Основные принципы (методы) учета. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные принципы (методы) учета.



1.Принцип себестоимости требует, чтобы все объекты учитывались по стоимости приобретения, либо аналогич­ной. Однако применение этого принципа сталкивается с многочисленными препятствиями, так как рыночная сто­имость активов, особенно долгосрочных, должна равнять­ся себестоимости его приобретения, особенно в период вы­сокой инфляции.

2.Принцип начислений подразумевает отражение при­былей и убытков в учете и отчетности в момент получения дохода (понесения убытков), а не в момент реализации. Например, продажи учитываются обычно после того, как товары отгружены потребителю и доход можно измерить с достаточной степенью вероятности.

3.Принцип соответствия соотнесения требует соотнесе­ние доходов и порождающих их расходов по времени.

4.Принцип полного раскрытия информации требует раскрытия всей существенной информации, в том числе и не относящейся к данному отчетному периоду, если об­ладание данной информацией существенно влияет на воз­можное поведение пользователя. Этот принцип, с одной стороны, требует раскрытия всех экстраординарных про­исшествий, имевших место после конца учетного периода, но перед опубликованием (представлением в официальный орган, получением заключения аудитора) финансовой от­четности, и, с другой стороны, требует раскрытия сущес­твенных планов менеджмента и другой прогнозной и про­чей информации, которая может быть существенной для пользователя.

Требования (Constraints)

1.Определение соотношения издержки-выгоды требу­ет соотнесения издержек по получению информации с вероятной или действительной полезностью этой инфор­мации. Однако точно определить полезность данной ин­формации крайне затруднительно, да и издержки ее по­лучения не всегда можно точно определить. Тем не менее, этот принцип находит определенное применение обычно в случаях, когда учитывается информация, связанная с неопределенностью.

2.Требование существенности требует раскрытия толь­ко той информации, которая является существенной для пользователя при принятии решений на основе данных отчетности. Соответственно, изменение или нераскрытие существенной информации влечет за собой принятие поль­зователем неправильного решения. Этот принцип тесно связан с принципом полного раскрытия: информация мо­жет считаться полностью раскрытой, когда раскрыты все существенные детали этой информации.

3.Требование консерватизма или осторожности имеет своей целью защиту пользователей от чрезмерного, порою неоправданного оптимизма управляющих. Это требова­ние подразумевает большую готовность к учету вероятных убытков и потерь, чем возможных доходов. В соответствии с ним убытки должны по мере возможности учитываться в момент понесения, даже если они еще не реализованы, а вот прибыли должны учитываться только в момент реа­лизации. С этим принципом связан способ оценки по мень­шей из себестоимости и рыночной стоимости.

Помимо вышеперечисленных выделяются также принцип преобладания содержания над формой, принцип двойной записи и ряд других.

 

19). Документооборот и ведение учетных регистров в США.

Американская система предоставляет предприятиям большие свободы в ведении учета. В США фирма обязана раскрывать только те методы учета, которые существен­но влияют на финансовые результаты, представленные в отчетности, и могут повлиять на решения пользователей, принимаемые на основе этой информации. Сам порядок ве­дения учета не важен, если он устойчиво приводит к пра­вильным результатам в отчетности и поддается проверке.

Документооборот в США вообще не воспринимается как часть финансового учета, а скорее как часть управленчес­кого. Единственное, что должны обеспечивать исходные документы - соблюдение принципов учета, то есть финан­совая отчетность должна иметь основание в виде доста­точно полных, правильных и своевременно оформленных документов. Все остальные характеристики первичных документов и порядка их оформления относятся к ком­петенции менеджмента. То же самое относится к порядку хранения документов. Их хранение требуется лишь в той мере, в которой они могут способствовать проверке в отчет­ном периоде. Также требуется предоставление документов при изменении учетной политики для обоснования допус­тимости такого изменения (например, применение другого метода амортизации объекта основных средств в связи с пересмотром срока его использования). Однако американ­ская традиция значительно более либеральна в признании допустимости некоторых видов исходных документов. Так, основанием для начисления резервов по сомнительным долгам может служить просто обоснованное экспертное мнение бухгалтера, причем если источник этого мнения (решения) очевиден, то исходные документы могут вообще не оформляться. В США документооборот фирмы является внутренним делом самой фирмы, а количество предъявля­емых требований минимально.

