Неопределенность и консерватизм. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Неопределенность и консерватизм.



Счет 101 «Денежные средства в банке»

Дебет Кредит
Дата Содержание операций Корреспонди- рующийся счет Источник информации Сумма, долл. Дата Содержание операций Корреспонди- рующийся счет Источник информации Сумма,долл.
                   
                   
                   

Трехколонковый журнал близко напоминает форму и структуру Т-счета. Свое название он получил за то, что вся основная информация отражается в трех графах (колон­ках): содержание операции, сумма по дебету и сумма по кредиту.

Более распространенным является использование четырехколонковых сводных журналов синтетических бухгал­терских счетов. Они имеют следующий вид (таблица 12).

Таблица 12

Краткая многоступенчатая форма отчета о результатах хозяйственной деятельности

Доходы от реализации
Себестоимость реализованных товаров
Валовая прибыль от реализации
Операционные расходы
Расходы от реализации
Общие и административные расходы
Итого операционных расходов
Прибыль от основной деятельности
Прочие доходы и расходы
Прибыль по процентам
Расходы по процентам
Превышение прочих расходов над прочими доходами

Отчет о движении денежных средств является обязатель­ным с 1987 года и пришел на смену ранее составлявшемуся Отчету об изменениях в финансовом положении фирмы. Отчет показывает влияние деятельности компании на со­стояние ее денежных средств. Отчет связывает показатель чистой прибыли с выплатами денежных средств компа­нии. Он составляется в разрезе трех видов деятельности: текущей, инвестиционной и финансовой - одним из двух методов: прямым или косвенным.

Отчет о движении акционерного капитала отражает из­менения в акционерном капитале. До введения в практику Отчета о движении капитала в США составлялся Отчет о реинвестированной прибыли. В отчете о движении капита­ла и в примечаниях к нему приводятся денежная сумма, количество и категория акций, с которыми связаны какие-либо изменения.

Таблица 16

Бухгалтерский учет в Японии.

Аудит.

После внедрения обязательного аудита, которое прошло без осо­бенных недоразумений (положительно сказался шестилетний экспе­риментальный период), казалось, что аудит прочно утвердился на япон­ской земле, но фактически бытовавшие много лет мошеннические схемы получения скрытых дивидендов так и не были искоренены. Вни­мание к многочисленным фактам сокрытия реальной информации ком­паниями временно ослабло, чему способствовал быстрый экономиче­ский рост Японии, продолжавшийся до начала 60-х годов XX века.

В 1963 году в японской экономике начался кризис, который при­вел к банкротству многих компаний, особенно в 1964—1965 годах. Имен­но тогда вскрылись случаи незаконных действий руководства компа­ний, связанные с маскировкой реальной прибыли и ведением двойного учета. Независимые аудиторы, многие из которых действовали инди­видуально, проявили себя в период кризиса не с лучшей стороны. Поэто­му проведение аудита компаний в одиночку было запрещено, и с 1967 го­да начали создаваться первые фирмы, объединяющие CPA.

Был реорганизован JICPA, который объединил подавляющее большинство практикующих аудиторов. Для аудиторов, недобросовест­но выполняющих свою работу, были введены административные санк­ции вплоть до аннулирования регистрации. Реформирование системы бухгалтерского учета продвигалось очень медленно, а реформирование системы учета и аудита проходило за закрытыми дверями, и практику­ющие специалисты имели намного меньше влияния на процесс, чем правительственные чиновники. Кроме того, с каждым годом вскрыва­лись все новые случаи мошенничества в учете корпораций, причем бух­галтеры, аудиторы и менеджеры наказаний за это не несли.

В значительной мере ослабление независимого аудиторского контроля было обусловлено политикой Министерства финансов Япо­нии. Именно этим объясняется факт, что аудиторы, давшие положи­тельные заключения потенциальным банкротам, не понесли никакого наказания.

Причины экономического кризиса, разразившегося в Японии, не исчерпываются проблемами учета и аудита, но этот фактор следует считать одним из основных.

