ТОП 10:

III. ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ



 

Тема 1. Сущность, предмет, задачи и методология дисциплины "Коммерческая деятельность в АПК".

1. Понятие коммерческой деятельности предприятий.

2. Содержание и принципы реализации коммерческих интересов на рынке товаров, работ и услуг.

3. Рынок и рыночная среда в системе коммерческих отношений предприятий АПК.

4. Государственное регулирование коммерческой деятельности в аграрной сфере.

5. Сущность и роль коммерческой деятельности предприятий АПК.

6. Предмет, объект, субъекты коммерческой деятельности в АПК.

7. Цель и задачи курса, методология его изучения, связь с другими дисциплинами.

8. Особенности коммерческой деятельности на предприятиях АПК.

9. Развитие коммерческой деятельности в современных условиях.

10. Требования, предъявляемые к современному коммерческому работнику.

11. Сущность современной концепции маркетинга и её связь с коммерческой деятельностью в АПК.

 

 

1. Понятие коммерческой деятельности предприятий.

Развитее агропромышленного комплекса Беларуси связано с формированием и постоянным совершенствованием многоукладной экономики. При этом определяющая роль принадлежит становлению рыночных отношений.

В рыночной экономике существуют три основополагающих и тесно взаимосвязанных понятия: бизнес, предпринимательство, коммерция.

Существует множество различных определений этих понятий.

Так, например, можно встретить следующие определения.

Бизнес – любой вид предпринимательской деятельности, приносящий доход; экономическая деятельность, дающая прибыль.

Бизнес–способ ведения дел, ориентированный на получение прибыли от использования капитала.

Бизнес – это деятельность частных лиц, предприятий и организаций по извлечению природных благ, производству или приобретению и продаже товаров, оказанию услуг и обмену их на другие товары, услуги или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций и т.д.

Несмотря на большое количество определений бизнеса всех их объединяет, то что это некое дело или активность, направленная на получение личной выгоды, прибыли.

Бизнес по своей природе многолик. Можно четко указать основные сферы функционирования бизнеса: производственный бизнес (производство товаров, выполнение работ, оказание услуг), коммерческий бизнес и финансовый бизнес.

Производственный бизнес реализуется в рамках конкретных производственных структур (в основном в рамках негосударственных предприятий), выполняющих в обществе особо важную функцию. Они производят материальные и духовные блага, которыми пользуются как физические лица (потребительские товары), так и юридические лица (средства производства). Таким образом, производственный бизнес является базисом, фундаментом, на котором строится и поддерживается на определенном уровне развития всё общество. Без бизнеса этой категории цивилизованная жизнь вообще невозможна.

Коммерческий бизнес может быть реализован через соответствующие коммерческие организации. К ним относятся торговые учреждения — магазины, ларьки, торговые палатки, товарные биржи и т.п. Сферой их основной коммерческой деятельности является купля и продажа различных товаров и услуг. К коммерческому бизнесу относится закупочно-посредническая деятельность многочисленных организаций, покупающих товары у товаропроизводителей, а продающих их торговым учреждениям и извлекающих при этом свою прибыль. Чем больше посредников между товаропроизводителями и торговыми организациями, тем дороже приобретаемые потребителями товары.

Одним из направлений коммерческого бизнеса являются экспортно-импортные операции. При их выполнении товар закупается в одной стране, а продается — в другой.

Финансовый бизнес — особая, самостоятельная сфера коммерческого бизнеса, в которой продается и покупается специфический товар — деньги, иностранная валюта, ценные бумаги (акции, векселя, облигации и пр.). В этом бизнесе деньги в форме кредита «продаются» на определенное время покупателю, который впоследствии возвращает сполна всю занятую у кредитора сумму и выплачивает за пользование ею определенный процент. Последний представляет собой своеобразную цену этого товара и обеспечивает кредитной организации определенную прибыль.

