Понятие о хозяйствующем субъекте и производственно-коммерческой системе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о хозяйствующем субъекте и производственно-коммерческой системе.



Переход к смешанной экономике основывается на многообразии форм собственности и видов хозяйствующих субъектов. К хозяйствующим субъектам рыночной экономики относятся физические и юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью и осуществляющие производство либо приобретение товаров с целью их реализации, а также оказывающие востребованные на рынке услуги. Следовательно, хозяйствующим субъектом может выступать как индивидуум (физическое лицо, гражданин), так и их группа (трудовой коллектив). В первом случае хозяйствующий субъект проявляет себя через индивидуальную трудовую деятельность (индивидуальное предпринимательство); во втором — через совместную деятельность, организационно-правовую предпринимательскую структуру (коммерческую организацию).

Многие отечественные экономисты отмечают, что хозяйствующему субъекту присущи экономические и социальные интересы, прежде всего польза и выгода. Если в качестве основной цели деятельности хозяйствующий субъект преследует извлечение прибыли, он называется коммерческой организацией. Коммерческие организации, в свою очередь, могут создавать объединения в форме ассоциаций, союзов и других интеграционных формирований. Однако следует отметить, что структурными элементами рыночной экономики перманентно являются не столько хозяйствующие субъекты в форме предприятий, организаций и т.д., а различные собственники.

Субъекты хозяйствования (как индивидуального, так и коллективного предпринимательства) в рыночной экономике наделены согласно законодательству соответствующими правами и полномочиями, необходимыми для осуществления хозяйственной деятельности. Сущность этих полномочий сводится к исключительному праву гражданина или юридического лица быть собственником имущества, иметь право владения, пользования и распоряжения (по своему усмотрению) созданным экономическим продуктом.

Для субъектов хозяйствования характерно наличие следующих признаков: во-первых, Регистрация в качестве субъекта хозяйствования; во-вторых наличие соответствующей хозяйственной компетенции; в-третьих наличие обособленного имущества; в-четвёртых, самостоятельная имущественная ответственность.

Поскольку система — это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих единое целое, то в качестве производственно-коммерческой системы в АПК выступает совокупность хозяйствующих субъектов, связанных между собой функциональными связями, включая производство сельскохозяйственной продукции, переработку, агросервисное обслуживание, реализацию продукции потребителям. Производственно-коммерческая система объединяет в единое целое объекты производства, множество производственных процессов, коллективы работников, различные ресурсы, производственные отношения, готовую продукцию, сбыт и т.д. Признаки системы — целостность и сложность соответствующего объекта, возможность деления его на составные части (подсистемы, элементы), вхождение составной частью в системы более высокого порядка. Отдельному элементу системы присуще одно или несколько свойств, которые являются непременным условием для вхождения в систему и используются в ней. Элементы системы функционируют и развиваются в ее рамках, а их свойства (качества параметров элемента) подчинены системе в целом.

Следует отметить, что функционирование любой системы считается нормальным лишь в случае гармоничного взаимодействия, сочетания всех ее составных частей (элементов), действующих во времени как единое целое и работающих ради единой цели. В качестве главной цели производственно-коммерческой системы в АПК выступает своевременное и экономически эффективное (минимальные трансакционные издержки, максимальные объёмы прибыли) удовлетворение покупательского спроса.

В этой связи, можно сделать вывод, что функционирование производственно-коммерческой системы АПК считается нормальным, если сформированы функциональные связи и созданы условия, обеспечивающие эффективное и взаимовыгодное взаимодействие между хозяйствующими субъектами всех сфер АПК, а также позволяющие получить максимальную экономическую выгоду на основе минимизации трансакционных издержек и удовлетворения покупательского спроса.

 

2. Формы собственности предприятий АПК.

В большом экономическом словаре и в словаре Ожегова, а также в других литературных источниках можно встретить определение собственности как экономической, юридической категорий, а также правового института и др.

1. Собственность как экономическая категория — это исторически развивающиеся общественные отношения по поводу распределения (присвоения), описывающие принадлежность субъекту, у которого имеется исключительное право на распоряжение, владение и пользование объектом собственности. Совокупность вещей, принадлежащих данному субъекту (собственнику), составляет имущество соответствующего лица, поэтому отношения собственности называются также имущественными отношениями.

