Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Великие казахские просветители и мыслители: Ч.Валиханова, И.Алтынсарина, А.Кунанбаева и др.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Алтынсарин Ибрай (1841–1889 гг.) Выдающийся просветитель, педагог, фольклорист, этнограф. Ибрай (Ибрагим) Алтынсарин родился 2 ноября 1841 года в ауле Жанбурчи Аракарагайской волости Николаевского уезда (нынешний Затобольский район Костанайской области). В 1857 году Ибрай Алтынсарин, окончив школу, был оставлен при Оренбургском областном начальнике в качестве переводчи Занимаясь самообразованием, Ибрай изучил произведения классиков мировой литературы – Шекспира, Гете, Байрона, Пушкина, Лермонтова, Навои, Фирдоуси и многих других. Благодаря усилиям Алтынсарина, образование в казахской степи получило широкое распространение. По его инициативе и на собранные им средства в 1884 году волостные школы открылись в Торгае, Илецкой защите, Иргизе, Николаевске, Актюбинске, а в 1887 году И. Алтынсарин добился открытия первой женской школы в Иргизе. И. Алтынсарину принадлежит огромная заслуга в деле создания учебников на казахском языке, алфавита и письменности на основе русской графики. Кроме того, Алтынсарин участвовал в разработке учебников русского языка для казахских школ. В число написанных и изданных И. Алтыисариным книг входят: «Казахская хрестоматия» в двух частях (1879), «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку» (1879), и «Мактубат» («Хрестоматия»), относящаяся к 1889 году. Литературное наследие И. Алтынсарина включает в себя переводы, стихотворения, рассказы, басни, этнографические очерки и казахские сказки, записанные и обработанные им. Тематика его произведений разнообразна. И. Алтынсарина по праву называют основоположником казахской детской литературы. В своих маленьких рассказах И. Алтынсарин сумел поставить серьезные проблемы общественной жизни. В одних показаны мрачные картины дореволюционного аула («Невежество», «Отчего бывает плохо» и др.) В других («Кипчак Сейткул», «Сын бая и сын бедняка») ярко выражены общественные идеология, демократизм и народность самого автора. Умер 17 июля (29 июля) 1889 года, похоронен недалеко от своего дома на берегу Тобола рядом с могилой отца. Многосторонняя деятельность И. Алтынсарина способствовала экономическому, культурному и духовному развитию казахского народа. И. Алтынсарин является выдающимся просветителем, педагогом, писателем и общественным деятелем, внесшим большой вклад в дело приобщения казахов к передовой, демократической культуре. Кунанбаев Абай (1845–1904 гг.) Абай Кунанбаев - великий поэт казахского народа, философ –гуманист, композитор, ювелирный мастер художественного слова. Он родился 10 августа 1845 года в Семипалатинской области на склонах гор Шынгыстау, недалеко от источника Каскабулак. Изначально поэту дали имя Ибрагим. Значительным событием для Абая явилось его общение с политическими ссыльными демократами Е. П. Михаэлисом, Н. Долгополовым, С. Гроссом. На формирование мировоззрения Абая оказали влияние поэты и ученые Востока, придерживавшиеся гуманистических идей (Фирдоуси, Алишер Навои, Низами, Физули, Ибн Сина и другие), а также произведения русских классиков, а через них и европейская литература вообще. Он переводил И. А. Крылова, М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина, И. Гете и Дж. Байрона. Абай Кунанбаев способствовал распространению русской и европейской культуры среди казахов. Впоследствии его примеру последовал Турар Рыскулов. Абай высмеивал некоторые обычаи родового аула, выступал против рабского положения женщины в долине. Выступал против социального зла и невежества. Сатирические стихи «Наконец, волостным я стал…» (1889), «Управитель начальству рад…» (1889), «Кулембаю» (1888) наполнены критикой социального положения в казахских племенах. Абай Кунанбаев был новатором казахской поэзии. В истории казахской литературы Абай занял почетное место, обогатив казахское стихосложение новыми размерами и рифмами. Он ввел новые стихотворные формы: восьмистишья, шестистишья и другие. Абаем создано около 170 стихотворений и 56 переводов, написаны поэмы, «Слова назидания» («Қара сөздер»). Абай был также талантливым и оригинальным композитором. Им создано около двух десятков мелодий, которые популярны в наши дни. Некоторые свои лирические стихи Абай Кунанбаев переложил на музыку, а песня на его стихи «Көзімнің қарасы»[2] («Ты зрачок глаз моих», перевод М. Петровых) стала народной. Абай Кунанбаев оказал огромное влияние на нарождавшуюся казахскую национальную интеллигенцию конца XIX − начала XX веков. Валиханов Чокан (1835–1865 гг.) Чокан Чингисович Валиханов – великий казахский ученый востоковед, историк, этнограф, географ, фольклорист, переводчик, журналист, путешественник родился в 1835 году в крепости Кушмурун недалеко от Кустаная. В 1853 году Чокан закончил обучение в кадетском корпусе и в звании корнета поступил на службу адьютантом