Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Материальная и духовная ультура тюркских племен в VI-XII вв.
Устное народное творчество и литература. Ученые Казахстана оставили после себя богатое устно-поэтическое творчество, в котором были отражены вековой опыт народа, его мечты и надежды. С древних времен до наших дней дошли, и редкие памятники тюркской письменности. К письменным памятникам литературы этой эпохи относится «Диван-лугат-ат-тюрк» («Словарь тюркских наречий»), составленный Махмудом Кашгари в конце. XI в. Автору было неизвестно 25 различных племен, среди которых он называет киргизов, уйгуров, огузов, кипчаков. В словаре содержатся ценные сведения по истории, фольклору, языку того периода. Среди пословиц, приведенных Махмудом Кашгари, можно встретить и такие, которые бытуют в народе и в настоящее время: «Гость пришел — счастье пришло», «Не жалеющий коня останется пешим;», «Спущенная стрела обратно не вернется». Наука. В Средней Азии и Казахстане развивалась также и наука. Выдающимся ученым-мыслителем того времени был Фараби (870—950), который родился в городе Отраре, Руководимый жаждой знаний, Фараби в молодые годы много путешествовал, побывал во многих культурных центрах мира. Часть своей жизни он прожил в Багдаде, позднее он жил в Алеппо и Дамаске, где интенсивно занимался науками. Умер он в возрасте 80 лет. 1100-летний юбилей Фараби отмечался в международном масштабе. Духовная культура. К духовной культуре мы относим продукты деятельности человека в сфере сознания. Это в первую очередь язык, письменность, устное творчество и литература, наука и искусство, религия. При этом мы считаем, что бытовавшие ранее в науке понятия о «высокой» и «низкой» духовной культуре народов, по крайней мере, некорректны. Эти понятия остались в наследство от европоцентристских взглядов на мир, когда все непонятное и не вмещающееся в обычные представления называлось «диким», «отсталым». Мы утверждаем, что низкой или высокой культуры быть не может, культура каждого народа своеобразна и неповторима, достижения духовной культуры не могут быть измерены, взвешены или сравнены, чтобы выяснить, чья культура выше. Именно из этого мы будем исходить при изложении главы, посвященной духовной культуре народов, населявших Казахстан в V - начале XII столетий. Начавшиеся в VI в., бурные политические процессы, приведшие к расцвету, а затем и упадку Тюркского каганата, значительно изменили лингвистическую карту Казахстана. К XII в. основным языком на всей территории Казахстана становится кыпчакский, кроме части Жетысу, где продолжают сохраняться карлыкский и монголо-киданский языки. К этому времени огузские языки начали распространяться в Малой Азии и Закавказье, где на их базе позже возникли турецкий и азербайджанский языки. Найманы и кереиты, по-видимому, говорили на языках уйгуро-огузской подгруппы восточно-тюркских языков. На базе диалекта камских булгар позже развился язык поволжских татар, из диалекта азовских - язык карачаевцев, балкарцев и кумыков. Место и роль казахской демократической интеллигенции в национально – освободительном движении XX века. Начало ХХ в. в Казахстане ознаменовалось подъемом национального самосознания народа. Национальное движение в казахском обществе было неоднородным, возникали различные его течения, ядром которых стала национальная интеллигенция.Особое место в истории общественно-политической жизни Казахстана этого периода занимает деятельность видного политика, ученого, публициста, лидера национальной интеллигенции Алихана Букейханова (1866–1937). Назревание политического кризиса в Российской империи в начале XX в., усилившееся в результате поражения в русско-японской войне и вылившееся затем в события «кровавого воскресенья», подтолкнуло либерально-демократическую интеллигенцию, таких известных представителей российской науки и культуры, как П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский, П. Н. Милюков, А. И. Гучков, В. И. Вернадский и других создать партию российских либералов.11–18 октября 1905 г. в Москве состоялся учредительный съезд, где была создана Конституционно-демократическая партия. Делегатом этого съезда от Омска был