2. Собственность как юридическая категория — это наиболее полный комплекс юридических прав, которым может обладать субъект права в отношении своего имущества.

3. Собственность как гражданско-правовой институт — совокупность юридических норм, направленных на регулирование экономических отношений собственности методами гражданского права.

Собственность характеризует принадлежность имущества (объектов, предметов, вещей) определенным людям или группам людей и их права по поводу владения, использования и распоряжения. Следовательно, в отношении собственности всегда присутствуют две стороны: субъект (собственник — человек или группа людей), представляющий активную сторону правоотношений и объект собственности (движимое и недвижимое имущество, продукт или результат труда) - пассивная сторона этих отношений.

Экономические отношения собственности — это прежде всего отношения, складывающиеся между субъектами экономической деятельности по поводу неких благ. При этом принимаются во внимание, прежде всего, фактические отношения — кто контролирует объект собственности, обладает полной информацией о нём, принимает решения о порядке его использования, отчуждения и распределении прибыли. Необходимым и минимальным условием возникновения экономических отношений собственности является наличие как минимум двух хозяйствующих субъектов.

Собственник, прежде всего это физическое или юридическое лицо, которое обладает правом владения, пользования и распоряжения имуществом и результатами труда.

Владение — это фактическое обладание имуществом, создающее для его обладателя возможность непосредственного воздействия на него. При этом владельцем может быть не только собственник, но и арендатор, залогодатель, комиссионер и др.

Пользование — это возможность эксплуатации, хозяйственного использования имущества для извлечения из него пользы. Оно связано с правом владения. Пользование, как и владение, может принадлежать и не собственнику в соответствии с законом и договором с собственником.

Распоряжение — основное право собственника. Оно заключается в возможности собственника определять юридическую судьбу имущества - отчуждение, продажу, сдачу в аренду или залог, дарение, завещание и т.п.

Таким образом, в основе возможности осуществления коммерческих сделок и реализации коммерческих интересов лежат права владения, пользования, распоряжения.

В отношении собственности всегда присутствуют две стороны: субъект (собственник — человек или группа людей), представляющий активную сторону правоотношений и объект собственности (движимое и недвижимое имущество, продукт или результат труда) - пассивная сторона этих отношений.

Субъектов собственности объединяют в три группы: частные лица; группы лиц, коллективы; общество (государство). Следовательно, субъектами права собственности могут быть граждане (физические лица), коллективы граждан (юридические лица) и государственные органы.

Объекты собственности (то, по поводу чего складываются отношения собственности) можно свести в следующие группы: средства производства и предметы труда, предметы потребления, ресурсы и результаты труда.

В Гражданском кодексе Республики Беларусь закреплены две формы собственности: частная и государственная.

Частная собственность — это право частных физических или негосударственных юридических лиц приобретать, владеть, контролировать, использовать, продавать и иным образом распоряжаться объектом собственности, т.е. такая форма собственности, когда исключительное право на владение, распоряжение и пользование объектом собственности и получение дохода имеет частное лицо. Она может быть трудовой и нетрудовой.

Трудовая частная собственность развивается и приумножается от предпринимательской деятельности, ведения собственного дела, личного хозяйствования, в основе которых лежит труд физического лица.

Нетрудовая частная собственность возникает вследствие получения имущества по наследству, дивидендов и доходов от средств, вложенных в кредитные учреждения, и других источников, не связанных с трудовой деятельностью.

В рамках частной собственности выделяют индивидуальную и общую (коллективную) собственность.

Индивидуальная собственность — любое имущество (за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может находиться в собственности граждан), на которое право собственности принадлежит гражданину, физическому лицу, индивиду. Имущество, находящееся в партнерской собственности двух или нескольких лиц, называют общей (коллективной) собственностью. Оно может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников или принадлежащих им акций (персонифицированная, корпоративная собственность), или без определения таких долей (коллективная, совместная собственность).

Государственная собственность — достояние всех граждан Беларуси. Управление и распоряжение объектами государственной собственности от имени граждан осуществляют органы государственной власти республиканского и административно-территориального уровня. Поэтому она существует в двух разновидностях – республиканская и коммунальная.

