Материальная и духовная ультура тюркских племен в VI-XII вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Материальная и духовная ультура тюркских племен в VI-XII вв.



Устное народное творчество и литература. Ученые Казахстана оставили после себя богатое устно-поэтическое творчество, в котором были отражены вековой опыт народа, его мечты и надежды. С древних времен до наших дней дошли, и редкие памятники тюркской письменности. К письменным памятникам литературы этой эпохи относится «Диван-лугат-ат-тюрк» («Словарь тюркских наречий»), составленный Махмудом Кашгари в конце. XI в. Автору было неизвестно 25 различных племен, среди которых он называет киргизов, уйгуров, огузов, кипчаков. В словаре содержатся ценные сведения по истории, фольклору, языку того периода. Среди пословиц, приведенных Махмудом Кашгари, можно встретить и такие, которые бытуют в народе и в настоящее время: «Гость пришел — счастье пришло», «Не жалеющий коня останется пешим;», «Спущенная стрела обратно не вернется». Наука. В Средней Азии и Казахстане развивалась также и наука. Выдающимся ученым-мыслителем того времени был Фараби (870—950), который родился в городе Отраре, Руководимый жаждой знаний, Фараби в молодые годы много путешествовал, побывал во многих культурных центрах мира. Часть своей жизни он прожил в Багдаде, позднее он жил в Алеппо и Дамаске, где интенсивно занимался науками. Умер он в возрасте 80 лет. 1100-летний юбилей Фараби отмечался в международном масштабе. Духовная культура. К духовной культуре мы относим продукты деятельности человека в сфере сознания. Это в первую очередь язык, письменность, устное творчество и литература, наука и искусство, религия. При этом мы считаем, что бытовавшие ранее в науке понятия о «высокой» и «низкой» духовной культуре народов, по крайней мере, некорректны. Эти понятия остались в наследство от европоцентристских взглядов на мир, когда все непонятное и не вмещающееся в обычные представления называлось «диким», «отсталым». Мы утверждаем, что низкой или высокой культуры быть не может, культура каждого народа своеобразна и неповторима, достижения духовной культуры не могут быть измерены, взвешены или сравнены, чтобы выяснить, чья культура выше. Именно из этого мы будем исходить при изложении главы, посвященной духовной культуре народов, населявших Казахстан в V - начале XII столетий. Начавшиеся в VI в., бурные политические процессы, приведшие к расцвету, а затем и упадку Тюркского каганата, значительно изменили лингвистическую карту Казахстана. К XII в. основным языком на всей территории Казахстана становится кыпчакский, кроме части Жетысу, где продолжают сохраняться карлыкский и монголо-киданский языки. К этому времени огузские языки начали распространяться в Малой Азии и Закавказье, где на их базе позже возникли турецкий и азербайджанский языки. Найманы и кереиты, по-видимому, говорили на языках уйгуро-огузской подгруппы восточно-тюркских языков. На базе диалекта камских булгар позже развился язык поволжских татар, из диалекта азовских - язык карачаевцев, балкарцев и кумыков.

Место и роль казахской демократической интеллигенции в национально – освободительном движении XX века. На­чало ХХ в. в Ка­захс­та­не оз­на­мено­валось подъемом на­ци­ональ­но­го са­мосоз­на­ния на­рода. На­ци­ональ­ное дви­жение в ка­захс­ком об­щест­ве бы­ло не­од­но­род­ным, воз­ни­кали раз­личные его те­чения, яд­ром ко­торых ста­ла на­ци­ональ­ная ин­телли­ген­ция.Осо­бое мес­то в ис­то­рии об­щест­вен­но-по­лити­чес­кой жиз­ни Ка­захс­та­на это­го пе­ри­ода за­нима­ет де­ятель­ность вид­но­го по­лити­ка, уче­ного, пуб­ли­цис­та, ли­дера на­ци­ональ­ной ин­телли­ген­ции Али­хана Бу­кей­ха­нова (1866–1937).