Продажа и перепродажа иностранной валюты, а также ценных бумаг тоже относятся к области финансового бизнеса, где есть свой предмет труда и свой готовый товар, приносящий его владельцу при удачном ведении дела прибыль.

Финансовый бизнес реализуется через различные организации и учреждения, такие как коммерческие банки, кредитные союзы, инвестиционные и лизинговые компании, фондовые биржи, страховые и трастовые компании.

Предприятия бизнеса по масштабам и размерам осуществляемых основных технологических операций могут быть крупными, средними и малыми.

Организационно бизнес может представлять собой как создание отдельный предприятий так и формирование сложных бизнес структур.

Предпринимательство – определённый стиль хозяйствования инициативного субъекта, деловая активность, имеющая для своего субъекта специфическую полезность, которая воплощается не только в измеряемых прибылях(убытках)но и в достижении «нематериализованных» форм удовлетворения потребностей (лидерство, самоутверждение, соперничество и т.п.).

Реформирование АПК и переориентацию предприятий на коммерческую деятельность следует осуществлять с учетом ряда обстоятельств. Во-первых, происходящие экономические перемены, особенности переходного периода обусловливают новые, отличные от прежних менталитет и поведение потребителей. Во-вторых, все элементы макро- и микросистемы должны работать как единый и слаженный механизм, обеспечивающий становление и развитие субъектов хозяйствования, действующих в новых экономических условиях. В-третьих, рыночные преобразования в АПК необходимо проводить в соответствии с экономическими принципами рыночной системы, утвердившимися в мировой практике.

Любая деятельность, в том числе и коммерческая, имеет определенную направленность и организуется для достижения поставленных целей, которые можно назвать целями функционирования. Являясь атрибутом рынка, коммерция формируется на его принципах, которые служат непременным условием ее развития. Рынок выступает как система экономических отношений между продавцами и покупателями, основой которых является купля-продажа товаров, т. е. коммерческая деятельность. Ее цель – увеличение доходов в хозяйственной деятельности при условии удовлетворения спроса покупателей. В отечественной экономической литературе существуют различные определения коммерческой деятельности. Приведем наиболее распространенные и них:

ƒ коммерция – «торг, торговые обороты, купеческие промыслы» (согласно определению из Толкового словаря В. И. Даля);

ƒ коммерческая деятельность – товарно-денежный обмен, в процессе которого товары от поставщика переходят в собственность торгового предприятия с ориентацией на потребности рыночного спроса;

ƒ коммерческая деятельность – особый вид деятельности, связанный с реализацией товаров, от которой зависят конечные результаты торгового предприятия;

ƒ коммерческая деятельность – это все то, что обеспечивает максимальную выгодность торговой сделки для каждого из партнеров при первоочередном учете интересов и запросов потребителей;

ƒ коммерческая деятельность – комплекс операций, обеспечивающих куплю-продажу товаров и вместе с торговыми процессами представляющих собой торговлю в широком смысле слова;

ƒ коммерческая деятельность – оперативно-организационная деятельность по осуществлению операций обмена товарно-материальных ценностей в целях удовлетворения потребностей населения и получения прибыли.

Коммерция – вид торгового предпринимательства или бизнеса. Коммерция – слово латинского происхождения (от лат. соmmегсium – торговля). Однако термин "торговля" имеет двоякое значение: в одном случае он означает самостоятельную отрасль народного хозяйства (торговлю), в другом – торговые процессы, направленные на осуществление актов купли-продажи товаров. Коммерческая деятельность связана со вторым понятием торговли – торговыми процессами по осуществлению актов купли-продажи с целью получения прибыли.

Толковый словарь В.И. Даля определяет коммерцию как "торг, торговля, торговые обороты, купеческие промыслы". Иначе говоря, эти понятия предполагают осуществление актов купли-продажи с намерением купить дешевле, а продать дороже. В широком смысле под коммерцией часто понимают любую деятельность, направленную на получение прибыли.

