Великие казахские просветители и мыслители: Ч.Валиханова, И.Алтынсарина, А.Кунанбаева и др. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Великие казахские просветители и мыслители: Ч.Валиханова, И.Алтынсарина, А.Кунанбаева и др.



Алтынсарин Ибрай (1841–1889 гг.)

Вы­да­ющий­ся прос­ве­титель, пе­дагог, фоль­кло­рист, эт­нограф. Иб­рай (Иб­ра­гим) Ал­тынса­рин ро­дил­ся 2 но­яб­ря 1841 го­да в ауле Жан­бурчи Ара­кара­гай­ской во­лос­ти Ни­кола­евс­ко­го уез­да (ны­неш­ний За­тоболь­ский район Кос­та­най­ской об­ласти). В 1857 го­ду Иб­рай Ал­тынса­рин, окон­чив шко­лу, был ос­тавлен при Орен­бург­ском об­ласт­ном на­чаль­ни­ке в ка­чест­ве пе­ревод­чи­ За­нима­ясь са­мо­об­ра­зова­ни­ем, Иб­рай изу­чил про­из­ве­дения клас­си­ков ми­ровой ли­тера­туры – Шекс­пи­ра, Ге­те, Бай­ро­на, Пуш­ки­на, Лер­монто­ва, На­вои, Фир­до­уси и мно­гих дру­гих. Бла­года­ря уси­ли­ям Ал­тынса­рина, об­ра­зова­ние в ка­захс­кой сте­пи по­лучи­ло ши­рокое расп­рос­тра­нение. По его ини­ци­ати­ве и на соб­ранные им средс­тва в 1884 го­ду во­лост­ные шко­лы отк­ры­лись в Тор­гае, Илец­кой за­щите, Ир­ги­зе, Ни­кола­евс­ке, Ак­тю­бинс­ке, а в 1887 го­ду И. Ал­тынса­рин до­бил­ся отк­ры­тия пер­вой женс­кой шко­лы в Ир­ги­зе. И. Ал­тынса­рину при­над­ле­жит ог­ромная зас­лу­га в де­ле соз­да­ния учеб­ни­ков на ка­захс­ком язы­ке, ал­фа­вита и пись­мен­ности на ос­но­ве русс­кой гра­фики. Кро­ме то­го, Ал­тынса­рин участ­во­вал в раз­ра­бот­ке учеб­ни­ков русс­ко­го язы­ка для ка­захс­ких школ. В чис­ло на­писан­ных и из­данных И. Ал­ты­иса­риным книг вхо­дят: «Ка­захс­кая хрес­то­матия» в двух час­тях (1879), «На­чаль­ное ру­ководс­тво к обу­чению кир­ги­зов русс­ко­му язы­ку» (1879), и «Мак­ту­бат» («Хрес­то­матия»), от­но­сяща­яся к 1889 го­ду. Ли­тера­тур­ное нас­ле­дие И. Ал­тынса­рина вклю­ча­ет в се­бя пе­рево­ды, сти­хот­во­рения, расс­ка­зы, бас­ни, эт­ногра­фичес­кие очер­ки и ка­захс­кие сказ­ки, за­писан­ные и об­ра­ботан­ные им. Те­мати­ка его про­из­ве­дений раз­но­об­разна. И. Ал­тынса­рина по пра­ву на­зыва­ют ос­но­вопо­лож­ни­ком ка­захс­кой детс­кой ли­тера­туры. В сво­их ма­лень­ких расс­ка­зах И. Ал­тынса­рин су­мел пос­та­вить серьез­ные проб­ле­мы об­щест­вен­ной жиз­ни. В од­них по­каза­ны мрач­ные кар­ти­ны до­рево­люци­он­но­го аула («Не­вежест­во», «От­че­го бы­ва­ет пло­хо» и др.) В дру­гих («Кип­чак Сей­ткул», «Сын бая и сын бед­ня­ка») яр­ко вы­раже­ны об­щест­вен­ные иде­оло­гия, де­мок­ра­тизм и на­род­ность са­мого ав­то­ра. Умер 17 июля (29 июля) 1889 го­да, по­хоро­нен не­дале­ко от сво­его до­ма на бе­регу То­бола ря­дом с мо­гилой от­ца. Мно­гос­то­рон­няя де­ятель­ность И. Ал­тынса­рина спо­собс­тво­вала эко­номи­чес­ко­му, куль­тур­но­му и ду­хов­но­му раз­ви­тию ка­захс­ко­го на­рода. И. Ал­тынса­рин яв­ля­ет­ся вы­да­ющим­ся прос­ве­тите­лем, пе­даго­гом, пи­сате­лем и об­щест­вен­ным де­яте­лем, внес­шим боль­шой вклад в де­ло при­об­ще­ния ка­захов к пе­редо­вой, де­мок­ра­тичес­кой куль­ту­ре.