Право собственности является определяющим моментом развития коммерческой деятельности. Только собственник может принимать самостоятельные экономические решения и быть инициатором осуществления коммерческих сделок.

 

3. Организационно-правовые формы субъектов коммерческой деятельности в АПК.

Под организационно-правовой формой субъектов хозяйствования понимают совокупность имущественных и организационных отличий, способов формирования материально-технической базы, особенностей взаимодействия собственников имущества, учредителей (участников), их прав на управление хозяйственной деятельностью и ответственности между ними, кредиторами и государством.

Отличия и способы формирования имущественной базы проявляются в зависимости от того, кто становится субъектом собственности (государство, частное лицо или сообщество).

Коммерческая деятельность развивается на основе частной (индивидуальной или партнёрской) и государственной форм собственности (республиканской и коммунальной). Кроме того коммерческая деятельность может осуществляться на основе смешанной (корпоративной) собственности.

Организационные отличия отражают особенности внутренней структуры управления субъекта коммерческой деятельности.

Особенности взаимодействия собственника имущества и участников коммерческой организации проявляются в правах на управление и ответственности за результаты деятельности.

В соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь осуществлять предпринимательскую деятельность могут юридические лица и субъекты хозяйствования без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели). Следует отметить, что в законодательстве могут быть установлены некоторые виды коммерческой деятельности при которых не требуется создания юридических лиц или регистрация физических лиц в качестве ИП (услуги по выращиванию сельскохозяйственной продукции, дроблению зерна, выпасу скота, репетиторству, чистке и уборке жилых помещений и д.р.)

Таким образом, в круг участников коммерческих отношений входят физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя за исключением некоторых установленных законодательством случаев, не требующих регистрации, а также юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации). Следует отметить, что некоммерческие организации участвуют в товарном обращении ограниченно. Такие организации могут приобретать необходимые материальные ресурсы, вправе продавать производимые ими продукты. Однако они вправе продавать товары лишь в соответствии с уставными целями деятельности, а не вообще заниматься торговлей. Они не вправе заключать договоры поставки в качестве поставщиков, могут заключать при реализации товара лишь договоры купли-продажи. Существенные ограничения создаются для таких организаций также при лицензировании, выдаче экспортных разрешений, заключении внешнеторговых контрактов и в других аспектах. Среди некоммерческих организаций следует выделить особую группу организаций, называемых специальными субъектами товарного рынка. Цель их деятельности состоит не в совершении сделок, а в создании условий и возможностей для совершения торговых операций другими лицами. Таковы товарные биржи, оптовые ярмарки, оптовые рынки, выставки-продажи, райпо и т.д. Здесь вновь возникают терминологические несоответствия. Все эти организации – коммерческие по своей отнесенности к структуре рынка, по предназначенности для обслуживания товарного обращения. Но они некоммерческие, а точнее говоря, непредпринимательские по своей природе, так как целью их деятельности является не получение прибыли, а создание условий для реализации товара другими субъектами или удовлетворение потребностей членов организации.

Кроме того, в качестве самостоятельной группы субъектов коммерческой деятельности надо выделить государственные административные и муниципальные образования. Они участвуют в торговых отношениях через свои исполнительные органы. Причем они не просто приобретают определенные товары для нужд собственной деятельности. Возможности их влияния на развитие торгового оборота поистине огромны.

Наконец, коммерческие организации – это основа производственно-коммерческой системы. На их долю приходится львиная доля коммерческих сделок и объёма товарооборота.

Все коммерческие организации, выделенные Гражданским кодексом, относятся к первичным формированиям рыночной экономики, организационно-правовым формам предпринимательской деятельности с образованием юридического лица. Они имеют свое наименование, самостоятельный баланс, расчетный счет в банке, печать и др.

 

КОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Хозяйственные общества

• с ограниченной

ответственностью (ООО);

• с дополнительной

ответственностью (ОДО)

Хозяйственные товарищества

• полные;

• коммандитные

Акционерные общества (АО)

• закрытые (ЗАО);

• открытые (ОАО)

Унитарные предприятия (УП)

• государственные (РСУП, КСУП);

• частные (ЧУП)

Производственные кооперативы (СПК, ИСК)

Крестьянские (фермерские) хозяйства.