Однако такое широкое толкование коммерческой деятельности не совсем согласуется с ранее изложенным подходом к коммерции как торговым процессам по осуществлению актов купли-продажи товаров.

Коммерческая деятельность – более узкое понятие, чем предпринимательство. Предпринимательство – это организация экономической, производственной и иной деятельности, приносящей предпринимателю доход. Предпринимательство может означать организацию промышленного предприятия, сельской фермы, торгового предприятия, предприятия обслуживания, банка, адвокатской конторы, издательства, исследовательского учреждения и т.д. Из всех этих видов предпринимательской деятельности только торговое дело является в чистом виде коммерческой деятельностью. Таким образом, коммерцию следует рассматривать как одну из форм (видов) предпринимательской деятельности. В то же время и в некоторых видах предпринимательской деятельности могут осуществляться операции по купле-продаже товаров, сырья, полуфабрикатов и т.п., т.е. элементы коммерческой деятельности могут присутствовать во всех видах предпринимательства, но не являются для них определяющими, главными.

Следовательно, коммерческая работа в любой сфере народного хозяйства. представляет собой обширную сферу оперативно-организационной деятельности торговых организаций и предприятий, направленной на совершение процессов купли-продажи товаров для удовлетворения спроса населения и получения прибыли.

Поэтому коммерческая работа в торговле, промышленности, сельском хозяйстве–более широкое понятие, чем простая купля-продажа товара. Для осуществления акта купли-продажи предпринимателю необходимо совершить оперативно-организационные и хозяйственные операции, в том числе изучение спроса населения и рынка сбыта товаров, нахождение поставщиков и покупателей товаров, налаживание с ними рациональных хозяйственных связей, транспортировку товаров, рекламно-информационную работу по сбыту товаров, организацию торгового обслуживания и т.д.

Таким образом, коммерческая деятельность — деятельность юридических и физических лиц, связанная с осуществлением операций купли-продажи в целях удовлетворения платёжеспособного спроса и получения прибыли. Особо следует подчеркнуть, что любое предприятие помимо бизнес функций несёт большое социальное значение, поэтому современные предприниматели при осуществлении коммерческой деятельности удовлетворяют определённые социальные потребности общества.

2. Содержание и принципы реализации коммерческих интересов на рынке товаров и услуг.

Развитие коммерческой деятельности, предпринимательства, бизнеса невозможно без существования рыночной экономики. При этом рыночная экономика предполагает наличие сложной саморегулирующейся системы экономических отношений между товаропроизводителями и потребителями.

Главными фигурантами на рынке являются два основных участника – товаропроизводители (продавцы и потребители (покупатели). Именно они осуществляют акты купли-продажи и таким образом реализуют свои коммерческие, экономические, социальные интересы.

Полноценное представление о рынке заключается в его абстрактном и конкретном толковании. Первая точка зрения на данный вопрос предполагает, что рынок – это совокупность общественно-экономических отношений, складывающихся по поводу обмена. В связи с этим, довольно часто рынок отождествляется с одной из самых распространенных в мире форм общественно-экономического устройства – капитализмом. Являясь категорией обмена и товарно-денежных отношений, рынок предполагает наличие взаимных связей между спросом и предложением. Сущность явлений, происходящих на рынке, раскрывается этими взаимосвязями и представляет собой механизм или основной принцип функционирования рынка.

Сама по себе зависимость между спросом и предложением является диалектичной. Спрос на рынке естественным образом инициирует предложение товаров и услуг. Количественные параметры предложения увязываются со спросом при помощи цены, которая активно его регулирует. Скорректированный спрос вновь задает параметры предложения (см. рис. 1.1). Важно, чтобы при этом соблюдался принцип свободы ценообразования или невмешательства государства в вопросы установления цен.