Несмотря на то что после 1999 года в Японии были приняты не­которые меры по повышению качества аудита — введение обязатель­ного постоянного обучения аудиторов и проверок работы аудиторских фирм со стороны JICPA, есть сомнения в том, что ситуация будет коренным образом изменена в лучшую сторону. Кроме того, специфика японской корпоративной культуры и менеджмента делает довольно проблематичным введение полноценного внутреннего аудита. Попыт­ки утвердить в Японии западные модели бухгалтерского учета и ауди­та удались далеко не полностью. Так и не удалось создать независимые профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов, внутренний аудит в японских корпорациях так и не прижился.

Сфера обязательного аудита в Японии представлена в табл. 12 (по данным «The Japanese Institute of Certified Public Accountants» (2000)).

Таблица 12

Виды аудита и законодательные акты Объекты аудита
Обязательный аудит Коммерческий кодекс и связанные с ним законы Компания (kabushiki kaisha) с неоплаченными обычными акциями на сумму 500 млн иен и более или общей суммой долговых обязательств 20 млн иен и более Взаимные страховые компании, кредитные банки (shinyo kinko), кредитные кооперативы (shinyo kumiai), трудовые банки (rodo kinko), определенные соответствующими законами
Закон о ценных бумагах и фондовом рынке Компании, внесенные в список на фондовой бирже Компании, зарегистрированные Японской ассоциацией дилеров ценных бумаг Компании, предложившие для свободного обращения ценных бумаг на сумму 500 млн иен и более Компании, насчитывающие по крайней мере 500 акционеров
Другие случаи обязательного аудита Частные школы, получающие субсидии от государства или местных органов власти Профсоюзы Отчеты о субсидиях, представляемые политическими партиями в соответствии с Законом о помощи политическим партиям Местные органы власти
Необязательный аудит (непредусмотренный законом) Компании, в которые инвестировали средства малые и средние инвестиционные и консультационные фирмы Религиозные и некоммерческие организации, потребительские кооперативы и организации здравоохранения Аудит в случаях слияния компаний, передачи или приобретения бизнеса Аудит в других случаях, не указанных выше
Международный аудит Японские компании, числящиеся в биржевых списках других стран Иностранные компании, осуществляющие операции в Японии

Бухгалтерский учет в Китае.

Ведение бухгалтерского учета в современном Китае построено на двух основных массивах: первый — правовые акты специального характера, содержащие отдельные требования по ведению бухгалтерского учета и отчетности, второй — непосредственные базовые источники правового регулирования.

К первой группе относится Закон КНР от 4 сентября 1992 года (с изменениями от 28 февраля 1995 года) «Об управлении взиманием налогов», в котором содержится специальный раздел II «Контроль за ведением бухгалтерской отчетности и прочей хозяйственной документации». В нем, в частности, определено, что информация о системе и способах ведения бухгалтерской отчетности налогоплательщика, ведущего производственную или иную хозяйственную деятельность, направляется в налоговые органы для сведения. Можно назвать также Временные правила от 13 декабря 1993 года «О подоходном налоге с предприятий», опубликованные Главным таможенным управлением КНР в соответствии с приказом № 65 «Метод таможенного надзора за районами сохранения налогов», и ряд других правовых установлений. Одна из особенностей правовой регламентации бухгалтерского учета в Китае состоит в практически обязательном включении положений об отчётности в налоговые акты самого различного уровня.

Ко второй группе принадлежат специальные установления, определяющие правила ведения бухгалтерского учета и связанные с ним вопросы. К их числу относятся: вступивший в силу с 1 января 1994 года Закон «О сертификации профессиональных бухгалтеров», утверждённые Государственным Советом КНР 16 ноября 1992 года «Нормы отчётности предприятий»; уведомление Министерства финансов КНР и Государственного комитета по реформе экономической системы от 25 мая 1995 года «О системе отчетности экспериментальных паевых предприятий» и т.д. Основным в этой группе является Закон о бухгалтерском учете. Он был принят 21 января 1985 года на VI сессии Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей IX созыва. 29 декабря 1993 года на VIII сессии V созыва в него были внесены некоторые изменения.