Наз­ре­вание по­лити­чес­ко­го кри­зиса в Рос­сий­ской им­пе­рии в на­чале XX в., уси­лив­ше­еся в ре­зуль­та­те по­раже­ния в русс­ко-японс­кой вой­не и вы­лив­ше­еся за­тем в со­бытия «кро­ваво­го воск­ре­сенья», под­толк­ну­ло ли­бераль­но-де­мок­ра­тичес­кую ин­телли­ген­цию, та­ких из­вест­ных предс­та­вите­лей рос­сий­ской на­уки и куль­ту­ры, как П. Б. Стру­ве, М. И. Ту­ган-Ба­рановс­кий, П. Н. Ми­люков, А. И. Гуч­ков, В. И. Вер­надс­кий и дру­гих соз­дать пар­тию рос­сий­ских ли­бера­лов.11–18 ок­тября 1905 г. в Моск­ве сос­то­ял­ся уч­ре­дитель­ный съезд, где бы­ла соз­да­на Конс­ти­туци­он­но-де­мок­ра­тичес­кая пар­тия. Де­лега­том это­го съез­да от Омс­ка был А. Бу­кей­ха­нов. В де­каб­ре 1905 г. по ини­ци­ати­ве А. Бу­кей­ха­нова в Ураль­ске про­шел съезд предс­та­вите­лей пя­ти об­ластей Ка­захс­та­на, где бы­ло ре­шено соз­дать ка­захс­кий на­ци­ональ­ный фи­ли­ал пар­тии ка­детов. Од­на­ко эта ини­ци­ати­ва не наш­ла под­держ­ки ни в ЦК пар­тии, ни на ее II съез­де пар­тии, так как ка­деты счи­тали Рос­сию «еди­ной и не­дели­мой», а соз­да­ние на­ци­ональ­ных фи­ли­алов яко­бы про­тиво­речи­ло этой кон­цепции. Пос­ле то­го как был опуб­ли­кован царс­кий указ о вы­борах в I Го­сударс­твен­ную Ду­му, А. Бу­кей­ха­нов вклю­чил­ся в из­би­ратель­ную ком­па­нию и стал ее де­пута­том. Но 9 июля 1906 г. ука­зом Ни­колая II Пер­вая Ду­ма бы­ла рас­пу­щена, а А. Бу­кей­ха­нов был в чис­ле под­пи­сав­ших Вы­борг­ский ма­нифест про­тив рос­пуска Ду­мы, за что был арес­то­ван.А. Бу­кей­ха­нов вы­наши­вал пла­ны соз­да­ния на­ци­ональ­но-де­мок­ра­тичес­кой пар­тии, важ­ную роль в об­щест­вен­но-по­лити­чес­кой жиз­ни он от­во­дил пе­чати. Так ре­шено бы­ло ор­га­низо­вать га­зету, ко­торая ста­ла бы ру­пором об­ще­наци­ональ­ной свя­зи, воз­рожде­ния на­рода, осоз­на­ния им сво­ей ро­ли. Еже­недель­ная га­зета, вы­ража­ющая идеи ли­бераль­но-де­мок­ра­тичес­ко­го нап­равле­ния, бы­ла наз­ва­на «Қазақ». Ее раз­ре­шено бы­ло из­да­вать в Орен­бурге, глав­ным ре­дак­то­ром стал А. Бай­тур­сы­нов. Га­зета вы­ходи­ла с 1913 по 1918 гг. и име­ла чи­татель­скую ауди­торию во всех об­ластях Ка­захс­та­на, в част­нос­ти в Тур­гай­ской, Се­мипа­латинс­кой, Се­мире­ченс­кой, Ураль­ской, Сыр­дарьинс­кой, Ак­мо­линс­кой. Кро­ме то­го, она пос­ту­пала в Фер­га­ну, Са­мар­канд, За­кас­пий­скую об­ласть, Уфу, Ка­зань, Томск, а так­же в Моск­ву и Пе­тер­бург.К ра­боте в ре­дак­ции бы­ли прив­ле­чены вы­да­ющиеся предс­та­вите­ли на­ци­ональ­ной ин­телли­ген­ции. Преж­де все­го, из­вест­ный по­эт и про­за­ик М. Ду­латов (1885–1935), его пер­вый сбор­ник сти­хов «Оян, қазақ!» («Про­будись, ка­зах!») вы­шел в 1909 г. За­голо­вок кни­ги стал ма­нифес­том уг­не­тен­но­го на­рода и выз­вал па­нику царс­ких влас­тей, кон­фиско­вав­ших весь ее ти­раж. М. Ду­лато­ву при­над­ле­жит ро­ман «Бақыт­сыз Жа­мал» («Нес­част­ная Жа­мал»), вы­шед­ший в 1910 г. и пос­вя­щен­ный тяж­кой судь­бе уг­не­тен­ной ка­захс­кой жен­щи­ны. Он так­же ав­тор сбор­ни­ков сти­хов «Аза­мат» (1913) и «Тер­ме» (1915).