Рис. 1.1. Диалектика взаимосвязи “спрос – предложение”

Роль рынка как регулятора отношений в обществе и экономике хорошо известна. Следует, тем не менее, выделить несколько конкретных функций, которые определяют значение рынка для всей системы коммерческих отношений:

· рынок формирует условия для оценки общественной значимости труда, затрачиваемого на создание товаров. Акт обмена, совершенный на рынке по известной схеме “товар–деньги”, означает, что труд создателя данного товара является общественно-полезным. Предпосылкой для этого служит реальная возможность для покупателя свободного выбора необходимого ему товара и, соответственно, источника (продавца) данного товара;

· рынок регулирует размер общественно-необходимых затрат на производство товара. В процессе обмена формируется четкое представление об уровне общественно-необходимых затрат труда на производство того или иного продукта. При этом рынок косвенным способом воздействует на экономические показатели предприятий, в частности, на себестоимость и прибыль: убыточные фирмы “уходят” с рынка;

· рынок формирует основные пропорции экономики, состав и структуру общественного продукта. Причиной служит естественное стремление предпринимателей производить и продавать товары, которые пользуются спросом в первую очередь. Иначе говоря, капитал концентрируется в тех отраслях, где параметры спроса наиболее близко встречаются с предложением.

Необходимо отметить, что товаропроизводители поначалу выступают в роли покупателей, приобретая факторы производства и выплачивая стоимость производственных ресурсов, заработную плату, дивиденды, ренту, арендную плату и др. Затем они становятся продавцами товара, работ, услуг.

Продукция – материально-вещественный продукт труда, который может использоваться в технологическом процессе, переработке или реализован для конечного потребления.

Товар – готовый продукт труда, являющийся предметом купли-продажи, подлежащий обмену на другой продукт или деньги.

Работы –трудовая деятельность по созданию, изготовлению, обработке и перемещению материально-вещественного продукта (строительные, сельскохозяйственные, ремонтные и др.).

Услуги – вид работ и действий одного субъекта, приносящих пользу другому субъекту, основным полезным результатом которого является сама деятельность(перевозка, товаров, услуги связи, консультирование и т.д.).

Таким образом, сущность реализации коммерческих интересов на рынке продовольственных товаров заключается в том, что платёжеспособный спрос и предложение экономического продукта (с учётом его количества, качества и ассортимента) по установленной цене определяют эквивалентность обмена, конкретное соотношение денежных и товарных потоков.

 

3. Рынок и рыночная среда в системе коммерческих отношений предприятий АПК.

Понятие рынка тесно связано с понятием рыночной среды, т.е. с особой сферой деятельности, в процессе которой постоянно сталкиваются коммерческие интересы продавцов и покупателей. При этом деятельность участников рыночных отношений характеризуется четкой направленностью и имеет специфику в связи с ролью данного субъекта на рынке. Так, продавцы стремятся привлечь покупателей к своему товару и поэтому конкурируют между собой, в результате чего развивается покупательная активность на рынке. Покупатели пытаются рационально истратить свои средства, таким образом, чтобы оптимально соединить имеющуюся покупательную способность с пользой от покупки.

Основными и наиболее важными функциями и свойствами рынка являются:

1. Рынок выступает регулятором объёмов производства и ассортимента выпускаемой продукции.

2. На рынке продукция получает свою истинную оценку как товар.

3. Рынок способствует стабилизации цен.

4. Рынок побуждает производителей снижать издержки.

5. Рынок содействует продвижению инноваций.

 

Следует отметить, что потребность в реализации своих экономических интересов предполагает необходимость ясного представления о рынке в его конкретных проявлениях. В отличие от приведенного выше абстрактного определения, рынок можно представить и совершенно конкретно. В этом случае, речь идет о рынке определенного, состоящего из однородных изделий товара или рынке сбыта. С этой точки зрения, рынок представляет собой, во-первых, совокупность покупателей определенного товара, а, во-вторых, – совокупность продавцов этого же товара.

