. Причем они не просто приобретают определенные товары для нужд собственной деятельности. Возможности их влияния на развитие торгового оборота поистине огромны. Наконец, коммерческие организации – это основа производственно-коммерческой системы. На их долю приходится львиная доля коммерческих сделок и объёма товарооборота. Все коммерческие организации, выделенные Гражданским кодексом, относятся к первичным формированиям рыночной экономики, организационно-правовым формам предпринимательской деятельности с образованием юридического лица. Они имеют свое наименование, самостоятельный баланс, расчетный счет в банке, печать и др.
КОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ Хозяйственные общества • с ограниченной ответственностью (ООО); • с дополнительной ответственностью (ОДО) Хозяйственные товарищества • полные; • коммандитные Акционерные общества (АО) • закрытые (ЗАО); • открытые (ОАО) Унитарные предприятия (УП) • государственные (РСУП, КСУП); • частные (ЧУП) Производственные кооперативы (СПК, ИСК) Крестьянские (фермерские) хозяйства.
В аграрном секторе экономики могут функционировать хозяйствующие субъекты всех перечисленных организационно-правовых форм. Однако наибольшее распространение получили: • сельскохозяйственные производственные кооперативы; • акционерные общества; • хозяйственные общества с ограниченной ответственностью (ООО); • унитарные предприятия (государственные и частные); • крестьянские (фермерские) хозяйства. Они и являются основным объектом изучения коммерческой деятельности в АПК. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что коммерческая деятельность в АПК может основываться на различных формах собственности и могут возникать индивидуальные, партнерские и корпоративные организационно-правовые формы. При этом субъектами коммерческой деятельности могут выступать юридические и физические лица.
4. Система и принципы организации хозяйственных взаимоотношений в процессе коммерческой деятельности. Каждое предприятие в процессе коммерческой деятельности вступает в экономические и юридические отношения со своими клиентами, поставщиками и партнерами. В экономической литературе эти взаимоотношения обычно характеризуются термином «хозяйственные связи». Другими словами это форма производственных отношений между организациями, предприятиями, реализуемая на основе непосредственных договорных контактов между участниками, без привлечения государственных, межведомственных и других посреднических структур. В это понятие входят экономические, организационные, коммерческие, административно-правовые, финансовые и другие отношения, складывающиеся между покупателями и поставщиками в процессе осуществления коммерческих сделок. Хозяйственные связи могут быть юридически оформлены на основе заключения хозяйственных договоров, а могут носить неформальный характер в форме делового, информационного и других видов сотрудничества. В основе установления хозяйственных связей лежат такие экономические категории как: специализация, концентрация, кооперирование и межхозяйственная интеграция. При этом под специализацией следует понимать форму разделения труда и организации производства, заключающиеся в сосредоточении ресурсного потенциала предприятия на преимущественном развитии той или иной отрасли и превращении её в товарную. Концентрация производства это процесс сосредоточения средств производства и рабочей силы на одном предприятии, ведущий к увеличению производства одного или нескольких видов продукции. Под кооперированием понимаются длительные производственные связи между коммерческими организациями по совместному производству предпринимательского продукта. Межхозяйственная интеграция – это организационная форма объединения коммерческих организаций или отраслей, способствующая повышению экономической эффективности производства и реализации конечного продукта. Хозяйственные связи в АПК можно условно разделить на несколько групп. Таблица 1- Классификация хозяйственных связей в АПК
Приведенная таблица свидетельствует о многовариантности хозяйственных связей в АПК, что в совокупности с развитием специализации, концентрации, кооперации, интеграции предполагает необходимость выбора наиболее оптимальной организационно-правовой формы хозяйствования, а также закрепления всех хозяйственных связей в форме договора. Хозяйствующие субъекты в современных условиях могут заключать договоры (контракты) самостоятельно, а также вступив в различного рода объединения. В настоящее время известны следующие хозяйственные структуры объединения предприятий: концерны, конгломераты, международные (транснациональные) концерны и корпорации. Перечисленные хозяйственные структуры представляют собой объединения предприятий не по организационно правовым формам, а по организационной структуре, по экономическому механизму. По своей организационно-правовой форме эти структуры, как правило, представляют собой корпорации, включающие множество лишенных юридической самостоятельности предприятий. Концерн – промышленный комплекс, объединяющий различные заводы, комбинаты, часто не связанные или имеющие самые отдаленные технологические и производственные связи друг с другом. Огромные накопления концернов позволяют им покрывать большую часть своих потребностей в капитале из собственных ресурсов, они реже обращаются к рынку капиталов. В развитых странах концерны выполняют и функции учредительства. На современном этапе развития мировой экономики одной из важнейших функций концернов, не менее значимой, чем производство, является сбыт.