Названными выше нормативными актами, составляющими правовую основу современного законодательства Китая о бухгалтерском учете, регламентируются следующие направления:

■ концепция и основные цели бухгалтерского учета;

■ объект бухгалтерского учета;

■ основные принципы бухгалтерского учета;

■ система управления работой по организации бухгалтерского учета;

■ качество бухгалтерских расчетов;

■ бухгалтерский контроль;

■ сфера компетенции главного бухгалтера;

■ отношение к бухгалтерскому персоналу и руководителю предприятия.

Южно-Африканская Республика

Для этих стран характерна ориентация на интересы таких пользователей, как инвесторы и акционеры, наличие развитого рынка ценных бумаг, оказывающего влияние на требования к качеству представления компаниями отчетности, прежде всего акционерными обществами, отсутствие или слабое государственное регулирование бухгалтерского учета, который регламентируется стандартами, разрабатываемыми независимыми (т.е. негосударственными) профессиональными учетными организациями, а также высокоразвитая система подготовки учетных кадров, выходящая далеко за пределы национальных границ.

Из разнообразия организационно-правовых форм предприятий, разрешённых законодательством для учреждения в Южной Африке, частная компания (Private Company) и открытая компания (Public Company) могут представлять практический интерес в качестве инструментов для международного налогового планирования иностранным инвестором.

Учреждение частной компании (Private Company), название которой должно оканчиваться словами "Proprietary Limited" или "PTY Limited", не требует оплаты какого-либо уставного капитала, и предприятие может быть создано единственным акционером (физическим или юридическим лицом, резидентом или нерезидентом Южной Африки). Максимальное число акционеров – 50. Разрешён выпуск только именных акций, которые не могут передаваться третьим лицам без согласия всех акционеров компании. Частная компания вправе иметь единственного директора – резидента или нерезидента Южной Африки. Информация об акционерах и директорах компании вносится в открытый государственный реестр.

Учреждение открытой компании (Public Company) также не требует оплаты какого-либо уставного капитала, и предприятие может быть создано, как минимум, семью акционерами (физическими или юридическими лицами, резидентами или не резидентами Южной Африки). Максимальное число акционеров – не ограничено. Разрешён выпуск, как именных акций, так и акций на предъявителя. Акции могут передаваться третьим лицам. Открытая компания обязана иметь минимум двух директоров и секретаря – резидентов или нерезидентов Южной Африки. Информация об акционерах и директорах компании вносится в открытый государственный реестр. Название открытой компании должно оканчиваться на “PLC".

Все южно-африканские компании обязаны вести бухгалтерский учёт и сдавать ежегодный отчёт, прилагая информацию о действующих директорах и акционерах компании, а также об акционерах, которые владели акциями в течение любого срока в отчётном году. Предприятия обязаны поддерживать зарегистрированный офис в ЮАР, а также иметь реальный почтовый адрес и назначить местного агента для связи с государственными органами страны.

Бланки предприятий и иная деловая атрибутика должны содержать название, адрес и регистрационный номер, а корпорации, кроме того, должны также указывать имена своих членов. Ежегодное общее собрание в компаниях и корпорациях должно состояться в течение 18 месяцев после регистрации. Последующие ежегодные общие собрания проводят не позднее 9 месяцев после окончания каждого последующего финансового года, но не позднее 15 месяцев от даты предыдущего годового общего собрания.