Основными характеристиками рынка сбыта являются:

· для совокупности покупателей: емкость рынка и эластичность спроса на данный товар;

· для совокупности продавцов: общий объем продаж и удельный вес (доля) отдельных продавцов в общем объеме.

Емкость рынка - потенциально возможный объем продаж определенного товара на рынке в течение заданного периода, зависящий от спроса на товар, уровня цен, общей конъюнктуры рынка, доходов населения, деловой активности. Таким образом, можно сделать вывод, что емкость рынка зависит, от двух основных факторов. С одной стороны – это объективно существующий предел потребления данного товара, с другой – предел покупательной или платежной способности потребителей товара с учетом эластичности спроса.

Объемные характеристики рынка сбыта, определяемого как совокупность продавцов, находятся под воздействием внешних и внутренних факторов. Так, емкость рынка прямо ограничивает совокупные объемы продаж (внешний фактор, регулирующий предложение товара), а распределение этих объемов на конкретные доли по отдельным продавцам происходит при сильном влиянии конкуренции (внутренний фактор). Поэтому, возможности внедрения нового продавца на конкретный рынок сбыта всегда весьма затруднены, так как современных условиях международной экономической интеграции практически не осталось “неразработанных” участков рынка, где имеется неудовлетворенный платежеспособный спрос.

Существует несколько критериев, позволяющих судить о характере аграрного рынка. Среди них наиболее значимыми являются:

– характер продаж (оптовый, розничный);

– транспортно-географический фактор (местный, региональный, республиканский, внешний);

– различия в потребностях покупателя (мясной, молочный и т.д. либо в основу классификации может быть положен социальный или демографический статус и т.д.;

– объекты купли-продажи (товарный, материально-технических ресурсов, земли, жилья и т.д.).

Рыночная среда в системе коммерческих отношений предполагает, что товаропроизводитель стремится получить максимальную прибыль (то есть реализовать как можно больше продукции по наибольшей цене с наименьшими издержками), а покупатель приобрести наибольшее количество благ за наименьшую цену.

Исходя из всего вышеизложенного можно, сделать вывод, что рыночная среда в системе коммерческих отношений это экономическая среда в сфере бизнеса и предпринимательства, которая включает систему экономических, политических, правовых, социальных институтов, формирующих и регулирующих реализацию экономических интересов производителей и потребителей. Она включает техническую и технологическую инфраструктуру бизнеса и во многом предопределяется социально-экономическими особенностями той или иной страны.

Рис. 1.2 Структура рыночной среды

 

Приведенная схема свидетельствует о достаточно сложной экономической структуре рыночной среды, которая имеет микро- и макроуровень. На микроуровне со стороны предложения в качестве основных структуроопределяющих факторов рыночной среды выступают: собственность, технологии, издержки производства и т.д. Со стороны спроса на микроуровне структурообразующими являются: ценовая эластичность, уровень доходов, привычки, традиции и т.д. На макроуровне большую роль играют: налоги, поддержка доходов, кредитная и валютно-финансовая политика, дотации, субсидии, ценовая политика, антимонопольное регулирование, информационное обеспечение, международные правила торговли, социальная политика и т.д..

 

4. Государственное регулирование коммерческой деятельности в аграрной сфере.

Несмотря на то, что формирование рыночных отношений подразумевает построение саморегулирующейся экономической системы, агропромышленный комплекс является одним из наиболее подверженных государственному регулированию сектором экономики.

Основными факторами, предопределяющими необходимость государственного регулирования коммерческой деятельности в АПК являются:

1. Внешнеторговые факторы

2. Факторы, связанные с доходами сельскохозяйственных товаропроизводителей

3. Факторы, связанные с развитием сельскохозяйственных территорий

4. Природоохранные факторы

 

Большая часть внешнеторговых факторов обусловлена необходимостью самообеспечения государства продовольствием. Это связано с необходимостью обеспечения продовольственной безопасности страны. Кроме того, государственная поддержка агропродовольственного сектора позволяет улучшить внешнеторговый баланс страны. Однако при этом существуют аргументы против высокой доли самообеспеченности страны. В основе этих аргументов лежит теория сравнительных издержек.