Отсутствует также в США регламентация перечня и ви­дов учетных регистров. Она существовала некоторое время в железнодорожной отрасли, где план счетов определялся Межштатной комиссией по торговле. Для своего времени это был достаточно прогрессивный шаг, но потом требования плана счетов разошлись с требованиями экономики и какое-то время препятствовали нормальному развитию отрасли. В настоящее время отношение к возможности регулирования структуры плана счетов в США в основном негативное. Ак­тивное использование вычислительной техники для обработ­ки учетной информации позволяет отказаться даже от ие­рархической структуры плана счетов. Соответственно, из-за отсутствия типичной структуры плана счетов, процесс фор­мирования отчетности определяется самой фирмой.

Помимо перечня учетных регистров важную роль играет методика их ведения, то есть отражения на каких-то ма­териальных носителях (бухгалтерских книгах, карточках или ведомостях). В США наибольшей популярностью сре­ди немашинных видов носителей пользуются бухгалтерс­кие книги.

Самой распространенной формой учета является жур­нальная. В этой системе предусматривается регистрация исходных документов в журналах, из которых операции переносятся в главную книгу или отдельные книги для специальных видов операций. Обычно создается общий журнал плюс несколько журналов для часто производи­мых операций. Эта система проще мемориально-ордерной системы и более гибкая, чем журнально-ордерная, так как позволяет составление сложных проводок.В США принцип двойной записи рассматривается как чисто технический прием, соответственно, в ней существенно меньшее внима­ние уделяется корреспонденции счетов, по крайней мере за ней не признается особого экономического смысла. Отказ от понятия корреспонденции несколько обедняет аналити­ческие возможности, но зато позволяет составлять слож­ные проводки, когда кредитуется и дебетуется несколько счетов одновременно.

Процедура исправления учетных ошибок в целом анало­гична. Такое понятие, как «красное сторно», практически не находит применения в практике учета, а при неправиль­ном составлении проводки (неправильной корреспонден­ции) просто составляется проводка, переносящая непра­вильно разнесенную сумму на правильный счет.

Для проверки правильности технической стороны учета, отсутствия арифметических ошибок, производится сверка конечных сальдо в каждом отчетном периоде при помощи пробного баланса. В пробный баланс входят сальдо по всем незакрытым счетам. Естественно, что сумма кредитовых сальдо должна равняться дебетовым, неравенство указыва­ет на ошибку. Процедуры закрытия отчетного периода про­изводятся в трансформационной таблице. Эта таблица содер­жит пробный баланс как свою непосредственную часть. В ней же оформляются корректирующие и закрывающие про­водки, и, наконец, оформляется новый пробный баланс, который носит название трансформированного пробного баланса. Сосредоточение всей необходимой информации в обозримом объеме улучшает качество принимаемых реше­ний, снимает проблему соблюдения определенного поряд­ка закрытия и позволяет бухгалтеру увидеть результаты закрытия периода до того, как они окажутся в Главной книге. Хотя последней возможностью иногда злоупотреб­ляют для подгонки финансовых результатов, она позволя­ет получить результаты лучше соответствующие реальной экономической картине. Трансформационная таблица об­ладает еще и тем преимуществом, что непосредственно из нее можно получать данные для баланса и отчета о прибылях и убытках. Применение трансформационной таблицы не ограничивается только закрытием периода, ее применяют и просто при необходимости произведения большого числа взаимосвязанных проводок, например, при отражении эф­фектов изменения учетной политики.

20). Финансовая отчетность предприятий в США.