Для входящих в концерн предприятий, а также других промышленных фирм (поставщиков, торговых домов и т. д.) концерны могут выполнять и банковские функции. В их составе могут быть и финансовые компании. Постепенно концерны превращаются в научно-технические центры, развивающие исследовательские лаборатории. Конгломерат – многоотраслевое объединение, в котором сконцентрировано производство разнообразных товаров, подчас не имеющих между собой по своей промышленной технологии ничего общего. Понятие «конгломерат» означает случайное механическое соединение разнородных элементов. В американской литературе конгломератами называются концерны, возникающие в очень короткий срок при поглощении большого количества фирм, функционально независимых друг от друга. Отличие конгломерата от концерна состоит в стремлении внедриться в наиболее прибыльные молодые отрасли, развивающиеся на основе технического прогресса; отсутствии четко выраженной доминирующей продукции; более сложном управленческом процессе; участии банков в слиянии фирм, хотя банки структурным звеном конгломерата не являются. Конгломераты обладают значительно большими финансовыми ресурсами, чем концерны, что позволяет им, в отличие от концернов, осуществлять долгосрочные инвестиционные проекты. Транснациональные концерны и корпорации – за последние десятилетия это новые образования в развитых странах Они стремятся получать высокую прибыль в странах, где налоговые ставки относительно низкие, а в странах с высокими налогами аккумулировать меньший объем прибыли. Все действующие на мировой арене концерны и корпорации делятся на транснациональные и многонациональные. Транснациональные концерны (ТНК) находятся в собственности или под контролем предпринимателей одной страны, а многонациональные характеризуются международным распределением акционерного капитала. Международные концерны и корпорации создают свои филиалы в других странах либо покупают попавшие в затруднительное финансовое положение предприятия, а также создают новые с использованием существующих льгот и стимулов. Структура таких предприятий сложна и многообразна. ТНК могут скупать товары у традиционных поставщиков, входящих в ТНК; через своих представителей в разных странах приобретать товары у полностью независимых поставщиков в кредит или за наличный расчет: а также авансировать производство необходимых товаров. Такие предприятия в наибольшей степени используют логистику для оптимизации транспортных и других потоков товаров, выбора мест и объема складов закупленной и произведенной продукции, для контроля движения товаров в своих сбытовых сетях. Приоритетное внимание отдается предпродажному и послепродажному сервису производимой и сбываемой продукции. Ежегодные рекламные расходы крупных ТНК доходят до сотен миллионов и даже миллиардов долларов при относительно низкой стоимости единицы рекламного времени. С точки зрения организационной формы можно выделить шесть типов современных объединений, в рамках которых предприятия не утрачивают своей самостоятельности: ассоциации, союзы, финансово-промышленные группы (ФПГ), холдинги, стратегические альянсы и консорциумы. Ассоциации и союзы – это некоммерческие организации, остальные являются коммерческими. Консорциум – это объединение предприятий на договорной основе для выполнения определенной задачи. Консорциум создается в основном для реализации крупномасштабных проектов, обеспечение которых требует объединения финансовых, технических и организационных усилий. Действие консорциума может иметь разовый характер (например, при строительстве какого-либо объекта), кратковременный или долговременный. Консорциум может быть создан в одной из существующих организационно-правовых форм. Финансово-промышленные группы (ФПГ) создаются путем объединения материальных и финансовых ресурсов предприятий, организаций, финансово-кредитных учреждений (в том числе банков), инвестиционных организаций в целях повышения конкурентоспособности и эффективности производства, создания рациональных технологических связей, привлечения инвестиций и ускорения научно-технического прогресса. Мировой опыт показывает, что основной целью создания ФПГ на основе слияния банковского, промышленного, интеллектуального и