генерал-губернатора Степного края Г. Х. Гасфорта. На службе у генерал-губернатора, Чокан изучал историю, этнографию, литературу и культуру народов Средней Азии, путешествовал по Центральному Казахстану, Жетысу, Тарбагатаю, собирал материалы и писал статьи по истории степного края, об обычаях и традициях, религии казахов. В 1856–57 годах Ч. Валиханов совершил научно-исследовательскую и этнографическую экспедицию к заилийским кыргызам и в аулы Старшего Жуза, в Кульджу, где познакомился с историей Джунгарии. В этих поездках он написал известные «Очерки Джунгарии», «Записки о киргизах», «О жанрах казахской народной поэзии», «Дневник поездки на Иссык-Куль», «Предания и легенды большой киргиз-кайсацкой орды» и другие работы, которые стали основой принципиально нового взгляда на казахов, их культуру и литературу. В 1858–1859 годах Чокан совершил самое главное в своей короткой жизни путешествие в Кашгар. Чокан вывез из Кашгара много интересных статистических и исторических сведений, которые были опубликованы в «Записках русского Географического общества» в виде двух статей: «Очерки Джунгарии» и «Описание Кашгара или Алтышаар». Вернувшийся из Кашгара в Омск Чокан был встречен как герой, разведавший неизвестные земли, поощрен, направлен в Санкт-Петербург, где у него состоялась встреча с царем, на которой император отметил его особые заслуги перед Отечеством. Внешнеполитические ориентиры современного Казахстана. На своей первой пресс-конференции в Алма-Ате для корреспондентов зарубежных и отечественных СМИ Н.А. Назарбаев,в частности, подчеркнул, что Казахстан, имеющий срединноеположение на континенте, должен стать мостом между Европой и Азией. Поэтому Казахстан не будет замыкаться только наАзиатском континенте, у страны должен быть разумный баланс между Европой и Азией. Главный акцент во внешнеполитической стратегии сделан на обеспечении эффективной системы безопасности в Центральной Азии, направленной на предотвращение угроз (международного терроризма, религиозного экстремизма, наркотрафика, нелегальной миграции), исходящих, главным образом, из сопредельныхс регионом стран. Для решения этой задачи предполагается: во-первых, активное участие Казахстана в деятельности межгосударственных объединений – Совещания по выработке мер доверия в Азии (СВМДА), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС),Организации договора коллективной безопасности (ОДКБ); во-вторых, укрепление экономического и политического сотрудничествас соседними странами – Россией, Китаем, а также среднеазиатскими государствами; в-третьих, расширение конструктивного взаимодействия с США, ЕС и НАТО. Важнейшее значение для обеспечения стабильности и безопасности в Центральной Азии, создания в регионе условий длявзаимовыгодного сотрудничества имеет развитие экономических,политических и культурно-гуманитарных отношений с ближайшими территориальными соседями – Россией, Китаем, а также Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном. Не менее важным направлением внешнеполитической деятельности является политика, направленная на развитие и углубление диалога цивилизаций и религий, осуществляемаяказахстанским руководством на протяжении ряда лет. Казахстан в 2003 и 2006 гг. провел два съезда лидеров мировых и традиционных религий, собравших духовных представителей основных конфессий мира. Особое место во внешней политике Казахстана занимает Российская Федерация, признавшая независимость Республики Казахстан 17 декабря 1991 г. В свою очередь, 20 декабря 1991 г. Казахстан признал независимость России. Правовой платформой двусторонних отношений являетсяДоговор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи междуРК и РФ, подписанный 25 мая 1992 г., в котором зафиксировано,что Казахстан и Россия, опираясь на исторически сложившиеся прочные связи двух государств, строят свои дружественные отношения на принципах взаимного уважения государственногосуверенитета, территориальной целостности и нерушимости существующих границ. Казахстан и Россия, в силу многочисленных экономических,политических, этнических, языковых, демографических, конфессиональных, географических причин (наибольшая протяженность непрерывной сухопутной границы в мире, значительноечисло русскоязычного населения в РК и этнических казахов в РФ,заинтересованность в политическом и торгово-экономическомсотрудничестве и т. д.), являются чрезвычайно «взаимоувязанными» государствами.Об этом красноречиво свидетельствуют данные о торгово-экономическом сотрудничестве двух стран. Товарооборот Казахстана с Россией превышает товарооборот со всеми другими государствами Средней Азии. Активно развивается культурно-гуманитарное сотрудничество. Достаточно отметить проведение в 2004–2005 гг. Года Россиив Казахстане и Года Казахстана в России. По мнению Президента РК Н.