 

В аграрном секторе экономики могут функционировать хозяйствующие субъекты всех перечисленных организационно-правовых форм. Однако наибольшее распространение получили:

• сельскохозяйственные производственные кооперативы;

• акционерные общества;

• хозяйственные общества с ограниченной ответственностью (ООО);

• унитарные предприятия (государственные и частные);

• крестьянские (фермерские) хозяйства.

Они и являются основным объектом изучения коммерческой деятельности в АПК.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что коммерческая деятельность в АПК может основываться на различных формах собственности и могут возникать индивидуальные, партнерские и корпоративные организационно-правовые формы. При этом субъектами коммерческой деятельности могут выступать юридические и физические лица.

 

4. Система и принципы организации хозяйственных взаимоотношений в процессе коммерческой деятельности.

Каждое предприятие в процессе коммерческой деятельности вступает в экономические и юридические отношения со своими клиентами, поставщиками и партнерами. В экономической литературе эти взаимоотношения обычно характеризуются термином «хозяйственные связи». Другими словами это форма производственных отношений между организациями, предприятиями, реализуемая на основе непосредственных договорных контактов между участниками, без привлечения государственных, межведомственных и других посреднических структур. В это понятие входят экономические, организационные, коммерческие, административно-правовые, финансовые и другие отношения, складывающиеся между покупателями и поставщиками в процессе осуществления коммерческих сделок. Хозяйственные связи могут быть юридически оформлены на основе заключения хозяйственных договоров, а могут носить неформальный характер в форме делового, информационного и других видов сотрудничества.

В основе установления хозяйственных связей лежат такие экономические категории как: специализация, концентрация, кооперирование и межхозяйственная интеграция.

При этом под специализацией следует понимать форму разделения труда и организации производства, заключающиеся в сосредоточении ресурсного потенциала предприятия на преимущественном развитии той или иной отрасли и превращении её в товарную.

Концентрация производства это процесс сосредоточения средств производства и рабочей силы на одном предприятии, ведущий к увеличению производства одного или нескольких видов продукции.

Под кооперированием понимаются длительные производственные связи между коммерческими организациями по совместному производству предпринимательского продукта.

Межхозяйственная интеграция – это организационная форма объединения коммерческих организаций или отраслей, способствующая повышению экономической эффективности производства и реализации конечного продукта.

Хозяйственные связи в АПК можно условно разделить на несколько групп.

Таблица 1- Классификация хозяйственных связей в АПК

 

Классификационный признак Хозяйственные связи
По длительности Долгосрочные Краткосрочные Сезонные
По принадлежности к сфере АПК Внутриотраслевые Межотраслевые
По территориальному признаку Районные Областные Республиканские Внешнеэкономические
По количеству участников Двухсторонние Многосторонние
По наличию посредников Прямые Опосредованные
По форме организации поставок Транзитные Складские

Приведенная таблица свидетельствует о многовариантности хозяйственных связей в АПК, что в совокупности с развитием специализации, концентрации, кооперации, интеграции предполагает необходимость выбора наиболее оптимальной организационно-правовой формы хозяйствования, а также закрепления всех хозяйственных связей в форме договора.

Хозяйствующие субъекты в современных условиях могут заключать договоры (контракты) самостоятельно, а также вступив в различного рода объединения.

В настоящее время известны следующие хозяйственные структуры объединения предприятий: концерны, конгломераты, международные (транснациональные) концерны и корпорации. Перечисленные хозяйственные структуры представляют собой объединения предприятий не по организационно правовым формам, а по организационной структуре, по экономическому механизму. По своей организационно-правовой форме эти структуры, как правило, представляют собой корпорации, включающие множество лишенных юридической самостоятельности предприятий.

Концерн – промышленный комплекс, объединяющий различные заводы, комбинаты, часто не связанные или имеющие самые отдаленные технологические и производственные связи друг с другом. Огромные накопления концернов позволяют им покрывать большую часть своих потребностей в капитале из собственных ресурсов, они реже обращаются к рынку капиталов. В развитых странах концерны выполняют и функции учредительства. На современном этапе развития мировой экономики одной из важнейших функций концернов, не менее значимой, чем производство, является сбыт.Для входящих в концерн предприятий, а также других промышленных фирм (поставщиков, торговых домов и т. д.) концерны могут выполнять и банковские функции. В их составе могут быть и финансовые компании. Постепенно концерны превращаются в научно-технические центры, развивающие исследовательские лаборатории.