Кунанбаев Абай (1845–1904 гг.)

Абай Кунанбаев - великий поэт казахского народа, философ –гуманист, композитор, ювелирный мастер художественного слова. Он родился 10 августа 1845 года в Семипалатинской области на склонах гор Шынгыстау, недалеко от источника Каскабулак. Изначально поэту дали имя Ибрагим. Значительным событием для Абая явилось его общение с политическими ссыльными демократами Е. П. Михаэлисом, Н. Долгополовым, С. Гроссом. На формирование мировоззрения Абая оказали влияние поэты и ученые Востока, придерживавшиеся гуманистических идей (Фирдоуси, Алишер Навои, Низами, Физули, Ибн Сина и другие), а также произведения русских классиков, а через них и европейская литература вообще. Он переводил И. А. Крылова, М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина, И. Гете и Дж. Байрона. Абай Кунанбаев способствовал распространению русской и европейской культуры среди казахов. Впоследствии его примеру последовал Турар Рыскулов. Абай высмеивал некоторые обычаи родового аула, выступал против рабского положения женщины в долине. Выступал против социального зла и невежества. Сатирические стихи «Наконец, волостным я стал…» (1889), «Управитель начальству рад…» (1889), «Кулембаю» (1888) наполнены критикой социального положения в казахских племенах. Абай Кунанбаев был новатором казахской поэзии. В истории казахской литературы Абай занял почетное место, обогатив казахское стихосложение новыми размерами и рифмами. Он ввел новые стихотворные формы: восьмистишья, шестистишья и другие.

Абаем создано около 170 стихотворений и 56 переводов, написаны поэмы, «Слова назидания» («Қара сөздер»).

Абай был также талантливым и оригинальным композитором. Им создано около двух десятков мелодий, которые популярны в наши дни. Некоторые свои лирические стихи Абай Кунанбаев переложил на музыку, а песня на его стихи «Көзімнің қарасы»[2] («Ты зрачок глаз моих», перевод М. Петровых) стала народной.

Абай Кунанбаев оказал огромное влияние на нарождавшуюся казахскую национальную интеллигенцию конца XIX − начала XX веков.

Валиханов Чокан (1835–1865 гг.)

Чо­кан Чин­ги­сович Ва­лиха­нов – ве­ликий ка­захс­кий уче­ный вос­то­ковед, ис­то­рик, эт­нограф, ге­ог­раф, фоль­кло­рист, пе­ревод­чик, жур­на­лист, пу­тешест­вен­ник ро­дил­ся в 1835 го­ду в кре­пос­ти Куш­му­рун не­дале­ко от Кус­та­ная. В 1853 го­ду Чо­кан за­кон­чил обу­чение в ка­детс­ком кор­пу­се и в зва­нии кор­не­та пос­ту­пил на служ­бу адьютан­том ге­нерал-гу­бер­на­тора Степ­но­го края Г. Х. Гас­форта. На служ­бе у ге­нерал-гу­бер­на­тора, Чо­кан изу­чал ис­то­рию, эт­ногра­фию, ли­тера­туру и куль­ту­ру на­родов Сред­ней Азии, пу­тешест­во­вал по Цент­раль­но­му Ка­захс­та­ну, Же­тысу, Тар­ба­гатаю, со­бирал ма­тери­алы и пи­сал статьи по ис­то­рии степ­но­го края, об обы­ча­ях и тра­дици­ях, ре­лигии ка­захов. В 1856–57 го­дах Ч. Ва­лиха­нов со­вер­шил на­уч­но-исс­ле­дова­тель­скую и эт­ногра­фичес­кую экс­пе­дицию к за­илий­ским кыр­гы­зам и в аулы Стар­ше­го Жу­за, в Куль­джу, где поз­на­комил­ся с ис­то­ри­ей Джун­га­рии. В этих по­езд­ках он на­писал из­вест­ные «Очер­ки Джун­га­рии», «За­пис­ки о кир­ги­зах», «О жан­рах ка­захс­кой на­род­ной по­эзии», «Днев­ник по­езд­ки на Ис­сык-Куль», «Пре­дания и ле­ген­ды боль­шой кир­гиз-кай­сац­кой ор­ды» и дру­гие ра­боты, ко­торые ста­ли ос­но­вой прин­ци­пи­аль­но но­вого взгля­да на ка­захов, их куль­ту­ру и ли­тера­туру. В 1858–1859 го­дах Чо­кан со­вер­шил са­мое глав­ное в сво­ей ко­рот­кой жиз­ни пу­тешест­вие в Каш­гар. Чо­кан вы­вез из Каш­га­ра мно­го ин­те­рес­ных ста­тис­ти­чес­ких и ис­то­ричес­ких све­дений, ко­торые бы­ли опуб­ли­кова­ны в «За­пис­ках русс­ко­го Ге­ог­ра­фичес­ко­го об­щест­ва» в ви­де двух ста­тей: «Очер­ки Джун­га­рии» и «Опи­сание Каш­га­ра или Ал­ты­ша­ар». Вер­нувший­ся из Каш­га­ра в Омск Чо­кан был встре­чен как ге­рой, раз­ве­дав­ший не­из­вест­ные зем­ли, по­ощ­рен, нап­равлен в Санкт-Пе­тер­бург, где у не­го сос­то­ялась встре­ча с ца­рем, на ко­торой им­пе­ратор от­ме­тил его осо­бые зас­лу­ги пе­ред Оте­чест­вом.