Стандартная ставка корпоративного налога на прибыль в Южной Африке – 29%, однако компания, извлекающая весь свой доход в одном из государств, с которым Южная Африка подписала соглашение об избежание двойного налогообложения, будет подпадать под следующее правило:

если ставка налога в стране, в которой компания извлекает весь свой доход больше или равна 29%, то такое предприятие не подлежит налогообложению в Южной Африке;

если ставка налога в стране, в которой компания извлекает весь свой доход меньше или равна 29%, то такое предприятие подлежит налогообложению в Южной Африке по ставке, равной разнице между 29% и ставкой налога в стране извлечения дохода;

Если же компания извлекает доход в государствах, с которыми у ЮАР нет соглашений об избежание двойного налогообложения, то такое предприятие может получить в ЮАР налоговый кредит в зависимости от ставки налога, действующей в стране, в которой такая компания или корпорация извлекает свой доход.

 

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

В МСФО вопросы формирования и представления промежуточной финансовой отчетности регулируются специальным стандартом - МСФО (IAS) 34, который устанавливает требования к минимально необходимому содержанию такой отчетности, а также определяет принципы признания и оценки, которые должны быть применены при ее составлении. МСФО (IAS) 34 не устанавливает периодичность составления промежуточной отчетности, определяя промежуточный период как «отчетный период, продолжительность которого короче полного финансового года». Решение о том, с какой периодичностью формировать промежуточную отчетность, МСФО (IAS) 34 относит к компетенции руководства организации.

Согласно МСФО (IAS) 34 минимально необходимый комплект промежуточной отчетности должен включать: сжатый баланс; сжатый отчет о прибылях и убытках; сжатый отчет об изменениях в собственном капитале; сжатый отчет о движении денежных средств; выборочные пояснительные примечания. Вместе с тем, стандарт МСФО (IAS) 34 не ограничивает организации в их праве на составление промежуточной отчетности в полном объеме. В таком случае форма и содержание отчетности должны соответствовать требованиям МСФО (IAS) 1.

РСБУ (п. 48 ПБУ 4/99) устанавливает обязанность по составлению промежуточной бухгалтерской отчетности за месяц и квартал нарастающим итогом с начала отчетного года. Промежуточная бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках (п. 49 ПБУ 4/99).

Итак, требования МСФО к составлению и представлению промежуточной отчетности, изложенные в виде самостоятельного стандарта МСФО (IAS) 34, сформулированы существенно более подробно и определенно, чем требования РСБУ, а состав обязательных к составлению (согласно МСФО) отчетных форм значительно шире.

 

ВАЛЮТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Если пользователь не знаком с валютой, в которой ведется исчисление, появляются затруднения в понимании порядка приводимых цифр и реальности, которая за ними стоит. Иногда в представляемом наборе документов имеющиеся показатели даны более чем в одной валюте. Это может вызвать определённые затруднения, особенно если идет сопоставление нескольких отчётных периодов, когда валюта каждого имела свой обменный курс.

БУХГАЛТЕРСКИЕ ПОДХОДЫ

Рассмотренные особенности и различные подходы к бухгалтерской практике представляют основное препятствие для аналитика, занимающегося сопоставлением бухгалтерских отчетов различных стран. Аналитик должен решить, по крайней мере, две задачи:

1) определить сопоставимые элементы в сравниваемых отчетных документах. Что касается стран Европейского союза, то введение Директивы № 4 существенно облегчило выполнение этой части анализа;

2) пересчитать все показатели в сравниваемых отчетных документах в одинаковые валютные единицы.

Различия в бухгалтерской практике — это серьезная проблема для международного финансового аналитика. Кроме того, при анализе деятельности компаний требуется осторожная интерпретация различных культурных традиций, влияющих непосредственно или косвенно на показатели компаний.

неопределенность и консерватизм.

Неопределенность (uncertainty) в учете обусловлена дву­мя причинами. Во-первых, бухгалтерский учет, как прави­ло, имеет отношение к хозяйствующим единицам, которые предположительно будут существовать и в будущем. Во-вторых, оценка, используемая для характеристики благо­состояния, также отличается неопределенностью. Однако это не означает, что оценки и прогнозы не должны делать как можно точнее, если они релевантны.