 

В сельском хозяйстве доходы имеют тенденцию снижения относительно других секторов экономики. Это обусловлено низкой эластичностью спроса на сельскохозяйственную продукцию, проблемой паритета цен, высокими погодными и ценовыми рисками и т.д. Однако в экономической литературе не прекращаются споры о эффективности вмешательства государства в рыночные механизмы регулирования уровня доходов в агропродовольственном секторе.

 

Для обоснования государственной поддержки сельского хозяйства очень часто выдвигается аргумент о важности для нации и государства сохранения села и сельского уклада жизни. Поскольку здесь заложены традиции национальных ценностей, гарантии политической и социальной стабильности, экономической справедливости и т.д.

 

Сельскохозяйственные, перерабатывающие и агросервисные предприятия оказывают сильное воздействие на окружающую среду. В этой связи возникает объективная необходимость регулирования степени воздействия на экологию.

 

Государственное регулирование коммерческой деятельности, как составная часть государственной экономической политики представляет собой целенаправленную работу соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов власти, которые посредством различных методов воздействуют на рыночную среду.

Существуют прямые и косвенные методы государственного регулирования. К прямым методам относятся административно-распорядительные и экономические методы влияния.

Административно-распорядительные методы основаны на разрешительных и ограничительных функциях государства (порядок регистрации субъектов хозяйствования, лицензирование).

Прямые экономические методы – прямая финансово-кредитная поддержка, бюджетное финансирование.

Косвенные экономические методы – налогообложение, кредитная и ценовая политика, таможенное регулирование.

Государству в условиях рыночной экономики нет необходимости непосредственно участвовать в производственно коммерческой деятельности субъектов хозяйствования. Его основными функциями является определение условий и создание гарантий для эффективного производства. Государство должно гарантировать и защищать различные формы и виды предпринимательства, становление и укрепление перспективных направлений агробизнеса, накопления, движения и использования капитала, имущества и собственности. В понятие государственного регулирования следует вкладывать не административное вмешательство в экономическую сферу, а меры по поддержке агропромышленной сферы, свойственные всем высокоразвитым странам. По сути, это установление «правил игры», обеспечивающих равные возможности для различных субъектов предпринимательства и бизнеса.

Таким образом, государственное регулирование коммерческой деятельности в АПК является необходимым условием формирования стабильного развития многоукладной экономики за счёт формирования рыночной среды отвечающей современным социально-экономическим требованиям общества.

 

5. Сущность и роль коммерческой деятельности предприятий АПК.

Современное развитие АПК – его переход на рыночные условия хозяйствования предполагают всё большую коммерциализацию всех предприятий и организаций, входящих в его состав.

АПК Республики Беларусь представляет собой крупнейшее межотраслевое формирование, объединяющее 9 отраслей народного хозяйства. Здесь производится около 27% валовой продукции. В состав каждой из отраслей входит большое количество различных предприятий, организаций, объединений и т.д., каждое из которых осуществляет хозяйственную деятельность и вовлечено в процесс обмена товарами, услугами, «ноу-хау», средствами производства, техникой, сырьём и т.д. Таким образом, каждое из них осуществляет коммерческую деятельность, которая реализуется через различного рода коммерческие операции, выполняемые хозяйствующими субъектами на всём пути продвижения товаров от производителя до конечного потребителя.

Содержание коммерческой деятельности в сфере АПК включает следующие направления: снабжение (выбор поставщиков ресурсов, видов сырья его качества, условия поставки и т.д.); производство(выбор технологии производства, управление качеством продукции, утилизация отходов и использование вторичного сырья и т.д.); сбыт (выбор канала сбыта, определение условий поставок, оптимизация товародвижения и т.д.).