Внешнеполитические ориентиры современного Казахстана. На своей первой пресс-конференции в Алма-Ате для корреспондентов зарубежных и отечественных СМИ Н.А. Назарбаев,в частности, подчеркнул, что Казахстан, имеющий срединноеположение на континенте, должен стать мостом между Европой и Азией. Поэтому Казахстан не будет замыкаться только наАзиатском континенте, у страны должен быть разумный баланс между Европой и Азией. Главный акцент во внешнеполитической стратегии сделан на обеспечении эффективной системы безопасности в Центральной Азии, направленной на предотвращение угроз (международного терроризма, религиозного экстремизма, наркотрафика, нелегальной миграции), исходящих, главным образом, из сопредельныхс регионом стран. Для решения этой задачи предполагается: во-первых, активное участие Казахстана в деятельности межгосударственных объединений – Совещания по выработке мер доверия в Азии (СВМДА), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС),Организации договора коллективной безопасности (ОДКБ); во-вторых, укрепление экономического и политического сотрудничествас соседними странами – Россией, Китаем, а также среднеазиатскими государствами; в-третьих, расширение конструктивного взаимодействия с США, ЕС и НАТО. Важнейшее значение для обеспечения стабильности и безопасности в Центральной Азии, создания в регионе условий длявзаимовыгодного сотрудничества имеет развитие экономических,политических и культурно-гуманитарных отношений с ближайшими территориальными соседями – Россией, Китаем, а также Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном. Не менее важным направлением внешнеполитической деятельности является политика, направленная на развитие и углубление диалога цивилизаций и религий, осуществляемаяказахстанским руководством на протяжении ряда лет. Казахстан в 2003 и 2006 гг. провел два съезда лидеров мировых и традиционных религий, собравших духовных представителей основных конфессий мира. Особое место во внешней политике Казахстана занимает Российская Федерация, признавшая независимость Республики Казахстан 17 декабря 1991 г. В свою очередь, 20 декабря 1991 г. Казахстан признал независимость России. Правовой платформой двусторонних отношений являетсяДоговор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи междуРК и РФ, подписанный 25 мая 1992 г., в котором зафиксировано,что Казахстан и Россия, опираясь на исторически сложившиеся прочные связи двух государств, строят свои дружественные отношения на принципах взаимного уважения государственногосуверенитета, территориальной целостности и нерушимости существующих границ. Казахстан и Россия, в силу многочисленных экономических,политических, этнических, языковых, демографических, конфессиональных, географических причин (наибольшая протяженность непрерывной сухопутной границы в мире, значительноечисло русскоязычного населения в РК и этнических казахов в РФ,заинтересованность в политическом и торгово-экономическомсотрудничестве и т. д.), являются чрезвычайно «взаимоувязанными» государствами.Об этом красноречиво свидетельствуют данные о торгово-экономическом сотрудничестве двух стран. Товарооборот Казахстана с Россией превышает товарооборот со всеми другими государствами Средней Азии. Активно развивается культурно-гуманитарное сотрудничество. Достаточно отметить проведение в 2004–2005 гг. Года Россиив Казахстане и Года Казахстана в России. По мнению Президента РК Н.А. Назарбаева, казахстанско-российские отношения находятся на высоком уровне доверия и стратегического партнерства. В 2011 году вступило в силу соглашение о таможенном союзе, ежегодный товарооборот между странами регулярно увеличивается. В России проживает около миллиона этнических казахов, которые являются коренными жителями РФ, в Казахстане проживают около 4 млн. русских, которые в свою очередь являются коренными жителями Казахстана, что также обуславливает тесное добрососедское сотрудничество двух стран. Российская Федерация делает основную ставку в азиатской региональной политике на отношения с казахами, как наиболее близким к русским тюрко-азиатским народом. Внутриполитическое положение и внешняя политика Казахского Ханства в XVIIв Вторую половину XVII и первую половину XVIII века не зря называют сгустком казахской истории. Этот период был едва ли не самым тяжелым временем в истории казахской нации и вошел в народное сознание как период великих бедствий и страданий, связанных с нашествием джунгар. Внутриполитическое положение Казахского ханства в конце XVII- начале XVIII