Неопределенность послужила основой для выработки традиционного бухгалтерского принципа - консерватизма (conservatism). Консерватизм в целом означает корректи­ровку данных, которые в других отношениях могут быть надежными и релевантными.

Консерватизм сводится к тому, что бухгалтеры должны отражать самую низкую из возможных стоимостей акти­вов и доходов и самую высокую из возможных стоимостей пассивов и расходов.

В пользу консерватизма выдвигают три аргумента:

Первый из них состоит в том, что пессимизм бухгалтеров нейтрализует сверх оптимизм менеджеров и собственников.

Второй аргумент сводится к тому, что преувеличение прибылей и оценок имущества более опасно для дела и его собственников, чем преуменьшение.

Третий аргумент в пользу консерватизма основывается на том, что бухгалтеру доступен более значительный объем информации, нежели инвесторам и кредиторам.

Денежный измеритель. Бухгалтерский учет может применять различные изме­рители, но традиционно он использует преимущественно финансовую информацию. Денежный измеритель являет­ся предпочтительным, особенно там, где необходимо или желательно агрегирование.

Учетные данные, основанные на прошлых ценах, долж­ны быть приведены в соответствие с текущей денежной оценкой. Другими словами, проблема измерения, имею­щая место вследствие нестабильности единицы измерения, требует периодического внесения поправок в цены, по ко­торым в различные периоды времени учитывался обмен;

Принцип последовательности. Заключается в том, что, выбрав какой-то один метод уче­та расходов и доходов, предприятие должно его использо­вать для всех последующих периодов, пока не возникнут веские причины его отмены или изменения.

Принцип существенности. Важен в процессе определения расходов и доходов отчет­ного периода. Он устанавливает, что незначительные со­бытия (факторы) могут не приниматься во внимание, если они незначительно оказывают влияние на общий финансо­вый результат. Например, расходы на телефонные разгово­ры следовало бы включить в издержки в тот момент, когда они фактически имели место. Однако списание их на рас­ходы по месяцам производится по мере получения счетов телефонных станций и узлов связи. Наряду с рассмотренными в зарубежной теории бухгал­терского учета применяется множество принципов, пред­лагаемых различными исследователями и официальными органами в различные годы.

 

4). Общая характеристика национальных и межнациональных систем бухгалтерского учета.

В процессе исторического развития общества возникали и постоянно совершенствовались национальные системы бухгалтерского учета. К концу 60-х годов в мире сформи­ровалось более 100 национальных систем бухгалтерского учета. Начали проводить анализ и группировку нацио­нальных бухгалтерских систем рабочие группы экспертов ООН, международные организации бухгалтеров и отде­льные ученые. Появились попытки дать определение на­циональной учетной системы.

Национальная учетная система характеризуется рядом принципов: методами учета и оценки производственных запасов, начисления износа и его отражения в учете, от­ражения иностранной валюты в отчетности и т. д. Кроме того, национальные учетные системы имеют различные подходы к формам отчетности и перечню ее показателей, способам контроля за деятельностью фирм.

Национальная система бухгалтерского учета позво­ляет решать определенные тактические и стратегичес­кие задачи развития экономики страны путем издания соответствующих законодательных актов, регулирующих национальную учетную систему.

В целом национальная система учета и отчетности харак­теризуется следующими основными показателями:

- наличием и использованием системы национальных бухгалтерских стандартов, разработанных на основе меж­дународных стандартов с учетом национальных особеннос­тей развития экономики;

- присутствием национального плана счетов бухгалтерс­кого учета, который является определяющим фактором в построении бухгалтерского учета и учетной политики го­сударства;

- системой организации бухгалтерского учета в масшта­бе предприятия;

- методологией определения конечного финансового ре­зультата деятельности предприятия;

- системой финансовой отчетности с указанием типовых форм и приложений применительно к международным стандартам.

Немаловажное значение при изучении и определении национальной системы учета и отчетности имеет наличие законодательной базы и других нормативных документов, являющихся основой организации учета, их соответствие международной практике и утвержденным стандартам.