Переход к рыночным условиям хозяйствования способствует активизации коммерческой деятельности предприятий АПК, которая сейчас представляет область сложнейших проблем. Многое здесь зависит от специалистов коммерческих служб, от которых требуется инициативность, предприимчивость, самостоятельность, деловитость и практичность.

Коммерческая деятельность в сфере АПК предполагает выполнение целого ряда операций, таких как обоснование потребности ресурсов для производства каждого вида продукции, разработка заказов и заявок, выбор поставщиков, подрядчиков, покупателей и установление хозяйственных связей с ними, контроль выполнения договорных обязательств, организация продажи выпускаемой продукции и её стимулирование. Следует отметить, что рыночный подход к осуществлению производственной деятельности ставит перед работниками предприятий АПК ещё до её начала определённые вопросы: для кого производить продукцию, какими потребительскими свойствами она должна обладать, когда нужно её потреблять и сколько нужно её произвести. Только получив ответы на эти вопросы, можно выбрать форму производства, его технологию, методы организации снабжения, сбыта продукции его последующего сервисного обслуживания.

В конечном счёте, осуществление К.Д. в сфере АПК сводится к поиску и реализации наиболее эффективных приёмов и методов, обеспечивающих выгодность любой товарно-денежной операции для каждого из партнёров с учётом интересов конечного потребителя в сложившихся правовых и экономических условиях хозяйствования.

 

6. Предмет, объект, субъекты коммерческой деятельности в АПК.

Предметом коммерческой деятельности в АПК является совокупность организационно-экономических отношений и процессов связанных, с реализацией коммерческих интересов субъектов хозяйствования на всех стадиях аграрного производства, включая: производство продукции, оказание агросервисных услуг, выполнение отдельных видов работ по заготовке, хранению, транспортировке и переработке сельскохозяйственного сырья, а также сбыт конечной продукции.

Коммерческая деятельность в АПК представляет собой совокупность организационно-хозяйственных операций обслуживающих обмен между всеми элементами и звеньями, входящими в его состав. Осуществление такого рода операций является, прежде всего, управленческой деятельностью, что предполагает наличие, как субъектов, осуществляющих её, так и объектов, на которые эта деятельность направлена.

В качестве субъектов коммерческих операций в АПК выступают предприятия и организации, входящие в его состав и наделённые правом осуществления коммерческих сделок.

Субъектами К. Д. в АПК, в соответствии с его воспроизводственно-функциональной структурой, являются:

1. предприятия и организации, осуществляющие производство и реализацию средств производства.

2. сельскохозяйственные предприятия.

3. предприятия, занимающиеся производством и реализацией предметов потребления из сельскохозяйственного сырья и продовольствия.

4. предприятия, занимающиеся реализацией услуг по производственно-техническому обслуживанию всех стадий воспроизводственного процесса.

5. предприятия, занимающиеся реализацией конечного продукта АПК потребителю.

Следует отметить, что субъекты К.Д. в АПК могут представлять собой сложные формирования, объединяющие предприятия и организации, относящиеся к различным сферам организационно-финансовой структуры АПК, включающей:

1. отрасли, производящие средства производства для всех звеньев АПК.

2. сельское хозяйство, осуществляющее производство продовольствия и сельскохозяйственного сырья.

3. отрасли, обеспечивающие доведение сельскохозяйственной продукции до потребителя (заготовка, переработка с/х продукции её хранение, транспортировка и реализация). В их число входят: пищевая, мясная, молочная, рыбная, мукомольно-крупяная, комбикормовая, а также лёгкая промышленность, работающая на с/х сырье, торговля продуктами питания.

Осуществляя различные коммерческие операции, субъекты К.Д. АПК могут вступать, в различного рода хозяйственные и экономические связи, с лизинговыми, страховыми компаниями, банками и другими финансовыми организациями.