В США нет нормативного документа, устанавливающего формат отчетности. Вместе для всех коммерческих и про­мышленных предприятий установлены единые требования по расшифровке финансовых показателей, включаемых в баланс и приложения к нему.

В состав финансовой отчетности коммерческих и про­мышленных предприятий США входит:

- баланс;

- отчет о результатах хозяйственной деятельности (отчет о прибылях и убытках);

- отчет о движении денежных средств;

- отчет о движении акционерного капитала;

- приложения к балансу (пять анкет, отчет о внутреннем контроле, письма, сопровождающие аудиторское заключе­ние, пояснительная записка);

- заключение аудитора.

Бухгалтерский баланс отображает пассивы и активы компании, капитал акционеров, а также финансовое со­стояние предприятия в соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета (GAAP). Бухгалтерский баланс дает информацию об общем состоянии компании на конкретный момент времени.

При отсутствии баланса применяется принцип учета и отражения активов и обязательств в отчетности по «исто­рической стоимости», то есть по цене приобретения. Также применяется принцип существенности, который заключа­ется в том, что отдельными строками в балансе отражаются все суммы, составляющие пять и более процентов от суммы по соответствующей статье баланса (таблица 14).

Как известно, в пассиве баланса находят свое отраже­ние источники средств предприятия в денежной оценке на определенную дату. При этом каждому виду источников средств соответствует отдельная статья пассива баланса. И эта детализация во многом зависит от принятой клас­сификации источников средств предприятия, то есть тех капиталов, которые предприятия используют для своей деятельности. Последовательность же записи отдельных статей в балансовую таблицу определяется в большинстве случаев сложившимися традициями.

Однако классификация источников средств предпри­ятия, с достаточной подробностью рассмотренная в курсе бухгалтерского учета, определяет и их соответствующую группировку в балансе. Такими группами являются: крат­косрочная задолженность, долгосрочный заемный капи­тал, акционерный капитал, дополнительный капитал и ре­зервный капитал, включающий накопленную прибыль, то есть прибыль, оставленную после ее распределения в рас­поряжении предприятия. Но для удобства анализа баланса эта группировка его пассива укрупняется, и тогда могут выступать два вида аналитических группировок. С одной стороны, в основу группировки положена принадлежность используемых предприятием капиталов. И с этой точки зрения их подразделяют на собственные средства и заем­ные. С другой стороны, важную роль играет продолжи­тельность использования капитала в обороте предприятия. По этой причине средства, используемые предприятием, подразделяют на капиталы длительного использования и капиталы краткосрочного использования. Естественно, что с капиталами краткосрочного использования необхо­дима постоянная оперативная работа, направленная на контроль за своевременным возвратом этих капиталов и на мобилизацию (вовлечение в оборот предприятия) взамен возвращенных владельцам сумм других необходимых на короткое время капиталов.

Капиталы длительного использования в практике ра­боты предприятий США принято называть постоянным капиталом. Однако и эта часть источников средств у них не лишена подвижности. Во-первых, по той причине, что постоянный капитал состоит из двух групп: долгосрочного заемного капитала и собственного капитала. А всякий за­емный капитал имеет срок возврата и, следовательно, под­лежит возобновлению. Во-вторых, в состав собственного капитала входит акционерный капитал, дополнительный капитал и резервный капитал. Резервный капитал состав­ляет наиболее подвижную часть собственного капитала.

При анализе структуры пассива баланса выявляются и оцениваются удельный вес каждой группы пассива в об­щем итоге баланса, а также соотношения между отдельны­ми группами.

Следует отметить, что многие акционерные компании США при публикации своих балансов стремятся сгруп­пировать статьи пассива в указанные выше группы и для удобства чтения и анализа баланса вывести по ним итоги. Однако субъективные действия составителей отчетов и ряд других причин способствуют отступлению от рассмотрен­ной нами структуры.