Степень разработки и изученности этих основных пока­зателей национальной системы бухгалтерского учета и от­четности во многом характеризуют учетную политику го­сударства, состояние учета и отчетности в сопоставлении с мировой практикой и международными стандартами.

Международные стандарты учета, отражающие различ­ные стороны методологии и организации бухгалтерского учета в системе рыночной экономики, разрабатываются и издаются Комитетом международных стандартов учета (КМСУ), который создан в 1973 году в соответствии с со­глашением бухгалтерских организаций Австралии, Кана­ды, Франции, Германии, Японии, Мексики, Нидерландов, Ирландии и США. Главные задачи КМСУ - формирование и издание в го­сударственных интересах стандартов учета, отчетности и аудита, подлежащих применению при организации учета, составление и представление финансовой отчетности, рабо­та по совершенствованию и гармонизации бухгалтерских инструкций, стандартов и т. п.

Однако международные стандарты учета, утвержденные КМСУ, не искажают и не отменяют национальные стан­дарты. Международные стандарты учета используются различными странами в качестве ориентиров при разра­ботке своих национальных стандартов учета и отчетности. Отдельные страны используют международные стандарты после их доработки и приспособления к национальным особенностям и требованиям бухгалтерского учета. Дру­гие страны используют международные стандарты учета как основу для детализации национальных требований к учету. В отдельных странах требования международных стандартов включены в национальные законы без особых изменений.

Зарождение рыночных отношений в экономике нашей стране, расширение внешнеэкономической деятельности требуют совершенствования учета и отчетности в соответс­твии с требованиями международной практики, обеспе­чения сопоставимости показателей учета с аналогичными показателями других стран. А это возможно при наличии национальных стандартов учета и отчетности, которые бы отражали особенности экономического развития и состо­яние экономики России и в то же время соответствовали международным стандартам. Такая работа в нашей стране проводится, и имеются определенные результаты.

Определяющим фактором надлежащей организации бухгалтерского учета, обеспечения достоверности и повы­шения его управленческих функций является план счетов бухгалтерского учета. Вопросами создания, совершенство­вания и внедрения планов счетов бухгалтерского учета в мире уже в течение столетия уделяется большое внимание ученых и специалистов в целях обеспечения достоверности учета и повышения его управленческих функций.

В 1937 году был разработан и внедрен национальный план счетов Германии, в 1947 году - Франции. В последу­ющие годы было разработано более 100 национальных пла­нов счетов.

Новый план счетов бухгалтерского учета, введенный в России с 1 января 2002 года, максимально приближен к региональным межнациональным планам счетов, однако он не полностью отвечает требованиям международных стандартов учета и отчетности и принципам организации учета в условиях регулируемой рыночной экономики. О его недостатках свидетельствует такой факт, что по мере более широкого внедрения в экономику нашей страны ры­ночных отношений приходится постоянно вносить в него соответствующие изменения. Так были внесены измене­ния в действующий план счетов в 2003 году.

Учетная система на национальном и межнациональном уровне во многом характеризуется состоянием бухгалтерс­кой отчетности. Она должна быть направлена, кроме обес­печения предприятий реальной и надежной информацией, на поиск лучших вариантов прогресса, на решение не толь­ко тактических, но и стратегических задач.

Финансовая отчетность подготавливается в интересах потребителей этой информации. Отчетность отличается не только по формам, но и по существу и объему представлен­ной в ней информации. Содержательная часть отчетности зависит от того, кому она предназначена: инвесторам или кредиторам, правительственным или иным органам. Зна­чительное влияние на структуру и содержание отчетности оказывают национальные традиции.

Структура и содержание отчетности во многом определя­ются различиями в национальных системах учетных стан­дартов. В некоторых странах стандартами определен ряд статей и показателей, которые рекомендуется включать в отчеты. Тем не менее, компании самостоятельно включают в отчетность аналитическую информацию, какую они счи­тают нужной. В мире идет жесткая конкурентная борьба за дополнительные источники финансирования, поэтому компании, нуждающиеся в них, вынуждены включать в годовую отчетность все более детализированную и анали­тическую информации.