Объектами коммерческих операций выступают товары, услуги, продукция, реализуемая на всех стадиях аграрного производства.

 

7. Цель и задачи курса, методология его изучения, связь с другими дисциплинами.

Эффективное функционирование каждого субъекта АПК во многом зависит от того насколько грамотно и рационально налажена работа по материально-техническому обеспечению производства и реализации произведённой продукции и услуг.

Для рациональной организации материально-технического обеспечения предприятий агропромышленного комплекса необходимо обоснованно определить потребность в ресурсах, изыскать финансовые возможности для их приобретения, найти поставщиков, и заключить с ними договор, организовать приёмку поступающей продукции материально-технического назначения, обеспечить её надлежащее хранение и учёт, а при необходимости предъявить штрафные санкции поставщикам за нарушение контракта.

Организация сбыта производимой продукции предполагает осуществление целого комплекса коммерческих операций по обеспечению реализации продукции государственным предприятиям, предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности, на колхозных рынках, товарных биржах, коммерческо-посредническим компаниям, через фирменную торговлю. Реализация услуг по технологическому обеспечению сельскохозяйственного производства предполагает разработку эффективного механизма взаимодействия с/х предприятий с предприятиями агросервиса и специализированными снабженческими организациями.

В связи с этим, коммерческий работник должен уметь анализировать конъюнктуру рынка, прогнозировать спрос потребителей, организовывать рекламу производимой продукции и оказываемых услуг. Его производственная деятельность связана с участием в ярмарках, аукционах, биржевых торгах, с куплей-продажей через коммерческо-посреднические центры, пользованием услуг брокерских контор, лизинговых фирм и т.д.

Такие задачи может успешно выполнять специалист, получивший соответствующую профессию, научно-практическую подготовку в коммерческой сфере деятельности.

Гибкость коммерции должна проявляться в своевременном учете требований рынка, для чего необходимо изучать и прогнозировать товарные рынки, развивать и совершенствовать сбытовую рекламу, а также внедрять в коммерческую деятельность инновации, при необходимости — изменять профиль деятельности, вносить изменения в организационную структуру коммерции. Исходя из этого, для достижения поставленных в коммерческой деятельности задач необходима неразрывная связь коммерции с принципами маркетинга. Тесная связь коммерции с маркетингом определяется, прежде всего сущностью современной концепции маркетинга, преобладающей на большинстве рынков и воплощенной в лозунге "Продавать нужно то, что можно продать".

Коммерческую деятельность можно условно разделить на несколько этапов: изучение спроса и определение потребностей в товарах; выявление поставщиков товаров установление с ними хозяйственных связей; коммерческая деятельность по оптовой продаже товаров; коммерческая деятельность по розничной продаже товаров; формирование ассортимента и управление товарными запасами; рекламно-информационная деятельность; оказание торговых услуг.

Одним из основных элементов коммерческой деятельности является установление цен. Цены должны устанавливаться на уровне, открывающем доступ на рынок, причем издержки в расчет практически не принимаются. Критерием является максимальная цена, которую готовы заплатить потребители на тех сегментах рынка, где действуя предприятие. Предполагается, что сумма выручки от реализации должна покрывать все издержки компании и образовать некоторый объем прибыли.

Коммерческие связи между производителем и торговым предприятием определяются правовыми, финансовыми, экономическими и организационными отношениями.

Установление таких связей позволяет увязывать экономические интересы, обеспечивать торговые сделки, взаимные торгово-обменные операции, сбыт выпускаемой продукции и дальнейшее развитие производства товаров.

В этой связи курс коммерческая деятельность в АПК должен выражать сущность К.Д. предприятий всех сфер АПК, организационно-хозяйственных связей по поставке с/х сырья, товаров и услуг, организации материально-технического снабжения с/х предприятий и сбыта произведённой продукции.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.122.219 (0.025 с.)