информационного потенциала является повышение эффективности работы предприятий и финансовых учреждений Большое распространение в Беларуси в последнее время получило такое хозяйственное объединение, как холдинг. В 2010 году в АПК республики было зарегистрировано около 140 холдингов. Холдинг – это предприятие любой организационно – правовой формы, владеющее акциями других компаний. Холдинговые компании широко распространены в экономике развитых стран, очень многие современные корпорации трансформируются в холдинги. Широкое распространение холдингов объясняется тем, что они могут реально увеличивать масштабы хозяйственной деятельности предприятий, поэтому и являются одной из наиболее эффективных форм предпринимательства. Холдинговая компания может быть зарегистрирована в любой организационно-правовой форме, но в мировой практике – это АО открытого типа. Такие объединения подходят для обеспечения необходимых объемов продукции и поддержания функционирования технологически связанных предприятий, освоения новой продукции и расширения масштабов производства. Важная особенность холдинга состоит в том, что он через разветвленную систему участия контролирует промышленный (или финансовый) капитал, превышающий его собственный во много раз. Это происходит путем вложения средств от реализации выпускаемых холдингом акций в акции предприятий, представляющих интерес для холдинга. Размеры подконтрольных фирм могут намного превышать размер самого холдинга. В промышленном бизнесе западных стран, особенно в наукоемких производствах, довольно часто возникают проблемы во взаимоотношениях между крупными фирмами-монополистами и мелкими предприятиями. Монополизация сужает возможности возникновения независимого мелкого предпринимательства, особенно в уже устоявшихся отраслях. Крупные корпорации используют занятые в наукоемком производстве небольшие перспективные фирмы, как испытательный полигон для коммерческого апробирования возникающих в науке и технике новшеств. В такие небольшие фирмы включают рисковые, или венчурные, инвестиции. При этом различают две организационные формы венчурных групп: • внутренние венчуры: крупная корпорация создает внутри собственной структуры мелкие автономные единицы (проектные центры, целевые группы), перед которыми ставится конкретная задача (например, разработать целевой проект). В этом случае корпорация передает в распоряжение таких групп необходимые им средства и оказывает всестороннюю помощь; • венчурные фирмы: их сознательно создают крупные корпорации для выполнения ряда перспективных работ, которые в рамках материнской компании признаны не целесообразными и не эффективными. Персонал таких фирм формируется из отдельных талантливых исследователей, и он получает доступ к научно-технической информации фирмы-учредителя, пользуется его лабораторной и опытно-промышленной базой. В качестве участников таких фирм могут использоваться университеты, институты, правительственные ведомства. Все это приводит к значительной концентрации научно-технического потенциала по данной научно-технической проблеме. В основе построения системы хозяйственных связей в АПК лежат следующие принципы: 1. Добровольность Решение о вступлении предприятий и организаций в агропромышленное формирование должно происходить на принципах не принужденной, а убежденной добровольности. 2. Адаптивность и организационная рефлективность Партнеры по хозяйственным связям должны уметь реагировать и маневрировать на правовом поле среди разнообразных норм и принципов гражданского и налогового законодательств. 3. Этапность. Необходим переход от простых к сложным формам организации хозяйственных связей, от горизонтальных структур к вертикальным, от производственных к производственно-торговым. 4. Целостность и комплексность Должна быть четкая согласованность между всеми звеньями (участниками) хозяйственных связей. В целях сбалансированности ресурсного обеспечения требуется соблюдать территориальную и технологическую комплексность. 5. Поддержка и содействие со стороны органов управления Эффективность формирования хозяйственных связей в значительной мере обусловлена характером взаимоотношений руководителей предприятий - с районными и областными органами управления. 6. Выбор «ведущего звена» - интегратора и поддержание связи В такой роли может выступать экономически крепкое предприятие с устойчивым производственным потенциалом. 7. Оптимальность размеров Преимущества крупного товарного производства позволяют добиться дополнительного эффекта и проявляются на рынках сбыта продукции. Установление хозяйственных связей в АПК это сложный комплексный процесс, который можно разделить на несколько этапов: установление, оформление, функционирование. В конечном счёте хозяйственные связи предопределяют экономическую эффективность взаимодействия хозяйствующих субъектов в процессе реализации их коммерческих интересов.