Все страны в зависимости от степени влияния законодательства на организацию бухгалтерского учета можно подразделить на две группы: страны, имеющие разветвленный кодекс законов; страны, имеющие законодательство общеправовой ориентации.

В странах первой группы учетные стандарты возводятся в ранг государственных законов. Процедуры ведения уче­та детализируются и жестко регламентируются. К таким странам следует отнести Германию, Францию и др.

В странах второй группы законы как бы указывают на пределы, в рамках которых физические и юридические лица могут принимать соответствующие решения. Учет­ные стандарты регулируются различными профессиональ­ными организациями бухгалтеров.

К странам второй группы относятся Великобритания, США и др. Таким образом, если считать идею воздействия «окружающей среды» на систему бухгалтерского учета верной, можно ожидать, что в странах с похожими соци­ально-экономическими условиями и системы учета имеют много общего.

Прежде чем привести одну из известных классифика­ций, отметим, что не существует и двух стран с идентич­ными системами учета. Относя страны к одному кластеру (классификационной группе), необходимо видеть не толь­ко схожесть, но и определенные различия в бухгалтерской практике. Тем не менее, в мировой практике используется следующая группировка моделей бухгалтерского учета.

Британо-американская модель. Основополагающие принципы этой модели были разработаны в Великобрита­нии и США. Большой вклад в ее развитие внесла Голлан­дия, поэтому правильнее называть эту модель британо-аме­рикано-голландской. И в настоящее время роль этих стран продолжает оставаться чрезвычайно активной. Основная идея этой модели - ориентация учета на информационные запросы инвесторов и кредиторов. В трех ведущих странах, использующих эту модель, хорошо развиты рынки ценных бумаг, где большинство компаний и находят дополнитель­ные источники финансовых ресурсов. Система общего и профессионального образования также отвечает высоким стандартам, что в полной мере распространяется как на бухгалтеров, так и на пользователей учетной информации. В этих странах расположены штаб-квартиры многих мультинационнальных компаний (МНК). Эти три страны рас­пространили свое влияние в области бухгалтерского учета на многие страны мира.

Континентальная модель. Этой модели придержива­ются большинство стран Европы и Япония. В ней бизнес имеет тесные связи с банками, которые в основном и удов­летворяют финансовые запросы компаний. Бухгалтерс­кий учет регламентируется законодательно и отличается значительной консервативностью. Ориентация на управ­ленческие запросы кредиторов не является приоритетной задачей учета. Напротив, учетная практика направлена, прежде всего, на удовлетворение требований правитель­ства, в частности в отношении налогообложения в соот­ветствии с национальным макроэкономическим планом. Франкоязычные африканские страны в большинстве сво­ем также придерживаются такой системы учета.

Южноамериканская модель. За исключением Бразилии, государственным языком которой является португаль­ский, эти страны объединяет общий язык - испанский, а также общее прошлое. Основным отличием этой модели от вышеописанных является перманентная корректировка учетных данных на темпы инфляции. В целом учет ори­ентирован на потребности государственных плановых ор­ганов, а методики учета, используемые на предприятиях, достаточно унифицированы. Информация, необходимая для контроля за исполнением налоговой политики, также хорошо отражается в учете и отчетности.

Вновь нарождающиеся модели. Можно выделить две мо­дели, получающие сейчас определенное развитие, одна из них - исламская модель. Находясь под огромным влияни­ем богословских идей, она имеет ряд особенностей, в час­тности, запрещается получение финансовых дивидендов ради собственно дивидендов. Рыночным ценам отдается предпочтение при оценке активов и обязательств компа­ний. Считается, что эта модель еще не достигла того уровня развития, который присущ финансовому учету вышеопи­санных моделей. Еще одна модель, получающая все боль­шее развитие, - интернациональная модель. Она вытекает из потребности в международной согласованности учета, прежде всего в интересах МНК и иностранных участни­ков международных валютных рынков. Только небольшое число крупных корпораций могут сейчас утверждать, что их годовые финансовые отчеты отвечают международным финансовым учетным стандартам.