Конгломерат – многоотраслевое объединение, в котором сконцентрировано производство разнообразных товаров, подчас не имеющих между собой по своей промышленной технологии ничего общего. Понятие «конгломерат» означает случайное механическое соединение разнородных элементов. В американской литературе конгломератами называются концерны, возникающие в очень короткий срок при поглощении большого количества фирм, функционально независимых друг от друга. Отличие конгломерата от концерна состоит в стремлении внедриться в наиболее прибыльные молодые отрасли, развивающиеся на основе технического прогресса; отсутствии четко выраженной доминирующей продукции; более сложном управленческом процессе; участии банков в слиянии фирм, хотя банки структурным звеном конгломерата не являются. Конгломераты обладают значительно большими финансовыми ресурсами, чем концерны, что позволяет им, в отличие от концернов, осуществлять долгосрочные инвестиционные проекты. Транснациональные концерны и корпорации – за последние десятилетия это новые образования в развитых странах Они стремятся получать высокую прибыль в странах, где налоговые ставки относительно низкие, а в странах с высокими налогами аккумулировать меньший объем прибыли. Все действующие на мировой арене концерны и корпорации делятся на транснациональные и многонациональные. Транснациональные концерны (ТНК) находятся в собственности или под контролем предпринимателей одной страны, а многонациональные характеризуются международным распределением акционерного капитала. Международные концерны и корпорации создают свои филиалы в других странах либо покупают попавшие в затруднительное финансовое положение предприятия, а также создают новые с использованием существующих льгот и стимулов. Структура таких предприятий сложна и многообразна. ТНК могут скупать товары у традиционных поставщиков, входящих в ТНК; через своих представителей в разных странах приобретать товары у полностью независимых поставщиков в кредит или за наличный расчет: а также авансировать производство необходимых товаров. Такие предприятия в наибольшей степени используют логистику для оптимизации транспортных и других потоков товаров, выбора мест и объема складов закупленной и произведенной продукции, для контроля движения товаров в своих сбытовых сетях. Приоритетное внимание отдается предпродажному и послепродажному сервису производимой и сбываемой продукции. Ежегодные рекламные расходы крупных ТНК доходят до сотен миллионов и даже миллиардов долларов при относительно низкой стоимости единицы рекламного времени.

С точки зрения организационной формы можно выделить шесть типов современных объединений, в рамках которых предприятия не утрачивают своей самостоятельности: ассоциации, союзы, финансово-промышленные группы (ФПГ), холдинги, стратегические альянсы и консорциумы.

Ассоциации и союзы – это некоммерческие организации, остальные являются коммерческими.

Консорциум – это объединение предприятий на договорной основе для выполнения определенной задачи. Консорциум создается в основном для реализации крупномасштабных проектов, обеспечение которых требует объединения финансовых, технических и организационных усилий. Действие консорциума может иметь разовый характер (например, при строительстве какого-либо объекта), кратковременный или долговременный. Консорциум может быть создан в одной из существующих организационно-правовых форм.

Финансово-промышленные группы (ФПГ) создаются путем объединения материальных и финансовых ресурсов предприятий, организаций, финансово-кредитных учреждений (в том числе банков), инвестиционных организаций в целях повышения конкурентоспособности и эффективности производства, создания рациональных технологических связей, привлечения инвестиций и ускорения научно-технического прогресса. Мировой опыт показывает, что основной целью создания ФПГ на основе слияния банковского, промышленного, интеллектуального и информационного потенциала является повышение эффективности работы предприятий и финансовых учреждений

Большое распространение в Беларуси в последнее время получило такое хозяйственное объединение, как холдинг. В 2010 году в АПК республики было зарегистрировано около 140 холдингов.