5. Конкуренция и конкурентоспособность предприятий АПК в системе коммерческих отношений. Неотъемлемым элементом рыночных отношений является конкуренция, представляющая собой экономическое соперничество, борьбу за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции, получение более высокой прибыли. Предприятиям АПК необходимо осуществлять производственно-коммерческую деятельность и организовывать хозяйственные связи с учётом требований конкурентной борьбы. С понятием конкурентной борьбы тесно связано такое понятие как конкурентоспособность, т.е. способность эффективноосуществлять свою хозяйственную деятельность в условиях рыночных отношений. Конкурентоспособность как экономическая категория может рассматриваться на нескольких уровнях: страны, региона, отрасли, предприятия, товара (продукции – отрасли предприятия), используемых ресурсов. Объекты, обладающие конкурентоспособностью, можно разбить на четыре группы: • товары, • предприятия (как производители товаров), • отрасли (как совокупности предприятий, предлагающий товары или услуги), • регионы (районы, области, страны или их группы). В связи с этим принято говорить о таких её видах как: • Национальная конкурентоспособность • Конкурентоспособность товара • Конкурентоспособность предприятия Национальная конкурентоспособность (англ. National Competitiveness) — многозначный термин, который чаще всего обозначает: 1. способность страны добиться высоких темпов экономического роста, которые были бы устойчивы в среднесрочной перспективе; 2. уровень производительности факторов производства в данной стране; 3. способность компаний данной страны успешно конкурировать на тех или иных международных рынках. Конкурентоспособность товара — способность продукции быть более привлекательной для покупателя по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения, благодаря лучшему соответствию своих качественных и стоимостных характеристик к требованиям данного рынка и потребительским оценкам. Конкурентоспособность предприятия – это его свойство, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке. Кроме того, принципиально можно выделить четыре типа субъектов, оценивающих конкурентоспособность тех или иных объектов: • потребители, • производители, • инвесторы, • государство. Конкурентоспособность товара потребитель оценивает с точки зрения своих потребностей и полноты их удовлетворения. Обладая ограниченными возможностями (не только финансовыми, поскольку сам процесс потребления обусловлен некоторой «технологией», а следовательно — и «производительностью»), потребитель стремится максимизировать степень своей общей удовлетворенности. Конкурентоспособность предприятия оценивается потребителем с точки зрения положения предприятия на рынке (известное / неизвестное; давно ли работает; какую долю рынка занимает; какие гарантии дает; какая степень доверия предприятию у других потребителей, какие отзывы о качестве его продукции). Конкурентоспособность отрасли оценивается потребителем с точки зрения приоритетности его собственных потребностей, подлежащих удовлетворению. Так, получив годовую премию, у потребителя (частное лицо) может возникнуть выбор, что купить на эти деньги — новую мебель на кухню, новую стиральную машину или путевку в экзотическую страну: в этот момент наблюдается межотраслевая конкуренция. Как только потребителем отдается приоритет конкретной отрасли, конкуренция с точки зрения потребителя переходит в плоскость конкуренции предприятий, а затем и товаров. В различных экономических условиях (уровень доходов, уровень цен, ожидания и т.п.) уровень конкурентоспособности отраслей (при прочих равных) окажется различным. Проявится это прежде всего в различиях в эластичности спроса на продукцию (товары, работы, услуги) различных отраслей. Конкурентоспособность страны с точки зрения потребителя оценивается как уровень качества жизни, который обеспечивается потребителю. Таким образом, потребитель оценивает конкурентоспособность любых объектов с точки зрения степени удовлетворения своих потребностей и уровня их значимости (более значимые потребности должны быть удовлетворены раньше, чем менее значимые). Производитель оценивает товар с точки зрения суммы прибыли, которую тот может принести. С одной стороны, это рентабельность, однако в отраслях с быстрой оборачиваемостью активов (например — торговля) можно получить гораздо большую прибыль за счет снижения рентабельности продаж, но увеличения оборачиваемости товаров. Предприятия производитель оценивает как своих конкурентов, поэтому важнейшими характеристиками для него являются соотношение цены и качества выпускаемой продукции, соответствие последней техническим, экологическим и прочим нормам и стандартам. Отрасль производитель оценивает с точки зрения рамочных условий и своего положения на рынке. С этих позиций оцениваются средний уровень рентабельности, целесообразность работы в отрасли или выхода из неё. Страну производитель оценивает с точки зрения наличия необходимых ему ресурсов, их качества и доступности (физической и экономической).
|
|||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 544; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.81.185.66 (0.102 с.) |