Вряд ли можно сказать, что учет в той или иной стране поставлен лучше, чем в другой. Система учета создается для достижения определенных целей, и до тех пор, пока эта задача выполняется, основные принципы, заложенные в данную конкретную систему учета, остаются неизменны­ми. Бухгалтерский учет определяется, в которой он функционирует. Разнообразие социаль­ных, политических и экономических условий порождает и разнообразие идей, и их реализацию в теории и практике учета.

5). Необходимость создания международной системы учета и отчетности.

На современном уровне экономической интеграции стран бухгалтерский учет становится одним из средств междуна­родного общения. В последние десятилетия проводится большая работа по унифицированию учета в странах Европейского экономи­ческого сообщества. Имея общие экономические интересы, страны ЕЭС принимают конкретные шаги по сближению национальных учетных систем и правовому обеспечению бухгалтерского учета.

Параллельно с процессом создания межнациональных учетных систем происходит процесс создания междуна­родной системы бухгалтерского учета и интегрирования региональных учетных систем в единую международную систему учета и отчетности. Инвесторы и кредиторы, желающие вложить имеющи­еся у них свободные финансовые ресурсы в тот или иной бизнес, выбирают прежде всего сферу приложения своего капитала на основании данных финансовой отчетности.

В условиях интернационализации экономики, появления мульти национальных корпораций финансовая отчетность подготавливается в интересах всех потребителей инфор­мации, которые могут быть расположены даже на разных континентах. Финансовая отчетность приобретает транс­национальный характер. Под транснациональной финан­совой отчетностью понимают отчетность, представляемую заинтересованным лицам за пределы страны. В этих усло­виях появляется необходимость подготовки финансовой отчетности в соответствии с международными учетными стандартами, которые бы учитывали национальные осо­бенности ведения бухгалтерского учета и вместе с тем удов­летворяли требованиям пользователей различных стран. Проблемами согласования стандартов различных стран за­нимаются международные и региональные организации.

К региональным организациям относятся: Европейское экономическое сообщество; Африканский совет по бухгал­терскому учету; Ассоциация бухгалтеров стран Америки; Федерация бухгалтеров Ассоциации государств Юго-Вос­точной Азии (стран АСЕАН); Конфедерация бухгалтеров Азиатского и Тихоокеанского регионов; Федерация евро­пейских бухгалтеров.

Европейское экономическое сообщество (Европейский общий рынок) было создано в 1957 году. В него входят 12 европейских стран. Главными задачами сообщества при его создании было обеспечение свободного обращения товаров, разработка единых таможенных правил и гармонизация правовых законодательных актов. Эксперты ЕЭС занима­ются проблемами согласованности и унификации учета, интеграции своих национальных законов. В рамках этой программы ЕЭС опубликовало ряд директив, представля­ющих свод законов сообщества, которыми страны - члены этой организации должны руководствоваться при разра­ботке своих нормативных документов, в том числе и в об­ласти бухгалтерского учета и отчетности.

Однако ЕЭС испытывает большие проблемы с внедрени­ем своих директив, так как имеются большие различия в национальных системах бухгалтерского учета различных европейских стран. Попытка ЕЭС подвести законодатель­ные основы под разрабатываемые унифицированные учет­ные стандарты оказывает большое влияние на процесс со­гласованности европейских учетных систем и на развитие общемировых тенденций по созданию международной сис­темы учета и отчетности.

Африканский совет по бухгалтерскому учету был со­здан в 1979 году. В его состав входят правительственные организации бухгалтеров из 27 африканских стран. За­дачей совета является унификация методик учета, совер­шенствование профессионального образования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.197 (0.087 с.)