веков было сложным. Характеризовалась политической раздробленностью и хозяйственным упадком. Производительные силы казахского общества развивались очень медленно, производственные отношения по-прежнему являлись патриархально-феодальными. Прежитки патриархальщены пронизывали все поры хозяйственной и социальной жизни народа. Феодальная собственность на землю находила свое выражение в праве феодалов распоряжаться кочевьями, присваивать лучшие из них, хотя по форме землепользование было общинным. Объектом частной собственности и средством феодальной эксплуатации был также скот. Крупные феодалы, по свидетельству источников, обладали стадами в несколько десятков тысяч голов. Верховным распорядителем всех земель в ханстве по-прежнему считается хан. В казахском ханстве имело место земельное пожалование, которое преобретало наследственное право-сойургал. Скотоводы платили налог-зякет, делали подношение мясом-согым, сыбага. Земледельцы вносили бадж, харадж (налоги). Простые люди привлекались к общественным работам-мардикар. Принемали на постой войска-каналга, а также знатных людей-жамалга. Собирался натуральный сбор для снабжений войск-тагар. Мусульманское духовенство владело вакфными землями. Казахское общество состояло из двух основных социальных групп, различавшихся не столько по экономическим, сколько по политическим и правовым признакам. Это ак суек-белая кость, к ней относились только чингизиды-потомки Чингисхана и ходжи-потомки пророка Мухаммеда. Остальные группы принадлежали к кара суек-черной кости.Управление казахским обществом осуществлялось ханом через султанов и правителей родов (биев), которые «собирались осенью, в одно место, в середине степи для рассуждения о делах народных», как гласит один из пунктов «Жеты Жаргы» Система государственного управления была основана на обычном праве (адат). Наряду с нормами адата в системе феодального правопорядка действовали нормы мусульманского права (шариат). Составленный при Тауке хане в конце XVII века свод законов «Жеты Жаргы» юредически закрепил социальные и правовые нормы казахского общества того времени, направленные на укрепление государственной власти, а также власти феодальной верхушки. Экономический базис казахского общества – кочевое скотоводство - в значительной степени препятствовал созданию предпосылок для развития и упрочнении государства на всей территорий ханств. Постоянные перекочевки населения сдерживали развитие контактов между отдельными племенами и родами. В силу объективных причин обусловленных природой кочевого общества, между казахскими жузами политико-экономические связи были слабы. В конце XVII- начале XVIII века Казахское ханство, объединенное под началом видного государственного деятеля, полководца Тауке хана (1680-1718), занимало важное место в системе международных отношений в Центральной Азии. Тауке хану удалось добиться временного прекращения родоплеменных раздоров и восстановить территориальное единство казахской государственности. Однако, смерть хана Тауке, усилила действия центробежных сил, а его наследник султан Каип не обладал качествами, необходимыми для государственного деятеля и был не в состоянии сохранить единство трех жузов. У каждого жуза появились свои ханы: в Старшем жузе-Болат хан, в Среднем жузе- (Шахмухамед) Семеке хан, в Младшем жузе- Абулхаир хан (1718-1748), а в Ташкенте ханом стал Жолбарыс. Так начался процесс распада казахского ханства. Во внешней политике особенно опасными были южные и восточные соседи. Бухарский хан, совершив поход на Туркестан в 1612 г., разграбил города Туркестана (использовал вражду Есима и Турсуна). В противоборстве Есима и Турсуна Есим одержал верх. (Турсун погиб в 1627 г.), но через год умер и сам Есим. С именем Есима связывают и создание уложений «Древняя дорога Есим хана». После смерти Есима, бухарский хан вновь овладел Ташкентом (временно).
При хане Джангире Салкаме (Внушительный) (1628-52гг.) в основном идет борьба с новым опасным противником - Джунгарией. Известна битва в местности Орбулак, когда Джангир с 600 воинами одолел 50 тыс. джунгар (в 1644г.).
Хан Тауке (1680-1718 гг.) - один из самых известных ханов, последний хан независимого Казахского ханства.
Сын Джангира, Тауке продолжил борьбу против джунгар. В 80-х годах джунгары захватили Чимкент, Сайрам. Тауке заключает союз с киргизами и каракалпаками против джунгар, и их натиск был сломлен.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 3707; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.64.128 (0.009 с.)