Часто из собственного капитала исключают все начис­ленные резервы кроме накопленной прибыли. В этом слу­чае резервы вместе с долгосрочным заемным капиталом образуют одну общую группу долгосрочных обязательств. Сюда же включают статью «Доля меньшинства», которая появляется в составе пассива баланса, когда материнская компания публикует консолидированный баланс, то есть сводный баланс материнской и дочерних компаний. Дан­ная статья отражает долю сторонних акционеров в капита­ле дочерних компаний после вычета доли капитала, при­надлежащего материнской компании в лице ее акционеров (большинства), и по своей природе представляет часть собс­твенного капитала акционеров дочерних компаний.

За пределами рассмотренных аналитических группиро­вок пассива баланса составители отчетов нередко показы­вают пассивные статьи распределения доходов и расходов между смежными отчетными периодами. Их следует вклю­чать в состав группы краткосрочной задолженности.

Так как анализ показателей баланса будет выполняться исходя из рассмотренной выше структуры его пассива, то в случае отклонений в конкретных публикациях группи­ровок пассива от этой структуры необходимо выполнять перегруппировку статей его пассива в соответствии с реко­мендованной схемой группировки.

Актив баланса содержит сведения на определенную дату о размещении имеющихся в распоряжении предприятия капиталов, то есть о их вложениях в конкретное имущес­тво и материальные ценности, необходимые для произ­водства, о расходах, обеспечивающих предприятию соот­ветствующие условия для экономического процветания и продажи его продукции, о вложениях капитала, связан­ных с финансовыми операциями, и об остатках свободной денежной наличности. Каждому виду помещения капита­ла соответствует отдельная статья актива баланса. Обычно степень детализации активов предприятия по статьям оп­ределяется их классификацией. Эта классификация и пос­ледовательность записи статей актива в балансовую табли­цу рассматривалась в курсе бухгалтерского учета.

Но для выполнения аналитических исследований и оце­нок структуры актива баланса его статьи, так же как и статьи пассива, подлежат группировке. Главными при­знаками группировки статей актива считают степень их ликвидности и направление использования в хозяйстве предприятия. В зависимости от степени ликвидности ак­тивы предприятия разделяют на две большие группы: обо­ротные активы (мобильные средства) и необоротные акти­вы (иммобилизованные средства). Средства предприятий США могут использоваться во внутреннем обороте и за его пределами, будучи иммобилизованными в дебиторскую за­долженность, вложенными в ценные бумаги или инвести­рованными в оборот других предприятий.

В состав оборотных активов входят: наличные деньги, ценные бумаги, дебиторская задолженность и запасы то­варно-материальных ценностей. В эту же группу активов следует включать активные статьи распределения дохо­дов и расходов между смежными расчетными периодами - «Расходы будущих периодов» и «Предстоящие доходы». Однако названные статьи составителями балансов часто записываются в его актив за итогом оборотных и необорот­ных активов.

Мобильные средства предприятий США во многом отли­чаются от оборотных средств предприятий России как по характеру образования, так и по структуре. Они образу­ются не только за счет собственных средств предприятия, но и за счет заемных. При этом заемные средства занима­ют значительный удельный вес в их общем итоге. Они не нормируются. В их состав входят значительные запасы де­нежной наличности и обладающие большой ликвидностью краткосрочные инвестиции (ценные бумаги). При этом весь амортизационный фонд до его вложения в новые объ­екты амортизируемых средств также пополняет денежную наличность или вкладывается в быстрореализуемые цен­ные бумаги. Эта часть мобильных средств образует своеоб­разный «избыток» капитала, наличие которого действует успокаивающе на кредиторов предприятия и массы акцио­неров. В то же время значительных размеров может дости­гать дебиторская задолженность в силу развитости в капи­талистическом хозяйстве коммерческого кредита.

Запасы товарно-материальных ценностей включают производственные запасы, запасы товаров, реализуемых без переработки, и остатки готовой продукции. Они могут быть сведены в одну балансовую статью или показываться раздельно. В целом мобильные средства предназначаются не только для обеспечения производственной деятельнос­ти предприятия, но и для других сторон его деятельности, а поэтому потребность в них капиталистических предпри­ятий будет рассмотрена детально в следующем параграфе.