Холдинг – это предприятие любой организационно – правовой формы, владеющее акциями других компаний. Холдинговые компании широко распространены в экономике развитых стран, очень многие современные корпорации трансформируются в холдинги. Широкое распространение холдингов объясняется тем, что они могут реально увеличивать масштабы хозяйственной деятельности предприятий, поэтому и являются одной из наиболее эффективных форм предпринимательства. Холдинговая компания может быть зарегистрирована в любой организационно-правовой форме, но в мировой практике – это АО открытого типа. Такие объединения подходят для обеспечения необходимых объемов продукции и поддержания функционирования технологически связанных предприятий, освоения новой продукции и расширения масштабов производства. Важная особенность холдинга состоит в том, что он через разветвленную систему участия контролирует промышленный (или финансовый) капитал, превышающий его собственный во много раз. Это происходит путем вложения средств от реализации выпускаемых холдингом акций в акции предприятий, представляющих интерес для холдинга. Размеры подконтрольных фирм могут намного превышать размер самого холдинга.

В промышленном бизнесе западных стран, особенно в наукоемких производствах, довольно часто возникают проблемы во взаимоотношениях между крупными фирмами-монополистами и мелкими предприятиями. Монополизация сужает возможности возникновения независимого мелкого предпринимательства, особенно в уже устоявшихся отраслях. Крупные корпорации используют занятые в наукоемком производстве небольшие перспективные фирмы, как испытательный полигон для коммерческого апробирования возникающих в науке и технике новшеств. В такие небольшие фирмы включают рисковые, или венчурные, инвестиции. При этом различают две организационные формы венчурных групп:

• внутренние венчуры: крупная корпорация создает внутри собственной структуры

мелкие автономные единицы (проектные центры, целевые группы), перед которыми

ставится конкретная задача (например, разработать целевой проект). В этом случае

корпорация передает в распоряжение таких групп необходимые им средства и оказывает всестороннюю помощь;

• венчурные фирмы: их сознательно создают крупные корпорации для выполнения ряда перспективных работ, которые в рамках материнской компании признаны не целесообразными и не эффективными. Персонал таких фирм формируется из отдельных талантливых исследователей, и он получает доступ к научно-технической информации фирмы-учредителя, пользуется его лабораторной и опытно-промышленной базой. В качестве участников таких фирм могут использоваться университеты, институты, правительственные ведомства. Все это приводит к значительной концентрации научно-технического потенциала по данной научно-технической проблеме.

В основе построения системы хозяйственных связей в АПК лежат следующие принципы:

1. Добровольность Решение о вступлении предприятий и организаций в агропромышленное формирование должно происходить на принципах не принужденной, а убежденной добровольности.

2. Адаптивность и организационная рефлективность Партнеры по хозяйственным связям должны уметь реагировать и маневрировать на правовом поле среди разнообразных норм и принципов гражданского и налогового законодательств.

3. Этапность. Необходим переход от простых к сложным формам организации хозяйственных связей, от горизонтальных структур к вертикальным, от производственных к производственно-торговым.

4. Целостность и комплексность Должна быть четкая согласованность между всеми звеньями (участниками) хозяйственных связей. В целях сбалансированности ресурсного обеспечения требуется соблюдать территориальную и технологическую комплексность.

5. Поддержка и содействие со стороны органов управления Эффективность формирования хозяйственных связей в значительной мере обусловлена характером взаимоотношений руководителей предприятий - с районными и областными органами управления.

6. Выбор «ведущего звена» - интегратора и поддержание связи В такой роли может выступать экономически крепкое предприятие с устойчивым производственным потенциалом.

7. Оптимальность размеров Преимущества крупного товарного производства позволяют добиться дополнительного эффекта и проявляются на рынках сбыта продукции.

Установление хозяйственных связей в АПК это сложный комплексный процесс, который можно разделить на несколько этапов: установление, оформление, функционирование. В конечном счёте хозяйственные связи предопределяют экономическую эффективность взаимодействия хозяйствующих субъектов в процессе реализации их коммерческих интересов.

 

5. Конкуренция и конкурентоспособность предприятий АПК в системе коммерческих отношений.

Неотъемлемым элементом рыночных отношений является конкуренция, представляющая собой экономическое соперничество, борьбу за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции, получение более высокой прибыли. Предприятиям АПК необходимо осуществлять производственно-коммерческую деятельность и организовывать хозяйственные связи с учётом требований конкурентной борьбы.

