Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальная структура казахского общества XVI-XVIIIвв
Казахское общество состояло из 2-х основных противопоставленных друг другу социальных групп - ак суйек - белая кость и кара суйек - черная кость, различавшихся не столько по экономическим, сколько по политическим и правовым признакам. К ак суйек относились только чингизиды, которые назывались «султанами», и хаджи, которые считались потомками сподвижников пророка Мухаммата. Остальные группы относились к кара суйек. Принцип разделения общества на группы по сословному признаку проводился строго последовательно, султаны у казахов сделались аристократическим сословием и составляли самую влиятельную силу казахского общества. Дети чингизидов по праву рождения приобретали титул и вместе с ним и права, потомственно принадлежавшие этой соц.группе, независимо от экономического состояния, а также нравственных, умственных и физических качеств того или иного лица. Монопольное право на ханский престол сохранилось только за Чингизидами. Права участия в общегосударственном управлении султаны казахских улусов осуществляли сообща являясь на ежегодно созываемые курултаи – собрания, ведавшее делами, касавшимися всех слоев и прослоек казахского общества. Каждый влиятельный султан претендовал на улус, но верховным собственником всей земли был царствующий род в целом, т.е. земля составляла сословную собственность всех Чингизидов вместе взятых, но верховное управление в каждый данный момент осуществлялось одним из них – ханом, которому принадлежало право отчуждения и передачи улуса другому султану. Султаны не несли никаких (кроме военных) повинностей, были избавлены от телесного наказания и не подлежали суду биев. Творить суд мог только сам хан или другой султан. В отличие от аристократического сословия у представителей кара суйек прочно сохранялось деление на отдельные роды и племена. Все казахские племена были объединены в 3 жуза: Улы жуз, Орта жуз и Киши жуз. Общественное положение каждого отдельного представителя кара суйек, будь он потомственным бием или рядовым кочевником, определялось степенью привилегированности его рода и племени. Порядок старшинства соблюдался: 1. при определении места в боевом порядке 2. при дележе военной добычи 3. при вступлении в дом и рассаживании по места
4. при открытии торжества В казахском обществе существовало, конечно, и деление лиц по имущественному состоянию: богатые (бай), бедные (кедей). Но количество имущества тем не менее не давало баям привилегий как султанам. Особыми правами обладали только бии – предводители родов и племен. Влияние биев (беков) определялось как их многочисленностью и силой, так и древностью происхождения. Им принадлежал суд, административная и военная власть. Бии наравне с султанами могли участвовать в решение общегосударственных дел, сообща являлись на курултаи. Бии в противоположность Чингизидам и «наднациональному» сословию составляли «национальную аристократию», элиту «кара суйек».Была категория лично несвободных мужчин – кул и женщин кюн – рабы, бесправная группа общества, лично зависимая от хозяина. Т.о. общество ханского периода представляло собой иерархически организационную социальную структуру сословных групп и прослоек, находившихся между собой в тесных и неоднозначных связях. Высшую ступень соц. иерархии занимали султаны и хаджи. Ступенью ниже стояла родоплеменная знать, не принадлежавшая роду Чингизидов. Нижнюю ступень общественной лестницы занимали рядовые кочевники, скотоводы, объединенные в родовые общины. Особую группу составляли рабы.К группе привилегированных особ казахского общества в XVI – XVIII вв относили также батыров и аксакалов, которые играли определенную роль в политической жизни общества.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 1228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.22 (0.005 с.) |