К необоротным активам относят: долгосрочные инвес­тиции, реальный основной капитал и нематериальные активы. Долгосрочные инвестиции показывают суммы, отвлеченные из оборота предприятия и переданные в рас­поряжение других предприятий и учреждений либо для получения стабильных доходов в виде процента на зай­мы и долгосрочные кредиты, либо с целью распростра­нения влияния инвестора на другие предприятия, ак­ции которых приобретает инвестор. Когда предприятие, в акционерном капитале которого доля участия другого предприятия становится преобладающей, теряет свою самостоятельность, то предприятие-инвестор показывает его балансовые сведения в составе своего консолидированного баланса, распределив ранее инвестированную сумму меж­ду соответствующими статьями актива.

Реальный основной капитал состоит из действующего амортизируемого имущества и незавершенных затрат на строительство и приобретение этого имущества. В его со­став входят обычные амортизируемые средства производс­тва: здания, сооружения, транспортные средства, машины, оборудование, специальные приспособления, инструмент длительного пользования, инвентарь и пр., а также «не­движность», невоплощающая стоимость, но способная стать объектом рыночного оборота: земельные участки, не­дра, содержащие полезные ископаемые, лесные массивы и водные угодья. Все эти объекты в условиях рынка даже без приложения труда человека для их видоизменения имеют балансовую оценку и подлежат амортизации по мере исчер­пания своих полезных свойств. Незавершенные затраты на строительство и приобретение амортизируемого имущест­ва подлежат амортизации лишь после вступления в строй действующих объектов.

Реальный основной капитал, включая и оценку «не­движности», принято считать ориентиром в оценке мас­штабов предприятия. Его размеры обычно составляют не менее 50 % всей суммы актива баланса.

Нематериальные (бестелесные) активы в балансе могут быть представлены статьями расходов, выполненных либо в организационных целях (они получили название рас­ходов по устройству), либо с целью обеспечения предпри­ятию получения дохода, превышающего среднюю норму прибыли. Такие активы называют также «неосязаемыми» средствами.

Расходы по устройству связаны с организацией предпри­ятия, выпуском акций и облигаций, освоением новой тех­нологии производства и др. Эти расходы подлежат аморти­зации, то есть относятся на текущие расходы предприятия в течение ряда лет. В балансе они учитываются по остаточ­ной стоимости.

В состав «неосязаемых» средств входят: «цена предпри­ятия», патенты, лицензии, товарные знаки, концессии. Они оцениваются различными способами: либо по себес­тоимости, либо по чистой стоимости, то есть за вычетом уценки или амортизации, а то и просто в символической оценке, равной одной денежной единице.

Нематериальные активы и реальный основной капитал часто объединяют в одну группу основного капитала.

Следующая форма отчета - это отчет о результатах хо­зяйственной деятельности.

В отчете о результатах хозяйственной деятельности от­ражаются, источники дохода по видам деятельности. Если источники дохода не превышают 10 % общей суммы дохо­да, то их разрешается объединять друг с другом. При объ­единении аналогичным образом должны суммироваться также связанные с ними издержки. В США наиболее рас­пространены краткая многоступенчатая и краткая одно­ступенчатая формы отчета (таблицы 15,16).

В составе доходов выделяются:

1) чистая выручка от продажи продукции и услуг (вало­вая выручка с продажи за вычетом скидок, возмещения возвращенной продукции, компенсаций и проч.);

2) доход от основной деятельности предприятий комму­нального обслуживания;

3) доход от аренды;

4) доход от услуг;

5) доход из иных источников.

В составе расходов отдельно указываются:

1) себестоимость реализованной продукции;

2) эксплуатационные расходы предприятий коммунального обслуживания;

3) расходы, связанные с арендой;

4) себестоимость услуг;

5) расходы, отнесенные на другие статьи доходов.

Таблица 15



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.174.85.205 (0.025 с.)