А. Назарбаева, казахстанско-российские отношения находятся на высоком уровне доверия и стратегического партнерства. В 2011 году вступило в силу соглашение о таможенном союзе, ежегодный товарооборот между странами регулярно увеличивается. В России проживает около миллиона этнических казахов, которые являются коренными жителями РФ, в Казахстане проживают около 4 млн. русских, которые в свою очередь являются коренными жителями Казахстана, что также обуславливает тесное добрососедское сотрудничество двух стран. Российская Федерация делает основную ставку в азиатской региональной политике на отношения с казахами, как наиболее близким к русским тюрко-азиатским народом. Внутриполитическое положение и внешняя политика Казахского Ханства в XVIIв Вторую половину XVII и первую половину XVIII века не зря называют сгустком казахской истории. Этот период был едва ли не самым тяжелым временем в истории казахской нации и вошел в народное сознание как период великих бедствий и страданий, связанных с нашествием джунгар. Внутриполитическое положение Казахского ханства в конце XVII- начале XVIII веков было сложным. Характеризовалась политической раздробленностью и хозяйственным упадком. Производительные силы казахского общества развивались очень медленно, производственные отношения по-прежнему являлись патриархально-феодальными. Прежитки патриархальщены пронизывали все поры хозяйственной и социальной жизни народа. Феодальная собственность на землю находила свое выражение в праве феодалов распоряжаться кочевьями, присваивать лучшие из них, хотя по форме землепользование было общинным. Объектом частной собственности и средством феодальной эксплуатации был также скот. Крупные феодалы, по свидетельству источников, обладали стадами в несколько десятков тысяч голов. Верховным распорядителем всех земель в ханстве по-прежнему считается хан. В казахском ханстве имело место земельное пожалование, которое преобретало наследственное право-сойургал. Скотоводы платили налог-зякет, делали подношение мясом-согым, сыбага. Земледельцы вносили бадж, харадж (налоги). Простые люди привлекались к общественным работам-мардикар. Принемали на постой войска-каналга, а также знатных людей-жамалга. Собирался натуральный сбор для снабжений войск-тагар. Мусульманское духовенство владело вакфными землями. Казахское общество состояло из двух основных социальных групп, различавшихся не столько по экономическим, сколько по политическим и правовым признакам. Это ак суек-белая кость, к ней относились только чингизиды-потомки Чингисхана и ходжи-потомки пророка Мухаммеда. Остальные группы принадлежали к кара суек-черной кости.Управление казахским обществом осуществлялось ханом через султанов и правителей родов (биев), которые «собирались осенью, в одно место, в середине степи для рассуждения о делах народных», как гласит один из пунктов «Жеты Жаргы» Система государственного управления была основана на обычном праве (адат). Наряду с нормами адата в системе феодального правопорядка действовали нормы мусульманского права (шариат). Составленный при Тауке хане в конце XVII века свод законов «Жеты Жаргы» юредически закрепил социальные и правовые нормы казахского общества того времени, направленные на укрепление государственной власти, а также власти феодальной верхушки. Экономический базис казахского общества – кочевое скотоводство - в значительной степени препятствовал созданию предпосылок для развития и упрочнении государства на всей территорий ханств. Постоянные перекочевки населения сдерживали развитие контактов между отдельными племенами и родами. В силу объективных причин обусловленных природой кочевого общества, между казахскими жузами политико-экономические связи были слабы. В конце XVII- начале XVIII века Казахское ханство, объединенное под началом видного государственного деятеля, полководца Тауке хана (1680-1718), занимало важное место в системе международных отношений в Центральной Азии. Тауке хану удалось добиться временного прекращения родоплеменных раздоров и восстановить территориальное единство казахской государственности. Однако, смерть хана Тауке, усилила действия центробежных сил, а его наследник султан Каип не обладал качествами, необходимыми для государственного деятеля и был не в состоянии сохранить единство трех жузов. У каждого жуза появились свои ханы: в Старшем жузе-Болат хан, в Среднем жузе- (Шахмухамед) Семеке хан, в Младшем жузе- Абулхаир хан (1718-1748), а в Ташкенте ханом стал Жолбарыс. Так начался процесс распада казахского ханства. Во внешней политике особенно опасными были южные и восточные соседи. Бухарский хан, совершив поход на Туркестан в 1612 г., разграбил города Туркестана (использовал вражду Есима и Турсуна). В противоборстве Есима и Турсуна Есим одержал верх. (Турсун погиб в 1627 г.), но через год умер и сам Есим. С именем Есима связывают и создание уложений «Древняя дорога Есим хана». После смерти Есима, бухарский хан вновь овладел Ташкентом (временно).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 3743; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.88.104 (0.01 с.) |