С понятием конкурентной борьбы тесно связано такое понятие как конкурентоспособность, т.е. способность эффективноосуществлять свою хозяйственную деятельность в условиях рыночных отношений. Конкурентоспособность как экономическая категория может рассматриваться на нескольких уровнях: страны, региона, отрасли, предприятия, товара (продукции – отрасли предприятия), используемых ресурсов.

Объекты, обладающие конкурентоспособностью, можно разбить на четыре группы:

• товары,

• предприятия (как производители товаров),

• отрасли (как совокупности предприятий, предлагающий товары или услуги),

• регионы (районы, области, страны или их группы).

В связи с этим принято говорить о таких её видах как:

• Национальная конкурентоспособность

• Конкурентоспособность товара

• Конкурентоспособность предприятия

Национальная конкурентоспособность (англ. National Competitiveness) — многозначный термин, который чаще всего обозначает:

1. способность страны добиться высоких темпов экономического роста, которые были бы устойчивы в среднесрочной перспективе;

2. уровень производительности факторов производства в данной стране;

3. способность компаний данной страны успешно конкурировать на тех или иных международных рынках.

Конкурентоспособность товара — способность продукции быть более привлекательной для покупателя по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения, благодаря лучшему соответствию своих качественных и стоимостных характеристик к требованиям данного рынка и потребительским оценкам.

Конкурентоспособность предприятия – это его свойство, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.

Кроме того, принципиально можно выделить четыре типа субъектов, оценивающих конкурентоспособность тех или иных объектов:

• потребители,

• производители,

• инвесторы,

• государство.

Конкурентоспособность товара потребитель оценивает с точки зрения своих потребностей и полноты их удовлетворения. Обладая ограниченными возможностями (не только финансовыми, поскольку сам процесс потребления обусловлен некоторой «технологией», а следовательно — и «производительностью»), потребитель стремится максимизировать степень своей общей удовлетворенности.

Конкурентоспособность предприятия оценивается потребителем с точки зрения положения предприятия на рынке (известное / неизвестное; давно ли работает; какую долю рынка занимает; какие гарантии дает; какая степень доверия предприятию у других потребителей, какие отзывы о качестве его продукции).

Конкурентоспособность отрасли оценивается потребителем с точки зрения приоритетности его собственных потребностей, подлежащих удовлетворению. Так, получив годовую премию, у потребителя (частное лицо) может возникнуть выбор, что купить на эти деньги — новую мебель на кухню, новую стиральную машину или путевку в экзотическую страну: в этот момент наблюдается межотраслевая конкуренция. Как только потребителем отдается приоритет конкретной отрасли, конкуренция с точки зрения потребителя переходит в плоскость конкуренции предприятий, а затем и товаров. В различных экономических условиях (уровень доходов, уровень цен, ожидания и т.п.) уровень конкурентоспособности отраслей (при прочих равных) окажется различным. Проявится это прежде всего в различиях в эластичности спроса на продукцию (товары, работы, услуги) различных отраслей.

Конкурентоспособность страны с точки зрения потребителя оценивается как уровень качества жизни, который обеспечивается потребителю.

Таким образом, потребитель оценивает конкурентоспособность любых объектов с точки зрения степени удовлетворения своих потребностей и уровня их значимости (более значимые потребности должны быть удовлетворены раньше, чем менее значимые).

Производитель оценивает товар с точки зрения суммы прибыли, которую тот может принести. С одной стороны, это рентабельность, однако в отраслях с быстрой оборачиваемостью активов (например — торговля) можно получить гораздо большую прибыль за счет снижения рентабельности продаж, но увеличения оборачиваемости товаров. Предприятия производитель оценивает как своих конкурентов, поэтому важнейшими характеристиками для него являются соотношение цены и качества выпускаемой продукции, соответствие последней техническим, экологическим и прочим нормам и стандартам. Отрасль производитель оценивает с точки зрения рамочных условий и своего положения на рынке. С этих позиций оцениваются средний уровень рентабельности, целесообразность работы в отрасли или выхода из неё. Страну производитель оценивает с точки зрения наличия необходимых ему ресурсов, их качества и доступности (физической и экономической).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 558; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.246.203 (0.091 с.)