Ре­дак­то­ром га­зеты «Қазақ» стал по­эт, пе­ревод­чик, линг­вист, пе­дагог А. Бай­тур­сы­нов. Вид­ный предс­та­витель ка­захс­кой ли­тера­туры, А. Бай­тур­сы­нов за отк­ры­тую кри­тику ан­ти­наци­ональ­ной по­лити­ки ца­риз­ма был зак­лю­чен в Се­мипа­латинс­кую тюрь­му. Позд­нее ад­ми­нист­ра­ция вы­нес­ла ре­шение о вы­селе­нии его из Ка­захс­та­на. В 1910–1917 гг. А. Бай­тур­сы­нов жил в Орен­бурге. Как ре­дак­тор га­зеты «Қазақ» он сыг­рал ог­ромную роль в ра­зоб­ла­чении ко­лони­аль­ной по­лити­ки ца­риз­ма в Ка­захс­та­не, в воз­рожде­нии на­ци­ональ­но­го са­мосоз­на­ния ка­захс­ко­го на­рода.Ини­ци­ато­ром со­зыва Ка­захс­ко­го съез­да в Ураль­ске и соз­да­ния на­ци­ональ­но­го фи­ли­ала ка­детс­кой пар­тии, вмес­те с А. Бу­кей­ха­новым, был по­томок Абул­ха­ира Б. Ка­рата­ев (1860–1934). Б. Ка­рата­ев по­лучил блес­тя­щее об­ра­зова­ние, в 1890 г. окон­чив юри­дичес­кий фа­куль­тет Санкт-Пе­тер­бург­ско­го уни­вер­си­тета. Он стал де­пута­том II Го­сударс­твен­ной Ду­мы от Ураль­ской об­ласти. По­лучив воз­можность выс­ту­пить в Ду­ме 16 мая 1907 г., ко­торое он на­чал так: «От име­ни кир­гиз-кай­сац­ко­го на­рода с этой три­буны ник­то не го­ворил, меж­ду тем, в на­шем го­сударс­тве обост­рив­ший­ся аг­рарный воп­рос хо­тят раз­ре­шить пе­ресе­лени­ем крестьян на тер­ри­торию степ­ных об­ластей…». В сво­ем выс­тупле­нии Ка­рата­ев со всей ост­ро­той под­нял аг­рарный и на­ци­ональ­ный воп­ро­сы, по­казал ан­ти­народ­ность сто­лыпинс­ких пла­нов пе­ресе­ления русс­ких и ук­ра­инс­ких крестьян в Ка­захс­тан.Вы­рази­телем раз­личных идей­но-по­лити­чес­ких мне­ний и те­чений сре­ди на­ци­ональ­ной ин­телли­ген­ции, на­ряду с га­зетой «Қазақ», был жур­нал «Айқап» (1911–1915), вы­ража­ющий аг­рарно-де­мок­ра­тичес­кие нап­равле­ния мыс­ли. Он ос­ве­щал проб­ле­мы аг­рарных от­но­шений, из­ме­нения форм хо­зяй­ство­вания, прос­ве­щения, раз­ви­тия то­вар­но-де­неж­ных от­но­шений в ауле, ра­зоб­ла­чал ко­лони­заторс­кую по­лити­ку ца­риз­ма. Из­да­телем и ре­дак­то­ром жур­на­ла «Айқап» был М. Се­ралин, в жур­на­ле сот­рудни­чали Ж. Сей­да­лин, Б. Ка­рата­ев, С. То­рай­гы­ров, С. Сей­фул­лин, Б. Май­лин. Объеди­няло из­да­ния «Айқап» и «Қазақ» то, что они вы­ража­ли об­ще­наци­ональ­ные идеи, отс­та­ива­ли ин­те­ресы ка­захс­ко­го на­рода в ус­ло­ви­ях его ко­лони­аль­но­го по­ложе­ния.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.36.141 (0.004 с.)