А. Букейханов. В декабре 1905 г. по инициативе А. Букейханова в Уральске прошел съезд представителей пяти областей Казахстана, где было решено создать казахский национальный филиал партии кадетов. Однако эта инициатива не нашла поддержки ни в ЦК партии, ни на ее II съезде партии, так как кадеты считали Россию «единой и неделимой», а создание национальных филиалов якобы противоречило этой концепции. После того как был опубликован царский указ о выборах в I Государственную Думу, А. Букейханов включился в избирательную компанию и стал ее депутатом. Но 9 июля 1906 г. указом Николая II Первая Дума была распущена, а А. Букейханов был в числе подписавших Выборгский манифест против роспуска Думы, за что был арестован.А. Букейханов вынашивал планы создания национально-демократической партии, важную роль в общественно-политической жизни он отводил печати. Так решено было организовать газету, которая стала бы рупором общенациональной связи, возрождения народа, осознания им своей роли. Еженедельная газета, выражающая идеи либерально-демократического направления, была названа «Қазақ». Ее разрешено было издавать в Оренбурге, главным редактором стал А. Байтурсынов. Газета выходила с 1913 по 1918 гг. и имела читательскую аудиторию во всех областях Казахстана, в частности в Тургайской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской, Сырдарьинской, Акмолинской. Кроме того, она поступала в Фергану, Самарканд, Закаспийскую область, Уфу, Казань, Томск, а также в Москву и Петербург.К работе в редакции были привлечены выдающиеся представители национальной интеллигенции. Прежде всего, известный поэт и прозаик М. Дулатов (1885–1935), его первый сборник стихов «Оян, қазақ!» («Пробудись, казах!») вышел в 1909 г. Заголовок книги стал манифестом угнетенного народа и вызвал панику царских властей, конфисковавших весь ее тираж. М. Дулатову принадлежит роман «Бақытсыз Жамал» («Несчастная Жамал»), вышедший в 1910 г. и посвященный тяжкой судьбе угнетенной казахской женщины. Он также автор сборников стихов «Азамат» (1913) и «Терме» (1915).Редактором газеты «Қазақ» стал поэт, переводчик, лингвист, педагог А. Байтурсынов. Видный представитель казахской литературы, А. Байтурсынов за открытую критику антинациональной политики царизма был заключен в Семипалатинскую тюрьму. Позднее администрация вынесла решение о выселении его из Казахстана. В 1910–1917 гг. А. Байтурсынов жил в Оренбурге. Как редактор газеты «Қазақ» он сыграл огромную роль в разоблачении колониальной политики царизма в Казахстане, в возрождении национального самосознания казахского народа.Инициатором созыва Казахского съезда в Уральске и создания национального филиала кадетской партии, вместе с А. Букейхановым, был потомок Абулхаира Б. Каратаев (1860–1934). Б. Каратаев получил блестящее образование, в 1890 г. окончив юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Он стал депутатом II Государственной Думы от Уральской области. Получив возможность выступить в Думе 16 мая 1907 г., которое он начал так: «От имени киргиз-кайсацкого народа с этой трибуны никто не говорил, между тем, в нашем государстве обострившийся аграрный вопрос хотят разрешить переселением крестьян на территорию степных областей…». В своем выступлении Каратаев со всей остротой поднял аграрный и национальный вопросы, показал антинародность столыпинских планов переселения русских и украинских крестьян в Казахстан.Выразителем различных идейно-политических мнений и течений среди национальной интеллигенции, наряду с газетой «Қазақ», был журнал «Айқап» (1911–1915), выражающий аграрно-демократические направления мысли. Он освещал проблемы аграрных отношений, изменения форм хозяйствования, просвещения, развития товарно-денежных отношений в ауле, разоблачал колонизаторскую политику царизма. Издателем и редактором журнала «Айқап» был М. Сералин, в журнале сотрудничали Ж. Сейдалин, Б. Каратаев, С. Торайгыров, С. Сейфуллин, Б. Майлин. Объединяло издания «Айқап» и «Қазақ» то, что они выражали общенациональные идеи, отстаивали интересы казахского народа в условиях его колониального положения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.36.141 (0.004 с.) |